Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Методы генерации альтернатив. Приемы и способы генерирования идей

    Методы генерации альтернатив. Приемы и способы генерирования идей

    Согласитесь, чтобы сформировать интересную, оригинальную и полезную идею, нужно изрядно потрудиться. Мозговая работа построена таким образом, что идеи и мысли витают постоянно в голове, побуждая человека к действию. Бывают мысли, над которыми не приходится сильно «думать» - в основном это мимолетные побуждения: об одежде или работе, проекте или отношении в семье. Если уж речь идет о том, как происходит генерация идей для бизнеса или научного эксперимента, существует немало методик, следуя которым можно формулировать прибыльные, оригинальные и полезные идеи. Итак, как генерировать идеи для бизнеса и стартапа, читайте в этой статье.

    1. Мозговой штурм, автор — Алекс Осборн.

    Самый распространенный метод, который известен большому количеству людей, его используют даже в школах для обучения детей креативному мышлению. Это коллективный метод генерации идеи и этому есть два объяснения.

    Во-первых, в коллективе расширяются возможности мышления при условии отсутствия психологических барьеров.

    Во-вторых, проблемы касательно модификации идей решаются быстрее, если над ними работает группа людей.

    Технология выполнения. Людям предлагается озвучить свою идею. Другие участники развивают ее без права на критику. Так, каждый по очереди имеет возможность высказаться и поучаствовать в анализе креативных идей , улучшая и совершенствуя стержень.

    Особенность методики - сам процесс генерации идеи, развития и последующая критика разводится во времени. Анализ умозаключений в процессе коллективного обсуждения происходит в конце.

    Второй вариант метода генерации идей «Мозговой штурм» - брейнрайтинг или "немой". Идеи не озвучиваются и не обговариваются, а записываются на листке бумаги. Этот листок передается из рук в руки, и каждый участник может внести свои соображения и дополнения к идее.

    1. Шесть шляп - автор — Эдвард де Боно.

    Это метод может показаться с первого взгляда простым и не приносящим пользы. На самом деле все намного глубже, чем может показаться.

    Техника выполнения. Предполагается участие более 7 человек. Каждому предлагается надеть на голову шляпы разных цветов и выполнить соответственные задания. Важным условием является правильно организовать общение в группе, исключить эмоциональное противостояние среди участников.

    Для каждой шляпы прилагаются особые задания. Озвучивается одна конкретная идея и при помощи шляп участники высказывают свое мнение.

    Как распределяются роли по цветам:

    1. Былая шляпа - необходимо анализировать факты и цифры. В основе - рационализм и беспристрастное объяснение и подтверждение.
    2. Черная шляпа - выявление негативных свойств, прогнозирование возможной неудачи.
    3. Красная шляпа - необходимость подключения эмоциональной оценки, основываясь на подсознательных ассоциациях.
    4. Желтая шляпа - формирование положительных сторон идеи.
    5. Зеленая шляпа - поиск нестандартных решений проблемы, в основе креативность и оригинальность для выявления альтернативы.
    6. Синяя шляпа - подведение итогов и обобщение всего высказанного участниками.
    1. Ментальные карты - автор — Тони Бьюзен.

    Автор метода уверен, что в основе развития креативного мышления и мозговой активности в целом находится память и именно с ее развития следует начинать работу над генерированием идей.

    Как правильно строить процесс запоминания? На лист бумаги в центр помесить ключевое понятие или слово, заключив его в круг, и от него провести ассоциативные ряды, записывая их на ветвях - создавая дерево. Также для лучшего запоминая подкреплять ассоциации и мысли графическими элементами. Таким образом выстроиться карта ассоциаций, которая полноценно формирует образ, находящийся в центре. Такое дерево или карта лучше запоминаются и дольше остаются в памяти.

    1. Синектика - автор — Уильям Гордон.

    Чтобы найти креативное зерно в той или иной идее необходимо обзавестись терпением и прибегнуть к работе над аналогиями. Это поможет расширить взгляд на проблему и рассмотреть те стороны, которые скрыты с глаз. Метод синектики является одним из наилучших методов генерации идей для стартапа и бизнеса.

    Техника выполнения. Идея распределяется на ключевые слова или категории и к ним подбираются аналогии, которые записываются в таблицу для удобства дальнейшей работы. Таблица делится на столбцы: первый - прямые аналогии с предметом, второй - непрямые, это может быть противоположное мнение или описание.

    Для примера: объект и ключевое слово: карандаш. С какой целью этот объект рассматривается: чтобы расширить ассортимент. Прямая аналогия к слову карандаш - объемный (его вид), а непрямая - плоский (отрицание). Результат - карандаш-закладка в книгу.

    1. Метод фокальных объектов - автор — Чарльз Вайтинг.

    Это нестандартная технология генерирования идей для бизнеса. На ключевой предмет (фокальный) налаживаются признаки других, случайно выбранных, объектов и в дальнейшем рассматриваются получившиеся соединения.

    Для примера, что получиться, если объединить свечу как фокальный предмет и понятие «Новый год»? Включаются ассоциации: Новый год - это время бенгальских огней. Именно этот признак можно перенести на свечу. Что получится: растереть бенгальскую свечу, добавить в воск и что получиться - свеча будет гореть и искриться одновременно!

    1. Морфологический анализ - автор — Фриц Цвикки.

    Ключевой предмет или слово необходимо разложить на мелкие компоненты (признаки). Из них выбрать самые главные, которые формируют именно этот объект, изменить качество этих признаков и попробовать соединить их вместе.

    Для примера, цель: сформировать визитку для парфюмерной компании. Обычная форма визитной карточки - прямоугольник. Изменяя прямоугольник на треугольник и добавить запах парфюма - получиться новая форма визитной карточки компании.

    Самый простой и самый популярный метод поиска и генерации идей - метод мозгового штурма (Brainstorm). Для того, чтобы организовать мозговой штурм, необходимо выбрать команду участников, состоящую из различных по своей образовательной и профессиональной подготовке людей, и назначить модератора - человека, который будет вести мозговой штурм.

    Базовые принципы брейншторма:

    • Наличие четкой проблемы.
    • Разбиение сложных проблем на более мелкие.
    • Наличие модератора.
    • Неформальная обстановка.
    • Четкое фиксирование всех идей, которые высказывают участники.

    Главное правило мозгового штурма - не критиковать идеи, которые выдвигаются участниками штурма. Процесс брейншторма можно разбить на пять этапов:

    1. Разогрев - неформальное общение между участниками (шутки, истории и т.д.).
    2. Генерация идей - все начинают предлагать свои идеи. На этом этапе идеи не критикуются. Споры и обсуждения запрещены. Все идеи записываются.
    3. Оценка - идеи оцениваются на предмет релевантности и реалистичности.
    4. Анализ - проработка процесса реализации идеи.
    5. Синтез - формирование результата мозгового штурма.

    Главная роль принадлежит модератору. Он должен строго следить за временем и за правилами ведения мозгового штурма. Формирование результата происходит по-разному, самое простое – это череда голосований и обсуждений, с вычеркиванием одних идей и конкретизацией других. Это очень увлекательное занятие, которое дает результат не только на этапе генерации идей, но и на последующих фазах развития стартапа. Мозговой штурм можно использовать, когда есть команда, с которой можно что-то придумать, а в команде есть люди, способные сообща, вместе, придумывать решения любой проблемы.

    Метод аналогий

    Рассмотрим ещё один метод генерации идей - метод аналогий. Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий поставленной задаче. Этот метод является методом ассоциативного мышления. В противоположность мозговому штурму целью здесь является не количество идей или альтернатив для них, а генерация небольшого числа альтернатив (возможно даже единственной альтернативы), разрешающих данную проблему.

    Суть метода состоит в следующем:

    Формируется группа из 5-7 человек, обладающих следующими качествами:

    • гибкость мышления (другими словами, выбирайте тех, кто быстро соображает и умеет перестраиваться от одной темы к другой);
    • практический опыт и знания в данной предметной области (не стоит спрашивать гуманитария про технические проблемы в веб-разработке, и наоборот);
    • коммуникабельность (выбирайте тех, кто не будет молча сидеть в углу и не отрывать глаз от своего гаджета, кто сможет увлеченно вместе со всеми искать решение).

    Далее группа, выработав определенные навыки совместной работы (достичь этого можно решением простых задач или применив игровые форматы, как в методе мозгового штурма), проводит обсуждение как любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе беседы, так и проблемы, подлежащей решению. Перебираются в первую очередь четыре известных вида аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая.

    Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подобны (похожи или приближены) друг другу. Например, застёжка-липучка и репейник, т.е. происходит прямое сравнение свойств объекта.

    Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или человека, который попал в трудную ситуацию, выходом из которой может быть …

    Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.

    Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления или придумать некий символ. Например, мороженое - сладкий лед.

    Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес - проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею. То есть если Вы мысленно проследите, как решится проблема с помощью фантастического персонажа или фантастического устройства, Вы сможете увидеть и реальные способы решения.

    Какие идеи можно преобразовать в работающий бизнес?

    Чтобы реализовать идею, нужно:

    1. Быть уверенным, что в Вашей идее заключена польза для потребителя.
    2. Вы должны будете придумать, протестировать и реализовать рабочую бизнес – модель для превращения этой идеи в бизнес.
    3. Вы должны быть уверены, что за продукт или услугу, которую Вы собираетесь вывести на рынок, кто-то согласится заплатить, причем именно ту цену, которая обеспечит прибыль Вашему бизнесу (а не только окупит затраты).
    4. Вы сможете собрать команду и руководить ею до стадии создания действующего прототипа (или кто-то из Ваших друзей соберет команду и пригласит Вас в нее).
    5. Вы привлечете первых клиентов и тем самым докажете инвестору, что в Вас можно и нужно вложить деньги.

    Так какие же идеи можно превратить в хороший бизнес - проект?

    Хорошие идеи для проекта имеют три общих черты:

    • в идее есть то, что нужно вам самим;
    • вы можете сами её реализовать или можете собрать команду, которая сможет её реализовать;
    • как ни странно, оочень немногим кажется, что эта идея достойна реализации.

    Отдельно мы отметим ещё один очень важный для идеи фактор – возможность масштабирования. Хороший потенциал масштабирования – это значит, что бизнес, основанный на этой идее, можно увеличить, например, в 10 раз, потратив на это всего в 2 раза больше ресурсов. Как правило, это свойственно именно идеям технологического бизнеса, где возможности интернета помогают быстро продвинуть продукт на различные рынки.

    Этого мало. Главный критерий отбора любой бизнес-идеи - это готовность потребителей платить. Есть такое выражение : "проголосовать рублем". Для бизнес-идеи оно наиболее актуально. В первую очередь нужно понять, готов ли кто-то заплатить за ваш потенциальный продукт? Сколько таких людей существует (десять человек или миллионы)? Покрывает ли количество этих людей затраты на маркетинг, производство и операционную деятельность ? Если ответы на эти вопросы положительные, то такую идею стоит реализовывать.

    Для создания удачного стартапа главное - убедиться, что проблема действительно существует. Проверить это можно следующим образом:

    1. Коротко и внятно опишите предполагаемый продукт с точки зрения того, какую проблему потребителя он решает.
    2. Определите, кому он может быть интересен (определите целевую аудиторию, или несколько групп целевой аудитории).
    3. Попробуйте протестировать Вашу идею – узнайте, что про нее думают потребители. Протестировать можно по-разному, например, когда Вы составите короткое устное описание, сделаете презентацию PowerPoint или любым другим способом, Вы можете:
      • провести опрос в социальной сети;
      • попробовать найти экспертов в этой области и узнать их мнение;
      • сделать одностраничный сайт в сети Интернет (landing page), и посмотреть, как Ваши потенциальные потребители реагируют на то, что Вы предлагаете (иногда стоит сделать несколько разных landing page, чтобы определить предпочтения своей аудитории более точно);
      • используйте любой другой вариант, который позволит собрать качественную обратную связь.

    Если людям нравится потенциальный продукт (Вы его еще не создали, но уже грамотно описали и поэтому знаете реакцию на него потенциальных покупателей), то смело беритесь за разработку.

    Если вам предлагают что-то изменить в вашей идее – прислушайтесь. Возможно, именно эти советы помогут вам лучше понять проблему потребителя, а значит – сделать продукт более полезным.

    Если все вокруг говорят, что идея того не стоит (даже ваши друзья и родственники), то вам стоит её кардинально преобразовать или найти другую идею. Очень часто отверженные идеи становятся таковыми из-за того, что и потребители, и рынки к ним просто не готовы и через пару лет ваша идея станет реальностью. Либо Вы просто плохо объяснили, как именно сможете заработать на этой идее. Пробуйте еще – находите другие варианты, вносите изменения в описание и в выбор целевой аудитории – и только когда все случаи испробованы – сохраните все ваши наработки в отдельной папке. Забудьте об этом на время, займитесь чем-то другим, а к старой идее вернитесь еще несколько раз – возможно, Вы посмотрите на нее другими глазами.

    При разработке альтернатив – способов управленческих действий по достижению поставленной цели – используют методы как индивидуального (интуитивный, суждений, рациональный), так и коллективного решения проблем.

    Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, но не всегда эти решения являются оптимальными.

    Коллективные методы генерирования альтернатив подразделяются на методы активизации мышления и методы соединения альтернатив.

    К методам активизации мышления относят методы мозгового штурма, Дельфи, эвристические методы. К методам соединения альтернатив относят морфологический анализ, методы гирлянд ассоциаций, методы синектики и другие.

    Для помощи ЛПР(лицам принимающим решения) привлекаются эксперты по решению проблем, которые участвуют в разработке вариантов альтернатив.

    Метод мозгового штурма. Метод базируется на психологических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические. Целевая направленность мозгового штурма предполагает обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками.

    Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей.

    Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что, если опрашивать экспертов независимо друг от друга, то возможны отклонения в больших пределах. А если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетными коллегами.

    Поэтому при применении метода Дельфи осуществляется процедура, обеспечивающая обмен информацией о доводах и ответах, без непосредственного взаимодействия экспертов друг с другом. Прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов (рис. 3). Этапы опроса повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

    Членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут.

    Рис. 3. Последовательность этапов метода Дельфи.

    Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки решения и согласованные решения принимаются самими экспертами.

    Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является, то, что несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.

    Эвристические методы. «Эвристические методы – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Они основаны на эффектах «озарения» и синергии, типичные условия применения данных методов состоят в следующем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки».

    Особенности обработки информации человеком являющиеся основой

    процессов мышления, заключаются в способности к обучению, пластичности или гибкости, как стремление к упрощению, противоречия, ошибки и другое.

    Методы соединения альтернатив включают: морфологический анализ; методы сценариев; метод анализа иерархий; дерево решений.

    Метод морфологического анализа. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.

    При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), то есть применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

    Метод сценариев представляет собой, набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным, положительным и отрицательным последствиям.

    «При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом:

    Составляется подробное описание: цели, существующая ситуация и проблема;

    Разрабатываются варианты решения проблемы;

    Специалисту, обладающему литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов;

    Текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

    Созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения: полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, внесение Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен управленческий опыт и имеется обширная документация о решениях, условия их реализации и самих результатах».

    Метод дерева решений аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результат действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов УР. В ней приводиться сведения о наименованиях УР, основанных результатах каждого решения ожидаемой эффективности.

    Метод анализа иерархий базируется на парных сравнениях между собой альтернатив и критериев. Под альтернативами понимаются различные варианты выбора, то есть то из чего вы выбираете. Под критериями понимаются различные значимые для выбора свойства(характеристики) альтернатив.

    На первом этапе метода необходимо определится с двумя списками. В первом списке(списке альтернатив), будет, то между чем и чем мы делаем выбор. Во втором списке(списке критериев), будет, то по каким признакам мы делаем свой выбор. Следующий этап метода анализа иерархий - определение степени важности критериев. На следующем этапе метода производятся парные сравнения всех альтернатив по каждому из критериев. На последнем этапе, основываясь на иерархии альтернатив, человек делает свой осознанный выбор.

    Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы и поставленные задачи, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии. Например, в товарной политике поиск идей заключается в постоянном, систематическом поиске возможностей создания новых товаров, включая выявление источников новых идей и методов их создания.

    Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением либо являются слишком рискованными.

    К основным источникам идей относятся: потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а также рекламаций), исследовательские лаборатории, отдельные ученые и эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие и сервисные организации, участники групп, применяющих творческие методы генерирования идей.

    Мозговой штурм.

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

    Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

    Постановка проблемы.

    Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

    Генерация идей.

    Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

    Главное -- количество идей. Не делайте никаких ограничений.

    Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

    Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

    Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

    Группировка, отбор и оценка идей.

    Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

    Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

    участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

    члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

    Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

    В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

    Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

    Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

    Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.

    Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление -- это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

    В групповой работе самая распространенная модель -- определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

    Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

    Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

    Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

    Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

    Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

    Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

    Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

    Ментальные карты.

    Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) -- это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

    Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

    Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

    Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

    Синектика.

    Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

    При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

    В методе применены четыре вида аналогий:

    Прямая аналогия.

    Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. П. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. П.

    Символическая аналогия.

    Требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) -- весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

    Фантастическая аналогия.

    Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

    Личная аналогия (эмпатия).

    Позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

    Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.

    Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

    Метод фокальных объектов.

    Способ генерации идей, известный как "метод фокальных объектов", обычно используется как изобретательская методика, но не менее успешно он может быть применен и для других целей - например, в журналистике для выбора темы статьи. Метод изобретен Чарльзом Вайтингом (Charles Whiting).

    Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

    Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания.

    В первую очередь строится таблица. В верхнюю строку таблицы заносится объект, который необходимо разработать или о котором Вы хотели бы написать статью. Это может быть любой объект, относящийся к определенной области специализации. Затем случайным образом берутся три произвольных объекта. Это могут любые три существительных, которые вы видите перед собой или же подобранные при помощи словаря, книги и т.п. Далее под каждым из трех выбранных вами слов записываются приходящие в голову свойства, характеристики, определения.

    На последнем этапе Вы должны попробовать связать выбранный Вами объект поочередно с каждым из слов в таблице и подумать, говорит ли Вам о чем-нибудь получившееся словосочетание, вызывает ли оно у Вас какие-то ассоциации.

    В течение четверти часа "метод фокальных объектов" позволяет породить десяток-другой идей, из которых в итоге можно будет отобрать одну-две, которые будут разрабатываться дальше.

    В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

    К отрицательным сторонам -- невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

    Морфологический анализ.

    Морфологический анализ -- пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Фрицом Цвикки (Zwicky, Fritz). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

    Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

    Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологический ящик), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

    Точно сформулировать проблему.

    Определить важнейшие элементы объекта.

    Определить варианты исполнения элементов.

    Занести их в таблицу.

    Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

    Выбрать оптимальный вариант.

    Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

    Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

    Метод проб и ошибок.

    Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод тыка) -- форма научения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком (Thorndike, Edward Lee) как основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

    Метод проб и ошибок является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

    Достоинства метода:

    Этому методу не надо учиться.

    Методическая простота решения.

    Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

    Недостатки метода:

    Плохо решаются задачи средней сложности (более 20--30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).

    Нет приёмов решения.

    Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.

    Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

    Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?

    Требуются большие большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.

    Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило -- «первое пришедшее в голову решение -- слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределенности и делает то, что пришло в голову первым.

    МПиО -- аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач. В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО -- это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод. Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

    ТРИЗ-- теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году -- это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

    Основные функции и области применения ТРИЗ:

    • - решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
    • - прогнозирование развития технических систем;
    • - развитие творческого воображения и мышления;
    • - развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

    ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки

    Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы -- такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

    На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

    Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

    Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:

    Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

    Какие связи являются вредными, мешающими, какие -- нейтральными, и какие -- полезными?

    Какие части и связи можно изменять, и какие -- нельзя?

    Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие -- к ухудшению?

    В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).

    Вывод: Для успешного управления компанией управленцам необходимо знать методы психологической активизации мышления человека, методы систематизированного поиска идей и методы целенаправленного решения творческих задач. С каждым годом все более востребованным становится умение иррационального подхода к решению задач. Наличие творческих способностей у человека и умение их развивать и применять высоко ценится среди руководителей всех компаний мира, от крупных корпораций до фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители заинтересованы в усовершенствовании навыков персонала. Мною были рассмотрены 7 наиболее популярных и эффективных методов: мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).

    Практические методы генерирования новых идей

    Добрый день! Меня зовут Идейный Вдохновитель, и я возглавляю мозговой штурм. Сегодня мы будем думать… нестандартно.
    Наша миссия проста. К концу дня мы придумаем революционно новую гайку, которой наша замечательная корпорация будет гордиться всю оставшуюся жизнь.
    Придумать эту инновацию предстоит вам, 23-м ее менеджерам. Я знаю, вас терзают сомнения. Однако доверьтесь мне.
    Для начала разобьем лед недоверия. Я хотел бы, чтобы каждый из вас по очереди рассказал мне о самом стеснительном моменте, какой только случался с ним в раздевалке. Затем нас ждут медитация, левитация и концентрация на вопросе: «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
    Добро пожаловать в худший кошмар менеджера среднего звена - на «Выездной семинар по генерированию идей».
    С. РИВКИН

    На одни только тренинги американские компании тратят 15 миллиардов долларов в год. И эти суммы с каждым годом увеличиваются. Проведенный Bain & Company опрос показал: 77 % из 4000 опрошенных руководителей признают, что приобретенные ими «на стороне» управленческие системы и процедуры обещали больше, чем могли на самом деле.

    Что же заставляет сотни опытных руководителей компаний пачками записывать своих менеджеров на курсы креативной медитации или лететь на Гавайи, где за большие деньги вас символически зароют в землю, отчего у вас должно тут же открыться второе зрение?

    В нашу «эпоху информации» решающую роль в вопросе выживания компании играет способность этой компании генерировать новые идеи и находить нестандартные решения быстрее конкурентов. За этими самыми идеями и летят вереницы управленцев на пляжи Таити или в леса Сибири, где путем «полного погружения» они надеются прийти к озарению, которое позволит вывести компанию в лидеры рынка на 20 лет вперед.

    Мы не ставим цели раскритиковать набирающие в нашей стране популярность тренинги и семинары, среди которых действительно встречаются очень полезные. Наша задача - донести до вас основную идею: для того чтобы генерировать новые идеи, нет нужды лететь за тридевять земель и обращаться к сторонним консультантам - достаточно внимательно оглядеться по сторонам, прислушаться к подчиненным, мотивировать менеджеров искать неординарные решения и воспользоваться классическими алгоритмами поиска нестандартных решений.

    Интересный пример мотивирования сотрудников генерировать новые идеи приводит Игорь Манн. Организация, в которой он работал, намерилась выпускать журнал, но вот с названием вышла заминка. Отдел маркетинга не смог придумать ничего стоящего, тогда обратились ко всем сотрудникам с призывом дать имя корпоративному изданию. Приз - спортивный велосипед - поставили на проходной, чтобы ежедневно напоминать о задании. За неделю, в течение которой проходил конкурс, сотрудники придумали более тридцати вариантов, один из которых и был утвержден. Довольный сотрудник получил приз, а компания - название журнала. Может, и в вашей компании стоит время от времени проводить подобные конкурсы на поиск идеи?

    Итак, допустим: сотрудники у вас достаточно мотивируются, креативность поощряется, а новых идей по-прежнему недостаточно.

    Хорошая новость: 90 % решений, которые вы ищите, уже существуют! Кто-то до вас их наверняка уже искал, а значит, вы можете или пройти весь путь к поиску решения самостоятельно, или заняться поиском информации о существующем решении. Копируйте чужие идеи, пользуйтесь ими, применяйте их! Все, что может принести пользу вашему бизнесу, достойно применения. Как сказал Томас Эдисон: «Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать». Бесценным источником информации в этом случае выступает Интернет.

    Допустим, ваша проблема не имеет известного вам решения. Необходимо найти новый подход, посмотреть на ситуацию с неожиданного ракурса. Как этого добиться? Существует ряд методов поиска нестандартного решения. Одним из них является «метод провокаций».

    Суть метода заключается в том, чтобы рассмотреть ситуацию в «нормальном режиме», а потом пойти в обратном или противоположном направлении. Пример: в ресторане платят за еду - в ресторане не платят за еду (противоположность) - в ресторане платят за время пребывания (новая идея). Задача - найти идеи, которых у вас не было, а не подтвердить существующие.
    Другим способом в рамках метода провокаций является сознательное преувеличение того или иного признака. Примером может служить полукилограммовый гамбургер в закусочных Fuddrucker,s в США.

    Разновидностью метода провокаций является искажение как путь замены логичной последовательности действий. Преступники платят за содержание милиции - как вам такая идея?

    Крайним случаем метода провокаций являются мечтания - генерация идей, которых заведомо невозможно достичь в современных условиях. Хорошо бы, чтобы себестоимость самолета была близка к стоимости КАМАЗа, - можете вы помечтать. А можете и наметить конкретные пути снижения себестоимости, если вы авиаконструктор.

    Татьяна Никитина