Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Геометрическая резьба по дереву фотографии рисунки. Особенности контурной резьбы по дереву

    Геометрическая резьба по дереву фотографии рисунки. Особенности контурной резьбы по дереву

    Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву - это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

    Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

    Разновидности резьбы

    Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:

    1. Контурная резьба - пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
    2. Геометрическая резьба - самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.

    1. Плосковыемчатая резьба - технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.

    Разновидностью этой методики считается также сквозная резьба, при которой в заготовке формируют не только углубления, но и отверстия.

    1. Скульптурная резьба (объемная) - самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма. Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.

    Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.

    Что нужно для работы?

    Инструменты резчика

    Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:

    Иллюстрация Инструмент Назначение

    Нож-косяк Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ.

    Стамески Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
    • плоские;
    • полукруглые;
    • уголковые;
    • скобчатые.

    Клюкарзы Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением.

    Ложкорезы Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины.

    Цена профессиональных инструментов для резки достаточно высока. И все же начинающему мастеру не стоит экономить: лучше приобрести несколько ножей и стамесок приличного качества. Тогда первый опыт не будет испорчен, и можно будет сосредоточиться на освоении приемов и техник резьбы.

    Выбор древесины

    Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:

    1. Липа - идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
    2. Ольха (красная и черная) - тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус - сложно найти!

    1. Береза - более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
    2. Дуб - отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.

    1. Груша - древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.

    Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости - обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.

    Приемы и методики при геометрической резьбе

    По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:

    1. Подготовка - выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
    2. Собственно резьба - нанесение рельефного узора.
    3. Финишная обработка - устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.

    Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:

    Иллюстрация Этап работы

    Нанесение рисунка.

    На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву.

    Во втором случае эскиз распечатываем и переносим на основу, делая проколы шилом в точках пересечения линий.


    Прорезка контуров.

    Ориентируясь на рисунок, резцом прорезаем контурные линии. При этом соблюдаем глубину и направление подрезки.


    Вырезание треугольных элементов.

    После базовой прорезки переходим к основной части работы. Каждый треугольник подрезаем на клин с двух сторон. После этого вырезаем третью сторону, извлекая фрагмент древесины.


    Вырезание остальных элементов.

    После того как будут выбраны все треугольники, переходим к другим деталям резьбы - скосам, плоскостям, дугам и т. д. Прорезаем их, стараясь не повредить уже обработанный участок.


    Чистовая прорезка.

    После завершения основных операций острым резцом обрабатываем проблемные участки, удаляя дефекты и формируя ровные четкие линии.

    Плоскости тщательно шлифуем, стараясь не снять рельеф.


    Морение/лакировка

    Обрабатываем изделие морилкой или лаком, либо применяем декоративную пропитку с тонирующим эффектом.

    Заключение

    Ни в коем случае не хочу сказать, что резьба по дереву - это просто. Для достижения результата нужно учиться и практиковаться, желательно под руководством наставника. Но советы и видео в этой статье помогут вам сделать первые шаги, а в комментариях вы можете получить ответы на все интересующие вас вопросы.

    Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

    Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

    Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

    Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и . Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

    Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:


    Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

    Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

    • контурная;
    • трехгранно-выемчатая;
    • ногтевая или скобчатая.

    Для исполнения потребуется:

    • доска из липы;
    • нож-косяк;
    • линейка и карандаш.

    На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

    Несколько орнаментов для резьбы по дереву

    Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

    Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

    Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.


    Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

    Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

    • безопасности работы;
    • организации рабочего пространства;
    • подготовки инструмента.

    Рабочее место резчика

    Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

    Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.


    Пример обустроенного рабочего места резчика

    Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

    Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

    Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

    Требования к инструменту

    Современные открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

    Подборка стамесок для резьбы по дереву

    Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

    В арсенале мастера всегда находится:

    • пила;
    • ручная дрель или коловорот;
    • рубанок;
    • стамески полукруглые и плоские;
    • ножи разных размеров;
    • небольшой топор.

    Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

    Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.


    Различные типы пил для резьбы по дереву

    Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

    Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

    • широкую;
    • среднюю;
    • узкую.

    То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.

    Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

    Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

    Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

    В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

    В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

    От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

    Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

    Набор инструментов для новичка

    Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

    Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

    Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

    Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

    Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

    Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

    Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

    Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

    Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

    Техника выполнения реза уголковой стамеской:

    • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
    • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
    • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
    • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
    • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
    • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

    В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

    Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

    В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

    Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

    Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

    Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

    Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

    Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

    По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

    С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

    Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

    Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

    Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

    Чем зачистить резьбу по дереву?

    При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

    Чем покрыть резьбу по дереву?

    Для однотонной отделки используют следующие составы:

    Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

    Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

    Все фото из статьи

    Как только деревянные дома вновь стали входить в моду, возродилась и тенденция украшать их фасады всевозможными узорами и орнаментами. применяется людьми уже много веков и на сегодняшний день благодаря множеству технологичных новинок становится доступной всё большему числу домовладельцев. Далее мы рассмотрим основные виды данного направления и нюансы обработки древесины своими руками.

    Разновидности

    Стоит отметить, что резные орнаменты могут украшать вообще любое изделие из дерева, будь то шкатулка, карниз, беседка или фасад жилого дома. Так что, если желаете поэкспериментировать, то для этого необязательно строить деревянное здание, для первого раза достаточно будет, например, лестничного перила или дверцы старой тумбочки.

    Сквозная резьба

    Это весьма распространённый метод создания узоров, который в процессе украшения домов применяется наиболее часто. При нём подразумевается полное сквозное удаление некоторых элементов деревянной поверхности. Если раньше все необходимые работы выполнялись по большей части стамесками и резцами, то сейчас задача выполняется преимущественно лобзиком.

    Глухая резьба

    При осуществлении такого метода нанесения узоров резцы не проходят деревянное полотно насквозь, что удобнее всего выполнять фрезой.

    В свою очередь глухую резьбу также разделяют на несколько видов:

    1. Плосковыемчатая . В этом случае есть плоскость фона, а орнамент углубляется уже в него. Подвиды:
    Название резьбы Описание
    Контурная Наиболее простая инструкция исполнения, которая заключается лишь в вырезании по контуру рисунка ровной канавки, не меняющей своего размера.
    Скобчатая Здесь главным элементом уже является не канавка, а полукруглая насечка, создаваемая стамеской в два подхода. Именно из таких своеобразных скобок и создаётся орнамент.
    Геометрическая В этом случае присутствует два фрагмента: заглубляемая внутрь полотна трёхгранная пирамидка и колышек. Сначала осуществляется наметка обрабатываемого места, а затем срезается всё лишнее согласно задуманной фигуре.
    Чернолаковая В отличие от первого варианта здесь первичная плоскость предварительно покрывается чёрным лаком, а уже затем осуществляется выем канавок, что в результате даёт потрясающую игру света и тени.

    1. Рельефная . Здесь фрагменты орнамента оказываются либо на одном уровне с фоном, либо даже выше его. Сам метод схож с контурной резьбой, но при его осуществлении края канавок меняют свои очертания, вписываясь в общую задумку.
    1. Плоскорельефная. Весьма распространённый способ украшения древесной поверхности в архитектуре и прикладном искусстве. Заключается в том, что удаляется часть материала с углублением на несколько миллиметров и под разными углами. В результате получается объёмная композиция.

    Скульптурная резьба

    Само собой создание деревянных скульптур из дерева – это наиболее сложный тип его обработки. Но зато такими произведениями искусства можно смело украшать не только дом, но и любое место дачного участка.

    Совет: после нанесения узоров на дерево обязательно обработайте его антисептиками, в особенности, если речь идёт о внешних работах. Это позволит в значительной мере продлить эксплуатационный срок вашему шедевру.

    Если вы решили украсить собственный дом или беседку, то могут использоваться все вышеперечисленные методы нанесения узоров в комплексе. Но если вы коснулись выполнения такой задачи впервые, то лучше остановиться на наиболее простых вариантах.

    В первую очередь стоит рассмотреть узоры для резьбы по дереву для начинающих:

    Выбор древесины

    При выборе подходящего материала следует обратить внимание на следующие факторы:

    • Особенности текстуры. Так если вы желаете создать сложный орнамент со смысловой нагрузкой, то возьмите лучше брусок со слабо выраженным древесным рисунком. А если вы своим узором предпочитаете лишь подчеркнуть природную красоту дерева, то остановите свой выбор на чётко выраженной текстуре.
    • Сам узор старайтесь разместить вдоль волокон. Это упростит его нанесение.
    • Обратите внимание на повреждение древесины процессами гниения или других заболеваний. От таких образцов немедленно откажитесь.
    • Также стоит отсеять изделия с такими пороками как сучки и кармашки с древесным соком.

    Назначение

    В случае оформления дома помните об основных функциях, выполняемых деревянными узорами:

    • Украшение внешнего вида. Это основное назначение. Примечательно, что в древности многие орнаменты обладали конкретным мистическим значением и служили оберегами.
    • Защита от прямых солнечных лучей. Козырёк со сквозной резьбой отлично справится с рассеиванием света.
    • Ограждение опасных мест. Балконное или лестничное ограждение может стать гораздо привлекательнее благодаря такой отделке.

    Подготовка

    После того, как вы выбрали подходящий брусок или доску и определились с методом нанесения резьбы, подготовьте для работы место. Вам могут понадобиться тиски или струбцины, карандаш, лобзик, стамеска и фрезер.

    Далее нанесите карандашом эскиз вашего рисунка на деревянное полотно. Надёжно зафиксируйте его и начинайте работать. Будьте в процессе нанесения узора предельно осторожны, так как малейший просчёт может испортить всю заготовку.

    По окончанию работы покройте получившийся орнамент лаком и установите на место, где он и будет находиться. В результате вы получите оригинальное изделие, которое изготовлено собственными руками. Пусть даже если в первый раз шедевр и не выйдет, не отчаивайтесь, немного практики, и ваша поделка станет настоящим украшением вашего дома.

    Заключение

    Узоры, используемые для украшения деревянных построек сотни лет назад, снова в тренде и завоёвывают популярность. С их помощью можно не только оживить однотипную серость классического фасада, но также сделать его абсолютно оригинальным, таким, которого ещё ни у кого не было.

    Немножко фантазии, правильный выбор метода нанесения, приобретение подходящей заготовки, терпение и внимательность – самое главное, что вам необходимо для успешного завершения задуманного.

    Узорами можно не просто украсить своё жилище, а выразить свои мысли, создать некую визитную карточку для гостей и просто прохожих.

    Одним из самых роскошных , которые ценятся за оригинальность и ручную работу, по праву считаются изделия, выполненные в виде резьбы по дереву. С давних времен с помощью этого вида искусства создавали непревзойденно украшенные терема и избы.
    Некоторые из них на сегодняшний момент считаются памятниками архитектуры. Данное искусство начинает возрождаться в современном мире. Отличными помощниками в данном деле являются трафареты для резьбы по дереву.

    Вконтакте

    Для чего нужен трафарет

    Для начала попробуем разобраться, что такое трафареты для работ по дереву. Это специальные , с помощью которых наносятся элементы узоров на поверхность древесины.

    Они намного упрощают повторение одинаковых символов и позволяют ускорить работу. К примеру, самым востребованным трафаретом для являются образцы для наличников.

    С их помощью выполняются довольно сложные работы по оформлению интерьера и фасада.

    Трафареты подразделяются по назначению для создания элементов интерьера:

    • ленточный резной орнамент;
    • резные наличники;
    • пилястры;
    • полотенца;
    • резные балясины и прочее.

    Все разновидности считаются профессиональными шаблонами. По ним можно создать несколько орнаментов для резьбы по дереву объемного характера и существенно облегчить задачу, которая поставлена перед мастером. Нет необходимости их создавать самостоятельно. На страницах Интернета можно найти и скачать понравившийся вариант.

    Как выбрать трафарет

    Рисунки для резьбы по дереву настолько разнообразны, что их можно использовать как начинающим мастерам, так и высоким профессионалам. С их помощью создаются и незатейливые орнаменты, и произведения искусства высокого уровня.

    Главное, правильно осуществить выбор. Для этого необходимо придерживаться определенных правил:

    • если резцами начали пользоваться совсем недавно, то не стоит выбирать замысловатые орнаменты , так как по ним работать довольно трудно, и можно испортить заготовку;
    • для каждого вида резьбы по дереву выбирают свой трафарет;
    • перед началом работы необходимо нанести рисунок по трафарету на заготовку, линии должны быть аккуратными и четкими.

    Найти трафареты сегодня несложно. Это можно сделать, воспользовавшись электронными библиотеками.

    Каждый декоратор оценит удобство и богатый выбор данного источника. Здесь можно подобрать рисунки как из минувшей эпохи, так и современные шедевры.

    Выполняя выбор, обязательно соизмеряют габариты заготовки и непосредственно изображения .

    Также необходимо выбрать образец, который будет уместно смотреться на элементе интерьера. Обращаем внимание на нюансы:

    • для крупного изделия не нужно выбирать трафарет с мелкими элементами или ажурными узорами;
    • для мелких предметов неуместны трафареты с крупными рисунками;
    • необходимо всегда соблюдать пропорции.

    Все эти советы касаются любых рисунков.

    Виды резьбы по дереву

    Резьба по дереву не имеет узкого направления, наоборот, она насчитывает несколько разновидностей:

    • прорезная;
    • плоскорельефная;
    • рельефная.

    Прорезная резьба по фанере

    Залог успеха при выполнении прорезной резьбы – правильный выбор орнамента. Благодаря ему резьба по фанере задает общую концепцию и придает эстетику изделию.

    Рисунки и орнаменты на флористическую или анималистическую тематику – стандартные представители классического стиля и подойдут для любого направления в интерьере.

    Очень часто используются прорезные надписи . В этом случае готовые трафареты трудно найти, так как они создаются индивидуально для каждого случая. Это обусловлено тем, что необходимо выдерживать размер, стиль шрифта, да и набор слов всегда разный.

    Важно! Совсем по-другому обстоит дело с узорами растительного, животного и фантазийного стиля. Множество вариантов данной тематики можно найти в Интернете. Некоторые варианты представлены на фото ниже.

    Домовая резьба по дереву

    Домовая – основная направленность оформления изб, которая очень распространена в Нижегородском крае. Именно она может похвастаться различными кружевными узорами . Для самостоятельно исполнения следует выбрать соответствующие эскизы.

    Основное условие домовой резьбы – избегать мелких деталей. Они будут теряться на фасаде дома, да и прослужат совсем недолго.

    Варианты домовой резьбы можно выбрать на сайтах, посвященных резьбе по дереву. Но есть мастера, которые могут выполнить шаблон под заказ. В этом случае можно реализовать именно свою идею и получить оригинальный узор.

    Внимание! Узоры для домовой резьбы наносятся с помощью ленточных трафаретов.

    Сквозная резьба по дереву

    Отличительной чертой сквозной резьбы является полное удаление древесины из внутренней части рисунка.

    Сквозная резьба бывает разных стилей:

    • простой, при котором вырезаются элементы по контуру рисунка;
    • ажурный, когда рисунок создается с объемным эффектом за счет разноуровневого вырезания.

    С помощью сквозной резьбы изготавливаются рамки, различные накладки, полотна дверей, элементы для декорирования.

    Сквозная резьба в восточном стиле выполняется посредством лобзика.

    Выпиливание лобзиком

    Выпиливание лобзиком в основном осуществляется по фанере. Для выполнения качественных работ необходимо иметь хотя бы малейший опыт работы с инструментом . Также немаловажным фактором является наличие оригинально трафарета с изображением животных.

    Часто используемые трафареты:

    • пара лебедей;
    • голова оленя, волка;
    • петушки на спице;
    • лошадь, вставшая на задние ноги;
    • бабочки.

    Все зависит от стиля интерьера, который необходимо дополнить декоративными элементами. Найти примеры шаблонов легко можно на страницах Интернета.

    Самый подходящий материал для выпиливания – березовая фанера толщиной 3–10 мм . Кроме этого, для работы необходимо подготовить:

    • копировальную бумагу для перебивки узора;
    • специальную бумагу для шлифовки деталей;
    • столярный клей для соединения деталей;
    • прозрачный лак для придания достойного внешнего вида.

    Перед началом работы заготовку тщательно шлифуют стеклянной бумагой, только потом начинают переносить рисунок.

    Растительный орнамент

    Зачастую растительные или лиственные узоры выполняются в виде полос или каймы, состоящих из повторяющихся орнаментов. Может быть выполненным в индивидуальной композиции, которая содержит изображение деревьев, плодоносящих растений, различных цветочных элементов и прочее.

    Работа выполняется различными способами:

    • отображение в натуралистическом виде;
    • упрощенные растительные элементы.

    Растительный орнамент для вырезания дереву по своей популярности находится на втором месте после геометрического узора. Излюбленные тематические элементы во все времена – лилии, виноградные листья и ягоды, дуб, хмель, плющ и прочее.

    Эскизы для узоров

    По своей тематике трафареты для резьбы по древесине довольно разнообразны. Некоторые их варианты используются в узком направлении, а некоторые можно встретить на любых элементах интерьера.

    Приведем несколько вариантов эскизов, которые можно использовать с определенной целью:

    1. Деревянное узорочье служит для украшения фасадной части домов . Оно идеально смотрится как на дверях, так и на стенах.
    2. Резка художественного стиля применяется для украшения посуды и мебели.
    3. Особенно в почете изделия, выполненные с применением замысловатой ажурной резки. Чаще всего она используется для бытовых предметов.

    Важно! Правильно подобранный эскиз поможет выполнить резьбу по дереву быстро и аккуратно.

    Полезное видео: шаблоны для резьбы по дереву


    Для каждого вида резки существует своя технология обработки, выдерживаются подробные элементы. В некоторых случаях одновременно применяется несколько техник, которые впоследствии преобразуются в объемное полотно с присутствием мельчайших фрагментов. Это и характеризует настоящего мастера.