План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Игра-инсценировка по сказке «Репка». Игра-инсценировка по сказке «Репка
Анцыгина Надежда Викторовна
ГБОУ г. Москвы СОШ №230 им. С.В. Милашенкова
учитель начальных классов
Сценарий школьной постановки
РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД
Действующие лица: Ведущий, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Образы:
Ведущий - девочка в нарядном платье.
Репка - ярко-желтый пышный сарафан, на голове 4-5 косичек, в которые вплетены ярко-зеленые ленты.
Дед - русская народная рубаха, пояс, лейка.
Бабка – русский народный сарафан, бусы, на голове повязан платок, в руках ноутбук.
Внучка – блестящий наряд, на голове бант, в руках маленькая сумочка.
Жучка - костюм собаки, на голове дополнительно усики-антенны, аквагрим.
Мурка – костюм кошки, аквагрим.
Мышка – желательно самый крупный мальчик в классе. Костюм мышки, в руках гантели.
Ведущий :
Дорогие зрители:
Учителя, родители,
Сейчас 1 «Г» класс
Про Репку вам поведает рассказ.
Мы очень постараемся
И с волненьем справимся!
Итак, поехали-и-и-и-и-и!
Ведущий: Попытался посадить дед Репку.
Выходит из-за кулис дед, тащит за собой Репку. Репка брыкается, упирается изо всех сил.
Дед: Что за овощи такие вредные пошли! Хотел посадить огурец, тот отказался. Морковку просил – у нее дела, видишь ли! Вот хоть Репку бы нормальную вырастить, а то бабка все ворчит, что я бездельник… (Репке) Садись. (Репка качает головой) Садись, говорю! (Репка садится на корточки) Расти!
Репка (кокетливо): Не хочу!
Дед: Ой-ой-ой! Какие мы капризные! Расти!
Репка: Ну, полей меня что ли…
Дед поливает.
Репка: Покорми теперь.
Дед: Эх… Конфетку будешь?
Репка: Давай свою конфетку, жмот!
Репка ест конфетку, дед уходит за кулисы.
Ведущий: Выросла Репка большая-пребольшая. А толку-то. Не сладкая. Да к тому же вредная…
Репка нехотя, медленно поднимается, вытягивает во весь рост, потягивается, демонстрирует, какая она большая!
Ведущий: Пришел дед Репку тянуть…
Фонограмма «Трек 2 РЕПКА»
Дед пытается вытянуть Репку. Репка возмущается.
Репка: Что ты делаешь? Я продвинутая Репка, я буду жаловаться! Я в суд пойду… Спаси-и-и-и-те! Вытаскиваю-ю-ю-ю-ю-ют!
Дед: Вот давай я тебя выдерну, и иди куда хочешь.
Репка: Ну, уж нет! Русские не сдаются!
Ведущий: Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал Дед Бабку.
Дед: Бабка, иди сюда.
Фонограмма «Трек 3 БАБКА»
Выходит бабка. В руках у нее ноутбук. На лице Бабки ужас от того, что у нее проблемы с компьютером. Бабка под музыку исполняет импровизированный танец.
Бабка: Как же меня замучили эти вирусы, если бы ты знал. Что у тебя тут? Репка? Ох, какой девайс!!! Давай мы ее отсканируем, а заархивируем и отошлем Бабе Нюре по мейлу!
Дед: Давай мы ее вытащим для начала и кашу сварим!
Фонограмма «Трек 2 РЕПКА»
Начинают тянуть вместе
Ведущий : Тянут-потянут… Вытянуть не могут.
Дед: Зови, Бабка, младшее поколение!
Ведущий: Позвала Бабка Внучку.
Бабка: Внучка! Иди сюдЫ, тут файл один извлечь надо…
Фонограмма «Трек 4 ВНУЧКА»
Входит Внучка.
Дед: Внученька, помоги репку вытянуть.
Внучка: Ой, а зачем вы репку посадили? Лучше бы вы посадили картошку. И желательно сразу фри. Как в Макдональдсе. Ну, да ладно, давайте быстрее ее вытащим, а то мне на дискотеку надо бежать. Опаздываю я уже.
Фонограмма «Трек 2 РЕПКА»
Ведущий: Тянут-потянут, вытянуть не могут… Позвала Внучка Жучку.
Внучка: Жучка, ко мне!
Выходит Жучка. На голове у него ободок с усиками жука.
Фонограмма «Трек 5 ЖУЧКА»
Жучка: Я не Жучка. Я (гордо) - Жучок!
Все (в ужасе) : Насекомое???
Жучка: Без паники. Пошутила я. Жучка, я Жучка. Чем могу помочь?
Внучка: Давай репку вместе тянуть!
Фонограмма «ТРЕК 2 РЕПКА»
Ведущий: Тянут - потянут. Вытянуть не могут. Позвала Жучка Мурку.
Жучка: Мурочка, Мурочка, иди сюда, дорогая!
Выходит Мурка.
Фонограмма «ТРЕК 6 МУРКА»
Мурка: Вот как ты, Жучка, заговорила: «Мурочка!» А еще вчера на дерево меня загоняла, клоки шерсти выдирала! Ф-ф-ф-ф-ф-ф… (Шипит на Жучку)
Жучка (набрасывается на Мурку): Гав-гав-гав!
Внучка: Девочки, не ссорьтесь! Давайте лучше репку вытянем!
Фонограмма «ТРЕК 2 РЕПКА»
Ведущий: Тянут - потянут. Вытянуть не могут! Позвала Мурка Мышку.
Мурка: Мышка, беги сюда! Дельце есть!
Входит мышка. Большая, мышцы накачаны, лицо суровое.
Фонограмма «Трек 7 МЫШКА»
Мышь (тоненьким голосом): Я скажу вам по секрету…
Останавливается, понимая, что говорит недостаточно устрашающе. Прикрывает рот ладонью. Делает вторую попытку уже грубым голосом: «Я скажу вам по секрету!» Результат мышку удовлетворяет, мышка поднимает указательный палец вверх: «О!» Мол, теперь хорошо, и продолжает речь.
Мышь:
Я скажу вам по секрету:
Сильнее Мышки зверя нету!
Сейчас я вам достану Репу!
Все будут Мышку уважать,
Перестанут обижать!
Подходит к Мурке, делает «козу»: У-тю-тю-тю-тю…
Мурка пугается.
Мышь: Равняйсь! Смирно! (все герои выполняют команды Мыши) Тянем!
Фонограмма «ТРЕК 2 РЕПКА»
Во второй части фонограммы герои хором считают до трех: «И раз, и два, и три!» На счет три Репу вытягивают.
Ведущий: Тянут - потянут. Вытянули Репку!!! Не прошло и года!
Репка: Вот спасибо! Ну, я пошла… (встает и убегает за кулисы)
Все: Куда?!!! Сто-о-о-ой!
Все, догоняя Репку, змейкой убегают за кулисы.
Ведущий:
Вот и сказочке конец.
А кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Фонограмма «Трек 1 ВСТУПЛЕНИЕ»
Все актеры выходят на поклон.
Конец.
Источник информации:
музыка для постановки взята на сайте http://www.mp3sort.com/forum/forum29.html
Учитель:Габдулхакова Ф.А., МОБУ СОШ с. Старокучербаево, Благоварский р-н, РБ.
«В гости к сказке».
Инсценировка сказки «Репка»
Цель:
Научить детей инсценировать хорошо знакомую сказку «Репка» (социализация)
Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов (музыка)
Воспитать устойчивый интерес детей заниматься театрально-игровой деятельностью (социализация)
Развивать диалогическую речь, запоминать правильное произнесение всех звуков (коммуникация) .
Оборудование:
для героев дед- шапка, бабка – косынка, внучка – шляпка, костюм репка, собака, кошка, мышь; домик; плетень; лопата; лейка; тесто, пироги, музыка
Рассказчик, бабка - взрослый
Герои сказки – дети
Ход:
Дом, в доме бабка лепит тесто. Ворчит:
Спит деревня, тишина,
Только встала я одна
Хорошо бы снова лечь,
Да дед велел пироги испечь
По амбару помела
По сусекам поскребла
Вот муки на пироги и намела.
Входят дети.
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуйте, дети
- Что ты делаешь?
- Да вот по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала муки, замесила тесто. Испеку пирогов для вас и деда. А вы мне помогайте.
Пальчиковая гимнастика.
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
Пирожки мы испечем.
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем.
Пироги мы испечем!
- Вот и готово тесто.
Пи-пи-пи
- Кто это?
- Мышка.
- Эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Хотите послушать?
Инсценировка сказки.
Все:
Ой, беда-то, ой беда!
В огороде лебеда!
Зря козу мы в прошлый год
Не пускали в огород
Грядку мы сейчас вскопаем.
Только что сажать, не знаем.
Рассказчик:
посадил дед репку.
«Дед» берет «репку» сажает и говорит:
Расти, расти, репка!
Любим тебя крепко.
Расти вырастай,
Нам веселье прибавляй.
Все герои вместе:
Репка-репонька
Расти крепенька
Не мала, не велика
Да мышиного хвоста. Да!
Рассказчик:
Росла репка росла.
Сначала как мышка была.
Потом – как кулак,
Потом – как два
Потом – как моя голова.
Пришло время, нечего ждать
Надо репоньку рвать.
Герои поют вокруг репки:
Не в лесу, не на горе,
У дедушке на дворе,
Чудо репка выросла.
Листья к небу вынесла.
Что за репка не понять,
Всей семьей не обнять.
Что за репка удалась,
Сладким соком налилась.
Золотиста и кругла.
Радость людям принесла.
Репка:
Репка я сладкая.
Выросла на грядке я!
Рассказчик:
Надо постараться, чудо-репку из земли вытянуть. Стал дед репку тянуть.
Дед подходит к репке пытается ее вытянуть, репка не поддается.
Дед:
Слаб я стал на склоне лет.
Я тяну, а толку нет.
Одолел радикулит.
Ох, спина моя болит.
Бабка выходи помочь!
Бабка:
Я помочь всегда не прочь.
Ах, какая репка выросла за ночь!
Рассказчик:
Дедка за репку, бабка за дедку.
Дед с бабкой поют:
Вылезай ты, репка
Из родимой грядки.
Тянем – потянем
Вытащить не можем
Ах, какая репка
Выросла у нас!
Бабка:
Внучка, выходи помочь!
Внучка:
Ладно, я уже бегу. Я сейчас вам помогу.
Поют:
Ах, ты репка крепкая не играй ты в прятки
Вылезай ты, репка
Из родимой грядки.
Тянем – потянем
Вытащить не можем
Ах, какая репка
Выросла у нас!
Герои наклоняются, выпрямляются, вытирают пот со лба.
Внучка:
Жучка, выходи помочь!
Жучка выбегает:
Гав, гав! Бегу, чем могу, тем помогу!
Вместе:
Тянем-потянем, вытащить не можем. Ах, какая репка выросла у нас!
Рассказчик:
Толку нет и вчетвером. Стали кликать Мурку.
Жучка
: Мурка, Мурка, выходи помочь!
Мурка:
Терпеть репку не могу. Мяу, мяу. Я бегу и работать помогу.
Поют:
Ах, ты репка крепкая не играй ты в прятки
Вылезай ты, репка
Из родимой грядки.
Тянем – потянем
Вытащить не можем
Ах, какая репка
Выросла у нас!
Рассказчик:
Впятером не совладать. Толку мало. Все за зря. Где найти богатыря?
Бежит Мышка:
Я Мышонок- силачек! Не горюйте. Помогу. Пи-пи-пи я к вам бегу.
Поют:
Ах, ты репка крепкая не играй ты в прятки
Вылезай ты, репка
Из родимой грядки.
Тянем – потянем
Вытащить не можем
Ах, какая репка
Выросла у нас!
Имитируют падение. Рассказчик:
Хоть большая репка
Хоть сидела крепко.
Да работали мы дружно.
И лентяев нам не нужно.
А теперь мы все и дед
Везем репку на обед.
Тема: Игра-инсценировка по сказке «Репка».
Вид занятия
: ознакомление с художественной литературой
I младшая группа
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.
2. Закреплять знание детей об овощах.
3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
4. Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов (большая, желтая, вкусная, сладкая).
5. Продолжать обогащать словарь детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала).
6. Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»).
7. Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки в иллюстрации и игрушках.
8. Побуждать детей выражать удовольствие от встречи с литературным произведением, радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
1. Словесные: вопросы, беседа
2. Наглядные: показ книжки-раскладушки, рассматривание книжки-раскладушки
3. Игровые: разыгрывание р.н.с. «Репка».
Материал и оборудование:
Книжка-раскладушка, костюмы для показа сказки.
Организация детей на занятии: по подгруппам 8 человек)
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке.
Продолжительность занятия: 10 минут
Ход занятия:Воспитатель с детьми усаживается на паласе.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей).
Правильно. Это книжка. Но книжка не простая, а волшебная. Хотите посмотреть, кто живет в этой книжке?
Воспитатель открывает книжку-раскладушку и ставит ее на стол перед детьми.
- Кто живет в этой книжке? (бабка, дедка,внучка, Жучка, кошка Мурка, мышка, репка) – воспитатель перелистывает страницы книжки.
- Ребята, а кто посадил репку? (дедка).
- Дед один тянул репку? А кто ему помогал? (ответы детей)
- Молодцы! Правильно. А как дед звал бабку? («Бабка, идем репку тянуть!»)
- А как бабка звала внучку? (Жучку, кошку, мышку) (ответы детей)
- Молодцы! Правильно. Ребята, как вы думаете, дед, бабка, внучка, кошка, Жучка и мышка радовались репке? (ответы детей)
- Вот как они радовались:
Физ.минутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок.
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
- Вот как веселились герои сказки. И мы повеселились.
- Ребята, а хотите поиграть в сказку? (да) Тогда пойдемте со мной.
Я с детьми подхожу к столу, на котором находятся костюмы к сказке «Репка» распределяем роли и разыгрываем сказку.
Сценарий инсценировки сказки «Репка»
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
учить держаться на сцене перед зрителями;
развивать артикуляцию, дикцию и выразительность речи младших школьников;
формировать интерес к театрализованным выступлениям, перевоплощениям в изображаемые образы, используя различные средства выразительности;
воспитывать умение слушать других, согласовывать свои действия согласно общему сценарию.
Возраст: 8-9 лет
Действующие лица:
Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Сказочник.
Оборудование:
1. Элементы костюмов действующих лиц:
борода, шапка, столярный инструмент для деда,
зеленая шапочка с «ботвой» для репки,
фартук для бабки,
ушки для кошки, собачки и мышки,
спортивный костюм, гантели для мышки.
бусы, солнечные очки, модное платье для внучки,
колпак звездочета, старинная книга для сказочника.
3. Энергичная музыка, под которую все делают зарядку.
Действие первое
Сказочник:
Есть в деревне поворот, рядом частный огород,
Двор и домик небольшой - здесь живет старик с семьей.
Были там и ты, и я - что же это за семья?
Чтобы вам не маяться, расскажем, кто-чем занимается.
(появляется дед)
Сказочник:
Дед - хозяин и работник, он столяр, он и плотник.
Чтоб семью свою кормить, вздумал репку посадить.
Быстро он берет лопатку и копает репке грядку.
Дед (копает):
У меня здоровье крепко - посажу сегодня репку.
Будет Бабке чем заняться, чем без дела прохлаждаться.
Да и Внучка будет знать, как работать, а не спать.
(дед уходит, появляется бабка)
Сказочник:
Бабке же не хочется стараться - огородом заниматься!
Любит Бабка поболтать, да поддеревом поспать.
Бабка (жалуясь):
Ох, и жизнь моя плохая,
О другом совсем мечтаю:(мечтательно)
Чтоб была в дому прислуга,
Чтоб была душа-подруга,
Чтоб наряды были модны.(жалобно)
Никуда мои не годны!
Что имею - ерунда! (вздыхает)
Мечтам не сбыться никогда!
(Бабка уходит, появляется Внучка)
Сказочник:
А вот и Внучка-модница - совсем не огородница!
Внучка:
Чем работать в огороде, лучше съездить на природу.–
Там на солнце загореть, чтоб зимою не болеть.
(Внучка уходит. Появляются Жучка с Кошкой)
Сказочник:
Но это еще не вся семья.
Есть еще Жучка с Кошкой -
Поглядим на них немножко.
Жучка:
Я - Жучка, хвост колечком,
Лежу я под крылечком.
Люблю лежать на грядке,
Люблю играть я в прятки.
Кошка:
Мыс подружкою вдвоем
Очень весело живем.
Вот погреюсь под окошком –
И побегаем немножко.
(Жучка и Кошка лениво уходят).
Сказочник:
Все ленятся, кроме Деда,
Сидят да ждут скорей обеда.
Сценарий для постановки
русской народной сказки
в кукольном театре
Продолжительность спектакля: 20 минут; количество актеров: от 4 до 7.
Действующие лица:
Дед
Бабка
Внучка
Жучка
Кошка
Мышка
Рассказчик
Слева деревенский дом, справа плетень. На втором плане – цветущие яблони.
Рассказчик
Как в деревне Мухоморы
По весне цветут заборы,
А коль где лежит бревно,
В избу вырастет оно.
Там на всё чудес хватает –
Огород себя копает,
И зараз по ведер сто
Носит воду решето.
Там воруют мусор воры…
Только где те Мухоморы?
Их на карте-то искать,
Что клопа за хвост таскать.
А у нас запросто так
Не найдется и пятак.
Из дома выходит Дед с лопатой и начинает копать огород.
Ой, беда-то, ой беда!
В огороде лебеда!
Зря козу мы в прошлый год
Не пускали в огород!
Грядку вот сейчас вскопаю.
Только что сажать, не знаю.
Из окна выглядывает Внучка.
Дедка, посади цветы!
Дед качает головой.
Вряд ли есть их станешь ты!
Внучка исчезает в окне, из него выглядывает Бабка.
Посади-ка дед картошку
Да морковочки немножко!
Бабка прячется, из окна снова выглядывает Внучка.
Дедка! Посади спаржу!
Лучше репу посажу!
Дед бросает в землю семечко возле плетня.
Мы ее, родную, парим,
Тушим, сушим, жарим, варим!
Репу ест который век
Всякий русский человек!
Из дома выходит Бабка с лейкой и начинает поливать репу. Репа очень медленно появляется из земли. Видна только ее ботва.
Ярче, солнышко, свети!
Репа, до небес расти –
В пять обхватов шириной
В пять аршинов вышиной,
Да во весь наш огород!
Внучка выходит из дома.
Ой, гляди, она растет!
Ладно, внучка, подождем.
Пусть польет ее дождем,
Ясным солнышком пригреет.
К осени она созреет!
Дед уходит в дом. Внучка оглядывает репу со всех сторон.
Что-то очень долго ждать,
Да полоть, да поливать.
Я вот видела во сне
Репу вашу на сосне,
А потом у чудо-елки
Собирали зайцев волки.
Только тем, с кем я дружу,
Эту елку покажу!
Бабка и Внучка уходят в дом. Репа продолжает расти.
Рассказчик
Не успели пообедать,
Репку дед решил проведать.
Репа появляется целиком. Из окна выглядывает дед.
Рассказчик
А она с луны видна,
Как Китайская стена.
Дед выбегает из дома и осматривает репу.
Дед (озадаченно)
Урожайный нынче год,
Из земли все так и прет!
Чтоб не стала, как гора,
Репку выдернуть пора.
Дед подходит к репке, хватается за ботву и пытается вытянуть. Репка не поддается.
Слаб я стал на склоне лет,
Вот тяну, а толку нет!
Одолел радикулит –
Ох, спина моя болит!
Бабка!
Бабка появляется в окне.
Что еще случилось?
Помоги мне, сделай милость.
Бабка (со вздохом)
Жаль, в хозяйстве нет коня.
Ну, хватайся за меня!
Бабка выходит из дома, хватается за Деда. Они тянут репку, вместе раскачиваясь туда-сюда.
Бабка и Дед (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка, репка, покажись!
Репка не поддается. Дед и Бабка продолжают тянуть.
Ой, животик надорвем!
Ой, не справиться вдвоем!
Надо нам подмогу звать!
Бабка и дед (хором)
Внученька!
Внучка появляется в окне.
Ну, что опять?
Внучка выходит из дома.
Ты скорее к нам беги,
Бабке с дедкой помоги.
Внучка хватается за Бабку, и они вместе пытаются вытянуть репку.
Дед, Бабка и Внучка (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка, репка, покажись!
Репка не поддается.
Рассказчик
Только репа, как руками,
Ухватилась корешками –
Лучше ей в сырой земле,
Чем на праздничном столе.
Дед, Бабка и Внучка (хором)
Жучка выбегает из дома.
Гав! Гав! Гав! Бегу!
Я сейчас вам помогу!
Жучка хватается за Внучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.
Дед, Бабка, Внучка и Жучка (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка, репка, покажись!
Репка не поддается.
Толку нет и вчетвером!
Может, проще топором?
Дедка, погоди немножко,
Позовем мы лучше кошку.
Дедка, Бабка, Внучка и Жучка (хором)
Из дома выбегает Кошка.
Мяу! Я бегу!
Я сейчас вам помогу!
Кошка хватается за Жучку, и они все вместе пытаются вытянуть репку.
Дедка, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка, репка, покажись!
Репка не поддается.
Впятером не совладать!
Может, кипятком обдать?
Дело говоришь ты, вроде.
И съедим здесь, в огороде!
Дед (в сердцах)
Что ни делай, все зазря!
Бабка (мечтательно)
Где б найти богатыря?
Из дома выбегает Мышка.
Пип! Я к вам уже бегу.
Не горюйте, помогу!
Мышка хватается за Кошку, и они все вместе тянут репку.
Все (хором)
Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Ты за грядку не держись,
Ну-ка, репка, покажись!
Репка выдергивается. Все падают.
Рассказчик
Как все вместе налегли,
Вышла репа из земли
Чистым весом в сорок пуд!
Не пропал, знать, мышкин труд!
Все герои берутся за руки и начинают водить вокруг репы хоровод.
Все (хором)
Приходи, честной народ,
Посмотреть наш огород,
Чудо-репке подивиться!
С нами петь и веселиться!
- Зачем нужно штатное расписание и как его составить
- Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
- Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
- История создания старуха изергиль максима горького презентация
- Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
- Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
- Что такое оперативное время при нормировании