Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Отчетность ип енвд по месту регистрации. Как ИП работать в другом городе и платить налоги — нужно ли проходить регистрацию. Нет регистрации вообще

    Отчетность ип енвд по месту регистрации. Как ИП работать в другом городе и платить налоги — нужно ли проходить регистрацию. Нет регистрации вообще

    Довольно часто у будущих бизнесменов возникает вопрос о том, можно ли зарегистрироваться в качестве ИП не по месту постоянной регистрации. Закон дает однозначный ответ – нет.

    В соответствии с ФЗ 129 заявление о регистрации должно быть подано в налоговую службу по месту постоянной прописки заявителя. Однако в нормативно-правовом акте имеются некоторые оговорки и исключения. Используя именно эти «лазейки», можно зарегистрироваться в налоговой службе в качестве ИП фактически по месту проживания.

    Какое значение имеет адрес для открытия предпринимательской деятельности?

    Почему законодатель так принципиально относится к адресу постоянного местожительства будущего бизнесмена? Данная особенность объясняется специфическим правовым положением ИП. Фактически бизнесмен сохраняет свой статус физического лица, у него нет юридического адреса. Регистрация по месту постоянной прописки позволяет предупредить возникновение проблем с поиском «потерявшихся» предпринимателей. Документы, связанные с его деятельностью, направляются государственными органами именно по месту его постоянной регистрации.

    Для регистрации ИП заявитель должен передать в налоговую службу пакет документов. Место постоянной прописки определяется исходя из информации, указанной в паспорте гражданина РФ. Его же он обязан указать в заявлении на регистрацию. Кстати, именно приказ ФНС, регулирующий порядок оформления данного документа, дополнительно подчеркивает, что в графе «место жительства» следует указывать адрес, который является местом постоянной прописки заявителя.

    В ФЗ № 129 в перечне документов, предоставляемых ИП при регистрации, числится копия или подлинник акта, подтверждающего адрес места жительства заявителя.

    Это допустимо и нужно только в том случае, когда в паспорте или ином документе, удостоверяющим личность, отсутствуют сведения о таком адресе. Иными словами, зарегистрироваться в качестве ИП по месту фактического нахождения можно лишь тем гражданам, которые вообще не имеют постоянной регистрации.

    Впрочем, закон не ограничивает предпринимателей в возможности вести свой бизнес на территории всей страны. Следует только помнить о том, что приезжая в новый город ИП должен, как физическое лицо, оформлять временную регистрацию. Однако это не повлияет на его обязанность уплачивать налоговые и страховые платежи по месту постоянной прописки.

    В отношении юридических лиц действуют иные правила. Законодатель лояльно относится к месту регистрации их учредителей. Таким образом, открыть ООО можно в любом месте независимо от штампа в паспорте.

    Регистрация ИП не по месту прописки: проблемы и пути решения

    Итак, чтобы зарегистрировать ИП необходимо обратиться в налоговую по месту постоянной регистрации. В идеале нужно съездить в свой населенный пункт и пройти регистрационную процедуру. Однако сделать на практике это не всегда возможно. Решение есть.

    В соответствии с ФЗ №129, который регулирует порядок регистрации ИП, документы могут быть направлены в адрес налоговой службы почтовым отправлением.

    Порядок действий в данном случае следующий:

    1. Формируем пакет .
    2. В ближайшем почтовом отделении отправляем документы заказным письмом с описью вложения.

    Готовое будет направлено в адрес заявителя таким же образом. Данная проблема возникает у большинства начинающих предпринимателей. Однако существуют и иные ситуации, например, если человек имеет временную регистрацию, а также не имеет ее вовсе.

    Если официально проживает в другом городе

    Факт официального проживания в другом городе подтверждается временной регистрацией. В соответствии с действующим законодательством гражданин обязан встать на регистрационный учет в течение 7 дней с момента пребывания на новое место жительства. Наличие временной регистрации – обязательное условие, ее отсутствие влечет наложение штрафа на правонарушителя.

    Однако получить статус ИП по месту временной прописки не получится.

    Законодатель не дает такой возможности, подчеркивая, что получить можно исключительно по месту постоянной регистрации. В данной ситуации можно либо отправить документы по почте (как в рассмотренном выше примере), либо написать доверенность на другого человека. Возможность регистрации ИП через представителя допускается законодателем.

    Если этот вариант вам подходит, то необходимо выполнить следующие действия:

    1. написать доверенность на представителя;
    2. обратиться к нотариусу для ее заверения;
    3. отправить доверенность и пакет документов для регистрации представителю почтовым отправлением.

    Затем доверенное лицо должно обратиться в налоговую службу по месту регистрации заявителя. Через 5 рабочих дней он получит готовое свидетельство, которое необходимо также отправить почтой новоиспеченному бизнесмену.

    Если по прежнему месту жительства нет человека, который мог бы выполнить данные действия, то можно прибегнуть к помощи специалистов в области права. В каждом населенном пункте функционирует множество юридических фирм, которые выполнят все необходимые операции. Стоимость их услуг, прежде всего, будет зависеть от того, в каком конкретно субъекте РФ они осуществляют свою деятельность. Так, традиционно в столице цена за регистрацию ИП гораздо выше, нежели в регионах.

    Нет регистрации вообще

    В соответствии с действующим законодательством только в одном случае гражданин РФ может зарегистрироваться по месту временного пребывания – когда у него нет постоянной прописки. Проще говоря, отсутствует штамп в паспорте о регистрации. Возможно ли такое?

    Конечно, Конституция РФ провозглашает право на свободу передвижения и выбора места проживания. В то же время закон в 2019 году обязует гражданина встать на регистрационный учет в течение 7 дней с момента прибытия на новое место жительства. Данный срок отсчитывается не с момента, когда у человека была устранена запись о регистрации. Этот период учитывается со дня прибытия на новое место.

    Итак, если нет регистрации вообще, нужно предпринять следующие действия:

    1. Получить временную регистрацию. При отсутствии и постоянной, и временной прописки человек не сможет зарегистрироваться в качестве ИП. Именно поэтому начинать процесс следует с посещения ФМС. Для того чтобы получить временную регистрацию, человек должен передать в компетентный орган заявление, а также документ, подтверждающий согласие собственника квартиры или дома на проведение данных процедур.
    2. После того как свидетельство получено начинается сбор документов на регистрацию ИП. Заявитель обязан представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, квитанцию об оплате государственной пошлины, заявление. Кроме того, ему нужно передать копию или подлинник документа, в котором содержатся сведения об адресе места жительства заявителя.

    Уплата налогов и сборов в данном случае

    В том случае, когда ИП осуществляет свою деятельность не по месту постоянной регистрации возникают особые ситуации при уплате налогов и сборов. Многое зависит выбранной системы налогообложения.

    Например, предпринимателю, отдавшему предпочтение УСН, необходимо встать на налоговый учет по месту постоянной регистрации. Факт осуществления деятельности в другом населенном пункте не имеет значения.

    Сдавать налоговую отчетность и уплачивать обязательные платежи ИП будет по месту постоянной регистрации.

    На практике сделать это несложно.

    Законодатель дает возможность передать налоговую отчетность следующими способами:

    • направить заказным письмом с описью вложения;
    • передать в налоговую службу по месту постоянной регистрации через представителя, действующего на основании доверенности;
    • отправить в электронной форме.

    Таким образом, нет необходимости лично посещать налоговую службу. Вносить налоговые платежи также можно в любом субъекте РФ. Главное – получить правильные реквизиты.

    В настоящее время действуют региональные законы, которые облегчают налоговое бремя предпринимателей. На уровне субъекта может быть принят нормативно-правовой акт о снижении ставки налога до 5% — для объекта «доходы минус расходы» и до 1% — для объекта «доходы» (вступает в силу с 1 января 2019г.).

    Какие законы в данном случае будут действительны для ИП? Только те, которые функционируют на территории региона, где он официально зарегистрирован. Таким образом, возможна ситуация, когда пониженные процентные ставки не действуют для субъекта РФ, где фактически осуществляет свою деятельность бизнесмен, но он имеет право ими воспользоваться, так как по месту его регистрации принят соответствующий закон.

    Иной порядок будет действовать в том случае, если ИП выбрал ЕНВД. Данная система налогообложения предусматривает обязанность предпринимателя вставать на учет в налоговой службе по месту фактического осуществления деятельности. Соответственно сдавать отчетность и платить налоги он будет в этот же уполномоченный орган.

    Если , то он должен встать на учет в налоговую службу по месту нахождения объекта предпринимательской деятельности, например, магазина. Заявление по форме ЕНВД 2 предприниматель должен передать в компетентный орган в течение 5 дней с момента полноценного функционирования бизнеса.

    Законодатель делает исключение, если ИП осуществляет разносную или развозную торговлю. Не имеет значения в каком именно регионе он занимается этой деятельностью, встать на учет плательщик ЕНВД должен по месту жительства.

    ПСН предполагает приобретение патента в том регионе, в котором предприниматель планирует вести бизнес.

    То есть ИП должен передать в налоговую службу по месту фактического осуществления деятельности два заявления:

    • о постановке на учет;
    • на получение патента.

    Патент имеет ограниченную сферу действия. Он будет считаться подлинным только на территории того субъекта РФ, где был приобретён. Налоговая декларация при осуществлении деятельности по патенту не предоставляется.

    По ОСНО абсолютно вся налоговая отчетность сдается в налоговую службу по месту постоянной регистрации ИП. Налоги уплачиваются в таком же порядке. Регистрация ККМ согласно действующему налоговому законодательству производится по месту регистрации самого предпринимателя.

    Страховые взносы в ПФР и ФФОМС ИП должен вносить по месту своей постоянной регистрации. Такое же правило действует при уплате данных платежей за работников. Причем тот факт, что сотрудники ИП проживают в другом регионе, не имеет значения. Страховые взносы и НДФЛ за работников предприниматель вносит по месту своей регистрации.

    В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

    Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

    В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

    В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

    При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

    Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

    Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

    Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

    Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

    Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

    И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

    Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

    Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

    1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

    При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

    Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

    Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

    Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

    2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

    Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

    При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

    Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

    (1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

    В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

    Вам вполне достаточно, это не свидетельствует о том, что спустя некоторое время вы не будете расширять свою деятельность. Если дела идут хорошо и открытие новых точек в другом городе или другом регионе принесет явную прибыль, то почему бы этим не заняться. Тем более сейчас это легко можно делать удаленно из любой точки планеты, в этом поможет автоматический онлайн-сервис .

    Последнее время нам задавали много вопросов именно по данной теме: придется ли повторно вставать на учет, как тогда перечислять налоги, а также взносы за сотрудников? Сегодня мы объединим эту тему в одну небольшую обзорную статью, где постараемся дать ответы.

    Почему подобные вопросы чаще всего слышно от ИП? Здесь все просто. Если организация решает расширить свою деятельность на соседний регион, то она создает там обособленное подразделение и, соответственно, должна встать на налоговый учет в этом конкретном регионе — по месту осуществляемой деятельности. ИП при расширении своего бизнеса на другой регион никакое обособленное подразделение создать не может, необходимость постановки на учет и особенности уплаты налогов будут целиком определяться выбранным режимом налогообложения.

    Для примера представим, что вы уже являетесь ИП и работаете в своем регионе, используя один из возможных налоговых режимов, и открываете точку в другом регионе. Что делать?

    Общий режим

    Если вы используете и для нового бизнеса не собираетесь выбирать какой-либо из , то ситуация выглядит довольно просто. По общим правилам НК, ИП должен встать учет по месту жительства. Поэтому, если вы, являясь ИП на ОСНО, открываете точку в соседнем субъекте РФ, вставать на учет в этом регионе не требуется — вы уже зарегистрированы в своей налоговой, повторно проходить эту процедуру не надо.

    Что касается отчетности и налогов, то тут ситуация такая же. Так как в другой налоговой вам регистрироваться не надо, декларацию вы сдаете исключительно в свою налоговую. В декларации должны быть учтены все доходы / расходы по всей деятельности, включая ту, которая ведется в соседнем субъекте РФ. Дополнительную заводить не требуется, книга ведется одна по всей деятельности.

    Налог с доходов перечисляется по месту жительства бизнесмена, для этого используются прежние реквизиты.

    Точно такая же ситуация складывается и для ИП, которые относятся к сельхозпроизводителям и платят ЕСХН. Им также не требуется повторная постановка на учет, а декларация по-прежнему сдается в инспекцию по месту проживания. КУДИР ведется одна с учетом доходов / расходов деятельности в соседнем регионе, ЕСХН платится по изначальным реквизитам своей налоговой.

    Упрощенка

    Деятельность, которая планируется в рамках расширения бизнеса на соседний субъект РФ, может облагаться по , если ИП уже является плательщиком УСН. В такой ситуации получается, что вся ваша деятельность облагается УСН.

    Снова вставать на учет уже в другом субъекте РФ не надо, ИП должен пройти регистрацию по месту проживания. ведется одна, декларация сдается одна – в отчетности учитываются показатели независимо от того, к деятельности по какому региону они относятся. Уплата налога производится аналогично ОСНО.

    Что касается ставок налога, то тут важно учесть одну особенность. В соседнем регионе для УСН может быть введена пониженная ставка налога, но, так как бизнесмен стоит на учете в налоговой своего субъекта РФ, УСН он платит по ставке, которая действует именно в «домашнем» регионе. Действие пониженной ставки другого региона на ИП в данной ситуации не распространяется.

    Не забывайте, что согласно ст. 83 НК РФ, если предприниматель покупает в другом регионе нежилое помещение в собственность, то ему все же придется встать на учет в этом регионе – основанием для данного действия признается место нахождения указанного имущества.

    ЕНВД

    Если вы решили, что будете платить налоги с нового бизнеса в другом регионе по , то в этой ситуации имеются свои нюансы как по поводу перечисления налога, так и сдачи отчетности. В первую очередь, помните, что на ЕНВД не может быть переведен весь бизнес, спецрежим используется только в отношении конкретных видов деятельности. ЕНВД разрешается совмещать с иными режимами: например, по деятельности в своем регионе использовать УСН, а с доходов по точке в соседнем регионе – платить ЕНВД.

    Во-вторых, здесь придется повторно вставать на учет! Сделать это следует по месту ведения деятельности, которая облагается ЕНВД. То есть вам нужно обратиться в налоговую по соседнему региону, составив — оно должно быть отнесено налоговикам в течение 5 дней, отсчет которых начинается с момента начала ведения бизнеса в данном регионе.

    Как и всегда, здесь есть исключения, относящиеся к тем ИП, которые осуществляют:

    • Автотранспортные перевозки;
    • Развозную / разносную розничную торговлю;
    • Услуги размещения рекламы на автотранспорте.

    Таким ИП тоже придется вставать на учет, но не в соседнем субъекте РФ, а у себя в налоговой — то есть пройти повторную процедуру по месту жительства. Это надо сделать, даже если вы уже стоите на учете: ИП обязан встать на учет снова, но уже как плательщик вмененки по перечисленным видам деятельности. Данная особенность связана тем, что определить место ведения деятельности по указанным видам бизнеса не представляется возможным.

    Что делать с отчетностью и куда перечислять налог? Отчетность сдается в ту инспекцию, в которой вы прошли регистрацию как плательщик вмененки. Если это была налоговая другого региона – сдаем декларацию и перечисляем налог в инспекцию этого региона. Если по причине особенностей своего бизнеса вы подавали заявление ЕНВД-2 в свою налоговую – сдаем отчетность и перечисляем ЕНВД по реквизитам своей инспекции.

    Патентная система

    Свои особенности есть и уплаты налогов. ИП может приобрести патент в любом регионе, если данный спецрежим налогообложения введен на его территории, вид бизнеса ИП соответствует перечню, попадающему под патент, а его характеристики соответствуют всем ограничения применения этого спецрежима.

    Вставать на учет надо, но происходит это так: вы обращаетесь в инспекцию другого региона с заявлением на получение патента, а налоговики сами ставят вас на учет. Сумму патента следует оплатить по месту постановки на учет, то есть по реквизитам инспекции, выдавшей вам патент. ИП должен вести КУДИР, а вот декларация на данном спецрежиме отсутствует.

    Взносы и НДФЛ по работникам

    Которые ИП следует уплатить в страховые фонды, всегда перечисляются по месту жительства. Отчетность не сдается, потому что ее нет. Если у ИП имеются работники, то он обязательно должен состоять на учете в страховых фондах как работодатель. Эта процедура осуществляется по месту жительства ИП и никак не зависит от того, где территориально работают его сотрудники. Таким образом, ИП должен перечислять все взносы и НДФЛ с зарплаты работников и сдавать всю соответствующую отчетность по месту своего жительства в тот территориальный орган, где он прошел регистрацию в качестве работодателя.

    Место регистрации ИП — один из ключевых вопросов, который надо решить перед тем, как получить статус предпринимателя. Давайте разберемся: в какую из многочисленных налоговых инспекций надо подавать заявление по форме Р21001?

    Регистрация ИП по месту жительства

    У большинства граждан Российской Федерации нет проблем с тем, как узнать место регистрации ИП. Если физическое лицо прописано и проживает по одному адресу и намеревается вести предпринимательскую деятельность в этом же населенном пункте, ему нужно направляться в местную налоговую инспекцию. И только в крупных городах существуют специальные ИФНС, которые занимаются государственной регистрацией. Определить место регистрации ИП поможет Интернет, для этого надо перейти на специальную форму поиска официального сайта ФНС.

    В ситуации, когда прописка отличается от фактического места пребывания, определиться с адресом места регистрации ИП будет сложнее. Надо знать, что, неофициально снимая квартиру или проживая у родственников, физическое лицо не может рассчитывать на открытие ИП по этому адресу, а не по месту регистрации.

    Регистрация ИП по месту пребывания

    ФНС допускает возможность регистрации ИП по месту временной регистрации. Так бывает, в частности, если гражданина сняли с регистрационного учета в одном городе, однако прописку по новому месту жительства он пока не оформил.

    Чтобы пройти регистрацию ИП не по месту прописки, нужно вместе с заявлением Р21001, паспортом, ИНН и квитанцией об оплате государственной пошлины представить документ о временном проживании. Важно, чтобы заявитель проживал по адресу временной регистрации хотя бы шесть месяцев. Следует быть готовым к тому, что подлинность временной регистрации будет проверена налоговыми органами.

    При заполнении заявления Р21001 в нашем сервисе мы также акцентируем внимание будущего предпринимателя на отличии места жительства от места пребывания

    Обратите внимание: регистрация ИП не по прописке осуществляется только на срок действия свидетельства о временной регистрации. В интересах заявителя, чтобы этот срок составлял минимум шесть месяцев, хотя закон прямо не запрещает регистрацию ИП и на более короткий срок.

    Иностранные граждане и лица без гражданства тоже вправе пройти регистрацию ИП в налоговой по месту жительства — адресу, указанному в виде на жительство или разрешении на временное пребывание. Могут зарегистрировать ИП и беженцы, которые обзавелись временной регистрацией в России.

    Иностранцам, лицам без гражданства и беженцам нужно иметь в виду, что как только аннулируют документ, который дает право на временное проживание в РФ, будет аннулировано и свидетельство о регистрации ИП. Миграционная служба не затягивает с подачей сведений в налоговую: проблемы с регистрацией обернутся закрытием ИП в 5-дневный срок.

    Постановка на учет в ИФНС по месту деятельности

    Если ИП выступает налогоплательщиком на общей или упрощенной системе налогообложения, то подавать налоговую декларацию он должен в инспекцию по адресу прописки. Что касается режимов ЕНВД и ПСН, здесь случай особый.

    Учет плательщиков ЕНВД производится по месту ведения бизнеса, причем, этот адрес может отличаться и от прописки, и от временной регистрации. Например, физическое лицо прошло регистрацию ИП в Саратове, временно проживает в Москве, а бизнес ведет в Туле. В этом случае предприниматель, выбравший ЕНВД, должен обратиться в тульскую ИФНС, где он будет состоять на учете, сдавать декларацию и платить вмененный налог. Исключение составляют предприниматели, специализирующиеся на пассажирских и грузоперевозках, разносной или развозной торговле.

    Прочим ИП, стоящим на учете в налоговой по прописке и желающим вести деятельность не по месту регистрации, нужно в 5-дневный срок подать уведомление о переходе на ЕНВД в ту ИФНС, которая заведует территорией, где располагается объект коммерческой деятельности.

    Если предприниматель расширяет бизнес за счет выхода в новые регионы, он должен каждый раз обращаться в территориальные налоговые органы, чтобы встать на учет как плательщик единого налога на вмененный доход. Таким образом предпринимателя на “вмененке” могут учитывать сразу несколько налоговых инспекций. Обратите внимание: это не регистрация ИП по месту осуществления деятельности, а постановка на учет в качестве плательщика вмененного налога.

    Похожий сценарий взаимодействия с налоговыми органами предполагает и патентная система налогообложения (ПСН). Дело в том, что патент действует на определенной территории, и заявление на выдачу патента подают непосредственно в налоговую по месту его действия. С 2014 года это заявление разрешают подавать вместе с документами для регистрации ИП — при условии, что место регистрации ИП и место деятельности совпадают. Если же ИП не сразу оценил перспективы работы на ПСН, ему разрешают перейти на этот налоговый режим за 10 дней (не позднее) до начала применения патентной системы налогообложения.

    "Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3

    Достаточно часто бывает, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в одном месте (городе, районе, регионе), осуществляет свою предпринимательскую деятельность в другом. При этом мест осуществления деятельности может быть несколько, да и сама деятельность разная. Как изменяются налоговые обязательства предпринимателя при смене места осуществления деятельности? Имеет ли принципиальное значение тот факт, что место регистрации предпринимателя и фактическое место ведения деятельности не совпадают? В настоящей статье мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с местом осуществления деятельности.

    Регистрация по месту осуществления деятельности

    По общему правилу постановка на налоговый учет производится по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. п. 1, 3 ст. 83 НК РФ). Предположим, это требование предприниматель уже выполнил. А нужно ли подавать какие-либо сведения о себе в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности?

    В основном нет. Однако из этого правила есть и исключения. Прежде всего это ситуация, когда осуществляемые виды деятельности подпадают под уплату ЕНВД на соответствующей территории.

    Обязанность постановки на учет в данном случае прямо предусмотрена законом. На основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик должен сделать это в течение 5 дней (рабочих) с начала осуществления деятельности на территории, где введен спецрежим в виде ЕНВД. В соответствующий налоговый орган подается заявление о постановке на учет <1>. За пропуск установленного срока постановки на учет предусмотрена ответственность согласно ст. 116 НК РФ (минимальный размер штрафа - 5 тыс. руб.). Если же заявление вовсе не будет подано, то за ведение деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, без постановки на учет налоговым органом к налогоплательщику может быть применена налоговая ответственность по ст. 117 НК РФ (минимальный размер штрафа - 20 тыс. руб.).

    <1> Форма такого заявления предусмотрена Приказом ФНС России от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@ (для предпринимателей - форма N ЕНВД-2). Действовавший ранее Приказ МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 утратил силу.

    Кроме подачи самого заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности налоговые органы требуют также копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (по месту жительства) и свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249).

    Таким образом, прежде чем на другой территории начать деятельность, следует выяснить, не облагается ли она ЕНВД.

    Есть еще два исключения, но они встречаются гораздо реже. Это добыча полезных ископаемых и занятие игорным бизнесом. Обязанность по постановке на учет в этих случаях предусмотрена ст. 335 и п. 2 ст. 366 НК РФ соответственно.

    Уплата налогов

    Прежде всего рассмотрим ситуацию, когда предприниматель не применяет каких-либо специальных налоговых режимов, а находится на общей системе налогообложения.

    Естественно, он является плательщиком НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности, а также налоговым агентом по этому налогу в отношении доходов, выплачиваемых своим работникам (если таковые имеются). В отношении этого налога для предпринимателя не имеет значения, где конкретно он осуществляет свою деятельность и где проживают нанятые им работники. Дело в том, что на основании п. 6 ст. 227 и п. 7 ст. 226 НК РФ НДФЛ как за себя, так и за работников он должен уплачивать по месту своего жительства.

    Соответственно, декларацию и справку о доходах работников по форме 2-НДФЛ <2> нужно представлять также в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 5 ст. 227 и п. 2 ст. 230 НК РФ соответственно).

    <2> Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц".

    Единый социальный налог. Этот налог уплачивается по месту жительства предпринимателя. Такое же правило применяется и к взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Ни гл. 24 НК РФ, ни Федеральный закон N 167-ФЗ <3> не содержат положений, обязывающих предпринимателя осуществлять эти платежи и сдавать декларации в налоговые инспекции по месту ведения деятельности.

    <3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

    Налог на имущество. Данный налог уплачивается по месту нахождения имущества. Если предприниматель приобретет недвижимое имущество, то сведения об этом поступят в ту налоговую инспекцию, на чьей территории данное имущество находится. Этот налоговый орган рассчитает налог и направит требование о его уплате предпринимателю. Таким образом, в отношении налога на имущество в данной ситуации предпринимателю особенно беспокоится не следует.

    Налог на добавленную стоимость. Величина этого налога не зависит от смены места осуществления деятельности. Однако существует один нюанс - правильное оформление счета-фактуры. При рассмотрении счетов-фактур, выставленных предпринимателю поставщиками, налоговый орган часто обращает внимание на адреса грузополучателя и покупателя. Так, инспекторы требуют, чтобы в качестве адреса покупателя был указан адрес в соответствии с государственной регистрацией (в нашем случае - адрес места жительства), а в качестве адреса грузополучателя - адрес места фактического осуществления деятельности. Неверное указание адресов в такой ситуации может послужить причиной отказа в вычетах по НДС со стороны налоговой инспекции. Вместе с тем нужно отметить, что по данному вопросу судебные органы в абсолютном большинстве случаев поддерживают налогоплательщиков, отмечая, что, например, указание только адреса грузополучателя по фактическому месту деятельности не является основанием для непринятия вычета по НДС (Постановления ФАС ДВО от 04.04.2007 N Ф03-А51/07-2/533, ФАС УО от 09.03.2007 N Ф09-1352/07-С2).

    Если применяются спецрежимы

    Специальный налоговый режим - УСНО является добровольным. Переход на него осуществляется посредством подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту жительства предпринимателя. Налоговые декларации представляются в эту же инспекцию независимо от того, где конкретно осуществляется хозяйственная деятельность (п. 6 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

    Спецрежим в виде ЕНВД - это обязательный налоговый режим. Причем если УСНО применяется в отношении налогоплательщика в целом, то ЕНВД - в отношении отдельных видов деятельности. Определение этих видов, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, отдано на откуп местным органам власти, поэтому вполне может оказаться, что одна и та же деятельность подлежит налогообложению в соответствии с разными режимами в зависимости исключительно от места ее осуществления. Декларации по ЕНВД представляются в налоговые инспекции по месту осуществления деятельности.

    Обратите внимание: если предприниматель осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории нескольких районов городов или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, то встать на учет он должен только в одной из них (п. 1 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249). Соответственно, если он уже состоит на учете в какой-либо из этих инспекций, то повторно подавать заявление о постановке на учет по месту осуществления деятельности нет необходимости.

    Еще один аспект применения этих спецрежимов - это освобождение от уплаты других налогов: НДС, НДФЛ, ЕСН и налога на имущество. Если с первыми тремя особенной сложности не возникает (они уплачиваются по месту жительства предпринимателя), то с налогом на имущество ситуация другая.

    Налог на имущество рассчитывается той налоговой инспекцией, на чьей территории само имущество и находится. Если это имущество используется предпринимателем в хозяйственной деятельности, то налог за него он платить не должен (п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

    Но у налоговой инспекции зачастую нет сведений, подтверждающих или опровергающих факт освобождения от уплаты налога. Поэтому, по мнению чиновников, налогоплательщик сам должен представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление и документы, подтверждающие использование этого имущества именно в предпринимательской деятельности. В заявлении предпринимателю следует указать, что им применяется УСНО или спецрежим в виде ЕНВД, можно приложить копии последних деклараций по налогам, уплачиваемым в соответствии с этими спецрежимами (Письма Минфина России от 20.08.2007 N 03-11-05/172, УФНС по г. Москве от 13.03.2007 N 18-12/3/24078@). Однако стоит отметить, что если такие документы своевременно не представлены, то у предпринимателя есть все шансы доказать свою правоту в суде (см., например, Постановления ФАС УО от 12.11.2007 N Ф09-9126/07-С3, ФАС ПО от 20.10.2005 N А12-9969/05-С10, ФАС СЗО от 26.01.2005 N А05-9458/04-22).

    Еще один аспект, на который стоит обратить внимание, - это ситуация, когда вся деятельность налогоплательщика осуществляется не по месту жительства и облагается ЕНВД и при этом сам предприниматель находится на УСНО. Получается, что налоговая база по единому налогу по УСНО равна нулю, да и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с этим режимом, нет. Но в то же время предприниматель не освобожден от обязанности представлять декларацию по УСНО (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). Следовательно, по налогу, уплачиваемому в соответствии с этим режимом, нужно представить нулевую декларацию в инспекцию по месту жительства (Письмо УФНС по г. Москве от 26.10.2006 N 18-12/3/94015@). Хотя Минфин по этому вопросу был более лоялен к налогоплательщикам (Письмо от 12.08.2005 N 03-11-04/3/49): нулевые декларации в таком случае представлять нет необходимости. Вместе с тем во избежание различного рода разногласий все же рекомендуется представить нулевые декларации.

    Налоговый контроль

    Если налогоплательщик осуществляет свою деятельность не по месту жительства, то вполне обоснованно встает вопрос: какие налоговые инспекции могут проводить налоговые проверки?

    В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки могут быть камеральными и выездными.

    Так как камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, представляемых налогоплательщиками (ст. 88 НК РФ), ее проводит та инспекция, в которую представляются декларации.

    Что же касается выездных налоговых проверок, то они проводятся той инспекцией, в которой предприниматель зарегистрирован по месту жительства (п. 2 ст. 89 НК РФ).

    Кроме того, стоит отметить, что у налоговых органов есть определенные способы взаимодействия между собой. Это проведение так называемых встречных проверок, представление сведений об объектах налогообложения и пр. Поэтому тот факт, что налогоплательщик, зарегистрированный в одном налоговом органе, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность на территории, подведомственной другой инспекции, хоть и осложняет налоговый контроль, но не исключает его полностью.

    С.С.Николаев

    Эксперт журнала

    "ИП: бухгалтерский учет

    и налогообложение"