Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что детский проект детском саду. Темы проектов в детском саду и методы их реализации. Методы и приёмы

    Что детский проект детском саду. Темы проектов в детском саду и методы их реализации. Методы и приёмы

    Светлана Сидорова
    Образец написания проекта для воспитателей ДОУ

    I. Введение…

    2. Актуальность проекта…

    3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…

    4. Аннотация проекта …

    5. Этапы реализации проекта программы…

    6. План мероприятий …

    7. Ресурсы …

    8. Риски и пути преодоления рисков …

    9. Выводы …

    10. Литература ….

    Введение

    свой ТЕКСТ

    Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - ….

    Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия …., предметом деятельности является процесс …

    2. Актуальность создания проекта

    свой ТЕКСТ

    Именно поэтому актуально становится разработка проекта …

    Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (описать какие….

    3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

    Стратегическая цель : создание благоприятных условий для …

    Тактические цели

    1. Создать …

    2. Сформировать ….

    3. Организовать …

    Ожидаемые результаты

    4. Аннотация

    свой ТЕКСТ

    В основу данного проекта положены следующие идеи :

    В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения :

    ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ПРОЕКТА

    Принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

    Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

    Единство воспитательных , развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников , спецификой и возможностями образовательных областей ;

    Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ;

    Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования .

    Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :

    Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

    Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

    Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса .

    Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

    Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования , начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

    Пути решения проекта :

    ВЫБРАТЬ НУЖНОЕ

    Обдумать «образ будущего » , представить модель того, что собираются создавать;

    Учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

    Разработать систему реализации идей на основе реальной

    практики и возможностей конкретного ДОУ;

    Оценить риски реализации проекта .

    5. Этапы реализации проекта программы

    Реализация проекта рассчитана на __ недели : с «_» ___ по «_» ___

    № п/п Этапы Цель Сроки

    1. Подготовительно-проектировочный этап

    2. Практический этап

    3. Обобщающе - результативный этап

    6. План мероприятий

    № п/п Название мероприятий Сроки Ответственные

    1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

    2 этап - Практический этап

    3 этап - Обобщающе - результативный этап

    7. Ресурсное обеспечение программы

    Нормативно-правовые ресурсы

    Закон РФ «Об образовании »

    Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования » от 5.07.2001

    УСТАВ ДОУ

    СанПиНы 2.4.1.2660-10

    Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

    Закон Российской Федерации «Об образовании » в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 .11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ».

    Кадровые ресурсы

    Для работы в проекте привлекаются … .

    По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом :

    Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты

    Таким образом , образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

    По возрастному цензу :

    До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50

    По стажу педагогической деятельности :

    До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более

    Таким образом , профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок.

    Информационные ресурсы

    Учебно-методические ресурсы :

    Фонд методического кабинета :

    Библиотека;

    Игротека;

    Аудиотека;

    Фонотека.

    Материально-технические ресурсы :…

    Финансовые ресурсы

    Финансирование проекта производится… .

    Объект финансирования проекта

    Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ

    № п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость

    1 Приобретение :

    Примерных основных программ дошкольного образования ;

    Методического обеспечения программ;

    Литература по внедрению ФГОС в ДО 1 000 рублей

    2 Приобрести :

    Бумагу «Снегурочка» ;

    Принтер;

    Файлы. 4 000 рублей

    3 Научное консультирование 500 рублей

    4 Ресурсы сети Интернет 900 рублей

    5 Подписка на СМИ :

    Газета «Дошкольное образование » , Издательский дом «Первое сентября» ;

    Журнал «Дошкольное воспитание » ;

    Журнал «Обруч» . 2 500 рублей

    ИТОГО 8 900 рублей

    Критерии оценивания проекта

    ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ

    1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу ).

    2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

    3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

    4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.

    5. Отсроченный результат : успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

    8. Риски и пути преодоления рисков

    Риски Пути преодоления рисков

    9. Выводы :

    Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. ….

    свой ТЕКСТ

    В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только ….,но и дадут толчок для развития….

    Проектная деятельность в старшей группе по теме: "Такие разные тарелки"

    Описание материала : Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию творческий проект: Такие разные тарелки" для старшей группы детского сада.
    Продолжительность : краткосрочный.
    Тип проекта: творческий, ознакомительно-ориентировочный.
    Участники: дети, воспитатели, родители.
    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
    Цель: Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
    Задачи
    Для детей:
    -обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
    -поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
    -развивать эмоциональную среду;
    -развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами;
    -развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
    Для родителей:
    -привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
    -стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество, участие в досугах;
    -способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
    Для педагогов:
    -обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
    -создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
    -способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
    Продукты проекта
    Для детей:
    -знакомство с загадками о тарелочке;
    -роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи, гжели;
    -лепка посуды из солёного теста, роспись;

    -дидактическая игра разрезные картинки «Посуда»;
    -проведение исследовательской деятельности «Какие разные тарелочки» (Опыты по сравнению)
    -история появления тарелок (беседа)

    Для педагогов:
    - презентация «Такие разные тарелки»
    - разработка тематического проекта по теме
    - создание презентации;
    -выставка книг с загадками о тарелке;
    -подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
    -создание тарелки в технике папье - маше


    - создание папки передвижки «История тарелки»
    Для родителей:
    -выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
    в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
    Этапы:
    Подготовительный:
    -определить объект изучения;
    -создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
    -подбор художественной литературы, изготовление книги стихов и загадок про тарелку


    Сбор экспонатов.
    Исследовательский:
    - знакомство с разными видами тарелок(Просмотр презентации "Разные тарелки"
    -откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)
    - опыты по сравнению

    Создание продукта по проекту:
    Заключительный:
    -обобщение результатов работы;
    - организация выставки поделок из тарелок,


    - организация выставки расписанных тарелок из солёного теста;


    - выставка, подготовленная родителями

    С первого дня своей жизни ребенок начинает познавать этот мир. В дошкольном возрасте ребенок постоянно сталкивается с понятиями, которые для него еще совсем неизвестные, новые. Ни для кого не секрет, что дети в четыре – пять лет очень интересуются всем, что их окружает. Но далеко не все ребенок может исследовать сам, и здесь ему на помощь приходит педагог. Воспитатели очень часто прибегают к методу проблемного обучения, который предполагает использование в процессе обучения различных задач, интеллектуальных игр, поиск ответов на интересующие детей вопросы.

    Использование интегрированного метода обучения дошкольников является инновационным и очень эффективным подходом. Данный метод позволяет добиться потрясающих результатов в процессе воспитания детей.

    Для этого метода обучения свойственно объедение всех занятий одной тематикой. Например, воспитатель решает рассказать детям о домашних животных и их роли в жизни человека. На одном из занятий познавательного цикла он рассказывают о то, какие функции выполняют животные. Затем на занятиях посвященных развитию культурны и духовных ценностей преподаватель отводит отдельное место рассказам о том, как часто встречают образы домашних животных в произведениях писателей, поэтов и художников.

    Вариантов того, ка именно преподаватель будет использовать интеграционный подход масса.

    Вот лишь некоторые из них:

    • Полная интеграция (данный этап предполагает полное погружение в работу по данному методу)
    • Частичная интеграция (как правило, по этому методу работают на занятиях по литературе)
    • Интеграция на основе единой проблемы, то есть в основе работы лежит определенная тема.

    Если детский сад переходи на проектный метод деятельности, то переход необходимо осуществлять плавно, поэтапно. В частности рекомендуется следующая последовательность:

    • Проведение занятий включающих проблемы связанные непосредственно с деятельность детей;
    • Проведение комплекса занятий разбитых на тематические блоки;
    • интеграция:
      − частичная интеграция;
      − полная интеграция;
    • составление метод проектов:
      − форма организации образовательного пространства в детском саду;
      − метод развития творческого мышления у детей.

    Планирование в детском саду: что оно в себя включает?

    Воспитатель, который готовит проект, должен ссылаться на определенный план. Вот пример одного из таких:

    1. Изучение проблем детей и формирование цели.
    2. Формирование плана по достижению постеленной цели (обязательно обсуждается с родителями).
    3. Сотрудничество со специалистами разных областей для реализации плана достижения цели.
    4. Создание плана-схемы проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Выбор видов деятельности, которые будут включены в план-схему.
    7. Формирование списка «домашних заданий» для самостоятельной работы.
    8. Проведение открытого занятия и презентация проекта.

    Темы проектов в детском саду и методы их реализации

    Метод планирования может применяться в следующей последовательности:

    1. Целеполагание: зада педагога на данном этапе выбрать для ребенка актуальную проблему и разработать пути ее решения.
    2. Проектирование – разработка плана для достижения поставленной цели:
    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • подбор источников информации по теме;
    • список предметов и оборудования, которое использовалось;
    • какие новые навыки были освоены для достижения поставленной цели.
    1. Выполнение проекта – практическая часть.
    2. Подведение итогов – выбор тем и постановка задач для новых проектов.

    Классификация проектов в настоящее время происходит по следующим критериям:

    1. по составу участников;
    2. по задаче;
    3. по тематике;
    4. по срокам выполнения.


    Какие бывают типы проектов в детском саду?

    Как правило, дошкольные учебные учреждения прибегают к использованию следующих типов проектов:

    1. Исследовательские-творческие проекты: дошкольники экспериментируют, а после результаты работы демонстрируются в детском творчестве.
    2. Ролево-игровые проекты (в данном случае перед детьми ставиться задача и решают они ее путем участия в творческой деятельности, в частности театрализованной деятельности);
    3. Информационно-практико-ориентированные проекты: задача детей – собрать информации об определенном явлении или понятии (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. Творческие проекты в детском саду (финалом такой деятельности стает проведение детского праздника, создание дизайна или «Театральная неделя»).

    Приоритетным направлением в развитии личности дошкольника является игровая деятельность. Поскольку именно к ней дети расположены больше всего.

    Одна стоит также обратить внимание и на другие виды проектов, а именно на:

    • Комплексные проекты с темами типа «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
    • Межгрупповые проекты по темам «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
    • Творческие проекты (темы: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки»).
    • Групповые проекты: «Сказки о любви», «Познай себя».
    • Индивидуальные проекты в детском саду («Я и моя семья», «Генеалогическое древо».
    • Исследовательская деятельность детей по темам «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    Особенности проектного метода

    Проекты отличают также по продолжительности. Некоторые проекты реализуются за одно занятие, они называются краткосрочными. Другие можно реализовать только за несколько занятий, потому они считаются средними по сроку. Также проекты могут быть длительными и подразумевать полную интеграцию.

    Развитие свободной творческой личности дошкольника – вот основная цель проектного метода. Конечно, методы реализации поставленных задач и сформированных планов (да и сами планы и задачи) зависит от многих факторов, однако основные моменты все же остаются общими.

    В частности перед данной методикой ставятся такие задачи развития:

    1. Психологическое благополучие и физическое здоровье ребенка;
    2. Развитие у ребенка познавательных способностей;
    3. развитие творческого мышления и воображения;
    4. развитие навыков общения.

    Консультация для воспитателей детского сада

    Проектная деятельность в детском саду.
    Проектный метод в деятельности ДОУ.
    Готовые проекты в детском саду

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

    Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

    Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

    • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
    • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
    • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

    • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
    • комплексные блочно-тематические занятия;
    • интеграция:
      − частичная интеграция;
      − полная интеграция;
    • метод проектов:
      − форма организации образовательного пространства;
      − метод развития творческого познавательного мышления.

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
    2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    4. Составление плана-схемы проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
    7. Домашние задания для сам. выполнения.
    8. Презентация проекта, открытое занятие.

    Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • в каких источниках можно найти информацию;
    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются:

    1. по составу участников;
    2. по целевой установке;
    3. по тематике;
    4. по срокам реализации.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
    • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
    • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
    • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
    • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
    • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

    Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    2. развитие познавательных способностей;
    3. развитие творческого воображения;
    4. развитие творческого мышления;
    5. развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
    Этапы
    проекта
    Деятельность педагога Деятельность детей
    1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу (нежёстко).
    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.
    2 этап 4. Помогает в решении задачи.
    5. Помогает спланировать деятельность
    6. Организует деятельность.
    5. Объединение детей в рабочие группы.
    6. Распределение амплуа.
    3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
    8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
    7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
    4 этап 9. Подготовка к презентации.
    10.Презентация.
    8. Продукт деятельности готовят к презентации.
    9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

    Консультации по темам:

    • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
    • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
    • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

    Семинары-практикумы:

    • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
    • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
    • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
    • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
    • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

    Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

    1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
    2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
    3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
    4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
    5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
    6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
    7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
    8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
    9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

    Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

    Младший дошкольный возраст

    Задачи обучения:

    1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
    2. приобщать детей к процессу познания;
    3. формировать различные представления;
    4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
    5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

    Совершенствование психических процессов:

    1. формирование эмоциональной заинтересованности;
    2. знакомство с предметами и действиями с ними;
    3. развитие мышления и воображения;
    4. речевое развитие.
    1. осознание поставленной цели;
    2. овладение различными способами решения поставленных задач;
    3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
    4. поиск различных средств достижения цели.

    Линии развития личности.

    Физическое развитие:

    • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
    • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

    социальное развитие:

    • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

    познавательное развитие:

    • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
    • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
    • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

    эстетическое развитие:

    • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
    • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

    Старший дошкольный возраст.

    Задачи обучения:

    1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
    2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
    3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
    4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

    Формирование предпосылок учебной деятельности:

    1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
    2. потребности в создании собственной картины мира;
    3. навыков коммуникативного общения.

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

    1. выявить проблему;
    2. самостоятельно искать нужное решение;
    3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
    4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

    Линии развития личности.

    Социальное развитие:

    • развитие самопознания и положительной самооценки;
    • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
    • высокий уровень коммуникативной компетентности;
    • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

    Физическое развитие:

    • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
    • формирование потребности в здоровом образе жизни;
    • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

    Познавательное развитие:

    • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
    • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

    Эстетическое развитие:

    • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
    • овладение различными видами худ. деятельности;
    • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
    Тематика блока Название проекта Продукт детской деятельности
    Наследие «Эхо столетий» «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
    «Защитники Отечества» Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
    Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
    Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
    «Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
    Дидактические игры
    «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
    Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
    Макет «У Лукоморья»
    Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».
    Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»
    Альбом рисунков «Моя семья»
    Выставка семейных реликвий.
    «Я в мире людей» Проекты в детском саду:
    1) «Мои друзья»
    2) «У нас в Нескучном саду»
    3) «День защиты детей»
    4) «Сказки о любви»
    5) «Весёлый этикет»
    Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
    Театральные этюды, выпуск газет и журналов
    Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
    Карнавал. Разработка детского кодекса.
    Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
    Школа «Маркиза этикета»
    «Мир вокруг нас» «Четыре стихии»
    «Времена года»
    «Мир животных и птиц»
    «Уральские самоцветы»
    Картотека опытов.
    Составление коллажей
    Детская книга «Это опасная стихия»
    Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
    Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
    Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»
    «Весёлая астрономия»
    «Жалобная книга природы»
    «В стране чисел и фигур»
    «Полезные вещи»
    «От кареты до ракеты»
    Викторина «Через тернии к звёздам»
    Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
    Сочинение «Звёздных сказок».
    Сочинение сказок от имени природных объектов.
    «Лесная газета».
    Выпуск журнала «Экологический светофор города»
    Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
    Математическое шоу «Алиса в стране математики».
    Энциклопедия «Из истории вещей»
    «Приключения вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.
    Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
    Детские проспекты по видам техники (транспорт).
    «Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).
    «Ты и твоё здоровье» «Я и моё тело»
    «Окошки в мир. Органы чувств»
    «Твоё питание и здоровье»
    «Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
    «Живительные силы»
    «Про витамины и здоровье»
    «Как мы дышим» (приключение Кислородинки)
    Дневник «Я расту»
    Проект «Страна Айболития»
    «Польза и вред» (проекты по органам чувств)
    Мини проекты «Для чего нужна пища?»
    Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
    Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
    «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
    Планшет «Вред-польза»
    «За чистый воздух» (плакат)
    Детская книга закаливания

    Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

    Разделы программы Виды детской деятельности
    Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
    Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
    Настольно-печатная игра «Моя квартира».
    Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
    Права и обязанности в семье.
    Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
    Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».
    Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
    Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
    Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
    Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
    Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
    Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
    Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
    Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
    Мир, в котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
    Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
    Природа Коллажи «Домашние любимцы».
    Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
    Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
    Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»
    Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
    Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
    Худ. литература Пословицы и поговорки о семье.
    Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
    Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
    Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».
    ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
    Выпуск семейных газет.
    Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
    Выставки «Семейное хобби».
    Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
    Совместное посещение семьями театров.

    Алгоритм разработки проекта

    Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы
    Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
    Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
    Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.
    Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)
    Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
    Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

    Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения сотрудничать, повышается внимание к сверстнику, как к партнеру, для совместной деятельности и общению.

    Проблема: в ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться со сверстниками, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путём, защищать свою точку зрения без ссор, обид и драк. Дети ставят свои приоритеты выше, не считаясь с мнением и нуждами других детей.

    Масштаб проекта: краткосрочный (2 месяца).

    Цель: приобщение детей к установленным нормам общественного поведения и правилам отношений со сверстниками, создание представлений о дружбе.

    1. Обобщить, расширить и углубить знания детей о дружбе и друзьях.

    2. Побуждать детей к коллективной деятельности, способствовать возникновению и накоплению положительного опыта общения и воспитывать социально-коммуникативные навыки (отзывчивость, доброта, сочувствие, сострадание, сопереживание, дружелюбие, умение договариваться друг с другом).

    3. Систематизировать сведения детей о культуре поведения в обществе и отношениях между людьми.

    I. Подготовительный этап:

    1. Чтение «Праздник дружбы» И. Вачкова, обсуждение, беседа и вопросы по содержанию.

    II. Этап реализации:

    1. Беседа о дружбе и друзьях «Кто такой друг?», «Что такое дружба?».

    2. Чтение: Виктор Драгунский «Друг детства». Обсуждение и беседа по содержанию.

    3. Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.

    4. Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

    5. Чтение В. Осеевой «Три товарища».

    6. Чтение стихов о дружбе: Ю. Энтин «Про дружбу», А. Кузнецова «Подружки», Т. Агибалова «У меня теперь есть друг», В. Бережная «Дружба — это теплый ветер…», Л. Квитко «Два друга», В. Викторов «Дружат дети всей Земли».

    7. Составление рассказа «Мой лучший друг».

    8. Беседа — рассуждение «Зачем нам друзья?».

    9. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

    11. Просмотр мультфильма «Самый большой друг», обсуждения и беседа по содержанию.

    12. Продуктивная деятельность: рисование «Портрет друга», аппликация «Подарок другу», конструирование из бумаги «Игрушка для друга».

    13. Слушание и заучивание песен о дружбе «Настоящий верный друг», заучивание стихотворение «Всем советуем дружить».

    14. Разрешение проблемной ситуации «Кто кого обидел?».

    Заключительный этап:

    1. Составление правил дружбы.

    Итоговое мероприятие: викторина «О дружбе и друзьях».

    Ожидаемый результат: дети классифицируют сведения о дружбе и друзьях, нормах поведения и правила отношений со сверстниками, улучшится атмосфера в группе.

    Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

    Должность: воспитатель
    Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №410»
    Месторасположение: Пермь, ул. Капитанская 21