Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Пётр Великий (атомный крейсер). Атомный крейсер «Пётр Великий»: наследник советских линкоров Петр 1 корабль гвардейский ракетный крейсер

    Пётр Великий (атомный крейсер). Атомный крейсер «Пётр Великий»: наследник советских линкоров Петр 1 корабль гвардейский ракетный крейсер

    Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (бортовой номер 099) - единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения из серии проекта 1144 «Орлан». Основное предназначение - уничтожение авианосных групп противника. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

    Проектант - Северное проектно-конструкторское бюро.

    ТАРКР «Петр Великий» был заложен на Балтийском судостроительном заводе 25 августа 1986 года. При закладке именовался «Куйбышев», потом - «Юрий Андропов». Спущен на воду - 25 апреля 1989 года. В 1992 году был переименован, получив нынешнее имя «Петр Великий». В 1996 году крейсер прошел ходовые испытания, и совершил межфлотский переход из Балтийска в главную базу Северного флота - Североморск. 18 апреля 1998 года на корабле был поднят Андреевский флаг как символ принадлежности к ВМФ России.

    Крейсер «Пётр Великий» - самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль с атомной энергетической установкой. Предназначенный для поражения крупных надводных целей противника, обеспечения комплексной противовоздушной и противолодочной обороны соединений боевых кораблей крейсер «Пётр Великий» несёт на своём борту самое современное вооружение. Ему нет равных как по числу типов оружия, так и по его количеству.

    ТАРКР «Петр Великий» в 2000, 2002, 2003 годах объявлялся лучшим кораблем Северного флота. В 1999, 2000, 2004 годах завоевывал призы главнокомандующего Военно-морским флотом за ракетные стрельбы. Крейсер выполнял задачи дальних походов в 2003, 2005, 2008-2009 и 2010 годах, участвовал в учениях под флагом Президента Российской Федерации в 1999, 2000, 2003, 2004 и 2010 годах.

    В 2008 - 2009 годах ТАРКР «Пётр Великий» совершил дальний поход, который продолжался практически шесть месяцев и стал рекордом длительности плавания надводного корабля в современной истории ВМФ России. За время этого плавания крейсер прошел тремя океанами, совершил два трансатлантических перехода, побывал в Средиземном, Красном, Аравийском, Карибском и других морях.

    Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 23750 тонн, водоизмещение полное 25860 тонн. Длина 250,1 метра, ширина 28,5 метра, высота (от уровня основной плоскости) 59 метров, осадка 10,3 метра.

    Двигатели: 2 котла, атомный реактор.

    Мощность: 140000 л. с. (103 МВт).

    Скорость хода 32 узла. Дальность плавания не ограничена на реакторе, 1000 дней на котлах при 17 узлах. Автономность плавания 60 суток. Экипаж 635 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов).

    Вооружение:

    Артиллерия: 1 × 2 АК-130.

    Зенитная артиллерия: 6 ЗРАК «Кортик».

    Ракетное вооружение: 20 ПКР П-700 «Гранит»; ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет), ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет), 16х8 ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет).

    Противолодочное вооружение: 1 × 10 РБУ-12000, 2 × 6 РБУ-1000.

    Минно-торпедное вооружение: 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад»).

    Авиационная группа: 3 Ка-27 ПЛ.

    10 января 2013 года Президент России Владимир Путин посетил ТАРКР «Пётр Великий» и вручил экипажу высокую награду - орден Нахимова. Торжественная церемония состоялась на причале внутреннего рейда Североморска.

    Тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Петр Великий» был удостоен ордена Нахимова за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования в районах Северной Атлантики и Арктики и успешной антипиратской деятельности в Аденском заливе Аравийского моря.

    В современной истории крейсер «Петр Великий» стал первым надводным кораблем в составе ВМФ России, удостоенным такой высокой награды.

    03 сентября 2013 года отряд кораблей Северного флота взял курс в Арктику. В составе отряда - флагман СФ тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий», большие десантные корабли «Оленегорский горняк» и «Кондопога», а также суда обеспечения всех основных типов - спасательно-буксирные и киллекторные суда, средний морской транспорт и танкер. Всего отряд насчитывает более 10 боевых кораблей и судов. 11 сентября завершена ледокольная проводка отряда кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» четырьмя атомными ледоколами через районы со сложнейшей ледовой обстановкой в проливе Матисена и на подходах к проливу Бориса Вилькицкого, расположенного между полуостровом Таймыр и архипелагом Северная Земля. 20 сентября экипаж тяжелого атомного крейсера «Пётр Великий» завершил заход на Новосибирские острова и начал подготовку к переходу в Баренцево море из пролива Заря моря Лаптевых через районы со сложной гидрометеорологической и ледовой обстановкой. 01 октября отряд кораблей Северного флота, возглавляемый тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий», возвратился в Североморск из дальнего похода в Арктику. 22 октября тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Пётр Великий», которым командует капитан 1 ранга Владислав Малаховский, вышел из главной базы СФ города Североморска в Баренцево море и взял курс в северо-восточные районы Атлантики. 27 декабря совершил деловой заход в порт Лимасол, Республика Кипр.

    17 апреля 2014 года совершил деловой заход в порт Лимасол (Республика Кипр). Цели захода - пополнение запасов продовольствия до необходимых норм и отдых экипажа на берегу. Деловой заход продлится по 21 апреля. За это время экипаж корабля принял участие в 13 операциях по обеспечению безопасности транспортировки сирийского химического оружия. За 16 лет крейсер прошёл более 140 тыс. миль, а экипаж выполнил более 300 боевых упражнений всеми видами оружия. 18 мая вернулся в Северодвинск из дальнего похода. Поход крейсера проходил под флагом заместителя командира соединения ракетных кораблей СФ капитана 1 ранга Феликса Менькова. Длительное время на его борту располагался штаб оперативного командования соединения боевых кораблей Военно-Морского Флота России в Средиземном море. Экипаж «Петра Великого» также принял участие в 13 операциях по обеспечению безопасности транспортировки сирийского химического оружия. Военно-морская фаза по обеспечению безопасности транспортировки сирийского химического оружия осуществлялась в тесном взаимодействии с международным сообществом, международными силами в море, миссиями ООН в Сирийской Арабской Республике и на Кипре, миссией Организации по запрещению химического оружия. Выполнение этой задачи широко освещалось средствами массовой информации, за этим событием с интересом следил весь мир. 17 ноября по восстановлению технической готовности в базе и вышел в полигоны боевой подготовки в Баренцевом море. 19 ноября экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера в соответствии с планами боевой подготовки . 08 декабря противолодочного учения. Экипаж флагмана Северного флота тяжёлого атомного ракетного крейсера в главной базе СФ - городе Североморске.

    По сообщению от 17 марта 2015 года Кольского залива. 18 апреля экипаж тяжёлого атомного ракетного крейсера со дня подъёма Военно-морского флага. На корабле состоялись торжественная церемония подъема Андреевского флага и митинг, посвящённый памятной дате. В общей сложности за 17 лет корабль прошёл более 180 тысяч миль. 01 июня главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Виктор Чирков тяжелого атомного ракетного крейсера, где принял участие в торжественном митинге, посвященном началу летнего периода обучения и 282-й годовщине образования Северного флота. По сообщению от 26 июня в 2018 году , которая будет проходить на «Севмаше» после того, как там будет завершена модернизация крейсера . По сообщению от 02 июля , химической и биологической защиты (РХБЗ) корабля по проведению радиационной и химической разведки, дезактивации и радиационному контролю. По сообщению от 07 сентября на выходных , который будет проведен в сухом доке 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково Мурманской области. По сообщению от 18 февраля 2016 года учащиеся выпускных классов средних школ Североморска в рамках Всероссийской акции «Есть такая профессия - Родину защищать!» тяжелый атомный ракетный крейсер.

    16 мая 2016 года в Баренцево море для отработки плановых задач боевой подготовки. По сообщению от 06 сентября участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» в Североморске. По сообщению от 25 сентября на завершающем этапе планового учения разнородных сил Северного флота тяжелый атомный ракетный крейсер и атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» крылатыми ракетами морского базирования. 15 октября, в составе корабельной авианосной группы, в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. 25 января 2017 года ВМФ РФ прошла самое узкое место Ла-Манша и вошла в Северное море. Во время их прохождения вдоль берегов Британии через Ла-Манш её сопровождал британский фрегат HMS «St Albans» (F83) («Сент-Олбанс») и три истребителя «Typhoon» («Тайфун»). 08 февраля 20 лет. Торжественные мероприятия, посвящённые Дню корабля, состоятся 21 апреля. 03 ноября в Баренцево море для выполнения задач боевой подготовки. По сообщению от 15 ноября в Баренцевом море противолодочное учение. По сообщению от 09 декабря 65 школьников из Североморска и Оленегорска, а также из поселка Сафоново в ряды юнармейцев, церемония которой состоялась на борту корабля. По сообщению от 20 декабря успешно стрельбу противолодочными ракетами по условной подводной цели в назначенных полигонах флота в Баренцевом море.

    По сообщению от 29 апреля 2019 года выполнение задач тактического учения в Баренцевом море и прибыл в главную базу флота - Североморск.


    В середине прошлого века советским руководством было решено начать строительство противолодочных крейсеров на атомном ходу. Новые корабли должны были обеспечить превосходства в море и эффективно противодействовать американским крейсерам вооруженным межконтинентальными ракетами.

    Так появился проект 1144 («Орлан»), в котором планировалось построить пять тяжелых атомных ракетных крейсера (ТАРКР). Четвертым и последним таким крейсером стал атомоход Петр Великий, который во многих аспектах превосходил своих предшественников, благодаря более современному оборудованию и вооружению.

    История создания тяжелого крейсера Петр Великий


    Гроза авианосцев — корабль Пётр Великий, фото

    Проектированием крейсера занималось Северное проектно-конструкторское бюро. Тяжелый крейсер Петр Великий, характеристики которого утвердило Минобороны, был заложен на стапелях Балтийского завода в 1986 году.

    Изначально четвертый крейсер (Петр Первый) проекта «Орлан» получил название «Куйбышев», впоследствии измененное на «Юрий Андропов», и только в 1992 году, указом президента он получил свое нынешнее название российский атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

    в этом году четвертый ракетный крейсер получил название «Петр Великий»

    В апреле 1989-го корабль был спущен на воду, после чего начался длительный процесс доукомплектации, который затянулся из-за постоянного недофинансирования, связанного с экономическим кризисом, последовавшим за распадом СССР.

    Также на сроки завершения проекта повлияли перебои с поставками комплектующих, которые поставлялись из различных советских республик, ныне являющихся независимыми государствами. В результате чего крейсер «Петр Великий» вышел на испытания только в октябре 1996-го.

    После длительных испытаний в Балтийском море и проверкой суровыми условиями арктической Атлантикой 9 апреля 1998 года ТАРКР был зачислен ВМФ Российской Федерации в состав Северного флота, где занял место флагманского корабля.

    Тактико-технические характеристики атомохода Петр Великий


    Фото крейсера Петр Великий в походе

    Габариты, м

    Водоизмещение, т

    Дальность хода

    Скорость хода, узлы

    Экипаж

    Офицеры 100
    Мичманы 130
    Матросы 520
    Всего 750

    Конструкция


    Схема общего вида ТАРК проекта 11442 — российский крейсер Петр Велики

    Российский крейсер «Петр Великий» не имеет аналогов в мире, он считается самым крупным не авианосным судном на военном флоте. По своим размерам он опережает ближайших американских преследователей минимум в полтора раза.

    На сегодняшний день данный крейсер позиционируется самым мощным и современным кораблём ВМФ Российской Федерации и найдется немного кораблей в мире, которые смогут посоревноваться с ним в ударной мощности. Среди ближайших конкурентов числятся американские крейсеры типа «Тикондерога» и британские разрушители «Тип 45».

    Особенность конструкции корабля - удлиненный на две трети полубак.

    По своей сути крейсер «Петр Великий» представляет настоящий плавучий городок, в котором множество кают для личного состава, несколько кубриков и столовых, двухпалубный лазарет со своим стоматологическим кабинетом, несколько ремонтных мастерских, спортзал, комната отдыха, где располагается бильярдный стол, две сауны и даже небольшой бассейн.

    А если сложить всю длину коридоров, то она составит примерно 20 километров. Для удобства передвижения на корабле даже установлены три лифта, один пассажирский и два грузовых. Все это размещается на пяти палубах, разделенных на 16 отсеков.

    Особого внимания заслуживает вооружение и двигатель крейсера Петр Великий. Силовая установка состоит из энергоблока, оснащенного двумя ядерными реакторами мощностью 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами.

    Вся эта энергетическая установка обеспечивает паром две турбины, которые в свою очередь вращают два вала, благодаря которым, корабль Петр Великий (с лучшими в мире ТТХ) способен развивать солидную для своих внушительных размеров скорость.

    Вооружение крейсера Петр Великий


    Предназначение крейсера «Петр Великий»:

    • уничтожение крупных надводных целей;
    • уничтожение соединения кораблей врага;
    • защита союзных соединений от атак авиации;
    • защита союзных соединений от атак вражеских подлодок;
    • атака прибрежных объектов (не основное).

    Основной ударной силой ТАРКа являются противокорабельные сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 комплекса ракетного оружия «Гранит», которые размещаются в 20-ти пусковых установках СМ-233. Вооружение крейсера Петр Великий несут ядерный заряд мощностью до 500 кт, и способны действовать на расстоянии 600 км.

    Для более эффективного использования крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит» применяется авиационная или комическая наводка. А при беглом обстреле такими ракетами, одна из них выполняет роль «наводчика» и летит по высокой траектории, в то время как все остальные ракеты — по низкой.

    В случае уничтожения ракеты-наводчика её место тут же занимает другая.

    Благодаря своей высокой массе ракеты комплекса «Гранит» способны выдержать даже попадание противоракетных снарядов и долететь до цели. Кроме того, эти ракеты могут использоваться также и для поражения наземных целей в прибрежных зонах, хотя и не имеют для этого прямого предназначения.

    Тяжелый крейсер «Петр Великий» вооружен широким спектром зенитно-ракетных и артиллерийских установок, среди которых особого внимания заслуживает зенитный ракетно-артиллерийский комплекс 3М87 «Кортик», который может не только обеспечивать высокие оборонительные возможности, но и уничтожать авиационную технику и малотоннажные корабли врага.

    Каждый такой комплекс состоит из двух 30-мм шестиствольных артиллерийских установок АК-630 М1-2С с двумя 30-мм автоматами АО81 и двух пусковых установок на четыре двухступенчатые ракеты 9М311.

    На корабле установлено шесть комплексов АК-630.

    Кроме этого «Петр Великий» располагает зенитно-ракетным комплексом «Форт» С-300Ф и «Форт М», по шесть пусковых установок каждая. Эти комплексы вооружены зенитными управляемыми ракетами 48Н6 и 48Н6Е2, соответственно.

    В дополнение к этому корабль оборудован восемью автономными корабельными противовоздушными установками «Кинжал», каждая из которых вооружена одноступенчатыми твердотопливными телеуправляемыми ракетами 9М330-2. Радиолокационная система комплекса позволяет поражать цели на высоте до 3,5 км.


    Петр Великий — тяжелый атомный ракетный крейсер, фото ЗРАК «Кортик»

    Для борьбы с подводными лодками и минными заграждениями ТАРКР оборудован несколькими видами минно-торпедного вооружения. А именно, двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6м «Водопад-НК», состоящими из пятитрубных пусковых установок, использующих малогабаритные торпеды УМГТ-1.

    Такой комплекс способен поражать подлодки противника на расстоянии до 60-ти км.

    Для обеспечения безопасности ракетного крейсера Петр Великий используются противоторпедный комплекс РКПТ3-1М «Удав-1Мк», состоящий из двух бомбометов РБУ-12000, представляющих собой десятитрубную пусковую установку.

    Завершает противоторпедное вооружение реактивная бомбометная система РБУ-6000 «Смерч-2», установленная на корме корабля.

    В добавок ко всему, вооружение крейсера «Петр Великий» дополняют три тяжелых вертолета Ка-27, которые могут применяться как для выполнения боевых задач, так и для поисково-спасательных операций.


    Также на борту ТАРКР имеются 12,7-мм пулеметы ДШК и 45-мм полуавтоматические салютные пушки 21-КМ, которые могут быть использованы в целях противодиверсионной обороны.

    Командиры крейсера

    Имя Должность Период руководства

    Тяжелый атомный крейсер «Пётр Великий» по праву считается «прямым наследником» прославленных советских артиллерийских линкоров и крейсеров военной поры. Ракетно-ядерная эпоха безоговорочно отправила их в «отставку». Против американских авианосных армад и бесшумных ядерных субмарин, напичканных современной электроникой и межконтинентальными баллистическими ракетами, орудия главного калибра были уже бессильны. На стапелях крупнейших советских военных верфей обозначились контуры кораблей-ракетоносцев нового поколения.

    Проект 1144

    Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».


    Характеристики

    В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

    Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.

    Генеральный конструктор СевПКБ В. Е. Юхнин

    Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.


    Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса. Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.


    Атомного крейсера должно быть много

    Впечатляющие размеры атомного ударного ракетоносца — 262 х 28,5 м (длина, ширина), при 59-метровой высоте надстроек и 26000 тоннах водоизмещения – говорят о многом. При всей этой кажущейся огромности здесь нет ни одного лишнего квадратного сантиметра. Перед создателями ударного атомохода стояла непростая задача разместить и скомпоновать в весьма ограниченном пространстве два ядерных реактора по 300 мВт по соседству с двумя вспомогательными котлами и двумя турбинами по 70000 л. с. Сюда необходимо добавить 4 паротурбогенератора, 4 газотурбогенератора, 4 электростанции, «гору» самого современного оружия и более 700 человек экипажа.


    Вся эта гигантская мощь воплотилась в скорость около 60 км/ч, двухмесячную автономность (по продовольственным запасам) и трёхгодовую по ядерному топливу.

    И один в море воин

    Как известно, американские авианосцы по одному не ходят по причине своей слабой (индивидуальной) защищённости. Прикрытие осуществляют от 6 до 10 боевых кораблей (эсминцы, фрегаты УРО) и до двух атомных субмарин. Всё вместе это составляет авианосную ударную группу или ордер, для уничтожения которого и создавался «Пётр Великий».

    Пусковые шахты комплекса Гранит

    Чтобы отправить на дно такую армаду требовалось уникальное оружие, или, пользуясь прежней «линкоровской» терминологией – «главный калибр». Им стал «Гранит» — ракетный противокорабельный комплекс, выдающееся творение В. Н. Челомея и коллектива НПО «Машиностроения», принятый на вооружение более 30 лет назад.

    Вооружение

    Можно лишь представить последствия залпа 20 крылатых ракет «Гранит» массой по 7 тонн каждая, способных доставить по назначению со скоростью 2,5 мах за 600 км (в зависимости от характера цели) три типа боеголовок — обычных, ядерных и объёмного действия.

    Причём это не какое-то скопище летящих многотонных болванок, а «продуманная» маневрирующая, летящая над самой кромкой воды смертоносная стая во главе с «вожаком». В процессе полёта «Граниты» постоянно обмениваются информацией, маневрируют, что делает их практически неуязвимыми для корабельных средств ПВО противника.

    Обрушивая на голову врага смертоносные «Граниты», «Пётр Первый» остаётся при этом одним из самых защищённых боевых кораблей. На дальних подступах до 12 воздушных целей уничтожаются ракетами корабельного комплекса «Риф» С-300Ф и уже на подлёте в бой вступают системы «Клинок» и «Кортик». Сочетание ракет и скорострельных артиллерийских установок создают труднопреодолимый «частокол» практически для всего, что может летать.

    Ракетно-артиллерийский комплекс Кортик

    Корабельная артиллерия представлена АК-130 – сдвоенными артиллерийскими установками (кал. 130 мм), «достающими» цели, находящимися на удалении 25 км.


    Корабль надёжно защищён и «снизу». От нежелательных встреч с субмаринами его охраняют вертолёты Ка-27, ракетно-торпедные комплексы «Водопад», бомбовые установки РБУ-12000 и РБУ-1000. Обязательно стоит упомянуть эффективную противоторпедную систему «Удав-1М». Всё это функционирует в сочетании с мощной гидроакустической системой, фиксирующей подводные цели на средних и низких частотах.

    Радиоэлектронные средства


    В корабельную систему ПВО входят радиолокационные станции «Фрегат-МАЭ» с дальностью и высотой обнаружения целей соответственно 300 и 30 км. К общекорабельным средствам слежения относятся 6 станций космической связи (2 САТСОМ и 4 САТПАУ) и 4 специальные электронные станции.

    Где сейчас «Пётр Великий»

    «Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.

    На сегодняшний день ордена Нахимова крейсер «Петр Великий» является единственным атомным ракетным судном третьего поколения. Он изготовлен по проекту 1144 «Орлан» и несет службу в составе Северного флота.
    У Крейсера «Петр Великий» просто огромные габариты, сравнимые лишь с современными авианосцами. Судно состоит из 49 коридоров общей длиной 20 км. На восьмиярусном корабле – 6 палуб, а общая высота от верхушки фок-мачты до дна – около 60 метров. Скорость крейсера – 32 узла и при полном ходе он выдает 26 тонн водоизмещения.

    История строительства

    Ракетный крейсер «Петр Великий» спроектирован Северным проектно-конструкторским бюро. Работы по строительству начались на Балтийском заводе в 1986 году. На начальных этапах сборки корабль назывался «Юрий Андропов» и «Куйбышев». Пущен на воду весной 1989 года. Наименование «Петр Великий» приобрел в 1992 году, а в 1998 – вошел в состав Северного флота. Бортовой номер судна – 099. За 11 лет существования выполнял морские рейсы без отправки на заводской ремонт – на крейсере регулярно работают сотрудники сервиса промышленных предприятий.
    Несмотря на длительный срок службы, у «Петра Великого» — надежный корпус, отличные качества хода и маневренность, большое водоизмещение. В дальнейшем судно может пройти модернизацию. Тем более, что корабль в составе Северного флота не имеет аналогов в мире.


    Состав экипажа и условия службы

    Крейсер «Пётр Великий» – самый большой неавианосный корабль в мире, выполняющий задачи ликвидации наводных целей, обороны объектов флота от подводных и воздушных атак, уничтожения вражеской авиации.
    На судне находится 610 человек: матросы, старшины, офицеры и летчики. Команда занимает одно- и двухместные офицерские каюты, матросские кубрики (по 8-30 человек). На весь экипаж имеется 15 душевых комнат, баня с сауной и бассейн.


    Медицинское обслуживание экипажа проводится в двухэтажном блоке, где есть лазареты, изоляторы, аптека и специальные врачебные кабинеты.
    Имеется спортивный зал, оборудованный тренажерами, комната-салон отдыха, в которой установлен бильярдный стол и рояль. У крейсера есть своя телевизионная студия и более 10 телевизоров в кубриках и каютах.


    Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» входит в состав в/ч 09906, дислоцирующейся в г. Североморске Мурманской области. Письма отправляются на следующий адрес:
    184606, Мурманская область, г. Североморск, в/ч 09906 ТАРКр Петр Великий, номер подразделения (спросите у матроса), ФИО служащего.


    Крейсер «Петр Великий»

    Посылки отправляют на адрес почтового отделения: 184606, Мурманская обл., г. Североморск-6, ул. Северная, 4-а. Затем посылки доставляют на корабль.
    По поводу присяги очевидцы отмечают следующие моменты:

    • Для поездки нужно два пропуска – в ЗАТО Североморск и на корабль.
    • Новобранец пишет рапорт на имя командующего, в котором указывает паспортные данные родителей/официальной супруги для пропуска. Можно отправить копии документов на электронную почту части (адрес подскажет служащий).
    • Списки передаются на КПП и выдаются при въезде в ЗАТО.
    • Вход на корабль – через отдельное КПП. Списки визитеров на него также передаются.

    В увольнительные после присяги отпускают только с родителями или официальной женой. По отзывам, посетивших крейсер «Петр Великий», увольнение дается на два дня под залог паспорта.

    Информация для мамы

    Контактные телефоны

    7 (815-37) 4-66-23 – телефон дежурного войсковой части;
    7 (815-37) 5-10-96 – телефон 1469-го военно-морского госпиталя в г. Североморск;
    7 (815-37) 5-13-88 – телефон отдела доставки почтового отделения. Почта работает с 8.00 до 20.00 (по субботам с 9.00 до 18.00).


    Как добраться

    • С автовокзала в Мурманске – на автобусе № 105 до КПП ЗАТО Североморск. Нужно предъявить документы для получения пропуска.
    • Ехать до конечной остановки. На КПП получить пропуск и пройти до причала № 7, где расположен крейсер «Петр Великий» (ориентироваться на бортовой номер — 099).

    Где остановиться

    • Гостиница «Флагман» около морского вокзала. Есть номера с удобствами на этаже, телевизором и холодильником. Телефон: 7 (815-37) 4-80-37;
    • Гостиница «Ваенга». В номерах – душ, телевизор и холодильник. До КПП причала пешком – около 10-15 минут. Телефон: 7 (815-37) 4-84-75.

    Учитывая, что в городе – всего два отеля, бронируйте номера заранее.

    Прочитал как мне показалось интересную статью о ракетном крейсере «Петр Великий», предлагаю вам ознакомиться и высказать свое мнение:

    Усиление присутствия ВМФ России в Мировом океане откликнулось потоком громких сообщений в СМИ: интервью, вопросы, прогнозы, комментарии и оценки отечественных и зарубежных экспертов. Главной «звездой» происходящих событий, как обычно, является атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — самый крупный из неавианесущих боевых кораблей в мире, 26 000-тонный исполин с монументальным обликом имперского крейсера и тремястами ракет на борту.

    Всякий раз, при упоминании имени «Петра», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует – этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами — что, впрочем, одно и то же).

    И вот здесь-то и начинается самое интересное…

    Эгида («Агис» др. греч.) – мифический щит Афины и Зевса, по преданию, сделанный из шкуры волшебной козы Амалтеи. В центре щита закреплена голова Медузы Горгоны, превращающая своим взглядом человека в камень. Универсальное оружие для нападения и защиты помогло Зевсу в битве с титанами.

    В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем*, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида»). БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что «Иджис» выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира. За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология.

    Пуск зенитной ракеты комплекса С-300Ф

    Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех – уверенно заявляют патриоты.

    Нет! – вопят проамерикански настроенные граждане, — боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком».

    Идите к чертям! – выходят из себя сторонники отечественного флота – на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 — только попробуйте сунуться!

    Стреляй, дешевка! – отвечают им из-за океана — Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите — вот где настоящая, а не показная мощь!

    Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: – Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии?

    Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».

    Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра» здорово увеличивает его заметность – крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени!

    Каким же ладным и современным, после этого, кажется американский Иджис-эсминец типа «Орли Берк» — чистые линии надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», минимум внешних декор-элементов, единственный многоцелевой радар обнаружения с неподвижными полотнами ФАР. Американский «Берк» похож на гостя из других миров – настолько необычен его облик, по сравнению с кораблями российского ВМФ.

    Эсминец типа «Орли Берк»

    Но так ли это на самом деле? Какие «подводные камни» скрываются за стильным образом американского эсминца? И так ли устарел наш «Петр Великий», как это кажется на первый взгляд?

    В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды

    Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.

    Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.

    Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D

    Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.

    Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.

    Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей:
    - британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON)
    - франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR)
    - японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием).
    Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?

    Радары «Петра Великого»

    У российского корабля все в полном порядке – обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения:

    Мощный обзорный радар МР-600 «Восход» (расположен на вершине фок-мачты – первой мачты с носа корабля);

    Трехкоординатный радар МР-750 «Фрегат М2» с фазированной антенной решеткой (располагается на вершине следующей, более низкой грот-мачты);

    Специализированная двухкоординатная РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей (две антенны расположены на площадках по бокам фок-мачты). Главной особенностью станции являются особая диаграмма излучения с зауженными «боковыми лепестками» (сканирование по малому углу места) и высокой частотой обновления данных.

    Именно такого радара не хватает американскому Иджис-эсминцу.

    На вершине фок-мачты — антенна обзорной РЛС «Восход», чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС «Подкат». Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ «Форт-М»

    Но обнаружить – еще не значит уничтожить. Цель необходимо взять на сопровождение, навести на неё оружие и проконтролировать весь процесс полета ракеты к цели.

    У штатовского корабля этим занимается, как обычно, многофункциональный радар AN/SPY-1 вкупе с тремя радарами подсветки цели. Супер-радар «Спай» способен одновременно контролировать до 18…20 зенитных ракет: определять их положение в пространстве и автоматически передавать на автопилоты ЗУР корректирующие импульсы, направляя их в нужный сектор неба. Однако, система «Иджис» тщательно следит, чтобы число ракет на конечном участке траектории не превышало трех единиц.

    Фокус в том, что большинство современных морских ЗРК (в т.ч. «Стэндерд» и С-300Ф) используют полуактивный способ наведения: специальный радар «подсвечивает» цель, головка ракеты реагирует на отраженное «эхо». Все просто. Но кол-во одновременно обстреливаемых целей ограничено кол-вом радаров подсветки.
    Как уже отмечалось выше – у американских эсминцев всего три РЛС AN/SPG-62. Курсовые углы прикрывает одна, кормовые – две, с борта – все три сообща. У российского атомного крейсера ситуация принципиально иная: наведение ракет комплексов С-300Ф и 300ФМ занимаются две специализированные РЛС, каждая из которых обеспечивает сопровождение ЗУР с момента её пуска до попадания в цель:

    Радар с фазированной антенной решеткой 4Р48 (плоская «пластина» в передней части надстройки «Петра Великого»). В отличие от американского AN/SPG-62, который обеспечивает одновременную подсветку всего одной цели, отечественная система формирует шесть каналов наведения: всего 4Р48 способна одновременно наводить до 12 ракет по 6 воздушным целям!

    Второй радар — 3Р41 «Волна», получивший на флоте за характерный облик прозвище «сиська» (хорошо видна в кормовой части надстройки). Вообще-то, на этом месте панировали установить современный 4Р48, но, увы, при строительстве крейсера средств хватило только на «сиську», а современные 4Р48 были проданы за рубеж и установлены на борту китайских эсминцев типа «Лючжоу».
    В результате, со стороны кормы «Петр» способен наводить всего 6 ракет по трем целям – но, в любом случае, это лучший результат, по сравнению с американским Иджис-эсминцем.

    Помимо большего числа каналов управления, отечественная схема управления огнем на основе специализированных радаров 3Р41 и 4Р48 обеспечивает гораздо более надежное и помехоустойчивое наведение ракет на маршевом участке, по сравнению с американским многофункциональным AN/SPY-1.

    В отличие от американского Иджис-эсминца, где наведение всех типов зенитных ракет («стэндерд-2,3», «си сперроу», ESSM) оосуществляется одной-единственной системой управления огнем (SPY-1 + три SPG-62), российский крейсер оснащен двумя типами комплексов ПВО с индивидуальными системами наведения. Кроме зональных ЗРК С-300Ф/300ФМ, на борту «Петра» установлен зенитный комплекс самообороны «Кинжал» — 128 ракет малой дальности, предназначенных для отражения атак противокорабельных ракет.

    «Кинжал» имеет собственный антенный пост 3Р95, находящийся в кормовой части надстройки, рядом со спаренным артиллерийским орудием. Зенитный комплекс использует 4-х канальную радиокомандную систему, обеспечивающую одновременное наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60° х 60°.

    Пуск ракеты ЗРК «Кинжал» с атомного крейсера «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), конец 1980-х

    Последний рубеж обороны «Петра» образован шестью зенитно-артиллерийскими комплексами «Кортик» — каждый боевой модуль представляет собой спаренный автомат калибра 30 мм (суммарный темп стрельбы 10 000 выстр./мин) вкупе с блоком зенитных ракет 9М311 малой дальности. Помимо собственных радиолокационных средств, «Кортики» получают целеуказание с двух антенных постов РЛС «Позитив».

    У американских крейсеров и эсминцев в этом случае все намного печальнее – на борту «Орли Берков», в лучшем случае, смонтирована пара автоматизированных зениток «Фаланкс», представляющих собой комплект из шестиствольной 20 мм пушки и компактной РЛС управления огнем, смонтированный на одном лафете. В связи с попытками снижения затрат на их постройку, эсминцы ВМС США последней серии вообще лишены каких-либо зенитных средств самообороны.

    Собственно, «Орли Берк» много чего лишен – фантастические Иджис-эсминцы, позиционируемые Пентагоном, как лучшие боевые корабли ПВО/ПРО, не имеют ни специального радара для обнаружения НЛЦ, ни достаточного количества РЛС подсветки целей. Именно этим объясняется приятная взору «гладкость» их надстроек и отсутствие «лишних» антенн.

    Эпилог

    «Фрагат», «Подкат», «Волна»… Каждый из радаров имеет свое конкретное назначение и ориентирован на выполнение какой-то своей специфической задачи. Объединить их в единую «универсальную» станцию – идея привлекательная, но труднореализуемая на практике: на пути инженеров встают фундаментальные законы природы – для каждого случая предпочтительнее работать в определенном диапазоне волн.

    Неслучайно, одна из самых совершенных разработок в области морских средств обнаружения — перспективный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, планируемый к установке на американский эсминец «Замволт», изначально создавался как составная часть системы из двух радаров: сантиметрового AN/SPY-3 для поиска низковысотных целей и обзорного AN/SPY-4 (диапазон дециметровых волн). Впоследствии, под ударами финансовых сокращений, Пентагон отказался от установки AN/SPY-4, с формулировкой «эсминец не предназначен для обеспечения зональной ПВО». Проще говоря, супер-эсминец «Замволт» не сможет эффективно поражать воздушные цели на дальности свыше 50 км (однако, в отличие от «Берка», который умеет сбивать космические спутники, «Замволт» идеален при отражении атак низколетящих ПКР).

    Янки, как известно, большие любители стандартизации и унификации — вот теперь пусть выбирают, что лучше…

    В отличие от американских «Иджисов» и «Замволтов», русский атомный крейсер несет на борту полный комплект средств обнаружения и управления огнем для поражения воздушных целей на любых дистанциях. Даже сейчас, с учетом намеренного ослабления его характеристик, в связи известными событиями политико-экономического характера, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» остается сильнейшей боевой единицей, чьи возможности, в плане ПВО, равноценны двум-трем американским Иджис-эсминцам.

    В конструкции этого исполина заложен огромный потенциал – замена устаревшей РЛС «Восход» на современный радар с активной ФАР, подобный европейскому S1850M и оснащения корабля ракетами комплекса С-400 с заменой части боекомплекта на зенитные ракеты с активными головками самонаведения – превратит крейсер в неприступную морскую крепость.

    Напоминаю, что в этой статье не противопоставляются как противники «Петр Великий» и какой то из кораблей США с системой «Иджис», тут пытаются сравнить эффективность систем ПВО

    Конечно же стоит тут упомянуть, что Орли-Берков сейчас в наличии в ВМС США около 60 штук, а «Петр Великий» только один. Это так и это огромный минус. Но, есть и позитивные моменты, принято решение о ремонте и модернизации еще трех «Орланов»

    «Киров» / «Адмирал Ушаков» — Было принято решение об утилизации корабля. Однако сейчас планируется произвести его ремонт и полную модернизацию. Ввод в строй возможен после 2020 года.
    «Фрунзе» /«Адмирал Лазарев» — Планировался к утилизации. Однако в 2011 году принято решение о его восстановлении и модернизации.
    «Калинин» / «Адмирал Нахимов» - С 1999 года стоит на ремонте и модернизации на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Находится в менее плачевном состоянии, чем «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков», и не планировался к утилизации. В 2012 году должно быть завершено проектирование нового облика корабля. Прежде всего, планируется заменить морально устаревшее радиоэлектронное оборудование. После модернизации крейсер должен быть передан Тихоокеанскому флоту. (Источник: http://www.modernarmy.ru/article/142 © Портал «Современная армия»)

    А так же можно напомнить, что для Зумвальта из-за сокращения расходов двухдиапазонный радар DBR уже исключён из проекта. Ибо действующий образец до сих пор выпилить не удалось, а денег ушло немеряно. Единственно что у них хорошо отлажено так это маркетинговый ПИАР. Спустили на воду с барабанным боем и битьем шампанского КОРПУС авианосца CVN 78 «Джеральд Форд» без той же РЛС DBR , без электромагнитных катапульт EMALS и широко распиаренной турбоэлектрической системе посадки (AAG). Всё вышеперечисленное находиться на стадии создания опытных образцов. Зато корпус спущен на воду и сколько ему "ржаветь" в ожидании не понятно

    Вот несколько старых эпизодов применения американской системы:

    Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты» («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

    Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

    «Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

    Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

    USS Vincennes. Убийца

    Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя».
    «Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти!» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

    Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

    Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту.

    Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

    «Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК). Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

    Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание. Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

    «Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

    Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

    Подвиг третий. «Иджис» летает в космос

    Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите». В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная ракета «Стандарт-3» для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

    21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 километров. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.
    Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всеравно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

    Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне. Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

    Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится. Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

    Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов. Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

    По материалам:

    1. http://militaryrussia.ru/
    2. http://www.defenseindustrydaily.com/
    3. Справочник «КОРАБЛИ ВМФ СССР Том II. Ударные корабли. Часть I. Авианесущие и ракетно-артиллерийские корабли 1 и 2 рангов», Апальков Ю.В.
    4. «Атомные крейсера типа «Киров»», Павлов А.С.

    Опять таки не могу вам не напомнить про или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -