Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Занятие перелетные птицы 2 младшей группе. Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тема недели: Перелетные птицы

    Занятие перелетные птицы 2 младшей группе. Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тема недели: Перелетные птицы

    Тема: Перелётные птицы.

    Цели:

    • совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие; развивать чувство ритма;
    • развивать интонационную выразительность голоса: высоту, силу, тембр;
    • активизировать и обогащать глагольную лексику по теме; закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы»;
    • упражнять в образовании существительных множественного числа и существительных Р.п. мн.ч.;

    Продолжать развивать мелкую моторику рук; добиваться согласованности в движениях пальчиков.

    Оборудование:

    1. Предметные картинки по теме.
    2. Игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.

    Ход занятия.

    I. Сообщение темы занятия.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с птицами ПЕРЕЛЕТНЫМИ. Какие это птицы?

    Дети: которые улетают, а потом прилетают.

    Воспитатель : Правильно. Они улетают осенью, а возвращаются весной, когда становится тепло.

    Воспитатель показывает детям картинки птиц. Дети называют их. Говорят, какие из них перелетные. (воспитатель помогает им).

    Воспитатель : А сейчас мы превратимся в птичек.

    Упражнение «Птицы»

    Участники игры делятся на три подгруппы - вороны, воробьи, ласточки (скворцы, грачи). Каждая подгруппа представляет себя, показывая движения в соответствии с текстом.

    Во-ро-ны Мы шагаем по дорожке,

    Поднимая выше ножки.

    Во-ро-бьи Зернышки клюем, сидим,

    Да за кошкою следим.

    Лас-то-чки Мы летаем,мы летаем,

    Ветер теплый догоняем.

    Игра повторяется несколько раз, где дети выполняют разные роли.

    II.Звукоподражания .

    Воспитатель: Ещё мы сегодня будем петь,как птички. А сейчас вы повторите за мной.

    Упражнение «Как поют птицы?» («Скажи,кто как кричит»).

    Педагог поет, подражая птицам, а дети повторяют. Удод: «Уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».

    Воспитатель: а сейчас,ребята, угадайте,кто так поёт.

    Упражнение « Угадай,кто звучит».

    Воспитатель имитирует звуки перелётных птиц.дети отгадывают.

    Фью-фью-фью - Снегирь.

    Кик-кик-кик- Перепелятник.

    Га-ак-аг-аг- Чайка.

    III. Основная часть

    Воспитатель: К нам в гости пришёл необычный гость.

    Показывает Незнайку.

    Незнайка многого не знает,многое путает давайте ему поможем.

    Упражнение « Что напутал Незнайка»

    Воспитатель демонстрирует детям игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Дети сами или с помощью взрослого вспоминают слова-действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить, взлетать, садиться на землю, чистить перышки.

    Воспитаель обращает внимание детей на чудо-дерево.

    Воспитатель: Посмотрите,ребята,на чудо дерево.

    IV. Физ.минутка.

    Упражнение « Птички».

    Педагог вместе с детьми выполняет следующие движения пальчиками:

    Птички полетели, «Птички»

    Крыльями махали. Махи ладонями с широко расставленными

    Пальцами.

    На деревья сели «Деревья»

    Основная часть

    Упражнение «Что за птица?»

    На чудо-дереве появляются картинки с изображением птиц: ворона, воробей, грач, скворец. Педагог обращает внимание детей на птиц и говорит: «Посмотрите на наших гостей. Назовите их. Как можно их назвать одним словом? (Птицы.) Ребята., посмотрите внимательно, к нам из теплых стран прилетели скворец и грач. Это перелетные птицы. Какие это птицы? (Перелетные.) Зимой скворец и грач улетают в теплые места, а когда у нас наступает весна, они возвращаются. Каких птиц вы еще знаете?»

    Педагог предлагает детям закрыть глаза, подкладывает картинки с изображением перечисленных выше птиц. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Что изменилось?» Дети отвечают: «Была одна ворона, а стало много ворон. Сколько? Сосчитай. Один, два, три».

    Воспитатель снова предлагает детям закрыть глаза и убирает картинки с изображением ворон. Дети открывают глаза.

    Ой, какие-то птицы улетели. Кого нет? (Ворон.) Кто остался? (Воробьи, грачи, скворцы.)

    Игра повторяется до тех пор, пока не исчезнут все картинки.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас нам нужно будет понять,что произошло сначала, а что потом.

    V. Итог

    Упражнение « Разложи картинки»

    Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

    Воспитатель показывает детям картинки, изображающие два последовательных действия:

    1)Осенние деревья, с которых опадают листья. Птицы улетающие на юг.

    2) Весенние,цветущие деревья с распускающимися почками, птицы возвращаются из тёплых краев.

    Ребёнок должен назвать действия персонажей и составить коротенький рассказ, в котором должны быть названы начало и конец действия.

    Воспитатель предлагает ребятам разложить эти картинки в нужной последовательности.

    Воспитатель: Молодцы,ребята.Со вмеми заданиями справились.

    Так о каких же птицах мы говорили?

    Почему они улетают?

    Почему возвращаются?

    Как некоторые их них поют?

    Наше занятие окончено,спасибо за внимание .

    Использованная литература:

    1. Ушакова О.С. «Придумай слово».1996г.
    2. Гербова В.В. « Занятия по развитию речи»(во второй младшей группе детского сада) 2009г.
    3. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» 2010г.
    4. Рыжова Н.В. « Развитие речи в детском саду» 2008г.


    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей во второй младшей группе на тему «Перелетные птицы: грач и скворец». Познание.
    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
    Задачи:
    Познание
    - Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках.
    - Расширение знаний о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, а именно о граче и скворце.
    Социализация
    - Воспитывать чувства доброты и любви к птицам, уважительное и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
    Коммуникация
    - Расширять и активизировать словарь по теме.
    - Развивать диалогическую речь.
    Физическое развитие
    - Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.
    Музыка
    - Развивать интерес к музыке, желание слушать звуки природы и птиц по тематике

    1 СЛАЙД (Заходим в группу. Здороваемся. Подходим к кормушке. Достаю конверт с письмом.)Воспитатель. Ребята, сегодня, по дороге в детский сад я заметила на нашей кормушке сороку. Я хотела сфотографировать ее, чтобы потом показать вам, но, к сожалению, не успела, сорока улетела. Наверное, она испугалась моего фотоаппарата. Я даже немного расстроилась, но вдруг увидела, что в кормушке лежит что-то блестящее. Я подошла поближе и увидела красивый конверт. Наверное, сорока его не просто так на нашу кормушку принесла. Я взяла конверт и принесла в детский сад, чтобы показать вам. Давайте вместе посмотрим, что в этом конверте.
    Дети. Давайте. (Воспитатель открывает конверт и вынимает из него письмо).
    Воспитатель. Ребята посмотрите здесь какое-то письмо и фотография. Интересно кто это. Давайте прочтем письмо и все узнаем. (Воспитатель читает письмо).

    Воспитатель.
    - Ребята поможем старой вороне ответить на ее вопросы?
    Дети.
    - Да.
    Воспитатель.
    - Тогда давайте по порядку разбираться. Итак, что сначала услышала ворона на улице?
    Дети.
    - Звуки.
    Воспитатель.
    - Какие звуки, кто запомнил?
    Дети.
    - Странные звуки.
    Воспитатель
    -Кто прилетел к Вороне?
    Дети
    -Птицы
    Воспитатель
    -Сколько птиц прилетели к Вороне?
    Дети
    -Две
    Воспитатель. Чтобы помочь Вороне, нам нужно с вами отправиться в сказочный лес. Давайте с Вами закроем глазки, чтобы оказаться в сказочном лесу.
    2 СЛАЙД
    Давайте сядем на стульчики.
    -Посмотрите ребята, где мы с вами оказались? (в лесу)
    Послушаем с вами, что же за звуки услышала Ворона-Вороновна. (Звучит фонограмма звуков ранней весны: капель, журчание ручейка, пение птиц.)
    3 СЛАЙД
    -Что это за звук? (капели)
    - Что такое ребята капель? (падение с крыш и деревьев оттаявшего снега).
    4 СЛАЙД
    -Это что за звук?(журчание ручейка) Что было с ручейком зимой?(он замерз и превратился в лед), Почему сейчас ручеек журчит?(Потому что пригрело солнышко и он растаял)
    5 СЛАЙД
    -А это что за звук? (пение птиц)
    Воспитатель. А сейчас послушайте загадку:
    Если снег повсюду тает
    День становится длинней,
    Если все зазеленело
    И в полях звенит ручей,
    Если солнце ярче светит,
    Если птицам не до сна,
    Если стал теплее ветер,
    Значит, к нам пришла…
    Дети. Весна.
    Какой у нас с вами лес? (Весенний)
    Воспитатель.
    - Весна к нам приходит после какого времени года?
    Дети.
    - После зимы.
    Воспитатель.
    -Что происходит весной? (Тает снег, бегут ручьи, появляется капель, появляются первые цветы подснежники)
    Воспитатель. Верно. Значит, ворона услышала звуки весны. Итак, мы с вами нашли ответ на первый вопрос.
    Посмотрите, а вот к нам в гости и прилетела Ворона-Вороновна.
    Давайте, мы ее встретим и поздороваемся с ней, встанем полукругом.
    -Здравствуй, Ворона-Вороновна.
    -Здравствуйте ребята. Услышала я вас в лесу и сразу прилетела. Я вам писала письмо, вы нашли ответы на мои вопросы?
    -Да, Ворона-Вороновна, мы нашли ответ на первый вопрос
    -Что же это были за звуки ребята?
    -(Дети) Звуки весны.
    - Какие еще такие звуки весны?
    - (дети) капель, журчание ручейка, пение птиц
    -Ой, спасибо, помогли старой Вороне-Вороновне, а кто же прилетал ко мне в гости и что-то рассказывал мне разными голосами?
    -А ответ на этот вопрос, мы сейчас попробуем вместе узнать. Итак, узнаем, кто прилетал к вороне первый? Ворона-Вороновна ты поможешь ребятам?
    -Конечно,дети6 СЛАЙД
    Чтобы это узнать, нам с Вами нужно будет сложить картинку из 3 частей. У вас на столе лежит разрезанная картинка. За стол ребята сядем по двое. (5 столов) Когда вы соберете картинку,поднимите руку. (на столах лежат разрезанные картинки грача и скворца) Посмотрите на проектор, вот такие картинки вы должны будете получить.(Дети садятся за столы)
    Все справились с заданием? Сядем на стульчики перед проектором.
    Поднимите руки те, у кого, получилась вот такая картинка?

    Эту птицу ребята зовут Грач.
    Кто мне расскажет про грача стихотворение?
    Дети встают около проектора и лицом к детям и зрителям рассказывают стихотворения
    -Каким цветом Грач?(черный)
    -Что ловил он клювом? (червяков)

    -Зачем следит врач? (за полями, не завелась в земле ли тля, не болеют ли поля)
    Молодцы. Дети, Грач крупная птица. Он черный, у него длинный белый клюв. А питается грач Червяками, жучками, гусеницами, мухами. Он кричит кра-кра. Послушайте как он кричит. (звук крика рача)
    У кого получилась вот такая картинка? Поднимите руки.

    Это дети скворец.
    Кто расскажет мне про скворца стихотворение?

    -Меньше какой птички скворец? (вороны)
    -Больше какой птички скворец? (больше воробья)
    -Что делает скворец? (поет)
    Послушайте как поет скворец. (звук пения скворца).
    Ребята, скворец и грач-перелетные птицы. А почему их называют «перелетными»? (потому что на зиму они улетают туда, где тепло)
    -Ну что, Ворона-Вороновна, теперь ты поняла, кто прилетал к тебе в гости?
    -Да, спасибо вам большое. Это же был скворец и грач. Они прилетели с жарких стран в лес со мной поздороваться. А теперь я предлагаю Вам сомной поиграть. Поиграете со мной?
    -Да.
    Физ.минутка (2раза)
    Птицы высоко летали (дети бегают),
    Птицы крыльями махали(дети машут руками),
    А теперь они спустились(приседают),
    У них крылышки сложились(прячут руки за спину).
    Дети садятся на стулья
    -Ой ребята, что то совсем мне жарко стало(Ворона)
    -Ворона-Вороновна, посмотри как ты одета, на тебе шапка зимняя, шарф и шубка сверху, еще и валенки. Разве так ходят весной?
    -А как ходят весной?(Ворона)
    -Дети как одеваются весной? Шубу на что меняют? (на куртку), Зимнюю шапку на что меняют? (на весеннюю, более легкую), Валенки на что меняют? (На сапоги)
    Ой, спасибо ребята, вы сегодня мне очень помогли, я с вами многое узнала. Без вас бы я никак не узнала что же за звуки я слышала и кто ко мне прилетал. А еще Я обязательно как прилечу к себе домой, переоденусь.
    -Понравилось вам путешествовать по сказочному лесу?
    -Посмотрите что у меня в руках? Ворона. Это какая ворона? (веселая, смешная), а эта? (грустная, печальная). Какая нам больше ворона нравится грустная или веселая? (Веселая). Кому понравилось путешествие тот возьмет картинку с веселой вороной, а кому не понравилось с грустной. Ребята Ворона-Вороновна вас благодарит и дарит нам конфетки, которые мы с Вами съедим после обеда.
    Давайте попрощаемся с нашей Вороной-Вороновной и нашими гостями. Что надо сказать? (до свидания)
    А теперь закроем глазки и снова окажемся с вами в детском саду.
    На этом наше путешествие закончилось пойдемте в группу.

    Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Ворона-Вороновна. (воспитатель показывает изображение вороны) Я живу далеко в лесу, на старом дереве, в большом вороньем гнезде. Я уже очень старая, плохо слышу и совсем ни куда не вылетаю из своего гнезда, потому что, мне тяжело поднимать свои крылья. Совсем недавно я услышала на улице странные звуки. Я долго и внимательно прислушивалась, но так и не смогла разобраться, что это были за звуки. А еще ко мне прилетали две птицы и что-то рассказывали разными голосами, но я не смогла их различить, потому что и видеть - то стала плохо. Дорогие мои ребята, я вас хотела бы попросить узнать, что за странные звуки я услышала, и какие птицы прилетали ко мне в гости и о чем они хотели мне рассказать. Я очень жду Вас к себе в гости в Сказочный лес

    Черный грач – чернее ночи,Утомился, как рабочий:Он за плугом днем ходил,Клювом червяков ловил. (Ваня)
    Лишь весна и чёрный грачПроверяет, словно врач,Не болеют ли поля?Завелась в земле ли тля?С червячками в бороздеОн найдёт её везде. (Амина)
    Скворец поменьше, чем ворона,Зато побольше воробья -Он из скворечни как с балкона,Поёт не хуже соловья! (Даша)



    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Конспект НОД детей во второй младшей группе на тему «Перелетные птицы: грачи и скворцы». ПознаниеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Звуки леса Пение птиц Релакс Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.



    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Предварительный просмотр файла не поддерживается.


    Приложенные файлы


    • Размер файла: 349 kB Загрузок: 19

    • Размер файла: 3 MB Загрузок: 13

    • Размер файла: 132 kB Загрузок: 13

    • Размер файла: 134 kB Загрузок: 8

    • Размер файла: 3 MB Загрузок: 17

    • Размер файла: 5 MB Загрузок: 14

    • Размер файла: 1 MB Загрузок: 14

    • Размер файла: 378 kB Загрузок: 7

    • Размер файла: 3 MB Загрузок: 18

    • Размер файла: 3 MB Загрузок: 14

    • Размер файла: 469 kB Загрузок: 10

    • Размер файла: 40 kB Загрузок: 6

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №20»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

    Тема: «Перелетные птицы»

    Оренбург 2016

    Цель : уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

    Задачи :

    1. закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.

    2. воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

    3. развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

    Демонстрационный материал:

    Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».

    Ход занятия:

    (Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя).

    В: Светает рано по утрам.

    Проталины и тут и там,

    Ручей шумит, как водопад,

    Скворцы к скворечникам летят.

    Звенят под крышами капели.

    Медведь с еловой встал постели.

    Всех солнышко теплом ласкает,

    Кто это время года знает?…. (весна)

    В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

    Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

    В.: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

    Д.: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

    В.: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете названия птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.

    «Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.

    Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

    Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

    Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

    Все вы просто молодцы!»

    (Дети садятся на стульчики).

    (Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).

    В.: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?

    Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.

    В.:А как можно назвать этих птиц одним словом?

    Д.: Перелетные.

    В.: А почему их называют перелетными?

    Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

    В.: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?

    Д.: Потому что им страшен голод.

    В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).

    В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

    Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.

    В.:А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

    Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.

    В.: Правильно! Послушайте стихотворение:

    Мы слышали, как в вышине

    Поют свои нам песни птицы.

    Поют о солнце и весне,

    И о родимой стороне,

    И нет их песенок чудесней!

    В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?

    Д.: Построить гнезда.

    В.: А из чего птицы строят гнезда?

    Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

    В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?

    Д.: На деревьях, на столбах (аист).

    В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.

    (Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки).

    В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?

    Д.: Можно сделать и развесить скворечники.

    В.: Давайте рассмотрим скворечник.

    (Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места).

    В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

    В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

    Д.: Вывести птенцов.

    В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

    Д.: Мама птичка, самка.

    В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?

    Д.: Папа, самец.

    В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

    Я, ребята, птиц люблю.

    Никогда их не ловлю –

    Ни ловушками, ни в сетки,

    Не держу их дома в клетке.

    Никогда гнезда не трону

    Ни сороки, ни вороны,

    Ни скворца, ни воробья

    Не обижу в жизни я!

    Вы со мной согласны?

    (Ответы детей).

    В.: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

    (Физкультминутка)

    Стая птиц летит на юг,

    Небо синее вокруг.

    (Дети машут руками, словно крыльями.)

    Чтоб скорее прилетать,

    Надо крыльями махать.

    (Дети машут руками интенсивнее.)

    В небе ясном солнце светит,

    Космонавт летит в ракете.

    (Потягивания - руки вверх.)

    А внизу леса, поля -

    Расстилается земля.

    (Низкий наклон вперёд, руки

    разводятся в стороны.)

    Птички начали спускаться,

    На поляне все садятся.

    Предстоит им долгий путь,

    Надо птичкам отдохнуть.

    (Дети садятся в глубокий присед

    и сидят несколько секунд.)

    И опять пора в дорогу,

    Пролететь нам надо много.

    (Дети встают и машут «крыльями».)

    Вот и юг. Ура! Ура!

    Приземляться нам пора.

    (Дети садятся)

    В.: Ребята, смотрите, на чудо - дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).

    В.: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?

    (Ответы детей).

    В.: (читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.

    (Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

    Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

    И полоска шарфика. (Синица)

    Всё время стучит,

    Деревья долбит.

    Но их не калечит,

    А только лечит. (Дятел)

    Два огромных страшных глаза

    Кругом вертит голова,

    Ты её узнаешь сразу,

    Коль заухает...(Сова)

    В.: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

    В.: Игра «У кого кто?»

    (Проводится игра).

    В.: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

    Викторина по сказкам.

    У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

    Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

    Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

    Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

    Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

    В.: Теперь птицы уверены, что вы о них много знаете!

    Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят.. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

    (Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).

    В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

    В.:А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать.

    Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

    Цели занятия:

    — закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

    — закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

    — активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

    — учить согласовывать имена существительные с числительными;

    — учить согласовывать имена существительные с глаголами;

    — развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

    — воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

    Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

    Скоро белые метели

    Снег подымут от земли.

    Улетают, улетели,
    Улетели журавли.

    Не слыхать кукушки в роще

    И скворечник опустел.

    Аист крыльями полощет –

    Улетает, улетел.

    Лист качается узорный

    В синей луже на воде.

    Ходит грач с грачихой чёрной

    В огороде на гряде.

    Осыпаясь, пожелтели

    Солнца редкие лучи.

    Улетают, улетели,

    Улетели и грачи.

    Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

    Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

    Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

    2. Беседа.

    В природе существует большое разнообразии птиц.

    Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

    Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

    Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

    Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

    Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

    Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

    Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

    Дети. (Делают предположения)

    Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

    Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

    Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

    Дети. Да. Можно.

    Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

    Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

    Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

    Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

    Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

    Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

    Дети. В тёплые страны, на юг.

    3. Физкультурная минутка

    Подвижная игра «Улетает, не улетает»

    Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

    Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

    Соловей…(поёт),
    Ласточка… (щебечет),

    Журавль… (курлычет),

    Ворона … (каркает),

    Кукушка… (кукует),

    Утка…(крякает),

    Курица…(квохчет),

    Голубь…(варкует),

    Воробей…(чирикает).

    5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

    Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

    Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

    6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

    Пой-ка, подпевай-ка:

    10 птичек – стайка.

    Эта птичка – соловей,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка.

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – скворушка,

    Серенькое пёрышко.

    Это – зяблик, это – стриж,

    Это развесёлый чиж.

    Ну, а это злой орлан.

    Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

    7. Словесная игра «Считай и называй»

    Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

    8. Итог занятия

    Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

    (Ответы детей).

    Я хочу подарить вам вот эту книгу — «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.

    Программное содержание:

    1.Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

    2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

    3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

    4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

    5.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

    6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

    Предварительная работа:

    Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.

    Материал к занятию:

    Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

    Руку правую подали, руку левую пожали.

    И друг друга мы обняли.

    Отошли и поклонились.

    Вы готовы заниматься?

    Дети: Все готовы заниматься.

    Будем очень мы стараться!

    Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

    «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

    От кого пришло письмо?

    Особа всем известная, она крикунья местная (ворона).

    Поможем расколдовать птиц?

    Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

    Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

    А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

    В какое время года птиц больше? (летом)

    Почему? (и зимующие, и перелетные)

    Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

    В какое время года они возвращаются? (весной)

    Пальчиковая гимнастика:

    Пришла весна,

    Сосульки тают,

    Запели первые ручьи,

    Медведь берлогу

    Покидает,

    А на полях кричат грачи.

    Поочередное загибание пальцев на каждое слово

    Хлопки на каждое слово

    Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям

    Ритмичные хлопки на каждое слово

    Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда. Птиц нет, тишина.

    Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

    Игра с мячом «Поймай и назови».

    Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

    Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

    Игра «Кто лишний»

    На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

    Пришло время расколдовать наших птиц.

    Работа с мнемотаблицами

    Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).

    Например:

    «Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»

    «Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»

    «Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»

    «Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»

    «Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»

    «Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»

    Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:

    Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

    Чем он питается? (мелкими грызунами)

    Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)

    Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

    Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

    А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

    Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?

    Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.

    Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

    Кто Вы такой?

    Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?

    Птенцами..

    Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

    Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

    Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

    Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам.на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

    С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.

    Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.

    Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

    (Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.)

    Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

    Давайте рассмотрим это дерево. Скажите:

    Какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

    Какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

    Какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

    Что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

    Что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

    Что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

    Что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

    Где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

    Где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

    А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.

    Игра «Птицы, гнезда, птенцы».

    Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

    Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

    По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

    По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

    По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

    Повторить игру два раза.

    Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.

    Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

    Перед работой разомнем пальчики.

    Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

    Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

    Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

    Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

    Клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

    Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

    Голова. Рисуют в воздухе руками круг

    Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

    (Во время работы детей повторить гигиенические правила письма).

    Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками).

    Теперь скворечников хватит всем.

    Слышится пение птиц.

    Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.

    Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

    Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

    Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.

    Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц».

    Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.