Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе. Финансовая политика, стратегия и тактика

    Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе. Финансовая политика, стратегия и тактика

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Основные модели принятия решений по финансированию предприятий. Способы и методы решения проблем управления финансами фирмы, обеспечивающие рост рыночной стоимости бизнеса. Планирование, бюджетирование, разработка финансовой стратегии и тактики.

      презентация , добавлен 18.09.2014

      Понятие, особенности разработки и реализации налоговой стратегии и тактики, их сущность и значение в современных условиях, порядок проведения на предприятии и оценка эффективности. Разработка мероприятий по совершенствованию данных налоговых механизмов.

      дипломная работа , добавлен 02.02.2010

      Финансовая политика организации: содержание, цели и задачи. Взаимосвязь финансовой политики с другими видами политики организации. Анализ финансового состояния предприятия ООО "Консалтинг-ЮГ". Пути совершенствования его финансовой стратегии и тактики.

      курсовая работа , добавлен 15.06.2014

      Теоретические и нормативно-правовые основы разработки финансовой стратегии предприятий. Оценка движения предприятия по матрице финансовой стратегии Франшона и Романе. Использование матрицы финансовой стратегии для выбора стратегической цели предприятия.

      дипломная работа , добавлен 05.10.2010

      Понятие, цели и принципы финансовой политики государства, классификация ее видов. Финансовая стратегия и финансовая тактика. Анализ финансовой политики Российской Федерации в современных условиях, ее основные направления, оценка эффективности и проблемы.

      курсовая работа , добавлен 05.06.2013

      Место и роль финансовой стратегии в общей стратегии предприятия. Принципы и особенности формирования финансовой стратегии предприятия. Основные этапы формирования, методика и инструменты организации процесса разработки финансовой стратегии предприятия.

      реферат , добавлен 30.10.2010

      Виды, цели, задачи и разработка финансовой стратегии. Использование финансовой стратегии для обеспечения устойчивого развития компаний в рыночных условиях. Анализ мероприятий по формированию и использованию финансово-ресурсного потенциала компании.

      курсовая работа , добавлен 06.01.2012

    В основе современной концепции стратегического управления лежит теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.

    Важную роль в стратегическом управлении играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий -- корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).

    Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия -- максимизацию благосостояния его собственников.

    На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена управления предприятием.

    Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инновационная. Функциональные стратегии предприятия направлены на детализацию корпоративной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия.

    Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей -- обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.

    Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).

    Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. По отношению к операционной стратегии финансовая стратегия носит подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия. Финансовая стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им корпоративной стратегией.

    Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия. Это связано с тем, что основные цели операционной стратегии -- обеспечение высоких темпов реализации продукции, рост операционной прибыли и повышение конкурентной позиции предприятия связаны с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков (в тех сегментах, где предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность) не совпадают, может возникнуть ситуация, когда стратегические цели развития операционной деятельности предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае соответственно корректируется операционная стратегия предприятия.

    Все многообразие стратегий операционной деятельности, реализацию которых призвана обеспечивать финансовая деятельность предприятия, может быть сведено к следующим базовым их видам

    Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.
    Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.
    Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.
    Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.
    Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.
    При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:
    – финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;
    – учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
    – тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;
    – соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.
    – учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;
    – наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.
    Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.
    ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
    При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.
    Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.
    Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.
    Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.
    ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
    Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную.
    Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.
    Бюджетно-финансовая политика (фискальная политика) как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Или более кратко – использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия.
    Денежно-кредитные отношения, представляющие основу финансовой политики государства, регулируются с помощью денежно-кредит¬ной политики государства (монетарной политики). Денежно-кредитную политику можно охарактеризовать как действия, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.
    ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
    Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
    Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
    Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

    В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

    Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

    Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

    Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

    На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

    Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

    1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

    2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

    3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


    Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

    4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

    умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

    создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

    существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

    развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

    5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

    6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

    Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

    7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

    8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

    9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

    10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

    11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

    12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

    13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

    14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

    15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

    16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

    Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

    Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

    В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

    В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

    17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

    В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

    18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

    Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

    Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

    Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

    Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

    Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

    Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

    Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

    Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

    Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

    Фин. стратегия -это долговременный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач фирмы. Объектом фин. управления выступают капитал и денежные потоки. Фин. тактика -это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей перераспределение денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. Финансовая политика фирмы призвана обеспечить стратегический план финан. ресурсами.

    Базовые стратегии развития фирмы :

    1) консервативная или стратегия ограниченного роста-эта стратегия характерна для сложившихся отраслей со стабильной технологией. В рамках этой стратегии цели устанавливаются от достигнутого по факту и корректируются в зависимости от изменения условий деятельности фирмы. Если положение фирмы стабильно, то руководство стремится и дальше предерживатся этой стратегии, т.к. она обладает 2 плюсами: а)простота и дешевизна б)min риск. Фин. политика направлена на обеспечение финн. устойчивости, платежеспособности и оптимизации уровня оборотных средств.

    2) стратегия роста - эта стратегия характерна для динамично развивающихся отраслей с быстро меняющейся технологией. Ежегодное увеличение по этой стратегии значительно превышает уровень прошлого года. Этой стратегии придерживаются фирмы стремящиеся к диверсификации своей деятельности, чтобы обеспечить дальнейшее развитие фирмы и при необходимости покинуть затухающие рынки. Фин. политика направлена на привлечение выгодных фин. ресурсов, на формирование рациональной структуры капитала и на управление прибылью с целью ее максимизации.

    3) стратегия сокращения - фирма устанавливает цели ниже уровня достигнутого в прошлом году. Ее применяют в том случае, если показатели деятельности фирмы имеют устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не могут переломить эту тенденцию. Стратегия реализуется в виде свертывания производства, ухода с рынка, продажи одного из подразделений или бизнеса в целом. Фин. политика направлена на сохранение стоимости фирмы, на реализацию мероприятий по предотвращению банкротства и на экономию затрат.



    4) стратегия сокращения расходов. Цель-экономия затрат с выявлением свободного резерва средств, которые могут быть использованы на диверсификацию деятельности. Отличается от стратегии сокращения: а) ориентирована на снижение затрат по отдельным элементам, а не глобально по фирме б) более ограничена по времени. Стратегию применяют для увеличения прибыли, увелич. производительности труда, для более обоснованного ценообразования, для сокращения производства низкорентабельной продукции и т.д. Считается что стратегия сокращения затрат переходит в стратегию сокращения, когда начинают продаваться отдельные подразделения или основные фонды в большом количестве. Фин. политика направлена на снижение производств. и фин. затрат, на управление прибылью и на управление основными фондами и имуществом.

    5) комбинированная стратегия - сочетает в себе 4 стратегии. Применяется для многоотраслевых компаний. Компания может продать какое-либо производство(сокращения) затем купить другое(стр. роста) и при этом проводить стратегию экономии затрат. Фин. политика имеет комбинированный характер, но предпочтение отдается след. направлениям: а) обеспечение фин. ресурсами б) управление структурой капитала в) обеспечение платежеспособности и фин. устойчивости г) экономия затрат.

    58. Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи.

    Цель внутрифирменного фин. планирования- обеспечение наилучших возможностей ведения хозяйственной деятельности, получения необходимых для этого средств и обеспечения прибыльности фирмы. Финн. планирование связано с одной стороны с предотвращением возможных ошибочных действий в области финансов, а с другой с уменьшения числа неиспользованных возможностей. По экон. содержанию финн. планирование- это процесс разработки системы финн. планов.

    Задачи:

    1)обеспечение финн. ресурсами

    2) определение путей эффективного вложения капитала

    3) выявление факторов увеличения прибыли

    4) установление рациональных отношений с бюджетом, банком и контрагентами

    5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов

    6) контроль за финн. состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью.

    Принципы фин. планирования :

    1) финансового соответствия сроков

    2) обеспечения платежеспособности фирмы

    3)рентабельности капитальных вложений

    4) сбалансированности рисков

    5) ориентации на потребности рынка.

    Последствия фин. планирования:

    1) реализация поставленных стратегических целей в виде конкретных фин. показателей

    2) оценка жизнеспособности фин. проектов

    3) обоснование для получения внешнего финансирования.

    Этапы фин. планирования :

    1) анализ фин. ситуации

    2) разработка общей фин. стратегии

    3) составление текущих фин. планов

    4) разработка оперативных фин. планов

    5) корректировка планов по результатам их фактического выполнения.

    Фин. планирование включает 3 подсистемы:

    1) Перспективное – определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Горизонт планирования от 3 до 5 лет. Персп. планирование включает в себя: а) разработку фин. стратегии б) прогноз фин. деятельности. Фин. стратегия представляет собой характеристику долгосрочных целей фин. деятельности фирмы и описание наиболее эффективных способов достижения этих целей. Этапы разработки фин. стратегии: 1)определение периода реализации 2) анализ факторов внеш. среды 3) формирование стратегических целей фин. деятельности 4) разработка фин. политики 5) разработка мероприятий по обеспечению реализации фин. стратегии 6) оценка эффективности разработанной фин. стратегии. Перспективное планирование базируется на прогнозировании, которое основано на анализе и обобщении имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития фирмы и изменения фин. показателей.

    2) Текущее- заключается в разработке конкретных видов текущих фин. планов- это дает возможность определить возможные источники финансирования, сформулировать структуру доходов и расходов, обеспечить платежеспособность на конец планируемого периода. Разрабатывается 3 документа: а) плановый отчет о движении денеж. средств б) плановый отчет о прибыли и убытках в) плановый бухгалтерский баланс. Текущий финансовый план составляется на 1 год с разбивкой по кварталам. Цель- оценить фин. состояние фирмы на конец планируемого периода.

    3) Оперативное - Цель-контроль за поступлением выручки на р/сч и за расходованием наличных ден. ср-в фирмы. Система операт. планирования включает комплекс краткосрочных плановых заданий по финан. обеспечению всех хозяйст. операций. Разрабатываются платежный календарь и кассовый план. Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам, чтобы он был реальным разработчики должны контролировать ход производства и реализации продукции, состояния запасов и дебиторской задолженности. В платежном календаре притоки и оттоки ден. ср-в должны быть сбалансированы. Отклонения служат для определения фин. ошибок. Кассовый план- это план оборота наличных ден. ср-в через кассу. Основная функция- это контроль за поступлением и расходованием наличных ден. ср-в.