Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Медитации для детей. Детская медитация: как научить ребенка справляться с эмоциями и управлять своим вниманием

    Медитации для детей. Детская медитация: как научить ребенка справляться с эмоциями и управлять своим вниманием

    Многие родители, познавшие все прелести йоги, все чаще задаются вопросом: можно ли приобщать к практике своих детей? Как сделать это мягко и максимально безопасно? Стоит ли вообще брать инициативу в свои руки или лучше дождаться, когда ребенок вырастет и примет решение самостоятельно?

    Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Йога-сутрам Патанджали, а именно, к третьей главе «Вибхути-пада», в которой говорится о том, что суть медитации – пребывание в глубокой концентрации, которое переносит человека из состояния растерянности в состояние осознанности, покоя и внимания.

    С одной стороны, дети – маленькие непоседы, настолько очаровательны в своих шалостях и беззаботности, что приводить их к состоянию какой-то концентрации кажется нелепым. Но с другой, согласитесь, зачастую бывает просто необходимо достучаться до ребенка и попросить его выполнить ту или иную работу, которая ему, возможно, не по душе. И тут доводы рассудка – не лучший способ, чтобы обращаться к ребенку, потому что он их не воспринимает.

    А вот периодически медитировать вместе – отличная идея, ведь так ребенок учится контролировать свои эмоции, изучает свое тело и внутренний мир, улучшает свое самочувствие и делает много других полезных вещей. Так что аргументы в пользу медитации имеются, и они вполне себе основательны.

    Теперь о простых способах, как помочь ребенку медитировать.

    Медитация

    Медитация начинается с осознанности. Сядьте перед своим ребенком и вместе закройте глаза. Мягко помассируйте свои уши, мочки и расслабьтесь. После чего попросите ребенка прислушаться к своему дыханию. Пусть он опишет его – оно долгое или быстрое, ровное или беспокойное, мягкое или «жужжащее» и тому подобное. Продолжайте сидеть с закрытыми глазами и медленно досчитайте вслух до десяти –сначала громко, затем совсем тихо.

    Мантры

    Дети обожают издавать различные звуки, так что вы можете начать повторять мантры. Мантра – это сакральное слово или звук, которое обладает удивительными целительными свойствами. Пение мантр делает дыхание равномерным, увеличивает выдохи, улучшает внимание.

    «Ом Шанти» – мантра покоя, которая отлично подойдет для ребенка, которому необходимо восстановить силы после активного времяпровождения. Спросите его, что для него значит мир и покой. Затем пропойте мантру и попросите ребенка повторить за вами. С каждым повтором изменяйте интонацию, либо увеличивайте скорость, чтобы он оставался сосредоточенным. Не забывайте хлопать в ладоши и потопывать ногами – это отлично развивает координацию между дыханием и движениями, а также улучшает концентрацию. Изменяйте скорость ваших хлопков, манеру пения, громкость голоса для того, чтобы максимально направить внимание ребенка вовнутрь.

    Вместо мантры можете повторять выражение «Я спокоен», если желаете.

    Янтры

    Янтра – это древний геометрический узор, который может представлять из себя набор простых линий, или же сложный узор, состоящий из точек, треугольников, гексаграмм, который оберегает от неприятностей, обеспечивает здоровье и процветание человеку.

    С помощью цветной бумаги и собственного воображения, придумайте свою собственную янтру вместе с ребенком. Поставьте крупную точку в центре листа бумаги, выберите цвета для своей янтры (обычно это красный, оранжевый или желтый) и разместите их вокруг точки, используя все свое творчество. Придумайте, что эта янтра будет означать: любовь, отвагу, спокойствие?

    После того, как янтра будет готова, сядьте вдвоем перед ней и сосредоточьтесь на ее центре, постепенно продвигаясь вниманием к ее краям. Если это удалось, сосредоточьтесь на всей фигуре, а затем закройте глаза и визуализируйте ее как можно более ярко и четко в воображении.

    Мандалы

    Мандала – также символ, который часто используется в медитации. Обычно это рисунок яркого цвета со сложной геометрией. Для того, чтобы нарисовать мандалу самостоятельно, предложите ребенку черпать вдохновение в природе и во всем, что он любит. Это может быть солнце, цветы, блинчики или колесо велосипеда. С помощью фломастеров и карандашей перенесите приятные образы на бумагу и попросите ребенка смотреть на свое творение каждый раз, когда он теряет контроль или чувствует гнев, обиду или раздражение.

    Чтение

    Ну и конечно читайте деткам книжки! Тогда дети становятся спокойными, внимательными, сконцентрированными – а это очень похоже на медитацию.

    Периодически практикуя медитацию в повседневности, вы научите ребенка справляться с негативными или чрезмерными эмоциями, подготовите его к непростому этапу взросления, научите правильно воспринимать мир и себя в нем.

    Волшебные путешествия — медитация направленного воображения

    Цели: обучать детей релаксации (снимать напряжение, развивать саморегуляцию, достигать расслабления и ощущения покоя); стимулировать воображение, управлять своими мыслями.

    Материалы : фонограммы музыкальных произведений для медитации.

    Радуга

    1. Закройте глаза и представьте экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, а еще то, что захотите сами.

    2. Первый цвет — голубой. Он может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубое небо, голубые цветы — незабудки. Что еще бывает голубого цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете голубой цвет.

    3. Следующий цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Красный цвет — цвет огня. Что еще бывает красного цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете красный цвет?

    4. Желтый — приносит нам радость. Он согревает, как солнечный свет, и мы улыбаемся. Что бывает желтого цвета? Желтый лимончик, желтый одуванчик, много- много желтых одуванчиков. О чем вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

    5. Зеленый — цвет природы. Цвет природы помогает нам чувствовать себя лучше. Зеленые травы, кусты, деревья. Что еще бывает зеленого цвета? О чем вы думаете, когда смотрите на него?

    Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Расскажите, что вы представляли.

    Сад чувств

    1. Сядьте поудобнее, спина прямая и расслабленная. Закройте глаза.

    2. Представьте, что вы входите в заброшенный сад и становитесь его садовником. Вам хочется очистить его от мокрых листьев и веток. Вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете свою работу: собираете сухие листья, срезаете старые ветки, ходите по саду и везде наводите порядок. Сажаете новые цветы, кустарники.

    Сад наполняется разными звуками: вы слышите жужжание пчел, пение птиц, невдалеке журчит ручеек... Вы отдыхаете, вас окружает прекрасная природа. Вы чувствуете себя спокойно, расслабленно, легко и радостно.

    Вы ощущаете запах розы, жасмина и других цветов, их так много. Как пахнет свежестью и хвоей сосны! Воздух отдает дымком. Кто- то разжег костер. Вероятно, собираются приготовить еду. Представьте что-нибудь вкусное...

    3. Представьте, что сидите на бревне, а теперь опустите руку с края бревна, коснитесь прохладной, влажной земли.

    Вы можете надолго остаться в этом саду. Волшебный сад дарит за вашу маленькую заботу в благодарность возможность вернуться сюда вновь. Этот сад прекрасен, и вы можете прийти в него в любое время. Он цветет в вашем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

    4. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза. Нарисуйте какой-нибудь уголок своего воображаемого сада.

    Тропический остров

    1. Сядьте поудобнее. Можно закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали или видели на картинке, или любое, нарисованное вашим воображением.

    2. Каждый из вас — единственный человек на этом острове. Кроме вас — только добрые звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете?

    3. Вы видите чистый берег и чистую прозрачную воду. Поплавайте в море. Какое оно? Какая погода на вашем острове?

    4. Как вы себя чувствуете там? Ведь каждый из вас здесь совершенно один. Захватите это чувство с собой, возвращаясь назад в свою комнату. Теперь вы можете представлять этот остров, когда захотите.

    Отправляйтесь в свой собственный райский уголок, на свой чудесный остров, когда захотите, в любое время.

    Путешествие в волшебный лес

    1. Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Представьте себе: летний теплый день, вы видите невдалеке лес. Вы идете по тропинке, вдоль которой возвышаются раскидистые деревья, растут незнакомые кустарники и очень красивые цветы. Вы заходите все дальше в лес... В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядьте на нее, отдохните.

    2. Прислушайтесь к звукам. Почувствуйте, как пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.

    3. Представьте, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли к вам. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат вас. Подружитесь с ними.

    4. Как вы себя чувствуете? Вас ждет долгая дорога домой из вашего сказочного леса. Вы идете, смотрите вокруг и разговариваете со своими новыми друзьями. Послушайте их советы.

    Золотой путешественник

    1. Сядьте поудобнее (можно прилечь). Закройте глаза. Дышите глубоко. Вдохните и представьте, что вы вдохнули золотой свет. Этот свет постепенно заполняет все-все внутри, руки и ноги. Тело начинает светиться, ноги, руки, пальцы... От вас исходит золотой свет. Подумайте об этом как об энергии, укутывающем и всепроникающем облаке мягкого золотого цвета, как о силе. Глубоко дышите. Мысленно произнесите: «Я спокоен...». Вы чувствуете золотую энергию, ваше тело расслаблено, вы отдыхаете.

    2. Откройте глаза. Некоторое время посидите спокойно. Как вы себя чувствуете? Теперь медленно вставайте. Вы зарядились энергией. Вы бодры и веселы.

    3. Скажите, на что был похож золотой свет? Что вы представляли и где были в своем воображении?

    Небо

    1. Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно присесть или прилечь на коврик, пол). Закройте глаза.

    2. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Представьте прекрасное голубое небо. Вы спокойны, уравновешены. Вам хорошо, вы счастливы. Вы ощущаете покой, тишину и радость.

    3. Откройте глаза. Некоторое время посидите спокойно. Затем медленно встаньте.

    Путешествие в лес

    Сегодня мы совершим маленькое путешествие в лес. Будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Дышите спокойно. Представьте себе, что вы идете по лесной тропинке, прекрасный летний день, вокруг — лес. Светит солнышко, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идете вперед, ощущая твердую почву, и слышите, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью.

    Вы садитесь на камушек, он очень теплый, удобный, и глядите на воду. Она сверкает в лучах солнышка, пузырится и поет, протекая мимо вас. Вы легко можете перейти через ручеек, если захотите, но продолжаете сидеть на камушке, свесив ноги в прохладную воду. Небо синеет над головой. Все дышит миром и спокойствием. Вы видите, как листья тихо падают с деревьев в воду и плывут, переворачиваясь в водном потоке. Вы слышите, как поют птицы. Вам хорошо и спокойно. Ничто не беспокоит, все в порядке, и вы можете оставаться на этом месте, у лесного озера, в сказочном лесу столько, сколько захотите. (Пауза.)

    Вы оборачиваетесь и видите оленя, который выходит из леса к другой стороне озера. Олень останавливается и оглядывается. Вы сидите тихо-тихо, наблюдая за ним. Вам он очень нравится, и вы передаете ему свои мысли, что все в порядке и что вы его друг. Он смотрит на вас и, кажется, понимает, что может вам доверять. Он склоняет голову к ручью и пьет воду. Затем медленно и спокойно поворачивается и уходит в лес.

    Вы по-прежнему сидите на камушке, тихо и спокойно, отдыхаете и любуетесь окружающим: лесом, этим озером, вспоминаете сказочного оленя...

    Потом вы неторопливо встаете с камушка, возвращаетесь на лесную тропинку, которая выводит вас обратно из леса в эту комнату.

    Раз, два, три, вы здесь, в этой комнате. Вы сидите на стульях, ваши ноги касаются пола. Вы начинаете слышать звуки в комнате. А теперь спокойно откройте глаза.

    Путешествие к морю

    Сделайте бесшумно, чтобы никто не услышал, три медленных глубоких вдоха и выдоха.

    Сегодня мы с вами совершим путешествие к морю. Мы будем использовать вашу фантазию, чтобы создать тот мир, который хотим увидеть. Чтобы подготовиться к путешествию, сделайте 3 — 4 глубоких вдоха и медленных выдоха. Вдох... Задержите на миг дыхание, затем медленно выдохните. Ваше тело успокаивается, расслабляется...

    Используйте ваше воображение. Представьте, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Нежно и ласково светит солнышко. Вас мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Вы закрываете глаза и слушаете звуки моря, слышите, как тихо плещутся волны. Слышите крики морских чаек и видите, как они лениво летают в синем небе... Вам хорошо и спокойно. Вы лежите, глядя на белые пушистые облака, на морских чаек, чувствуете запах свежего, солоноватого от моря, воздуха, слушаете ритм моря, чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, и вам очень хорошо. Вы лежите на песке и отдыхаете... (Пауза.)

    Вы отдохнули и пора возвращаться назад. Поднимайтесь с песка. До свидания, море.

    Раз, два, три! Откройте глаза. А теперь, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату.

    Жизнь в лесу

    Давайте поиграем. Будем превращаться в различных животных! Пофантазируем... Мы будем жить понарошку в одном волшебном лесу.

    Ах, ведь звери не знают человеческого языка. Как же им общаться? Давайте придумаем свой язык. Когда мы хотим поздороваться, то тремся друг о друга носиками (психолог показывает, как это нужно делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить: «Как дела?» — хлопаем своей ладонью по ладошке другого (показ), когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — кладем голову на плечо другу, а когда проголодаемся — показываем на рот, а если хотим спать, осторожно трем глазки. Готовы? Включите вашу фантазию. Раз, два, три! Превращения...

    Сейчас утро. Лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра. Вы только-только что проснулись. Выглянуло солнышко... Потянулись, потянулись... Поздоровайтесь друг с другом. Такая хорошая погода — можно пойти погулять. (Далее произвольный ход игры.)

    Пришла ночь, и звери ложатся спать.

    Добрые эльфы

    Дети садятся в кружок, и психолог начинает рассказывать сказку.

    Психолог. Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали днем и ночью и, конечно же, уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, посылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — желание добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы.

    Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит справа, будут «людьми», а те, кто слева — «эльфами». А потом мы поменяемся. Готовы? Начнем!

    Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.

    Дети, изображающие «людей», лежат на коврике, а дети-«эльфы» подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, осторожно поправляют волосы и т.п. Потом ребята меняются ролями.

    Достань звезду

    «Достать с неба звезду» — что означает это выражение? Сделать что-то особенное, добиться успеха, осуществить мечту...

    Детям предлагается удобно сесть и закрыть глаза.

    Психолог. Представьте себе, что вы стоите на поляне. Над вами — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом.

    Люди говорят, что когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но, может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. Загадайте желание. О какой мечте она вам напоминает? Хорошенько представьте себе: чего бы вы хотели. (Пауза.)

    А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, задержите дыхание, постарайтесь дотянуться до «звезды». Это непросто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки... Еще, еще немного, вы уже почти достали ее. Уф, достали «звезду»! Выдохните и расслабьтесь. Ваше счастье в ваших руках. Положите свою «звезду» перед собой в красивую шкатулочку. Порадуйтесь, глядя на нее. Теперь можно немного отдохнуть. Закройте глаза. Представьте, что ваша мечта исполнилась.

    Если хотите, нарисуйте свою мечту.

    Малыш (этюд)

    Когда ребенок очень маленький, только-только появился на свет, он беззащитен, еще не успел ничего совершить в своей жизни, ни в чем не провинился, его все любят, любят просто за то, что он есть, этот малыш.

    Представьте себя совсем крошкой: вы лежите в колясочке или маленькой уютной кроватке. Вас окружают любящие люди: мамочка, родные. Вас нежно гладят, берут осторожно на руки, ласково прижимают к груди. Вам приятно, радостно, вы чувствуете себя надежно. Вы еще ничего не можете делать сами. Вас то пеленают, то берут на руки, дают соску; затем укрывают симпатичным одеяльцем. Вам удобно, тепло и уютно. А вот вас кормят чем-то очень вкусным из бутылочки. Вы доверчиво протягиваете ручки. Вам хорошо и спокойно, вы доверяете им, ведь рядом мама, любящие вас близкие родные люди, они заботятся о вас. Вас все любят. Вы чувствуете себя спокойно и хорошо.

    Свеча в торте

    1. Расслабьтесь, сядьте поудобнее. Закройте глаза.

    2. Представьте себе следующее: вы — праздничная свеча в торте, прямая, красивая. Свеча зажжена. Горит теплое, ровное, крошечное пламя, которое согревает. Маленький огонек радует окружающих. Свеча стоит прямо, возвышаясь среди целого поля кремовых цветов. Но вот свеча, отдавая тепло, начинает таять. Она становится мягче и мягче и начинает оседать и уменьшаться. (Руки расслаблено опущены, голова наклонена.)

    3. А теперь постепенно «выходим из образа». Раз, два, три. Откройте глаза, вы в нашей комнате.

    Вариант. «Снежная Баба» («Снеговик»). Снежный человечек стоит на пригорке, вокруг него мягкий, пушистый снег. Солнечные лучики пригрели снеговика. Он начинает медленно-медленно таять.

    Облака в небе

    1. Расслабьтесь. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.

    2. Вы видели, как плывут по небу облака?.. Кто не мечтал, представляя их мягкими и пушистыми, как перина, оказаться на одном из них? Представьте, что ваше желание сбылось: вы оказались на облаке. Вдох — вы вдыхаете свет и становитесь все легче и легче... И вот вы уже в вышине. Вы лежите, раскинув руки, медленно покачиваетесь на мягком, пушистом и самом большом, какое только можно вообразить, облаке. Вам легко и свободно. Вы отдыхаете. Облако мягко покачивается, словно убаюкивает вас. Вы утопаете в белоснежном мягком облаке. Только синее-синее небо и белоснежный простор облака — вот и все, что вас окружает. Одно ваше желание, и облако может подняться выше в небо или опуститься ниже к земле. Что вы решаете? Ваше маленькое путешествие на облаке подходит сегодня к завершению. Чудесный полет. И сейчас вы можете спуститься ниже к земле, затем еще ниже. Плавно, медленно и мягко вы опускаетесь на землю, осторожно ее касаетесь. Вот и спустились с облака.

    Почему ребенка стоит научить медитировать, и как это облегчит жизнь ему и его родителям, рассказал сайт учитель Трансцендентальной Медитации с пятнадцатилетним стажем преподавания, основатель «Студии медитации» Ян Тиан.

    Современные дети усваивают столько информации, сколько нам в их возрасте даже не снилось. Нервной системе ребенка все труднее справиться с этитми потоками. Перегрузка наступает незаметно, но неизбежно. Поведенческие проблемы у детей, трудности с концентрацией — уже, скорее, вариант нормы, чем исключение.

    В условиях хронической информационной перегрузки уже недостаточно просто давать детям знания. Их нужно научить учиться: удерживать внимание, концентрироваться на важном, продуктивно использовать свою память, справляться со стрессами и эмоциями, и оставаться эффективным в условиях высокой нагрузки.

    Самый доступный способ научиться всему этому — регулярная медитация.

    Ян Тиан
    преподаватель Трансцендентальной Медитации,
    основатель "Студии медитации Яна Тиана"

    У большинства слово «медитация» ассоциируется либо с буддийскими монахами в оранжевых одеждах, либо с фитнес-моделями, сидящими в позе лотоса. Но это лишь распространенный стереотип.

    Медитация — это не религия, не философское течение. Хотя и религии, и философы используют ее, как эффективное упражнение, развивающее осознанность.

    Мы следим за гигиеной тела, чтобы быть здоровыми. Ум тоже нужно очищать от информационных «загрязнений».

    Возбужденный, перегруженный информацией ум не может гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

    Это похоже на переедание. Даже правильную и здоровую пищу нельзя есть без остановки. Желудку нужно время, чтобы переварить и усвоить то, что в него попало. Если продолжать есть, не останавливаясь, причем, не всегда свежую и качественную пищу, реакцию организма легко представить.

    Примерно то же происходит с умом. Если его бесконтрольно загружать информацией, в системе происходит сбой.

    Ребенок постоянно находится в очень плотном информационном потоке: школа, кружки, интернет и ТВ, новые впечатления, отношения с родителями, со сверстниками. Периодически напряжение зашкаливает, ум пытается закрыться и переработать информацию. Но она продолжает поступать со всех сторон.

    Напряжение от такой информационной бомбардировки перерастает в стресс, и выплескивается в виде раздражительности, конфликтов и истерик. Или, наоборот, в виде закрытости и отчужденности, апатии, депрессивного настроения.

    В таком режиме живут не только подростки, у которых частые перепады настроения обусловлены гормонально. У детей помладше тоже много , причем, не только негативных.

    Долгожданный подарок, поездка, день рождения со множеством гостей тоже могут быть стрессом. Вы и сами знаете, каково после насыщенного дня укладывать спать возбужденного и капризного малыша.

    Детский мозг «жадный» до новых впечатлений. Он не умеет дозировать информацию, ему трудно остановиться. Но это не значит, что нужно ограничивать количество активностей и впечатлений. Ребенку просто нужно обеспечить условия для умственного и эмоционального отдыха.

    Детская нервная система еще достаточно гибкая и чистая. Дети быстрее перерабатывают информацию. Чтобы успокоиться и восстановиться, им иногда достаточно просто хорошо выспаться.

    Игры на свежем воздухе, физическая активность, любое творчество тоже хорошо сбрасывают внутреннее напряжение. Если сюда добавить медитацию, эффективность всех этих видов отдыха будет намного сильнее.

    Медитация, в сущности, это более глубокая культура отдыха. Отдых, который дают 20 минут медитации, эквивалентен 6—8 часам сна. Представляете, насколько успевает расслабиться организм, если ненадолго притормозить и успокоить постоянную гонку мыслей?

    Многие думают, что медитация — это полное отсутствие мыслей. Это не совсем так. Мыслительный процесс невозможно взять и полностью выключить.

    Но в медитации мысли не управляют умом. Они присутствуют, ум их осознает, но не цепляется за них, а позволяет просто проплывать мимо.
    Когда ум не захвачен мыслью, нет и напряжения. Вместо этого есть глубокий продуктивный отдых.

    Мы все время от времени переживаем спонтанную медитацию: когда поглощены любимым делом, творчеством, когда осознанно занимаемся физическими упражнениями. Кто ездил на мотоцикле со скоростью 200 км/ч, или прыгал с парашютом — тот на себе испытал медитативное состояние в динамике. Когда мы слышим голос интуиции — это тоже медитативное состояние.

    Люди обычно испытывают это ощущение как мимолетный непроизвольный опыт, и даже не подозревают, что это и есть медитация.

    Это как различие между дикой и садовой яблоней. И та, и другая дают плоды, но чтобы плоды стали крупными и сладкими, яблоню нужно селекционировать. Так же и с медитацией: нужно осознать в себе это мимолетное переживание, и научиться с ним работать.

    Дети по своей природе предрасположены к медитативным состояниям. Они медитируют в ходе игры, творчества, когда мечтают.

    Но, вырастая, они теряют эту способность. Отчасти потому, что взрослые постоянно выдергивают их из медитативного состояния: хватит считать ворон, хватить витать в облаках, давай-ка займись делом.

    Взрослые в чем-то правы: оторвавшись от реальности, ребенок теряет контроль и становится незащищенным. Он может, например, пойти через дорогу, не заметив, что на светофоре красный, и тд. Поэтому природную способность к медитации важно освоить и научиться управлять ею.

    Возможность регулярно посвящать 15-20 минут медитации поможет ребенку справиться со всеми трудностями взросления: легче реагировать на стрессы в школе и дома, привести в норму самооценку, решить проблемы с ровесниками и с родителями.

    Но перемены в поведении не означают, что изменятся природные наклонности. Медитация — это не способ переформатировать ребенка, сделать его более удобным или послушным.

    Если ребенок яркий экстраверт, и стоять на ушах — его обычное состояние, он таким и останется. Так же как и тихий, уравновешенный интроверт тоже останется собой.

    Просто медитация оптимизирует систему обработки информации. Ребенку, который регулярно медитирует, проще взаимодействовать с реальностью. Ему легче воспринимать информацию, переключаться и сохранять концентрацию, расслабляться. Учеба, общение будут даваться ему, однозначно, легче.

    То есть, — это не кнопка ВКЛ/ВЫКЛ, а способ почистить систему, освободить пространство для новой информации и существенно повысить ее быстродействие.

    Медитация - это свободная воля, ее невозможно навязать. Но можно заинтересовать ребенка, чтобы он по своей воле нырнул в эту глубину. Он быстро привыкает к новым ощущениям, к новому порядку вещей. Ему легко медитировать, потому что в этой глубине ему комфортно.

    А вот как заинтересовать — это уже искусство, и мы учим этому родителей. Медитация ребенка, в принципе, начинается с медитации родителей.

    Если родители медитируют, уделяют внимание состоянию своего ума и тела, они формируют более чистую и высокочастотную среду. И ребенок, который живет в этой среде, рано или поздно сам придет и к медитации, и к другим инструментам саморазвития.

    Когда не медитирующие родители приводят ребенка, чтобы он научился медитации, и стал более гармоничным, я рекомендую сначала освоить эту практику им самим. Это условие номер один.

    Распространенная история, когда неспортивные родители и ждут его успехов, в медитации не сработает. Родители своей практикой должны создать для ребенка определенное пространство, дать ему внутреннее понимание, что это и зачем. И тогда у него все получится.

    Учитель Трансцендетальной Медитации (ТМ) и йоги, Киев

    Как происходит обучение детей ТМ?

    Детей обучать очень здорово. Они обучаются с момента самоосознания, когда формируется интеллект. Около 3-5 лет, но, конечно, все индивидуально. Процесс обучения детей отличается от взрослых. У них своя техника, детская. В отличие от взрослых, они медитируют с открытыми глазами, они также получают свою мантру (вибрацию), они учатся мысли не думать и происходит это в процессе активности: когда убирают игрушки, застилают постель или складывают Lego. Детки с удовольствием медитируют.

    Их обучают в форме сказки. Им рассказывают историю про один важный секрет, который позволяет с волшебным словом реализовать все желания. Дети счастливы, обладать этим секретным знанием. И это дает им внутреннюю удовлетворенность: «Вот я что-то знаю такое, что больше никто не знает, кроме одного дяди. Даже мама не знает». Но прежде чем обучился ребенок, очень важно, чтобы родители медитировали, знали техники безопасности и могли подкорректировать, подсказать ребенку.

    Самой захотелось стать ребенком и получить такой секрет. А не бывает таких ситуаций, когда ребенок приходит в школу, детский сад и рассказывает, что он медитирует, а другие дети начинают его сторониться, считать странным?

    Дети очень спокойно на это реагируют. У них фраза «Я медитирую» воспринимается также как «Я летала в Турцию». Серьезно. Это секретики, которые дети в друг друге уважают.

    С первых лет начальной школы, ежедневная жизнь ребёнка начинает приобретать сходство с марафонским бегом. «Просыпайся! Одевайся! Мы опаздываем! Скорее в школу. Возвращайся домой. Пора обедать. Поторопись с домашним заданием. Прими душ и марш в кровать, чтобы выспаться…» Это продолжается с понедельника по пятницу, а для тех, кто занимается спортом или посещает кружки, даже в выходные. В самый разгар обучения, практически постоянно нужно быть сконцентрированным и внимательным ко всему. Как тут не сойти с ума!

    «Иногда на консультацию приходят дети почти в состоянии эмоционального выгорания, – беспокоится психотерапевт Жанна Сио-Фашен, – пока что такое случается очень редко, но всё же это внушает тревогу. Жизнь детей, наподобие нашей, подчинена изнуряющему ускорению времени».

    Даже если осознание этого позволяет нам настолько, насколько возможно, ослабить давление и устраивать детям моменты передышки, полностью выпустить пар всё-таки сложно. Впрочем, есть возможность помочь детям меньше подвергаться стрессу от постоянной гонки против времени, обучая их лучше узнавать свои эмоции и больше не бояться этого. Позволяя им открыть для себя, что такое спокойствие, что происходит у них внутри, когда мир вокруг останавливается. Тренируя детей мобилизовать все их внутренние ресурсы, чтобы им удалось сконцентрироваться и укрепить веру в себя.
    Именно это предлагает осознанная медитация, на основе которой психотерапевт Жанна Сио-Фашен разработала настоящую методику для детей, а также для подростков.

    Медитация – больше, чем релаксация

    Выражение «осознанная медитация» пришло во Францию из Соединенных Штатов, и происходит от слова «mindfullness», дословно – «полностью внимательный ум». «Этот перевод кажется мне наиболее близким к термину «медитация», объясняет Жанна Сио-Фашен. Так как цель – это научить, или помочь детям сделать ум полностью внимательным. Точнее, это тренироваться быть присутствующими в том, что они переживают, больше не витать в облаках, чтобы иметь возможность поддерживать связь со всеми своими ощущениями».

    Чем же отличается медитация от релаксации или софрологии ? Жанна Сио-Фашен утверждает: «Речь идёт не о стремлении к передышке или расслаблению, а об установлении связи, контакта с собой, своими настоящими эмоциями, позитивными, или негативными». Образно это значит «закрыть ставни своего дома», как любит объяснять психотерапевт детям. «Я говорю им, чтобы они представили себя стеклянным шариком со снегом внутри, который только что встряхнули. И что вдруг мы решаем подождать, пока все хлопья осядут, чтобы потом разглядеть фигурку или пейзаж в глубине. Возникшая картина, с наступлением спокойствия, отражает то, что находится внутри них».