Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Модификации вертолета ми 8. Авиация россии

    Модификации вертолета ми 8. Авиация россии


    Ми-8 - советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. Вертолёты МИ-8, как правило, имеют двойное назначение, о чём указывается в сертификате типа.

    Вертолет Ми-8АМТШ — видео

    В России вертолёты, имеющие военное назначение, могут быть проданы только Акционерным обществом «Рособоронэкспорт», входящее в корпорацию «Ростех». Все остальные вертолёты, находящиеся в свободной продаже, имеют только гражданское назначение.

    Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолёта под обозначением В-8, призванного заменить выпускавшуюся модель вертолёта Ми-4, началась в ОКБ Миля во второй половине 50-х годов. Прежде всего у новой машины должна была максимально рационально использоваться эргономика, поэтому радикально поменялась компоновка вертолёта, которая стала вагонного типа с продольно вытянутым фюзеляжем. Кабина пилотов располагалась в передней части фюзеляжа, двигатель (на первом прототипе один) находился над фюзеляжем. Всё остальное место занимала либо грузовая кабина, либо пассажирский салон, в зависимости от модификации вертолёта.


    Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года, он имел один турбовинтовой двигатель АИ-24; второй прототип В-8А - 17 сентября 1962 года, он имел уже два турбовальных двигателя ТВ2-117, которые устанавливались уже и на серийные машины. После ряда доработок Ми-8 был запущен в производство в 1965 году и принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

    Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины - Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт - Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира.

    В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х - военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

    В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.


    Конструкция

    Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта - шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта - совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеен 21 отсек с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующий профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин−1, рулевой - 1124 мин−1.

    Трансмиссия

    Аналогична вертолёту Ми-4. Основными агрегатами трансмиссии являются:

    — Главный редуктор ВР-14 (для Ми-8МТ) или ВР-8А (для Ми-8Т)
    — Промежуточный редуктор;
    — Хвостовой редуктор;
    — Хвостовой вал трансмиссии;
    — Вал привода вентилятора;
    — Тормоз несущего винта.


    Фюзеляж

    Является основным силовым корпусом вертолёта и представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж имеет три конструктивных разъёма и включает в себя:

    — носовую часть;
    — центральную часть;
    — хвостовую балку;
    — концевую балку с обтекателем.

    Шасси

    Трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора.

    Система внешней подвески

    Позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг (5000 кг). Ми-8 оборудован четырёхканальным автопилотом АП-34Б, обеспечивающим стабилизацию крена и тангажа, направления, а также высоты полёта (±50м). В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места.


    Система управления

    Предназначена для управления вертолётом относительно трёх осей, осуществляется путём изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения силы тяги рулевого винта. Для управления вертолётом используются гидроусилители - три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом. На Ми-8МТВ — четыре КАУ-115М. Гидравлическая система предназначена для питания рабочей жидкостью:

    — агрегатов управления вертолётом (РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления);
    — гидроцилиндров управления фрикционом «ШАГ-ГАЗ», переменным упором в продольном управлении вертолётом, (управления «форсажом» двигателей для вертолётов модификации «МТ»)включается раздельными электромагнитными кранами ГА-192.

    Гидросистема состоит из основной и дублирующей, давление в каждой создаётся отдельным насосом НШ-39М, установленным на главном редукторе. Давление регулируется в пределах 45±3 … 65+8-2 кгс/см2 автоматами ГА-77В разгрузки насосов, поддерживается гидроаккумуляторами - двумя в основной системе и одним в дублирующей.

    Топливная система

    Предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолёта и бесперебойной его подачи к насосам-регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.


    Противопожарная система (ППС)

    Предназначена для обнаружения, сигнализации и тушения пожара в защищаемых отсеках:

    — левого и правого двигателей;
    — керосинового обогревателя КО-50;
    — главного редуктора и двигателя АИ-9В.

    Противообледенительная система (ПОС)

    Предназначена для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов, двух передних стёкол кабины экипажа, входных устройств двигателей, пылезащитных устройств двигателей (ПЗУ). Обогрев лопастей винтов и стёкол кабины экипажа - электротеплового действия. Обогрев обтекателей воздухозаборников и входных устройств двигателей - воздушнотеплового, а обогрев ПЗУ - смешанный (часть узлов обогревается горячим воздухом, а другая часть имеет электрообогрев). ПОС работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Лопасти НВ РВ, передние стёкла и ПЗУ получают питание от сети переменного тока напряжением 208 вольт. Для обогрева входного устройство двигателя и ПЗУ используется горячий воздух от компрессора.

    Воздушная система

    Предназначена для торможения колёс главных опор шасси и подзарядки камер колёс от бортовых баллонов во внеаэродромных условиях с помощью специального приспособления.

    Система отопления и вентиляции предназначена для:

    — подачи подогретого или атмосферного воздуха в кабину экипажа и в грузовую кабину для поддержания в них нормальных температурных условий;
    — обдув передних стёкол и блистеров кабины экипажа;
    — обогрев сливного крана дренажного бачка.

    Для подогрева воздуха используется керосиновый обогреватель КО-50.


    Кислородное оборудование

    Предназначено для питания кислородом экипажа при полётах на высотах до 6000 м, а также раненых и больных при полётах на любых высотах.

    Энергосистема

    Источники электроэнергии постоянного тока:

    — два стартера-генератора ГС-18, установленные на каждом из двигателей;
    — шесть аккумуляторных батарей 12САМ-28.

    Источники переменного тока:

    — Однофазный переменный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц выдаёт установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. (Для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол). Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2 питаются радио- и навигационное оборудование, а от него - трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 - питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.
    — Трёхфазный переменный ток напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный).

    Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.


    Силовая установка

    Состоит из двух турбовальных двигателей ТВ2-117, (ТВЗ-117МТ модификация «МТ», ТВ3-117ВМ модификация Ми-8МТВ). При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты.

    Вертолёты различных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т, Ми-8ТВ, Ми-8П, Ми-8ПС, Ми-8СМВ(ППА, Р) оснащены двумя двигателями ТВ2-117А взлётной мощностью 1500 л. с., с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При запуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ-28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя - от стартёр-генератора уже запущенного двигателя и трёх аккумуляторов. При работающих двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в пилотской кабине под этажерками электро- и радиооборудования, по два с каждой стороны, остальные два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3000 м, при этом отдают ток 600-800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.

    Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (взлётная мощность - 2200 л. с.) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В. Основная система электроснабжения переменного тока:

    — Источники трёхфазного тока напряжением 208 В частотой 400 Гц 2 генератора СГС-40ПУ, расположенные на главном редукторе.


    От первого генератора питаются:

    — выпрямительное устройств ВУ № 1;
    — элементы ПОС винтов;
    — трансформатор ТС-310С04Б (мощностью 1 кВт) для питания трёхфазной сети 36 В;

    От второго генератора питаются:

    — выпрямительное устройств ВУ № 2 и № 3;
    — обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей;
    — трансформатор ТС/1-2 для питания однофазной сети 115 В;
    — после ТС/1-2 напряжением 115 В, питаются также два трансформатора Тр115/36, (основной и запасной) осуществляющие питание однофазным переменным током 36 В приборы контроля работы двигателей и трансмиссии.

    Резервными источниками по переменному току служат два преобразователя: ПО-500А и ПТ-200Ц. При отказе генератора № 1 ТС310С04Б переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

    Система постоянного тока (вторичная): Источники электроэнергии постоянного тока:

    — основные источники - три выпрямительных устройства выпрямительных устройства ВУ-6А;
    — стартёр-генератор СТГ-3, который может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут;
    — 2 аккумуляторных батареи 12САМ-28 или 20НКБН-28 (для запуска ВСУ и аварийного питания сети).

    Модификации

    Пассажирские


    Пассажирский вертолет на 28 мест. Оснащен двигателями ГТД ТВ2-117А мощностью по 1267 кВт/1700 л.с. Пассажирская кабина имеет длину 6,36 м, ширину 2,34 м, высоту 1,80 м, иллюминаторы прямоугольной формы.

    Модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.


    Пассажирский вертолет с салоном повышенного комфорта: два больших кожаных кресла возле стола, диван, на столе — телефонный аппарат; предусмотрены небольшой буфет, гардеробный отсек и туалет, увеличенные иллюминаторы прямоугольной формы, а также дверь-трап.

    Пассажирский вертолет, построенный по заказу Министерства обороны специально для перевозки международных инспекторских групп по контролю за мероприятиями по ограничению вооружений. Имеет салон несколько более скромный, чем Ми-8ПС.

    Ми-172 - вертолет, созданный на конструктивной основе многоцелевого вертолета Ми-8МТВ-1. На начало 2017 года является единственным вертолетом из семейства Ми-8, сертифицированным для коммерческой перевозки пассажиров.

    Транспортные


    Десантно-транспортный вертолет на 24 десантника с вооружением (в санитарном варианте 12 раненых на носилках с одним сопровождающим). Установлены двигатели ГТД ТВЗ-117МТ мощностью по 1454 кВт/1950 л.с. Вертолет предназначен и для транспортировки грузов массой 4000 кг в кабине или 3000 кг на внешней подвеске. Грузовая кабина: длина 5,34 м. ширина 2.34 м, высота 1.80 м. В военном варианте снабжен пилонами для подвески вооружения.

    Экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

    Многоцелевые


    - «Транспортный, вооружённый». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Установлены усиленные ферменные пилоны с четырьмя держателями для блоков по тридцать две НАР калибра 57 мм и подвижной пулеметной установкой калибра 12,7 мм в носовой части фюзеляжа. Вертолет может нести и другое вооружение: блоки по тридцать две НАР. ПТУР АТ-2 с полуавтоматическим управлением. ПТУР АТ-3 с ручным управлением и др. Отличался бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).

    Вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.

    Воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.

    Модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.


    Модификация вертолета Ми-8Т с двигателями ГТД ТВ2-117ТГ мощностью по 1103 кВт/1500 л.с., работающими на авиационном сконденсированном топливе.


    Модернизированный десантно-транспортный вертолет. Оснащен двигателями повышенной мощности ГТД ТВЗ-117МТ мощностью по 1454 кВт/1950 л.с. с пыле-защитными устройствами и вспомогательной силовой установкой АИ-9В и рулевым винтом, установленным слева, для повышения эффективности. Имеет станцию инфракрасных помех «Липа», экраны выхлопных устройств для подавления теплового излучения двигателей и контейнеры с ложными целями, пулемет (калибр 12.7 или 7.62 мм) в носовой подвижной установке, держатели по бокам фюзеляжа для установки до шести блоков НАР с размещением сверху на направляющих рельсах до шести ПТУР. На пилонах подвешиваются также пулеметные контейнеры, в блистерах и боковых проемах десантного отделения могут находиться пулеметы и гранатометы. Вертолет является переходной моделью к усовершенствованному вертолету Ми-17.

    Ми-17 - экспортный вариант Ми-8МТ.

    Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 - модернизированный высотный транспортный вертолёт с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработана в 1985-1987 гг. и запущена в серийное производство в Казани в 1988 году. Имеет только гражданское назначение.

    Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ-1.


    Ми-8МТВ-2

    Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3 поздние модификации военно-транспортных вертолетов версии МТ. Предназначены для применения в десантно-транспортном, санитарном, спасательном и ударном вариантах. Это одни из наиболее тяжеловооруженных вертолетов в мире. В варианте МТВ-2 вертолет мог оснащаться четырьмя блоками Б8В20-А по двадцать НАР С-8, возможна подвеска авиабомб калибра 50- 500 кг на балочных держателях БДЗ-57КРВМ: в носовой части фюзеляжа может быть размещена подвижная установка с пулеметом калибра12,7 мм, в проемах сдвижных дверей - до 8 шкворневых установок с пулеметами; калибра 7.62 мм, а на внешних держателях - 4 пушечных контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибра 23 мм. Для защиты от ракет с ИК ГСН установлены кассеты АСО-2В с ИК-ложными целями ППИ-26-1. На кабину экипажа вертолета навешены бронеплиты закрывающие пол, переднюю и заднюю часть отсека.

    Ми-8МТО - ночной.

    Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.

    Ми-17-1В - экспортный вариант Ми-8МТВ.

    Ми-8АМТ (экспортное обозначение - Ми-171Е) - вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р. Имеет только гражданское назначение.

    Ми-171 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом. Имеет только гражданское назначение.


    Ми-171А2

    Ми-171А1 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29. Имеет только гражданское назначение.

    Ми-17КФ - модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.

    Ми-8МСБ - не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, пассажирско-транспортный вариант для гражданской авиации.

    Ми-8МСБ-В - не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014, до конца 2014 года в войска передали 3 шт.) и на экспорт.

    Специального назначения

    Ми-8ТЭЧ-24 - летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолётной техники.

    Заправщик и транспортировщик топлива.

    Буксировщик трала.

    Специальный морской спасательный.

    Ми-8СПА - поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.

    Лесопожарная модификация, оснащённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.

    Штабной вертолёт с круглыми иллюминаторами.

    Штабной вертолёт с квадратными иллюминаторами.

    Специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.

    Или Ми-8Р - разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.

    Артиллерийский корректировщик.

    Ми-8ТАКР - вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.

    Радиационно-химический разведчик.

    Модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.

    Ми-8МТ «Летающий кран» - отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.

    Ми-8МТ «Метео» - летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.

    Ми-8МТА - вертолёт ближней тактической разведки.

    Ми-8МТС - вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.

    Ми-8МТТ - вертолёт для поиска спускаемых космических аппаратов.

    Ми-8МТЛ - разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.

    Ми-8МТФ - аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.

    Ми-8МТФ (II) - постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.

    Ми-8МТЮ - Был построен в единственном экземпляре. Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.

    Ми-8АМТ-1 - салон повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ.

    Ми-8АМТШ-ВА - версия для выполнения задач Министерства обороны России в условиях Арктики. Ми-8АМТШ-ВА созданная на основе последней модификации военно-транспортного вертолёта Ми-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённым комплектом авионики, дополнительно оборудован системой обогрева основных агрегатов силовой установки. Для работы над водной поверхностью вертолёт оборудован системой кондиционирования морских спасательных костюмов (МСК), в которых работает экипаж.

    Воздушные командные пункты

    Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ - воздушный командный пункт.

    Воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.


    Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащен специальным оборудованием и дополнительными антеннами на хвостовой балке. Создан в 1977 году на базе Ми-8Т.

    Ми-9Р - воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8Т.

    Медицинские


    Воздушный госпиталь (медицинский «биссектриса). Создан на базе Ми-8Т в 1978 году.

    Ми-8МТБ - бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.

    Ми-8МТВМ - медицинская модификация Ми-8МТВ.

    Ми-8МТВ-3Г - воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.

    Ми-8МТВ-МПС - медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.

    Ми-8МТД - поисково-спасательный вертолёт. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.

    Ми-8МТН - вертолёт оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.

    Ми-17Г - экспортный вариант воздушного госпиталя.

    Ми-17-1ВА «Амбулатория» - экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте. Показан на Парижском авиасалоне в 1989 г., оснащён более мощными двигателями ТВ3-117ВМ.

    Постановщики помех

    Ми-8СМВ - первая модификация вертолёта Ми-8, в качестве вертолёта РЭБ. Модификация Ми-8СМВб созданная в 1971 году, предназначалась для защиты фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами противника. В грузовой кабине был установлен вертолётный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы «Смальта-В» («Смальта-3») с пультом управления, а на борту фюзеляжа смонтированы приёмопередающие антенны.


    Вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), созданный в 1974 г. По некоторым источникам оборудован комплексом «Поле», но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было именовать названиями растений, возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА. Предназначался для постановки помех наземным РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. Размещённые на вертолёте станции подавления позволяли также использовать Ми-8ПП в качестве радиоразведчика. Вертолёт легко отличить по контейнерам и крестообразными дипольными антеннами по бокам фюзеляжа.

    Ми-8ППА - вертолёт РЭБ, оснащённый станциями «Азалия» и «Фасоль», по некоторым источникам - доработанная в 1980-1982 гг. версия Ми-8ПП.

    Ми-8МТПР-1 - постановщик помех на базе Ми-8МТВ-5-1. От серийных Ми-8МТВ-5-1, модификация отличается отсутствием рампы и бронеплит на кабине экипажа, зауженной левой сдвижной дверью и отсутствием части иллюминаторов, дополнительной антенной на хвостовой балке. Вертолёт оборудован комплексом РЭБ «Рычаг-АВ».

    Военно-транспортные


    Ми-8МТВ-5

    Ми-8АМТШ (экспортное обозначение - Ми-171Ш) и Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение - Ми-17В-5) - современные многоцелевые военно-транспортные вертолёты, предназначенные для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Могут оснащаться комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптироваться под применение техники ночного видения. Эти вертолёты созданы с учётом всестороннего анализа опыта применения российской вертолётной техники в боевых действиях в различных «горячих точках». В ноябре 2015 года военные должны получить первую арктическую версию (Ми-8АМТШ-ВА) «Терминатор», который создан на основе последней модификации вертолёта Ми-8АМТШ-В. Он оснащён новыми газотурбинными двигателями ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённой авионикой. Вертолёт создан с учётом специфики применения в условиях низких температур (от минус 40-50 градусов по Цельсию и ниже) и ограниченной видимости при выполнении полётов, в том числе во время полярной ночи. Опытная партия из 5 вертолётов была заказана в феврале 2014 года. Тогда же военные заявили, что общая их потребность в «Терминаторах» может достичь 100 единиц.

    Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищённые топливные баки.

    Возможности: спуск на лебёдке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера.

    Вооружение С-8 ракеты в блоках, Атака (ПТУР).


    Ми-8АМТШ

    Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

    Ми-8МНП-2 - модификация Ми-8АМТШ для Пограничной службы РФ. Переоборудовано 6 вертолётов.


    Тактико-технические характеристики Ми-8АМТ

    — Главный конструктор: М. Л. Миль
    — Первый полёт: 9 июля 1961 года
    — Начало эксплуатации: 1965 год
    — Единиц произведено: > 12 000 (всех модификаций)

    Стоимость Ми-8

    — около 252 млн. руб. или от $14,75 млн. до ~$17,5 млн. (Ми-17В-5, экспортная)
    — Ми-8АМТШ (для госзаказчиков): ~200 (на 2010 г.) – 250 млн. руб. (на 2012 г.)

    Экипаж Ми-8

    — 3 человека

    Вместимость Ми-8

    — 27 человек

    Габаритные размеры Ми-8

    — Длина (с вращ. винтами): 25,31 м
    — Высота (с вращ. рулевым винтом): 5,54 м
    — Диаметр несущего винт: 21,3 м

    Вес Ми-8

    — Масса пустого: 6913 кг
    — Нормальная взлётная масса: 11 100 кг
    — Максимальная взлётная масса: 13 000 кг

    Двигатели Ми-8

    — 2 × ТВ3-117ВМ
    — Мощность двигателей (на взлётном режиме): 2 × 2000 л. с
    — Расход авиатоплива, т/час - 0,72

    Скорость Ми-8

    — Максимальная скорость: 250 км/ч
    — Крейсерская скорость: 230 км/ч

    Динамический потолок Ми-8

    Практическая дальность Ми-8

    Дальность полёта Ми-8

    — при дополнительных топливных баках: 1300 км
    — при максимальном запасе авиатоплива: 800 км
    — при максимальной загрузке: 550 км

    Фото Ми-8


    АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

    Все вертолеты и самолеты оснащены современным навигационным оборудованием. Дополнительно по запросу заказчика может устанавливаться:

    Оборудование для съемки
    Поисково-спасательное
    Медицинское оборудование
    Пожарное оборудование
    Оборудование по сбросу
    Оборудование для монтажных работ

    Количество машин Ми-8Т: 4

    Количество машин Ми-8МТВ: 3

    Вертолет Ми-8Т способен перевозить до 4 тонн крупногабаритных грузов как внутри грузовой кабины, так и 3 тонн на внешней подвеске.

    Конструкция, оборудование и системы вертолета Ми-8(Т) позволяют эксплуатировать его в любое время суток, днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, над равниной, холмистой и горной местностями.

    Для эксплуатации вертолета не требуется специальных аэродромных средств технического обслуживания и вертолет способен к длительному автономному базированию.

    Вертолет Ми-8МТВ способен перевозить до 4 тонн крупногабаритных грузов как внутри грузовой кабины, так и 4 тонн на внешней подвеске в отличии от вертолета Ми-8Т.

    Вертолеты могут быть использованы для решения широкого круга задач в интересах гражданских ведомств. Наше предприятие совместно с ОАО "МВЗ имени М.Л. Миля" уделяет большое внимание расширению круга решаемых вертолетом задач.

    Вертолет может быть использован в следующих вариантах:

    • в транспортном;
    • в санитарном;
    • противопожарном.

    Технические характеристики МИ-8Т

    Размеры
    диаметр несущего винта, (м) 21,3
    число лопастей, (шт) 5
    тип, модель двигателя ТВ2-117 2x1500 л.с.
    количество двигателей, (шт) 2
    Массовые характеристики
    взлетная масса, (т) 11
    12
    вес пустого вертолета, (т) 7
    грузоподъемность, (т) 3
    250
    крейсерская скорость, (км/ч) 180
    480
    1800
    4500
    Число мест
    летный экипаж 3
    Размеры грузовой кабины
    длина, (м) 5,34
    ширина, (м) 2,34
    высота, (м) 1.8

    Технические характеристики МИ-8МТВ

    Размеры
    диаметр несущего винта, (м) 21,3
    число лопастей, (шт) 5
    Основные характеристики двигателя
    тип, модель двигателя ТВ3-117 2x2100 л.с.
    количество двигателей, (шт) 2
    Массовые характеристики
    взлетная масса, (т) 11
    максимальная взлетная масса, (т) 13
    вес пустого вертолета, (т) 7
    грузоподъемность, (т) 4
    Летно-технические характеристики
    максимальная скорость, (км/ч) 250
    крейсерская скорость, (км/ч) 200
    дальность полета с максимальной нагрузкой, (км) 520
    потолок в условиях МСА при нормальном взлетном весе, статический (БВЗ) (не менее), (м) 3500
    потолок в условиях МСА при нормальном взлетном весе, динамический (не менее), (м) 5000
    Число мест
    летный экипаж 3
    Размеры грузовой кабины
    длина, (м) 5,34
    ширина, (м) 2,34
    высота, (м) 1.8

    В конструкции вертолёта был применён ряд оригинальных технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые штамповки, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей. По сравнению с Ми-4 новый вертолёт обладал более высокими лётными характеристиками и вдвое большей грузоподъёмностью. Первый опытный В-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). 2 августа 1962 года лётчик-испытатель Н.В.Лёшин оторвал от земли прототип В-8А с двумя ТВ2-117 и пятилопастным винтом, а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт.

    В мае 1964 года была завершена сборка нового пассажирского В-8АП в варианте правительственного салона. Он почти ничем не отличался от В-8АТ и послужил базой для испытания модернизированного автопилота АП-34Б и синхронизатора оборотов несущего винта. В-8АП был показан руководителям партии и правительства. В сентябре того же года с полетов на В-8АП начался второй этап («Б») программы совместных государственных испытаний. Успешно завершивший программу государственных испытаний В-8АП был переоборудован весной 1965 года на опытном производстве завода № 329 в комфортабельный вариант для перевозки 28 пассажиров. К этому времени опытный вертолет В-8АП был практически доведен до совершенства, ресурс большинства его агрегатов достигал 500 ч. В июне он был представлен на авиационном салоне в Париже, где получил высокую оценку у зарубежных специалистов за прекрасные летно-технические характеристики и комфортабельность и был признан одним из самых удачных вертолетов среднего класса. Столь же успешно вертолет демонстрировался через несколько месяцев на промышленной выставке в Копенгагене. В дальнейшем вертолеты Ми-8 почти ежегодно принимали участие во всех крупных международных авиасалонах и выставках, достойно представляя отечественную авиационную промышленность в разных частях земного шара.

    Серийное производство Ми-8 началось в марте 1965 года на авиазаводе № 387 в Казани. Уже в конце года из сборочного цеха вышли первые серийные образцы. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и Улан-Уденский завод.

    Вертолёт Ми-8 одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора. От транспортного Ми-8Т вертолёт Ми-8П отличается прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В салоне основного варианта Ми-8П установлены 28 мягких пассажирских кресел. Двадцативосьмиместная компоновка пассажирского салона стала основной на серийных Ми-8П. Только в 1968 году она подверглась небольшой доработке. Был изменен задний отсек фюзеляжа — в нем расположили багажное отделение. Пассажирская кабина удлинилась более чем на метр. Задние створки сделали меньшего размера, и в них установили заднюю входную дверь с трапом. Ми-8П мог также использоваться в качестве санитарного или транспортного вертолета для перевозки малогабаритных грузов внутри кабины и крупногабаритных — на внешней подвеске. Несколько лет спустя на базе Ми-8П и более поздних его модификаций были созданы варианты с пассажирской кабиной на 20, 24 и 26 мест. Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного (малогабаритные грузы внутри кабины, крупногабаритные — на внешней подвеске).

    В 1968 году конструкция фюзеляжа в задней части подверглась доработке. Там был расположен багажный отсек. Пассажирский салон удлинился более чем на метр. Задние створки стали меньше, в них установили заднюю входную дверь с трапом.

    В 1962-1991 годах на двух заводах изготовлено около 5200 вертолётов (3700 — в Улан-Удэ) Ми-8. Из них около 2800 поставлено на экспорт в 40 стран мира. Половина выпущенных вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных рекордов (большинство женскими экипажами).

    Модификации:

    В-8А — второй прототип. Отличался двумя двигателями и пятилопастным винтом.
    В-8АП — четвёртый прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
    Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 — варианты повышенной комфортности («салоны»). Отличаются двигателем. ТВ2-117АГ. Выпускаются в Улан-Удэ.
    Ми-8М — модернизированный на 40 пассажирских мест (проект). Отличался удлинённым фюзеляжем и двигателями ТВ3-117 . Разрабатывался в 1964-1971 годах.
    Ми-8ПА — с форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован в Японии в 1980 году.
    Ми-8ПС — салон» на 7, 9 или 11 пассажиров (соответственно Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9, Ми-8ПС-11).
    Ми-8С — (второй с таким обозначением) — «салон» на базе Ми-8Т. Разработан в 1969 году.

    Модификация: Ми-8П
    Диаметр главного винта, м: 21,29
    Диаметр хвостового винта, м: 3,91
    Длина, м: 18,17
    Высота, м: 5,65
    Масса, кг
    -пустого: 6800
    -нормальная взлетная: 11100
    -максимальная взлетная: 12000
    Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ2-117А
    -мощность, кВт: 2 х 1257
    Максимальная скорость, км/ч: 250
    Крейсерская скорость, км/ч: 225
    Практическая дальность, км: 480
    Практический потолок, м: 4500
    Статический потолок, м: 1900
    Экипаж, чел: 2-3
    Полезная нагрузка: до 28 пассажиров или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске.

    Опытный вертолет В-8А — второй прототип.

    Третий прототип В-8А в полете.

    Опытный вертолет В-8АП — четвертый прототип. 1964 г.

    Опытный вертолет В-8АП — четвертый прототип. 1964 г.

    Опытный вертолет В-8АП.

    Ми-8П первой серии в полете.

    Вертолет Ми-8П. На 2-м плане Ми-8Т.

    Ми-8П садится на площадку у Петропавловской крепости. Санкт-Петербург.

    Вертолет Ми-8П на площадке у Петропавловской крепости.

    Ми-8П «Алтайских авиалиний».

    Ми-8П компании «Ю Тейр» на стоянке.

    Ми-8П заходит на посадку.

    Правительственный Ми-8ПС.

    Правительственный Ми-8ПС.

    Кабина Ми-8П.

    Ми-8 (В-8, изделие «80», по НАТО: Mi-8 Hip - «бедро») - cоветский/российский многоцелевой вертолёт, созданный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Данная машина является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории. Широко эксплуатируется во многих странах мира для выполнения большинства гражданских и военных задач.

    История

    Первый прототип В-8 взлетел 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А - 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются и в наше время. Ми-8 эксплуатирется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

    Модернизация вертолёта Ми-8, закончившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины - Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт полчившему обозначение Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117), а так же наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространен и используется примерно в 20 странах мира.

    В 1991 г. стартовало производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х - военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

    В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.

    Конструкция

    Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта - шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта - совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Трансмиссия вертолёта Ми-8 такая же как и вертолёте Ми-4. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеены 24 отсека (на некоторых версиях 23) с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующих профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. Ми-8 оснащён электрической противообледенительной системой лопастей, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах, и питается переменным напряжением 208 вольт. При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой - 1445 мин-1. В системе управления вертолётом используются гидроусилители - три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом.

    Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом есть хвостовая опора. Система внешней подвески вертолёта предоставляет возможность перевозить грузы массой до 3 т. Ми-8 оснащён четырёхканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полёта (+...-50м). В пассажирском варианте в салоне вертолёта могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте оборудован откидными скамейками на 24 места. Для поддержания комфортной температуры в кабине экипажа и грузовой кабине, вертолёт оснащён системой обогрева, используется керосиновый обогреватель КО-50, и вентиляцией. Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток при любой погоде.

    Вертолёты разных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т) оборудованы двумя двигателями ТВ2-117 мощностью 1500 лс, с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При пуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя - от стартёр-генератора уже запущенного двигателя, и трех аккумуляторов. При запущенных двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в кабине пилота под этажерками электро и радиооборудования, по два с каждой стороны, оставшиеся два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3 км, при этом отдают ток 600-800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.

    Трёхфазное напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный), однофазный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол - установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2, питающий радио- и навигационное оборудование, а от него - трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 - питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.

    Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (2250 лс) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В, стартёр-генератор СТГ-3 которой может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут. Главная система электроснабжения напряжением 208 В частотой 400 Гц питается от двух генераторов СГС-40ПУ, стоящих на главном редукторе. В системе 27 В для запуска ВСУ и аварийного питания установлены две аккумуляторных батареи 12САМ-28, для основного питания при работающих двигателях - три выпрямительных устройства ВУ-6А. От первого генератора питаются ВУ № 1, элементы обогрева винтов и трансформатор ТС310С04Б (мощностью 1 кВт) питания трёхфазной сети 36 В, от правого генератора - ВУ № 2 и № 3, обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей, трансформатор ТС/1-2.

    При отказе генератора № 1 ТС310С04Б автоматически переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

    На вертолёте две гидросистемы - основная и дублирующая, давление в каждой создаётся отдельным насосом НШ-39М, установленным на главном редукторе. Давление регулируется в пределах 45+-3 … 65+8-2 кгс/кв.см. автоматами ГА-77В разгрузки насосов, поддерживается гидроаккумуляторами - двумя в основной системе и одним в дублирующей. Гидропитание потребителей - РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления, подвижного упора в системе управления рулевым винтом и фрикциона ручки «Шаг-Газ» - включается раздельными электромагнитными кранами ГА192.

    Модификации

    Опытные

    В-8 - Первый опытный экземпляр с одним ГТД (газотурбинный двигатель) АИ-24В (одновальный турбовинтовой двигатель с 10-ступенчатым осевым компрессором, кольцевой камерой сгорания и трехступенчатой турбиной) конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт был совершён 24 июня 1961 года.


    -В-8А - Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117 (авиационный турбовальный двигатель)

    В-8АТ - Третий опытный экземпляр.

    В-8АП - Четвёртый опытный экземпляр.

    Пассажирские

    Ми-8П - пассажирский вертолёт имеет 28 мест. Оснащён иллюминаторами прямоугольной формы.

    Ми-8ПА - модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф (предназначен для работы в сложных климатических условиях)

    Транспортные

    Ми-8Т - транспортно-десантный вертолёт предназначенный для ВВС.

    Ми-8ТС - экспортный вариант Ми-8Т созданный специально для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

    Многоцелевые

    Ми-8ТВ - «Транспортный, вооружённый». состоит на вооружении ВВС СССР с 1968 года. Отличается установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).

    Ми-8АТ - вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.

    Ми-8АВ - воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Оснащался миноукладчиком ВМР-1. Который мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.

    Ми-8АД - модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, созданный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.

    Ми-8МТ - модификация с двигателями ТВ3-117.

    Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 - модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Серийное производство начато в Казани в 1988 году.

    Ми-8МТВ-5 - заменена форма носовой части («дельфиний нос»). С конца 2013 года оборудована изделием БУР «Тест-1» вместо САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).

    Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.

    Ми-17-1В - вариант Ми-8МТВ предназначенный на экспорт

    Ми-8АМТ (экспортное обозначение - Ми-171Е) - вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на авиационном заводе в Улан-Уде (с 1991 года). Имеются разные модификации: пассажирский, транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и т.д.

    Ми-171 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.

    Ми-171А1 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.

    Ми-17КФ - модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Создан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт совершён 3 августа 1997.

    Ми-8ТГ - модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г (Улучшенный вариант ТВ2-117А с дополнительным графитовым уплотнением подшипников. Двигатели ТВ2-117А при ремонте дорабатываются до ТВ2-117АГ)

    Ми-14 - многоцелевой вертолёт-амфибия.

    Ми-18 - является удлинённым вариантом Ми-8МТ. Серийно не производится.

    Ми-8МСБ - украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014) и на экспорт.


    Ми-8ТЭЧ-24 - летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудована слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым во время эксплуатации и ремонта вертолётной техники.

    Ми-8ТЗ - заправщик и транспортировщик топлива.

    Ми-8БТ - буксировщик трала.

    Ми-8СП - специальный морской спасательный.

    Ми-8СПА - поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей других летательных аппаратов в случае приводнения.

    Ми-8ТЛ - лесопожарная модификация, снабжённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.

    Ми-8С - штабной вертолёт оснащённый круглыми иллюминаторами.

    Ми-8ПС - штабной вертолёт оборудованный квадратными иллюминаторами.

    Ми-8КП - специализированный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.

    Ми-8ГР или Ми-8Р - вертолёт-разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.

    Ми-8К - артиллерийский корректировщик.

    Ми-8ТАКР - вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.

    Ми-8ВД - вертолёт радиационно-химической разведки.

    Ми-8С - модификация вертолёта с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.

    Ми-8МТЛ- разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.

    Ми-8МТЮ - Был сконструирован в единственном экземпляре. Создан специально для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу расположена антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.

    Ми-АМТ-1 - оборудован салоном повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ

    Воздушные командные пункты

    Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ - воздушный командный пункт.

    Ми-8ИВ или Ми-9 - воздушный командный пункт предназначенный для командиров дивизий, серийная модификация.

    Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оборудован автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.

    Ми-9Р - воздушный командный пункт созданный специально для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.

    Медицинские

    Ми-8МБ - воздушный госпиталь. Сконструирован на базе Ми-8Т.

    Ми-8МТБ - бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.

    Ми-8МТВМ - медицинская модификация Ми-8МТВ.

    Ми-8МТВ-МПС - медицинский поисково-спасательный вертолёт созданный на базе Ми-8МТВ.

    Ми-17Г - вариант воздушного госпиталя созданный для экспорта.

    Ми-17-1ВА «Амбулатория» - вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте сконструированный для экспорта.

    Постановщики помех

    Ми-8СМВ - постановщик помех, оснащённый станцией постановки помех «Смальта-В» (Смальта-вертолётная).

    Ми-8ПП - вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), по некоторым данным оборудован комплексом «Поле», но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было называть названиями растений, вполне возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА.

    Ми-8ППА - вертолёт РЭБ, оборудованный станциями «Азалия» и «Фасоль», по данным некоторых источников - доработанная версия Ми-8ПП.

    Ми-8МТП - постановщик помех.

    Ми-8МТПБ - постановщик помех.

    Ми-8МТПИ - постановщик помех.

    Ми-8МТПШ - постановщик помех.

    Ми-8МТД - постановщик помех.

    Ми-8МТР1 - постановщик помех.

    Ми-8МТР2 - постановщик помех.

    Ми-8МТС - постановщик помех.

    Ми-8МТШ1 - постановщик помех.

    Ми-8МТШ2 - постановщик помех.

    Ми-8МТШ3 - постановщик помех.

    Ми-8МТЯ - постановщик помех.

    Ми-8МТ1С - постановщик помех.

    Сельскохозяйственные

    Ми-8АТС - сельскохозяйственный вариант вертолёта с устройствами распыления удобрений. Сконструирован на базе Ми-8Т.

    Ми-8МТСх - сельскохозяйственный вертолёт. Разработан на базе Ми-8МТ.

    Ударные

    Ми-8АМТШ (экспортное обозначение - Ми-171Ш) - транспортно-штурмовой вертолёт, оборудован комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и приспособлен под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил обозначение «Терминатор». С конца 2011 года оборудован бортовым устройством регистрации «Тест-1» вместо САРПП-12. С конца 2013 года оборудуется изделием БУР «Тест-1» с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых).
    Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ (Ложная цель - устройство, сооружение, образование или средство, имитирующее реальный защищаемый объект по сигнальным характеристикам, параметрам движения (если объект движется) и иным существенным для распознавания признакам и предназначенное для отвлечения средств радиоэлектронного вооружения от действительной цели (защищаемого объекта)), постановщик помех, защищенные топливные баки.

    Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, камера инфрокрасного излучения.

    Вооружение С-8 ракеты в блоках, ракеты Атака.

    Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оборудованная комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

    ТТХ Ми-8

    В-8 Ми-18
    Год постройки 1961 1965 1965 1975 1980 1987 1991 1991 2014
    Экипаж, чел. 3 3 3 3 3 3 3 3
    Число пассажиров (десантников) 18 28 24 24 30 24 27 26
    Длина (с вращ. винтами), м. 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31
    Высота (с вращ. рулевым винтом), м 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54
    Диаметр несущего винта, м 21 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3
    Масса пустого, кг 5726 7000 6934 7200 7550 7381 6913 7514
    Нормальная взлётная масса, кг - 11570 11100 11100 11500 11100 11100 11878
    Максимальная взлётная масса, кг - 12000 12000 13000 13000 13000 13000 нет данных 12500
    Двигатели 1 х АИ-24В 2 х ТВ2-117 2 х ТВ2-117 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е
    Мощность двигателей (на взлётном режиме) 1 х 1900 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 1500 л. с.
    Максимальная скорость, км/ч - 250 260 250 270 250 250 250 260
    Крейсерская скорость, км/ч - 225 225 220 240 240 230 230 225
    Динамический потолок, м - 4200 4500 5000 5550 6000 6000 6000 9150
    Практическая дальность, км - 425 480 520 580 590 570 715 600

    Дальность полёта, км:
    -при дополнительных топливных баков 1300
    -при максимальном запасе авиатоплива 800
    -при максимальной загрузке 550
    -Расход авиатоплива, т/час 0,72

    Боевое применение МИ-8

    Шестидневная война (1967) - по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
    -Эфиопо-сомалийская война (1977-1978)
    -Афганская война (1979-1989) - 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны. Во время афганского конфликта был зафиксирован случай сбития Ми-8 из старой английской винтовки Ли-Энфилд («бур»).
    -Грузино-абхазская война (1992-1993)
    -Ирано-иракская война (1980-1988) - в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
    -Война Пакиша (1981) - огнём извинтовок FAL был сбит один перуанский вертолёт Ми-8
    -Война в Карабахе
    -Первая чеченская война (1994-1996)
    -Эфиопо-эритрейский конфликт (1998-2000)
    -Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) - российская армия потеряла как минимум три Ми-8.
    -Каргильская война (1999)
    -Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 сбил из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл подобный случай.
    -Вторая чеченская война (1999)
    -Война в Афганистане (с 2001)
    -Война в Ираке
    -Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003
    -Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
    -Гражданская война в Сирии (с 2011)
    -Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

    Эксплуатируется:

    Используется в более чем 50 странах мира

    Россия - 534в 2010 поставлено в строй 34 Ми-8 (22 Ми-8АМТШ остальные Ми-8АМТ и Ми-8МТВ) на авиабазы Будённовска и Кореновска (10 Ми-8). 53 Ми-8АМТШ в 2013
    -Азербайджан
    -Алжир
    -Аргентина - в 2010-11 заключён контракт на шесть Ми-171Е для полётов с побережья Аргентины в Антарктиду
    -Армения - по состянию 2014 закуплены еще и 3 м-17в
    -Ангола
    -Афганистан - заключён договор на поставку 21 военно-транспортных Ми-17В5.
    -Бангладеш
    -Бразилия - 2011 году изготовлены три Ми-171А1 для авиакомпании «ATLAS».
    -Белоруссия
    -Болгария
    -Босния и Герцеговина
    -Буркина-Фасо
    -Бутан
    -Венесуэла - 20 Ми-17 (на вооружении ВВС страны), 6 Ми-17 заказаны.
    -Венгрия
    -Вьетнам
    -Гана
    -Гайана
    -Германия
    -Грузия - в 2011 году, на вооружении имелось 17 шт. Ми-8Т
    -Джибути
    -Замбия
    -Египет
    -Индия - эксплуатируется большое количество вертолётов Ми-8 и Ми-17, запланирована поставка ещё 80 вертолётов, Ми-17В-5.
    -Индонезия - 6 Ми-17-В5 поставлены в июле 2008 по договору, заключённому в 2005 году.
    -Ирак - в 2010 году США сделали заказ для ВВС Ирака на 80 вертолётов Ми-17 (из них 46 бывших в употреблении), к 2012 году поставлены 68.
    -Иран - 5 Ми-171 заказаны, из которых 2 уже поставлены.
    -Казахстан
    -Камерун - в 2013 году заключён договор на поставку партии Ми-17.
    -Канада
    -Кения
    -Кипр
    -Киргизия
    -Китай
    -Северная Корея
    -Колумбия
    -Куба - в 2011 году, на вооружении имелось 2 шт. Ми-8Р и 8 шт. Ми-17
    -Латвия - по состоянию на 2011 год, на вооружении имелось 4 шт. Ми-17
    -Ливия
    -Литва - в 2011 году, на вооружении имелось девять Ми-8
    - Македония
    -Мексика
    -Молдавия
    -Монголия
    -Мьянма
    -Непал
    -Нигерия
    -Никарагуа - по состоянию на 2011 год, 16 шт. Ми-17 состоит на вооружении
    -ОАЭ
    -ООН
    -Пакистан
    -Приднестровье
    -Польша
    -Перу - В 2010 приобретено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш.
    -Румыния - в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году - ещё 3 шт. Ми-17; в 1990е годы для полиции приобретены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД).
    -Сирия
    -Сербия
    -Словакия
    -Судан - 6 шт закуплено в 2012 году, в 2013 году заключён контракт на поставку 16 транспортных Ми-8. Полиция Судана - 1 Ми-17В-5 (б/н 101, серийный номер 736М07)
    -США - 70 шт Ми-17В5 приобретено для миссий в Афганистане.
    -Сьерра-Леоне
    -Таджикистан
    -Туркмения
    -Турция - в 1993 году заказаны и в 1995 году поставлены 19 шт. Ми-17-1В для жандармерии, в 2007 году один вертолёт разбился по техническим причинам
    -Украина
    -Узбекистан
    -Финляндия
    -Чад
    -Черногория
    -Чехия
    -Хорватия
    -Шри-Ланка
    -Эквадор
    -Эритрея
    -Эстония
    -Южная Корея. Полиция Республики Корея - 3 Ми-172, по состоянию на начало 2014 года.
    -ЮАР
    -Южный Судан

    Основные характеристики, определяющие эффективность поисковых вертолетов :
    - ширина полосы обследования (L)
    - поисковая производительность (N)
    - максимальная площадь обследования (S)
    Ширина полосы обследования определяется дальностью действия поисковой аппаратуры (D)
    L = 2DK , где К можно принять равным 0,75.
    Поисковая производительность - площадь земной поверхности, которую вертолет может надежно обследовать с помощью РТС в течение одного часа:
    N = LV , где V - истинная скорость горизонтального полета.
    Максимальная площадь обследования: S обсл. = Nt, где t - продолжительность полета вертолета.

    Основные поисковые характеристики приведены в таблице

    Таблица 6. Поисковые характеристики вертолетов и самолетов

    Тип самолета (вертолета)

    Варианты заправки топливом, кг

    Максимальный радиус полета с 10% запасом топлива, км

    Дальность действия Д АРК-У2 по Р-855

    Ширина полосы обследования D L , км

    Поисковая производительность N , км кв/ч

    Ми-8МТ

    Ми-14ПС

    Ка-27ПС

    Ил-7бПС

    Ан-12БП

    Ан-72ПС

    АН-24ПРТ

    Примечания:
    1. Максимальный радиус полета приведен для штилевых условий, а также для высот, скоростей и вариантов заправки топливных баков, указанных в таблице.
    2. Величины Д, D L и N определены для среднепересеченной местности в районе поиска. При поиске над горной и лесистой местностью величины Д, D L и N могут уменьшаться в 1,5-2 раза.
    3. При поиске самолетами и вертолетами, оборудованными аппаратурой АРК-УД, величины Д, D L и N увеличиваются в 1,5-2 раза.

    Основные тактико-технические данные вертолета Ми – 8

    Нормальный взлетный вес - 11100 кгс.
    Максимальный взлетный вес - 12000 кгс.
    - нормальная - 2000 кгс;
    - максимальная - 3000 кгс;
    - максимальная за счет не дозаправки топлива - 4000 кгс;
    Количество перевозимых пассажиров – 24;
    Количество раненых, перевозимых на носилках, - 12.
    Максимальная скорость горизонтального полета на высотах 0 - 1000 м:
    - при нормальном взлетном весе - 250 км/ч;
    - при максимальном взлетном весе - 230 км/ч.
    Крейсерская скорость полета:
    - при нормальном взлетном весе - 220 км/ч;
    - при максимальном взлетном весе - 205 км/ч.
    Практический потолок:
    - с нормальным взлетным весом 4500 м;
    - с максимальным взлетным весом - 4000 м;
    - с весом 9000 кгс и менее - 6000 м.
    Время набора высоты на номинальном режиме работы двигателей и наивыгоднейшей скорости набора (120 км/ч):
    - с нормальным взлетным весом: 1000 м - 3,2 мин; 3000 м - 10,3 мин; практического потолка - 22,2 мин;
    - с максимальным взлетным весом: 1000 м - 4,9 мин; 3000 м - 16,4 мин; практического потолка - 30,0 мин.
    Практическая дальность полета на высоте 500 м на крейсерской скорости с 5% остатком топлива:
    - без дополнительных топливных баков при десантной нагрузке 2000 кгс - 475 км;
    - без дополнительных топливных баков при десантной нагрузке 3000кгс - 455 км;
    - с одним дополнительным баком 725 км;
    - с двумя дополнительными баками - 950 км.

    Основные геометрические данные вертолета Ми – 8

    Длина вертолета, м:
    - без несущего и рулевого винтов - 18,3;
    - с вращающимся несущим и рулевым винтами – 25,244
    Высота вертолета, м:
    - без рулевого винта - 4,73;
    - с вращающимся рулевым винтом - 5,654.
    Клиренс, м - 0,445 м.
    Диаметр несущего винта – 21,294 м.
    Диаметр рулевого винта – 3,908 м.
    Колея главных ног шасси – 4,5 м.
    База шасси – 4,258 м

    Краткие сведения о задачах, решаемых на вертолете Ми – 8

    Военно-транспортный вариант Ми-8Т с двумя турбовальными двигателями ТВ2-117А предназначен для перевозки людей и различных грузов в грузовой кабине, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.
    Вертолет Ми-8Т предусматривает следующие варианты применения:
    1. Транспортный вариант - для перевозки в грузовой кабине грузов и техники общим весом до 4000 кгс.
    2. Десантный вариант - для перевозки десантников.
    3. Транспортный вариант с увеличенной дальностью полета (с установленным одним дополнительным топливным баком).
    4. Перегоночный вариант с двумя дополнительными топливными баками.
    5. Транспортный вариант для транспортировки грузов на шарнирно-маятниковой внешней подвеске общим весом до 2500 кгс, на тросовой подвеске - до 3000 кгс.
    6. Санитарный вариант для перевозки 12 носилочных раненых в сопровождении медработника.
    7. Вооруженный вариант с установленным на внешних съемных спецфермах вооружением в составе 4 блоков УБ16-57УМВП (64 снаряда типа С-5) или авиабомб общим весом до 1100 кгс.
    Кроме того, при установке необходимого оборудования вертолет может быть использован в различных модификациях для решения специальных задач. Решаемые задачи и рекомендации по летной эксплуатации этих модификаций изложены в соответствующих разделах Инструкции экипажу.
    Для перевозки крупногабаритных грузов в грузовой кабине (типа лопастей несущего винта) и выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютами (парашютного десантирования) через грузовой люк на вертолете предусмотрено полуоткрытое положение или снятие створок грузовой кабины.