Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Какую профессию выбрать ребенку. Главные правила при выборе будущей профессии. Актуальные мужские профессии

    Какую профессию выбрать ребенку. Главные правила при выборе будущей профессии. Актуальные мужские профессии

    Психолог подскажет, как не ошибиться и выбрать дело всей своей жизни.

    Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

    Мы определяем для себя не только основное занятие, но и будущее материальное благополучие, круг общения, статус. И, если выбор будет сделан необдуманно, человек может мучиться всю жизнь.

    Именно родители - это главные люди, которые должны помочь ребенку найти себя в этом мире, максимально проявить свои способности.

    1. Самое главное правило для родителей: не пытайтесь воплотить в ребенке собственные мечты . Это происходит неосознанно, под эгидой «мы желаем только добра». Но, вполне вероятно, ваш сын или дочь унаследовали бабушкины гуманитарные способности, и профессия экономиста, о которой грезил папа в юности, ему просто не по зубам.

    Главная задача родителей — разглядеть способности своего ребенка, раскрыть его природные задатки и помочь найти такую сферу деятельности, где эти способности смогли бы реализоваться в полной мере

    2. Профессиональную ориентацию ребенка лучше начинать в младшем школьном возрасте . Присмотритесь к его увлечениям, интересам. Развивайте их, давайте как можно больше информации, создавайте обогащенную среду. Нравится играть в компьютер - предложите самому написать простенькую программку, запишите в клуб юных программистов, сходите вместе на компьютерные выставки. Покажите, что компьютер - это не только игрушки. И тогда любимое увлечение станет не менее любимой профессией.

    3. Профессия - это не только образование, но и определенные личностные качества . Например, вряд ли из вашего сына получится хороший адвокат - даже с дипломом Гарварда - если публичных выступлений. А вот юрист, который будет долго и кропотливо изучать в договоре подводные камни - вполне. Обсудите этот момент с ребенком, и помогите принять правильное решение: либо оставить все как есть, либо развивать в себе необходимые качества.

    4. Обсуждая с ребенком будущую профессию, обращайте внимание на ее востребованность . А также на те усилия, которые придется затратить на карьерный рост. Для этого зайдите на несколько крупных работных порталов и посмотрите следующее: какая зарплата у данного специалиста без опыта работы, какая с опытом работы 3, 5 и более лет. Нужно ли дополнительное образование, сертификация (в частности, это может касаться психологов, юристов, медиков). Готов ли он будет вкладываться в повышение квалификации и устроит ли его будущая зарплата?

    Читай также:

    5. Школьники достаточно зависимы от мнения и поддержки сверстников — поэтому часто выбирают профессию «за компанию». Предложите ребенку минимум за два года до окончания школы вступить в профессиональное сообщество единомышленников . Пусть знакомится с такими же будущими абитуриентами, приобретает новых друзей из профессиональной сферы. Это могут быть курсы при ВУЗе, «Школа юного журналиста», «Клуб любителей истории» и т.д. Поддерживая друг друга, ребята снизят страх поступления в несколько раз.

    6. лучше с профессиональной области в целом, постепенно сужая понятие «специальность» до конкретных трудовых функций. При этом необходимо учитывать не только способности, но и уровень притязаний, а также темперамент. Например, работать в ITсфере можно и разработчиком программ, и менеджером по продажам интернет-услуг, и мастером по ремонту компьютеров.

    Источник: Работа & зарплата

    Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на своих детей: как ты будешь выживать, не свалишься ли на обочину жизни?

    Чего хотят родители для детей? Хотят, чтобы они выросли жизнеспособными. Некоторые - чтобы их дети устроились в жизни лучше всех. То есть опять-таки, были жизнеспособны. И вот уже мамы ведут ко мне профориентироваться десятилетних детей. Но сами же сомневаются: не рано ли?

    Не рано. Поговорить можно и нужно. Чтобы уяснить, к чему склоняется это тоненькое деревце-отрок, не пытаются ли взрослые склонить его в противоестественную для него сторону, не слишком ли часто они его поливают и «унавоживают» своей заботой, достаточно ли воздуха и солнечного света расцветающей душе.

    МЫ ЛУЧШЕ ЗНАЕМ, ЧТО ТЕБЕ НАДО

    Частенько родители сами выбирают профессию своим отпрыскам и, бывает, совершенно не прислушиваются к мнению самих детей. Как они размышляют? Ребенок пока не понимает по малости лет, как важно иметь стабильный кусок хлеба с маслом и, по возможности, икрой. Для этого самое правильное будет получить такое образование, которое даст работу в офисе, с документами. А что? Стабильный оклад и над тобой не каплет. «Решено! - говорят они. Будешь адвокатом». Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает такой выбор родителя. А если он совершенно не склонен к подобной работе? В результате дочь, которую насильно затолкнули в профессию, вырастает в вялого юриста, не способного читать юридические документы и не умеющего решать профессиональные задачи даже самого начального уровня. Часто ко мне на прием приходят женщины - бухгалтеры. Они приходят тогда, когда им становится уже совсем невмоготу: одеваться как бухгалтер, разговаривать как бухгалтер, смотреть в монитор с цифрами и сидеть на месте восемь часов подряд. На вопрос, как выбирали профессию, отвечают: «Мама сказала, что это женская профессия и дает гарантированный заработок».

    Выбирая профессию, думать только о зарплате, - это рационально. Но не разумно. Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не головой. А всем существом. И это правильно. Потому что современный человек ходит на работу не только за деньги. Он хочет наслаждаться работой. В чем нет услады - в том и толку нет (В. Шекспир).

    СКАЖИ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ

    Бывает и так. Приходят на консультацию отец с сыном. Папа готов профинансировать любой проект, лишь бы ребенок хоть что-то захотел. А ребенок не хочет ничего хотеть. Он не слышит отцовских слов. Почему же не слышит он отцовских слов? Потому что отец говорит на одном языке, а у сына он другой. Отец - технарь, владелец бизнеса, директор компании - ежедневно в борьбе. Он и выражается в категориях борьбы: «Ты должен войти в средний слой общества. Без высшего образования ты будешь работать только руками, тебя будут окружать люди неинтеллигентные. Ты должен воспитать в себе ответственность, волю. Поезд твоего поколения идет быстро. Люди в этом поезде счастливы, они живут. Они не потеряли время. А ты остался стоять на платформе». Вот такой взгляд отца, жаждущего вывести сына в люди. Кто знает, а может, «оставшись на перроне», парень хорошенько рассмотрел вокзал и его окрестности - и это легло в копилку опыта? Потом он это передаст в своем творчестве, в тексте, например. Главное же - не спать, а видеть и переживать. Сын - явно гуманитарий, он прекрасно, точно, образно говорит по-русски, умея выразить любую мысль, любое переживание (редкость нынче большая!). Парень отдает себе отчет в том, что не желает думать о технике и иметь дело с железом. И его поведение говорит об этом совершенно определенно. Он играет на гитаре в музыкальной группе, бросив технический вуз через три месяца после начала обучения. Отец: «Ну, что это такое? Если играешь - играй хорошо! Ты должен репетировать пять часов в день. Или не играй вовсе». Говорю: «Как вы отнесетесь к тому, что сын ваш никогда не будет начальником?» Отец: «Пусть, пусть, не будет. Лишь бы стал профессионалом».

    Прав отец? Прав! Однако он не находит пути к сердцу сына. Он не может донести до сына своей тревоги. Сыну кажется, что отец в его голову забивает гвозди (говорит напористо, сильно, быстро, используя абстрактные слова: долг, ответственность). И сын «включает глушитель». Сын не слышит. Но ведь и отец не слышит речей сына. Отец не замечает, например, что у сына хорошая речь.

    Этот юноша оказывает отцу мягкое сопротивление. Он ни разу не сказал: «Пап, мам, я не хочу учиться в этом институте». Он это явно не сказал. Он это показал - тем, что ушел из института. Поставил родителей перед фактом. Сыну восемнадцать. Придется идти в армию, но он не боится: «Надо так надо». Отец в недоумении: «Ну, почему он мне не говорит о своих намерениях?!» Я скажу так. Ребенок должен иметь опыт сопротивления родителям, опыт спора с родителями. И хорошо, если родители дают сыновьям и дочерям такую возможность - иметь свое мнение, отличное от их, родительского. И хорошо, если дети не очень боятся его высказать. Отец недоумевает: «Да мы же его не убьем, если он скажет свое мнение!» Но сын думает по-своему: «Убить не убьете, но вы же так вкладываетесь! Я боюсь вас огорчить, но и сделать по-вашему все равно не могу». При этом сын ведет себя расслабленно и не по-взрослому. Пока у него есть такая возможность - продолжать быть во всех смыслах иждивенцем. Тревогой и помощью родители создают мягкую прослойку между реальностью и сыном. Стукнуться об экономическую реальность (она-то и отрезвляет, делает взрослым) сыну никак не удается: он живет с родителями. А родители боятся: столкновение с реальностью может быть гибельным для сына. Отец буквально излучает тревогу и оказывает всевозможную помощь.

    Как тревога этих родителей работает в душе этого сына? Сын понимает ситуацию так: «Немного назойливо, но зато безопасно. Все равно за меня все сделают, потому что тревожатся. Но браться за дело все равно надо». Ну так путь берётся! Родители, позвольте ему сделать свой выбор!

    СМОТРИТЕ В ОБА

    Ребенок, хоть и ваш родной сын, несет гены других ваших родственников, он воспитывается уже не в той среде, в которой воспитывались вы. Он - человек другой эпохи. Это жизненный факт. Чтобы мягче пережить период выбора профессии, надо начать наблюдать за сыном или дочкой с самого рождения. Мой совет: наблюдайте за каждым проявлением своего ребенка. Если он что-то любит делать, и постоянно это делает, думает об этом, значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Эти действия могут стать частью будущего любимого дела. Скажем, если ваш сын или дочка любят «совать нос в чужие дела», то следует подумать, например, о профессии журналиста, психолога, адвоката. Вы можете возразить мне: «А как же талант, грамотность? Разве журналисту не нужно уметь писать? Разве не нужно иметь пятерки по русскому языку?» Отвечаю: не обязательно. Главное - иметь что сказать. Главное - смелость и удовольствие от общения с разными людьми. А по-русски, конечно, журналисту надо писать грамотно. Но этому можно научиться за полгода - год даже и после школы. Было бы зачем.

    Бывает и так. Начинающий журналист приносит свой первый материал, и редактор переписывает все-все в этом материале, каждое слово. А через несколько лет этот парень уже пишет так, что его материалы становятся классикой, по ним учатся следующие поколения журналистов. В профессии журналиста главное - люди и события, осмысление событий, а текст - на втором месте. Ничего недоступного нет, если дело нравится. Надо понимать, что молодому человеку, выбирая профессию, нельзя сразу же атаковать себя возражениями: «трудно поступить», «далеко ездить», «не знаю такого-то предмета». Профессия - на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей? Наклонности ребенка проявляются в игре. С очень раннего возраста. Вот идет ребенок, едва ковыляет - это его первое лето в жизни. Он впервые увидел других детей. Если малыш подходит к ним, заглядывает им в глаза, трогает руки, личико, - значит, он человек ориентирован. Если он ориентирован на людей, это не означает, что ему будут не интересны растения, книги и машины, но про его интерес к человеку уже в этом малом возрасте можно сказать утвердительно. Если ваш четырехлетний сын соорудил из ведер, веревок, дверных ручек нечто, это нечто приходит в движение при открывании дверей и он назвал сооружение системой, - замрите и не дышите - вы видите перед собой инженера-конструктора.

    Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит его Призвание.

    Любая профессия сложена, как мозаика, из разных умений и действий. Например, профессия врача предполагает сострадание, умение поговорить с человеком, владение медицинскими техническими средствами, понимание человека как системы. Но привлекательной профессия врача может стать для ребенка просто из-за какого-либо симпатичного примера или по иной таинственной причине. Не все человек в силах осознавать.

    НЕ ЛЕНЬ, А НЕОХОТА.

    Человек - это сплетение энергетических рек. Если одна из этих рек перекрыта (взрослыми - больше никем), энергия не движется дальше. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует вялость. Ему лень. Но, дорогие родители, не существует в психологии такого понятия, как ЛЕНЬ. Лень - это отсутствие интереса к предмету (а значит, и таланта). Вот что такое лень. Если что-либо делать лень, значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза. Значит, ваш ребенок талантлив в другом.

    А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, не интересной? В этом случае надо обязательно советоваться с консультантом по профессии. Чем он поможет вам в этом случае? Психолог-консультант знает рынок труда, он разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специальность к человеку. Он также может сказать вам, как будет выглядеть рынок труда через десять или двадцать лет (конечно, если жизнь в стране обойдется без катастроф). Психолог-консультант определит склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом. Вместе с консультантом вы и ваш ребенок примете решение о дальнейших действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемое.

    ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

      Родители, имейте в виду, что влачить мешок с нелюбимым делом - очень тяжело. Даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей. Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом. Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу. Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Искренний этот выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу. Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку. В чем нет услады - в том и толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы. Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что у него получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто. Советуйтесь с профессионалом.

    В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика - эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных - 34,6% - не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них - те, кто пока не решил, кем им быть.

    Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное - сделает этот выбор сам.

    Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

    Профориентация - что это и зачем

    Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае - разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

    Профориентация предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты, профлагеря или специальные задания, которые курируют психологи и тренеры. Но единого взгляда на процесс профориентации нет.

    «Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, - рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». - В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты - полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг - дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

    «Весь процесс профориентации - это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, - уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии"». - Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация - это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

    Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» - это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

    Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

    Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае - дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

    Определиться со склонностями помогает выбор дополнительных занятий. В дошкольном и младшем школьном возрасте пробовать новые и искать интересные занятия можно бесконечно - на это есть время. Важно прислушиваться к желаниям ребенка.

    «В начальной школе кружки можно менять легко, - считает Кирилл Кузнецов. - Давить на то, что раз поступил в музыкалку - заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

    «Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям - это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, - уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. - Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами - должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».

    В этом возрасте дополнительные занятия - еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

    Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им - можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

    Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

    Возраст и навыки: на что обратить внимание

    У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

    У дошкольников это два параллельных процесса. Первый - знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс - это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике - это важный опыт копирования жизни взрослых.

    В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

    Отказ от занятий - повод вместе с ребенком проанализировать причину, помочь разобраться и осознать, при помощи каких инструментов происходит выбор. Что на него влияет: личные склонности или, например, преподаватель и его манера общения. Не все одинаково хорошо умеют учить малышей. В этом возрасте начинать и бросать дополнительные занятия можно столько, сколько это нужно ребенку. Принцип «раз начал - заканчивай» здесь только вредит.

    Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», - говорит Кирилл Кузнецов.

    К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый - родственник, учитель или друг, - к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей - все это влияет на будущий выбор.

    Но выбор вуза - это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

    «Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, - рассказал Тимур Жаббаров. - Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

    Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

    Когда профориентация не помогает?

    Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

    «За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать - с родителями, с семьей, с контекстом, - рассказывает Тимур Жаббаров. - По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет».

    Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

    «Сам термин «профориентация» - это обман. Надо стараться не попадать в это поле, - советует Дима Зицер. - Понятно, почему любой родитель оказывается в этом - это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» - в 14 лет. Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все - у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет - заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».

    Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

    Кратко о профориентации:

    • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
    • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются - младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого - помочь сохранить это умение.
    • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку - это мотивирует детей.
    • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
    • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
    • Совет психолога или консультация тренера - это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

    Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест «Профориентация». Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа .

    Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

    Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

    1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

    К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

    Ребёнок должен выбрать профессию сам.

    Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

    Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

    Мария, редактор

    2. Разберитесь, какие профессии востребованы

    Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

    Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

    Ангелина, переводчик

    Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

    3. Покажите профессии изнутри

    У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

    На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

    О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

    Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

    4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

    Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

    Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

    Настя, копирайтер

    Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

    5. Забудьте про тесты профориентации

    Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

    6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

    Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

    Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

    Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

    7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

    Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

    Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

    Мария, менеджер

    Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

    8. Не заставляйте заканчивать обучение

    В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

    После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

    Антон, дизайнер

    Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

    Чек-лист заботливого родителя

    Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

    • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
    • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
    • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
    • Дать максимум информации о разных профессиях.
    • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
    • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

    А вам родители помогали с выбором?

    Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, - опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

    Нормальное желание родителей - помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

    1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

    К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

    Ребёнок должен выбрать профессию сам.

    Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

    Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер - вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

    Мария, редактор

    2. Разберитесь, какие профессии востребованы

    Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

    Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

    Ангелина, переводчик

    Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо и посещать какие-то курсы.

    3. Покажите профессии изнутри

    У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

    На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

    О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

    Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

    4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

    Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

    Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

    Настя, копирайтер

    Конечно, - это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

    5. Забудьте про тесты профориентации

    Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования - безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

    6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

    Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего не нравится - тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

    Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

    Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

    7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

    Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

    Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

    Мария, менеджер

    Повальное увлечение ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом - просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

    8. Не заставляйте заканчивать обучение

    В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал - заканчивай».

    После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное - получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

    Антон, дизайнер

    Диплом об образовании и несколько лет учёбы - это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

    Чек-лист заботливого родителя

    Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

    • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
    • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
    • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
    • Дать максимум информации о разных профессиях.
    • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
    • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

    А вам родители помогали с выбором?