Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Как открыть магазин автозапчастей? Психологические особенности продавцов автозапчастей

    Как открыть магазин автозапчастей? Психологические особенности продавцов автозапчастей

    Не всем сразу удается отыскать работу после нескольких лет учебы. Моя трудовая деятельность началась с должности продавца в автомагазине. Разумеется, без посторонней помощи устроится даже на такую должность мне бы не удалось, ведь сейчас все ищут сотрудников со стажем работы десять лет, но с ограничением в возрасте до 25. Абсурдная ситуация, но это действительно так. Правда, с коллективом мне повезло. Ребята попались отличные. Мне их помощь очень пригодилась, ведь откуда у меня в 18 лет после техникума знания автомобилиста, к тому же, мне приходилось еще и отлучаться с работы на сессии в университете.

    Ситуации, знаете ли, бывают разные во время работы. Довольно интересно было работать именно поначалу. Любопытно было наблюдать за реакцией людей, которые заходили в магазин за покупками. На тот момент постоянным покупателям было дико видеть меня в качестве продавца автозапчастей. Некоторые словно преднамеренно обращались ко мне за помощью, мол, чтобы проверить мои знания, которых по сути пока не было. К счастью, в первый год работы автомагазин был еще маленьких размеров, занимал практически 3-х комнатную квартиру, где вместо зала была торговая точка, витрины, склад товаров находился неподалеку, а еще у нас была весьма просторная кухня.

    Так вот, если с автохимией у меня особых трудностей не возникало, поскольку люди обычно знают, что им конкретно нужно и могут это показать, то запчасти мне было сложно отыскать. Мой директор пытался научить меня премудростям строения автомобилей. «Открывай каталог по каждой модели авто и изучай, что и где расположено», - говорил он мне. С моей стороны были попытки ознакомиться с товаром под витриной. Только это было невероятно сложно. Приходилось постоянно беспокоить моих коллег, с которыми я была еще мало знакома и всех называла с приставкой «дядя», ну или практически всех.

    Помощников у меня было не так-то и много, ведь магазин, как я уже сказала, изначально был компактных размеров, а расширение было только в планах. Только двое продавцов и кладовщик выполняли все мои просьбы, а я могла рассчитаться за это приготовленной чашкой чая. На кассе у нас сидел давний друг директора, с которым мы все хорошо общались. Неподалеку стоял стол бухгалтера, который занимался своими делами и при необходимости помогал нам, продавцам. Эта помощь была взаимной, поскольку с некоторыми клиентами мы вели безналичный расчет, в особенности с государственными предприятиями, типа хлебокомбината. Таким образом, мне не составило сложности научиться выписке товарных накладных и счетов на оплату, что было ближе к моей полученной профессии экономиста.

    Забавных ситуаций на должности продавца не так уж и много, поскольку не всегда даже посмеяться было время. Наш автомагазин пользовался популярностью среди автолюбителей, наверно оттого, что мы одни из немногих, кто торговал запчастями на отечественные авто. В последнее время мало кто обращает внимание на такой транспорт. Все стремятся купить импортный автомобиль. Да только потом в поисках запасных частей начинают бегать по всему городу. Была у меня однажды ситуация, когда человек принес подшипник небольшого размера, уж не помню его внутренний и наружный диаметр, но пришлось все самостоятельно вымеривать. Дело в том, что мужчина его искал в специализированном магазине на свою иномарку, да только мелкие детали найти обычно сложнее. К тому же, стоимость автозапчастей на заграничное транспортное средство будет выше. Вот и пришлось мне немного помучаться, поискать нечто подобное среди ассортимента отечественного. Правда, даже самой было интересно отыскать нечто схожее. Удивительно, но подшипник подходящего размера был обнаружен. Сложно сказать, сколько он прослужит новому владельцу, ведь иномарки не привыкли работать на наших заводских подшипниках. По крайней мере, меня радовало, что в сложной ситуации удалось помочь человеку.

    Больше всего мне нравилось продавать автохимию, то есть масло в двигатель, различные присадки, тормозную жидкость, тосол и прочее. Несмотря на то, что иногда приходилось носить со склада тяжести, мне это было проще, нежели бегать в поисках деталей. К тому же, у меня всегда были хорошие помощники, особенно, когда наш директор расширил торговую площадь и взял еще пару работников.

    Однажды у меня произошла неприятная история с покупательницей, которую отправил муж за тормозной жидкостью. По крайней мере, она сообщила, что ей нужна маленькая бутылочка «Невы». Сложно сказать, кто из нас был неправ, ведь когда женщина приехала домой к мужу - инвалиду, то оказалось, что ей нужно было привезти жидкость для промывки двигателя. Естественно, покупательница обвинила во всем меня и затребовала, чтобы ей привезли домой именно промывку для двигателя. Не знаю, чтобы получилось, залив бы она одно средство вместо другого. Последствия предположить я не могу. Мое руководство решило, что раз я все напутала, то должна сама и ехать. В принципе, я понимала, что спутать два таких разных названия я бы точно не могла, да и дамочка видела, что написано на бутылочке.

    Не став спорить, я собралась и поехала. К несчастью, покупательница жила в частном секторе. А в нашем городе, как говорит мой муж, строительством занимался безумный архитектор. Дома на одной улице могут идти в хаотическом порядке. Попробуй разбери, куда свернуть. Еще и люди – советчики хоть куда. Даже те, кто совсем не уверен в своей правоте, рад подсказать направление пути. Долго я бродила в поисках нужного мне дома, петляя между улочками. В результате, недовольная покупательница была найдена, а товар я заменила. Неприятно только то, что никто не стал выяснять, насколько я виновата в этой ситуации. Вполне вероятно, что женщина просто не хотела сообщать мужу о личной ошибке. Впрочем, когда я вернулась в автомагазин, мне уже было все равно, поскольку мой рабочий коллектив всегда мне доверял, а в трудные минуты меня всегда ждала чашечка приготовленного чая.

    Многие покупатели пытаются сократить свои расходы, поэтому находятся в поиске запчастей – аналогов. Стоит заметить, что не вся продукция взаимозаменяемая. Если при покупке автомобиля вам сообщают, что в двигатель залито минеральное моторное масло, то не следует считать себя самым умным и вливать полусинтетику, без предварительной обработки двигателя. Конечно, ошибаться могут как продавцы, так и покупатели. Но разве у нас принято говорить клиенту, что он не прав? Мой совет – лучше не спорить, а мило улыбаться. Человеку, который пришел только для того, чтобы создать конфликтную ситуацию, это покажется еще более неприятным.

    УДК 629.1-4

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДАВЦОВ АВТОЗАПЧАСТЕЙ ГРУЗОВОГО АВТОСЕРВИСА

    А.А. Рыженков1, Р.Т. Хакимов2, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

    191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская д.7, лит. А

    Аннотация - Разработаны и апробированы основные положения процесса обучения сервисного персонала предприятий, реализующих продажу автозапчастей. Предложено весь процесс обучения разбить на три основных этапа: базовый - для изучения основ устройства автомобилей; специальный, посвященный особенностям отдельных марок; технологический - для изучения технологии ремонта.

    Ключевые слова: автосервис; продавец; товар; запчасти; конкурентная борьба; устройство автомобиля; техника продаж.

    TECHNIQUE FOR TRAINING THE SELLERS OF AUTOSPARE PARTS FOR CARGO

    AUTOSERVICE CENTER

    A.A.Ryzhenkov, R.T.Khakimov

    The St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7, lit. A

    Summary - Substantive provisions of process of training of the service personnel of the enterprises realizing sale of autospare parts are developed and approved. It is offered to break all process of training into three basic stages: base - for studying of bases of the device of cars; special, devoted to features of separate marks; technological - for studying of technology of repair.

    Keywords: autoservice center; the seller; the goods; spare parts; competitive struggle; the car construction; technics of sales.

    продавца, которому он доверяет. Вполне резонно допустить, что продавец, вооруженный всей полнотой знаний не только по конкретным запчастям, но и по устройству автомобиля в целом, вызовет больше доверия у покупателя. Наш опыт проведения обучения показывает, что продавец, который не знает устройства автомобиля, даже если он знает конкретные запчасти, не может построить уверенного коммуникативного взаимодействия с покупателем и чаще всего вообще старается отмолчаться и сократить общение до минимума. Естественно, ни о каких активных продажах речь идти просто не может, тем более, речь не может идти

    о высоком сервисе, предполагающем не только общение с клиентом, но и его грамотное консультирование.

    Специфика рынка продажи запасных частей такова, что клиент или сам ремонтирует свой автомобиль или разбирается в его ремонте на уровне «продвинутого пользователя». Наряду со знаниями, имеющими под собой основания, по-

    Процесс продажи запчастей предъявляет довольно высокие требования к профессионализму продавца. Это связано, в первую очередь, со спецификой самого товара, который отличается все большим и большим разнообразием. Особенно, если сервис предлагает запчасти для различных моделей и марок автомобилей.

    Изучение самих запчастей и их особенностей требует базовых знаний, а также много времени и усилий. В то же время, продавец должен знать особенности запасных частей для того чтобы продать клиенту именно то, что ему нужно. Но дело еще больше усложняется в том случае, когда продавец не только отпускает товар, но претендует на то, чтобы выступать в роли продавца-консультанта. А эта роль подразумевает ответы на вопросы покупателей и причем вопросы весьма разнообразные и непредсказуемые.

    Из техники продаж известно, что клиент больше склонен покупать у того

    купатели автозапчастей полны мифов и заблуждений, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решений о покупке той или иной запчасти. И продавец часто оказывается в ситуации, когда он не только должен информировать покупателя, но и работать с предрассудками и заблуждениями своих клиентов, а это только увеличивает требования к его знаниям и профессионализму.

    Таковы условия, в которых приходится действовать современному продавцу запчастей в российских условиях. При этом хотим мы или нет, но покупатель становится все разборчивее и капризнее. И он имеет на это полное право, спасибо рыночной конкуренции. И если он пока пользуется этим правом в неполной мере, то завтра фактор сервиса может стать решающим в конкурентной борьбе.

    Что можно предложить сервисным компаниям для решения данной проблемы уже сегодня?

    Мы расскажем о нашем опыте и видении решения данной проблемы на примере крупной сервисной сети «Балт-Кам».

    Будем исходить из принципа, что, процесс подготовки сервисного персонала должен быть длительным и непрерывным. При этом весь процесс обучения персонала условно можно разбить на несколько этапов:

    Первый этап - базовое обучение, целью которого является формирование чёткого представления о базовых принципах устройства автомобилей, назначении и устройстве всех его агрегатов. Опыт, полученный в процессе обучения персонала БалтКам показывает, что без базовых знаний по устройству автомобиля невозможно сформировать у продавцов системное мышление с точки зрения устройства автомобиля.

    Второй этап обучения подразумевает изучение специфики конкретных марок автомобилей, их запасных частей, взаимозаменяемости, а также предпри-ятий-изготовителей и поставщиков запасных частей.

    Третий этап - изучение основных понятий по технологии ТО и ремонта автомобилей, знакомство со статистикой отказов.

    Помимо вышеназванных знаний, в процессе обучения персонала необходимо формировать знания и умения в области гарантийных обязательств и техники продаж.

    Таким образом, можно сформулировать цели обучения, которые, на наш взгляд, необходимо формировать в процессе обучения персонала:

    Сформировать у продавцов чёткое представление об общих принципах устройства автомобилей;

    Передать продавцам знания об устройстве конкретной марки автомобиля в соответствии с направлением работы продавца или магазина (например, продавец ВАЗ, КамАЗ и т.д.);

    Изучить номенклатуру запасных частей и принципов взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов автомобиля;

    Научить продавцов разбираться в производителях и поставщиках запасных частей и давать грамотные консультации по преимуществам той или иной продукции;

    Сформировать у продавцов навыки и передать им знания в области гарантийных обязательств;

    Дать представление продавцам о технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей;

    Передать продавцам теоретические знания и практические навыки в области техники продаж.

    Весь комплекс полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков позволяет значительно повысить профессиональный уровень продавца, а именно:

    Качественно улучшается работа с клиентами;

    Сокращается время обслуживания клиента, что позволяет избегать очередей в магазине;

    Продавец получает возможность работать в режиме консультанта, что приводит к росту доверия к продавцу со стороны покупателей;

    Удовлетворение потребностей клиента становится более полным, что приводит к росту продаж;

    Вопросы по возврату товара решаются более профессионально, что поло-

    жительно сказывается на имидже магазина;

    Благодаря полученным при обучении базовым знаниям, многие продавцы становятся способны к самостоятельному изучению всех нововведений в конструкции автомобиля.

    Методика проведения обучения персонала заключается в следующем. Профессиональный продавец автозапчастей должен одинаково хорошо владеть как знаниями устройства автомобиля, так и техникой продаж. Исходя из этого предположения, нами построена методика проведения обучения продавцов, которая является новшеством и представляет собой органическое сочетание обучения устройству автомобиля и технике продаж.

    При обучении устройству автомобиля используются учебные фильмы, иллюстрации, схемы, сопровождающихся комментариями преподавателя. Эффективной формой подачи материала также является постановка вопроса преподавателем и совместный поиск логичных ответов. Эта форма особенно эффективна, так как все узлы и агрегаты автомобиля сконструированы в строгой логической последовательности. Все материалы по устройству автомобиля выдаются также в виде конспектов.

    Для формирования у продавца навыков работы в режиме консультанта проводятся мини-тренинги, в которых преподаватель или кто-то из числа обучаемых выступает в роли продавца, а второй участник выступает продавцом-консультантом. Такая форма проведения тренинга позволяет наглядно определить сильные и слабые стороны продавца с тем, чтобы в дальнейшем работать над устранением «пробелов» в знаниях.

    Это важно также и с точки зрения формирования у персонала мотивации к обучению, так как у многих продавцов существует твёрдое убеждение в своём высоком профессионализме. Например, часто в начале занятий приходится слышать фразы типа: «Зачем мне учиться, у меня и так всё продаётся!» Побывав в режиме тренинга на месте покупателя и продемонстрировав свои «высокие» профессиональные качества, мнение многих

    продавцов меняется и переводится в более конструктивное русло.

    Для эмоциональной разгрузки через каждые полтора-два часа проводятся разминки для активизации обучающихся. Разминки разработаны авторами статьи максимально приближены к специфике работы продавца. Например, есть разминка, направленная на знание номеров номенклатурных групп, игра «Заведём автомобиль» и т.д.

    На наш взгляд, отсутствие системных знаний, скажем, у продавца, не окажет существенного влияния на продажи в краткосрочной перспективе, но этот пробел в теоретических знаниях может стать серьёзной преградой для дальнейшего профессионального роста продавца. Поэтому, при разработке концепции обучения персонала важной составляющей обучения сотрудников должна стать теоретическая подготовка, не умаляя при этом значимости практической стороны обучения.

    С этой точки зрения считаем целесообразным, помимо системного обучения на занятиях, проводить отдельные семинары по ключевым вопросам. В частности, нами разработаны и проводятся семинары по следующим темам:

    Автомобильные топлива и масла;

    Маркировка подшипников;

    Маркировка автомобильных шин;

    Маркировка свечей зажигания;

    Автомобильные аккумуляторы.

    Одним из приёмов оценки подготовки персонала является тестирование. С другой стороны, тестирование является формой обучения, решающей одновременно несколько задач. Во-первых, тесты составлены с учётом специфики работы продавца запасных частей и позволяют максимально объективно и всесторонне оценить уровень его технических знаний. Второй задачей, которую можно решать с помощью тестирования - это мотивация персонала к обучению.

    Вопрос мотивации достаточно актуален, особенно в начале обучения. Многие продавцы убеждены в том, что их познания в технической области дос-

    таточны для успешных продаж и им нет необходимости обучаться дополнительно. Ответив на вопросы теста и увидев неверные ответы на ряд вопросов, обучаемые гораздо легче соглашаются с необходимостью своего обучения. И, в-третьих, тестирование, проведённое перед началом обучения, и по его окончании, позволяет оценить эффективность обучения как всей группы, так и каждого продавца в отдельности.

    Опыт использования корпоративного теста среди торгового персонала БалтКам показал свою востребованность и высокую эффективность.

    Таким образом, при помощи разработанного теста было получено несколько важных результатов, среди которых:

    Создан инструмент, позволяющий максимально объективно и всесторонне оценивать уровень знаний торгового персонала;

    При помощи разработанного инструмента проведена оценка уровня знаний торгового персонала, что позволило улучшить концепцию корпоративного обучения;

    В процессе тестирования выявлены наиболее грамотные работники и сформирован кадровый резерв компании;

    Определены области знаний, представляющие наибольшие трудности для продавцов, выбранные в качестве приоритетных для обучения;

    У торгового персонала сформировалась мотивация к обучению;

    У сотрудников сформированы области знаний, необходимые для профессионального роста и развития.

    Тест на сегодняшний день содержит 300 вопросов, посвящённых устройству автомобилей КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, ВАЗ, Уо1уо, Беата. Помимо направле-

    ний, тест включает в себя следующие разделы:

    Каталог и система обозначения деталей;

    Общие сведения о компании;

    Гарантийные обязательства;

    Техника продаж;

    Техника безопасности.

    Продавец, прошедший всестороннее обучение, обладает целым рядом преимуществ перед неподготовленным сотрудником, например:

    Продавец, обладающий превосходными знаниями товара (запчастей) быстро определит потребности клиента и сможет удовлетворить их наиболее полно, следовательно, поднять выручку магазину;

    Меня зовут Роман и мне действительно повезло – когда я впервые трудоустроился менеджером по продажам автозапчастей в 2014 году, я попал в хорошую СТО и работал рядом с профессионалами высокого уровня и просто хорошими людьми. Рядом с ними я быстро рос. Мне всегда показывали хорошие практики и действительно уделяли мне время.

    Но не всем так повезло – многие начинали свою карьеру в конторах довольно среднего уровня, где их попросту было некому учить. Или вовсе не хотелось.

    Я хочу просто рассмотреть несколько реальных случаев из жизни начинающих менеджеров, которые я слышал, и сравнить эти случаи со своим опытом. Я рассмотрю всего 3 ситуации, каждая из которых будет состоять из 4 маленьких частей:

    • История, которую я слышал
    • Что в ней не так
    • Как это было со мной
    • Краткий вывод

    Если вопросов нет, то поехали.

    Ситуация 1: оценка временных трудозатрат на задачу

    История: начинающий менеджер по продажам запчастей, еще студент, устраивается в компанию и слышит от наставника: “Проценка и обслуживание клиента делается за 5 минут. Поехали”.

    Что не так: слышать, что эта задача делается за N минут – это уже стресс, а в стрессовых условиях наш мозг работает хуже. Менеджер начинает паниковать сильнее, когда количество отработанных минут приближается к N. К тому же, что менеджером с опытом делается за 5 минут, у начинающего может отобрать все 40.

    Как это было со мной: когда я немного освоился на работе, мой непосредственный руководитель просил меня самостоятельно оценивать задачи, причем не просто выдавать итоговую цифру, а подробно расписывать, куда уходит время. Таким образом он научил меня декомпозировать задачу на множество более мелких. Он понимал, что мне оценки не должны ставиться сверху в жесткой форме, но одновременно с этим он не давал мне завышать временные трудозатраты и помогал с клиентами. Он всегда просил меня обосновать, почему именно такой выбор поставщика я сделал, чем я руководствовался, и обычно это приводило к более адекватной оценке действий с моей стороны.

    Краткий вывод: нужно понимать, что вы взяли новичка. Ему нужно уделять время и понимать, что даже быстрые задачи порой занимают время.

    Ситуация 2: переоценка

    История: начинающий менеджер получает заказ и выполняет его. Его наставник видит, что предложенная запчасть идет не по оптимальным ценам или с завышенным сроком поставки, тихо ругается и корректирует его перед клиентом. Закончив продажу, он, довольный собой, забывает про все и возвращается к своей работе.

    Что не так: начинающий менеджер так и не понял, в чем именно был его косяк. В процессе продажи он видит пусть даже превосходную речь и результат, но он в нем едва ли разберется. Наставник стабильно тратит свое время на помощь вместо того, чтобы потратить его на обучение своего падавана и выращивание сильного специалиста, который даже через год уже будет требовать гораздо меньшего контроля.

    Как это было со мной: наставник, после проверки моих предложений для клиентов сказал: “Смотри, а вот что случится, если мы закажем эту запчасть у Автопитера?”. И я тогда неуверенно отвечал: “Будет чуть-чуть дешевле и привезут сразу”. Он соглашался и предлагал мне самому догадываться, как можно избежать этой ситуации. В результате я нашел сервис проценки http://mysupp.ru и формально он как бы и был в компании, но о нем мне никто не рассказывал. Сам процесс обучения был построен на необходимости поиска решений. Сейчас мне кажется, что это было правильным подходом.

    Краткий вывод: Обучайте своих подчиненных. Если вы постоянно корректируете его, объясните ему, зачем это было сделано и укажите на его ошибки. Старайтесь мотивировать начинающих менеджеров к поиску эффективных решений для автоматизации их работы.

    Ситуация 3: Проверка. Точнее, ее отсутствие

    История: схожа с историей из предыдущего пункта. Студент делает проценку и продает запчасти, затем периодически наставник одним глазом и по диагонали смотрит на процесс и проверяет, что все хорошо. Затем дает студенту следующего клиента.

    Что не так: сложно учесть все изменения, лишь бегло участвуя в процессе. К тому же, наставничество как раз и нацелено на то, чтобы формировать оптимальные выгодные обоим сторонам продажи, а также обучать людей и указывать на их косяки. И, конечно же, помогать им от этих косяков избавляться.

    Как это было со мной: к сожалению, когда я начинал, эту практику не использовали очень активно. Поэтому, наставник тщательно сравнивал мои результаты со своими, а затем подсаживался ко мне и говорил: “Смотри, а что случится, если…”. Ну, а дальше вы уже знаете.

    Краткий вывод: всегда используйте всю силу мотивации, имеющихся инструментов, стимулов к развитию. Это не только не позволит плохой продаже состояться, но и в удобной и понятной форме поможет отобразить все проблемные места, объяснить начинающему его косяки и помочь ему их преодолеть.

    Менторинг

    Еще хочу сказать о такой полезной штуке, как менторинг. Вещь эта весьма и весьма хорошая, и действительно трудно переоценить его пользу. Он так или иначе включает в себя все предыдущие пункты и не только. Делитесь знаниями – рекомендуйте книги, сервисы, отвечайте на вопросы и помогайте разобраться в мелочах.

    В качестве заключения

    Длинных заключительных речей не получится, поэтому просто – мотивируйте новичков на достижение вершин и дарите им дружественную атмосферу. Всем приятно работать в компаниях, которые ценят своих сотрудников, пусть даже еще самых молодых. Но эти молодые сотрудники спустя год-другой станут уже довольно матерыми и смогут без дополнительного контроля приносить реальную пользу компании. К тому же, всегда приятно, когда кто-то перенимает твой опыт, и это помогает ему стать хоть в чем-то лучше.

    В наше время практически каждый хочет иметь свой бизнес — пусть и небольшой, зато гарантирующий прибыль. Идея открытия магазина автомобильных запчастей наверняка на «ура!» примется опытными водителями и теми, кто просто хорошо разбирается в механизмах автомобиля. Закупать детали для продажи - дело тонкое, поэтому не каждому владельцу автосервиса удается приобрести качественные запчасти по хорошим оптовым ценам. Но все это потом. Для начала стоит разобраться, насколько актуален этот бизнес, как построить магазин и как им грамотно управлять.

    Правила торговли автозапчастями: выгодно ли?

    Ни для кого не секрет, что спрос на российские автозапчасти имеется довольно большой, автовладельцам постоянно требуется содержать свое авто в рабочем состоянии благодаря замене тех или иных старых деталей на новые. Даже во времена сильного кризиса, когда бизнес крупных бизнесменов терпел крах, от чего страдали и другие, магазины, специализирующиеся на продаже автомобильных деталей, не оставались без прибыли и практически не ощущали недостатка средств. Это можно объяснить тем, что в то время люди не имели достаточно средств, дабы приобретать новую машину, вот и приходилось чинить старую даже тем, кто этого делать в условиях прежней экономики не собирался.

    Впрочем, для начала неплохо бы выяснить что собой представляет торговля деталями автомобиля и узнать обо всех тонкостях этого рода деятельности.

    Стоит знать о том, что общее название «торговля автозапчастями» имеет гораздо более широкое поле деятельности (если говорить о действительно успешных салонах). Это сбыт не только узлов и агрегатов, но и продажа разных расходных материалов и ряда сопутствующих автомобильных товаров.

    Владелец магазина автозапчастей может закупать товар как непосредственно у завода по их производству, так и у производителей, которые с заводами никакой связи не имеют. Разумеется, первый вариант гораздо надежней, и не стоит предпочитать второй лишь из-за небольшой разницы в цене. Ведь если детали будут поставляться в магазин прямо с завода, вы как дистрибьютор будете иметь возможность контролировать производство, а это означает уверенность в качестве.

    Мы поговорим о том, какой вид закупки выбрать вам, но стоит вспомнить и о том, что производства сами устанавливают ряд требований к дистрибьютору. К примеру, вы не сможете закупать и продавать автозапчасти УАЗ, если опыт работы вашего магазина менее трех лет. А общая стоимость всех товаров должна составлять не менее 10 000 000 рублей. На старте открытия точно не удастся соответствовать таким требованиям, а потому стоит поискать другого поставщика.

    Окупаемость магазина составляет не больше 1-1,5 лет (точную цифру сказать трудно, так как уж слишком многое зависит от рентабельности того предприятия, где вы будете закупать товар, количества подобных салонов по продаже автодеталей в вашем городе и так далее). Рассчитать более-менее точный срок окупаемости можно, составив бизнес-план продаже автозапчастей, без которого магазин такой специализации открыть практически невозможно. Можете воспользоваться ранее составленным бизнес-планом какого-либо прибыльного на сегодняшний день салона, если сможете достать соответствующие расчеты.

    Пример успешного бизнеса

    С 2012 года успешно работает интернет магазин «Автоландия». Программа франчайзинга запущена в апреле 2014 года. За время прошедшее с открытия по франшизе начали работать в 25 городах России и Казахстана. Франшиза «Автоландия» уже успела зарекомендовать себя как приносящая стабильный доход.

    Преимущества данного предприятия состоит в том, что именно в этом интернет магазине покупатель всегда сможет найти для себя необходимую информацию о товаре и прочесть многочисленные правдивые отзывы клиентов.

    Решив начать свой бизнес в торговой сфере по продажам автосигнализаций, радар – детекторов и видеорегистраторов, вам не найти более привлекательного предложения, чем это.

    Для того, что бы начать работать по франшизе «Автоландия» не требуется больших денежных вложений, в день можно работать не более 2- 3 часов и при этом не потребуются специальные знания.

    Экономические показатели впечатляют. Уже в первый год открытия собственного предприятия, вы сможете иметь около 250-300 тыс. рублей прибыли.

    Все те, кто влился в большой и дружный коллектив, приобретают бесценный опыт работы в данной сфере. Для работы компания предоставит весь необходимый пакет документов, в который будет входить информация о товаре и поставщиках.

    Интернет магазин – это свобода передвижения, отсутствие продавцов и кассиров, менеджеров и консультантов. Франчайзи учтет все ваши пожелания и поможет организовать свой бизнес.

    Наставник готов передать свой опыт и наработки всем желающим достичь успеха. Главное – не бояться, пробовать и у вас все получится.

    Бизнес по франшизе «Автореальность» как альтернатива обычному магазину

    Купив франшизу «Автореальность» , человек сможет развивать свой бизнес по продаже автозапчастей и аксессуаров для иномарок. Ему будет достаточно вложить в этот перспективный бизнес по минимуму всего лишь 95 тысяч рублей.

    Франчайзер, в свою очередь, поможет новоиспеченному бизнесмену в запуске его бизнеса под ключ, а также обещает пожизненную поддержку такого бизнеса. Человек, купивший франшизу Автореальность, станет получать прибыль уже с первых дней работы своего готового сайта по продаже запчастей для иномарок. Для этого ему даже не потребуется опыта в бизнесе.

    Кроме того, платить роялти своему франчайзеру в сумме пять процентов от прибыли бизнесмен станет лишь, начиная с третьего месяца работы сайта.

    Важно заметить, что над поисковой оптимизацией сайта, работающего по франшизе «Автореальность», будут работать мастера экспертного уровня. Это позволит уже в короткое время (3-4 месяца) продвинуть сайт в ТОП и, соответственно, в несколько раз увеличить клиентскую базу.

    Автозапчасти для российских автомобилей или иномарок?

    Перед теми, кто планирует открыть магазин автозапчастей, часто появляется вопрос: «сосредотачивать внимание на продаже деталей к иномаркам или запчастей для российских автомобилей?» . Это зависит от того, каких автомобилей больше в вашем городе — такую статистику можно найти в интернете. Если же их количество отличается несущественно, лучше отдать предпочтение деталям русских производителей. Особенно это актуально для тех, кто собирается сотрудничать с заводом напрямую.

    Контролировать производство в пределах страны проживания гораздо проще чем то, которое находится за границей. Непременно учитывайте эти аспекты при составлении бизнес-плана магазина автозапчастей.

    Какие запчасти пользуются большим спросом?

    Не так давно в России была высчитана статистика, суть которой заключалась в определении наиболее популярных автозапчастей, пользующихся большим спросом. Мы предоставляем вам этот рейтинг по степени снижения популярности:

    • Mitsubishi;
    • Audi;
    • Lexus;
    • Suzuki;
    • Hyundai.

    Статистика может быть в некоторой степени неточной (опять же, много зависит от области вашего проживания), но в общем по России популярны детали именно по этим машинам. Можно создать магазин, который будет специализироваться на продаже деталей лишь к конкретной марке авто, — это актуально в том случае, если вам удастся правильно вычислить, дефицит каких запчастей наблюдается в вашей области, и установить плотное сотрудничество с поставщиком. В таком случае вариант работы с посредником не рассматривается, потому что вам необходимо будет разузнать обо всех тонкостях работы и производства в общем, а посредник такой информацией однозначно не обладает.

    Помещение под магазин

    Для того чтобы открыть салон автозапчастей, необходимо купить или арендовать помещение, расположенное в спальном районе города (общие расчеты, приведенные ниже, предполагают покупку помещения). Если в дальнейшем вы планируете расширять масштабы продаж, увеличивать ассортимент, то есть развивать деятельность магазина, — выбирайте размер помещения с запасом.

    Минимальная площадь под магазин должна составлять около 100 квадратных метров. Также необходимо, чтобы там было водоснабжение, электричество, канализация и, разумеется, тепло. Так как направление деятельности - продажа запчастей, значит, возле вашего салона, а пока еще просто возле новоприобретенного здания, должно быть место для парковки как минимум пяти-семи машин. При выборе помещения непременно обратите внимание на то, чтобы по близости не было подобных магазинов — конкурирование на первых ступеньках деятельности вам ни к чему.

    Лучше выбрать помещение, в котором имеется более трех комнат. Одну из них следует оборудовать под склад, вторую - под торговое помещение, а все остальные будут подсобными комнатами. Здорово, если вблизи будет расположена заправка, — продажи таких салонов, как правило, в полтора-два раза больше чем у других.

    Для того чтобы ваш магазин мог нормально развиваться, следует зарегистрироваться в ИФНС в качестве ООО или индивидуального предпринимателя. После прохождения регистрации нужно будет собрать:

    • разрешение пожарной службы;
    • разрешение санитарной службы;
    • документацию на право территориального управления имуществом.

    В случае аренды помещения большинство из разрешений должны находится у арендодателя.

    Если вы решили брать здание в аренду, необходимо со всей тщательностью и внимательностью изучить условия контракта, который нужно будет подписать со владельцами.

    Обратите внимание на пункт о возможности повышения арендной платы и изучите условия повышения, а также взгляните, на кого ложится обязанность оплачивать коммунальные услуги.

    Обязательным пунктом в таком договоре должно быть указание штрафов за несоблюдение правил договора, если имеются конкретные нюансы, или за досрочное расторжение контракта. Не забудьте уточнить о возможности продления аренды — лучше, если у вас будут гарантии. Потому что в дальнейшем может возникнуть ситуация, что вы разрекламируете свой салон, он приобретет популярность, а срок аренды истечет, и к вам будут предъявлены требования немедленно освободить здание.

    Торговое оборудование для магазина автозапчастей

    Для магазина, конечно же, требуется оборудование. Необходимо приобрести:

    • витрины;
    • полки;
    • ящики и другие емкости для хранения автодеталей;
    • кассовый аппарат;
    • раковины;
    • столы.

    И много всего другого требуется для нормальной работы. Об этом вы будете осведомлены в процессе работы.

    Как найти поставщиков автозапчастей?

    Поиск крупных поставщиков автозапчастей - дело не одной недели. Рассмотрите все возможные варианты, свяжитесь с производствами, соберите максимум информации о каждом из них. Проанализируйте базу конкурентов — нет смысла соревноваться в известными сетями магазинов.

    Крупнейших поставщиков автозапчастей в России найти проще — они популярней и предъявляют меньше требований чем те, который производят детали для иномарок.

    Подбор персонала

    Хорошо выбранный персонал - это половина успеха. Ведь именно эти люди будут презентовать детали, от них во многом зависит мнение потенциального клиента о запчастях, которые он пришел приобрести. Поэтому и выбор персонала - дело тонкое, требующее некоторых усилий. Мы составили список качеств, которыми должен обладать хороший продавец в салоне автодеталей.

    • Профессионализм - без этого никуда. Человек должен уметь качественно информировать потенциального покупателя обо всем, что может его заинтересовать. Лучше всего, если персонал будет не просто обучен по стандарту, но еще и будет иметь в запасе пару-тройку историй из личного опыта, которые сможет ловко использовать при работе с клиентами.
    • Опытность - немаловажный пункт. Хорошо, если человек, работающий в вашем салоне, будет иметь большой опыт сотрудничества с крупными сетями магазинов, специализирующихся на продаже узлов и агрегатов. Так вам не придется обучать его специфике продаж, в которой, кстати, разбирается далеко не каждый начинающий предприниматель.
    • Умение говорить. Даже если работник вашего магазина просто знаток устройства автомобиля на высшем уровне, но при этом он будет тихо стоять в сторонке и ждать, когда к нему обратятся с вопросом, успеха ждать не стоит. Люди, умеющие красиво говорить, принесут вам гораздо больше прибыли, а магазину подарят хорошую репутацию. Причем умение говорить — не значит умение хорошо лить воду о том или ином товаре, а значит максимально четко и конкретно информировать о свойствах товара, предоставлять данные о качестве производства и хорошей стоимости, а также это — умение заговаривать первым. Не стоит думать, что консультанты, сами обращающиеся к потенциальным клиентам, кажутся навязчивыми и надоедливыми. Правильно подобранный подход непременно возымеет успех.

    Из общих советов хочется сказать, что будет лучше, если зарплата продавца-консультанта будет не просто на постоянной основе. Пусть сумма выплат имеет зависимость от продаж — это будет замечательным стимулом для работы.

    На первых порах контролируйте работу подчиненных. А со временем устраивайте внезапные проверки, чтобы они не расслаблялись и продолжали работать качественно и с отдачей.

    Маркетинг и реклама магазина автозапчастей

    Поговорим о рекламе и маркетинге. Некоторые магазины (это касается не только данного рода деятельности) уже со старта начинают брать обычную рекламу из интернета: копируют найденные поисковиком картинки, печатают отысканные на каком-либо сайте тексты. Такие магазины, как правило, быстро становятся банкротами. Почему? Дело в том, что покупатели находят те же картинки и те же тексты в сети, видят, что эта информация не конкретно о вашем сервисе, — проще говоря, считают ваш салон несерьезным и неспособным на продажу достойных товаров.

    Не надо жалеть денег на продвижение. Маркетинг - залог успеха. Не поленитесь сделать фото своего магазина, запечатлеть то, что будет свидетельствовать о качестве услуг. Нанять человека для написания хороших и профессиональных текстов по теме в наше время очень и очень легко. Должно быть короткое описание к каждому товару; разумеется, будет здорово, если описание будет полным и длинным, но затраты на написание при этом будут довольно высоки, так как текстов потребуется много. Главное - высветить в описании основные преимущества каждой детали, приобретенной именно в вашем салоне.

    Распространение рекламы - тоже важный аспект. Рекламные посты во Всемирной паутине помогут магазину удвоить, а то и утроить популярность. Наймите промоутеров, то есть людей, которые за определенную сумму будут раздавать листовки с вашими слоганами и контактами. Ошибочно думать, что данный метод продвижения не эффективен, и что человек выбросит полученную рекламку в ближайшую урну. Разумеется, найдутся и такие, но работа промоутера - целое искусство. Поэтому если вам удастся найти профессионала в этой области — будет очень здорово.

    Во сколько примерно обойдется открытие магазина?

    Для того чтобы успешно открыть магазин автозапчастей, который за короткое время станет актуальным, а товары в нем будут пользоваться большим спросом, необходимо обладать стартовым капиталом размером где-то в полтора миллиона рублей. Если вы сумеете правильно организовать рабочий процесс, закупку товара и прочее, то выручка за месяц будет составлять около миллиона. Но мы упоминали о том, что окупаемость происходит дольше, а связано это с тем, что в вашей деятельности непременно будут возникать те или иные нюансы, просчитать которые невозможно, а также требуется оплатить работу персонала, потратить немалые суммы на продвижение и рекламные кампании.

    Основные расходы будут составлять следующие пункты:

    • расходы на покупку или аренду помещения;
    • оборудование магазина;
    • зарплата персоналу;
    • закупка товара;
    • рекламная кампания;
    • налоги.

    Позаботьтесь о том, чтобы вашего капитала хватило на все перечисленные пункты, потому что нехватка денег на начальном этапе - более чем существенная проблема. А в остальном вам поможет четкий план действий, которому нужно неотступно следовать. Удачи!

    Для затравки немного статистики. В 2013 году в России нуждались в замене более чем 6,65 млн автомобильных аккумуляторов , 35 млн и 294 млн литров автомобильных жидкостей. В 2014 году на вторичном рынке планировалось реализовать около 950 млн запчастей на сумму свыше 24 млрд долларов США. В прошлом году в стране стало на 6,5% больше легковых автомобилей (+2,4 млн), причем прирост этот обеспечили в основном машины зарубежных марок (2,2 млн). В 2015 году продажи пошли на спад , но миллиона полтора машин прибавится - а их тоже нужно обслуживать.

    Когда автомобиль на гарантии, замена масел и прочих расходников - головная боль дилера. Автомобилистам нужно лишь следить за ценой и качеством обслуживания. Если машина бывалая, поиск запчастей и прочего ложится на ваши плечи целиком и полностью. А цены скачут жеребцами. Хорошее импортное моторное масло подорожало на 18–20%, как и многое другое, что торговые сети закупают за рубежом. А ведь даже владельцы нашемарок привыкли баловать свою технику импортом - не только маслами и антифризом, но и тормозными колодками, свечами, лампочками .

    Остались ли покупатели верны своим пристрастиям или перешли на отечественные расходники и запчасти? А может, и вовсе взяли курс на жесткую экономию?

    09:00

    «Максим Приходько, продавец-консультант» - гласит мой бедж, приколотый к фирменной одежде работника торгового зала. Управляющий магазином Иван Георгиевич придирчиво оглядел меня, прежде чем отправить на работу к своим акулам торговли.

    Они и правда акулы. В хорошем смысле. Каждый день держать в голове более 30 тысяч позиций товаров, помнить про скидочные акции. Знать устройство автомобиля досконально, чтобы после пары наводящих вопросов понять, что хочет клиент, - в общем, сделать всё так, чтобы тот ушел не с пустыми руками. Таков бизнес.

    У большинства консультантов высшее автомобильное образование, в основном МАДИ. Вдобавок в моей смене работают две барышни, Анна и Вера. Маникюр - маневр исключительно отвлекающий: дамы своими руками могут запросто собрать-разобрать мотор.

    Обычно, прежде чем попасть в торговый зал, сотрудники проходят всю трудовую цепочку - от работы на складе до выдачи товара на контроле. Но меня, вопреки ожиданиям, сразу отправили на передовую.

    12:00

    Надеялся, что вначале постою в сторонке, осмотрюсь, попытаюсь запомнить, в каком торговом зале что сгруппировано. Фигушки! Моим первым покупателем стал дядечка пенсионного вида, который с места в карьер меня огорошил:

    Сынок, нужен сальник хвостовика заднего моста для моего «ижака»!

    Пойдемте посмотрим… - неуверенно промычал я, мучительно соображая, в каком зале совсем недавно проходил мимо витрины с разнообразными сальниками. Вот уж не думал, что Иж Орбита еще представляет ценность в самóй столице!

    В разные годы Орбита комплектовалась мостами двух типов - собственным и жигулевским. Отличить один от другого можно по характерной особенности: у родного моста хвостовик кардана расположен четко по центру, а у жигулевского смещен влево относительно чашки моста. Хорошо, что в редакции такая машина была довольно долгое время, - нашел я сальник для дядечки! Но тут же совершил ошибку - поинтересовался, почему он так привязан к этой машине. Мой первый покупатель, прислонив меня на добрую треть часа к пирамиде с зимними шинами, с жаром излагал боевой путь своей Орбиты с момента ее покупки в далеком и прекрасном 2001 году и по вчерашнее число, когда сальник предательски потек. Николай Афанасьич, дорогой вы мой человек, знайте, что вы навсегда вошли в историю ЗР - как самый преданный поклонник-эксплуатант ижевского хэтчбека. На каждом редакционном междусобойчике я обязуюсь поднимать за ваше с «ижаком» здоровье отдельный стаканчик.

    Дальше клиенты пошли как по маслу, словно их группировали где-то на улице по пять-семь человек и организованно направляли в магазин. Из чего делаю вывод: народ меньше ходить в магазины запчастей не стал. Мужики - точно.

    Вначале нарисовались вьюноши в рэперских бейсболках, которые искали серьезную «музыку» на их «гангста-пятёру». Больше всего их поразила стоимость нового вазовского двигателя в сборе - 54 тысячи рублей. «Да наша тачка вся стока не стóит!»

    Утро продолжало знакомить меня с любителями прекрасного: один мужик долго и въедливо расспрашивал о химсоставе полировочной пасты - «знаете, такая, с черепашкой, но чтобы не в 200‑граммовой банке, а поменьше». Вслед за ним два паренька подбирали ключи для замены передних тормозных колодок на Peugeot 308. Каюсь, молоденькой барышне, которая всерьез выясняла, почему «вот этот толстый огнетушитель стóит как вот тот, который потоньше», я умудрился выписать самый дорогой пеногон: у него двухкилограммовая начинка - если что, с огнем справится.

    14:00

    Я пообтесался в коллективе и в минуты редкого затишья уже солидно поддерживаю беседу с Ильей, продавцом отдела запчастей для иномарок. Ему хорошо: его клиенты четко знают, что хотят. Нужен лишь VIN - и будет покупателю счастье. Принцип торговли запчастями для иномарок такой же, как в большинстве подобных контор: мелочовка в наличии, остальное под заказ.

    Люди предпочитают отовариваться в магазине сразу по нескольким позициям. «Купил он у меня свечки с фильтрами на Saab , а ему же еще и масло надо, и каких-то пистончиков взамен раскрошившихся». Вот и наш фотокор Александр Батыру решил совместить приятное с полезным - приобрел воздушный фильтр на свой минивэн Toyota Sienna.

    Что до кризиса и сопутствующих ему печалей, то Илья особого спада в бизнесе не наблюдает. За оригинальными запчастями в такие магазины и раньше никто не бегал. Владельцы иномарок в большинстве своем по-прежнему заказывают импортные неоригиналы, особенно головную оптику. Выбирают из трех-четырех производителей тех же фильтров, но до дешевки не падают - есть ценовой предел, ниже которого владелец импортной модели не опустится.

    Возвращаюсь в зал с запчастями для продукции отечественного автопрома. И тут меня ждет сюрприз.

    Интеллигентного вида парень в очках, чуть старше двадцати, держит в руках кусочек мятого упаковочного картона с оттиском какого-то пятнышка.

    Вот, не поможете подобрать крепеж для облицовки радиатора вазовской «классики» ?

    Нечем было замерить. Попробовал пальцем сквозь картон, чтобы понять внутренний диаметр, - торопливо затарахтел паренек.

    Сатирику Михаилу Задорнову надо бы черпать свое вдохновение в автомагазинах - вот где кладезь типажей и историй, для каждой из которых придется набрать побольше воздуха в легкие, чтобы потом весело смеяться вместе со всеми.

    Опытный продавец просто обязан быть хорошим психологом и юмористом в одном лице. Скажем, был у меня в этот день покупатель, который долго и настойчиво просил продать ему каржачку. Не сразу, но понял: это щетка по металлу! Говорят, один персонаж застенчиво поинтересовался у барышни-консультанта:

    Соски есть?

    У меня - грудь, а то, что вам надо, называется резиновым вентилем для шины.

    А пареньку я выписал болтов с гроверами, чтобы он эти болтики не растерял. Вдруг в следующий раз под рукой картонки не будет?

    16:00

    Я уже стреляный воробей. Хотя нет, вру. Чуть что - бегу либо к Вере, либо к Ане за помощью. С другой стороны, перестал пугаться надписи «консультант» на своей спине - и вовсю консультирую.

    Только что продал комплект шин Кама Евро приезжему из Мордовии, который уверял, что у них эта резина дороже. Реализовал пару комплектов зеркал для «девятки», корзину сцепления на нее же и корзину для груза на Приору. Затем была череда просьб продать лампочек исключительно стандарта Н4. По покрасочной палитре-вееру подобрал краску для ВАЗ‑2114: биты крыло и немного задняя дверь. Еще одному мужику, большому любителю старушки Нивы, выписал пару баллонов с лаком - что-то он там с тюнингом затеял. Еще с одним товарищем поговорили об аккумуляторах - спасибо за науку нашему Михаилу Колодочкину, вроде ничего лишнего про них я не наплел.

    Идет торговля! Значит, наш брат-автомобилист не склонен экономить? И да, и нет. За мою смену лишь трое посетителей, досконально выяснив всю подноготную про нужные им товары, так ничего в итоге и не приобрели. Явно мониторили цены, чтобы купить то же самое, но в другом месте - подешевле. А все прочие чаще шли «строго по списку», как примерные мужья в супермаркете. Не отвлекаясь на ненужное. С другой стороны, о какой экономии может идти речь, если маслосъемным колпачкам пришел каюк? Их все равно надо менять - вопрос лишь в качестве и цене.

    В торговый зал входит невысокий мужчина кавказской наружности. Его встречаем мы с Аней, но покупатель- мужчина, конечно же, идет за консультацией к мужчине - то есть ко мне. Аня подмигивает и радостно испаряется на обед.

    Э‑э, масло, да? - полувопросительно-полуутвердительно покупатель приглашает меня к диалогу и высоко задирает голову, чтобы осмотреть весь ассортимент витрины с автомобильными маслами.

    Э‑э, мне ЛУКОЙЛ, на доливку. Полусинтетика, «десять-вэ-сорок».

    Покупатель еще раз ласково осматривает всю витрину. Я между тем выписываю литровый флакон , но тут клиент вмешивается:

    Литра мало! Давай пять, мне доливать!

    Такой литраж нужен для полной замены масла…

    Нет, для хорошей доливки в самый раз!

    18:00

    В торговый зал в очередной раз выходит Иван Георгиевич. Хвалит за службу и подытоживает: ежедневный план почти собран, - а ведь нас еще ожидает волна покупателей, которые зайдут в магазин после работы.

    Кстати, интересен срез покупательских предпочтений по группам товаров. Перед выходными активнее берут что-то габаритное и весомое: тормозные диски и колодки, кузовные детали, ремкомплекты коробки передач , стёкла, что-либо из лакокраски. Всё ясно: свободные дни будут посвящены автомобилю. А вот на неделе хорошо идет мелочовка - лампочки, фильтры, свечи, которые требуют срочной замены. Покупают не про запас, а по мере возникновения проблемы.

    Многие стали выбирать запчасти строго по цене, но ведь не перестали заботиться о машине! Для нашего человека автомобиль - это по-прежнему нечто глубоко обожаемо-сакральное. И уж если экономить на чем-то, то скорее на себе, чем на своей ласточке.

    Кстати, можете себе представить, чтобы немец, португалец или швед называл свою машину ласточкой? А у нас - пожалуйста!