Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Стажировка в образовательном учреждении. Когда необходима стажировка. Значение стажировки для молодых специалистов

    Стажировка в образовательном учреждении. Когда необходима стажировка. Значение стажировки для молодых специалистов

    Идеальный сотрудник - мечта каждого работодателя. В поисках подходящего кандидата можно провести не один месяц или год. На помощь работодателям приходит удобный способ создания будущего сотрудника «с нуля» - стажировка. Благодаря ей, появляется возможность подобрать специалиста, когда тот еще проходит обучение и находится в начале карьерного пути.

    Направляя и наделяя практическими знаниями и опытом, работодатель готовит кандидата под конкретные параметры должности. При кажущейся простоте стажировку все же требуется оформлять. При правильном подходе работодателям не придется сталкиваться с неприятными последствиями неверного ведения документации. Взаимодействие со стажерами - сложный процесс, который поможет выявить наиболее талантливых и перспективных работников.

    В чем главные плюсы стажировки?

    Для студентов стажировки являются универсальным средством, чтобы определить насколько подходит им выбранная специальность. Это отличный опыт практического применения полученных в процессе обучения знаний. Во время стажировки приходит осознание важных особенностей выбранной профессии, а также понимание принципа внутреннего и внешнего функционирования компаний и предприятий. Работодатели получают талантливых и готовых постоянно совершенствоваться кандидатов, а последние - шанс приобрести необходимые в будущем навыки и опыт в серьезной компании.

    Стажировка определяется как дополнительное профессиональное образование. Она помогает преобразовать богатую теоретическую базу в практический опыт. В ее процессе происходит «живое» изучение постоянно меняющихся тенденций в выбранной сфере деятельности. Изучение передового опыта позволяет динамично развиваться не только как профессионал, но и как личность. Существует реальная возможность приобретения специальных навыков, которые необходимы для выполнения обязанностей по выбранной (или занимаемой) должности или более высокой.

    Для студентов цель стажировки - получение практического опыта для дальнейшего построения профессиональной карьеры. Для работодателей - возможность на раннем этапе определить подходящих сотрудников, которые примут активное участие в дальнейшем развитии компании. При правильном построении процесса стажировки обе цели могут превратиться в единую - создание крупного предприятия на рынке. Работодателям проще отбирать будущих сотрудников, опираясь на реальные примеры их поведения в рабочей обстановке. Соответственно, обе стороны заинтересованы и будут максимально качественно выполнять свои обязанности.

    Какие существуют виды стажировок?

    Способы получения трудового практического опыта многообразны. В зависимости от них происходит разделение стажировок на соответствующие виды. Две самые крупные группы - внутренние и внешние. В первом случае стажировка проходит в компаниях, организациях и других учреждениях, которые находятся на территории страны постоянного проживания студента. Во втором, она оформляется за рубежом на иностранных предприятиях.

    Стажировки можно также разделить на рабочие и обучающие. Первые предполагают заключение срочного трудового договора в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса (далее - Кодекс). Они относятся к для студентов. Проходит не только обучение, но и зарабатываются определенные денежные средства. Вторые направлены только на обучение и получение новых навыков, относящихся к выбранной профессии.

    Особенности стажировок для студентов

    В большинстве организаций специально разрабатываются программы для стажеров. В штатном расписании компании вводят соответствующие должности. Это помогает своевременно проводить обновления кадров и избегать застоя идей при развитии компании. В процессе отсеиваются неподходящие претенденты и отбираются действительно стоящие кандидаты, которым в дальнейшем будет предложено трудоустройство в компании.

    В обязательном порядке должна быть зафиксирована документально. Данный факт позволит воспользоваться определенными правами при ее прохождении. Одно из них получение оплаты за выполняемую работу (в случае оплачиваемой стажировки). Условно можно разделить процесс оформления стажировки на три стадии: сбор необходимых документов, заключение договора и издание приказа.

    Сбор документации

    При разработке программ стажировки каждая организация устанавливает определенный перечень необходимых для оформления документов. Как правило, среди них подтверждающие личность студента и его образование (специальность), трудовая книжка (при наличии), а также другие необходимые для осуществления конкретной деятельности бумаги. При стажировках за рубежом предоставляются подтверждение владения иностранным языком и документы из учебного заведения на языке той страны, где планируется стажироваться, оформляется виза. Перечень необходимых бумаг зависит от сферы деятельности и специальности.

    Подписание договора

    При заключении срочного трудового договора, соответствующая запись должна быть внесена в трудовую книжку (при подписании ученического - отметка не ставится). Их оформляют при приеме на стажировку студентов, проходящих курс обучения в учебном заведении. Составляются они на основании положений Кодекса. В договорах должны быть зафиксированы: занимаемая должность, размер оплаты, часы работы, срок действия (соответствует периоду стажировки). Должна присутствовать отметка о том, что работник стажер, и другие важные сведения.

    Издание приказа

    В случае если стажер был принят по срочному или трудовому вместе с ученическим, то издается приказ. Он нужен для официального завершения процесса оформления нового сотрудника. Направление составляется при заключении ученического договора. Приказ и направление оформляются в соответствии с установленными на предприятии правилами учета.

    Если студент во время прохождения стажировки или обучения выполняет какие-либо связанные с ними работы, то данный факт служит достаточным основанием для заключения трудового договора. Подобные сотрудники вносятся штат (с пометкой «стажер»). Оплата производится в соответствии с установленным порядком расчета в договоре. При заключении ученического договора, предполагается выдача стипендии в зависимости от профессии, квалификации и специальности. И в первом, и во втором случаях оплата не может составлять сумму, размер которой меньше минимального (МРОТ).

    Когда можно стажироваться?

    Временных ограничений при прохождении стажировки нет. Главное, чтобы она не мешала основной учебе. Если студенту удастся найти подходящую компанию по своей специальности и договориться о стажировке, то он может оформить ее на период обязательной практики. Чаще всего предпочитают проходить стажировку летом. Идеальный вариант для тех студентов, кто планирует отправиться на стажировку за рубеж. А теперь рассмотрим порядок оформления стажировки на летний период.

    Как оформляется летняя стажировка?

    Летняя стажировка помогает компании выявить наиболее подходящих претендентов среди студентов. Проводится конкурс, на основе которого и происходит отбор. Учитывается соответствие предъявляемым требованиям и общие результаты, демонстрируемые студентом в процессе обучения. Летняя стажировка позволяет в полном объеме изучить особенности выбранной профессии.

    Для того чтобы отношения между работодателем и сотрудником считались трудовыми, необходимо соблюдение трех важных условий. Они должны быть основаны на соглашении:

    • о подчинении сотрудника правилам трудового распорядка, установленным внутри организации,
    • об исполнении сотрудником трудовых обязанностей за установленную плату,
    • об обеспечении условий труда, соответствующих требованиям закона и закрепленных в договоре.

    Документальное оформление любой стажировки обязательно, в том числе и летней. Заключение договора - неотъемлемая часть трудовых отношений. Он регулирует основные моменты взаимодействия сотрудника-стажера и работодателя. При возникновении спорных ситуаций его положения будут использоваться при рассмотрении тех или иных действий. При прохождении стажировки оформляют срочный трудовой договор или ученический.

    В него в обязательном порядке вносятся все условия работы, наименования сторон, указывается предмет договора (обстоятельство, послужившее поводом для его заключения). Обязательным моментом является подробное описание стажировки (план, программа), основные ее задачи. Отдельно фиксируют права и обязанности обеих сторон - сотрудника и компании. Срок действия заключенного договора равен продолжительности стажировки. Необходимо указать порядок расторжения подписанного соглашения до даты завершения его действия. Важно включить в составляемый договор пункты о размере оплаты, влияющих на нее факторах, периодичность, порядок работы.

    Основными моментами стажировки является изучение передового опыта и практическое применение теоретических знаний. По причине этого для новых сотрудников назначают наставников. Они помогут стажерам быстрее адаптироваться на новом месте и подключиться к рабочему процессу. Наставникам полагается доплата согласно статье 151 Кодекса за выполнение временных дополнительных обязанностей.

    Особый вид стажировок - международные

    Выше вскользь было упомянуто о данном виде. У стажировок за рубежом существует несколько важных моментов, о которых стоит знать. Во-первых, несколько вариантов получения - при содействии учебного заведения, при самостоятельном поиске или участие в конкурсах, которые устраивают компании для привлечения молодых талантливых специалистов. Во-вторых, широкий диапазон возможностей для профессионального роста. Помимо этого студенты могут улучшить свои коммуникативные навыки в процессе изучения новых стран и культуры, а полный отрыв от привычного окружения обеспечит необходимый уровень мотивации для освоения новых знаний.

    При оформлении стажировок за рубеж студенты получают студенческие визы. Перечень дополнительной документации, как правило, предоставляет организация или компания, в которой предполагается стажироваться. Оформление проводится установленном порядке. При прохождении стажировок за рубежом также заключается договор. По окончанию периода студент получает соответствующий сертификат, а некоторым перспективным стажерам предлагают продолжить работу в компании уже на общих основаниях (официальное трудоустройство).

    Оформление стажировки для студентов - процедура долгая и сложная. Компании необходимо подготовиться к приему нового сотрудника, обеспечив ему указанные в законодательстве гарантии и права. Для студентов это также ответственный шаг, занимающий достаточно длительное время. Им нужно подготовить требуемые бумаги и правильно оформить стажировку в выбранной компании.

    Студенты в процессе работы или обучения, как правило, сдают отчеты в соответствии с выбранной сферой деятельности. Стажировка открывает для них новые возможности для профессионального развития и получения неоценимого практического опыта по выбранной специальности. Возможность дополнить резюме отметкой о работе в крупной международной фирме привлекает многих. Стажировка в крупной корпорации - отличный вариант начала профессиональной карьеры.

    Чем отличается практика студентов от стажировки? В каких нормативных документах зафиксированы эти понятия? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатные рабочие руки.

    Если стажировка - апельсин, то практика - это долька апельсина...

    «Таня, чем отличается практика студентов от стажировки?» спросил меня однажды шеф. Действительно, чем отличается? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатное прохождение практики. Вы не найдете «стажировку» в Законе об образовании, а вот понятие «практика» там раскрыто. Расследование привело меня к четырем нормативным документам: Закону «Об образовании в РФ», Порядку обучения по дополнительным профессиональным программам и Положениям о практике в колледжах и вузах.

    Практика - вид учебной деятельности, часть образовательной программы, а стажировка - форма образования (самостоятельная программа обучения, в которую входит такой вид учебной деятельности, как практика). На практике мы предоставляем возможность студентам отработать навыки для ведения профессиональной деятельности, а на стажировке обучаем под конкретную должность, которую обучающийся займет впоследствии. (Мы же с вами знаем, что на одной должности сотрудник может совмещать несколько профессий или напротив реализовывать узкое направление одной?)

    Продолжительность и план практики «пишут» учебные заведения на основании ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), продолжительность и план стажировки устанавливает «заказчик» (работодатель), исходя из собственных задач. Обычно практика рассчитывается образовательными учреждениями на месяц и разделена на учебную, производственную, преддипломную. Однако по нормативным актам все виды практики могут быть объединены, могут быть равномерно распределены в течении всего учебного года. И самое главное. Практика основана на принципе долженствования, её невозможно обойти в рамках образовательной программы. Стажировка - дело добровольное.

    Иногда учебные заведения и работодатели объединяются и подстраивают внутренние правила под общее дело. В таком случае практика студентов перерастает в формат стажировки. В этом тандеме все стороны только выигрывают. Работодатель получает «заточенного» под него специалиста, вузы/ссузы реализуют действительно практико-ориентированное обучение, о котором так много говорят, студенты приобретают актуальные практические умения и надежду на реальное трудоустройство.

    В таблице представлены отличительные признаки практики и стажировки на основании нормативных документов.

    Практика

    Стажировка

    Понятие

    Вид учебной деятельности

    Форма реализации дополнительной профессиональной программы

    Цель

    Формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций

    Изучение передового опыта, в том числе зарубежного,

    Закрепление теоретических знаний,

    Приобретение практических навыков и умений

    Цель программы

    Не является отдельной программой.

    Повышение квалификации: совершенствование компетенций, получение новой компетенции для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

    Профессиональная переподготовка: получение компетенции необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

    Конечный результат

    Ведение профессиональной деятельности

    Исполнение должностных обязанностей

    Метод обучения

    Выполнение определенных видов работ, связанных с будущей профессией

    Самостоятельная работа с учебными изданиями;

    Приобретение профессиональных и организаторских навыков;

    Изучение организации и технологии производства, работ;

    Непосредственное участие в планировании работы организации;

    Работа с технической, нормативной и другой документацией;

    Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

    Участие в совещаниях, деловых встречах.

    Продолжительность

    Устанавливается ФГОС, учебным планом

    Устанавливается организацией самостоятельно, исходя из задач стажировки. Не менее 16 часов (двух рабочих дней).

    Учебные задачи

    Формулирует руководитель практики в соответствии с рабочей учебной программой

    Формулирует «заказчик»

    Документ

    Не выдается

    Выдается диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации (если у организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности)

    Правовые отношения

    Договор о практике

    Договор об образовании (об обучении)

    Отличительные признаки стажировки, как формы обучения:

    Таким образом, в системе образования стажировка - одна из форм дополнительного профессионального образования.

    Прогресс в области технологий в последние годы повлек за собой стремительные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании и профессиональной деятельности.

    Если раньше, получив среднее или высшее образование, человек вполне мог всю жизнь работать на одном и том же предприятии и при этом быть успешным в своей профессиональной области, то сейчас такая ситуация практически невозможна. Однажды те компетенции, которые специалист получил в процессе обучения, устаревают. Чтобы построить успешную карьеру человек должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, получать новую информацию о последних достижениях в области науки, техники и законодательства, которые влияют на профессию. Именно для этого в России существует система дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование - это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности либо повысить свой статус на настоящем рабочем месте.

    Основным условием для получения дополнительного профессионального образования является наличие профессионального образования. И, следовательно, дополнительное образование в большинстве случаев является платным. Но в трудовом законодательстве указано, что каждые 5 лет специалист может повышать свою квалификацию за счет работодателя. Если предприятие заботится об эффективности, оно, несомненно, будет вкладывать средства в образование персонала.

    Еще совсем недавно дополнительное образование ориентировалось в основном на взрослых людей, сложившихся профессионалов в своей области, но сейчас ситуация изменилась. Подчас уже на момент учебы в ВУЗе студент понимает, что выбранная им специальность либо неинтересна ему, либо не востребована. Уход из ВУЗа в середине обучения - довольно смелый шаг, так как в поступление уже вложены деньги и время. Чтобы поступить на более престижную специальность, опять же нужны новые средства. Выходом из сложившей ситуации может стать как раз система дополнительного образования. Практически в каждом ВУЗе теперь есть система дополнительного образования. Не прерывая основного обучения, можно получить дополнительную специальность, которая в последующем поможет найти престижную, высокооплачиваемую и интересную работу. Очень распространены программы обучения квалификации дополнительной к основному высшему образованию по иностранному языку и менеджменту.

    Минимально допустимый срок программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

    Система дополнительного профессионального образования для взрослых может быть реализована в следующих видах:

    Повышение квалификации;

    Профессиональная переподготовка, которая направлена, прежде всего, на получение новой квалификации;

    Стажировка.

    Главными целями стажировки являются изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

    Стажировка может проводиться как на территории России, так и за рубежом на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах власти. Главное условие - согласие предприятия и организация им рабочего места для стажёра.

    Стажировка может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы. В ходе стажировки обучающиеся самостоятельно работают с учебными изданиями, изучают организацию и технологию производства, работ, непосредственно участвуют в планировании работы организации, работают с технической, нормативной и другой документацией, в качестве временно исполняющего обязанности или дублера выполняют обязанности различных должностных лиц, участвуют в совещаниях и деловых встречах.

    По завершении стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО, стажёр пишет отчёт о практике и выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам обязательной итоговой аттестации выдается документ установленного образца.

    Основная задача стажировки - приобретение опыта. Поэтому стажировка чрезвычайно полезна для молодых специалистов, только что начавших свой трудовой путь. Программы стажировки также могут быть востребованы среди студентов. Например, те, кто изучает такие специальности как туризм и сервис, могут пройти стажировку за границей в отелях и туристических комплексах, что поможет им «окунуться» в профессию, выработать практические навыки. Стажировка за границей будет отличным способом повысить квалификацию и для сложившихся специалистов, особенно тех, что работают в международных компаниях. Стажировки за рубежом организуются либо работодателем по договоренности с принимающими организациями, либо работником самостоятельно. В последнем случае можно воспользоваться услугами специализированных агентств, которые занимаются подбором программ стажировок с учетом индивидуальных особенностей и желаний специалиста.

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

    _________________

    «_______»________________20__г

    Положение

    о стажировке педагогических и руководящих работников

    в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области

    Положение о стажировке педагогических и руководящих работников в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области (далее – Положение о стажировке) разработано для организации стажировки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО Томской области.

    Стажировка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования , или же одним из разделов учебного плана при повышении квалификации педагогических работников по традиционной и по модульно-накопительной системе.

    Положение о стажировке определяет цели и задачи, процедуры организации и проведения стажировки как формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, требования к результатам стажерской практики.

    1.Общие положения

    1.1. Настоящее Положение о стажировке разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, инструктивного письма «Об организации и проведении стажировки специалистов» от 15 марта 1996 г. №18-34-44 Ин/18-10.

    1.2. Данное Положение о стажировке распространяется на педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО.

    1.3. Под стажировкой педагогических и руководящих работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико-ориентированный характер и требует после ее завершения подготовку и защиту образовательного продукта. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогов и руководителей. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

    2. Цели и задачи стажировки

    2.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.

    2.2.Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
    2.3. Задачами стажировки являются:

    · совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии,

    · подготовка преподавателей, в первую очередь, по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями , перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки,

    Непосредственное участие в планировании работы образовательного учреждения;

    Изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы по теме стажировки;

    Участие на педсоветах, научно-методических советах, круглых столах , совещаниях и др.

    Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы: изучение и анализ планов и программ образовательного учреждения; организацию научно-методической работы педагогических работников и др.

    3.3. Программы стажировки могут иметь модульную структуру и содержать инвариантные и вариативные модули объемом от 8 до 72 часов.

    4. Формы организации стажировки

    4.1. Стажировка осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации и определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки, или в межкурсовой период в соответствии с индивидуальным планом стажера, который разрабатывается в рамках курсов повышения квалификации в соответствии с содержанием образовательной программы.

    В межкурсовой период план стажировки является предметом согласования руководителя образовательного учреждения (по согласованию с педагогом) и руководителя Стажерской площадки.

    4.2. Стажировка организовывается учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – УМЦ ДПО и осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации или в межкурсовой период.

    4.3. Стажировка проводится с полным отрывом или с частичным отрывом специалиста от его основной работы.

    4.4. Программа стажировки определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки или индивидуальным планом стажера в соответствии с содержанием образовательной программы курсов по согласованию с сетевой организацией, на базе которой проводится стажировка специалиста.

    4.5. Зачисление на стажировку (повышение квалификации) специалиста проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) по направлению организации по месту основной работы специалиста в соответствии с договором между учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) и заказчиком, а также по личному заявлению стажера.

    4.6. Продолжительность стажировки (повышения квалификации) устанавливается исходя из ее целей учреждением дополнительного образования (УМЦ ДПО), организующим повышение квалификации, по согласованию с работодателем, направляющим работника на обучение, и по согласованию с руководителем сетевой организации, где проводится стажировка.

    4.7. Стажировка осуществляется как в форме однократного обучения, так и в нескольких распределенных во времени циклов (курсов, модулей), возможных на нескольких стажерских площадках различных образовательных учреждений.

    4.8. В условиях использования модульно-накопительной системы повышения квалификации период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет. Общий объем повышения квалификации, в том числе и стажировки, для получения удостоверения составляет не менее 72 часов.

    4.9. Стажировка проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) за счет средств бюджета (в пределах, установленных контрольными цифрами) или с оплатой расходов за счет организации-заказчика или самого стажера.

    4.10. При условии выполнения стажером установленной программы стажировки и прохождения итоговой аттестации ему выдается документ (удостоверение, свидетельство) о повышении квалификации.

    4.11. Заключение по результатам стажировки и решение об итоговой аттестации стажера принимает учреждение дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО), ответственное за организацию стажировки, на основании представленного стажером отчета, рекомендации руководителя и заключения организации, на базе которой проводилась стажировка.

    5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАЖИРОВКИ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕЕ ИТОГОВ

    5.1. Основным отчетным документом для образовательного учреждения и стажера является дневник стажировки (приложение 1). В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе (индивидуальной).

    5.2. В дневнике ведется ежедневный учет выполненной работы , возникших проблем и записываются вопросы для консультантов и руководителей стажировки.

    5.3. Отдельно в дневнике формируются предложения по совершенствованию работы организации, технологии и других направлений деятельности организации. Дневник заканчивается отчетом по стажировке.

    В конце срока проведения стажировки руководителем от сетевой организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером. Соответствующая запись производится в дневнике и заверяется печатью организации.

    5.4. Итоги стажировки подводятся как в самой организации, так и в образовательном учреждении с участием руководителей от обеих сторон.

    5.5. При стажировке, являющейся самостоятельным видом обучения, решение о выполнении программы стажировки, ее оценке и о выдаче соответствующего документа (удостоверения, свидетельства) принимает комиссия, назначенная учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО).

    5.6. Во время прохождения стажировки стажер обязан:
    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в образовательном учреждении, обладающем статусом «Стажерская площадка»;
    участвовать в мероприятиях, проводимых на базе стажерской площадки;
    активно осваивать инновационные методы, приемы, технологии организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с направлением деятельности стажерской площадки;
    5.7. В условиях использования модульно-накопительной системы период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет.

    6 . Требование к кандидатам на повышение квалификации в форме стажировки

    6.1. Кандидатами на стажировку могут быть работники образовательного учреждения категорий: административно-управленческий персонал, преподавательский состав .

    7. Порядок подачи заявки на стажировку

    7.1. Для участия в повышении квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану педагогические и руководящие работники образовательного учреждения подают заявку на стажёрскую практику по индивидуальной программе в УМЦ ДПО (приложение 3).

    7.2. К заявке необходимо приложить подтверждение договоренности с принимающей стороной (форма свободная: приглашение, программа конференции с указанием выступления заявителя и др.). Ссылка на устную договоренность подтверждением не считается. Отсутствие подтверждения может стать причиной отказа в рассмотрении или удовлетворении заявки.

    8.1. Направление педагогических и руководящих работников на стажировку оформляется приказом руководителя учреждения на основании утвержденной заявки.

    8.2. За сотрудниками, направленными на стажировку с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

    8.3.Командировочные расходы оплачиваются из бюджетных и внебюджетных средств по установленным для командировок нормам.

    8.4. По итогам прохождения повышения квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану в образовательное учреждение предоставляются следующие отчетные документы:

    Отчет педагогических и руководящих работников о прохождении стажировки с подтверждением руководителя учреждения, в котором проводилась стажировка, о выполнении плана. К отчету о повышении квалификации в форме стажировки (обучение на курсах повышения квалификации) (приложение 4) могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия, рабочие программы;

    Сертификат или удостоверение об участии в конференции, семинаре (если предусмотрено условиями стажировки);

    Копия вызова (приглашения) на стажировку или направления на стажировку, подписанного принимающей организацией.

    Приложение 1

    к Положению о стажировке

    Структура программы стажировки

    1. Титульный лист.

    2. Пояснительная записка.

    3. Учебный план.

    5. Оборудование, материалы и вспомогательные средства.

    6. Методические материалы к модульной программе.

    7. Руководство к оценке освоения модуля.

    8. Список литературы.

    Приложение 2

    к Положению о стажировке

    Департамент образования Томской области

    ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

    «Утверждаю» «Утверждаю»

    __________(руководитель ОУ) _____(директор УМЦ ДПО)

    «__»__________20___г. «__»__________20___г.

    Индивидуальный план стажировки

    1. ФИО стажера ___________________

    2. Наименование программы _________________________________________

    3. Цель стажировки _________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    4. Название образовательного учреждения, в котором проводится стажировка

    5. Руководитель стажировки _________________________________________

    6. План стажировки __________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    7. Сроки стажировки ________________________________________________

    8. Заключение руководителя стажировки о выполнении программы _________

    ___________________________________________________________________

    9. Заключение организатора стажировки о выполнении программы ______

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Руководитель УМЦ ДПО ______________________

    (подпись)

    Приложение 3

    к Положению о стажировке

    Директору УМЦ ДПО

    _________________________________

    (должность, название ОУ, ДОУ, органа управления образованием)

    _________________________________

    ЗАЯВКА

    на стаж и р овку по индивидуальной программе

    «_________________________________________________________________»

    (название )

    в ___________________________________________________________ г.____

    (название организации )

    Ф. И.О. слушателя_____________________________________________________

    Место работы, занимаемая должность____________________________________

    Период прохождения стажировки с_____________20__г. по _____________20__г.

    Индивидуальная программа стажировки прилагается.

    Руководитель ОУ_______________ _________________

    Приложение 4

    к Положению о стажировке

    О Т Ч Е Т

    о повышении квалификации в форме стажировки

    (обучение на курсах повышения квалификации)

    Фамилия, имя, отчество______________________________________________

    Должность_________________________________________________________

    Цель стажировки ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Место прохождения обучения________________________________________

    Сроки обучения с «___»____________20__г. по «___» ____________20__г.

    Программа стажировки _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________

    Итоги обучения (заполняется стажером) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Предложения об использовании результатов обучения (заполняется стажером)

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Руководитель ОУ______________ / ______________________

    (подпись) (расшифровка подписи)

    В законодательстве Российской Федерации понятие "стажировка" упоминается в статье 59 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), которая посвящена срочному трудовому договору (далее – ТД). Рассмотрим его значение.

    В толковых словарях русского языка дается три определения этому слову. Стажировка – это деятельность человека, направленная на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки.

    Второе значение связано с испытательным сроком. Стажировка – это работа по специальности в течение некоторого времени с возможностью последующего зачисления в штат. Ее также называют испытательным сроком.

    Третье значение: стажировка – это деятельность человека, направленная на повышение профессиональной квалификации по полученной им специальности. Рассмотрим ее классификацию.

    Виды стажировок

    Их разделяют на две группы. Это рабочие стажировки и обучающие. Первые направлены на получение трудового места, вторые – на получение практических навыков.

    Также стажировки можно классифицировать по некоторым признакам, например:

    1. Добровольные и обязательные. Вторые чаще всего встречаются в ВУЗах при получении специальностей, требующих практических навыков. Иногда бывает, что прохождение стажировки является необязательным (археологическая практика в педагогическом ВУЗе).
    2. Оплачиваемые и неоплачиваемые. Если стажировка связана с испытательным сроком сотрудника на новом рабочем месте, то она оплачивается. Если это учебная практика студента, то она, как правило, не вознаграждается денежно. Зато будущий специалист получает новые навыки, которые ему понадобятся при трудоустройстве.
    3. По сфере специализации: педагогическая, археологическая, технологическая, финансовая и т. д.
    4. Проведение стажировки может быть квартальным (весенним, летним, осенним, зимним), полугодовым (зимним, летним).
    5. Внутренние и внешние: в стране проживания и международные. Лучших студентов отправляют за рубеж на практику по обмену студентов.

    Рабочая стажировка

    Она направлена не только на получение знаний и опыта, но и на последующее оформление стажёра в штат. Для работодателя такая стажировка – это хороший способ выявить лучшего претендента, максимально подходящего на роль сотрудника в его организации. Эта деятельность является оплачиваемой и оформляется сторонами в виде срочного трудового договора с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

    Длительность стажировки

    Трудовое время может различаться в зависимости от конкретных условий проведения данной деятельности. Например, срок стажировки составляет от 3 до 10 дней, если она проводится на рабочем месте. Время, необходимое на обучение, сюда не входит. При прохождении стажировки от ВУЗа по ученическому договору на производстве срок определяет работодатель, принимающая сторона.

    При заключении стандартного ТД с испытательным сроком данная деятельность может длиться не более трёх месяцев согласно статье 70 ТК РФ. Стажировки претендентов на руководящие должности могут проходить до шести месяцев. Если работника не устраивают предоставляемые для него условия труда или работодателя не устраивают результаты работы сотрудника на испытательном сроке, то и работодатель, и работник вправе расторгнуть заключённый ранее срочный трудовой договор. При этом каждая сторона должна соблюсти некоторые условия. Работнику необходимо письменно в форме заявления уведомить работодателя о своём решении за три дня, а работодатель должен издать соответствующий приказ с предоставлением документальных причин (работник имеет право причину не писать).

    Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности стажер проходит инструктаж по правилам техники безопасности, изучает свои должностные инструкции. Также он учится работать на определенных оборудованиях, машинах, технике.

    В этом и заключается стажировка. Однако не все новички быстро осваивают новые знания. Если стажер не овладевает необходимыми навыками, то стажировку продлевают путем издания нового приказа.

    Продолжительность трудового дня

    Количество рабочих часов в день или смен в неделю также устанавливает работодатель. При этом новый сотрудник обладает правами работника, закрепленными в статьях 91-99 ТК РФ, которые принимающая сторона не вправе нарушать.

    Оплата стажировки

    Размер оплаты труда устанавливается непосредственно работодателем. На время действия срочного трудового договора согласно статье 59 ТК РФ она не должна быть меньше суммы прожиточного минимума при условии отработки стажёром полного рабочего дня. При этом работодатели не назначают стажёру заработную плату, близкую к уровню постоянных сотрудников. Оплата данной деятельности не производится в случае прохождения производственной практики студентами, присланными ВУЗами и другими учебными заведениями.

    Окончание стажировки

    Студенты после производственной практики пишут отчёт и при необходимости курсовую работу. Среди проходивших стажировку с возможным последующим переводом в штат отбираются лучшие. Они получают не только навыки, но и постоянное место работы.

    Если стажировка была связана с испытательным сроком на новой работе, то работник проходит проверку. Все ли он усвоил, знает ли он свои должностные обязанности, может ли их выполнять самостоятельно. Если всеми необходимыми навыками сотрудник овладел еще до окончания испытательного срока, то работодатель может уменьшить этот срок.

    Что дает стажировка студентам?

    Для них это прекрасная возможность увидеть мир, если это международная стажировка. Зарекомендовать себя как хорошего, надёжного и перспективного молодого сотрудника. Участвовать в разных проектах, заниматься деятельностью, далёкой от специальности, полученной в учебном заведении. Либо наоборот: получить необходимый «живой» опыт, навыки по своей будущей профессии. Во время стажировки происходит ускоренное профессиональное и личностное развитие, что важно в сегодняшнем быстроразвивающемся мире.

    Преимущества для студентов

    • Ценный опыт, новые навыки.
    • После стажировки студент может понять, нравится ему его специальность или нет. Больше половины студентов даже на четвёртом курсе обучения не знают точно, чем хотят заниматься в жизни.
    • Рабочий день стажёра значительно короче, чем у штатного сотрудника. Но при этом он также вовлечён в процесс.
    • Во время прохождения стажировки можно обзавестись различными полезными связями, которые могут помочь в будущем трудоустройстве (как правило, два стажёра из десяти после получения диплома ВУЗа приходят на собеседование после прохождения стажировки).
    • За такую деятельность студенту могут платить деньги.

    В наше время во многих компаниях занимаются разработкой стажёрских программ. Это позволяет работодателю временно «омолодить» свой коллектив. Стажёрские программы позволяют компаниям избегать застоя в идеях у сотрудников.

    Существует огромное количество кадровых агентств, специализирующихся на временных работниках (например, "Анкор"). Стажёрские программы есть и у многих общественных организаций, как российских, так и международных (например, известная международная организация AISIEC, красноярская организация «Интерра»).