Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Проект на тему "золотая осень". Проект «Золотая осень

    Проект на тему

    Проект на тему «Осень» в начальной школе, 1 класс


    Матеева Кристина, 7 лет, ученица 1 В класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильный лицей №20 г. Ульяновска.
    Руководитель: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя школа №9", г. Ульяновск.


    Цель: знакомство с проектом.
    Задачи:
    - представить свой опыт по проектной деятельности;
    - вызвать интерес к проектной деятельности в целом.

    Описание материала: Предлагаем Вашему вниманию проект, выполненный ученицей 1 класса. Проект ориентирован на формирование у детей младшего школьного возраста навыков исследовательской деятельности и развитие творческих способностей. Материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям, детям.

    Проект «Золотая осень», 1 класс

    Цель проекта: Изучение природных изменений осенью.
    Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
    1. Рассказать о золотой осени и её признаках.
    2. Показать какие изменения происходят в природе.
    3. Собрать фотоколлекцию.

    Гипотеза: Если выяснить, что такое золотая осень, то удастся определить не только, сколько длится этот период, но и его особенности.

    Для реализации поставленных задач выбраны следующие методы и средства:
    - Подумать самостоятельно
    - Получить информацию в Интернете
    - Прочитать в литературе
    - Наблюдение
    - Анализ
    - Обобщение

    Ход проекта

    На дворе уже во всю идёт осень, поэтому выбранная мной тема достаточно актуальна. Сначала я определила цель, поставила перед собой задачи проекта. Затем определилась с более точным названием проекта, наметила план работы, а также возможные источники информации . Далее предположила ожидаемые результаты. Выбрала методы и способы своей предстоящей работы.


    Вообще, у осени есть три периода: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень (глубокая или предзимье). Все периоды соответствуют осенним месяцам:
    Сентябрь - ранняя осень;
    Октябрь - золотая осень;
    Ноябрь - поздняя осень (глубокая или предзимье).

    Мне бы хотелось подробнее остановиться на золотой осени. Сначала я решила понаблюдать, для этого я отправилась на прогулку в парк.


    Понаблюдав за изменениями цвета листьев на деревьях, я заметила, что именно с жёлтых листьев начинается осень. Значит жёлтый цвет – это и есть символ осени. Очевидно, солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название - золотая.


    Осень, подобно художнику, использует разноцветные краски…
    Кроме жёлтого цвета встречается серый и малиновый цвета. Реже - голубой или зелёный.
    В начале осени используются яркие, сочные краски, затем в них появляется грусть и нежность, и, наконец, в завершении осени краски начинают тускнеть, становятся мрачными и унылыми…

    С самого начала осени мы всё чаще замечаем её приметы. Дни становятся короче, а ночи - длиннее. Осеннее солнце поднимается уже не так не высоко, а серые облака опускаются ниже и ниже, закрывая собой всё небо.
    Первый признак – похолодание.
    Дожди идут часто, а температура воздуха становится холоднее.


    Далее следуют изменения в живой природе.
    Основное изменение в неживой природе – похолодание – влечёт за собой изменения в живой природе. С приходом осени листья растений меняют окраску. Ветер с дождём прибивает пожелтевшую траву. Листва уже заметно пожелтела. Кроме того, можно заметить на деревьях и кустарниках плоды.

    Основные изменения:
    Желтеют листья клёна, берёзы, осины.
    Краснеют листья рябины, вишни, черёмухи.
    Становятся бронзовыми листья дуба.
    Старые деревья меняют окраску раньше, чем молодые.

    Сможете отгадать деревья по их цвету?
    (Предлагается отгадать деревья или листья деревьев осенью по фотографиям).

    Золотая осень всегда была интересна и поэтам, и писателям, и художникам. Можете ли Вы назвать художников этих картин?

    Примерные репродукции картин:
    1. И. И. Левитан «Золотая осень».
    2. В. Д. Поленов «Золотая осень».
    3. И. С. Остроухов «Золотая осень».

    Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что данная тема требует изучения.
    Для подтверждения или опровержения своих предположений, я обратилась в библиотеку и за информацией в Интернет.
    И вот, что я выяснила:
    Интересные факты из литературы и источников Интернета
    Исаак Ильич Левитан
    (1860 – 1900 г. г.)


    Автопортрет.
    (1880 г.)

    Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты в образованной обедневшей семье. Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей. Отец, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. Исаак с 13 лет и его старший брат учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания. Денег не было. Левитан поселился в глухой деревне Максимовке. Рядом гостили Чеховы. Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым, дружба с которым продолжались всю жизнь. В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он преподавал в том же самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» - большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.


    И. И. Левитан
    «Золотая осень».
    1895 г.

    Исаак Ильич Левитан изобразил русский осенний пейзаж во всей его красе именно в самый разгар золотого сезона. Зелёный бугристый склон, заканчивающийся широкой речкой. Поражает прозрачная и чистая вода, в ней легко отражаются травы и растения. Трава зелёная, она только начинает желтеть. А берёзы уже преобразились, они так и горят под лучами осеннего солнца. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть дома, это село. Произведение Левитана вдохновляет! От обилия красок становится бодро и весело, а на душе - по-семейному тепло. Хочется не только вдохнуть свежий воздух багряной осени, но и пробежаться по золотой листве.

    Василий Дмитриевич Поленов
    (1844 – 1927 г. г.)


    Портрет работы И. Репина.
    (1877 г.)

    Василий Дмитриевич Поленов - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи. Родился в Санкт-Петербурге, в многодетной, культурной дворянской семье. Его отец был известным археологом и библиографом. Мать писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника был сенатором. Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. Окончив гимназию, поступил, вместе с братом, на физико-математический факультет Петербургского университета. Кроме того, он пел в студенческом хоре Академии художеств, став вскоре её постоянным учеником. Окончив ученический курс, получил серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. Затем возобновил занятия на юридическом факультете в университете. Будучи городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться рядом с природой. Его мечта сбылась, он приобрёл небольшое имение в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села, он построил дом по собственному оригинальному проекту, а при доме художественные мастерские. Усадьба называлась Борок. Там Поленов много работал, охотно приглашая к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, тем самым, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь. В 1926 г. стал народным художником Республики.


    В. Д. Поленов
    «Золотая осень».
    (1893 г.)

    Красивый вид, великолепный пейзаж. Это пора золотой осени. Река поворачивает, вдоль её берега лес покрыт осенней позолотой. Белоснежные облака в небе, погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Во многих своих творениях художник изображал Родину и реку Оку. Картина «Золотая осень» - это часть души автора, которая навсегда застыла в произведении, наполнив его теплотой и внутренним светом. Краски и цвета переданы достаточно сочно: и в плавных линиях и изгибах водной глади, в небесах, и в лесу и на куполе церквушки. Великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд. Маленькая лесная дорога зовёт за собой в лес, где ещё цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей.

    Илья Семёнович Остроухов
    (1858 – 1929 г. г.)


    Илья Семёнович Остроухов - русский художник-пейзажист, коллекционер. Член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской Академии художеств. Друг П. М. Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи. Происходил из купеческой семьи. Учился в Петербурге. Сразу не смог поступить в Академию художеств, остался на год вольнослушателем. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. Главными стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова. Затем занимался в классе ваяния и зодчества в Училище живописи. В 1890-х годах Остроухов начал собирать свою художественную коллекцию. Этому способствовала его женитьба в 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Кроме живописи Остроухов собирал иконы, его собрание икон считалось одним из лучших в России.


    И. С. Остроухов
    «Золотая осень».
    1886 г.

    Изучив литературу, я приступила к практической части своего проекта. Для этого мне пришлось отправиться во двор своего дома, в парк, в школьный двор.
    Перед моими глазами стояли картины известных художников, я глядя на них и подражая им, старалась увидеть и запечатлеть в золотой осени что-то своё особенное… И у меня получилась своя фотоколлекция!

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Журавушка»»

    Асбестовского городского округа

    Согласованно:

    заведующий

    МБДОУ «Детский сад «Журавушка»»

    Ю.А.Холзакова

    «___» __________ 2016 г.

    ПРОЕКТ

    «Золотая осень»

    познавательный, игровой, краткосрочный,

    для средней группы

    сроки реализации проекта : 6 дней

    с 10.10.2016 по 14.10.2016

    Гумирова Мария Михайловна

    воспитатель

    2016 год

    Актуальность . Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

    Цель проекта:

    Расширить и систематизировать знания дошкольников об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

    Задачи проекта :

    Образовательные:

    - углублять представления об изменениях в природе осенью;

    Расширять представления детей об изменениях в природе с приходом осени; Развивающие :

    Развитие коммуникативных навыков детей;

    Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами;

    Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

    Воспитательные :

    - воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой .

    Планируемый результат:

    Активизировать речевой запас дошкольников;

    Систематизировать углубленные знания дошкольников по теме осень.

    Содержание проекта.

    План реализации проекта

    Этапы

    Деятельность

    дети

    родители

    педагоги

    1. Органи-зационный

    Рассматривание картин и беседа на тему «Осень».

    Просмотр презентации «Золотая осень».

    Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, путей решения, возможностей для реализации

    Определение темы проекта.
    Формулировка цели и задач. Составление плана основного этапа проекта.
    Опрос детей.

    Подбор инструментария.

    2. Планиро-вание деятельности

    Самостоятельная и творческая деятельность

    Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте.

    Проведение совместной деятельности по плану.

    Заключи-тельный

    Опрос детей по теме на знания, полученные в ходе реализации проекта.

    Творческие работы с детьми

    Осенний праздник «Времена года».

    2. План осуществления проекта (основной этап)

    Сроки/ дата

    Совместная деятельность

    Самостоятельная/Свободная творческая деятельность детей

    Совместная работа родителей с детьми

    Образовательная деятельность в режимные моменты

    Непосредственно-образовательная деятельность

    10.10.

    Рисование: «Ветка рябины».

    Заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало»

    С/и «Овощной магазин».

    Пословицы, поговорки, загадки об осени.

    Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

    Прослушивание музыки «Звуки осени»

    Разучивание стихотворений.

    Изготовление поделок из осенних листьев

    Осенний праздник «Времена года»

    11.10.

    Беседа « Животный и растительный мир осеннего леса»

    Игровое упражнение «Собираем урожай»

    12.10.

    Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

    Аппликация «Осенний лес»

    13.10.

    Конструирование: «Грибок» из бумаги

    Чтение рассказа «Осень» Тургенев Иван Сергеевич

    14.10.

    Беседа « Уходит осень золотая»

    Беседа «Дикие животные осенью»

    4. Итоги проекта :

    Осенний праздник «Времена года»;

    Степанова Ольга Евгеньевна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №16» Город Кириши, Ленинградской области

    Тип проекта:

    По тематике: исследовательско – творческий, направленный на изучение природы в период золотой осени.

    По числу участников: групповой

    По времени проведения: срочный (с 22. 09 - 3.10)

    Участники проекта: воспитанники средней группы, родители.

    Организаторы проекта: воспитатели

    Возраст участников: дети 4 - 5 лет.

    Актуальность. Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод... Осень - это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного и необычного узнать, благодаря этой удивительной поре. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать, творить.

    Наша задача - помочь ребёнку открыть мир окружающей природы. Участие детей в проекте «Золотая осень» позволит максимально обогатить знания и представления о золотой осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.

    Цель: создать условия для обогащения знаний детей через красоту осенней природы, формирования гармонично развитой личности ребенка, обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей золотой осени.
    2. Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
    3. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
    4. Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

    Ожидаемый результат:

    1. Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Золотая осень» ,
    2. Формирование устойчивого интереса к природе;
    3. Развитие познавательной активности детей;
    4. Обогащение словаря детей;
    5. Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие художественно - творческих навыков.
    6. Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный.

    1. Определение уровня знаний детей по теме проекта «Золотая осень» .
    2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
    3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
    4. Перспективное планирование проекта.
    5. Подбор необходимой литературы по данной теме.

    Выявление субъективного опыта.

    «Что мы знаем об осеннем периоде «Золотая осень»

    «Осенью на деревьях листья желтеют» (Вова П.)

    «Листья опадают» (Ксюша Я.)

    «Птицы улетают в теплые края» (Никита С.)

    «Становится холодно» (Вита Ц.)

    «Листья на деревьях краснеют» (София Б.)

    «Осенью деревья разноцветные, красиво» (Полина Д..)

    «Идут дожди» (Дима Г.)

    «Что мы хотим узнать?»

    «Я хочу узнать, почему опадают листья?» (Полина Д.)

    «Почему птицы улетают на юг?» (Никита С.)

    «Что любят птицы есть осенью?» (Настя П..)

    «Почему листья осенью разноцветные?» (Варя С.)

    «Где мы можем найти информацию?»

    «Узнать от воспитателей» (Полина Д.)

    «Спросить у родителей» (Вова П.)

    «Посмотреть в компьютере» (Антон И.)

    Планирование совместной образовательной деятельности:

    «Можем нарисовать красивые деревья, листья» (Варя С.)

    «Можем слепить» (Даша Ж.)

    «Почитаем об осени» (Полина Д.)

    «На прогулке можем рассмотреть листья и деревья» (Влад Ц,)

    Сотрудничество с родителями:

    • Оформление папок – передвижек для родителей:

    «Сделаем вместе» (поделки из природного материала) .

    «По дороге домой» (советы родителям о совместном наблюдении за явлениями живой и неживой природы) .

    • Подбор стихов для разучивания с детьми дома
    • Беседа на тему: “ Воспитание любви к природе родного края“
    • Предложить нарисовать картину на тему «Золотая осень» , изготовить поделку «Дары осени» .

    II этап – основной этап (практический)

    Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

    Литература:

    1. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
    2. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» .
    3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» .
    4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» .
    5. Метлина Л. С. «Математика в детском саду»
    6. Л.В. Куцакова “ Конструирование и художественный труд в детском саду“
    7. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
    8. . Ибрагимова К. К. «Деревья и кустарники вокруг нас» .
    9. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет» .

    III этап – заключительный.

    В ходе проведения проектной деятельности с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, эксперименты и опыты, экологические задачи.

    Дети правильно называют характерные особенности осени, расширили свой кругозор и словарный запас. У детей сформировался интерес к осенней природе, умение наблюдать, отражать свои впечатления в творчестве.

    Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

    По окончании проекта «Золотая осень» дети не только получили знания, но были счастливы, видя результаты своего творчества и созданного совместно с родителями. Проект помог повысить экологическую образованность детей и родителей.

    По окончании проекта «Золотая Осень» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих проектах «Вот Зима – кругом бело» , «Весна -красна» , «Лето –пора чудес» , так как необходимо, чтобы дети увидели красоту мироздания, воспринимали окружающий мир как единое целое.

    Продукт проекта:

    • Совместная образовательная деятельность «Прогулка в осенний лес» (конспект прилагается) .
    • Конкурс поделок из даров осени и рисунков «Осенняя фантазия»

    Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

    Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

    Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

    1. Презентация (PowerPoint), на флешке
    2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
    3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

    Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

    Загадки про осень

    Пусто в поле, дождь идёт.
    Ветерок срывает листья.
    С севера туман ползёт,
    Тучи грозные нависли.
    Птицы движутся на юг
    Чуть крылом касаясь сосен.
    Догадайся, милый друг,
    Что за время года? - ...
    (Осень)

    Пришла без касок и без кисти
    И перекрасила все листья

    Листья желтые летят,
    Падают, кружатся,
    И под ноги просто так
    Как ковер ложатся!
    Что за желтый снегопад?
    Это просто...
    (Листопад)

    Листья желтые летят,
    Падают, кружатся,
    И под ноги просто так
    Как ковер ложатся!
    Что за желтый снегопад?
    Это просто...
    (Листопад)

    Пословицы и поговорки про осень

    Сентябрь без плодов не бывает.

    Осенью и у кошки пирог.

    Весна цветами красна, осень снопами.

    Осенью и у воробья пир.

    В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

    Осень хвастлива, а весна справедлива.

    Весна дает цветы, а осень - плоды.

    Осень пришла, урожай принесла.

    Осень прикажет, весна свое скажет.

    От осени к лету повороту нету.

    Осень идет и за собою дождь ведет.

    Осень велика, зима долга.

    Осень - собериха, зима - подбериха.

    Осень - погод восемь.

    Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

    Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

    Стихи про осень

    ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

    Листочки танцуют, листочки кружатся
    И ярким ковром мне под ноги ложатся.
    Как будто ужасно они занятые,
    Зелёные, красные и золотые...
    Листья кленовые, листья дубовые,
    Пурпурные, алые, даже бордовые...
    Бросаюсь я листьями вверх наугад -
    Я тоже устроить могу листопад!
    Ю. Каспарова

    ОСЕННЕЕ УТРО

    Жёлтый клён глядится в озеро,
    Просыпаясь на заре.
    За ночь землю подморозило,
    Весь орешник в серебре.

    Запоздалый рыжик ёжится,
    Веткой сломанной прижат.
    На его озябшей кожице
    Капли светлые дрожат.

    Тишину вспугнув тревожную
    В чутко дремлющем бору
    Бродят лоси осторожные,
    Гложут горькую кору.

    Улетели птицы разные,
    Смолк их звонкий перепев
    А рябина осень празднует,
    Бусы красные надев.
    О. Высотская

    Осень

    В ЛЕСУ

    Кружат листья над дорожкой.
    Лес прозрачен и багрян...
    Хорошо бродить с лукошком
    Вдоль опушек и полян!

    Мы идём, и под ногами
    Слышен шорох золотой.
    Пахнет влажными грибами,
    Пахнет свежестью лесной.

    И за дымкою туманной
    Вдалеке блестит река.
    Расстелила на полянах
    Осень жёлтые шелка.

    Через хвою луч весёлый
    В чащу ельника проник.
    Хорошо у влажных ёлок
    Снять упругий боровик!

    На буграх красавцы клёны
    Алым вспыхнули огнём...
    Сколько рыжиков, опёнок
    За день в роще наберём!

    По лесам гуляет осень.
    Краше этой нет поры...
    И в лукошках мы уносим
    Леса щедрые дары.
    А. Балонский

    ОСЕНЬ

    Стало вдруг светлее вдвое,
    Двор как в солнечных лучах -
    Это платье золотое
    У берёзки на плечах.

    У калины и рябины
    Вьются стаями дрозды...
    Под окошком георгины
    Красотой своей горды.

    Утром мы во двор идем -
    Листья сыплются дождём,
    Под ногами шелестят
    И летят... летят... летят...

    Пролетают паутинки
    С паучками в серединке,
    И высоко от земли
    Пролетели журавли.

    Всё летит! Должно быть, это
    Улетает наше лето.
    Е. Трутнева

    Краски осени

    Ах как щедра осень на краски,
    На прохладу и аромат.
    Листья царственно, словно в сказке,
    Над остывшей землею парят.

    Я люблю эту грустную пору,
    Воздух свежий прозрачен и чист,
    Дым из труб поднимается в гору,
    Утром иней в траве серебрист.

    С каждым днем всё прозрачней деревья,
    Мягче всё под ногами ковер.
    И волшебница осень слагает
    Из листвы разноцветный узор.

    Скоро явятся в гости морозы
    И укроются снегом поля,
    А пока я рисую березы
    В ярком золоте янтаря.

    Олеся Лыкова

    Приметы осени

    Теплая осень - к долгой зиме.

    Гром в сентябре - к теплой осени.

    Большой урожай рябины - к большим морозам.

    Гуси полетели – скоро выпадет снег.

    Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

    Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

    Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

    Много желудей на дубе - к лютой зиме.

    Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

    Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

    Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

    Сезонные изменения в жизни растений осенью.

    Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

    Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

    Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

    Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

    Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

    Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

    Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

    Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.