Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Усилению социальной мобильности. Виды социальной мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная

    Усилению социальной мобильности. Виды социальной мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная

    II. Понятие социальной мобильности. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность.

    Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в рамках стратификации общества, т. е. изменение их общественного положения, статуса. Люди перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда – группами, реже – целыми стратами и классами.

    Согласно теории флуктуаций Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968), социальная мобильность – это перемещения индивидов внутри социаль­ного пространства, которое представляет некую вселенную, состоящую из народонаселения земли.

    П.Сорокин выделяет три формы социальной стратифика­ции: экономическую, политическую и профессиональную.

    Социальная стратификация – это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Совокупность групп, входящих в социальную вселенную, а также совокупность отношений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Подобно геометрическому пространству в социальном есть несколько осей измерения, главные среди которых вертикальная и горизонтальная.

    Го­ризонтальная мобильность –переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне стратификации.

    Вертикальная мобильность – переход из одной страты в другую, расположенных на разных уровнях иерархии. Существуют два типа такой мобильности: восходящая - продвижение по социальной лестнице вверх и нисходящая – ­перемещение вниз.

    Основные характеристики социальной мобильности

    1. Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей:

    Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

    Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происхо­дит именно так.

    Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

    Объем мобильности – это число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем ис­числяется количеством переместившихся индивидов, то он назы­вается абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то относительным и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности , определяет ко­личество перемещений по всем стратам вместе, а дифференциро­ванный – по отдельным стратам, слоям, классам. Например, в индустриальном обществе 2/3 населения мобильны – этот факт относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, ­к дифференцированному.

    Масштаб социальной мобильности определяется также как процент­ная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

    2. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается также двумя показателями:

    Первый – это коэффициент мобильности вы­хода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллиген­тами или крестьянами.

    Второй коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев по­полняется тот или иной слой. Он обнаруживает со­циальное происхождение людей.

    3. Критерии оценки мобильности

    При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:

    Число и размер классов и статусных групп;

    Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

    Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

    Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной ста­тус;

    Распределение власти между классами и статусными группами.

    Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они ис­пользуются для того, чтобы можно было отличить один тип стра­тификации от другого.

    4. Классификация социальной мобильности

    Различают главные и неглавные виды, типы, формы мобильности.

    Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

    Можно классифицировать социальную мобильность по разным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность , когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.

    Кроме них иногда выделяют организованную мобильность , когда перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, обществен­ные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (пере­селение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

    От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

    Существуют два основных вида социальной мобильности ­межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – верти­кальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

    Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

    Поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Мобильность практически не происходит в демографической сфере: перемещение из одного возраста в другой не относится к явлению межпоколенной мобильности.

    Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водо­проводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой со­циальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного по­коления к другому.

    Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глу­бокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значи­тельной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоя­тельств, сопровождавших их рождение.

    Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни не­сколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­тем начальником цеха, директором завода, министром машино­строительной отрасли.

    Первый вид мобильности относится к долговременным, а вто­рой - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – пе­ремещение из сферы физического труда в сферу умственного.

    II.Горизонтальная мобильность.

    Миграция, эмиграция, иммиграция.

    Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подоб­ные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобиль­ностьподразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизи­тельно эквивалентными.

    Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохра­нении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео­графическая мобильность превращается в миграцию . Если дере­венский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в го­род на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

    Миграция – это территориаль­ные перемещения. Они бывают сезонными , т. е. зависящими от времени года (туризм, лечение, учеба, сельхозработы), и маятни­ковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. По существу оба вида миграции являются времен­ными и возвратными. Миграция–перемещение населения внутри одной страны.

    ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

    Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

    Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков- инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

    Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение- принудительное.

    Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

    В этой главе мы рассмотрим сущность, причины, типологию, механизмы, каналы социальной мобильности, а так- же факторы, влияющие на нее.

    Классификация мобильности.

    Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы„которые тесно связаны друг с другом.

    Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

    Внутрнпоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

    Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

    Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

    В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

    Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

    Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

    Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

    Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

    Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

    Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

    Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

    Можно проложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

    индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и

    групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

    Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус? (Попробуйте сначала разобраться в этом самостоятельно, а потом прочитайте главу до конца.)

    Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

    От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50 - 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

    Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

    Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

    Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры в доказательство данного тезиса.)

    Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества - экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограниченна в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а переход из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

    Обратимся теперь к конкретным видам и типам мобильности.

    ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

    Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

    Переход власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г.н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

    Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

    Социальные революции;

    Иностранные интервенции, нашествия;

    Межгосударственные войны;

    Гражданские войны;

    Военные перевороты;

    Смена политических режимов;

    Замена старой конституции новой;

    Крестьянские восстания;

    Междоусобная борьба аристократических родов;

    Создание империи.

    Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

    3.4. Индивидуальная мобильность:

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

    Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство объясняется тем, что обе страны - индустриально развитые державы, а различия объясняются своеобразием политического режима правления. Так, исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих и в США, и в России происходят из рабочих; и в США, и в России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

    Подтверждается и другая закономерность: на социальную мобильность в обеих странах наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

    И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности служащих. Хотя второму могут помогать родители.

    Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники - иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

    В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означает следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70 - 80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность - перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

    Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П.Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

    Так, поднимаются из рабочих в верхний - средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят:

    социальный статус семьи;

    уровень получения образования;

    национальность;

    физические и умственные способности, внешние данные;

    получение воспитания;

    место жительства;

    выгодный брак.

    Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Вспомните других литературных персонажей, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)

    Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться вверх сложнее, чем мужчинам. Часто они повышают свой социальный статус лишь благодаря вы- годному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, женщины такой ориентации выбирают те профессии, где вероятнее всего найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или места работы? Приведите примеры из жизни или литературы, когда замужество выступало в роли "социального лифта" для женщин незнатного происхождения.

    В течение советского периода наше общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. В конце этого периода мобильность замедлилась, но в 90-е годы снова возросла.

    Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира по темпам социальной мобильности.

    Структурная мобильность

    Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

    Индустриализация связана не только с межклассовыми, но и с внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале ХХ века преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы в развитых странах 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. таких осталось 20%.

    По мере того, как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

    В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная

    мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

    Подобные трансформации характерны для современных обществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализации и от фабрики к офису - на поздних. Сегодня в развитых странах свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10 - 15% в начале века.

    В течение этого столетия в индустриальных странах сокращались вакансии рабочих специальностей и расширялись в сфере управления. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее, количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности для рядовых американцев высшего образования.

    В развитых капиталистических странах индустриализация завершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказаться на характере социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции - выходцев из рабочих и крестьян - составляет одну треть, а в бывших социалистических странах - три четверти. В странах типа Англии, давно прошедших стадии индустриализации, доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах эта доля очень высока и достигает порой 50%.

    Именно благодаря структурной мобильности два противоположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя - слой высших руководителей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных рабочих - слои, заполняющие самую престижную и самую не престижную сферы деятельности. (Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос "почему?")

    Социальная мобильность - это возможность смены социального слоя .

    Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность)

    Виды:

    Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой

    Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства

    Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

    Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

    Индивидуальная мобильность - это когда происходит перемещение вниз, вверх или по горизонтали у отдельного человека независимо от других.

    Групповая мобильность - процесс, при котором перемещения происходят коллективно. «Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории»

    Структурная социальная мобильность – изменение в социальном положении значительного числа людей, большей частью благодаря изменениям в самом обществе, а не индивидуальным усилиям. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов

    Добровольная мобильность это мобильность по собственному желанию, а принудительная – в силу вынужденных обстоятельств.

    Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

    Внутрипоколенная мобильность – изменение социальной позиции индивида на протяжении его жизни.(социальная карьера)

    Каналами социальной мобильности выступают способы, называемые «ступенями лестницы», «лифтами», позволяющие перемещаться людям вверх-вниз по социальной иерархии. «Социальный лифт - это способ дать подняться и помочь в занятии более приятного положения в обществе.

    Для Питирима Сорокина особый интерес представляли такие каналы как: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

    Армия. Задействована в качестве канала вертикальной циркуляции в военное время больше всего. Крупные потери среди командного состава дают возможность подняться более низким чинам вверх по карьерной лестнице. приводят к заполнению вакансий из более низких чинов.

    Церковь . Является вторым каналом, из числа основных. Но при этом, «церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации малозначима и несущественна» 1 .

    Школа . «Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной, циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов» 2 .

    Правительственные группы, политические организации и политические партии как каналы вертикальной циркуляции . Во многих странах существует автоматическое продвижение должностных лиц по службе с течением времени, вне зависимости от того на какую должность поступал человек.

    Профессиональная организация как канал вертикальной циркуляции . Некоторые из организаций играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Такими организациями являются: научные, литературные, творческие институты.«Вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице» 3 .

    Организации по созданию материальных ценностей как каналы социальной циркуляции. Накопление богатств во все времена приводило к социальному продвижению людей. На протяжении всей истории наблюдается тесная взаимосвязь между богатством и знатностью. Формами «обогощающихся» организаций могут выступать: землевладение, добыча нефти, бандитизм, горное дело и т.п.

    Семья и другие каналы социальной циркуляции . Брак (особенно между представителями разных социальных статусов) может привести одного из партнеров к социальному продвижению, либо к социальной деградации. В демократических обществах мы можем наблюдать, как богатые невесты выходят замуж за бедных, но титулованных женихов, тем самым один продвигается по социальной лестнице благодаря титулу, а другой- материальное подкрепление своему титулованному статусу

    Задание 2

    Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan, 1611, замок Кастельмор, Гасконь, Франция, - 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды) - гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

    1. Вид социальной мобильности:

    Вертикальная мобильность. Восходящая. Индивидуальная. Добровольная. (Д”Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды=> лейтенант французской гвардии (1652) => капитан (1655)=>второй лейтенант (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров (1658)=> капитан-лейтенант мушкетёров (1667)=> должность губернатора Лилля (1667)=> полевой маршал (генерал-майор) (1672).

    Горизонтальная мобильность. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х из Гаскони.

    2. Канал социальной мобильности- армия

    Факторы, обусловившую соц.мобильность: личностные качества (высокий уровень мотивации, инициативность, коммуникабельность), Физические и умственные способности, миграционный процесс (переезд в крупный город), демографические факторы (пол мужской, возраст вступления на службу), социальный статус семьи (Д’Артаньян был потомком графов по материнской линии, отец имел дворянский титул, присвоивший себе после женитьбы)

    3. Шарль де Бац достиг нового социального статуса, высокого уровня жизни

    4. Культурного барьера не возникало, Д-Артаньян был легко принят в новое общество, был приближенным короля, уважаемым как при дворе, так и в армии.

    Людовик XIV: «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому»

    1Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

    2Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

    3Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

    2. Индивидуальная и групповая мобильность и факторы, влияющие на нее.

    3. Каналы вертикальной мобильности (по П.Соро-кину).

    4. Маргинальность и маргиналы.

    5. Миграция и причины ее возникновения. Типы миграции.

    1. Понятие “социальная мобильность” ввел в социологию известный русско-американский социолог П. Сорокин.

    Под социальной мобильностью понимают совокупность социальных перемещений людей между различными позициями в иерархии социальной стратификации.

    Существует два основных вида и два типа социальной мобильности.

    К основным видам относят:

    ü Межпоколенную мобильность , которая предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию.

    ü Внутрипоколенную мобильность , которая подразумевает, что один индивид на протяжении всей своей жизни несколько раз меняет статусные пози-

    ции. У внутрипоколенной мобильности есть второе название - социальная карьера.

    К основным типам социальной мобильности относят:

    ü Вертикальную мобильность , которая подразумевает перемещение из одной страты в другую.

    В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (движение вверх, пример: повышение в должности) и нисходящей (движение вниз, пример: разжалование). Вертикальная мобильность всегда предполагает изменение статуса индивида.

    ü Горизонтальную мобильность , которая подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При горизонтальной мобильности не происходит изменение статуса индивида.

    Разновидностью горизонтальной мобильности является мобильность географическая.

    Географическая мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Она может превратиться в миграцию , если к перемене места жительства индивида добавится перемена статуса.

    2. Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Различают также:

    ü Индивидуальную мобильность , когда социальные перемещения (вверх,

    вниз по горизонтали) происходят у индивида независимо от других.

    На индивидуальную мобильность влияют такие факторы как :

    Социальный статус семьи;

    Уровень получения образования;

    Национальность;

    Физические и умственные способности;

    Внешние данные;

    Место жительства;

    Выгодный брак и др.

    Именно они являются причинами того, что один человек достигает больших

    успехов, чем другой. Мобильный индивид начинает социализацию в одном классе, а заканчивает в другом.

    ü Групповую мобильность - изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

    Причинами групповой мобильности, по мнению П. Сорокина, являются следующие факторы :

    Социальные революции;

    Военные перевороты;

    Смена политических режимов;

    Замена старой конституции, новой.

    Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. И имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

    3. Между стратами нет непроходимых границ, а существуют различные “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз, так считал П.Сорокин.

    В качестве каналов социальной циркуляции используютсясоциальные институты.

    ü Армия как социальный институт функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции в большей степени в военное время.

    ü Церковь - является как нисходящим, так и восходящим каналом циркуляции.

    ü Школа , под которой понимаются институты образования и воспитания. Во все века она служила мощным толчком для социального подъема индивидов.

    ü Собственность , проявляющаяся в виде богатства и денег - именно они одни из самых простых и действенных способов социального продвижения.

    ü Семья и брак становится каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители различных социальных слоев.

    4. Маргинальность (от французского marginal - побочный, на полях) является особым явлением социальной стратификации. Это понятие описывает положение больших социальных групп людей, занимающих положение «на границах» между стратами.

    Маргиналы - это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой. Они находятся на границе двух культур, имеют некоторую идентификацию с каждой из них.

    В ХХ веке Парк (основатель чикагской социологической школы США) выдвинул теорию маргиналов и маргинальных групп.

    В России к явлению маргинальности впервые обратились в 1987 г. По мнению отечественных социологов, причиной возникновения маргинальных групп является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. В России маргинализация охватывает огромные массы населения. Особая озабоченность вызвана увеличением количества стойких маргинальных социальных групп («бомжи», беженцы, беспризорные и т.д.) Но маргиналами могут быть вполне благополучные люди, не определившиеся в нынешней социальной структуре общества.

    5. Миграция (от лат. migration - переселение) - смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.)

    В миграции обычно выделяют четыре вида : эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную.

    Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

    Государство прямо или косвенно воздействует на направление миграций.

    Причины миграции могут носить политический, экономический, религиозный и криминальный характер.

    Миграция заметно влияет на этнические процессы. В результате миграционного обмена различными этническими совокупностями происходят разнообразные взаимодействия в языке, быте, культуре.

    Различают также иммиграцию и эмиграцию .

    Миграция - перемещение населения внутри страны.

    Эмиграция - выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

    Иммиграция - въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

    38 социальные взаимосвязи

    Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. То есть перемещение некоего индивида из одной религиозной группы в другую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - всё это примеры горизонтальной социальной мобильности. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное. Повышение в должности это пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности это пример нисходящей. Вертикальная мобильность это изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса рабочего на должность главы предприятия, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция. Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

    На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель.

    Выделяется и такой вид социальной мобильности, как межпоколенная мобильность. Примером служит сын плотника, который становится президентом компании. Важность этого вида мобильности заключается в том, что масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность не велика, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. Другими словами важна степень мобильности общества, которая определяется:

    • · диапазоном мобильности в обществе;
    • · условиями, которые позволяют людям перемещаться.

    Диапазон мобильности, который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой. Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности. Существует понятие дистанция мобильности это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

    • · межпоколенная мобильность,
    • · внутрипоколенная мобильность,
    • · межклассовая мобильность,
    • · внутриклассовая мобильность.

    Здесь применимо понятие групповая мобильность, которая характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция в России. Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

    • · социальные революции;
    • · иностранные интервенции, нашествия;
    • · межгосударственные войны;
    • · гражданские войны;
    • · военные перевороты;
    • · смена политических режимов;
    • · замена старой конституции новой;
    • · крестьянские восстания;
    • · междоусобная борьба аристократических родов;
    • · создание империи.

    Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества. В современный период в российском обществе особо ярко проявляется такой вид горизонтальной мобильности, как миграция. Миграция это процесс смены постоянного места проживания индивидуумов или социальных групп, выражающейся в перемещении в другой регион или другую страну. Миграция бывает внешней и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней - движение из села в город, межрайонные переселения и др. Участие России в мировых миграционных потоках приобрело в конце 80-х - 90-е годы массовый характер. С появлением ближнего зарубежья возникла уникальная ситуация, когда в рамках бывшего СССР внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю. Существуют четыре вида подхода к явлению миграции. Первое понятие трактуется наиболее широко, и понимаются все виды движения населения (социальные передвижения, текучесть кадров, профессиональное перемещение). Второй подход предусматривает все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей (ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на учебу, на работу). Третий подход схож со вторым, но при этом исключаются возвратные эпизодические поездки из одного пункта в другой. Четвертый подразумевает основной процесс пространственного передвижения населения, ведущий к территориальному перераспределению. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы и носит противоречивый характер, в ходе которого часто возникают социальные проблемы и конфликты.