Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Основные компоненты деятельности. Деятельность человека, ее основные формы

    Основные компоненты деятельности. Деятельность человека, ее основные формы

    Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

    Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

    Деятельность человека Деятельность животного
    Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
    Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
    Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы
    Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств
    Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

    Основные компоненты деятельности
    1. Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
    2. Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
    3. Мотив → Цель → Методы и средства → Процесс → Результат (продукт)

    Мотив - совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

    Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

    Виды действий

    Вид Его сущность
    Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий
    Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д.
    Аффективное (лат. affectus - душевное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.
    Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки

    Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

    Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

    Игра - это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

    Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

    Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

    Структура общения:
    1) Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом).
    ↓ 2) Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
    ↓ 3) Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
    ↓ 4) Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.).
    ↓ 5) Получатель информации.

    Существует несколько классификаций общения.

    Общение
    По используемым средствам общения По субъектам общения
    Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.
    Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
    Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
    Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди.
    Между реальными субъектами.
    Между реальным субъектом и иллюзорным партнером , которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.).
    Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека.
    Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений .

    Функции общения

    В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

    Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

    Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

    Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

    Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

    Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

    Учение может приобрести характер самообразования .

    По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
    - труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
    - труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

    Труд - это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
    Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

    В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

    Основные классификации деятельности
    По объектам и результатам (продуктам) деятельности - создание материальных благ или культурных ценностей.

    Деятельность
    Материальная (практическая) Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей Духовная Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей
    · Материально-производственная . Преобразование природы
    · Социально-преобразовательная . Преобразование общества
    · Познавательная . Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях
    · Ценностно-ориентировочная . Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения
    · Прогностическая . Планирование или предвидение возмож-ных изменений действительности

    Основа классификации Виды деятельности
    Субъект деятельности - Индивидуальная
    - Коллективная
    Характер самой деятельности - Репродуктивная (деятельность по образцу)
    - Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
    Соответствие правовым нормам - Законная
    - Незаконная
    Соответствие моральным нормам - Моральная
    - Аморальная
    Соотношение с общественным прогрессом - Прогрессивная
    - Реакционная
    Зависимость от сфер общественной жизни - Экономическая
    - Социальная
    - Политическая
    - Духовная
    Особенности проявления человеческой активности - Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами)
    - Внутренняя (умственные действия)

    Творчество - это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

    Творчество - это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

    Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

    Важнейшие механизмы творческой деятельности
    - Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
    - Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
    - Фантазия (гр. phantasia - психический образ, плод воображения) - характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
    - Интуиция (лат. intueri - пристально смотреть) - знание, условия получения которого не осознаются.

    Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

    - сознательный характер - человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
    - продуктивный характер - направлена на получение результата (продукта);
    - преобразующий характер - человек изменяет окружающий мир и самого себя;
    - общественный характер - человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

    Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

    Когнитивное (обмен знаниями)

    Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение)

    Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

    Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)

    2. По целям:

    · Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

    · Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

    3. По средствам:

    · Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки).

    · Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).

    · Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.

    · Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

    Помимо этих выделяют и другие виды общения:

    Межличностное общение . Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причём содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.

    Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).

    Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение.

    Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления).

    Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.



    Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими.

    Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.

    Основные классификации деятельности

    По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.


    Основа классификации Виды деятельности
    Субъект деятельности - индивидуальная - коллективная
    Характер самой деятельности - репродуктивная (деятельность по образцу) - творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
    Наличие или отсутствия новизны - шаблонная, однообразная - инновационная, изобретательская
    Соответствие общекультурным ценностям, социальным нормам - моральные или аморальные - законная или незаконная
    Соотношение с общественным прогрессом - прогрессивная или реакционная - созидательная или разрушительная
    В соответствии с формами объединения людей - коллективная - массовая - индивидуальная
    Зависимость от сфер общественной жизни - экономическая -социальная -политическая - духовная
    Особенности проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - внутренняя (умственные действия)

    Общение.

    1) Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

    Функции общения:

    1) контактная

    2)информационная (функция общения, связанная с обменом информацией, идеями. обогащением друг друга новыми знаниями)

    3) побудительная, стимуляция активности

    4) координационная (взаимное согласование действий)

    5) понимающая

    6) эмоциональная (обмен эмоциями)

    7) влияние (изменение состояния или поведения партнера)

    Общение и коммуникация.

    Коммуникация Общение
    ограничено передачей информации предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
    Однонаправленный поток сведений при отсутствии обратной связи Диалог и обмен мнениями переговоры
    однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)
    выступление политика по радио
    выступление политического деятеля по телевидению Общение может происходить в форме дружеской переписки
    отправление телеграфного сообщения дрессировки животного
    выступление политического лидера на митинге обменом информацией между партнерами
    восприятия произведения искусства наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками
    школьного анкетирования равноправием участником в обмене информацией
    социологического опроса
    психологическое тестирование
    дипломатическая переписка

    Общение в:

    Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером Ритуальное действие человека с самим собой («внутренним голосом») Общение с художником – создателем произведения
    Общение вымышленных партнеров действующими лицами литературного произведения, диалог персонажей радиопьесы, Е. Базаров и П. П. Кирсанов
    общения реального субъекта с иллюзорным партнером Иллюзорному партнеру присваиваются не свойственные ему качества разговор ребенка с игрушкой, разговор с собакой
    диалог программиста с компьютером
    дрессировки животного
    Общение между реальными субъектами В процессе труд соц. Практики, духовное общение, игра, представительное общение (Дипломатическое) выступление лектора перед слушателями, разговор соседей
    беседа соседей на скамейке у подъезда
    между журналистом и политиком в телепередаче новостей
    Л. H. Толстой и Пьер
    Ф.М. Достоевский и Раскольников
    Д.И. Писарев и Е. Базаров
    интервью журналиста с политиком в Интернете
    переписки друзей по Интернету
    спортивный поединок

    Общение подразделяется на:

    Творчество

    1) Творчество- деятельность человека по созданию чего-либо качественно нового.

    2)Основные этапы творческой деятельности:

    1.возникновение творческой идеи;

    2.концентрация знаний, относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

    3.сознательная и бессознательная работа над материалом, озарение;

    4.проверка, доработка в процессе реализации замысла.

    3) Виды творчества

    Научное изобретательство литературное

    Смысл жизни.

    1) Смысл жизни – вопрос о предназначении человека, о том, стоит ли жизнь, чтобы ее прожить. Вопрос рождается из сомнений в существовании этого смысла. Действительность зачастую непоследовательна и абсурдна.

    2) Экзистенциализм (Бердяев, Сартер): в центре внимания проблемы сущности и существования человека. Человек внутренне свободен и он сам обретает свою сущность. Вера в прогресс потерпела крах, царят отчуждение, произвол, насилие, безответственность.

    Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развивающейся мировоззренческой системе, именно оно истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходимо предписанная ими деятельность. Смысл жизни содержит: объективное содержание (существование человека определяют социальные условия, смысл жизни должен объединять усилия личности и общества для решения назревших задач; субъективное содержание (смысл жизни познают люди в определенных субъективных формах)

    Столетиями лучшие умы человечества пытаются решить проблему ухода из этого мира, где кипит жизнь. Так хочется быть вечным зрителем этой великолепной и грандиозной картины вселенной.

    В мировых религиях проблема смерти решается так:

    Современная наука о смерти (танатология). Смерть имеет два измерения:

    Наука занята поисками бессмертия:

    1. гены, потомство

    2. медицина будущего

    3. результаты творчества

    4. прорыв в иные измерения, миры, трансформация сознания

    Интерес к проблеме жизни и смерти обострили глобальные проблемы и успехи биоинженерии (эвтаназия, аборты, суицид, хосписы)

    «Деловое общение» - Я скоро закончу школу, и мне необходимо знать принципы делового общения. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Найти нужную информацию Оформить слайды Оформить папку.

    «Культура делового общения» - Деловая коммуникация. Типы речевой коммуникации. Особенностью делового общения. Ситуация делового общения. Деловое общение. Нормы деловых отношений. Общение может происходить на манипулятивном, примитивном или высшем уровне. Включает все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

    «Особенности делового общения» - Жест. Первенство старших. Деловая коммуникация. Особенности общения через переводчика. Отказ разговаривать с человеком. Немцы. «Да ты с ума сошел». Система ценностей. Межкультурный аспект устного делового общения. Дистанциирование. Общие принципы. Выражения приветствия и прощания. Организация пространства.

    «Особенности деловой коммуникации» - Эффектное начало выступления. Роль жестов в выступлении. Как построить вступление. Суммировать сказанное. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Владеть навыками. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Публичное выступление. Как закончить выступление. Структура выступления. Деловая коммуникация.

    «Сущность делового общения» - Непродуктивные совещания. Природа человека. Процесс беседы. Коммуникативные установки. Принципы деятельности. Особенности служебно-делового общения. Прямое общение. Совещание. Обмен деловой информацией. Иерархичность. Деловое общение. Установление контакта. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации.

    «Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Диалогические виды. Компромиссный метод. Специфика. Три позиции коммуникатора. Письменные виды делового общения. Виды общения. Идентификация. Поведение при ведении переговоров. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов. Виды. Теория делового общения.

    Всего в теме 9 презентаций



    Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество) Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, внутреннее состояние человека) Мотив Цель Методы и средства Процесс Результат (продукт) Потребности Социальные установки убеждения интересы влечения и эмоции идеалы Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.



    Виды деятельности игра общение учение труд Особый вид деятельности, целью которого является не производство какого- либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может быть организованным и неорганизованным. Это деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.


    Отражение действительности в художественной и научной формах, в мифах, религиозных учениях Преобразование природы Преобразование общества Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения Планирование или предвидение возможных изменений действительности


    Основа классификации Виды деятельности Субъект деятельности 1. Индивидуальная 2. Коллективная Характер деятельности 1. Репродуктивная (деятельность по образцу) 2. Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) Соответствие правовым нормам 1. Законная 2. Незаконная Соответствие моральным нормам 1. Моральная 2. Аморальная Соотношение с общественным прогрессом 1. Прогрессивная 2. Реакционная Зависимость от сфер общественной жизни 1. Экономическая 2. Социальная 3. Политическая 4. Духовная Особенности проявления человеческой активности 1. Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) 2. Внутренняя (умственные действия)