Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Особенности правового статуса руководителя образовательной организации. Должностная инструкция руководителя образовательной организации

    Особенности правового статуса руководителя образовательной организации. Должностная инструкция руководителя образовательной организации

    Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

    1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

    1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

    2) назначается учредителем образовательной организации;

    3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

    4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

    2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

    3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

    4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

    5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

    6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

    7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

    8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

    9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

    10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

    11. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования.

    12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

    13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

    14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

    Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
    [Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 5] [Статья 51]

    1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

    1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

    2) назначается учредителем образовательной организации;

    3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

    4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

    2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

    3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

    4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

    5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

    6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

    7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

    8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

    9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

    10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

    11. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования.

    12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

    13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

    14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации

    № 273-ФЗ определяет педагогического работника как физическое лицо, состоящее в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2). Педагогические работники – участники образовательных отношений, т.е. отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30, 31 ст. 2).

    За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 28).

    Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

    В качестве примера наделения учителя функциями представителя власти можно привести ситуацию, например, когда он является членом государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) или ее уполномоченным представителем. В соответствии с п. 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400, члены ГЭК «в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ». Участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений. Вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушивших данный запрет, то есть осуществить функцию представителя власти.

    К сожалению, КоАП РФ не дает определения ни организационно-распорядительным, ни административно-хозяйственным функциям. Не дает однозначного ответа на этот вопрос и судебная практика. Как правило, при рассмотрении связанных с эти дел судьи ссылаются на п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Согласно данному пункту организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

    Таким образом, если учитель наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.

    Вместе с тем, в тех случаях, когда соответствующая норма КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, учитель может быть привлечен к административной ответственности в качестве гражданина. В сфере образования выделяется только один состав административного правонарушения, в котором в качестве субъекта нарушения указывается гражданин. Это ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ «умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации». КоАП РФ предусматривает за данное нарушение наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. По этому составу к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя, в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. Однако когда учитель являлся должностным лицом, то он подлежит административной ответственности как должностное лицо и, по указанной статье, наказание предусмотрено в виде административного штрафа от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    Ст. 51 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

    • 1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
    • 2) назначается учредителем образовательной организации;
    • 3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
    • 4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

    Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

    Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

    Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и её руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

    Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

    Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

    Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

    Руководитель образовательной организации несёт ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

    Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

    Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством. . После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.


    За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
    за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
    за качество образования своих выпускников;
    за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
    за нарушение или незаконное ограничение права на образование, прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, предусмотренных законодательством об образовании.
    Исполнительный орган образовательной организации - руководитель, который в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью ОО (статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
    Обращаю внимание на то, что руководитель образовательной организации вправе распределять обязанности между своими заместителями и в соответствии с уставом имеет возможность передать заместителям часть своих обязанностей для исполнения. Основанием, подтверждающим передачу обязанностей руководителя, выступают приказы о распределении обязанностей, которые оформляют в виде перечня обязанностей, устанавливаемого для каждого заместителя руководителя, и (или) включение в трудовые договоры определенных полномочий.
    За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
    За неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к административной ответственности привлекается должностное лицо, совершившее административное правонарушение (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - КоАП РФ).
    Действующее законодательство предусматривает, что к должностным лицам относятся:
    руководитель организации;
    заместители руководителя организации;
    иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов).
    То, кто именно из должностных лиц образовательной организации будет отвечать за конкретное правонарушение, должно учитываться во внутреннем распределении служебных обязанностей.
    Пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Учитывая это, в случае выявления контролирующими органами правонарушений заместитель руководителя либо иное должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, могут быть привлечены к административной ответственности.
    К должностным лицам образовательных организаций административная ответственность может быть применена, например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (статья 6.7 КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ). Сумма штрафа, налагаемого на должностное лицо, может составлять до 15 тысяч рублей, на юридическое лицо - до 200 тысяч рублей. Кроме того, в случае выявления повторных нарушений либо неисполнения выданного соответствующими полномочными лицами предписания КоАП РФ предусмотрена возможность приостановления деятельности юридического лица на срок до 90 суток.

    Мария БАРАНОВА, директор Московского центра образовательного права