Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Опыты осознания себя. Довольны ли Вы своим весом. Если ли в Вашем близком окружении есть люди, поведением которых Вы недовольны, что Вы будете делать

    Опыты осознания себя. Довольны ли Вы своим весом. Если ли в Вашем близком окружении есть люди, поведением которых Вы недовольны, что Вы будете делать

    ФОТО Getty Images

    1. Сократ (470–399 год до н.э.)

    Знаменитое изречение на фронтоне храма в Дельфах, которое так нравилось Сократу, гласило: «Познай себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Однако этот афоризм призывает не столько к индивидуальному самопознанию, сколько к познанию человеческой природы в общем смысле: человек должен отличать то, что ему известно, от того, чего он не знает.

    2. Марк Аврелий (121–180)

    В «Рассуждении о самом себе» император и стоик Марк Аврелий напоминает о важности реалистичного взгляда: надо уметь отделять то, что зависит от меня, от того, что от меня не зависит. Чтобы провести это разграничение, необходимо понимать, кто я и чего я хочу. Он утверждает, что познание себя начинается с умения управлять собой и своими страстями.

    3. Блаженный Августин (354–430)

    «Исповедь» – одно из первых произведений западной культуры, написанное от первого лица. В ней Блаженный Августин открывает свои грехи, ничего не приукрашивая и не утаивая. Это подлинный диалог с самим собой – который при этом полностью обращен к Богу и прославляет его. «Исповедь» Блаженного Августина создает новый жанр: интроспекцию, или самоанализ… Однако для Августина его «Я» существует только в соотнесении с Богом. Появление отдельного «Я» и субъективизма мы увидим только с приходом Ренессанса и гуманизма.

    4. Мишель Монтень (1533–1592)

    «Кто я?» – этот важнейший вопрос ставится в «Опытах» Монтеня. Уже в обращении «К читателю» философ признается: «Содержание моей книги – я сам». Исследуя собственное «Я» («Я изображаю именно себя»), Монтень старается понять, в чем состоит «удел человека». Позже Паскаль критиковал его обращенность на себя, возражая: «Я» ненавистно». И тем не менее: это лишний раз подтверждает, что «Я» благополучно существует! Так наступила эпоха индивидуальности и субъективизма.

    5. Рене Декарт (1596–1650)

    Признанный «отцом рационализма», Декарт не меньший вклад внес в субъективизм, развернув философию в сторону личности. Стремясь обобщить наши знания о мире, философ исходит из пресуппозиции, что ничто не существует. Однако, чтобы сказать «Я сомневаюсь во всем», необходимо наличие «Я», субъекта сомнения. Таково его «cogito» – осознанная субъективность мысли: я сомневаюсь, следовательно, «я мыслю, следовательно, я существую». Вот оно, «Я» личностное и конкретное, – «Я» Рене Декарта. Субъективное осознание самого себя становится первым достоверным знанием и основой любого познания.

    6. Жан-Жак Руссо (1712–1778)

    Автобиографию он вслед за Блаженным Августином называет «Исповедью». Она описывает первые 53 года жизни философа эпохи Просвещения. Далекий от религиозных догм, Руссо прежде всего стремится к искренности, он озабочен тем, чтобы исследовать и рассмотреть самого себя во всей своей уникальности («Я осмеливаюсь верить, что я не похож абсолютно ни на кого, кто когда-либо существовал»). Его книга считается первой автобиографией в полном смысле этого слова. В ней «Я» становится основным вопросом современности, а субъективность – той линзой, через которую человек смотрит на мир. С этого момента путь к психоанализу открыт…

    Это было достаточно давно в 1996 году. Я тогда начал практиковать осознанность. Практику брал у ОШО и буддийскую Випассану. Времени много этому посвящал. Я бы сказал даже был рьяным практикующим. Хотел тогда прийти к просветлению.

    И вот утро, начинается завтрак. Я сижу и начинаю как обычно осознавать свое тело. Наблюдаю как я ем, как происходит движения рук и прочее (не буду описывать детально что именно осознавалось). Идет процесс. Я сидел и просто ел вареную картошку и смотрел в окно.

    И вдруг БАЦ! ЩЕЛК! РАЗ! За доли секунды я вошел в опыт. Я пережил. Я увидел. Я, Я, Я, сказать описать этот опыт очень трудно, невозможно, но попытаться я попытаюсь.

    У меня как будто упала пелена (или убрали занавес) с моего сознания. Я увидел мир таким каким он есть. Я стал небом (потому что во время опыта я был везде как воздух, все физические формы это одинаковые проявления). Я видел на все 360 градусов по горизонтали и на 360 градусов по вертикали. Свое тело воспринималось так же как стол и холодильник, оно ничем не отличалось от буханки хлеба. Такое свободное видение. Что касается ощущений, ну пожалуй добавлю, ощущение кристальной ясности сознания.

    Я помню как я медленно выходил из «опыта». Потихоньку входя в обычное мировидение (мироощущение), я буквально видел, как мой ум начинает медленно подбирать всякие слова дабы описать ЭТО. И такие мысли и другие. Это было забавно.

    Через час после пережитого пришли знания. Я понял что такое карма. Я понял почему заповеди необходимо соблюдать. Я понял что мы (люди) едины в своей сути. После опыта я был еще дня 2 или 3 как энерджайзер. Хочу заметить что я не употреблял никаких напитков, еды, наркотиков я не был в трансе, все было обычно.

    Вот, кстати, тогда я не знал, этой вещи, но позже я пытался другим рассказать и не только рассказать этот опыт, но и ввести их в это мироощущение. И все потерял, все без остатка. Так вот.

    Также я получал другие опыты: остановки времени, переживания ЛЮБВИ, мистические опыты, и пр.

    Я прочитал описание твоего опыта, и вот что хочу на это сказать.

    Любой опыт имеет начало и конец. Он не может длиться вечно. Вечным является только то, что неизменно. Любой опыт, это всего лишь опыт. В жизни человека случается много различных опытов, и поэтому не надо выделять какие-то из них как самые важные или самые нужные, или самые ценные. Все они равны. Это всего лишь разные состояния переживаемые сознанием.

    Ты пишешь, что это потом прошло. А что прошло-то? Состояние,

    которое возникло во время опыта? Так состояние ни есть Ты. Это

    состояние переживаемое или наблюдаемое Тобой. Состояния могут меняться

    и будут меняться, какими бы приятными или неприятными, обычными или

    необычными они ни были. Неизменным остается лишь То, что наблюдает все

    эти состояния и одновременно с этим пребывает в них своим вниманием. А Его нельзя ни приобрести, ни потерять, ни тем более удержать, поскольку Оно есть всегда и во всем. Это основа всего и Это не состояние. Все состояния являются лишь различными формами проявления Этого.

    Ты, а вернее твой ум связал состояние возникшее у тебя во время опыта с «Я». И когда состояние это прошло, то возникло ощущение потери «Я». И возникло сожаление и желание вернуть это «Я», как некое приятное

    состояние или переживание. Это заблуждение. Ни состояние, ни «Я» нельзя вернуть. Состояние это уже ушло, как ушли все прожитые тобой дни. А «Я» просто не было потеряно, поэтому нечего и возвращать. «Я» невозможно потерять, Оно всегда с тобой, Оно и есть Ты. Оно лишь вновь стало переживать сон, который люди считают своей жизнью.

    Если тебя волнует вопрос осознания себя, то тебе не нужно печалиться о том, что этот опыт закончился, и не нужно пытаться удерживать в памяти ощущения полученные во время этого опыта, и не нужно хотеть во что бы то ни стало его повторения. Ничего этого не надо. Это все является помехами осознания.

    Тебе нужно направить внимание на того, Кто испытывает все эти переживания? Кто переживает их? Кто их наблюдает? Кто при всех жизненных изменениях остается неизменным? И тогда кроме опыта переживания, может произойти понимание и вместе с ним осознание того,

    что есть. Если такое понимание и осознание произойдет, то оно уже

    никуда не уйдет. Тогда не будет больше сожалений ни о каких

    состояниях. Все они станут неважными.

    Предрасположенность останется, она обусловлена особенностями данного человеческого организма, а вот привязанность к чему-либо уйдет.

    Уйдет так же и непонимание того, почему все так устроено, и почему все случается так, как случается, и почему все это случается именно со мной.

    Попробуй проделать такой опыт, а потом расскажешь, что у тебя получилось.

    Евгений, спасибо Вам за ответ.

    В детстве у меня было постоянное ощущение что за мной кто-то наблюдает, кто-то большой - большой. То ли огромный глаз, то ли огромная сущность. Но что-то огромное. Только недавно я понял что это было мое осознание. Но вот странно, почему я чувствовал разделение?

    Вы говорите что нужно направить внимание на то, кто это испытывает. Но если я направляю внимание… Ведь я и есть, как бы, внимание. Я его и направляю чтобы что-то понять или ощутить. Так ведь?

    Да, это так, ты одновременно и тот, кто направляет внимание, и само внимание, и само восприятие, и само понимание, и осознание. Но пока ты воспринимаешь себя в виде некоего обособленного существа, ты чувствуешь разделение на себя и все остальное. Когда происходит понимание и осознание того, что никакого остального не существует, то все разделение сразу же пропадает. Остается только одно безличностное Я.

    Но есть правда и еще одна заминка очень сильно выбившая меня из себя. Жуткая история на самом деле. Уже ничего не практикуя и ничем не занимаясь, вечером, самым обычным вечером, вдруг я понимаю, что к моему сознанию идет или надвигается нечто. Это нечто было как давящая сила, как огромная энергия волны. И все больше и больше, и я понял что еще чуть - чуть и я пропаду, меня смоет или я сойду с ума, или умру. Я осознал что уже в следующий миг меня не будет.

    Я собрал всю волю, всю концентрацию. Рядом было фото Далай-ламы, и я стал молиться. Через полчаса немного стихло, но я удержал свое сознание.

    Господа я не то что обосрался! Я забил на все практики! Меня это отбросило лет на 10 назад.

    То чего ты так испугался, как раз и является пробуждением. Одновременно с пробуждением происходит и умирание личности. Да, это действительно воспринимается как умирание, как взрыв в сознании, как потеря ума. Но потом, если это переживается полностью без сопротивления и с полным приятием, то оказывается, что Ты вовсе не умираешь, а наоборот, приобретаешь бессмертие. Умирает только то, что ты какое-то время привык считать и воспринимать собой. А то, что остается, является тем, которое никогда не рождалось и никогда не умрет, то, что является основой самого существования, основой самого бытия.

    Твое индивидуальное сознание не было готово к восприятию этого явления и поэтому оно не случилось. Оно произошло лишь частично. Но это вовсе не означает, что этого больше никогда не повторится. Скорее наоборот. Очень может быть, что это опять может повториться, но повториться тогда, когда твое индивидуальное сознание будет способно выдержать это переживание полностью.

    Одной из помех, помешавших данному явлению произойти полностью, является страх смерти. Так же, вместе со страхом смерти, в твоем сознании присутствует и страх сумасшествия, и страх потери сознания, которые так же являются помехами данному явлению.

    Попробуй осознать в себе эти страхи. Все они являются лишь заблуждением, неверным восприятием реальной действительности. Ты не можешь потерять сознание, поскольку ты есть само сознание. Так же ты не можешь сойти с ума, поскольку сходить с него некуда, да и некому, ведь все, что есть, является Сознанием, т.е. Тобой. Куда ты можешь уйти от Себя? «От себя никуда не уйдешь» – эта народная поговорка является проявлением народной мудрости, и в точности отражает то, что есть в действительности.

    Конечно, сумасшествия случаются, но это является не потерей ума, а болезнью ума, воспалением ума. В основе таких болезней так же лежит неверное восприятие действительности, и лечатся они пониманием или осознанием. Но само по себе понимание не зависит от желания больного. Оно может никогда не случится, во всяком случае при его жизни. А по окончании жизни, это уже не будет иметь никакого значения, поскольку того, больного больше не будет. Будет чистое, свободное от болезненного ума Сознание.

    Самый главный твой страх – это страх смерти. Попробуй нащупать этот страх в себе и пронаблюдать его от начала и до конца. Попробуй увидеть то, место откуда он появляется, и погрузись в него своим вниманием, пройди его насквозь. Увидь того, кто боится, и увидь то, что стоит за этим страхом, то, что находится по ту сторону страха.

    То, что боится смерти обязательно умрет, но то, что находится за пределами страха смерти не подвержено смерти. Это основа самой жизни, основа самой смерти, это сама вечность. Стоит ли боятся вечности? Но вся фишка заключается в том, что будешь ли ты бояться смерти или нет, но она обязательно настанет, и будешь ли ты бояться восприятия вечности или наоборот будешь стремиться к нему, оно неизбежно случится. Так стоит ли пытаться избежать того, чего избежать невозможно?

    Ну, а если этого избежать невозможно, то это надо просто принять, причем принять всем своим естеством. Принять полностью, без остатка. Принять и расслабиться, все равно больше ничего не остается. Когда ты сможешь по настоящему все это принять и расслабиться, тогда и произойдет осознание того чем ты в действительности являешься. А вместе с этим осознанием наступит и покой ума, воспринимаемый в виде счастья, блаженства или гармонии.

    Я понял насчет смерти. Спасибо. На самом деле, я действительно испытываю страх потери сознания, страх смерти, да это так. Я тоже как - то спрашивал другого человека насчет моего опыта «страшной

    Волны», он сказал, что я не готов, что я перенапрягся в своем желании

    просветления.

    На счет моего страха смерти, была еще одна история.

    Есть такая буддийская практика четыре изложения фиксации памяти. Может она называется где-то и по-другому, но суть не в этом. Смысл этой медитации таков:

    - Я не тело;

    - Я не эмоции;

    - Я не мысли;

    - Я не фиксированные идеи.

    И вот утром, я проснулся и вошел в медитацию, автоматом получилось. Я вдруг перестал себя ощущать, я не смог себя определить.

    Меня не было, но в то же время, я все осознавал и понимал. Меня точно не было! И тогда я испугался сильно - А кто же я?- был у меня вопрос, И где я?

    Был вопрос, и не было ответа, его не было. Я испугался, и судорожно стал хвататься за любую мысль, и вышел из этого. Было не просто это принять и жить с этим.

    Евгений, вы «хотите» что бы я осознал свой страх. Но мне даже страшно взглянуть на это. Я не хочу таких переживаний, которые у меня были. Это слишком сильно, это не просто. Я понимаю, да, может, наверное мой опыт страха есть переживание умирания эго . Но рядом никого не было. Это ух! Столько боли и страданий в душе… Мне нужна наверное храбрость, причем храбрость льва. Не знаю.

    Нет, я вовсе не хочу чтобы ты осознал свой страх. Мне все равно, будешь ты его осознавать или нет. Это жизнь тебя к этому подталкивает. Мне по большому счету до этого совсем нет дела. Дело до этого есть у тебя, поэтому ты ко мне с этим и обратился. Я лишь указал тебе на то, что есть. А как ты к этому будешь относиться, дело твое. Хочешь, принимай к сведению сказанное мной, хочешь, не принимай, но только сам факт приятия или не приятия всего этого не зависят от твоего желания. Все случится именно так, как и должно случиться, в этом проявляется единый закон единого существования Единого Целого.

    Что же касается храбрости, то она есть у всех и в том количестве, в каком она нужна для выполнения задач данного существа. Вспомни сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Там был Лев, который считал себя трусливым и хотел попасть к великому волшебнику Гудвину, чтобы тот сделал его храбрым. Но пока он шел к нему за храбростью, жизнь ставила его в такие условия, что ему волей неволей приходилось быть храбрым. И когда он пришел к Гудвину, то храбрость ему по настоящему уже была и не нужна, поэтому Гудвин пошел на уловку, дав ему выпить приятного напитка, сказав, что это якобы эликсир храбрости.

    Вот так и с тобой, жизнь подбрасывает тебе различные жизненные ситуации и создает вокруг тебя разные условия, в которых проявляются и развиваются необходимые, для совершения тобой определенных действий, навыки.

    Не парься по поводу нехватки храбрости, ее у тебя столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Перестать волноваться по любому поводу, ведь все равно ты не можешь изменить то, что случается. А то, что еще не случилось ты тоже не можешь изменить, поскольку ты не знаешь с абсолютной точностью, что должно случиться. Прошлое уже прошло и его так же не изменить. А раз ты не можешь ничего изменить, то остается только одно, расслабиться и просто наблюдать то, что случается. Попробуй ощутить в себе безмолвного и беспристрастного свидетеля всего, что есть. Ощути его и войди в него всем своим вниманием, ощути и осознай себя им. Тогда вопросов о храбрости или о чем-то другом больше не будет.

    Я часто спрашивал себя: "Кто я?". Сколько дней и ночей потрачено на этот вопрос! Я даже не могу начать считать их. Мой интеллект давал мне ответы, пользуясь тем, что я слышал где-то; все решения были следствием моих ранних обусловленностей. Все слова были заимствованные, безжизненные и они совершенно не удовлетворяли меня. Все они касались только поверхности, а затем исчезали. Но ни одно из них не затрагивало моей внутренней сущности. Ни одно из них не было слышно в глубине моего существа. Они совершенно не влияли на меня. Они даже не соответствовали важности вопроса.

    Потом я понял, что вопрос касался центра моего существа, а ответы затрагивали только периферию. Вопрос был моим, а ответы приходили извне. Но само то, что я спрашивал, разбудило что-то внутри меня. Я пытался навязать себе ответы, которые приходили снаружи. Эта идея произвела революцию, но одновременно совершенно новое направление открылось для меня. Я увидел, что все ответы, которые дает ум, совершенно бесполезны. Они не имели ничего общего с проблемой, какой бы она не была. И иллюзия была разбита вдребезги. Какое облегчение!

    Как будто рывком распахнули дверь, как будто внезапный прилив света рассеял тьму. Моя ошибка была в том, что я не видел, что это ум дает все ответы. И из-за этих псевдо-ответов, настоящие не могли выйти на поверхность. Я знал, что правда борется за то, чтобы выйти на свет, что в глубинах моего сознания какое-то семя ищет свой путь, пробиваясь через почву, чтобы достичь света. Мой интеллект был помехой этому. Когда я осознал это, ответы стали приходить все менее часто и заимствованное знание начало испаряться. Вопрос шел все глубже и глубже. Я ничего не делал, просто наблюдал. Я чувствовал, происходит какой-то процесс самовыражения. Я был в нем. Что делать? Я просто наблюдал. Периферия отбрасывалась, умирала, исчезала. И центр становился все более активным.

    "Кто я?". Все мое тело пульсировало одной этой жаждой. Это было такой бурей! Тело дрожало и трепетало с каждым вдохом.

    "Кто я?". Как стрела вопрос пронизывал все препятствия внутри меня.

    Снова пришло чувство острой жажды. Вся моя энергия обратилась в жажду. Все.

    И как язык пламени вопрос выпрыгивал изнутри: "Кто я?".

    Это было удивительно! Ум молчал. Прекратился безостановочный поток мыслей. Что произошло? Периферия была спокойна. Никаких мыслей, никаких впечатлений. Я был там и вопрос был там. Нет, это не точно. Я сам был этим вопросом. А потом произошел взрыв. За секунду все изменилось. Вопрос исчез. Ответ пришел неизвестно откуда. Истина не познается постепенно, она приходит неожиданным взрывом. Ее нельзя принести, она приходит. Ответ - это тишина, а не слова. Когда вы не отвечаете - это и есть ответ.

    Осознание своего «Я» — чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать , хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» — гораздо более глубокое и обширное понятие.

    Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.

    Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» — это то, что принадлежит сущности человека, «мы» — это то, что не принадлежит ей.. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

    Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно’ его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по-гречески «просопон», означает «театральная маска»).

    «Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность — это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

    То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по-новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь , этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

    Самосознание — это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» — чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.

    Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист — это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

    Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

    Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из-за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна — в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

    Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон — необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон — это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», — это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

    Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в результате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на первое место можно поставить привычку делать несколько дел одновременно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отделять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при просмотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что-то интересное, наблюдая какое-то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек должен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не терять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

    должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее — там. В этом и заключается .

    по материалам из книги: Джон Бейнс — «Гипсосознание»

    Классификация четырёх «Я» человека.

    Образ «я».

    Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

    Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

    Истинное Я

    Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

    Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

    Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

    Индивидуальное «Я»

    Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

    Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

    На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

    Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

    Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

    Личное «Я»

    Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

    Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

    Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

    Уровни «Я» сознания

    Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

    • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
    • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
    • На уровне души – «Я» переживается как личность.
    • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

    Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

    Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

    «Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

    @ Сергей Гейзер