Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Базисные условия поставки товаров. Инкотермс. Выбор базиса поставки Базисное условие fas

    Базисные условия поставки товаров. Инкотермс. Выбор базиса поставки Базисное условие fas

    Перейти на список всех условий Инкотермс

    В сфере международной торговли действуют Правила Инкотермс в редакции 2010 года – правила исполнения обязательств сторонами договора. До 1 января 2011 года при составлении соглашения о купле-продаже участники процесса ВЭД руководствовались Правилами Инкотермс 2000 года. В новой редакции появились два новых понятия: DAT и DAP, которые заменили практиковавшиеся до 2011 года термины DAF, DES, DEQ и DDU. Следовательно, в Инкотермс 2010 стало меньше правил: 11 вместо 13. Это – EXW , FCA, CPT , CIP , DAT , DAP, DDP, применяющиеся независимо от вида транспорта для перевозки, и FAS, FOB, CFR и CIF применительно к морским перевозкам и транспортировке грузов на внутреннем водном транспорте.

    В данной статье мы рассмотрим термин FCA – Франко перевозчик.

    Что означает FCA: расшифровка

    Термин FCA используется при перевозке и расшифровывается как Free Carrier. Данное словосочетание дословно можно перевезти как «бесплатный» или «свободный» «перевозчик». При составлении договора применяется словосочетание «Франко перевозчик» (… название места). Если выразить простыми словами, термин означает, что обязательства продавца по отношению к товару сохраняются только до передачи им товара перевозчику, выбранному покупателем. Свобода в выборе покупателем логистической компании ничем не ограничена.

    Франко – это место, где ответственность за сохранность и транспортировку товара полностью перекладывается на плечи покупателя.

    Под словом «Перевозчик» можно понимать лицо, которое согласно договору поставки продукции обеспечит транспортировку груза на определенном контрактом виде транспортного средства или его комбинации.

    В условиях и порядке поставки товара указывается, что «поставка товара по контракту осуществляется на условиях FCA – Free carrier/Франко перевозчик – «Инкотермс 2010». Также указывается пункт передачи товара, например, ООО «ЧИСТО» при экспорте моющих средств для кофемашин в Китай могло бы обозначить: «FCA д. 31, ул. Бестужева, г. Владивосток, Приморский край, Российская Федерация, Инкотермс 2010».


    Дополнительная терминология для FCA

    Обозначенное в контракте место поставки разграничивает обязательства продавца и покупателя по погрузке и разгрузке товара. Так, при поставке на территории, принадлежащей поставщику, ответственность за погрузочно-разгрузочные работы ложится на продавца, если в ином месте, то на покупателя. Разграничение обязанностей происходит с использованием дополнительных терминов. Так, когда нужно перевезти груз, объем которого полностью занимает все пространство вагона, машины, баржи, иного транспортного средства, то в договоре указывается:

    • FOT (free on truck) (при перевозке авто).
    • FIW (free in wagon) (ж/д перевозка).
    • FIB (free into barge) (перевозка на барже).

    Когда требуется консолидация груза, то можно согласовать с продавцом организацию доставки товара до терминала, склада, порта, который указывается продавцом. И тогда применяется следующая терминология:

    • FT (free terminal) (терминал).
    • FOR (free on rail) (станция отправления).
    • FFB (free ferry berth) (паромный причал).

    Базис и условия поставки FCA

    Базисные условия FCA по Инкотермс 2010 создают существенные условия покупателю для возможности выбора транспортного средства для доставки груза, построения логистической цепочки.

    Перевозчиком может стать транспортная компания или любое доверенное лицо покупателя, с кем заключен контракт на оказание логистических услуг.

    Покупатель может выбрать мультимодальную доставку, автомобильную, ж/д, на воздушном судне, поездом и т.д.

    Если отгрузка происходит непосредственно на складе продавца, то последний несет все расходы по погрузке. Когда в качестве франко-места определены терминал или иное место, не принадлежащее на праве собственности или аренды поставщику, то расходы на погрузку должен оплатить покупатель.

    В обязанность продавца вменена очистка груза от экспортных пошлин: условия FCA предполагают сдачу товара с приложением подтверждающего документа. После передачи груза ответственность за товар несет покупатель.

    Таможенные расходы (на импорт) в стране получения также осуществляет покупатель.


    Распределение рисков и обязанностей

    Обязанности продавца и покупателя по правилам FCA четко разграничены.

    Обязанности и риски продавца (поставщика)

    В обязанность продавца вменено предоставление покупателю товара, счета-фактуры, иной документации, наличие которых обговорено в контракте.

    Получить лицензию для экспорта продукции, иное свидетельство, выполнить таможенные формальности при вывозе, все это – задачи продавца.

    Отсутствуют обязательства по страхованию и фрахту груза. Продавцу необходимо только предоставить товар компании-перевозчику в указанном в договоре месте, в установленные сроки и время. Поставку можно считать выполненной, если соблюден ряд условий:

    • Товар загружен в транспорт компании-перевозчика в помещении, принадлежащем продавцу.
    • Товар в транспортном средстве продавца готов к отгрузке в транспорт перевозчика, если франко-место расположено за территорией, собственником которой является продавец.

    Продавец несет расходы, связанные с товаром до его поставки покупателю, а также оплачивает экспортные пошлины, налоги, иные сборы.

    О поставке товара продавец должен известить покупателя должным образом.

    Доказательствами поставки являются транспортные документы, в том числе в электронном виде, если стороны договора пришли к соглашению об использовании средств электронной связи.

    Расходы на упаковку ложатся на продавца. Она должна быть надлежаще маркирована.

    Продавец может оказать содействие покупателю в получении иных документов, которые нужны для импорта товара. Но только за счет последнего.


    Обязанности и риски покупателя

    Основная обязанность покупателя – в оплате полной стоимости товара согласно договору купли-продажи.

    Кроме этого, будут следующие денежные расходы:

    • На покупку импортной лицензии, свидетельства, возмещение затрат на таможенные формальности при импорте.
    • Транспортировку груза от франко-места до места назначения.
    • Расходы, связанные с товаром, после его поставки на франко-место.
    • На транзитную перевозку через третьи государства.
    • На предпогрузочный осмотр груза.
    • Возмещение расходов продавца, если он помогал оформить договор перевозки.

    Покупатель обязан принять поставку товара, если она выполнена согласно договору.

    Покупатель извещает должным образом продавца о наименовании перевозчика, способе транспортировки, дате и сроках поставки товара для передачи перевозчику.

    Кроме этого, покупателю за 10 дней до поставки товара нужно будет предоставить перевозчику следующие данные:

    • Наименование товара, его объем;
    • Полное и краткое наименование компании-грузоотправителя;
    • Дата и время загрузки, точный адрес места загрузки, например, склад продавца;
    • Полное наименование компании-грузополучателя и краткое;
    • Точный адрес грузополучателя. При отсутствии номера квартиры об этом должна быть соответствующая пометка;
    • Коды грузополучателя;
    • Коды железнодорожных станций при доставке ж/д путем;
    • Иные сведения, которые позволят перевозчику уложиться по срокам доставки.

    Переход права собственности и рисков

    Моментом перехода права собственности и исполнения обязательств продавцом считается завершение загрузки товара в транспортное средство перевозчика, если франко-место – склад поставщика, например. В ином случае права собственности на товар переходят покупателю при доставке до места загрузки на транспорт перевозчика, которое не принадлежит продавцу.

    До этого момента все риски за товар несет продавец, после – покупатель.

    В случае, когда покупатель не смог вовремя вывезти товар, то и переход рисков осуществляется с даты, когда он должен был организовать перевозку груза.

    Кто оформляет CMR?

    При перевозке товара по Европе нужно оформлять международную накладную CMR. В ней содержится информация о продавце, покупателе груза, виде товара, его весе и объеме.

    Накладная заполняется отправителем груза, то есть продавцом. Инструкции и указания должна предоставить компания-перевозчик. За достоверность заполнения CRM продавец и перевозчик несут солидарную ответственность.

    Что такое франко-перевозчик?

    Термин «франко-перевозчик» в толковании Инкотермс 2010 означает доставку продавцом товара, прошедшего таможенную очистку, до франко-места и его передачу перевозчику, нанятому покупателем. В контракте данное понятие употребляется с указанием точного адреса загрузки товара.

    Допустим, завод-производитель ООО «Элитный паркет» заключил контракт с покупателем из США. В условиях поставки место «франко-перевозчика» указывается так: «Пунктом передачи является склад ООО «Элитный паркет» по адресу: д. 10, стр. 3, ул. Сыромятническая Ниж., Москва, Российская Федерация», если это – территория продавца. Но можно указать и терминал в Домодедово, если покупатель определил по условиям fca эту территорию для передачи груза перевозчику. Тогда нужно оформить следующим образом: «Пунктом передачи является грузовой терминал аэропорта Домодедово по адресу: с. 7/1, Домодедово аэропорт, Московская обл., Российская Федерация».


    Договор поставки на условиях FCA

    Предлагаем вашему вниманию готовый вариант международного договора поставки по условиям FCA. Образец составлен с учетом основных положений терминологии Инкотермс 2010 и в полной мере содержит обязательства и покупателя, и продавца. Если вам нужны консультации по представленному документу, мы готовы вам помочь. Образец контракта можно скачать без регистрации и бесплатно.

    Цена на условиях FCA

    При подписании двустороннего договора на поставку товара в цену на условиях FCA продавец включает следующие расходы:

    • Стоимость товара по факту;
    • Расходы на экспортные пошлины на таможне;
    • Расходы на доставку груза до места передачи перевозчику.

    Когда заключается контракт международной купли-продажи товара, обе стороны внешнеэкономической деятельности должны как можно четче и детальнее прописать условия поставки. Указание свойств товара, обозначение типа транспортного средства, объема груза и другие данные позволят избежать задержек на таможне и дополнительных расходов на экспортные и импортные пошлины и сборы.

      Понятие базисных условий поставки товаров (БУП)

      Группа «E»

      Группа «F»

      Группа «С»

      Группа «D»

    1. Понятие базисных условий поставки товаров

    Практика международных коммерческих отношений выявила наиболее часто встречающиеся условия товарного обмена и соответствующие им обязанности продавца и покупателя осуществлять определенные действия и нести за них ответственность, а следовательно, и соответствующие затраты, влияющие на цену товара. При определении внешнеторговой цены товара в договорах купли-продажи продавец и покупатель согласовывают базисные условия поставки товаров.

    Базисные условия поставки товаров определяют, какие расходы несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру. Для некоторых видов товаров такие расходы могут составлять до 40 – 50% цены товара.

    С целью исключения противоречий между продавцом и покупателем в толковании базисных условий и установленных в них обязательств сторон Международная торговая палата выпустила и опубликовала в 1936 г. сведения под первоначальным названием «Торговые термины», а затем в 1953 г., «Инкотермс», т.е. «Международные правила по толкованию торговых терминов. Затем в 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 г. вносились изменения и дополнения с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой.

    Инкотермс определяет основные права и обязанности продавца и покупателя при заключении договора купли-продажи при различных базисных условиях поставки. В тексте эти базисные условия поставки обозначаются сокращенно заглавными буквами. Это сокращенное обозначение содержит понимание положения груза по отношению к транспортному средству. Кроме того БУП определяют также:

    Кем и за чей счет обеспечивается доставка товаров по территории стран продавца, покупателя, транзитных стран наземным, водным или воздушным транспортом;

    Обязанности продавца по упаковке и маркировке грузов;

    Обязанности сторон по страхованию грузов в пути следования от грузоотправителя до грузополучателя;

    Обязанности сторон по оформлению коммерческой, транспортной, технической и товаросопроводительной документации;

    Где и в какой момент переходит с продавца на покупателя риски случайного повреждения, частичной или полной утраты товара в период его перегрузки и перевозки

    Распределение обязанностей сторон по получению экспортных и импортных лицензий.

    Переход рисков по Инкотермс происходит в момент передачи товара. Инкотермс не регламентирует переход права собственности.

    За рамками Инкотермс остались последствия невыполнения сторонами обязательств по договору международной купли-продажи товаров, в т.ч. основания освобождения сторон от ответственности. Не регламентируются и отношения, возникающие по смежным с контрактом международной купли-продажи, договорам страхования, перевозки.

    Эти вопросы регулируются либо Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи, либо нормами применимого права.

    При исполнении всех условий Инкотермс, кроме «Франко-завод», от продавца требуется осуществление доказательства поставки путем предоставления покупателю за свой счет необходимых документов. К таким документам в зависимости от вида транспорта относятся: оборотный коносамент; необоротная морская накладная; речной транспортный документ; авиагрузовая накладная; автомобильная транспортная накладная; комплексный транспортный документ

    По Инкотермс (2010 г.) действует 11 базисных условий поставки товаров. Все они разделены на четыре группы – E, F, C, D.

    Условия поставок:

    EWX C завода

    FCA Свободно у перевозчика

    FAS Свободно вдоль борта судна

    FOB Свободно на борту

    СFR Стоимость и фрахт

    CIF Стоимость, страхование и фрахт

    CPT Перевозка оплачена до...

    CIP Перевозка и страхование оплачены до...

    DAT Поставка на терминале (… название терминала)

    DAP Поставка в пункте (… название пункта)

    Условия поставки FCA Инкотермс 2010 - расшифровка «Free Carrier» named place переводится «Франко перевозчик» указанное название места - означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте.

    Распределение рисков и ответственности по условию FCA

    Следует отметить, что выбор места поставки по условию FCA повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. Рекомендуется наиболее четко определить пункт места поставки, т.к. риск переходит от продавца на покупателя в этом месте.

    Обязанности по базисным условиям поставки FCA (ФСА)

    Базис поставки FCA Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанности по погрузке товара на транспорт в месте отправки и по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

    Термин FCA может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

    Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности

    Цена FCA (FCA price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, без стоимости доставки (фрахта) до покупателя.

    Условия поставки FCA Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FCA указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

    Что такое FCA Франко перевозчик (Free Carrier)?

    Термин «Франко перевозчик» (Free Carrier) означает, поставку продавцом товара, выпущенного в режиме экспорта, когда он передаст его перевозчику, которого указал покупатель, в указанном месте. Основной особенностью и принципом данного способа поставки является тот факт, что покупатель в большей степени отвечает за транспортировку груза.

    Пример термина FCA в договоре поставки

    Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 Евро на условиях поставки FCA Москва (Россия) Инкотермс 2010.
    По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FCA Москва (Россия) Инкотермс 2010.
    Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.

    Отличия условий поставок FCA и EXW

    Разница между условиями поставки FCA и EXW - в обязанности погрузки товара в транспортное средство и выполнении экспортного таможенного оформления.
    Простыми словами по условиям поставки FCA : товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление , загружается силами продавца в транспортное средство покупателя.
    По базису поставки EXW : товар без экспортного таможенного оформления и без погрузки предоставляется продавцом на складе продавца, покупатель должен погрузить товар в транспортное средство за свой счет.
    Отличия условия поставки FCA от других терминов представлены в

    При заключении внешнеторгового контракта купли-продажи стороны должны четко разделить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю. Базисные условия поставки обычно определяют такие обязанности и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Базисными эти условия называются потому, что устанавливают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет.

    В «Инкотермс-2000», как и в редакции 1990 г., термины распределены по четырем принципиально различным группам.

    Группа Е. Отправление

    EXW - Франко-завод (... название места)

    Группа F. Основная перевозка не оплачена

    FCA - Франко-перевозчик (... название места назначения)

    FAS - Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)

    FOB - Франко-борт (... название порта отгрузки)

    Группа С. Основная перевозка оплачена

    CFR - Стоимость и фрахт (... название порта назначения)

    CIF - Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения)

    СРТ - Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения)

    CIP - Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения)

    Группа D. Прибытие

    DAF - Поставка до границы (... название места доставки)

    DES - Поставка с судна (... название порта назначения)

    DEQ - Поставка с пристани (... название порта назначения)

    DDU - Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)

    DDP - Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения).

    Далее для каждого термина по десяти основным направлениям сгруппированы положения о соответствующих обязанностях продавца и покупателя. С одной стороны, коммерческие термины, применяемые в международной торговле, должны быть в максимальной степени универсальны. С другой стороны, необходимость их использования в различных сферах торговли и в разных регионах создает невозможность детального формулирования в них обязанностей сторон внешнеторгового договора купли-продажи товаров. Поэтому при подготовке проекта контракта предприниматели должны изучить практику, сложившуюся в тех или иных сферах торговли, образцы действующих контрактов.

    Согласование базисных условий и единообразное их понимание являются для контрагентов важным фактором эффективности внешнеторговой сделки. Базисные условия могут оговариваться в контракте при транспортировке товара практически любым видом транспорта, в том числе при смешанных перевозках. «Инкотермс» применяется в тех случаях, когда стороны оговорили (сослались) на них. При несовпадении содержания условий контракта и положений «Инкотермс» приоритет имеют условия контракта.

    Базисные условия внешнеторгового контракта купли-продажи определяют момент перехода права собственности на товар, от продавца к покупателю, следовательно, и риска его случайной гибели.

    В коммерческих операциях франко-условия - условия поставки товаров (продукции), в соответствии с которыми покупатель освобождается (free - свободный) от расходов по доставке товара в связи с их включением в его цену.

    Рассмотрим особенности четырех групп терминов «Инкотермс».

    1.Группа Е

    Условие: EXW

    EXWorks (... named place)

    Франко-завод (... название места).

    Включает в себя единственное условие - EXW («с завода»). При данном условии обязанности продавца сведены к минимуму и, естественно, цена товара является более низкой, чем при заключении контракта на других базисных условиях. Так, согласно рассматриваемому условию продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (на заводе, складе и т.п.).

    Здесь же на покупателя переходит и риск случайной гибели товара. Продавец не отвечает за погрузку товара, за предоставление покупателю транспортного средства, если иное не оговорено в контракте. Транспортировка товара и заключение в связи с ней договоров обеспечиваются покупателем. Покупатель несет все расходы по страхованию товара, по его погрузке и перевозке, оплачивает таможенные пошлины. Однако если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть оговорено в условиях договора. Названный термин не может применяться, когда покупатель не имеет возможности выполнить экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA при условии, что продавец примет на себя обязанности нести расходы и риски за отгрузку товара.

    2. Группа F

    Условия: FCA - free carrier (... named place) - франко-перевозчик

    (... название места);

    FAS-free alongside ship (... named port of shipment)-франko вдоль борта судна (... название порта отгрузки);

    FOB - free on board (... named port of shipment) - франко-борт

    (... название порта отгрузки).

    По условиям второй группы терминов продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкциями покупателя , который в свою очередь заключает договор перевозки и выбирает перевозчика.

    Термин FCA («франко-перевозчик ») означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. При этом выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

    Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

    Под термином «перевозчик» понимается не только лицо, непосредственно осуществляющее перевозку, но и лицо, берущее на себя обязательства выступать в качестве перевозчика или посредника в осуществлении перевозки и доставить товар в пункт, указанный покупателем. Под термином «перевозчик» подразумевается юридическое или физическое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара.

    Варианты, упоминаемые для различных видов транспорта в термине FCA статья А.4 «Инкотермс-90», не повторяются в «Инкотермс-2000».

    В отличие от FOB при условии франко-перевозчик риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара перевозчику, а не в момент пересечения товаром поручней судна.

    Потребность во введении условий франко-перевозчик возникла в связи с развитием таких способов перевозки, как смешанные, паромные, контейнерные и др.

    При осуществлении перевозки товара по железной дороге базисное условие поставки называется франко-вагон . Как правило, место передачи товара перевозчику определяет покупатель, что специально должно быть оговорено в тексте договора международной купли-продажи. Если такого условия нет в контракте, место передачи товара перевозчику выбирает продавец. При указанном базисном условии поставки риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара перевозчику. Чтобы данный переход риска произошел, продавец должен определенным образом индивидуализировать передаваемый перевозчику товар. Например, выделить его из массы однородных вещей посредством его затоваривания, маркировки, размещения в отдельном помещении, составления отгрузочных документов, извещения покупателя об отправлении в его адрес товара и т.п.

    Международная купля-продажа может осуществляться на условии FAS (свободно вдоль борта судна ). Согласно этому условию продавец считается исполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтере (если судно стоит на рейде) в указанном порту отгрузки. Право собственности на товар переходит с продавца на покупателя после того, как товар размещен на причале вдоль борта судна или на лихтере. Риск случайной гибели или повреждения товара и все последующие расходы переходят на покупателя с момента перехода к нему права собственности на товар.

    По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Это новое положение в «Инкотермс-2000» по сравнению с предыдущими изданиями «Инкотермс», в которых обязанность по таможенной очистке для экспорта возлагалась на покупателя.

    Если стороны желают, чтобы покупатель принял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, они должны это оговорить в условиях договора купли-продажи.

    Данный термин может применяться при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

    При применении в контракте условия FOB (свободно на борту ) продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту отгрузки в установленный срок, а также очистить товар от экспортных пошлин. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно и своевременно известить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии, времени прибытия судна. В этом случае право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара и все дальнейшие расходы переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара на борт через поручни данного судна. Термин FOB применяется только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

    3. Группа С

    Условия: CFR - cost and freight (... named port of destination) - стоимость и фрахт (... название порта назначения);

    CIF - cost, insurance and freight (... named port of destination) - стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения);

    СРТ - carriage paid to (... named place of destination) - фрахт/ перевозка оплачены до (... название места назначения);

    С1Р - carriage and insurance paid to (... named place of desitination) - фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения).

    Третья группа содержит правила, согласно которым продавец обязан заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет . Поэтому при употреблении соответствующего термина данной группы должен быть обязательно указан пункт, до которого продавец оплачивает перевозку. По условиям данных терминов стоимость, страхование и фрахт, и фрахт и страхование оплачены до ... продавец также обязан оформить и оплатить страхование груза (товара).

    Поскольку пункт распределения затрат находится в стране назначения, условия данной группы терминов часто ошибочно понимают как условия договора прибытия, согласно которому продавец несет все виды риска и любые затраты вплоть до фактического прибытия товара в согласованный пункт. Однако необходимо подчеркнуть, что правила этой группы терминов того же порядка, что и правила терминов второй группы, т.е., они предусматривают исполнение продавцом договорных обязательств в стране отгрузки товара. Таким образом, контракты купли-продажи, заключенные на условиях третьей группы терминов, как и на условиях второй группы терминов, подпадают под категорию договоров отправления (отгрузки).

    Суть условий третьей группы терминов заключается в том, что продавец освобождается от любого дальнейшего риска случайной гибели или повреждения товара и расходов после того, как он надлежащим образом выполнил свои обязанности: заключил договор перевозки, передал груз перевозчику и обеспечил страхование согласно условиям и фрахт и страхование оплачены до ....

    Условие поставки, именуемое CFR - дословно стоимость и фрахт , сходно с условием FOB. Риск случайной гибели или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов переходит с продавца на покупателя в момент переноса товара через поручни судна в порту отгрузки. Отличие заключается в том, что при условии CFR продавец берет на себя обязанность оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения.

    Условия поставки CIF - (стоимость, страхование и фрахт ) предусматривают, что продавец выполнил поставку, когда товар перенесен через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск потери или повреждения товара и дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Продавец обязан доставить товар в порт и погрузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент, а также заключить договор со страховщиком в пользу покупателя, выплатить страховую премию, вручить покупателю страховой полис.

    По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

    Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

    Термин СРТ (фрахт/перевозка оплачены до.. .) означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику и оплатит расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара и другие расходы после передачи товара перевозчику.

    По условиям термина CIP (фрахт/перевозка и страхование оплачены до. ..) продавец обязан доставить товар названному им перевозчику и оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Продавец также обязан обеспечить в пользу покупателя страхование от рисков потери и повреждения товара во время перевозки, т.е. продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы.

    По условиям терминов СРТ и CIP на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

    Термины СРТ и CIP могут применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

    4. Группа D

    Условия: DAF - delivered at frontier (... named place) - поставка до границы (... название места поставки);

    DES - delivered ex ship (... named port of destination) - поставка с судна (... название порта назначения);

    DEQ - delivered ex quay (... named port of destination) - поставка с пристани (... название порта назначения);

    DDU - delivered duty unpaid (... named place of destination) - поставка без оплаты пошлины (... название места назначения);

    DDP - delivered duty paid (... named place of destination) - поставка с оплатой пошлины (... название места назначения).

    Четвертая группа терминов содержит правила, которые отличаются от терминов третьей группы тем, что здесь продавец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт или порт назначения на границе или в стране импорта, а также несет при этом все виды риска и все расходы по доставке . Таким образом, термины четвертой группы характеризуют договоры прибытия, тогда как термины третьей группы - договоры отгрузки. Термины четвертой группы подразделяются на две категории:

    1. По условиям терминов DAF, DES, DDU, DEQ продавец не обязан доставлять товар с осуществлением таможенной очистки для импорта;

    2. По условиям термина DDP продавец обязан доставить товар и произвести таможенную очистку товара.

    Термин DAP (доставка до границы ) означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому необходимо в контракте точно определить границу путем указания на конкретный пункт или место. Продавец несет все расходы и риски по доставке товара в названный пункт или место до момента предоставления неразгруженного товара покупателю.

    Термин DAF может применяться при перевозке любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы. Если поставка будет производиться в порту назначения, на борту судна, на пристани, следует соответственно применять термины DES или DEQ.

    Термин DES (поставка с судна ) означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Продавец несет все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки.

    Термин DES может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.

    Термин DEQ (поставка с пристани ) означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенную очистку для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Термин DEQ возлагает на покупателя обязанность таможенной очистки для импорта товара. В предыдущей редакции «Инкотермс-90» такая обязанность была возложена только на продавца.

    Термин DEQ может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на пристань в порту назначения.

    Термин DDU (поставка без оплаты пошлин ) означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку и не разгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения. Под термином «сборы» применительно к DDU подразумевают ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов. Если покупатель не смог вовремя пройти таможенную очистку для импорта, он несет ответственность за такие сборы, другие расходы и риски.

    Термин DDP (поставка с оплатой пошлины ) означает, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда предоставил прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая любые сборы для импорта в страну назначения. Термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца, термин EXW, наоборот, возлагает на продавца минимальные обязанности. Термин DDP не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

    Термины DDU и DDP могут применяться независимо от вида транспорта,


    Фрахт (freight) - плата владельцу транспортных средств (в основном морских) за предоставленные им услуги по перевозке грузов, а также в зависимости от условий договора плата за погрузку, выгрузку и укладку грузов.

    Предыдущая