Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Значение слова фельетон. М. Зощенко, «Нервные люди». Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

    Значение слова фельетон. М. Зощенко, «Нервные люди». Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

    Урок литературы «Фельетон как литературный жанр» - это проблемно-диалогический урок открытия нового знания.

    В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, решение которой приводит к задуманному результату: ученики самостоятельно формулируют проблему урока в виде вопроса, намечают цели и задачи своей деятельности.

    После этапа актуализации ранее полученных знаний, выполнения ряда заданий по изученному материалу обучающиеся, распределённые по группам, начинают работать с разными источниками информации с целью поиска необходимых новых сведений для решения проблемы. Каждая группа получает задание проблемного характера, которое нацеливает учеников на частично поисковую, исследовательскую деятельность.

    Первая группа (историки) изучает происхождение и историю фельетона, 2 группа (литераторы) осваивает признаки и виды фельетона как жанра, 3 группа (стилисты) отыскивает в тексте примеры создания комического в фельетоне, 4 группа (биографы) готовит рассказ об авторах фельетона И.Ильфе и Е.Петрове, 5 группа (писатели) сочиняет фельетон по данному началу.

    Учитель организовывает работу с текстом, таблицами, схемами, рисунками, используя возможности мобильного компьютерного класса с Wi-Fi. На уроке обучающиеся с помощью персональных компьютеров – нетбуков, работая в паре и индивидуально с шаблонами, материалами словарей и энциклопедий, готовят и презентуют новый учебный материал.

    Реализация на уроке технологий проблемного обучения, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей способствовала развитию коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных УДД обучающихся.

    Сценарий урока литературы в 6 классе

    Форма: изучение нового понятия «фельетон».

    Тема урока «Что такое фельетон?» записана на доске, но закрыта от обучающихся.

    I. Мотивация к уроку. Оргмомент.

    Сегодня у нас много гостей, и это неудивительно, ведь мы находимся в лаборатории открытий. Для работы нам понадобятся рабочие листы, которые мы будем заполнять в течение урока. Расширенную информацию нам помогут узнать группы экспертов, у которых на партах стоят нетбуки.

    Эпиграф к уроку:

    Это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги на воде.
    Михаил Кольцов

    Какой камень, дающий широкие круги по воде, имеет в виду автор эпиграфа Михаил Кольцов?

    Можете предположить, что это за слово? (Пока нет.)

    II. Актуализация знаний. Проверка выполнения индивидуального домашнего задания.

    Великая сила - спорт! Он дарит радость и удовольствие, помогает справиться с трудностями, обрести веру в себя. Интерес к спорту объединяет всех ребят в классе, есть у нас и любимые виды спорта, и достижения. Об этом расскажут те ребята, кто готовил индивидуальное домашнее задание.

    2 учащихся предъявляют мини-презентации и рассказывают о любимых видах спорта и об участии класса в президентских соревнованиях в прошлом учебном году.

    III. Пробное учебное действие и фиксирование затруднений. Словарная работа.

    Запишите слова:

    бадминтон, биатлон, клеветон, скелетон, триатлон, фельетон.

    Что общего у этих слов? Чем они различаются? Кратко объясните значение этих слов.

    (На доске прикрепляются фотографии видов спорта (бадминтон, триатлон, биатлон, скелетон.)

    Это виды спорта: бадминтон - англ. яз., от имени собств. - игроки располагаются на противоположных сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку ударами ракеток, стремясь, чтобы он упал на поле противника. Соперничают два игрока или две пары игроков. Входит в программу летних Олимпийских игр с 1992 года.

    Биатлон - от латинского bis - дважды и греческого ’άθλον - состязание, борьба - зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

    Скелетон - англ. skeleton, букв. - скелет, каркас - зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух заездов.

    Триатло́н - вид спорта, зародившийся во Франции в 30-х годах 20 века, включает в себя три вида спортивных состязаний: плавание, велогонку и бег по шоссе. Стандартная «Олимпийская дистанция» 1.5 км/40 км/10 км. Это вид летних олимпийских игр.

    (Слово «клеветон» образовано от слова клевета - авторское слово писателя Николая Лескова.)

    (Слово «фельетон» пока неизвестно!)

    IV. Формулирование цели, темы урока. Выбор пути решения проблемы.

    Какой возникает вопрос?

    (Что такое фельетон?)

    Какая тема урока?

    (Фельетон как литературный жанр.)

    Запишем тему в рабочем листе. Фельетон - это и есть тот самый камень, о котором так образно сказал писатель Михаил Кольцов.

    Литература

    1. Журбина Е. И. Искусство фельетона. – М., 1965.

    2. Заславский Д.И. Газетные жанры. – М., 1955.

    3. Развивайте дар слова: факультатив. курс "Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 кл.)": пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение. 1990.

    4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - 4-е изд., испр. – М., 1977.

    5. Русская советская сатирико-юмористическая проза: рассказы и фельетоны 20-30-х годов. – Л., 1989.

    6. Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. ЧАСТЬ III фельетон/ http://www.textfighter.org/text3/88_feleton_tolko_zhanr_40.php

    7. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.

    8. Суконцев А. А. До и после фельетона. – М., 1989.

    9. Цыганов О. В. Режиссура газетного номера. – М., 1968.

    10. http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2637

    11. http://www.kakprosto.ru/kak-41582-kak-napisat-feleton

    Фельетоны - это произведения, которые объединяют в себе художественную литературу, журналистику и сатиру. Из небольших они переросли в отдельный жанр. Как это произошло? Какие черты характеризуют фельетоны? Об этом мы и поговорим.

    Возникновение понятия

    Понятие «фельетон» зародилось во Франции в XIX веке и относилось к журналистике. С французского языка оно переводится как «лист», ведь именно с листа и началась история этого термина. В 1800 году газета под названием «Журналь де Деба» (Journal des débats) стала дополнять стандартные выпуски небольшими вкладышами, которые впоследствии назвали фельетонами.

    Главной темой газеты была политика. Она открылась в начале Французской революции и публиковала государственные отчеты, решения, распоряжения, заявления депутатов и другие новости в этом русле. Добавочные вкладыши, наоборот, были чисты от политики. Они писались живым стилем и носили неофициальный оттенок.

    Газетные фельетоны - это был способ развлечь публику, а заодно и привлечь её внимание к изданию. На вкладышах размещались объявления, загадки, стихи, рецензии на книги и театральные постановки, шарады, головоломки и ребусы.

    Развитие жанра

    Несмотря на то что термин «фельетон» возник после Французской революции, считается, что сам жанр зародился на век раньше. Его основателями являются и Вольтер - авторы сатирических произведений, критикующих религию и политику.

    Фельетоны во французских газетах быстро перешли к подобному тону. Появившись в качестве шарад и рецензий, они быстро развились в отдельный литературно-публицистический жанр, близкий по духу Вольтеру и Дидро.

    Сперва в газетных вкладышах начали появляться отрывки литературных произведений, например «Трёх мушкетёров» А. Дюма. Отсюда берет свое начало новый жанр - роман-фельетон. Он относился к беллетристике и ориентировался на массового читателя, не имея особой эстетичности и художественности.

    Одновременно с этим европейские поэты и публицисты способствуют становлению политического фельетона. Он характеризуется яркой иронией и даже сатирой на тему политики и социальных проблем. Жанр укрепился благодаря Виктору Рошфору-Люсе, Генриху Гейне, Георгу Верте, Людвигу Бёрне и т. д.

    Фельетон - что это? Особенности жанра

    Сейчас он относится к малым произведениям и может быть представлен новеллой, очерком, стихом или рассказом. Фельетон - это жанр на границе между литературой и публицистикой. С художественным произведением его объединяет форма изложения и приемы, в то время как острота содержания отсылает к журналистике.

    Для такого произведения характерна конкретика в образах и фактах, критика, ироничность. В качестве основной темы выступают злободневные проблемы общества и политика. Фельетоны - это произведения, которые обличают человеческие пороки, такие как мелочность, алчность или, например, глупость.

    Фельетон иногда связывают с комическим жанром. Однако он не ставит задачи вызвать смех. Главной его целью является показать конкретное явление через высмеивание, подшучивание над ним и, быть может, заставить читателя задуматься.

    Фельетоны в России

    Со временем и в России появились фельетоны - это были произведения низкого уровня. В самом начале они воспринимались с негативом, сравнивались с желтой прессой и некачественными дешёвыми изданиями. К 20-м годам XIX века отношение к ним стало меняться. Так, появились фельетоны Барона Брамбеуса с критическими высказываниями о бездарной и пошлой литературе.

    Острыми заметками отличились Александр Пушкин, Добролюбов, Бестужев, Салтыков-Щедрин, Панаев, Некрасов. Жанр постепенно приобретал популярность. Фельетоны размещались в журнале «Крокодил», «Искра», «Будильник». Особую идейность и остроту они приобрели во время революции.

    В начале XX века с этим жанром работали Дорошевич, Яблоновский. Борис Егоров и Семен Нариньяни даже выпустили отдельные книжные издания. В «Новом сатириконе» Маяковский опубликовал свои фельетоны-гимны («Гимн взятке», «Гимн ученому и др.).

    Значение слова ФЕЛЬЕТОН в Литературной энциклопедии

    ФЕЛЬЕТОН

    малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. История термина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des D?bats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем

    690 в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) лит-ый материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России. Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона. В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «R?volutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «P?re Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des D?bats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. «Journal des D?bats» и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием. В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в лит-ре вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des D?bats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральной рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер. Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. — памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique». В 50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф. выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «P?re Duschene». После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни — вот содержание Ф. этого времени. В Германии Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического Ф. в

    691 Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма. Ф. в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Ф., — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров». Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, к-рые указаны Горьким для развития лит-ры вообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» — вторую линию Ф. В Ф. «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовы сцены, судебные постановления и др.) — вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, к-рые позволяют считать их Ф. Фельетонисты «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От Ф. «Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционной демократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» — к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения» и др. В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это — или нападки на своих лит-ых врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны — форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»). Общественный подъем, развитие лит-ры «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского Ф. значительное оживление:

    692 кроме «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», фельетоны появляются в «Литературной газете», «С.-Петербургских ведомостях», «Русском инвалиде» и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин. В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил Ф. — «физиологический очерк» (см.). Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения. Ф. пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны. Значительная часть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву. Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами («Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф. Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или лит-ры, причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как исходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение, имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира «Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см. напр. Ф. «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ в стихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи на лекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф. Минаева и др.). Стихотворный Ф. был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно, кому жарко», «Современники», «Вступительное слово „Свистка“ к читателю» и др.). Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в к-рых он откликался на самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказать немалое пособие

    693 серьезной литературе» (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он ответил: «Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1 ноября 1883). В 60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний традиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.). Период реакции 80-х гг. — период упадка социально-сатирического Ф. Жестокие преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться таким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В 80-е гг. Ф. широко использовался беспринципными юмористическими журналами мещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского Ф. являлся Лейкин. В 90—900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место. Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности «стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых». Ф. либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.). Новые страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его Ф. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся. В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец

    694 самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической лит-ры — путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф. После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности. Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта, перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — все это дает широкий круг тем для советского фельетона. Советский Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи. Непревзойденными шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР, ставившие вопросы из области лит-ой жизни и указывавшие направление развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно, твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности. Советский Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф. публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф. Победа социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы, в к-рых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся форме сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о действительности будущего. Библиография: Азадовский М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудов Иркутск. гос. ун-та», вып. XII); Журбина Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии: Б-ка «Огонек», № 527); Заславский Д., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-ка журналиста», кн. 2),

    695 Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов. писатель», 1938; Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris, 1845; Atkinson Nora, Eug?ne Sue et le roman-feuilleton, P., 1929 ; Eckstein E., Beitr?ge zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876; Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909; Meunier E., Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914. А. Кокорев и Р. К.

    Литературная энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕЛЬЕТОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ФЕЛЬЕТОН в Словаре литературоведческих терминов:
      - (от франц. feuilleton публицистика), так и художественной литературы (см. изобразительные средства). Образцами фельетонного жанра в России стали …
    • ФЕЛЬЕТОН в Большом энциклопедическом словаре:
      (франц. feuilleton от feuille - листок), художественно-публицистический газетно-журнальный жанр, основная особенность которого - острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Фельетоны …
    • ФЕЛЬЕТОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (франц. feuilleton, от feuille v лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. …
    • ФЕЛЬЕТОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (франц. feuilleton — листок). Первоначально вслед за Бертеном (см.), создавшим это нововведение в своем "Journal des D?bats", так называли листок, …
    • ФЕЛЬЕТОН
      [французское feuilleton буквально - листок] первоначально газетная статья общественно-политического, критического, литературного характера, написанная живо и …
    • ФЕЛЬЕТОН в Энциклопедическом словарике:
      а, м. Жанр художественно-публицистической литературы: газетная или журнальная статья на злободнев-ную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения. Фельетонщик (устар. …
    • ФЕЛЬЕТОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФЕЛЬЕТ́ОН (франц. feuilleton, от feuille - листок), худ.-публицистич. газетно-журнальный жанр, осн. особенность к-рого - острокритич. отношение к описываемому явлению, лицу. …
    • ФЕЛЬЕТОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (франц. feuilleton ? листок). ? Первоначально вслед за Бертеном (см.), создавшим это нововведение в своем "Journal des D e bats", …

    Когда-то газеты читали с последней страницы, на которой печатались фельетоны. Эстрадные куплетисты говорили про себя: «Что утром в газете, то вечером в куплете». Новости обсуждались, эффектные словечки запоминались. А что такое фельетон?

    Кто-то скажет: «Это смешной рассказ». Другой добавит: «На злободневную тему». Третий скажет: «Это сатира». И все будут правы.

    Что говорят словари

    Значение слова "фельетон" в словарях определяется как публицистическое произведение малой формы сатирической направленности для газеты или журнала. Нередко он имеет иллюстрацию художника-карикатуриста. Его предок - памфлет.

    Фельетон пережил несколько этапов: во времена Французской революции это была злая сатира, высмеивающая монархию и короля. Позже фельетон стал мягким юмором и подавался в виде путевых заметок. С возникновением в России юмористических журналов он принял современную форму. Из-за талантливо написанных фельетонов журналы закрывали, но выходили новые под другим названием. Эта форма литературы показала, что перо писателя может быть оружием.

    Отличие от юмористического рассказа

    Журналисты, пишущие в информационном стиле, хорошо знают, что означает фельетон. Они должны избегать этого жанра в своей работе. Потому что их дело - факты. Юмористы тоже знают и убирают из своих произведений фамилии, названия организаций и даты. Как в песне: «кто-то кое-где у нас порой». И только писатель с твердой гражданской позицией не станет потакать никому, бояться, как бы чего не вышло. Он работает пером, как пикой. Его проза колет и без ножа режет недостатки общества. Его цель - не вызвать смех, а высмеять. И не просто, а на основании фактов, которые приводятся в фельетоне.

    Не случайно эмблемой сатирического журнала «Крокодил» выбрана фигурка крокодила с вилами. Крокодил, как известно, зубастый. Он может укусить. А если не достанет зубами, воткнет вилы в бок. Была и такая рубрика в журнале, где печатали срочный материал.

    Но есть такие проблемы общества, которые настолько часто встречаются, что простым указанием одного-двух фактов не обойтись. Их тысячи, «легион имя им». Тогда применяется гротеск. Преувеличение, усиление преувеличения и полный нонсенс.

    Фельетоны Ильфа и Петрова

    Ильф и Петров боролись с бездушием, бюрократизмом, ханжеством. Когда такой человек получает власть, он склонен так сглаживать острые углы, что ничего не остается. Авторы пользовались приемом гротеска. Что такое фельетон, покажет их рассказ «Саванарыло». Как всегда в произведениях этого жанра, действие идет по нарастающей.

    Сначала редактор долго намеками пытается убедить художника в неприличности женской груди. Художник вяло защищается. Редактор настаивает. Художник согласен уменьшить грудь, но редактор требует: «Молоденькую, без признаков!» Отвоевать бедра тоже не удалось, и, пристыженный за то, что женат, художник плетется домой.

    Далее следует разговор артистки и режиссера Люцифера Марковича, недовольного ее красотой, грудью, цветущим цветом лица, стройностью и жемчужным набором зубов. Он называет это «изъянами». Впрочем, он признает за актрисой талант и советует ей сгорбиться. Для этого ассистент Сатанинский притаскивает подковы и вешает на шею несчастной. Один глаз ей завязывают черной тряпкой (очень уж глаза симметричные) и предлагает сыграть роль. Венчает действие отчет о реквизите для выступления балетных девушек: их обрядили, как Чарли Чаплина. Даже усы выдали.

    Теперь авторы говорят все, что думают о таких администраторах, называя их… нет, не Саванарыло. Они сравниваются с глупой гувернанткой, что никогда не выходила на улицу - ведь там мужчины, это неприлично - под одеждой-то они голые!

    Фельетоны Зощенко

    Михаил Зощенко применял в своих произведениях интересный прием: его персонажи говорили живой простонародной речью. Этим они сами себя обличали, бичевали и выставляли в смешном свете. Внешне человек может казаться культурным и интеллигентным, пока не заговорит. Или пока не сделает какую-нибудь глупость, или до тех пор, пока не допустит грубость, бестактность.

    Что такое фельетон, ярко показывает рассказ «Аристократка» Зощенко. Мужчина пригласил даму в театр, и в мыслях не имея угостить ее в буфете чем-нибудь вкусненьким. И когда аристократка, оттопырив пальчик, скушала три пирожных и потянулась за четвертым, кавалер закричал: «Ложи взад!» Далее следует выяснение, платить или нет за смятое пирожное. Очередь разделилась на два лагеря. Мужчина выворачивает карманы, полные барахла, при этом чувствует себя обиженным. И дает зарок никогда не встречаться с аристократками.

    Действие ускоряло темп к концу рассказа. Писатель намеренно ввел в очередь таких же людей, не имеющих понятия о манерах. В результате оплаченное, но помятое пирожное съедено «каким-то дядей». Но на этом фельетон не кончается. М. Зощенко показывает читателю мысли незадачливого кавалера: «И докушал. За мои-то деньги!»

    Все, кто читал или видел исполнение этого фельетона со сцены, навсегда запомнили, пережили это неловкое положение. И дама, и кавалер, и каждый человек в очереди - все хороши. И читатель не допустит это в своей жизни. Потому что фельетон учит.

    Вот что значит фельетон!

    Есть понятие "действенность фельетона". Это та реакция, которая последовала за его выпуском. В идеале все плохое должно быть немедленно исправлено. И так иногда бывает. Все зависит от таланта писателя и остроты темы. Если налицо настоящее безобразие - действенность должна быть высокой.

    Примером того, как перо писателя-сатирика способно вносить изменения в окружающую реальность, служит фельетон А. Аграновского «Труба». Он написал его по собственным наблюдениям и на основании реальных фактов в 1967 году, и его опубликовала газета «Известия».

    Сюжет сводился к тому, что десять человек почти месяц укладывали трубы. Они отказались от выходных, чтобы не тормозить работу на важной для страны стройке. Но только работа была сделана, им приказали разрезать трубы на куски и утилизовать. Вину списали на проектировщиков. Автор лично разведал все обстоятельства и выяснил, что проект три раза менялся. Пока шли работы по устаревшим планам, готовились новые, противоположные. В результате по всей стройке набралось неликвидов на миллион. Воистину сизифов труд!

    После в редакцию пришло письмо - ответ на критику. Виновные были наказаны, а по вопросу увеличении стоимости объекта провели расследование. Более того, правительством был принят закон о материальной ответственности организаций.

    Вот что такое фельетон!

    Сатирический фельетон - это жанр образно-поэтической беллетристики, для которого характерно острое, зачастую саркастичное, карикатурное начало, и обязательно злободневность. Его возникновением считают 1800 год, когда в журнал Парижа «Журналь де деба» в первый раз был добавлен специальный лист, в котором начали издаваться сценические и музыкальные отзывы.

    Под таким разделом выпускались даже романы, продемонстрировавшие пример фельетона. Развитие данного жанра в России соединено с занятием беллетристов Добролюбова, Белинского и других. Жанр в сфере политики считался основным жанром конца 19 столетия. Фельетон являлся животрепещущим стилем советской прессы.

    Особенности жанра

    Фельетон предназначен произвести на человека художественно-экспрессивное влияние. На первых порах он был злободневен и неформален, из этого следует превалирование критики и трактовки острого сообщения, уморительная (язвительная) тенденция в ее подаче, "второй план", увеличивающий изображаемое до масштабов социально важного события, и, безусловно, искусное обладание автором всеми приемами слога и речи, выражающееся в необычном стиле примера фельетона.

    Важнейшими условиями анализа считаются его острота, определяемость персонажей и явлений. Для писателя характерно: искренность формулирования своего взгляда на объект, построение с применением средств акцентировки, преувеличения, абстракции и стандартизации первоначальных фактов.

    Функции речи

    В фельетоне осуществляются все главные функции речи:

    • уведомительная (сообщает о ситуациях, жизненных случаях, на основании которых и базируется фельетонный рассказ);
    • эстетичная (выражает действительность с художественной точки зрения и пытается проявить поэтически-экспрессивное действие посредством речи);
    • образная (писатель формулирует свой взгляд на происходящее);
    • образовательная;
    • развлекательная.

    Одна из составляющих жанра - это образ фельетониста. Он может быть идентичен образу повествователя или основательно разниться. Однако зачастую автор словно возносится над описываемым, видя события существенно обширнее и совершеннее, чем даже читатель.

    Примером фельетона может быть одно или множество обстоятельств, заключающих в преувеличенном виде особенности, характерные для действий того класса, к которому они имеют отношение. Это фундаментальные точки классификации сатиры.

    Журнал "Крокодил"

    Данное издание являлось центральным карикатурным советским журналом. Тираж его достигал шести с половиной миллионов экземпляров. В нем обличались не только людские изъяны, но и промышленные несовершенства, и даже недостатки в управлении.

    Пародия журнала все время «стреляла» в мишень. «Крокодил» считался злободневным изданием в течение всей своей жизни, а отдельные его «осмеяния» актуальны и в наше время.

    В журнале тонко обличалась идеология Запада, стратегия и дипломатия. И ныне ее сатира на подобную тематику крайне остра и метка.

    Однако значительнее всего карикатуры были обращены внутрь Советского Союза. Весьма неплохо осуществлялся труд писателей-сатириков касательно бесчинств в организациях.

    Журнал «Крокодил» осмеивал не только неурядицы на производстве, но и обнаруживал негативные качества людей - алкоголизм, халатность, лень, клептоманию, наплевательство.

    Крайне верно фельетонисты журнала отмечали положение общества и власти.

    Свою карикатуру известный журнал адресовал как на «отдельно рассматриваемый предмет», так и на ситуацию в целом. Чего стоят его школьные сатиры, метко отображающие пороки определенных нынешних учеников и современного образования.

    Фельетоны Зощенко

    Тематика остроумных сатир и фельетонов Зощенко сходятся. Он бойко осуждал бюрократизм, невежество, нахальность, беззаконие властных лиц, халатность, бытовые непорядки и т. д. Все данные проблемы отражают тему безразличия к людям, что определяет Зощенко как гуманиста.

    Он заостряет внимание на вежливом отношении к человеку. Подобный разбор важных тем сквозь призму человечности выделял публицистику Зощенко от трудов других карикатуристов, и делало его сообщения в прессе и видимыми, и действенными. Однако его сатира делается более спокойной. С чем это связано? Зощенко уже не использует сказовый стиль, зато усиливается оттенок дидактики, морального наставления в заключение фельетона.

    Типология фельетона

    Прозаический фельетон выступает в роли единого рассказа о конкретном отрицательном случае или о «персонаже» события; проблема выявляется на последовательном изображении действительности или на противоречии явлений. Такой жанр может являться целенаправленным (указывается определенная точка действия и фамилии сопричастных) и абстрактным (писатель показывает несуразность или абсурд какого-либо обстоятельства).

    Публицистический фельетон часто изображен в телевидении саркастическим монологом — примечанием писателя, и выступает в роли своеобразного отзыва на определенное явление или обстоятельство.

    Жанровые элементы

    Объект изображения — ситуации и обстоятельства реальности, имеющие двойственность: социальную вредность и сатирическую природу.

    Задача фельетониста — употребление комичного для оценки социально вредных реалий (ирония) и безобидное, кроткое высмеивание человеческих пороков и слабостей (комизм).

    Способы изображения — совмещение фактичности, образности и саркастичности.

    Роль и место автора

    Основное в фельетонном рассказе — не число изображаемых фактов и даже не их наружная ослепительность и эффектность. Главное — характер анализа явлений, способность писателя-фельетониста представить характерную картину и типические свойства события.

    Важнейшая задача автора — посмотреть на факты с пози-ции того комического (подлежащего высмеиванию), что есть в данном случае. Трудность — в мастерстве обличить это комичное, обнаружить его саркастическую природу и подать в образной форме, сквозь систему карикатурных типов, рождающихся не только как следствие поэтических стараний писателя, но и как прямой результат целевого публицистического изучения.

    Средства типизации сатиры:

    Среди них следующие:

    — деталь, способствующая восстановлению отчетливой картины действий; карикатурная, утрированная, введенная в общую систе-му приемов сатирической акцентировки, передает мнение писателя о воспроизводимых явлениях, рождает соответствую-щие чувства у зрителей;

    Речь героев, обнаруживающая характер сатиры в обстановке; персонажи «пробалтываются», и конфликт между личной несерьезностью и притязанием на внушительность в словах героя выявляется не менее красочно, чем в действиях; метко подобранная реприза-деталь оборачивается в репризу-характеристику;

    Употребление образных фигур из сочинений поэзии или публицистики, драматургии, кино, введение отрывков данных произве-дений в материал фельетона, чтобы при сравнении отыскать ассоциативную связь и добиться комичного результата, породить у зрителя конкретное эмоциональное рассуждение;

    Средства комизма и иронии, имеющие в своем основании умышленное, целенаправленное уничтожение смысловых, идиоматических и лексических норм языка.

    Фельетоны Ильфа и Петрова в первый раз возникли на страницах комического журнала "Чудак".

    Работа Булгакова в 20-е годы отмечается созданием произведений саркастического жанра.

    Вопрос о предметной оригинальности фельетонов Булгакова остается острым и сегодня. Распространенным считается суждение, что мастер трактовал зачастую внутренние проблемы. Им выставляются конфликты уничтожения моральных традиций, квартирного кризиса. Однако изумительное разнообразие данных тем, отражавших реалии 20-х годов 20-го столетия, которые подвергались абсолютной абстракции в художественных сообщениях автора, до сей поры не изучено.

    Статьи фельетоны, как одни из признанных газетных стилей сатиры, применялись писателями для сопротивления пережиткам, которые препятствовали социальной жизни.

    Пример фельетона: «Если человек неумен, то это на долгий срок. Если же он балбес, то это уж навеки, на целую жизнь. Здесь уж ничего не попишешь…».