Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования. Проектный метод в обучении школьников. Основные вопросы лекции История метода проектов Что мы понимаем под методом проектов. Основные требования к использованию

    Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования. Проектный метод в обучении школьников. Основные вопросы лекции История метода проектов Что мы понимаем под методом проектов. Основные требования к использованию

    План

    I. Введение. Актуальность выбранной темы.

    II. Основная часть.

    1. Из истории проектного обучения.
    2. Понятие проектного обучения.
    3. Цель проектного обучения.
    4. Типология проектов
    5. Методика осуществления учебного проекта.
    6. Защита проекта

    III. Заключение.

    IV. Список литературы.

    I. Введение. Актуальность выбранной темы

    Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.

    Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д.

    Пожалуй, общепризнанным обстоятельством, определяющим необходимость модернизации образования в России, является то, что его результаты не удовлетворяют в полной мере ни семью, ни школу, ни общество, ни государство. Выученная беспомощность бывших золотых медалистов и краснодипломников, неспособных найти свое место в современном обществе, оборотистость преуспевающих троечников все чаще заставляет задуматься о целях образования в нашей стране.

    Но если образование перестает быть условием дальнейшей успешности учащихся, зачем такое образование? Ответ на этот вопрос мы найдем в обсуждаемых проектах Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС. В них в обобщенном смысле цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.

    Все предлагаемые проекты образовательных стандартов и программы модернизации образования в России, так или иначе, заявляли о необходимости достижения новых результатов образования. Все чаще для их определения используется термин «компетентности». Что под этим понимается?

    Во-первых, компетентность – это свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития.
    Во-вторых, набор компетентностей как результатов образования неоднороден. Среди них выделяют базовые, универсальные, необходимые всем – ключевые компетентности. Они являются фундаментом самореализации личности, ее основой. На базе ключевых компетентностей формируются более узкие предметные или специальные компетентности, которые непосредственно связаны с содержанием конкретных учебных дисциплин. Они в свою очередь становятся основанием для формирования профессиональных компетентностей, которые являются еще более узкими и конкретными. Формирование компетентностей разных групп может происходить и последовательно, и параллельно.

    В-третьих, в структуре любой компетентности выделяют следующие компоненты: знания, позитивные отношения к ним, готовность к применению знаний и опыт их успешного применения.

    Для того, чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать определенными компетентностями.

    Педагогическим условием формирования опыта применения знаний является проектная деятельность учащихся, в ней интегрируются и находят свое творческое применение самые разнообразные знания и умения.

    Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

    Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.

    II. Основная часть

    1. Из истории проектного обучения.

    Метод проектов возник в начале XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

    Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. Была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. Метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

    Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание и в России. Причинами этого являются:

    • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
    • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
    • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
    • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

    Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

    2. Понятие проектного обучения.

    Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

    Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

    В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

    Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности .

    По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П » :

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

    Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

    Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт .

    Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

    Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание .

    Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

    1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.).
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса.
    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
    5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    3. Цель проектного обучения.

    Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия , при которых учащиеся:

    • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
    • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
    • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
    • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
    • развивают системное мышление.

    4. Типология проектов.

    Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

    1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
    2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
    3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
    4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
    5. Количество участников проекта (групповой или персональный).
    6. Продолжительность проекта (минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.); краткосрочные – на 4-6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.).

    Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

    Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

    Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

    1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
    2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
    3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
    4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
    5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
    6. Защита проектов, оппонирование.

    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

    5. Методика осуществления учебного проекта.

    Выбор темы образовательного проекта определяется рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.

    Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

    На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

    По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

    Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся . Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика

    На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

    Структура проекта включает в себя: - аргументацию актуальности принятого исследования; - определение темы исследования, его предмета и объекта; - обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, - определение методов исследования, источников информации; - определение методологии исследования; - выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; - определение путей ее решения, в то числе экспериментальных, опытных; - обсуждение полученных результатов исследования .

    В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио» . В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

    Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.

    Вторая группа предметов , как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

    По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

    Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .

    Проектирование учебной деятельности на основе метода проектов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

    • цели и задачи проекта, анализ ситуации, выяснение проблемы;
    • идея проекта, этап генерации идей и методов решения задач, творческий акт к поиску идей решения;
    • организационный этап проекта, определение участников проекта, время, место и роли участников, терминология, понятийный аппарат (для нахождения общего языка);
    • таблица ответственности, план-график, ответственные и их взаимодействие;
    • диаграмма супермаркета, проект - это "супермаркет": помещения, комнаты с оборудованием, ресурсы;
    • характеристика ключевых ситуаций, проектирование и прогнозирование ситуаций;
    • диалог, принципы взаимодействия человека с программой или людей между собой;
    • моделирование вариантов ожидаемых результатов;
    • инструкция, документация по проекту, формальности: авторские права, издание, лицензирование, идея проекта, концепция, педагогика, описание: композиция, действующие лица, состояния, диалоги, инструкции для координатора проекта, для учителя-предметника, приложения.

    6. Защита проекта

    Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.

    Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса с текстом.

    На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна, прежде всего, для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость и т.д.).

    Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты:

    • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
    • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
    • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
    • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
    • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
    • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
    • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
    • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
    • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

    III. Заключение

    В концептуальных подходах к современной подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 1 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

    Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.

    Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

    Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

    Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем .

    Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, он должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. На создание таких условий в обучении должны быть направлены все профессиональные знания, умения и навыки педагога, они должны стать показателем его профессиональной компетентности.

    IV. Список литературы

    1. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18). - c. 14-15.

    2. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.4.

    3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.

    4. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. – с. 12.

    5. Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001 г.

    Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

    7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.

    8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

    9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

    10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005 г.

    11.Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003. -№3. -101 с.

    Применение метода проектов в процессе обучения

    Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами, интернационализация научного общения значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.

    В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя понять подлинный смысл его действий.
    Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку – это другая возможность повысить его действенность. Современный урок – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

    Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
    Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
    Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

    Как решить проблему активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
    Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией. Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

    Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
    В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Главное - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
    Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются:
    1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
    2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
    3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету.
    4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
    Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
    Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по предмету, просто выполнив очередное упражнение; либо обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), проанализировать, сравнить, оставив самое важное и занимательное.
    Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.
    Проектная методика – актуальное направление в теории обучения в современной школе, проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные процессы.

    Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать метод проектов так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением метода проектов требует долгой, тщательной подготовки.
    Я считаю, метод проектов – это уже недалёкое будущее системы образования. Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.

    Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, проектная методика весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения. Как каждый человек стремиться к самосовершенствованию, так каждый учитель должен овладеть наибольшим количеством методов обучения. На современном этапе развития системы образования одним из новых методов является метод проектов, развивающий индивидуальные способности детей, активизирующий их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях. Исследовательские проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое значение для развития личности учащегося. По моему мнению, проекты должны выполняться индивидуально, в классе метод проектов использовать сложнее из-за больших временных затрат, а проект группы трудно оценивать, к тому же, ещё не все учащиеся владеют знаниями использования компьютера, а при изучении некоторых тем метод проектов просто неуместен.
    Безусловно, метод проектов расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но всё же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

    В настоящий момент, в свете новых требований и введением ФГОС в системе образования в целом, происходят существенные изменения. Меняется методика преподавания, учителя используют самые разные приемы обучения. Современному учителю необходимо не хорошо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, но и постоянно идти в ногу с современной наукой.

    Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу. Современный учитель не может обходиться без информационных технологий, она дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду, как основу для развития и совершенствования системы образования. Претерпевает также и изменения в преподавании предметов в школе. Первое место занимают развивающие и социализирующие цели, а само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль - средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика, то есть работа учителя строится так, чтобы принять во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка, учитывать его возможности и потребности. Главным в процессе обучения становится личность ребенка, и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также учить его развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентироваться и успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире .

    Вот поэтому, современный педагог, должен овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

    Главной целью работы учителя на уроке должно стать формирование так называемых универсальных учебных действий. Не давать знания учащимся по некоторой теме методом «натаскивания», а научить их эти знания добывать, учить выделять проблему, решать ее разными способами и находить наиболее оптимальный способ решения .

    Одной из таких методов, является проектный метод, который на мой взгляд является основой современных инновационных технологий и завоевывают сегодня всё большее признание, используются при преподавании различных учебных дисциплин.

    Основой проектной деятельности являются следующие умения:

    • самостоятельное применение знаний на практике;
    • ориентирование в информационном пространстве;
    • непрерывное самообразование;
    • наличие критического и творческого мышления;
    • способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка.

    В старших классах, любой проект ученики тесно связывают с жизнью, при этом усиливается практическая направленность образовательной технологии. В современном мире именно, снижено на мой взгляд практическая направленность, уступив место в социализирующей части и развивающей части. Практическая направленность поможет учащимся лучше адаптироваться и понять суть полученных теоретических знаний. Метод проектной деятельности способствует, развитию и практической направленности, развитию логических мышлений, умению доказать свою точку зрения и развивает исследовательские навыки.

    Метод проектной деятельности, это хорошо забытое старое. Впервые она внедрен Шацким С.Т внедрял в 1905 году. Этот метод широко использовался в 20-х годах ХХ века А. С. Макаренко. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988г), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. В 1931 году по метод проектов был запрещен постановлением ЦК ВКП(б), где одна из важнейших причин отсутствие подготовленных педагогических кадров. Сегодня, когда ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (ООП): личностным, метапредметным и предметным, метод проектной деятельности стал одним ведущих методов. В ходе, проектной работы, учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. От учителя проектный метод требует, вложения огромных усилий, ведь учитель руководит только действием учеников, как дирижер, и подводит их к определенным выводам.

    Учителю, необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности учащихся, а также их интересы. Проектная работа обязательно должна быть по силе учащегося, т.е доступные творческие задания. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

    Таким образом, целью проектного обучения является, создание условий, при которых учащиеся сами самостоятельно добывают знания из разных источников и учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

    В настоящее время известны разные варианты разработки проектного метода обучения, для меня приемлем следующий вариант состоящий из 10 этапов: разработка проектного задания; целеполагание; формирование творческих групп; разработка этапов; выделение тем и подтем проекта (разграничить роли ребёнка); разработка проекта; определение форм выражения итогов проектной деятельности; оформление результатов; презентация; рефлексия.

    Объем учебных проектов очень разный. Можно выделить по времени на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, которые требуют от учащегося много времени для поиска материала, его анализа и т.д.

    При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного.

    Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

    Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

    Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

    В старших классах метод проектов я успешно использую при изучении раздела «Экология». Например, объект исследования «Архитектурная бионика» в п. Сангар [рис1]. В ходе выполнения проектной работы, учащиеся пришли к выводам, что данная архитектура отрицательно влияет на организм и предложили приемлемые варианты решения данной проблемы.

    Рис. 1. Схема поэтапной проектной деятельности учащихся

    Таким образом, метод проектов можно рассматривать, как метод активного обучения, существенно повышающий познавательную активность и направленный на изменение позиций, оценок и поведения учащихся. Для организации таких проектных используются элементы личностно-ориентированных технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний. Одним из составляющих элементов организации проектной деятельности, является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический и теоретический интерес. Решая проблему, определяя пути ее решения, учащиеся мыслят по-новому. Метод проектов, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает коммуникативные и творческие умения и навыки. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который нам давно известно, но он «первопроходец» и сам открывает и добывает истину. Это и есть субъективное творчество, без которого немыслим и сам метод проектов, при объективном творчестве метода проектов, ученик не только проходить путь, но в вносит свой скромный вклад и что - то предлагает, свое решение. Для оценивания проектной работы учащихся существуют разные варианты оценивания, для меня более приемлем вариант критерия оценки проекта учащихся, составленный учителем математики Волосатовской СОШ Селивановского района Владимирской области Пимкиной Верой Ивановной.

    В данном варианте два уровня оценивания сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

    Примерный оценочный лист проектной работы учащегося ОУ (составлен с учетом ПООП ОУ. ФГОС, 2011)

    Критерий

    Уровень сформированности навыков проектной деятельности

    Кол-во баллов

    Полученный результат в баллах

    Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

    Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

    Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

    Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

    Знание предмета

    Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

    Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

    Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

    Регулятивные действия

    Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

    Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

    Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

    Коммуникация

    Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

    Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

    Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

    Критерии выставления отметки

    Итоговая отметка

    баллы

    отметка

    удовлетворительно

    Подпись учителя

    Расшифровка

    ирина чардымова
    Проектный метод в работе с детьми

    Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Эту возрастную особенность детей специалисты в области психологии сравнивают с умственной деятельностью ученого, делающего великое открытие. Но самое важное то, что для ребенка гораздо легче изучать и усваивать новое, проводить собственные исследования : наблюдать, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, делать на их основе собственные суждения и умозаключения.

    Поиск новых путей повышения качества образовательного процесса в ДОУ позволил осуществить апробацию проектного метода в полной мере соответствующей детской познавательной активности.

    Проект в переводе с греческого - путь исследования. По определению Уильяма Килпатрика, сов, вместе с педагогом выполняют собственный проект , решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Проект - это , прежде всего, цель, принятая, осознанная детьми , актуальная для них, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

    Продолжительность проекта может быть : краткосрочной - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочной - до 1 года.

    Современными исследователями метода проектов (Н. Е. Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. Н Прохорова и др.) метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

    Проектный метод позволяет организовать освоение ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ , ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез , их проверку в соответствии с четким планом. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, дети овладевают новыми знаниями, познают окружающий их мир, природу через собственный поиск. Его использование в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Решение указанных задач обеспечивается по-средством реализации принципа личностно-ориентированного развивающего обучения, на котором строится проектная деятельность детей , благодаря чему дети становятся равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

    Также метод проектов предполагает реализацию таких педагогических принципов как :

    Принцип природоцелесообразности (организация педагогического процесса в соответствии с законами природы) ;

    Принцип сочетания ведущей деятельности с другими специфическими детскими видами деятельности (изобрази тельной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) ;

    Принцип сотрудничества и сотворчества (единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров) ;

    Принцип учета возрастных особенностей (изучение различных проблем на доступном уровне) .

    Проектная деятельность детей носит продуктивный характер, организатором, руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

    Как справедливо отмечает Л. Д. Морозова, применительно к дошкольному образованию в основу метода проектов заложена идея направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой) . Решая проблему, дети учатся применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

    В практике ДОУ могут использованы следующие типы проектов :

    исследовательско-творческие : осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);

    ролево-игровые : это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

    Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-либо объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы : оформление дизайна группы, квартиры и т. п. ;

    творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

    Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

    Первый этап. Целеполагание : педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную цель на определенный отрезок времени. На данном этапе формулируется проблема и задачи проекта , после чего определяется продукт проекта . Данная работа осуществляется через создание игровой или сюжетной ситуации. На первом этапе воспитатель вызывает у детей желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы об окружающем мире.

    Второй этап. Разработка проекта : составляется план деятельности по достижению цели. Воспитатель помогает детям ответить на ряд важных вопросов, от понимания которых будет зависеть реализация поставленных задач :

    К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу?

    В каких источниках можно найти информацию?

    Какие предметы использовать?

    С какими предметами научиться работать для достижения цели ?

    Третий этап. Выполнение проекта . Дети совершают практические шаги к намеченной цели. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний об окружающем мире, вырабатываются конкретные умения.

    Изданном этапе подводятся итоги и определяются задачи для новых проектов . Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее . Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

    В детском саду проектный метод может быть творчески использован педагогами в различных вариантах :

    Как способ организации всего педагогического процесса;

    Для решения задач определенного раздела («Познание» , «Социальный мир» , «Природный мир» );

    Для проработки конкретной темы внутри разделов программы.

    Таким образом, основными составляющими метода являются :

    Выявление проблемы;

    выработка и постановка гипотез;

    Формулировка темы;

    Наблюдения, опыты, эксперименты;

    Суждения, умозаключения, выводы.

    Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.




    История Метод возник еще в начале 20 века в США. Его называли также методом проблем. (американский философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х.Килпатрик). Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести


    История Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах


    Что такое метод проектов Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом


    Что такое метод проектов В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.


    Что такое метод проектов Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.


    Что такое метод проектов Идея, составляющая суть понятия «проект» - его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.


    Что такое метод проектов Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами


    Что такое метод проектов Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей


    Для организации обучения методом проектов необходимо: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).


    Для организации обучения методом проектов необходимо: 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);






    Для организации обучения методом проектов необходимо: 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.


    Типология проектов: по доминирующей в проекте деятельности: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная,пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);










    Типология проектов: Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера


    Этапы организации проекта 1. Выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы


    Телекоммуникационный проект Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности Е.С.Полат


    Телекоммуникационный проект Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?


    Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;


    Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр


    Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;


    Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);




    Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. Внешняя оценка проекта






    Вид деятельности (образовательная технология), направленный на решение учащимися исследовательской, творческой задачи изучения объекта или разрешения проблемной ситуации. Структура исследовательской деятельности Поисковая активность (поиск в условиях неопределенной ситуации) Анализ Оценка Прогнозирование развития ситуации Действие Исследовательская деятельность учащихся


    Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности Реализация Структура проектной деятельности Выработка концепции Определение целей и задач проекта Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности Создание плана реализации проекта Этапы проектирования Проектная деятельность учащихся


    Учебное исследование и научное исследование Учебное исследованиеНаучное исследование Развитие личности через: приобретение учащимся функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Получение объективно нового результата, новых знаний.


    Специфика реализации исследовательских задач в школе Исследовательская деятельность - инструмент повышения качества образования В основе учебного исследования - проблема, для решения которой необходимо: искать и анализировать информацию, находить способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою исследовательскую деятельность.


    Три уровня исследовательского метода обучения 1. Преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2. Преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; 3. И постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляется учеником.


    В процессе достижения поставленной цели педагогу важно решить следующие задачи: Выявить склонности учащихся к ведению исследовательской деятельности; Развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений. Развить умение самостоятельно, творчески мыслить; Помочь в выборе темы, методов, формы представления результатов исследования.




    Cитуация может приобрести проблемный характер, если имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, требуется установить сходство и различия, важно установить причинно-следственные связи, необходимо обосновать выбор, требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта теоретическими закономерностями, стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.


    Зависимость тематики, характера и объема исследований от возрастной психологии Учащиеся начальных классов могут подтвердить свое понимание проблемы, сформулированной учителем, и объяснить причины, по которым они приступают к решению проблемы. Учащиеся 5-6 классов - описать ситуацию и указать свои намерения при работе над исследованием проблемы. Допустимо, чтобы при работе со школьниками 1-6 класса учитель сам формулировал проблему, при этом важно не загнать деятельность учащихся в рамки выполнения сформулированного педагогом технического задания.


    Зависимость тематики, характера и объема исследований от возрастной психологии Учащиеся более старшего возраста способны самостоятельно выполнять некоторые поисковые шаги, например, определить, каковы причины существования проблемы, в чем состоит ее сущность и т.п. Старшеклассники способны проявить полную самостоятельность от постановки проблемы, источником которой выступает их собственный опыт, до ее разрешения. Действия учителя во многом зависят от степени самостоятельности учеников.


    Основные виды учебно-исследовательской деятельности учащихся Проблемно-реферативный – аналитическое представление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования путей ее решения; Аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; Проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.


    Видеть проблему; Самостоятельно ставить задачи; Анализировать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы; Подбирать литературу; Составлять библиографию; Готовить тезисы, рефераты; Выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументированно говорить, владеть вниманием аудитории; Выслушивать других; Задавать вопросы по проблемам выступлений; С достоинством выходить из острых ситуаций. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются следующие умения:


    Основные ошибки в исследовательских работах учащихся Неправильная формулировка темы или названия работы; Отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор; Отсутствие статистической обработки полученных результатов; Неверная интерпретация полученных результатов; Несоответствие выводов и результатов исследования.


    Функции исследовательской деятельности В дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; В основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; В старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы;


    Функции исследовательской деятельности В дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей; В профессиональном образовании – повышение культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; В системе повышения квалификации и переподготовки кадров – развитие навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования поливерсионных представлений об объектах и явлениях у педагогов.


    Критериями эффективности реализации исследовательской деятельности учащихся могут служить Динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей (данные диагностики); Выбор оптимальных направлений учебно- исследовательской деятельности; Увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.


    Литература: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - 2, г. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - 4, 1997