Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Беседа в детском саду на тему: «Зимующие птицы» в подготовительной группе. Что за птичий туту базар? Зимующие птицы России

    Беседа в детском саду на тему: «Зимующие птицы» в подготовительной группе. Что за птичий туту базар? Зимующие птицы России

    Зима еще идет и птичкам нужна наша помощь. Это хорошее время поиграть с детьми и рассказать больше о птицах. Раньше уже были материалы , и . Я подготовила для вас задания по теме «Зимующие птицы» для развития логики, мелкой моторики, умения писать, читать и считать, а также рисовать и многое другое! Это полностью готовый материал для проведения занятия по этой теме с методическими рекомендациями по каждому виду заданий. Предлагаю вашему вниманию задания для детей от 1,5 до 6 лет по теме «Зимующие птицы». Виды заданий для тематического занятия:

              • Выложить камушками буквы С,Д, Г, В и птиц
              • Карточки количества для игр с прищепками
              • Карточки мемори для развития логики и памяти
              • Игра «Найди птицу по фрагменту».
              • Карточки для игры с прищепками – найди такую же
              • Сложи половинки для малышей
              • Сложи пазлы для детей постарше
              • Лабиринт «Птичьи следы»
              • Обведи по образцу данному вначале страницы
              • Сортируй птиц по размеру и виду
              • Разложи птиц по размеру
              • Строение птицы – обучение чтению
              • Пазлы с числами от 1 до 5, от 1 до 10, от 11 до 20.
              • Выложи слова – названия всех зимующих птиц
              • Раскрась птиц в указанные цвета
              • Проводилки
              • Соедини по порядку от 1 до 10 и от 11 до 20
              • Соединялки
              • Найди лишнее – развиваем логику
              • Пройди по линиям
              • Математические пазлы
              • Соедини по числам от 1 до 45
              • Нарисуй по клеточкам дятла
              • Найди пять отличий
              • Картинка и описание прочитай и соедини
              • Напиши алфавит
              • Учусь писать буквы
              • Учусь писать слова
              • Напиши числа
              • Сосчитай примеры
              • Собираем и считаем
              • Впиши пропущенные числа
              • Закончи предложения
              • Продолжи логические ряды
              • Математический лабиринт до 20
              • Пройди пальчиками по следам
              • Пройди пальчиком по птичке
              • Игра «Зимующие птицы»
              • Соедини слоги – читаем и запоминаем
              • Вырежи пёрышко
              • Вставь недостающее
              • Творческие задания
              • Описание птицы по плану
              • Физминутки «Синица», «Воробушки»
              • Пальчиковая гимнастика «Птицы к дому подлетели»
              • Чистоговорки
              • Список рекомендуемых книг для чтения
    P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

    Очень хочу обратиться ко всем, кто так любит разбирать мои задания на картинки и выкладывать в разных социальных сетях и на своих сайтах. Давайте уважать труд друг друга! Каждую картинку и задание я специально делаю САМА ! Трачу на это не мало времени и сил! Если я предлагаю вам эти материалы бесплатно , то это НЕ значит, что вы имеете право их выкладывать под своими именами и в других форматах! Если желаете о них рассказать, то используйте мою картинку и делайте активную ссылку на эту страницу сайта. В связи со сложившимися обстоятельствами хочу предупредить, что если еще найду свои материалы в разобранном виде на страницах интернета, то все тематические занятия сделаю ПЛАТНЫМИ.

    Прошу прощения за ошибку, исправила и заново залила «Строение птиц». Но можете исправить и сами, замазав эти буквы)))

    Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей природы растут наши детки.

    Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

    Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

    Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

    Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

    Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

    Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

    Загадки про птиц:

    Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

    1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
    2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
    3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
    4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
    5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
    6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
    7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
    8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
    9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
    10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
    11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
    12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
    13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
    14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
    15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
    16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
    17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

    Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

    Перелетные птицы картинки для детей

    Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

    • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

    • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

    • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

    • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

    • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

    • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

    • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

    • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

    Зимующие птицы картинки для детей

    А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

    • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

    • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

    • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

    • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

    • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

    • Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

    • Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

    • Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

    • Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.

    КГУ «Средняя школа №3»

    ГУ «Отдел образования акимата

    Житикаринского района»

    воспитатель КПП

    Тип занятия: Интегрированное.

    Тема: «Зимующие птицы».

    Виды интегрированных областей: « Коммуникация»; «Познание»; «Творчество».

    Цель: закрепление и уточнение представления детей о зимующих птицах, установление связи между сезонными изменениями в природе и в жизни птиц.

    Задачи: учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать любовь к птицам и заботу о них. Учить приёмам изображения нетрадиционной техникой, развивать умение делать звуковой анализ слова.

    Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный, практический, индивидуально-дефференцированный.

    Полиязычие: снег - кар - винтер; зима - қ ыс; воробей - торғ ай;

    дятел - тоқ ылдақ ; ворона - карғ а; мороз – аяз - айс.

    Оборудование: интерактивная доска, натуральный корм для птиц,

    демонстрационный материал, раздаточный материал, презентация к занятию,

    музыкальное сопровождение, конверты для релаксации, бумага,

    клей, кисти, микрофон, выставка книг о птицах, запись голосов птиц.

    Предварительная работа: чтение книг о птицах, беседы, дидактические игры, чтение стихов, загадок, подвижные игры, подборка и выставка книг о птицах, участие детей и родителей в акции «Помогите птицам!», аппликация, лепка, рисование, поделки птиц из бумаги, слушание записей голосов птиц.

    Планируемый результат работы: иметь представление о жизни перелётных птиц, уметь выделять и называть характерные особенности перелётных птиц, узнавать их по голосу; уметь выделять звуки, производить звуковой анализ слова; иметь представление о жизни зимующих птиц, проявлять интерес к птицам, развивать желание помогать им в трудное время года. Развивать творческие способности, учить работать с сыпучим материалом (пшеном).

    Ход занятия:

    Дети под музыку входят в класс.

    Ребята, сегодня наш класс превратился в радиостудию. Кто знает, что такое радиостудия и радиостанция? Сегодня разные птицы посетят нашу радиостанцию.

    -Внимание, внимание!

    Сегодня в пять часов

    Работать будет станция

    Для рощ и для лесов!

    -Внимание, внимание!

    Слетятся птицы разные

    На радиособрание!

    Стук в дверь. Воспитатель вносит письмо.

    -«Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает к каким птицам он относится и где живёт, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха.

    Ребята вы поможете навести в царстве порядок? А птицы у нас в царстве живут разные, их много. Помогите нам разобраться!!!

    Ребята, поможем птицам? В письме много вопросов и заданий от птиц, которые живут в рощах и лесах.

    1 задание из письма: 1.Какие виды птиц вы знаете?

    2.Почему птиц называют перелётными?

    3.Почему они улетают в тёплые края?

    4.Назовите перелётных птиц.

    5. Почему птиц называют зимующими?

    6.Какие зимующие птицы остаются у нас

    7. Какие птицы к нам прилетают зимовать?

    8.Какие птицы выводят зимой птенцов?

    2 задание: Нужно помочь птицам узнать их по описанию и повадкам.

    1.Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но драчливый, удалой.

    (воробей - торғ ай).

    2.Красногрудый, толстый, малоподвижный,

    (снегирь - суыкторғ ай).

    3.Твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый.

    (дятел - тоқ ылдақ )

    4.Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая.

    5.Чернохвостая, чернокрылая, разбойница,

    (ворона - карғ а)

    6.С крестообразным клювом, зимой выводит птенцов.

    7.Круглоголовая, круглоглазая, ночью летает, днём засыпает.

    8.Кто на ёлке на суку целый день кричит ку-ку. (кукушка).

    Молодцы, вы хорошо справились с заданием, помогли птицам.

    (показ сопровождается показом слайдов)

    3.задание: - Внимание! Внимание!

    Наш приёмник в 7 часов

    Сейчас начнутся прения:

    И свист, и скрип, и пение,

    Урчанье и пиликанье,

    И щебет, и чириканье

    Начнутся выступления

    Скворцов, щеглов, синиц,

    И всех без исключения

    Других известных птиц.

    Внимание! Внимание!

    Узнайте птиц по пению.

    Физминутка:

    А теперь нужно сделать небольшую зарядку, чтобы

    птички набрались сил в мороз и холод и согрелись.

    «Вот и утро! Хватит спать!

    Перед тем, как вылетать,

    Надо крылышки размять.

    Вверх крыло, вниз крыло,

    А теперь наоборот!

    Крылья в стороны разводим,

    А лопатки вместе сводим.

    Вправо-влево наклонились,

    И вперёд мы опустились.

    По команде приседаем

    Упражненье выполняем.

    Чур друзья, не отставать!

    Вверх крыло – вниз крыло,

    Стало птичкам всем тепло!

    4 задание. Работа в тетради: рассмотрите рисунки, кто на них изображён? Подумайте кто лишний? Заштрихуйте квадратики около зимующих птиц.

    А почему ласточка лишняя?

    -Загадка:

    В зимний день среди ветвей

    Стол накрыли для гостей.

    (кормушка).

    На нашу кормушку первыми прилетели птицы, в названии которых есть звуки (г - гь). Как вы думаете кто это?

    (галка, снегирь, голубь)

    Отгадайте загадки. Вы узнаете, какие ещё прилетели птицы на нашу кормушку. Наклейте их.

    Непоседа пёстрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

    Я весь день ловлю жуков,

    Ем букашек, червяков.

    Зимовать не улетаю,

    Под карнизом обитаю.

    Прыг-скок! Не робей!

    Я бывалый

    (воробей).

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика.

    -Синичка прислала письмо с просьбой:

    «Зимой многие птицы улетают в тёплые края, на юг. А мы синицы остаёмся в сёлах и городах. Холодно и голодно нам, а еда под снегом. Вы наверное видите нас часто на своём окне. Мы стучим в окно носами, напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели разные плоды. Это мы ваши сады охраняли. Теперь ваш черёд помочь нам.»

    Нужно помочь синичке. Давайте сделаем звуковой анализ слова:

    СИНИЦА

    Дети выполняют работу на местах, один ребёнок у доски.

    (на экране изображение синицы).

    Вопросы:

    Сколько слогов в слове СИНИЦА?

    Какие слоги?

    Почему их 3? (потому что 3 гласных звука)

    Какой слог ударный? Давайте позовём синичку.

    Сколько гласных звуков?

    Сколько согласных?

    Какие согласные?

    А какой твёрдый?

    Что вы знаете о звуке (Ц)?

    Какой он всегда? (твёрдый), (добиваться полных ответов).

    Как можно помочь птицам перезимовать?

    Какой корм любят птицы?

    Какое правило про корм мы знаем?

    Почему нельзя давать чёрный хлеб?

    5. Выполнение задания в тетради: «Накормим птиц».

    Кого мы увидели на кормушке? А если бы их было много?

    (много – голубей)…

    Ребята, давайте назовём птиц ласково: (голубок).

    - Давайте поможем птицам найти свой корм. Нужно соединить корм с птицей, которая их любит.

    Снегирь выбрал корм со звуком (бь) во втором слоге. Что выбрал снегирь? (рябину).

    Голубь выбрал корм со звуком (г) в начале слова. Это слово состоит из 3-х слогов. Найдите его (геркулес).

    Галка долго думала и выбрала корм со звуком (г) в начале слова.

    Это слово состоит из 2-х слогов. Найдите слово.

    Воробей с удовольствием стал клевать чёрные (семечки).

    Сороке достались хлебные (крошки).

    А синичка занялась (колбасой).

    Молодцы, вы снова помогли птичкам!

    ФИЗМИНУТКА:

    Внимание! Внимание!

    Наша радиостанция. Приняла сигнал с просьбой помочь птицам

    1. Галдят грачата на галчат, 2. Гусь Гусятам Говорит:

    Галдят галчата на грачат. Где-то Грозно Гром Гремит!

    Игра: «Скажи наоборот.»

    Громко - тихо (песня),

    Мелкая - крупная (пташка),

    Голодные - сытые (вороны),

    Светлые - тёмные (перья),

    Чистые - грязные (клювы).

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «Птички-невелички»

    Маленькие птички,
    Птички-невелички,
    По лесу летают,
    Песни распевают.

    (машем руками, как крылышками)
    Буйный ветер налетел,

    (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
    Птичек унести хотел.
    Птички спрятались в дупло

    (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
    Там уютно и тепло.

    Ребята, давайте вспомним, какую птицу мы разукрашивали?

    Правильно: синицу. Нам нужно доделать грудку у синицы.

    Показываю пшено. Что это? Да, это пшено. Какого оно цвета?

    Какого цвета у синички грудка?

    Сейчас делать грудку у синички мы будем пшеном.

    Вспомним правила работы с сыпучим материалом, клеем.

    (самостоятельная работа, индивидуальная помощь).

    Предлагаю закончить занятие чтением стихотворения:

    «Подкормите птиц зимой.»

    1.Подкормите птиц зимой!

    Пусть со всех концов

    К нам слетятся, как домой

    Стайки на крыльцо.

    2.Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна.

    Горсть одна - и не страшна

    Будет им зима.

    3.Сколько гибнет их – не счесть!

    Видеть тяжело!

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

    4.Разве можно забывать:

    Улететь могли.

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    5.Приучите птиц в мороз

    К своему окну.

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    Итог : Как называются птицы, которые остаются зимовать?

    Какие корма предпочитают зимующие птицы?

    Чем нельзя кормить птиц зимой?

    Назовите зимующих птиц.

    Как вы помогли зимующим птицам?

    (ответы детей)

    Вывод: Вы молодцы, помогли птицам навести порядок в их царстве. Вы вместе с родителями участвовали в акции: «Помогите птицам.»

    Вы подкармливали птиц, заботились о них, смастерили кормушки.

    Теперь, когда станет теплее, к нам придёт весна с весёлым щебетом птичьих голосов, который ворвётся в раскрытые окна. И будет приятно нам слышать их неугомонный счастливый хор.

    Рефлексия: Ребята наша радиостанция заканчивает свою работу. У вас на столах конвертики: в них тучки и солнышки. Если вам понравилось занятие и было интересно –поднимите солнышко.

    Если было трудно и неинтересно – поднимите тучку.

    Синичкам очень понравились ваши работы и они пшено превратили в угощение для вас. (пшено «превратилось» в крупное драже жёлтого цвета).

    Тип проекта: информационно-творческий.

    Вид проекта: групповой.

    Продолжительность: краткосрочный.

    Возраст детей-участников: 5-6 лет.

    Участники: педагог, дети и родители группы.

    Актуальность:

    В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

    Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

    Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

    Задачи:

    1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

    2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

    3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

    Подготовительный этап

    — Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

    — Анкетирование родителей.

    — Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

    — Подбор необходимой литературы по данной теме.

    Основной этап.

    Взаимодействие с детьми.

    1 неделя.

    Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

    Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

    Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

    Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

    Рис. 1. Зимующие птицы.

    Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

    Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

    Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

    Грудка ярче, чем заря,

    У кого?..

    У снегиря.

    Всех я за день навещу,

    Всё, что знаю, растрещу.

    Сорока.

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика.

    Синица.

    В серой шубке перьевой,

    И в морозы он герой,

    Назови его скорей,

    Кто там скачет?

    Воробей.

    Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей,

    Прячется в морозных кронах,

    А зовут её …

    Ворона.

    Эти птички с хохолком,

    Очень яркие притом.

    На рябину прилетели,

    Птички эти…

    Свиристели.

    Посмотрите на балкон:

    Он с утра воркует тут.

    Эта птица – почтальон,

    Пролетит любой маршрут.

    Голубь.

    Над жуком и короедом

    Держит он всегда победу.

    По деревьям тук да тук:

    Кто для леса верный друг?

    Дятел.

    Рисование «Снегири на ветке рябины»

    Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

    Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

    Рис. 2. Маска сороки.

    Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

    2 неделя.

    Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

    Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

    Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

    Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

    Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

    — ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

    Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

    Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

    3 неделя.

    Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

    Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

    Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

    Среда — рисование «Моя любимая птичка».

    Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

    — заготовка корма для птиц;

    — подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

    Взаимодействие с родителями

    1 неделя.

    Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

    2 неделя.

    Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

    Заключительный этап.

    Взаимодействие с родителями

    Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

    Фото 1. Птицы на кормушке.

    Взаимодействие с детьми.

    Викторина «Кто больше знает о птицах?»

    Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

    Ожидаемый результат:

    У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

    — созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

    У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

    Трансляция проекта:

    Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

    Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

    Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

    Задачи:

    • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
    • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
    • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

    Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

    Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

    Ход мероприятия

    Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

    Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

    Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

    Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

    Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

    И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

    Бывают птицы разными:

    Одни боятся вьюг

    И улетают на зиму

    На добрый, тёплый юг.

    Другие – те народ иной:

    В мороз над лесом кружат,

    Для них разлука с родиной

    Страшнее лютой стужи.

    К их пёрышкам взъерошенным

    Не пристают снежинки,

    Они и под порошами

    Резвятся для разминки.

    К. Мухаммади

    Дети отвечают.

    Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

    Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

    Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

    Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

    Игра повторяется с обменом карточек.

    Рис. 4. Карточки к игре.

    Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

    Дети отвечают.

    Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

    Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

    Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

    Заранее подготовленные дети по очереди говорят

    1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

    2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

    3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

    4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

    5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

    6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

    Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

    Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

    Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

    Фото 2. Кормушка для птиц.

    Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

    Мы кормушку смастерили,
    Мы столовую открыли.
    Поползень, лесной – сосед,
    Будет вам зимой обед.
    В гости первый день недели.
    К нам синицы прилетели.
    А во вторник, посмотри,
    Прилетели снегири.
    Три вороны были в среду.
    Мы не ждали их к обеду,
    А в четверг со всех краев –
    Стая жадных воробьев.
    В пятницу в столовой нашей
    Голубь лакомился кашей.
    А в субботу на пирог.
    Налетело семь сорок.

    З. Александрова «Новая столовая»

    Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

    Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

    Рис. 6. Модель кормушки.

    Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
    1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
    2. В какой день недели прилетали вороны?
    3. Сколько ворон прилетало?
    4. Чем лакомился голубь на кормушке?
    5. Чем угощались сороки?
    6. Сколько было сорок на кормушке?
    Молодцы, и с этим заданием справились!

    Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

    Дети предлагают различные варианты ответов.

    Фото 3. Угощение для птиц.

    Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

    Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

    Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

    Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

    Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

    Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

    Вопросы к викторине:

    1. Какая птица на земле самая большая?

    2. Какая птица самая маленькая на земле?

    3. Какие птицы не умеют летать?

    4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

    5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

    6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

    7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

    Проводится игра «Птичий концерт».

    Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

    Воробьи – чирик – чирик.

    Синицы – тинь – тинь.

    Ворона – кар – кар.

    Дятел – тррр – тррр.

    Снегирь – дю – дю – дю.

    Клёст – цок – цок – цок.

    Свиристель – тюр –тюр – тюр.

    Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

    Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

    Фото 4. Торт для птиц.

    Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

    Синица (заранее подготовленный ребенок).

    Всё короче зимний день.
    Не успеешь пообедать,
    Солнце сядет за плетень.
    Ни комарика, ни мушки
    Всюду только снег, да снег.
    Хорошо, что нам кормушки
    Сделал добрый человек.

    Ю. Синицын

    Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой

    Стайки на крыльцо.

    Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

    как воробьишко Африку искал

    — Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?

    А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.

    Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!

    Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком

    Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?

    «Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

    Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.

    Про меня даже загадку сочинили».

    Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.

    Речевое упражнение «Назови ласково»

    Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами

    • Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
    • Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
    • Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
    • Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
    • Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
    • Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.

    Часть 2. Перелетные птицы

    2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?

    Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

    Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

    «Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

    — А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?

    — А зачем Вы на зиму улетаете?

    — Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

    — А как же мы — воробьи зимой жить будем?

    Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

    «Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».

    Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?

    «Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»

    «А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

    — Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?

    — Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.

    «Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

    Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

    — Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

    — Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.

    — Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

    — Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

    — А откуда кукушата узнают дорогу?

    — А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

    А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.

    — Куда путь держите?

    — В Африку.

    — Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

    — Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

    — Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

    — А ты ночью летать умеешь?

    — Нет, ночью я сплю.

    — А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

    — Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?

    А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.

    2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах

    Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:

    • Какие птицы перелетные и почему их так называют?
    • Почему птицы улетают от нас осенью?
    • Улетают ли птенцы?
    • Есть ли у птиц своя школа с уроками?
    • Отдыхают ли птицы во время перелета?
    • Чем отличаются стая и клин?
    • Кто из птиц летит в Африку?
    • Кто чемпион среди перелетных птиц?
    • Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?

    После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.

    Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.

    Раздел 3. Зимующие птицы

    3.1. Знакомимся с зимующими птицами

    Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.

    — Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?

    — А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!

    — Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?

    — Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!

    — А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.

    — Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?

    — Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.

    — Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.

    — Чик-чирик. А Вы кто?

    — Я рябчик.

    — Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?

    — А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.

    — А что же Вы есть зимой будете?

    — А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.

    — Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.

    — Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

    — Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!

    — Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?

    — Как не знать? Знаю, конечно.

    — А мне расскажете?

    — Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!

    — Какая же она Африка, если снег холодный?

    — Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.

    — А как же Вы едите?

    — Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.

    — Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.

    Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!

    Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
    В Африку, в Африку, птицы, скорее!
    В Африке жарко! Зимою, как летом,
    В Африке можно гулять неодетым!
    Все улетели за синее море…
    Только один Чик-Чирик на заборе.
    С ветки на ветку воробышек прыг -
    Африку ищет в саду Чик-Чирик.
    Африку ищет для мамы своей,
    И для братишек, и для друзей.
    Сон потерял он, забыл про еду -
    Ищет, но Африки нету в саду!
    Он облетел, обыскал спозаранку
    В дальнем лесу за полянкой полянку:
    Дождик и ветер под каждым кустом,
    Зябко и сыро под каждым листом.
    Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
    Грустный, расстроенный, и говорит:
    - Мама, где Африка наша с тобой?
    - Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)

    Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»

    А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».

    А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.

    3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра

    В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.

    • Моё уютное – это дом или гнездо?
    • Мои пушистые – это перышки или хвост?
    • Моя любимая – это мама или дедушка?
    • Мой маленький – это клюв или или голова?

    Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»

    Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.

    Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».

    А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.

    3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах

    В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.

    А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

    Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"