Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Курсовая работа: Общественные блага как экономическая категория. Внешние эффекты и общественные блага

    Курсовая работа: Общественные блага как экономическая категория. Внешние эффекты и общественные блага

    Примеры которых будут приведены далее, представляют собой ценности, потребляемые всеми гражданами коллективно. Использование их не зависит от того, платит за них население или нет. Далее рассмотрим подробнее общественные блага: виды и особенности этих ценностей.

    Общие сведения

    Частные и общественные блага имеют существенные отличия. Как выше было сказано, вторыми пользуются все граждане коллективно. Первые же доступны для потребления и приносят пользу непосредственному их владельцу. Частные и общественные блага отличаются и в вопросе совершения с ними сделок. Вторые практически невозможно продать. Общественные блага и услуги используются гражданами с достаточно большим удовольствием. При этом многие индивиды отказываются оплачивать их пользу.

    Чистые и смешанные общественные блага

    Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности. Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени. Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности.

    Неизбирательность и неисключаемость

    Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается. Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими. Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

    Общие категории

    Различают следующие типы благ:

    • Информационные. К ним относят "непрерывные" общественные блага. Примеры: телевидение, радио.
    • Ограниченного пользования. Такие блага доступны определенному количеству потребителей в одно время. К ним относят автомобильный мост во время часа "пик".
    • Локальные. Это доступные для представителей отдельной или региона общественные блага. Примеры: областные библиотеки, парки, скверы.
    • Дискретные (музейные экспонаты, картины в галереях), бесплатные (деятельность опорных пунктов охраны порядка), с отрицательной (высшее образование, курсы) и положительной (общественный транспорт) ценой.

    Для обеспечения населения общественными благами необходимо привлечение частных. Объемы последних ограничены суммарными которые формируются, в частности, за счет поступления разнообразных сборов и налогов.

    Смешанные блага

    В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким - избирательности. Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности. В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще "коммунальными". Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе "кто пришел первым, тот и воспользовался".

    Коллективные ценности

    Не все четко понимают существующее разделение. Поэтому многие потребители просят более компетентных в этом вопросе граждан: "Приведите примеры общественных благ коллективного пользования". Для начала следует сказать, что такие ценности отличаются низкой степенью избирательности и высоким уровнем неисключаемости. В качестве одного из ярких примеров можно привести получение сведений в Интернете. Одновременно данной возможностью могут пользоваться многие люди. от увеличения количества потребителей при этом остаются нулевыми. Это, в свою очередь, означает, что конкурентность (избирательность) при потреблении этого блага имеет низкую степень. Однако придание ему признака исключаемости труда не составляет. Это достигается посредством введения платы за подключение к Интернету. В качестве особенности таких благ выступает возможность ограничения доступа к ним со сравнительно небольшими издержками.

    Государственное обеспечение

    Число общественных благ значительно меньше количества правительственных. Многие государственные блага считаются исключаемыми либо конкурентными в пользовании, а в ряде случаев обладают обоими этими признаками. Здесь можно сказать о предоставлении среднего образования. При увеличении количества учеников издержки носят положительный характер. Это связано с тем, что остальные школьники в таком случае будут получать меньше внимания из-за большего своего количества. При этом признак исключаемости такое благо приобретает при введении платы за учебу. Если некоторые из школьников не смогут внести ее, то будут исключены из процесса образования в данном классе.

    Специфика спроса

    Необходимость в том или другом благе складывается на основании принципа снижающейся В связи с тем, что данная выгода от пользования дополнительной единицей является убывающей, линия индивидуального спроса отличается нисходящим наклоном. Аналогичным образом идет кривая спроса частного чистого блага. Однако за данным внешним сходством скрыты большие отличия. В первую очередь это то, продажа чистых общественных благ "поштучно" невозможна. Это обусловлено тем, что они считаются неотделимыми и используются совместно всеми людьми. Их потребление - это не индивидов. Эти блага могут использоваться даже теми, кто решает за них не платить. За единицу в данном случае стоимость не назначается, а потребители могут пользоваться объемом выпуска целиком. Другими словами, в конкретный промежуток времени они потребляют единое количество блага.

    Рыночный механизм

    В ряде случаев с его использованием можно исключать принудительное финансирование выпуска общественных благ. В таких ситуациях они поставляются индивидуальными хозяйствами. Финансирование же осуществляется с помощью рыночного механизма. Он позволяет реализовывать такие методы обеспечения, как исключение "безбилетников", а также взаимообусловленное субсидирование и финансирование. В первом случае используются ограничительные меры, перекрывающие доступ к потреблению. За счет низких издержек в данном случае благо, даже обладающее избирательностью, можно продать так же, как и частное.

    Роль государства

    Правительство принимает на себя расходы, которые связаны с предоставлением благ обществу в том случае, когда внешние положительные эффекты, возникающие при их использовании, не поддаются интернализации либо это обусловлено очень большими расходами. Так, государство может быть непосредственно производителем. К примеру, это может быть борьба с ЧП или обеспечение внутренней безопасности. Также власть может финансировать выпуск благ частным сектором, участвуя в строительстве школ, больниц и прочего. Во всех случаях при этом поступление средств от государства осуществляется за счет отчисляемых гражданами налогов. Решение же об оптимальном объеме производства базируется на коллективных действиях. При предоставлении государством общественных благ не всегда достигается эффективный объем их производства. Применение налогового механизма требует решения комплекса проблем, которые связаны с достижением необходимого объема выпуска.

    Как-то недавно мы говорили . Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным».

    Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.

    Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.

    Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

    Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства. Так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

    Территориальная ограниченность потребления общественных благ . Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.

    К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!

    Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.

    В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

    Виды

    Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет. Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком. Но при этом - все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?

    Смешанные блага - представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.

    Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

    Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага . Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.

    К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.

    В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

    Примеры общественных благ

    Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин... И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.

    К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно.

    Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.

    Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов..., всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.

    А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции... Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.

    А вот зачем они это делаю — пишите в комментариях ваши предположения — обсудим!

    С уважением, Андрей Пучков

    Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

    13.2 Общественные блага

    До сих пор мы рассматривали рынки так называемых частных благ. Этим благам присущи две характеристики: исключаемость и конкурентность .

    Исключаемость – способность исключить индивида, который не платит за благо, из процесса потребления.

    Например, если вы не заплатите за планшет, то не сможете пользоваться им, потому что он будет не ваш. Если вы не купите билет в кинотеатр, то не попадете в него, и не посмотрите фильм. Однако такое благо, как набережная реки не является исключаемым. Вы можете прогуляться по ней, даже если не заплатите. Поэтому исключаемые блага как правило бесплатны.

    Конкурентность – уменьшение возможности потребления блага другими людьми при потреблении его определённым человеком.

    Если вы потребляете планшет, он более не доступен ни для кого в данный момент. Это конкурентное благо (rival good). Также происходит, когда вы потребляете предметы одежды или продукты питания. Однако когда вы потребляете сеанс в кинотеатре или идете в ночной клуб, вы не делаете эти блага менее доступными для остальных потребителей. Это неконкурентные блага (non-rival goods).

    Существуют еще и анти-конкурентные блага (anti-rival goods) . Чем больше потребителей потребляет данное благо, тем более ценным оно является. Классическим примером является программное обеспечение.

    Практически все блага, за которые мы привыкли платить, являются исключаемыми и конкурентными . Но бывают блага, которые не в полной мере обладают этими свойствами.

    В зависимости от этих характеристик все блага можно разбить на четыре категории:

    1. Конкурентные и исключаемые. Это частные блага , которые каждый из нас привык получать на рынках в обмен на деньги. Автомобиль, компьютер, продукты питания, одежда – практически все, что мы привыкли покупать, являются частными благами. Например, возьмем вашу куртку. Если вы за нее не заплатите, то вы ее и не получите. Это благо является исключаемым. Далее, если вы носите курку в данный момент, ее не могут носить другие люди. Это благо является конкурентным.
    2. Конкурентные, но не исключаемые блага. Это так называемые общие ресурсы . Классическим примером является рыба в океане. Если вы поймаете рыбу, ее не поймает и не сможет съесть кто-либо еще. Это благо конкурентное. В то же время практически нельзя кому-либо запретить (за некоторыми исключениями) ловить рыбу в океане. Это благо неисключаемо. Другим примером является скамейка в парке: если вы ее займете, она станет недоступной для других потребителей по-крайней мере, на какое-то время. В то же время нельзя сделать это благо платным, потому что отделить тех, кто платит за скамейку, от тех, кто не платит.
      Существует способ превращения данных благ в частные – обеспечить дорогостоящие институты контроля. Например, в примере с рыбой это может быть водная полиция, а в случае скамейки – обнести ее забором и поставить рядом билетного контролёра.
    3. Неконкурентные, но исключаемые блага.
      Это так называемые клубные блага . Клубными благами в экономике называются неконкурентные блага, доступ к которым ограничивается платой или правилами пользования - неперегруженная платная дорога, закрытый пляж, концерт, спутниковое телевидение. Классическим примером является концерт известного музыканта. Исключить из пользования данным благом легко: тот, у кого нет билета, не попадает в клуб или на стадион. Однако это благо является неконкурентным: если вы приедет на концерт, это не будет означать, что на него не смогут прийти другие люди.
      Другой пример – это рынки естественных монополий. Например, возьмем водопровод. Исключить того, кто не платит за благо, легко: со временем в квартиру этого индивида перестанет поступать вода. Однако это благо является неконкурентным: если вы пользуетесь водопроводом, это не снижает его доступности для остальных потребителей. На рынках подобных благ издержки на обслуживание дополнительного пользователя так малы, что они не существенны, большие постоянные издержки составляют существенную часть издержек.
    4. Неконкурентные и неисключаемые блага. Это чистые общественные блага (иногда их называют просто общественные блага). Классическим примером является уличный светофор. Нельзя отделить того, кто платит за данное благо от того, кто не платит. Потребление данного блага одним человеком не делает его менее доступным для остальных.

    Когда благо является неисключаемым, при его потреблении возникает проблема безбилетника (free-rider problem) . Проблема заключается в том, что плату за пользование этими благами трудно получить, и поэтому у частных фирм могут отсутствовать стимулы к производству подобных благ. С пешеходов и пользователей автомобилей трудно получить плату за пользование светофором. Если ваш сосед по даче решает провести фейерверк, и вы насаждаетесь зрелищем, то ему трудно получить с вас плату за зрелище. То есть рыночный механизм не обеспечивает производство этих благ в количестве, эффективном ля общества, потому это считается одним из провалов рынка.

    Рассмотрим некоторые примеры общественных благ

    Национальная оборона

    Национальная оборона является неисключаемым и неконкурентным благом. Граждане получают данное благо от государство в обмен на уплачиваемые налоги, которое поддерживает необходимые для этого военные институты на деньги налогоплательщиков. Данное благо представляется одинаково для всех граждан. Если кто-то не платит налоги, то он все равно получает данное благо. В этих условиях у индивидов могут существовать стимулы к уклонению от уплаты налогов, в ответ на это государство создает систему институтов контроля уплаты и сбора налогов. Бенджамин Франклин говорил, что «есть только две неизбежные вещи – смерть и налоги». В разное время велось множество дискуссий о том, какой уровень расходов на национальную оборону является приемлемым для общества. Определить это непросто, поскольку трудно посчитать реальные выгоды от разной величины предложения данного блага.

    Фундаментальные научные исследования

    Фундаментальные научные исследования также являются общественным благом. Результаты подобных исследований используются повсеместно, от медицины до производства продуктов питания. При этом ученый практически не может извлечь выгоду из произведенных открытий, поскольку их трудно запатентовать, и они являются общедоступными. Поэтому во всем мире подобные исследования субсидируются государством. Выгоду от проводимых исследований и полученных результатов определить весьма трудно, поэтому вокруг вопроса об оптимальном уровне субсидий на фундаментальные исследования также ведутся дискуссии.

    Оптимальный размер частного блага определить легко – для этого достаточно создать условия для беспрепятственного обмена данного блага на рынке со множеством покупателей и продавцов, и невидимая рука рынка сама определит оптимальный размер производства и потребления. Оптимальный размер общественного блага определить сложно . В первую очередь, потому что в процесс его потребления вовлечено множество индивидов, которые не хотят раскрывать свои предпочтения в виде цен. Иными словами, они не хотят платить за данное благо, а значить сообщать рынку определенную информацию. В результате проблему предоставления общественных благ приходится решать не с помощью рынка, а с помощью других механизмов, например, государственного вмешательства. Для принятия решения об оптимальном объеме того или иного общественного блага правительство обычно привлекает экономистов, которые производят анализ «затраты-выгоды» , что в случае общественных благ является сложной задачей. Сложность задачи заключается в том, что экономисты не могут воспользоваться ценовыми сигналами для получения оценки выгод от потребления данного блага. Какие же существуют способы оценки выгод участников, когда ценовой механизм не работает? Очевидным способом является опрос возможных получателей выгод. Например, при предоставлении такого блага, как фундаментальные научные исследования в сфере робототехники, опрос может звучать так: «Дайте оценки своих выгод от использования робота-уборщика по дому?»

    Однако подобные опросы никогда не смогут дать точных результатов по двум причинам:

    1. Невозможно получить предпочтения всех участников процесса потребления блага, поскольку их может быть очень много
    2. Индивиды будут искажать свои оценки. Те индивиды, которые заинтересованы в роботе-уборщике, будут завышать оценки выгод, чтобы получить быстрее данную разработку. Индивиды, которые боятся прогресса, будут говорить, что их выгоды равны нулю, несмотря на существование реальных выгод от робота-уборщика.

    Итак, мы поняли, что оптимальный объем общественного блага определить трудно, и для этой задачи обычно привлекаются экономисты (ведь главная цель экономики как науки – сделать лучше жизнь всех нас ). Кто же представляет общественные блага, если у частного сектора нет стимулов этого делать? Ответ таков: государственные предприятия и частные фирмы, получающее государственный заказ (его в этом случае также оплачивает государство). Например, дороги и тоннели во всем мире строят как государственные компании, так и смешанные (государственно-частные компании), так и полностью частные.

    В сфере общественных благ одной из наиболее интересных задач, стоящих перед экономистами, является определение оптимального объема благ, связанных с обеспечением безопасности жизни индивидов. Данная проблема может быть хорошо проиллюстрирована с помощью такого примера, как решение о том, ставить или нет светофор в городе.

    Светофор является чистым общественным благом, поскольку у него есть признаки неконкурентности и неисключаемости. Светофор приносит выгоды пешеходам и автомобилистам в виде уменьшения числа аварий, и как результат, спасенных жизней. Светофор имеет издержки, заключающиеся в том, что бюджету города необходимо оплатить производство и установку светофора.

    Чтобы принять решение об установке светофора, городскому совету следует соотнести затраты на него с получаемыми выгодами. Но поскольку выгодами являются спасенные жизни людей, то как оценить эти выгоды? Иными словами, как оценить человеческую жизнь? Подобная постановка вопроса является, вероятно, крамольной для обычного человека, но она имеет смысл для экономиста. Обычная логика подсказывает, что ответа на вопрос нет, поскольку жизнь человека бесценна. Многие люди ответят подобным образом на вопрос: «Сколько стоит ваша жизнь?», поэтому проведения опроса для получения оценок – это бессмысленное занятие. Но с точки зрения экономиста данная задача имеет решение, и цена жизни может быть определена более или менее достоверно. Люди, реагируя на стимулы, предложенные им в реальном мире, могут раскрывать информации об их оценках жизни, при этом даже искренне считая, что жизнь человека бесценна. Например, люди выбирают более рискованные профессии, соглашаясь работать за более высокую заработную плату. Заработная плата в схожих профессиях с различным уровнем риска также отличается. Например, угольщики, которые добывают уголь в шахте, оплачиваются выше, чем угольщики, которые добывают уголь открытым способом. Или же люди согласны существенно переплатить за более безопасный автомобиль, таким образом раскрывая информацию об оценках собственной жизни. Приводя грубые расчеты, Сергей Гуриев в книге «Мифы экономики» приводит приблизительные оценки человеческой жизни россиянина, которые колеблются от 1 до 3 млн долларов .

    Таким образом, с точки зрения экономиста, цена жизни может быть определена, а значит, задача о светофоре имеет решение. Для этого нужно сопоставить выгоды от светофора с затратами на него. Выгоды грубо можно оценить таким образом: оценить вероятность аварий со светофором и без него, и умножить ее на оценку человеческой жизни.

    13.2.2. Трагедия общин

    Трагедия антиобщин (tragedy of anticommons)

    Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

    Утилитаристская;
    роулсианская;
    изоэластичная.
    Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что общественное благосостояние выступает как сумма благосостоянии (общих полезностей) членов общества, индивидуумов:
    W = U 1 + U 2 + ... + U i .
    Утилитаризм – философское, этическое учение, согласно которому все явления должны оцениваться с точки зрения их пользы. Высшей целью в соответствии с утилитаризмом является достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Утилитаристская функция общественного благосостояния фактически отстраняется от проблемы неравенства.
    Роулсианасая функция общественного благосостояния предполагает заинтересованность общества в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества.
    Эта функция общественного благосостояния названа по имени современного американского философа-неомарксиста Дж. Роулса. Мерой общественного благосостояния признается наименьшее из значений функций индивидуальной полезности:
    W = min{U 1 , U 2 , ..., U i }.
    Роулсианской функции общественного благосостояния соответствуют эгалитарные (уравнительные) тенденции в политике государства, в частности стремление к выравниванию доходов. Вместе с тем этот подход не предполагает полного равенства, так как при этом исчезли бы стимулы к труду. Роулсианская концепция, так же как и другие подходы к проблеме неравенства, предполагает определенный баланс между равенством и эффективностью.
    Изоэластичная функция общественного благосостояния исходит из того, что общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом е:
    W = S i U i 1- e / (1 – e ).
    Чем больше коэффициент е, тем выше степень неприятия неравенства. Если е = 0, то мы имеем дело с утилитаризмом, а если е = ∞, то это роулсианская функция общественного благосостояния. Между этими двумя крайностями находятся промежуточные уровни неприятия неравенства.
    Все рассмотренные функции общественного благосостояния принимают принцип Парето, но между ними нет единого понимания того, что такое справедливость. Далее мы будем так или иначе касаться проблемы выбора между эффективностью и справедливостью. Трудно ожидать, что мы сможем окончательно решить, что хорошо и что плохо, обсуждая этическую сторону той или иной экономической политики правительства. Вместе с тем мы должны попытаться научиться понимать, где грань между подходом с позиций эффективности и подходом с позиций нравственности при выработке предложений по экономической политике.

    Вопросы для повторения и задания

    1. Вспомните понятие общего конкурентного равновесия и условия этого равновесия.
    2. Дайте определения Парето-улучшения и Парето-эффективности.
    3. При каких условиях невозможны Парето-улучшения?
    4. В чем заключаются условия эффективности обмена, эффективности производства и эффективности размещения ресурсов?
    5. Объясните смысл первой фундаментальной теоремы экономики общественного благосостояния.
    6. Объясните смысл второй фундаментальной теоремы экономики общественного благосостояния.
    7. Как вы понимаете справедливость? В каком смысле главным образом трактуется справедливость в экономике?
    8. В каких ситуациях большая справедливость может быть эффективна?
    9. Что представляет собой функция общественного выбора? Каким критериям должна отвечать эта функция?
    10. Объясните смысл теоремы о невозможности.
    11. Какие типы функции общественного благосостояния вы знаете?
    12. Покажите различия между утилитаристской, роулсианской и изоэластичной функциями общественного благосостояния.
    13. Первая теорема благосостояния утверждает, что:
    а) общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным;
    б) если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи, то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов;
    в) в экономике производится то, что хотят члены общества;
    г) все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны.
    14. Роулсианская функция общественного благосостояния отличается от других типов функций тем, что в соответствии с этой функцией:
    а) общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом e;
    б) общественное благосостояние выступает как сумма благосо-стояний (общих полезностей) членов общества, индивидуумов;
    в) предполагается заинтересованность общества в максимизации функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества;
    г) благосостояние общества в целом зависит от благосостояния (общей полезности) индивидуумов.
    Выберите правильный вариант ответа.

    Глава 3
    Общественные блага

    3.1. Понятие общественных благ и их свойства.
    3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ.
    3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ.
    3.4. Государственный сектор и производство общественных благ.

    В предыдущей главе были рассмотрены теоретические аргументы в пользу государственного вмешательства в действие рыночной экономики. Это были аргументы с позиций экономической эффективности и с позиций социальной справедливости, т. е. как экономические, так и неэкономические аргументы. Естественно, что в экономической теории большее внимание уделяется экономическим аргументам. Они связаны с концепцией сбоев рынка, среди которых важнейшими являются проблемы общественных благ, внешних эффектов, асимметричной информации. Более подробному анализу провалов рынка и механизму государственного вмешательства в связи с этими провалами посвящены главы 3–5 настоящего учебника.
    В табл. 3.1 приведены сбои рынка с позиций экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику.

    3.1. Понятие общественных благ и их свойства

    В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.
    Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

    Таблица 3.1
    Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику


    Общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.
    Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества.
    Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом.
    Чистые общественные блага встречаются редко, многие блага обладают свойствами неисключаемости и несоперничества лишь в определенной степени. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. Концерт, исполняемый в зале, является смешанным общественным благом. Большинство общественных благ выступают как смешанные общественные блага.
    Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.
    Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.
    Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами.
    Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MC U = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.
    Несоперничество в потреблении блага состоит в том, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителюравны нулю (MC U = 0).
    В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.
    Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага.
    При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MC U > 0).
    При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.
    Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.
    В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство. Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (МВ). Ценность, приписываемая отдельными потребителями какому-то частному благу (потребителем А и потребителем В), будет представлена кривыми предельной пользы МВ А и МВ В, которые являются аналогом кривых индивидуального спроса. Q A и Q B – это величины спроса на частное благо, предъявляемого потребителями А и В.
    Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВ А и МВ В (рис. 3.1).
    Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.


    Рис. 3.1 . Совокупная полезность частного блага

    В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.
    Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВ А и МВ В (рис. 3.2).
    Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 3.2 представлена линиями МВ А и МВ В . В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВ В ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 3.2 представлена ломаной линией МВ = МВ А + МВ В .


    Рис. 3.2. Совокупная ценность общественного блага

    Каков же оптимальный объем производства общественного блага?
    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.
    В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) .
    Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС) .
    Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.
    Как мы видим на рис. 3.3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага Q E будет оптимальным для данного блага.
    Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага Q E имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.


    Рис. 3.3. Оптимальный объем производства общественного блага

    3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ

    Почему же рыночный механизм не срабатывает в случае с общественными благами? Как правило, общественные блага, доступные к потреблению многими людьми, требуют больших затрат на их производство. И если каждый из потребителей недостаточно высоко оценивает пользу от потребления блага, а значит, не готов возмещать все затраты на его производство, то рынок не срабатывает, имеет место сбой рынка.
    На рис. 3.4 видно, что и потребитель А, и потребитель В в отдельности невысоко оценивают пользу от общественного блага, они не готовы платить за него. Если нет платежеспособного спроса на общественное благо, то оно не производится. Рынок в данном случае неэффективен.
    До сих пор причины сбоя рынка в отношении производства общественных благ мы рассматривали, опираясь на такое их свойство, как несоперничество в потреблении. Обратимся к другому свойству общественных благ – неисключаемости. Неисключаемость блага была определена выше как невозможность либо по техническим причинам, либо по причине дороговизны исключить других лиц из сферы потребления общественного блага, т. е. невозможность запретить потребление блага другими лицами. В связи с анализом неисключаемости возникает проблема безбилетника (фрирайдера).


    Рис. 3.4. Сбой рынка в производстве общественного блага

    Проблема безбилетника (фрирайдера) – это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.
    В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.
    Проблема безбилетника представляет собой пример так называемой дилеммы заключенного.
    Дилемма заключенного является теоретико-игровой моделью, смысл которой состоит в том, что поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности.
    Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении, причем решение они принимают независимо друг от друга.
    В нашем случае каждый потребитель стоит перед выбором – платить или не платить за потребление, а, значит, и за производство общественного блага. В табл. 3.2 представлены два потребителя А и В, варианты платить и не платить, их различные сочетания. Числа означают выигрыш или пользу со знаком (+), потери со знаком (-) для потребителей при принятии того или иного решения. Предположим, что польза от общественного блага для каждого из них равна 8 единицам, а общие затраты на производство блага равны 10.

    Таблица 3.2
    Дилемма заключенного в случае с общественным благом

    Рассмотрим разные варианты принятия решений потребителями общественного блага. Если оба потребителя решили платить (левая верхняя клетка таблицы), то они делят издержки производства блага между собой, поэтому выигрыш каждого равен +3 единицам (10: 2 = 5; 8–5 = 3).
    В том случае, когда платит один, он несет на себе все затраты по производству блага, а другой является «безбилетником». Например, если платит потребитель А (правая верхняя клетка таблицы), то он теряет -2, а потребитель В имеет выигрыш +8 единиц. Если платит потребитель В, то он теряет -2, а потребитель А выигрывает +8.
    Если никто не платит (правая нижняя клетка таблицы), то благо не производится, результат для каждого равен нулю.
    Выбор каждого с учетом возможных выигрыша и потерь – не платить. Например, если потребитель В платит, то в результате он имеет либо выигрыш +3, либо проигрыш -2. Если же он не платит, то он либо выигрывает +8, либо остается без выигрыша, но и без проигрыша.
    В конечном итоге общественное благо не производится, поскольку каждый в отдельности решил не платить за его потребление. Каждый рассуждал рационально, но коллективный выбор нерационален. Из табл. 3.2 видно, что если бы каждый заплатил, то общий результат был бы выше (+6), чем в случае с отказом платить, где общий результат равен нулю.

    3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ

    Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате:
    отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо;
    а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).
    В случае с общественными благами рынок не принимает эффективного решения. Возникает необходимость государственного вмешательства с целью корректировки рыночного сбоя. В целом необходимость этого вмешательства объясняется с позиций экономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечивает производство оптимального объема общественных благ.
    Вместе с тем в некоторых случаях производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда:
    во-первых, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает;
    во-вторых, когда речь идет о клубных благах;
    в-третьих, когда имеются дополняющие частные блага.
    Существуют случаи, когда предпосылка о рациональном поведении потребителя общественных благ как «безбилетника» является неверной. В частности, это относится к поведению людей в небольших коллективах, небольших населенных пунктах. В небольших коммунах люди в большей степени склонны к честному поведению, для них в меньшей степени характерна психология фрирайдера. Они чувствуют себя частью общества, их поведение на виду у всех членов коллектива, оно «контролируется» обществом в разных формах. Жители небольших городов в большей степени чувствуют поощрение со стороны общества за нравственное поведение и осуждение за безнравственные поступки.
    Примером такого общественного блага, производство которого не требует государственного вмешательства, может служить организация общественной охраны в небольшом населенном пункте, например в деревне. От общественной охраны выигрывают все жители. Данное благо обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, оно является общественным благом. При организации общественной охраны всем видно, кто не участвует лично в этом мероприятии или не участвует в финансовой форме, т. е. кто является «безбилетником».
    В целом у жителей деревни нет стремления к фрирайдерству или оно незначительное в силу различных причин.
    У них может преобладать чувство особой общности, необходимости держаться вместе, чувство социальной ответственности.
    Они могут чувствовать вину, если подведут коллектив, могут просто стыдиться того, что кто-то может узнать об их «безбилетном» поведении.
    Затраты на производство данного общественного блага не столь велики.
    Возможно, что их поведение будет другим, если речь пойдет о каком-то дорогостоящем проекте, требующем значительного вклада каждого, например о строительстве хорошего стадиона в деревне.
    Случай с клубными благами также представляет собой решение проблемы производства общественных благ без вмешательства государства.
    Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки.
    Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.
    Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользование благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему «безбилетника». Например, в случае с плавательным бассейном пользование им ограничивается теми, кто платит. По мере увеличения числа желающих пользоваться услугами плавательного бассейна возникает проблема переполнения, которая решается либо путем повышения платы, либо путем расширения бассейна. Объемы производства этого общественного блага в любом случае будут определяться условием равенства предельной выгоды предельным издержкам.
    Частная фирма также сможет обеспечить производство общественного блага, если общественное благо производится в комплексе с дополняющим его частным благом. В этом случае фирма продает за определенную цену дополняющее частное благо, которое исключает из потребления этого блага других людей, и вместе с этим получает средства для субсидирования производства общественного блага, которое обладает свойством неисключаемости. Например, какая-то частная фирма поставляет шезлонги для загорания на пляже. Пляж – общественное благо, пользование которым доступно всем (свойство неисключаемости), а шезлонги – частное благо, пользование которым доступно одному индивиду (свойство исключаемости). Доход, который фирма получает за пользование шезлонгами, может быть направлен на поддержание чистоты и порядка на пляже. Тем самым обеспечение общественного блага становится возможным и частному предприятию благодаря дополняющему его частному благу.

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

    Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

    Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

    Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

    Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

    Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

    Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

    Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

    Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

    Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

    1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

    2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

    Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

    Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

    На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

    Рис. 49.1

    Частное благо

    Рис. 49.2

    Общественное благо

    Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

    где i = 1,...N.

    Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

    Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

    Определение оптимального объема производства общественных благ

    Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

    Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

    MSB (Qs) = МС (Qs),

    где MSB (Q,s) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Qs; MC(Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Qs (рис. 49.3).

    Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

    Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

    Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

    Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

    В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

    Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

    Исключаемые общественные блага - это такие блага, на которые легко назначить цену.

    Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) - объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII-XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

    Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем - это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.