Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Специфика логистического подходак управлению материальными потоками в экономике. Традиционный и логистический подходы к управлению Логический подход к управлению материальными потоками

    Специфика логистического подходак управлению материальными потоками в экономике. Традиционный и логистический подходы к управлению Логический подход к управлению материальными потоками

    Большинство определений трактуют логистику как те­орию и практику управления материальными потоками. Од­нако эта деятельность осуществлялась человечеством с дав­них времен. Общепризнанного же определения, которое от­ражало бы специфику логистики, пока не выработано. По­этому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными по­токами, как на макро-, так и на микроуровнях.

    На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из не­скольких самостоятельных предприятий, Традиционно уп­равление каждым из этих предприятий осуществляется соб­ственником обособленно (рис. 2). При этом задача управле­ния сквозным материальным потоком не ставится и не ре­шается. Не выделяется также категория "сквозной матери­альный поток". В результате показатели этого потока, та­кие как его себестоимость, надежность поступления, каче­ство и др., на выходе из цепи складываются в значитель­ной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

    При логистическом подходе объектом управления выс­тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­сованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нуж­ное время, в необходимом количестве, необходимого каче­ства. Продвижение материального потока по всей цепи на­чинает осуществляться с минимальными затратами.

    На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего со­стоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозно­го материального потока внутри предприятия, как прави­ло, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выхо­де из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

    При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритет­ной задачей которой является управление сквозными ма­териальными потоками, т. е. потоками, которые поступа­ют извне, проходят склады службы снабжения, производ­ственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели матери­ального потока на выходе из предприятия становятся уп­равляемыми.

    В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управ­ления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.


    1.4. Предпосылки развития логистики

    Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обус­ловлена возможность широкого применения логистики в со­временной экономике.

    Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.

    Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

    Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных ка­питальных вложений, как, например, освоение выпуска но­вого товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

    Кроме того, использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, ко­торые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

    Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

    · резкого снижения себестоимости товара;

    · повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

    Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, - энергетический кризис 70-х гг.

    Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности пе­ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

    Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса . В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

    Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

    Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

    · превращение рынка продавца в рынок покупателя;

    · обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества по­ставок;

    · энергетический кризис;

    · научно-технический прогресс и в первую очередь ком­пьютеризация управления.

    Необходимым условием для развития отечественной ло­гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и науч­но-технический прогресс в сферах производства и обраще­ния.

    Постановка проблемы. В современных условиях рыночной экономики и усилением конкуренции возникает острая необходимость обратить серьезное внимание на оптимизацию хозяйственной деятельности предприятий. В этом контексте особое значение приобретает создание систем, позволяющих повысить эффективность управления материальными потоками, что улучшает всю хозяйственную деятельность. Резервы повышения конкурентоспособности в сфере производства для многих украинских предприятий исчерпали себя. Поэтому необходимо больше внимания уделять оптимизации процессов, связанных со сферой обращения. В целом, эту проблему можно определить как формирование конкурентных преимуществ через сокращение логистических издержек и улучшение качества обслуживания на основе создания эффективно функционирующих логистических систем.

    Анализ исследований и публикаций. Проблеме использования логистических систем посвящено множество научных исследований. Различные теоретические аспекты касательно данного вопроса раскрыты в научных трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков, которые опубликовали за последние годы фундаментальные и прикладные работы в области национальной и мировой экономики, внешнеэкономических связей, логистики, транспорта. В частности, данная проблематика освещалась в работах Б.А. Аникина, А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, Л.Б.Миротина, В.М. Назаренко, Ю.М.Неруша, Д.С. Николаева, Т.Н. Поляновой, О.Д. Проценко, Т.А. Прокофьевой, С.М. Резера, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, В.И. Cтепанова, А.Н. Стерлиговой, К.В. Холопова др. Из зарубежных авторов следует отметить работы: Д.Бауерсокса, Е. Барди, П.Казабана, Дж. Клосса, Д. Коула, Дж. Ленгли, Д. Ватерса, Д. Стока. По вопросам развития мировой экономики были использованы работы О.Т. Богомолова, А.С. Булатова, Р.С. Гринберга, В.М. Кудрова, В.К. Ломакина, М.А. Портного.

    Несмотря на большое количество исследований и публикаций относительно формирования и использования логистических систем в управлении предприятием, проблемы их использования до настоящего времени не нашли окончательного решения. В связи с этим, цель работы - разработка теоретических основ и практических рекомендаций относительно использования логистических систем в управлении промышленными предприятиями как качественно нового механизма оптимизации текущих процессов.

    Основная часть. Логистическая система - это относительно устойчивая совокупность структурных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным и сопутствующим потокам и объединенных единым управлением для реализации стратегического плана логистики.

    Логистические системы обычно состоят из нескольких подсистем и имеют развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы – это доставка грузов, логистические услуги в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном уровне издержек.

    Логистика и логистические процессы прямо или косвенно влияют на все аспекты человеческой деятельности. Связь логистики со всеми жизненными явлениями определяется тем, что объектами в логистических системах являются природные, человеческие, финансовые и информационные ресурсы. В результате их функционирования обеспечиваются потоковые процессы, лежащие в основе мировой экономики.

    Роль логистики существенно возросла в эпоху постиндустриализации, вызвавшей значительные изменения в мировой экономике и характеризующейся увеличением доли услуг в производстве и потреблении мирового ВВП. Эти изменения оказали на логистику значительное влияние, так как данная отрасль напрямую связана с такими явлениями постиндустриального развития мировой экономики, как: активное использование научных знаний и переход в развитых странах на наукоемкие технологии, что в свою очередь связано с использованием новых технологий и инноваций в логистике; доступностью и обилием различной информации - информатизация логистических процессов; доступность средств связи и транспорта; высокий уровень образования и активное использование знаний в труде - улучшение работы всего логистического бизнеса за счет правильного и рационального использования трудовых ресурсов, роста компетенций персонала.

    Как показал анализ, глобализация мировой экономики привела к формированию международных стандартов функционирования логистических систем. Решение организационных проблем установления должного стандарта обслуживания клиентуры обеспечивается путем ориентации логистического сервиса на выполнение основных показателей базового уровня: доступности, функциональности и надежности.

    В настоящее время рынок логистических услуг находится на стадии фундаментальных изменений, оказывающих серьезное влияние на роль и масштабы деятельности его участников и структуру их взаимоотношений.

    Как показывают исследования, одним из основных проявлений современного этапа глобализации мировой экономики являются интеграционные процессы логистической инфраструктуры. Международный характер связей между странами делает их взаимно заинтересованными в создании в каждой из них эффективной и унифицированной инфраструктуры, обладающей достаточной пропускной способностью и гарантирующей должный уровень организации и обеспечения работы каналов поставки продукции. Но в то же время, следует отметить, что темпы развития мировой торговли превышают пропускную способность логистической инфраструктуры отдельных регионов. Характерна эта проблема и для Украины.

    Повышение эффективности и качества работы логистических систем во многом определяется внедрением в логистику достижений научно-технического прогресса. Анализируя ситуацию, сложившуюся в логистике за последние годы, можно сделать выводы: Научно-технический прогресс в логистике не ограничивается только совершенствованием технических средств, а распространяется на совершенствование процессов организации логистических операций, разработку новых технологий в области логистики, совершенствование научных подходов к решению проблем логистики; Внедрение инноваций в области международной логистики на глобальном уровне принимает первостепенное значение, так как невозможно и неэффективно в рамках одной международной логистической системы иметь подсистемы разного уровня развития.

    Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош-Сименс, Мицубиси, Дженерал моторс один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

    Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается за счет того, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы. Оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ. Улучшается качество выпускаемой продукции. Снижаются потери материалов. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

    Выводы. Для украинской действительности главным в настоящий момент является необходимость внедрять такие логистические структуры, которые были бы максимально приспособлены к работе данного предприятия и к процессам, происходящим в экономике. Особенно это относится к построению международных логистических систем, которые должны быть максимально адаптированы к современным требованиям, в частности удовлетворения стандартов обеспечения качества работы, принятых в развитых странах.

    Литература: Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005 Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009 Mnogoknig. - Режим доступа: http://mnogoknig.net.ua/bookstr_read.php?id=7&str=15 Отраслевой портал. - Режим доступа: ">http://www.logistics.ru/21/6/2/index.htm


    ЦЕЛИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Повышение организованности (эффективности) процессов производства -

    реализация основных принципов организации производства

    (базовых и противоположных базовым):

    ЦЕЛИ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ

    Обеспечение работоспособности производственной системы в заданном диапазоне

    качественных и количественных показателей

    Обеспечение реализации полного цикла управления или всех основных функций цикла управления в их взаимосвязи

    Например, целевая организация производственных процессов предполагает всяческое уменьшение неупорядоченности, разнооб­ разия и неопределенности в движении предметов труда как в прост­ ранстве, так и во времени. Так, однонаправленное движение пред­ метов труда в производстве обеспечивает: (а) многократное умень­ шение сложности ПС и трудоемкости управления производством благодаря сокрашению в десятки раз количества различных межце­ ховых и внутрицеховых технологических маршрутов и производст­ венных связей между участками; (б) создание базы для согласования сроков выполнения работ с непрерывной загрузкой плановых рабо­ чих мест и производственных участков; (в) повышение технологиче­ ской однородности работ на каждом рабочем месте и т. д.

    Целевая организация производственных процессов осуществля­ ется в соответствии с главной целью предприятия, т. е. на основании годовой производственной программы предприятия, и формирует или уточняет их производственную структуру, или объектную струк­ туру предприятия (ПС).

    Функциональный состав задач, подлежащих реализации в про­ цессе функционирования предприятия, и спроектированная произ­ водственная структура предприятия вместе определяют организаци­ онную структуру управления предприятием, или его субъектную структуру.

    В свою очередь, объектная и субъектная структуры предприятия образуют элементную структуру предприятия.

    Гибкость адаптации предприятия к изменениям внешних и внут­ ренних условий работы обеспечивается за счет многих факторов, основными из которых являются гибкость техники и технологии, уровень профессионализма кадров, гибкость организации и управ­ ления производством.

    Различают тактическую истратегическую гибкость. Первая оп­ ределяет время, необходимое предприятию для освоения производ­ ства нового изделия или для реконструкции (создания) отдельного производства, связанного с нововведениями в технике, технологии, или то и другое вместе. Вторая определяет значимость возможных капиталовложений, эффекты, объем и время реконструкции пред­ приятия.

    Реализация основных принципов организации производства при­ водит лишь к повышению организованности (эффективности) функ­ ционирования предприятия при относительно стабильных воздей­ ствиях окружающей среды; тогда как реализация основных и проти­ воположных принципов организации производства повышает еще и внутреннюю гибкость производства, т. е. способность оперативно, сминимальными затратами, адаптироваться к изменениям производ­ ственной программы, условий на рынке товаров и услуг, норм госу­ дарственного регулирования.

    В итоге формируется динамичная организационная структура предприятия (ПС). Это как бы структура некоторой взаимосвязан­ ной совокупности методов организации и управления процессами производства в пространстве и во времени, соответствующая до­ стигнутому уровню знаний и обеспечивающая динамическое взаи­ модействие между компонентами системы в соответствии с их функ­ циональным назначением.

    Наличие организационной структуры, объединяющей элементы предприятия и их функции в единое целостное образование и опре­ деляющей правила и направленность динамического взаимодейст­ вия элементов, - необходимое условие существования системы.

    Четвертый уровень целей - обеспечение функционирования си­ стемы, сохранение гибкости и адаптивности системы в заданных параметрах (см. рис. 25). Здесь окончательно уточняется функцио­ нальный состав задач, решаемых в системе.

    Сегодня в промышленных организациях сложилась негативная практика, когда свернуты или реализуются лишь частично такие основные функции управления, как прогнозирование, нормирова­ ние и планирование. Особенно внушают опасения плохая организа­ ция нормирования и недостаток специалистов по организации и нормированию труда.

    Следует помнить, что если не реализуется в полном объеме хотя бы одна из основных функций управления, то система организации и управления материальными потоками в производстве начинает деградировать. Это происходит даже в том случае, когда цели более высоких уровней достигнуты и можно было бы пожинать плоды повышения эффективности производства.

    3 Предпосылки и этапы развития логистики

    Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обуслов­ лена возможность широкого применения логистики в совре­ менной экономике.

    Необходимость применения логист ики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.

    Первая причина - развитие конкуренции , вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До кон­ ца первой половины XX века в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не при­ давали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальнымипотоками. Производство, оптовая и розничная торговля рабо­ тали без тесной технической, технологической, экономичес­ кой и методологической интеграции друг с другом. Единые системы управления сквозными материальными потоками не создавались. Основной потенциал конкурентоспособности со­ здавался в этот период за счет расширения и совершенство­ вания производства.

    Однако к началу второй половины XX века резервы по­ вышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных пре­ имуществ. Предприниматели стали уделять все больше вни­ мания не самому товару, а качеству его поставки. Улучше­ ние работы в сфере логистики, не требуя таких дополни­ тельных капитальных вложений, как освоение выпуска ново­ го товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет сниже­ ния себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Доллар, вложенный в развитие логистики, стал оказывать более сильное влияние на конкурентоспособность, чем доллар, вложенный в развитие качества выпускаемой продукции. В логистически организованных материалопрово­ дящих цепях появилась возможность существенного сниже­ ния себестоимости товара, прошедшего через сферы произ­ водства и обращения в сферу конечного потребления. Возни­ кающие конкурентные, преимущества стали зависеть не столько от величины капитальных вложений, сколько от умения правильно организовать логистический процесс.

    Использующие логистику поставщики стали гарантиро­ вать поставку нужной продукции в нужное время и, соответ­ ственно, представлять для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивали.

    Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

    ♦возможности существенного снижения себестоимости товара;

    ♦повышения надежности и качества поставок (гаранти­ рованные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).

    Вторая причина, объясняющая необходимость примене­ ния логистики в экономике - нарастающие энергетические проблемы.

    Повышение стоимости энергоносителей вынуждает пред­ принимателей искать методы повышения экономичности пе­ ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необ­ ходимы согласованные действия всех участников совокупно­ го логистического процесса.

    Возможность применения логистики в экономике обус­ ловлена современными достижениями научно-техничес-кого прогресса (НТП)\ В результате НТП создаются и начина­ ют широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появ­ ляется возможность использовать оборудование, соответствую­ щее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьюте­ ризация управления логистическими процессами.

    Создание и массовое использование средств вычисли­ тельной техники, появление стандартов для передачи инфор­ мации обеспечило мощное развитие информационных сис­ тем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватыва­ ющих большие территории. Стало возможным осуществле­ ние мониторинга всех фаз движения продукта: от первично­ го источника сырья через все промежуточные производствен­ ные, складские и транспортные процессы до конечного по­ требителя.

    Таким образом, главные причины, по которым, начиная с середины XX века, в экономически развитых странах на­ блюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

    ♦превращение рынка продавца в рынок покупателя;

    ♦обеспечение конкурентных преимуществ логистичес­ ки организованных материалопроводящих систем за счет сни­ жения себестоимости продукции и улучшения качества по­ ставок;

    ♦энергетический кризис;

    ♦научно-техническийпрогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

    Кратко рассмотрим предпосылки применения логистики

    вроссийском бизнесе. В настоящее время эффективный биз­ нес в России, к сожалению, пока еще возможен при высоких затратах, связанных с использованием дезинтегрированных систем товародвижения. Это объясняется низким уровнем конкуренции в ряде отраслей, что позволяет устанавливать высокие цены на продукцию, не теряя при этом объемов сбыта.

    Однако коммерческие возможности повышения эффек­ тивности бизнеса постепенно иссякают: увеличивать объемы продаж и повышать цены, компенсируя затратность товаро­ движения, становится все труднее (под термином “коммер­ ческие возможности” в данном случае будем понимать воз­ можность увеличения объемов выпуска и продаж, а также возможность увеличения цен на реализуемые товары). Соот­ ветственно, объективно возрастает степень заинтересован­ ности отечественного бизнеса в логистике.

    На рис. 6 представлены два возможных направления по­ вышения эффективности торгового бизнеса: “логистичес­ кое” и “коммерческое”. Отсутствие конкуренции в девянос­ тые годы XX века делало привлекательным коммерческое направление. Однако по мере развития конкуренции барье­ ры на пути повышения цен и объемов продаж возрастают, что делает в настоящее время логистическое направление все более предпочтительным.

    Тенденция возрастания барьеров на пути коммерческого направления развития бизнеса в России и снижения барьеров на пути логистического направления

    Вначале XXI века в РФ наблюдается тенденция сниже­ ния барьеров на пути реализации логистического направле­ ния развития торгового бизнеса: появляются специалисты, умеющие организовывать логистику, развивается инфраструк­ тура товарного рынка, развиваются информационные систе­ мы (их становится больше, усиливаются их технологические возможности, снижаются цены и т. п.).

    ВРоссии сегодня создается ситуация, когда логистика превращается в одно из наиболее привлекательных направ­ лений повышения эффективности бизнеса.

    Необходимым условием для развития отечественной ло­ гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно-тех­

    нический прогресс в сферах производства и обращения.1.6.Этапы развития логистики

    Всовременной экономике выделяют три этапа совер­ шенствования логистики.

    Первый этап - 60-егоды XX века, характеризуется использованием логистического подхода для управления ма­ териальными потоками в сфере обращения. В этот период на­ чинает приходить понимание двух ключевых положений:

    1.Существующие как бы отдельно потоки материалов

    впроизводстве, храпении и транспортировании могут быть охвачены единой системой управления .

    2.Интеграция отдельных функций физического распре­ деления материалов может дать существенный экономи­ ческий эффект .

    Задачи оптимизации физического распределения реша­ лись и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функцио­ нирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить должного системного эффекта и поэтому в фирмах нередко не при­ давалось должного значения решению этих задач.

    Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанно­ го с ним транспорта.

    На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом при­ меняемого транспорта; в свою очередь, характеристики пе­ ревозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-склад-ского процесса. Графически степень логистической интегра­

    ции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логисти­ ки представлена на рис. 7.

    Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного слож­ нее их обособленного решения. Здесь нередко требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

    Второй этап в развитии логистики приходится на80-егоды XX века. В этот период интеграционная основа логисти­ ки расширилась и стала охватывать производственный про­ цесс.

    С точки зрения развития логистики 80-егоды характе­ ризуются следующим:

    ♦быстрый рост стоимости физического распределения;

    ♦рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

    ♦долгосрочное планирование в области логистики;

    ♦широкое использование компьютеров для сбора инфор­ мации и контроля за логистическими процессами;

    ♦централизация физического распределения;

    ♦резкое сокращение запасов в материалопроводящих

    ♦четкое определение действительных издержек распре­ деления;

    ♦определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

    Графически глубина логистической интеграции, достиг­

    нутая в 80-егоды, представлена на рис.

    Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

    Третий этап относится к настоящему времени и харак­ теризуется следующим:

    ♦ современные коммуникационные технологии, обеспе­ чивающие быстрое прохождение материальных и информа­ ционных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя,

    ♦развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики,

    ♦концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения,

    ♦совокупность материалопроводящих субъектов приоб­ ретает целостный характер (рис. 9).

    4 Логистический подход к управлению материальными потокам

    Объекты управления - отдельные предприятияПоказатели сквозного материального потока на выходе (точка А) складываются случайно

    При логистическом подходе объектом управления выс­ тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обо­ собленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­ сованного управления сквозным материальным потоком. Нуж­ ный груз начинает поступать в нужное место, в нужное вре­ мя, в необходимом количестве, необходимого качества. Про­ движение материального потока по всей цепи начинает осу­ ществляться с минимальными затратами. На выходе из цепи (точка А) сквозной материальный поток приобретает запла­ нированные, контролируемые показатели.

    На уровне отдельно взятого предприятия цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных подразделений это­ го предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока, как пра­ вило, не имеет приоритетного значения ни для одного из этих подразделений. В результате, согласно известной пого­ ворке, у семи нянек “дитя” остается без надзора. Показатели

    материального потока на выходе из предприятия (точка В), так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

    При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права подразделение (чаще всего, служба логистики), приоритетной задачей которого является управление сквозным материальным потоком, т. е. потоком, который поступает извне, проходит склады службы снабже­ ния, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходит к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

    В целом, принципиальное отличие логистического под­ хода к управлению материальными потоками от традицион­ ного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в техни­ ческой, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управле­ ние сквозными материальными потоками1.

    5 Задачи и функции логистики снабжения

    Рис. 16. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ИССЛВДОВАНИЯХ РЫНКА ЗАКУПОК

    Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материа­ лов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

    Непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

    Опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

    Рынки заменителей (полностью или частично заменяемых про­ дуктов);

    Новые рынки.

    Полученная информация должна отражать такие рыночные кате­ гории, как предложение, спрос и рыночный баланс. На базе получен­ ной информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:

    какова структура исследуемого рынка? (какая форма рынка име­ ет место?);

    как организован исследуемый рынок? (как протекает балансиро­ вание спроса и предложения?);

    каким образом будут развиваться структура и организация рынка? Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл перечислен­ ных вопросов и получить на них достоверные ответы, информация

    часто подается в трех аспектах:

    а) современный анализ рынка («моментальный снимок»); б) динамика изменения конъюнктуры рынка; в) прогнозы изменения рынка.

    При проведении анализа важным инструментом исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются за­ просы потенциальных потребителей. Используя запросы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос.

    Исследования рынка закупок сырья и материалов могут рассма­ триваться внутри предприятия и как средство решения проблем, возникающих в научных исследованиях и конструкторских разра­ ботках, которые связаны с характеристиками нового сырья и ком­ плектующих. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутризавод­ ской или внутрифирменной отчетности.

    Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих изде­ лий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуще­ ствляется на стадии конструирования изделий. Задача органов снаб­ жения - обеспечить конструкторов необходимыми каталогами, опи­ саниями, проспектами по профилю проводимой работы с целью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, без чего трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей снабжающих органов является сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

    Количество материалов, дата начала поставок и продолжитель­ ность периода их поступления зависят от производственных про­ грамм компании, которые, в свою очередь, определяются результа­ тами изучения рынков сбыта. Общей проблемой для большинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить произ­ водственную программу: путем прочного, но не всегда экономичес- ки эффективного обеспечения материалами либо задерживая вы­ пуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов?

    Изучив рынок и остановившись на каких-либоконкретных по­ ставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предпри­ ятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребнос­ тей основывается на стратегии управления запасами, чему в учеб­ ном пособии посвящен специальный раздел. В настоящей главе обозначим лишь основные принципы определения потребностей. Прежде всего определение потребностей означает выявление про­ дуктов и услуг по их качеству, количеству в основном двумя метода­ ми: путем определения потребностей на основе заказов и планомер­ ного определения потребностей на основе расходов.

    Определение потребностей на основе заказов, например в маши­ ностроении, происходит путем разложения спецификаций на от­ дельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запа­ сов. Первичными потребностями здесь являются потребности в го­ товых изделиях, вторичными - узлы, из которых изделия состоят, третичными - детали, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворе­ ния последующих потребностей определяются на основе сроков за­ купки предыдущих.

    Если потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, тогда используют метод определения потребности на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность в этом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнение к ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза - прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либовнешних факторов.

    В западных странах приобретаемая фирмами продукция произ­ водственного назначения классифицируется по видам заготовлен­ ного товара и способам их закупки. Из всего многообразия традици­ онно выделяются следующие виды товаров: сырье и основные мате­ риалы, топливо, комплектующие и оборудование. Такое деление обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а так­ же условиями хранения и применения отдельных видов этих това­ ров.

    Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не тре­ бующие длительного хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного по-

    требления, требуемые к определенному моменту, закупаются на ус­ ловиях договорной поставки, оговаривающей точное время подвоза. При таком способе поставки объем запасов материалов на фирме уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются. Способст­ вуют резкому снижению производственных запасов регулярные по­ ставки таких партий материалов, которые доставляются потребите­ лю через определенные интервалы времени в соответствии с графи­ ком потребности в них производства на тот или иной период.

    Вцелях упрощения процедуры оформления заказов и снижения накладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых и мелкими партиями.

    Вэтих же целях фирмы стали использовать автоматизированную систему компьютерной связи. Фирмы осуществляют также конъ­ юнктурные и спекулятивные закупки товаров.

    Важнейший элемент в политике закупок - анализ цены приоб­ ретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:

    а) простой метод калькуляции (показатель общих издержек~делится на показатель производственной продукции);

    б) калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дро­ бятся по отдельным статьям и берутся усредненно);

    в) постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).

    Анализ цен учитывает также дополнительные работы и услуги, например, проведение консультаций, подготовку документации, упаковку, таможенные пошлины, транспортировку и другие. При этом применяются следующие виды анализа цены:

    Анализ цены по пути от возникновения продукта до его поступ­ ления потребителю (постатейной калькуляцией определяют цену - НЕТТО, включая заготовительные расходы);

    Анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произведен­ ной работы, и услуг (здесь дополнительно учитывают расходы на контроль, хранение, финансирование);

    Анализ цены на основе полезности продукта (на базе субъек­ тивных оценочных критериев определяется, сколько данный про­ дукт или услуга могут стоить на рынке);

    Анализ цены при тенденции ее повышения на аналогичные товары (с помощью расщепления издержек на первичные, в расчете на единицу продукции в настоящий момент, и последующие из­ держки - для расчета цены на определенную партию продукции);

    Анализ цены (с помощью кривой освоения новой продукции);

    Анализ цены во временном периоде (сравниваются старое и новое коммерческое предложение, при этом учитываются измене­ ния в используемом сырье, затратах, рыночных отношениях и пр.);

    Анализ цены по первичным издержкам на единицу продукции;

    Анализ с помощью скользящих цен (применяются в основном при разработке долгосрочных договоров при лихорадочном измене­ нии цен);

    Анализ цен на основе открытых данных (курс валют, биржевые курсы, таможенная статистика и пр.).

    При осуществлении закупок покупатель не обязательно должен рассчитывать составляющие цены получаемого товара, однако в последнее время все чаще между покупателем и продавцом происхо­ дит обмен данными, содержащими составляющие издержек произ­ водства и другие элементы, из которых слагается цена продукта закупок. Особенно широкое применение такая практика получила при заключении долгосрочных договоров о поставках.

    Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов материально-техническогообеспечения. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость до­ ставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы перегруз­ ки в случае смешанных сообщений.

    Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение материалов (о них будет сказано ниже). Здесь снабженче­ ская деятельность имеет однозначную цель - обеспечить эффектив­ ное выполнение производственной задачи За счет сведения, по воз­ можности до минимума, объема запасов. Необходимо отметить, что в настоящее время, в условиях отсутствия дефицита на подавляю­ щую долю сырья, полуфабрикатов и различных комплектующих эле­ ментов в главных капиталистических странах, органы снабжения не ощущают потребности в создании излишних запасов (такая потреб­ ность стихийно формируется при осуществлении дефицита). Тем не менее было бы неправильно считать, что в сфере капиталистическо­ го производства отсутствуют побудительные причины создавать из­ лишние запасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфля­ ция, изменениеполитико-экономическойобстановки в производя­ щих сырье регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.

    \f Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами. Первый - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя

    прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современ­ ных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

    Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возмож­ ностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уров­ не отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия выше­ названного отдела с производственным и отделом контроля качест­ ва продукции.

    Существует и третий путь, который применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рын­ ка. Подобная ситуация может сложиться в результате возникнове­ ния потребности в принципиально новом для компании сырье и комплектующих. Такая потребность появляется при диверсифика­ ции производства и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фир­ мой регионе и тому подобных ситуациях. В этих случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, по­ средническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения про­ граммы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов.

    В одних случаях фирмы-посредникиза предварительно огово­ ренную плату находят возможных поставщиков или потребителей продукции, дают консультации по юридическому и финансовому аспектам предполагаемых сделок. В других, получая полномочия от компании - клиентов, берут на себя организационную и финансо­ вую сторону соглашения за оговоренный процент прибыли или не­ которую долю от суммы контракта. В этом случае они следят за количеством и качеством поставок, заботятся о своевременной до­ ставке, могут предоставлять услуги по складированию, комплектова­ нию, упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям.

    С 80-хгодов в организации закупочного процесса в некоторых фирмахусиливаются плановые начала. Планирование процесса при­ обретения продукции и услуг для удовлетворения потребностей фирмы находится в общем русле процесса управления ресурсами и становится важной функцией в снабженческой деятельности. В ходе планирования учитывается ряд факторов, в частности: темпы ин­ фляции и возможность девальвации валют ряда стран, ведущие к росту цен; рост концентрации капиталов на рынке поставок; техно-

    логм ческое развитие производства; появление новых материалов и т. д., без чего трудно оценить перспективы развития снабженческих служб фирм.

    Руководство многих фирм давно осознало, что планирование свя­

    зей с рынком поставок имеет такое же важное значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В условиях на­ сыщенности рынка закупки, проводимые фирмой, могут оказать значительное воздействие на рост ее прибыли наряду с продажей продукции.

    Практически новое отношение к функции снабжения реализует­ ся через разработку плана или основных положений стратегии заку­ пок. Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух аспектов: важности предполагаемой закупки (с точки зрения ее потенциального воздействия на характеристики производимой про­ дукции, сокращение производственных издержек, прибыли) и осо­ бенностей рынка поставок - ограниченности рыночных возможно­ стей, наличия барьеров на пути проникновения на рынок, моно­ польного или олигопольного характера рынка.

    Руководство снабжением, опираясь на вышеназванные факторы, оценивает позицию своей фирмы по отношению к поставщикам путем систематического анализа возможностей потенциальных по­ ставщиков и требований со стороны своей фирмы. На основании анализа создается набор вариантов поведения фирмы по отноше­ нию к поставщикам в конкретных рыночных зонах. Отдел снабже­ ния при той или иной стратегии выполняет свою постоянную задачу и выявляет новые источники поставок.

    Один из ключевых вопросовматериально-техническогоснабжения промышленных фирм в западных странах - качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Необходимо подчеркнуть, что, не­ смотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на вну­ треннем и международном рынке, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно остро.

    Наиболее солидные западноевропейские, американские и япон­ ские компании, борющиеся за рынок сбыта своей продукции, разра­ батывают и скрупулезно выполняют программы по поддержанию и повышению качества своей продукции. Значительное внимание в них уделяется качеству источников поставок. Характерным приме­ ром в этом деле может являться опыт компании «ITT Кэннон Норт Америка» (США)". В структуре управления компанией создана так называемая «группа по отбору поставщика», в которую входят пред-

    "Quality Progress, 1987, № 11, p. 41 .

    ставители системы материально-техническогоснабжения компании, финансовой службы, производственного отдела и пр. Группа отби­ рает в качестве поставщика лишь тех, кто проявил или может про­ явить способность удовлетворить уровень запросов, предъявляемых «ITT». Группа выдвигает технические требования к предметам заку­ пок, основанные на технических требованиях к конечной продук­ ции, которые передаются поставщику

    При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

    Наличие оборудования для производства продукции необходи­ мого качества;

    Возможность проводить испытания качества по заданной про­ грамме и с помощью необходимых приборов;

    Контроль и аттестация входящих материалов и сырья;

    Наличие необходимых документов и инструкций, определяю­ щих количество рабочих операций и их контроль;

    Наличие марщрутных документов, подтверждающих проведе­ ние всех необходимых операций по производству и контролю.

    Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Об­щепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуров­не.

    На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

    Показатели сквозного материального потока на выходе

    (точка А) складываются случайно

    Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне

    При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3).

    На выходе (точка А) сквозной материальный поток

    имеет заранее спроектированные, контролируемые

    показатели

    Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

    При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

    На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.


    Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне (уровень отдельного предприятия)

    При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.


    Показатели материального потока на выходе (точка в) управляемы и имеют заранее заданное значение

    Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень отдельного предприятия)

    В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками. *

    * В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельно­стью по управлению материальными потоками начинает закрепляться на­звание «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

    Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта де­ятельность осуществлялась человечеством с давних времен. В чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микро-и на макроуров­не?

    На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий.

    ü Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособлен­но (рис. 2). При этом задача управления сквозным материаль­ным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность по­ступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от опти­мальных.

    ü При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом ко­личестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

    На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4).

    ü При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в пер­вом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.

    Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне: показатели на выходе (т. А) складываются случайно.

    Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне: на выходе (т. А) сквозной материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели.



    Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели сквозного материального потока на выходе (т.В) складываются случайно.

    Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели материального потока на выходе (т.В) управляемы и имеют заранее заданное значение.

    ü При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят скла­ды службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

    Управлять бизнесом своих партнеров и бизнесом партнеров своих партнеров становится нормой на Западе – и все это ради того, чтобы избежать проблем в своей компании. Для эффективного управления материальными потоками необходима стабильная работа поставщиков и потребителей. А те зависят от своих партнеров. Именно поэтому менеджеры вынуждены лезть в чужой огород, хотя на самом деле заботятся о своем. В России таких попыток почти не делается, хотя попытка надежности партнеров часто более актуальна, чем для иностранцев. И дело тут в логистике: российский бизнес организован на уровне здравого смысла, а не с учетом мирового опыта и научных достижений в этой сфере, российским компаниям не до управления партнерами - хорошо бы навести внутренний порядок.

    Освоение логистики начинается с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от вредной привычки управлять отдельными подразделениями и переход на управление сквозным материальным потоком. Когда во время кризиса все кинулись снижать издержки, своеобразным тестом на наличие у руководителей логистического мышления мог быть принцип одного зонтика. Суть этого принципа в том, что нужно управлять суммарными издержками компании, а не сокращать расходы по подразделениям. Обычно если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Например, транспортная служба увеличивает объемы перевозимых партий товаров, но растущие при этом затраты на содержание складов могут перекрыть достигнутый транспортниками эффект. А экономию на упаковке груза легко свести нанет, повредив его при доставке. Уменьшение площади складов может привести к остановкам в производстве. Итак, в логистике действует правило - некоторое увеличение затрат в одной области может привести к их экономии в системе в целом.

    Но чтобы управлять издержками одного понимания взаимосвязи всех издержек – мало, нужно точно знать, прежде всего, на что и сколько компания тратит. В этом поможет калькуляция издержек на логистику. Чтобы иметь возможность влиять на издержки, нужно знать не только во что обходятся отдельные функциональные области логистики: закупка, склад, транспортировка, производство, распределение. Нужно еще представлять, сколько тратится на логистику тех или иных продуктов. Это позволяет выявить в общей сумме, потраченной на закупку сырья и материалов, сумму, пущенную на отдельный бизнес-процесс по выпуску конкретного продукта. Можно накапливать статистику, анализировать всплески и падения и гибко на них реагировать.

    Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается:

    v в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами;

    v в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками (в РФ любую практическую деятельно­сть по управлению материальными потоками на­зывают «логистика», даже если эта деятельность не очень соответствует логистической идее).

    При логистическом подходе к упра­влению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных си­стем к интегрированным логистическим системам требует рас­ширения методологической базы управления материальными по­токами.

    Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

    Система (от греч. - целое, соста­вленное из частей; соединение) - множество элементов, находя­щихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опре­деленную целостность, единство.

    Существует четыре свойства, которыми должен обла­дать объект, чтобы его можно было считать системой.

    Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элемен­ты системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

    Второе свойство (связи). Между элементами системы име­ются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней сре­дой, так как в противном случае система не сможет существо­вать.

    Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сфор­мировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

    Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих си­стеме в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

    Примеры систем.

    ПРИМЕР 1 - Шариковая ручка как система

    ü Первое: ручка состоит из отдельных элемен­тов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д.

    ü Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

    ü Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы свя­зать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не бы­ли бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств.

    ü Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов - ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

    Точно так же можно доказать, что такие объекты, как ав­томобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются система­ми.

    Логистика ставит и решает задачу проектирования гармо­ничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Рассмотрим свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

    Первое свойство (целостность и членимость).

    Рис. 16. Принципиальная схема логистической системы на макроуровне

    Рис. 17. Принципиальная схема логистической системы на микроуровне

    Совместимость разных звеньев обеспечива­ется единством цели, которой подчинено функционирование ло­гистических систем.

    Второе свойство (связи): на макроуровне основу связей составляет договор, на микроуровне - внутрипроизводственные отношения.

    Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организа­цию.

    Четвертое свойство (интегративные качества): логи­стическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это спо­собность поставить нужный товар, в нужное время, в нуж­ное место, необходимого качества, с минимальными затра­тами, а также способность адаптироваться к изменяющим­ся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

    В качестве логистической си­стемы можно рассматривать промышленное предприятие, тер­риториально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.

    Цель логистической системы - доставка товаров и из­делий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производ­ственному или личному потреблению при заданном уровне из­держек.

    Границы логистической системы определяются циклом обра­щения средств производства (рис. 18). Вначале закупаются сред­ства производства. Они в виде материального потока поступа­ют в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в по­требление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

    Рис. 18. Выделение границ логистической системы

    Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег - получения денег» (рис. 19).

    Рис. 19. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег - получение денег»

    Логистические системы делят на макро - и микрологистические.

    Макрологистическая система охватывает пред­приятия и организации промышленности, посреднические, тор­говые и транспортные организации различных ведомств, рас­положенных в разных регионах страны или в разных стра­нах. Формирование межгосудар­ственных систем требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможен­ных препятствий транспортировке товаров, капиталов, инфор­мации, трудовых ресурсов.

    Микрологистические системы включают различные производственные и торго­вые предприятия, территориально-производственные комплек­сы, в состав кото­рых входят технологически связанные производства, объединен­ные единой инфраструктурой.

    Внутри системы функционируют подсистемы: отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, ра­ботающие на единый экономический результат.

    На уровне макрологистики выделяют три вида логистиче­ских систем.

    Логистические системы с прямыми связями - материальный поток проходит непосред­ственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 20 а).

    Эшелонированные логистические системы - на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б).

    Гибкие логистические системы - движение материаль­ного потока от производителя продукции к ее потребителю мо­жет осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 20 в).

    Главной методологической основой сквозного управления матери­альным потоком является системный подход. Системный подход позволя­ет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

    Функционирование реальных логистических систем характе­ризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих це­лей функционирования системы, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибоч­ным.

    Схема движения са­харного песка