Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Государственное финансирование предпринимательской деятельности. Финансирования и кредитование предпринимательства. Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности

    Государственное финансирование предпринимательской деятельности. Финансирования и кредитование предпринимательства. Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности

    Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Необходимо отметить, что данный вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.

    Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.

    Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.

    Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

    В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу1.

    Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.

    Так, финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.

    Итак, что же относится к прямым методам финансирования?

    Во-первых, это субсидии. Что же такое субсидии? Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.

    Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:

    • - предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
    • - предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации:
    • - предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа:
    • - предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (и том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других обязательств).

    Далее хотелось бы сказать о том, что одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это Федеральный закон от 13 декабря 1994 г., 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы.

    Так что же такое государственные нужды? Дадим им определение. Итак, Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

    Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

    Порядок разработки и реализации федеральных целевых и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

    В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных государственных нужд устанавливаются государственные заказчики. Их роль немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ, иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать вывод о том, что государственные заказчики являются главными распорядителями бюджетных средств. В заключении хотелось бы добавить, что целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Государственный контракт представляет собой такой договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд1.

    Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

    Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

    Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1999 год приведен в Приложении № 3 к Федеральному закону от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».

    Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

    Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

    Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ.

    Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Например, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

    Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой - не может осуществляться без притока денежных средств извне. Финансовая помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций. Дадим им определения.

    Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

    Субсидии - что бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

    Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

    Правовые основы выделения субвенций устанавливает Закон РФ от 15 июля 1992 года № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу».

    Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществляется путем выделения инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

    Субвениионное финансирование осуществляется только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономики РФ. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.

    Порядок предоставления субвенций определен законодательством.

    Инициатива п получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органов представительной власти субъекта Российской Федерации.

    Инициатива реализуется путем представления запроса, включающею экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в соответствующих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выносится на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания в составе федерального бюджета.

    Основанием возникновения конкретного обязательства о предоставлении субвенции следует считать Федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, а также договор, заключаемый между органом, предоставившим субвенцию, и ее получателем. В роли органа, предоставляющего субвенции из федерального бюджета, выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассматривать как деятельность собственника средств федерального бюджета (государственной казны) по распоряжению собственностью в публичных интересах. В качестве получателя денежных средств, а следовательно, и стороны обязательства выступает высший орган власти субъекта Российской Федерации. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно-управленческое обязательство.

    В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Праву органа, предоставившего субвенцию, контролировать се использование, корреспондирует обязанность получателя субвенции отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

    Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В соответствии со ст. 3 Закона субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном Прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Особенностью ответственности в отношениях субвенционного финансирования следует считать бесспорный порядок ее реализации. В соответствии с действующим законодательством, возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

    Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий.

    Правовые основы такого финансирования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N5 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

    В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

    • - реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
    • - содержание объектов социальной инфраструктуры;
    • - компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

    Указанные средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

    Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.

    Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

    Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

    Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом.

    Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

    Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

    Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя.

    Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

    Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов (глава 9 Налогового кодекса РФ), Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н.

    Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств.

    Мерами ответственности являются предупреждение, наложение штрафов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

    - 238.00 Кб
    Ведение. 2
    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6

    Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности

    10

    2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10

    2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности

    11

    2.3 Государственное финансирование

    14

    2.4 Самофинансирование

    20

    2.4 Банковский кредит

    22

    2.5 Коммерческий кредит

    25

    Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане

    27

    Заключение 38
    Список использованной литературы 40

    Ведение.

    Кредитно - финансовая система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.

    Предпринимательство - это хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. Этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности.

    Любое предприятие нуждается в финансировании. Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

    В этом плане особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике монополизированная, государственная банковская структура становится более динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.

    Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .

    2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.

    3. Изучить основу кредитования предпринимательства

    Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме финансирования и кредитования предпринимательства..

    Объектом исследования выступает малый и средний предпринимательский сектор Казахстана.

    Курсовая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования

    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия.

    Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.

    Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет:

    • собственных сбережений;
    • вложений или ссуд родственников и друзей;
    • капиталов, вложенных партнерами задуманного бизнес-плана;
    • средств, полученных от выпуска облигаций;
    • дополнительных паевых взносов участников в товариществах;
    • средств от выпуска и размещения акций в акционерных обществах;
    • долгосрочных кредитов банков и других кредиторов;
    • программ государственной помощи;
    • других законных источников.

    Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия.

    Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования деятельности предприятия. Особенности воспроизводства основных фондов, производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.

    Различают два основных метода обеспечения предпринимательства денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

    Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на такую деятельность, которая обеспечена утвержденной проектно-сметной документацией.

    Неотъемлемой чертой финансирования является контроль за денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации.

    Важным источником финансирования становится прибыль от основной деятельности, которая представляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации. Амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизводства основных фондов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фондов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный период времени.

    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики.

    Кредит – это заёмный капитал банка в денежной форме, который передаётся во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности и целевого использования кредитов.

    В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности могут использовать такие виды кредитов: коммерческий, банковский, ипотечный, лизинговый, бланковый и консорциумный. Физические лица могут использовать потребительский кредит только в национальной валюте.

    Коммерческий кредит – это товарная форма кредита, определяющая отношения в сфере перераспределения материальных фондов в виде кредитной сделки межу двумя субъектами хозяйственной деятельности. Участники кредитных отношений при коммерческом кредите могут создавать платёжные средства в виде векселей – обязательств должника выплатить кредитору определённую сумму к определённому термину. Объектом коммерческого кредита могут быть реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги с отсрочкой платежа. При оформлении коммерческого кредита с помощью векселя другие договора о предоставлении кредита не заключаются.

    Погашение коммерческого кредита может осуществляться путём:

    • выплаты по векселю;
    • передачи векселя другому юридическому лицу;
    • переоформление коммерческого кредита на банковский.

    Суть активных банковских операций заключается в размещении кредитных ресурсов на условии срочности, платности и возвратности. Кредитные операции приносят банкам основную часть прибыли. Так из общей суммы валовых операционных доходов банков США 68,1% приходится на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 13,4% - на доходы от портфеля ценных бумаг. Аналогичное соотношение источников доходов прослеживается и в других странах.

    По срокам использования и возвратности кредиты делятся на следующие категории:

    а) краткосрочные (до 1 года);

    б) среднесрочные (до 3 лет);

    в) долгосрочные (более 3 лет).

    Помимо сроков использования этих видов кредитов в основании классификации конкретизуется цель получения кредита. Краткосрочные кредиты могут предоставляться в случае временных финансовых затруднений, возникающих в связи с затратами производства и оборота. Среднесрочные кредиты предоставляются на оплату оборудования, текущих затрат. Долгосрочные кредиты могут предоставляться для формирования основных фондов.

    По характеру обеспечения кредиты подразделяются на:

    а) обеспеченные залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами);

    б) с гарантийным обеспечением (банками, денежными средствами, имуществом третьей стороны);

    в) с иным обеспечением (поручительство, страховой полис);

    г) бланковые (не обеспеченные никакой гарантией и выдаваемые под имидж и доверие к заёмщику).

    Основная масса банковских кредитов дается только под какое-либо обеспечение. Предмет гарантии должен отвечать следующим требованиям:

    • быть высоколиквидным (т.е. пользоваться спросом и обладать способностью конвертироваться в деньги);
    • способным к длительному хранению (по крайней мере не ниже срока погашения кредита);
    • иметь стабильную цену и низкие издержки по хранению и реализации).

    Описание работы

    Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .
    2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.
    3. Изучить основу кредитования предпринимательства

    Содержание

    Ведение. 2
    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6
    Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности
    10
    2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10
    2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности
    11
    2.3 Государственное финансирование
    14
    2.4 Самофинансирование
    20
    2.4 Банковский кредит
    22
    2.5 Коммерческий кредит
    25
    Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане
    27
    Заключение 38
    Список использованной литературы 40

    Вопрос №50. Правовые основы государственного финансирования предпринимательской деятельности.

    Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности. Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Финансирование осуществляется денежными средствами.

    В зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное, муниципальное, самофинансирование, банковское, благотворительное.

    Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций , государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Основным принципом финансового обеспечения хозяйственной деятельности в рыночных условиях является переход на самофинансирование организациями своих потребностей. В условиях рынка государство берет на себя обязанность финансового обеспечения приоритетных государственных программ развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Финансируются отрасли и предприятия, деятельность которых удовлетворяет социальные потребности, нужды населения, обеспечивает оборону и безопасность. Так, из федерального бюджета финансируется конверсия оборонных отраслей промышленности, осуществляется государственная поддержка атомной энергетики.

    Источниками государственного финансирования служат средства федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Соответственно, основными нормативными актами, определяющими порядок государственного финансирования являются бюджетный кодекс и законы о бюджете на соответствующий год.

    Рассматриваемый вид финансирования имеет строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя финансирования и может служить основанием для применения мер ответственности.

    В соответствии с БК РФ расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капительные – обеспечение государственного финансирования инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов госвласти, ОМС и бюджетных учреждений, оказание господдержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование.

    Пономарчук А., Царева А. гр.6082

    Финансирование предпринимательских организаций - это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

    Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала фирмы во всех его формах.

    Понятие “финансирование” довольно тесно связано с понятием “инвестирование”, если финансирование - это образование денежных средств, то инвестирование - это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.

    При выборе источников финансирования деятельности предприятия необходимо решить пять основных задач:

    • определить потребность в кратко- и долгосрочном капитале;
    • выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения и оптимального состава и структуры;
    • обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
    • с максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;
    • снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.

    Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) ивнешние (заемный и привлеченный капитал).

    Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и прежде всего - чистой прибыли и амортизационных отчислений.

    В составе собственного капитала учитываются:

    • уставной капитал(формируется в результате взноса учредителей фирмы при ее создании)
    • добавочный капитал (формируется в результата переоценки основных фондов организации)
    • резервный капитал (формируется за счет отчислений от прибыли организации на последующие непредвиденные нужды)

    Финансирование за счет собственных средств имеет ряд преимуществ:

    • за счет пополнения из прибыли предприятия повышается его финансовая устойчивость;
    • формирование и использование собственных средств происходит стабильно;
    • минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);
    • упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

    Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства).

    Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов.

    В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, т.е. заемные средства других организаций; средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации; бюджетные ассигнования на возвратной основе и др.

    Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать объемы незавершенного производства. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств.

    Финансовое равновесие представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств объединения, при котором оно за счет собственных средств способно полностью погасить прежние и новые свои долги. Рассчитываемая по определенным правилам точка финансового равновесия не позволяет объединению предприятий общепита, с одной стороны, увеличивать заемные средства, а с другой стороны - нерационально использовать уже накопленные собственные средства.

    Если принять во внимание, что собственные и заемные финансовые ресурсы проходят стадии образования, распределения и выплат, а их конечная величина идет на пополнение имущества, то проведение анализа финансовой устойчивости на каждой из этих стадий дает возможность выявить условия укрепления или потери финансового равновесия исследуемого объединения предприятий.

    При анализе решений, принимаемых относительно структуры капитала, очень важно различать внутренние и внешние источники финансирования. Внутреннее финансирование (internal financing) развития фирмы обеспечивается за счет ее доходов. Оно включает такие источники, как нераспределенная прибыль, начисленная, но не выплаченная заработная плата или кредиторская задолженность. Если фирма инвестирует полученную прибыль в строительство нового здания или покупку оборудования, то это пример внутреннего финансирования. К внешнему финансированию (external financing) менеджеры корпорации обращаются тогда, когда они привлекают средства кредиторов или акционеров. Если корпорация финансирует приобретение нового оборудования или строительство предприятия за счет средств от выпуска облигации или акций, то это пример внешнего финансирования.

    Специфика внутреннего и внешнего финансирования деятельности компании сказывается и на особенностях принимаемых финансовых решений. Для акционерной компании, занимающей устойчивую позицию в своем бизнесе и не намеревающейся существенно ее расширять с привлечением значительных средств, решения по финансовым вопросам принимаются, что называется, в рабочем порядке и почти автоматы чески. В этом случае финансовая политика заключается в проведении прежде все вполне определенной дивидендной политики, устанавливающей, например, регулярность выплат акционерам в виде дивидендов одной трети (или иной части) прибыли. Кроме того, финансовая политика затрагивает поддержание кредитной линии банка т.е. обеспечение сложившихся стабильных потребностей корпорации в кредитных Ресурсах в пределах лимитов, согласованных с банком. От менеджеров обычно требуется меньше времени и усилий для принятия такого рода решений по внутреннему фиксированию, чем в случае внешнего финансирования; они не требуют и столь т тельного рассмотрения.

    Если корпорация привлекает из внешних источников средства, которые могут понадобиться для масштабного расширения ее бизнеса, управленческие решения оказываются более сложными и требуют, соответственно, больших затрат времени. Внешние инвесторы обычно хотят видеть детальные планы использования своих средств, а также хотят убедиться, что инвестиционные проекты компаний обеспечат денежные поступления, достаточные для покрытия расходов и получения прибыли. Они тщательно изучают планы корпорации и относятся к перспективам успеха более скептически, чем ее менеджеры. Таким образом, использование внешнего финансирования ставит компанию в тесную зависимость от рынка капиталов, выход на который связан с более высокими требованиями к инвестиционным планам корпорации, чем использование источников внутреннего финансирования.

    Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

    Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

    Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), по субъектам этой деятельности.

    Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости oт источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое .

    В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

    Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

    · предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

    · предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    · предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств

    Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций . Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

    Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе .П орядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

    Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности . Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Организациям определенных видов деятельности государственные средства предоставляются на льготных условиях.

    Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт . Его особенности заключаются в следующем:

    · отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

    · предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

    За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

    Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.31. имущественная основа предпринимательской деятельности

    Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом . Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом ". Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

    В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

    Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации.

    Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".

    Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности - муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

    Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц-несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника.

    Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения . Казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.