Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Еще шумел веселый день — в. «Еще шумел веселый день…» Ф. Тютчев

    Еще шумел веселый день — в. «Еще шумел веселый день…» Ф. Тютчев

    В 1851 году в журнале «Москвитянин» было опубликовано стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Ещё шумел весёлый день». Долгое время (почти 22 года!) его незаконченная рукопись лежала без внимания в бумагах поэта. И лишь в середине 19 века была решена издательская судьба стихотворения. Поэт скромно подписал его: Т-въ. Но читатели и критики сразу узнали талантливую руку Тютчева. По мнению Тынянова, это одно из тютчевских стихов «на случай».

    Однозначную тему стихотворения определить достаточно сложно, так как в строчках переплетаются многие мотивы:

    • неизбежной смены дня и ночи, шума и тишины;
    • наполнения сердца жизненной энергией и умиротворённым одиночеством;
    • духовной связи природы и человека;
    • столкновения реального и таинственного.

    Тютчев подчёркивает, что человек днём - один, а ночью - он совершенно другой. В светлое время суток его окружают толпы людей, суета будней, веселье зевак, облака, разнообразие звуков и запах новой весны. Поэт по-философски пытается проследить момент, когда ночь внезапно проглатывает день и начинает царствовать в часы «дремоты» и «молчанья» . Ночь у Тютчева - мистическое время суток. Она приводит внезапно очнувшегося от сна человека в неопределённое состояние галлюциативного недоумия. Ходящие «тени по стенам» - тому доказательство. Читая «Ещё шумел весёлый день» , невольно становишься свидетелем какой-то человеческой драмы, понять которую не просто. Этого, наверняка, и добивался

    Весь сюжет стихотворения тщательно уложен в три ряда: день - вечер - ночь. День у Тютчева по-весеннему весёлый, светлый, шумный, многозвучный и свежий. Вечер у него приходит с потемневшими облаками и физической усталостью после «дел насущных» . Ночь - главная «царица» поэтического повествования. Именно к ней стремится герой, именно она приносит ему беспокойство, именно в ней он ищет ответы на трудные вопросы бытия. Смена суток, по Тютчеву, не только природное течение жизни, это ещё и течение мысли и дел человека.

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом . Ударный и безударный слоги образуют один стоп. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. Значит, это перекрёстная форма рифмовки. Женская рифма сменяет мужскую.

    В «Ещё шумел весёлый день» тропов так много, что хочется их все расставить по полочкам. Тропы придают стихотворению яркое и образное звучание, красоту и очарование:

    • эпитеты : весёлый день, благодатная жизнь, невнятный (стозвучный, шумный) строй, весенняя нега, полусонное мерцанье, невольное забвенье, бледное светило, пышно-золотой день, незримый гений, миротворный гений ;
    • метафоры : царство теней, звуки жизни ;
    • олицетворения : день шумел, улица блистала, тень пролетала, шум и гам затих, молчанье воцарилося, ходили мерцанье (тени), глядело (сторожило) светило, глядело украдкою, гений увлёк .

    Образ лирического героя противоречив и интересен. Он соткан из личных переживаний самого поэта и его наблюдением за другими людьми. Лирический герой не равнодушен к жизни, он чувствуют её дневные хлопоты и её ночные уловки. Для него жизнь - это и радость, и тревога одновременно. Можно в герое найти нерешительность и даже массу сомнений. Ему многое кажется, и от этого он чувствует себя неуютно в ночной тишине. Кстати, за год до опубликования «Ещё шумел весёлый день» Тютчев встретил свою самую большую любовь в жизни - Елену Денисьеву. Многое в их отношениях было неясным. В строчках стихотворения эти неясность и неопределённость есть. Внимательный читатель это заметит.

    Жанр стихотворения - элегия. Мы видим философское раздумье над непростым течением жизни, проникнутое грустью и растерянностью.

    • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
    • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
    • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
    • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

    «Еще шумел веселый день…» Федор Тютчев

    Еще шумел веселый день,

    Толпами улица блистала,

    И облаков вечерних тень

    По светлым кровлям пролетала.

    И доносилися порой

    Все звуки жизни благодатной -

    И все в один сливалось строй,

    Стозвучный, шумный и невнятный.

    Весенней негой утомлен,

    Я впал в невольное забвенье;

    Не знаю, долог ли был сон,

    Но странно было пробужденье…

    Затих повсюду шум и гам

    И воцарилося молчанье -

    Ходили тени по стенам

    И полусонное мерцанье…

    Украдкою в мое окно

    Глядело бледное светило,

    И мне казалось, что оно

    Мою дремоту сторожило.

    И мне казалось, что меня

    Какой-то миротворный гений

    Из пышно-золотого дня

    Увлек, незримый, в царство теней.

    Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…»

    Раннее тютчевское творение, предположительно датируемое концом 30-х гг. XIX в., было опубликовано спустя два десятка лет в «Москвитянине». Известны три автографа стихотворения, причем в последней из редакций поэт отказался от первоначального заглавия - «Пробуждение», делая акцент на эмоциональном состоянии героя, который погружен в мерцающий мир ночных теней.

    Композиционную основу произведения составила оппозиция дня и ночи, классическая для тютчевской поэтики. Она лишена драматизма, присущего авторской трактовке натурфилософских представлений, и это обстоятельство является существенной особенностью семантического наполнения текста. Указанный признак позволяет отделить «Еще шумел…» от тех примеров из корпуса «ночной лирики», где темная бездна, воплощающая хаотические силы, потрясает и устрашает субъекта речи.

    В стихотворении противопоставляются впечатления героя, порожденные окончанием погожего дня и ночью, сменившей весенний вечер. Первые катрены воспроизводят оживленную картину городской жизни: ее доминантой становится акустический образ невнятного шума, в который сливаются разнообразные звуки. Образ символизирует многогранную жизнь, охарактеризованную лексемой «благодатная» - оценочным эпитетом с положительной семантикой. Равномерный гул успокаивающе действует на героя-наблюдателя, погружая его в дремоту.

    Пауза в лирическом повествовании, обусловленная сном, служит приемом, который подчеркивает контраст дневной и ночной зарисовок. Субъект речи, очнувшийся ото сна, характеризует свое состояние наречием «странно». Оценка иллюстрируется рядом антитетических пар: шум сменился молчанием, «пышно-золотой» дневной блеск - загадочным «царством теней», где господствуют полумрак и неверный тусклый свет.

    Необычное зрелище очаровывает пробудившегося: он следит за движущимися силуэтами и неярким «полусонным» блеском ночных огней. Отдельного упоминания удостаивается бледная луна. Основные образы, составляющие таинственный пейзаж, олицетворяются: наблюдателю кажется, что ночное светило украдкой подсматривает за ним, а тени и отблески наделяются свойством перемещаться.

    Разнообразные впечатления, вызванные быстрой сменой времени суток, подытоживаются в концовке. Появление контрастных эпизодов, свидетелем которых стал субъект речи, объясняется волей неземной силы - доброго гения, наделенного умиротворяющим, успокаивающим даром.

    «Еще шумел веселый день…» Федор Тютчев

    Еще шумел веселый день,
    Толпами улица блистала,
    И облаков вечерних тень
    По светлым кровлям пролетала.

    И доносилися порой
    Все звуки жизни благодатной -
    И все в один сливалось строй,
    Стозвучный, шумный и невнятный.

    Весенней негой утомлен,
    Я впал в невольное забвенье;
    Не знаю, долог ли был сон,
    Но странно было пробужденье…

    Затих повсюду шум и гам
    И воцарилося молчанье -
    Ходили тени по стенам
    И полусонное мерцанье…

    Украдкою в мое окно
    Глядело бледное светило,
    И мне казалось, что оно
    Мою дремоту сторожило.

    И мне казалось, что меня
    Какой-то миротворный гений
    Из пышно-золотого дня
    Увлек, незримый, в царство теней.

    Анализ стихотворения Тютчева «Еще шумел веселый день…»

    Раннее тютчевское творение, предположительно датируемое концом 30-х гг. XIX в., было опубликовано спустя два десятка лет в «Москвитянине». Известны три автографа стихотворения, причем в последней из редакций поэт отказался от первоначального заглавия - «Пробуждение», делая акцент на эмоциональном состоянии героя, который погружен в мерцающий мир ночных теней.

    Композиционную основу произведения составила оппозиция дня и ночи, классическая для тютчевской поэтики. Она лишена драматизма, присущего авторской трактовке натурфилософских представлений, и это обстоятельство является существенной особенностью семантического наполнения текста. Указанный признак позволяет отделить «Еще шумел…» от тех примеров из корпуса «ночной лирики», где темная бездна, воплощающая хаотические силы, потрясает и устрашает субъекта речи.

    В стихотворении противопоставляются впечатления героя, порожденные окончанием погожего дня и ночью, сменившей весенний вечер. Первые катрены воспроизводят оживленную картину городской жизни: ее доминантой становится акустический образ невнятного шума, в который сливаются разнообразные звуки. Образ символизирует многогранную жизнь, охарактеризованную лексемой «благодатная» - оценочным эпитетом с положительной семантикой. Равномерный гул успокаивающе действует на героя-наблюдателя, погружая его в дремоту.

    Пауза в лирическом повествовании, обусловленная сном, служит приемом, который подчеркивает контраст дневной и ночной зарисовок. Субъект речи, очнувшийся ото сна, характеризует свое состояние наречием «странно». Оценка иллюстрируется рядом антитетических пар: шум сменился молчанием, «пышно-золотой» дневной блеск - загадочным «царством теней», где господствуют полумрак и неверный тусклый свет.

    Необычное зрелище очаровывает пробудившегося: он следит за движущимися силуэтами и неярким «полусонным» блеском ночных огней. Отдельного упоминания удостаивается бледная луна. Основные образы, составляющие таинственный пейзаж, олицетворяются: наблюдателю кажется, что ночное светило украдкой подсматривает за ним, а тени и отблески наделяются свойством перемещаться.

    Разнообразные впечатления, вызванные быстрой сменой времени суток, подытоживаются в концовке. Появление контрастных эпизодов, свидетелем которых стал субъект речи, объясняется волей неземной силы - доброго гения, наделенного умиротворяющим, успокаивающим даром.