Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Занятия с педагогами доу. Тренинг для педагогов ДОУ «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов

    Занятия с педагогами доу. Тренинг для педагогов ДОУ «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов

    Цель:

    улучшение эмоционального состояния педагогов;

    восстановление психического равновесия;

    снятия нервного напряжения путем «разблокировки мышечных зажимов».

    Количество участников: 10 - 15 человек.

    Время работы: 1-1,5 часа.

    План занятия

    Вводная часть:

    Правила работы в группе;

    Психологическая разминка;

    Релаксация.

    Основная часть:

    Игры и упражнения,

    Психологические этюды.

    Заключительная часть:

    Упражнение «Сосуд Жизни»;

    Музыкотерапия.

    Оборудование:

    карточки с названиями животных;

    подборка музыкального сопровождения;

    набор разноцветных бумажных цветов;

    бланки «Автобиография»

    Ход занятия

    Вводная часть

    - Добрый день. Рады всех вас видеть на нашей встрече в психологической гостиной.

    Упражнение «Цветок»

    Предлагаем вам выбрать цветок (любого цвета). Пусть пока он будет у вас, потом поясним - для чего.

    Знакомство с правилами поведения в тренинговой группе

    Здесь и теперь - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.

    Один в эфире - уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.

    3. Принцип . Я - все высказывания строятся с использованием личных местоимений - «мне кажется», я думаю.

    «Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.

    Предложения участников ……..

    Игра «Посудомоечная машина»

    Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

    Например:

    «Я - старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры...»

    Или:

    «Я - очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок...»

    После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

    Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.

    Основная часть:

    Упражнение «Десять секунд»

    Цель : преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

    Время: 5-15 минут.

    Ведущий . Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

    Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

    Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

    Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. Бэтой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да? "

    Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

    По длине волос.

    По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

    По цвету брюк и юбок.

    По цвету глаз.

    По настроению, которое вы сейчас испытываете сейчас?

    Игра «Найди пару»

    Участники вытягивают карточки с названиями животных. Названия повторяются на нескольких карточках. Задача - используя любые выразительные средства, кроме звуков, характерные для указанного в карточке животного, найти свою пару.

    Представление автобиографии.

    Ведущий зачитывает автобиографию одного из участников, не озвучивая имени, дат или иной информации, по которой можно легко узнать человека. Задача членов группы - определить, о ком шла речь.

    Тест « Погода в ДОУ»

    Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент- начинка. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

    Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

    Говорите себе: «Бывает» и съедаете пустой пончик.

    Съедаете что - либо другое

    Намазываете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.

    Если вы выбрали первый вариант , то вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие.

    Если вы выбрали второй вариант , то вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

    Если вы выбрали третий вариант , то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

    Если вы выбрали четвертый вариант , то вы человек способный к нестандартным решениям, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

    Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух.

    Я предлагаю вам еще раз выбрать цветок (любого цвета)

    Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.

    красный цвет

    Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

    ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

    Те, кто любит этот цвет, - люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к. окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

    ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

    Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

    ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

    Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

    ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

    Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.

    Заключительная часть

    Банка жизни

    Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

    Какая она?

    (заполняется крупными камнями)

    Теперь какая?

    (заполняется горохом)

    Что скажете сейчас?

    (засыпается песком)

    А теперь?

    (наливает шампанское)

    А вот теперь банка полна!

    - А теперь буду объяснять вам, что сейчас произошло.

    Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

    А шампанское?

    Оно означает то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться устроить праздник!

    Рефлексия

    Что я сейчас чувствую? Какой опыт я приобрел после этой встречи?

    Тренинг для педагогов ДОУ

    «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ»

    Продолжительность занятия: 1 час.

    Материал: ручки на каждого участника, листы бумаги по числу участников, магнитная доска, карточки с фразами для игр «Тренировка интонации», «Поймите меня правильно», «Достойный ответ», шляпа , магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

    Цель:

    Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осмысление своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

    Задачи:

      осознание педагогами личных достижений и проблем в общении с родителями;

      развитие способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

      формирование умений планировать общение с родителями.

      помощь в повышении уверенности в себе, преодоление психологических препятствий общения с родителями, реализация субъективного подхода к родителям

    План проведения:

    I . Вступление.

    Профессия педагога, работника дошкольного учреждения, требует постоянного потребления душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией, коллегами, детьми и их родителями.

    Проблема взаимодействия воспитателя и родителей существует всегда. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Есть множество причин порождающих сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит сотрудничестве.

    II . Практическая часть:

    Ведущий:

    Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Капля, река, море»

    Игра «Капля, река, море»

    Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

    Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

    Психотехническое упражнение «Давление».

    Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)

    Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

    Обменяемся впечатлениям. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

    Попытайтесь не давить друг на друга, выполняйте совместные движения так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

    Насколько приятнее сотрудничать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

    Ведущий:

    Присаживайтесь на свои места.

    Теоретическое вступление « Правила построения эффективного общения». (7 мин)

    Ведущий:

    Предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. В общении с родителями существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно войти в доверие с первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

    Самые универсальные – это:

      Улыбка,

      Имя собеседника

      Комплимент.

    Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

    - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

    В конфликтной ситуации, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

    В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

    Усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

    Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

    Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

      Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

      Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

      Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

      Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

      Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

    Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

    Упражнение «Тренировка интонации».

    Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

    Произнести фразы:

      Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

      Я благодарна Вам за оказанную помощь.

    Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

    А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.

    Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

    Упражнение «Волшебная шляпа».

    Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу)

    Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

    Анализ упражнения

      1. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

        Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

    Подведя итог можно сказать, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

    Ведущий:

    У каждого из нас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми не хотелось бы встречаться и общаться. Предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас негативные чувства.

    Упражнение «Самый трудный родитель»

    Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

    Процедура выполнения

    Воспитателям предлагается в группах человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

    Анализ упражнения

    Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются ).

    «Трудные» родители:

      Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

      Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

    Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

    После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя»

      Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

      Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

      Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

    Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

    Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

    Каждый педагог знает, как нелегко беседовать с «трудными» родителями. Чтобы оставаться в состоянии спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар», которое помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

    Упражнение «Резервуар».

    Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

    Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

    Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

    Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

    На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

    Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

    Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

    Чтобы избежать противостояния с родителями:

    необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

    подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

    показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

    Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

    Обсуждайте проблему , а не личные качества ребенка и его родителей.

    Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

    Ведущий:

    В следующей игре я предлагаю

    Упражнение «Поймите меня правильно»

    Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

    Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина -воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

    Для начала разберем одну-две ситуации вместе. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, поэтому него плохое поведение и он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» - это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».

    После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен в приложении 3.

    Анализ упражнения:

      1. удалось ли использовать стиль «адвокат»?

        какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?

        сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?

    На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

    Ведущий:

    Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились как сложно бывает общаться с нашими родителями.

    Упражнение «Достойный ответ»

    Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

    Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении 6).

    Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

    Анализ упражнения: тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

    Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

    Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

    Игра проводится под релаксационную музыку.

    Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

    Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.

    Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…

    Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

    Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

    Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

    Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

    А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

    Ведущий:

    Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

    Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

    Литература.

      Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.

      Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia , 1996 г.

      Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

      «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

      «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

      Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

    Анастасия Крылова
    Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

    Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки » .

    Цели :

    Формирование благоприятного психологического климата ;

    Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

    Профилактика профессионального выгорания;

    Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

    Снятие эмоционального напряжения.

    Целевая аудитория : педагоги ДОУ .

    Форма проведения : тренинг .

    Оборудование : аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников и фломастеры.

    Ход проведения:

    1. Приветствие

    Цель :

    Познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.

    Психолог : Здравствуйте, дорогие педагоги ! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом : каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте» .

    2. «Знакомство»

    Цель :

    Настроить каждого участника на работу в группе;

    Вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

    Психолог : Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает : кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бумажной карточке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".

    А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная) .

    3. Правила нашей группы.

    Цель :

    Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга .

    Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любой тренинг имеет правила . Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга .

    Закон «ноль-ноль» , предусматривающий своевременное начало тренинга , его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

    Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

    Работа «от и до» : человек, принявший решение об участии в тренинге , изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

    Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации . Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

    Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» , «я думаю.» , а не «все сейчас думают.» , «большинство из нас.» и т. д.

    Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

    Активное участие в работе : если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием .

    Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

    4. Упражнение «Интервью»

    Цель :

    Знакомство

    Создание обстановки доверия

    Психолог : Друзья, представьте, что вы участники пресс - конференции. Все пишут на листочке три вопроса. Задаём вопросы, которые касаются жизненных, профессиональных взглядов, интересов. Затем листочек отдается другому участнику. (например, 3-ему сидящему с правой стороны автора вопросов) . Далее проходят «пресс - конференции» . Все по очереди читают вопросы и отвечают на них.

    5. Передача предметов по кругу

    Цель :

    Обмен настроениями, чувств по кругу

    Психолог : Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки :

    1. цветок,

    2. бусинку

    После чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга хрустально чистой водой. Это высвобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, ощущений, настроения.

    6. Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»

    Цель :

    Установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.

    Психолог : А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.

    После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.

    7. Сеанс релаксации. «Руки»

    Цель :

    Снятие усталости, установление психического равновесия .

    Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия , позитивный настрой. Играет спокойная мелодия.

    Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей ваших рук на землю : вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете тяжёлую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

    8. Формулы психологической устойчивости

    Психолог : Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.

    9. «Рефлексия»

    Цель :

    Получить обратную связь от участников группы.

    Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

    Психолог : Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.

    10. Заключительный этап.

    Цель :

    Получить обратную связь от участников группы

    Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах , какие формы работы им нравятся.

    Психолог : сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2) . Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3) .

    11.«Прощание» Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу» .

    Приложение 1.

    Формулы психологической устойчивости

    Устойчиво стою я на земле

    Устойчиво стою я на земле. Вот так!

    Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!

    Друзей моих я буду обнимать. Вот так!

    Смеяться буду громко я. Вот так!

    Только смеяться

    Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!

    И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!

    Формулы принятия несчастья

    Что бы со мной ни случилось

    Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,

    Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.

    То, что в судьбе неизбежно

    То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.

    Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.

    Формулы позитивных мыслей

    Начинается мой новый день

    Начинается мой новый день ,

    Начинается моя новая жизнь!

    Загорается во мне новый свет,

    И рождается во мне чудо-жизнь!

    Здравствуй, новый мой прекрасный день !

    Здравствуй, новая моя чудо жизнь!

    Здравствуй, новый в сердце дивный свет!

    Здравствуй, новая моя чудо – мысль!

    Формула повышения самооценки

    и позитивного восприятия окружающих

    Я хороший

    Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.

    Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.

    Я люблю тебя.

    Приложение 2.

    АНКЕТА «МОЙ ЗАПРОС НА ТРЕНИНГ »

    Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно работы нашего тренинга и допишите свой личный запрос в рамках данной тематики (если он есть) :

    Темы тренинга

    Основные правила общения

    Конфликты

    Манипуляции

    Как справиться с эмоциями

    Формы работы с родителями

    Стресс-менеджмент (управление стрессом)

    Уверенное поведение в общении

    Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики (если есть)

    Формы работы на тренинге

    Мини-лекции

    Дискуссии

    Упражнения на отработку навыков взаимодействия

    Обмен опытом с участниками тренинга

    Совместное обсуждение проблем

    Организация работы

    Самостоятельно

    В подгруппах

    Приложение 3.

    БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ

    РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

    встречаемости «+» Результат

    Темы тренинга___

    Основные правила общения

    Особенности общения с родителями

    Конфликты

    Манипуляции

    Как справиться с эмоциями

    Формы работы с родителями

    Стресс-менеджмент

    (управление стрессом)

    Уверенное поведение в общении

    Количество индивидуальных запросов

    Формы работы

    Мини-лекции

    Дискуссии

    Упражнения на отработку

    навыков взаимодействия

    Обмен опытом с участниками тренинга

    Совместное обсуждение проблем в кругу

    Организация работы

    Самостоятельно

    Место работы : МБДОУ Детский сад № 44, Республика Башкортостан, город Уфа.
    Описание материала : предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Вместе – мы сила!". Данный материал направлен сплочение педагогического коллектива ДОУ.

    Цель:

    • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи тренинга:

    • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
    • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
    • осознание себя командой.
    • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима­нию между педагогами;
    • повысить групповую сплоченность;
    • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
    • улучшить эмоциональное состояние педагогов.
    • способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

    Оборудование:

    oлисты чистой бумаги;

    oручки, карандаши;

    oвоздушные шарики или мячи;

    oмакет "сердца группы";

    oмаленькие сердечки из бумаги красного цвета.

    Формы и методы работы:

    Комплекс упражнений разработан для педагогов. Продолжительность встречи 2 часа. Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

    Ожидаемые результаты:

    1. Педагоги лучше узнают друг друга.

    2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

    3. Увеличится работоспособность группы.

    4. У педагогов сформируется умение работать в команде.

    5. Улучшится психологический климат в коллективе.

    6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.

    Ход тренинга:

    Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе – мы сила!». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия».

    В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

    Говорю за себя.

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Безоценочность суждений.

    Активность.

    Упражнение № 1 «Давайте поздороваемся»

    Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по ком­нате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

    • 1 хлопок - здороваемся за руку;
    • 2 хлопка - здороваемся плечами;
    • 3 хлопка - здороваемся спинами

    Упражнение № 2 «Пожелай другому»

    Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

    Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

    Упражнение № 3 «Атомы-Молекулы»

    Цель: повышение уровня работоспособности участников.

    Педагог-психолог произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

    Педагог-психолог: « Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».

    Психологический тест «Оптимист, пессимист, реалист».

    Педагог-психолог: « Люди, пребывающие в мрачном расположении духа, мыслят консервативно, зато из-за опасения совершить ошибку работают тщательно. Напротив, бодрое настроение стимулирует открытия, творческий подход к делу, но и готовность к риску, чреватому неудачей. Наверное, наиболее ценно умение находить золотую середину - не преувеличивать неприятности и не тешить себя иллюзиями. А какое настроение преобладает в вашем мироощущении? На вопросы данного теста ответьте "да" или "нет". Данный тест поможет выявить ваш психотип, и разобраться кто вы: оптимист, пессимист или реалист».

    • Любите ли вы путешествовать?
    • Хотелось бы вам еще чему-то научиться, помимо того, что вы уже умеете?
    • Вы часто принимаете снотворное, успокоительное?
    • Нравится ли вам ходить в гости и принимать гостей?
    • Часто ли вам удается предугадать надвигающиеся неприятности?
    • Не кажется ли вам, что ваши товарищи сумели добиться в жизни большего, чем вы?
    • Находится ли в вашей жизни место каким-то спортивным занятиям?
    • Считаете ли вы, что судьба к вам не справедлива?
    • Беспокоит ли вас возможная экологическая катастрофа?
    • Согласны ли вы, что научный прогресс создает больше проблем, чем решает?
    • Удачно ли вы выбрали свою профессию?
    • Вы застраховали свое имущество?
    • Согласились бы вы на переезд в другой город, если бы там вам предложили интересную работу?
    • Довольны ли вы своей внешностью?
    • Часто ли вас беспокоят недомогания?
    • Легко ли вам освоится в незнакомой обстановке, найти свое место в новом коллективе?
    • Считают ли вас окружающие энергичным, деятельным человеком
    • Верите ли вы в бескорыстную дружбу?
    • Существуют ли для вас личные хорошие приметы – счастливые числа, удачные дни недели и т.д.?
    • Верите ли вы в то, что каждый – сам кузнец своего счастья?

    Подведем итоги:

    В вопросах 1,2,4,7,11 и 13-20 за ответ «да» запишите 1балл, «нет» - 0 баллов; в вопросах 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 – наоборот: «да» - 0 баллов, «нет» - 1 балл.

    0-4 балла. Похоже, жизнь вас изрядно потрепала, и вы уже не ждете от нее ничего хорошего. Невзгоды считаете неизбежными, радости - случайными. Жалость к себе и недоверие к людям мешают вам радоваться жизни. Чтобы приободриться и хоть немного воспрянуть духом, научитесь ценить те маленькие радости, которые выпадают каждому из нас. Не забывайте: жизнь никогда не бывает настолько плоха, чтобы ее нельзя было изменить нашим отношением к ней.

    5-9 баллов. По натуре вы - человек жизнерадостный, но в жизненных испытаниях растеряли изрядную долю своего оптимизма, Огорчения и несбывшиеся надежды часто омрачают ваше самочувствие. Ваши поступки преимущественно продиктованы не стремлением к цели, а желанием избежать неудачи. Из-за этого вы считаете, что добились немногого. Ведь когда ждешь неприятностей, они обязательно случаются. Попробуйте изменить угол зрения. У вас достаточно сил, чтобы многое повернуть к лучшему.

    10-14 баллов. Вы - здравомыслящий человек, знающий цену себе и людям. Умеете ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Ясно видите теневые стороны жизни, но не склонны их смаковать. Для своих друзей и близких вы - надежная опора, потому что умеете и утешить в горе, и остудить чрезмерный восторг.

    15-18 баллов. Вы преисполнены жизнелюбия и оптимизма, всегда умеете найти в событиях и людях светлые стороны. Уныние вам чуждо. Однако такая позиция чревата недопониманием в отношениях с окружающими, которые не разделяют ваш оптимизм.

    19-20 баллов. Ваш оптимизм просто бьет через край. Неприятности для вас словно и не существуют, вы от них просто отмахиваетесь и спешите навстречу новым радостям. Однако задумайтесь: не слишком ли легкомысленна ваша позиция? Не исключено, что недооценка серьезных проблем однажды заставит вас столкнуться с неожиданными огорчениями».

    Педагог-психолог: «Сплочённость – это:

    • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
    • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
    • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников».

    Упражнение № 4 «Гусеница»

    Цель: игра учит доверию.

    Педагог-психолог: « Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

    Обсуждение:

    • Что испытывали при выполнении задания?

    Упражнение № 5 «Мы С тобой Похожи Тем, Что…»

    Цель: развитие толерантности.

    Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

    Тест «Опытный воспитатель ДОУ»

    Педагог-психолог: «Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности».

    1. Воспитатель детского сада – это.

    а) Добрая лошадка всё свезёт

    б) Без матки-пчёлки пропащие детки

    в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены

    2. Педагогический коллектив – это…

    а) В мире, что в море

    б) У одной овечки да семь пастухов

    в) Склеенная посуда два века живёт

    3. Обучать детей – значит …

    а) Что посеешь, то и пожнёшь

    б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка

    в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести

    4. Воспитывать детей – значит…

    а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет

    б) Перемелется всё, мука будет

    в) Наказом воевода крепок

    5. Развивать детей – значит…

    а) Сей день не без завтрака

    б) Высоко летаешь, да низко садишься

    в) Палка о двух концах

    6. Работа с родителями – это…

    а) Бумага не купленная, письмо домашнее

    б) В добрый час молвить, в худой промолчать

    в) По способу пешего хождения

    Ключ к тесту

    Если большинство ответов:

    а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;

    б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;

    в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

    Упражнение № 6 «Счёт до Десяти»

    Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

    Психологический тест «Приятно ли с вами общаться?»

    Педагог-психолог: «Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Предлагаю Вам пройти психологический тест «Приятно ли с вами общаться?». Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении».

    • Вы больше любите слушать, чем говорить?
    • Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
    • Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
    • Любите ли вы давать советы?
    • Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?
    • Раздражаетесь, когда вас не слушают?
    • У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
    • Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?
    • Вы любите быть в центре внимания?
    • Есть ли хотя бы 3 предмета, по которым вы обладаете весьма широкими знаниями?
    • Вы хороший оратор?

    Педагог-психолог: «Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по 1 баллу за каждый из них. А теперь посчитаем».

    1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

    4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

    9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..

    Упражнение № 7 "Сердце коллектива"

    Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Приду­майте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

    Анкета "Обратная связь"

    • Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):
    • Что вам больше всего понравилось на занятии? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Что вам не понравилось на занятии? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Какое у вас настроение после занятия? ______________________________________________________________________
    • Ваши мысли после занятия ______________________________________________________________________
    • Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ______________________________________________________________________
    • Как вы считаете - нам нужны в дальнейшем такие встречи?________________________

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Список использованной литературы:

    1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психолога и педагогам. – М.: Т.Ц. Сфера, 2003.

    2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.

    3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

    4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: АРКТИ, 1999.

    5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

    6. Психологические тесты. С.Степанов ЭКСМО 2004г.

    Психологический тренинг для педагогов «Все краски жизни»

    Фролова Ирина Юрьевна, педагог – психолог, МБДОУ Д/С13 г. Белореченск Краснодарский край.
    Описание материала: Предлагаю вам психологический тренинг для педагогов «Все краски жизни». Данный материал будет полезен педагогам – психологам детских садов, а также общеобразовательных школ.
    Тренинг направлен на снятие психоэмоционального напряжения, эмоциональной устойчивости, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
    Задачи тренинга:
    - формирование благоприятного психологического климата
    - развитие умения работать в команде
    - осознание каждым участником своей роли, функции в группе
    - повысить коммуникативные навыки педагогов
    - повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
    Необходимые материалы:
    - листы формата А – 3 по числу участников, клей, ножницы глянцевые журналы, простые и цветные карандаши, фломастеры
    - спокойная музыка для релаксации

    Ход тренинга

    Ведущий: педагог-психолог.
    Приветствие
    Ведущий приветствует всех участников тренинга и представляется им. Для создания благоприятной атмосферы, проводится процедура знакомства. Каждый участник пишет свое имя и символ подходящий его имени на небольшом листе бумаги и с помощью булавки прикрепляет его на груди.

    Составление правил группы
    Под руководством ведущего группа знакомится с правилами тренинга: конфиденциальность; доверие; «Я-высказывания»; возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.

    Разминка. Упражнение «Тайна моего имени»
    Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена бывают различными. Словно дорогая оправа, подчеркивают девичью красоту имена. А вы знаете историю своего имени? Участники рассказывают истории своего имени. Ведущий предлагает рассказать или дополнить об их именах.
    Людмила: это славянское имя означает «Милая людям».
    Энергетика имени: рассудительность, самостоятельность, практичность.
    Святые покровители Людмилы: Людмила Чешская (именины 16, 29 сентября). Людмила почитается как святая покровительница Чехии, является также покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей.
    Цвет имени: светло-зеленый, желтовато-коричневый.

    Светлана: это славянское имя, произошедшее от слова «светлая», женский вариант мало кому известного мужского имени Светлан. Греческий аналог этого имени – Фотина, как правило, дающееся Светлане при крещении.
    Энергетика имени Светлана: Оптимизм, общительность, легкость, эмоциональность.
    Святые покровители Светланы: Святая преподобная Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская – покровительница женщин, носящих русское имя Светлана (именины 26 февраля) К святой обращаются с любыми житейскими проблемами, просят о здоровье и счастливой семейной жизни. Икона помогает избежать бед в поездке речным или морским транспортом.
    Цвет имени: салатовый, иногда синий.

    Ольга - русская форма скандинавского имени Хельга, которое означает «Священная». Энергетика имени Ольга: Активность, общительность, осмотрительность.
    Святые покровители Ольги: Княгиня Ольга (именины 24 июля) первая правительница из русских принявшая христианство, и была предвестницей Крещения Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
    Цвет имени: стальной, светло-зеленый.

    Галина: В переводе с греческого имя означает «Спокойная», «Тихая», «Безмятежная». Галиной в греческой мифологии звали одну из морских нимф.
    Энергетика имени Галина: Уравновешенность, рассудительность, чувствительность.
    Святые покровители Галины: Галина Коринфская (именины 23 марта, 29 апреля) Ученица праведного старца Кондрата, Св. Галина приняла мученическую кончину за веру Христову вместе с другими его учениками в первый день Пасхи в 258 году. Имя Галина в переводе с греческого означает «тишина», «кротость» и символизирует гармонию, спокойствие, упорядоченность во всех делах.
    Цвет имени: стальной, салатовый.

    Наталья: В переводе с латыни имя означает «Родная».
    Энергетика имени Наталья: Эмоциональность, увлеченность, импульсивность.
    Святые покровители Натальи: Наталия Византийская (именины 8 сентября) Святая Наталия почитается в христианском мире, как образец любящей жены и ревностной христианки. До последнего часа она утешала и укрепляла молитвами своего мужа Адриана, бывшего гонителя христиан, принявшего веру Христову и за то жестоко казненного. Св. Наталье молятся о добрых отношениях в семье.
    Цвет имени: коричневый, красный, салатовый.

    Лариса: В переводе с греческого имя означает «Чайка». В греческой мифологии Лариссой звали фессалийскую (аргосскую) нимфу, внучку Посейдона и сестру Кирены.
    Энергетика имени Лариса: Оптимизм, подвижность, чувствительность.
    Святые покровители Ларисы: Лариса Готская (именины 8 апреля) жила в IV веке. Она приняла мученическую смерть от язычников, которые сжигали христианские церкви вместе со всеми людьми, находящимися там. Несмотря на юный возраст, она проявила стойкость. Святая Лариса предпочла умереть, но не отказалась от своих убеждений.
    Цвет имени: салатовый, стальной, иногда красный.

    Татьяна: В переводе с греческого имя означает «Поставленная», «Назначенная».
    Энергетика имени Татьяна: Активность, практичность, импульсивность.
    Святые покровители Татьяны: Татьяна Римская (именины 25 января) дочь благочестивого римского консула, диаконисса. Приняла мученическую кончину в годы преследования христиан. В день ее памяти 25 января был создан Московский университет (1755 г.). Храм при нем освятили в честь Св. Татианы. Впоследствии покровительство святой распространилось на все вузы России, а Татьянин день отмечается, как День студента.

    Инна: В переводе с латыни имя означает «Происходящая из города Инесса». Предположительно корень этого имени имеет значение «Бурная».
    Энергетика имени Инна: Эмоциональность, чувственность, импульсивность.
    Святые покровители Инны: В наше время именем Инна крестят женщин, однако исторически это имя мужское, поэтому в святцах его можно найти не среди женских, а среди мужских имен. Иннам покровительствует Св. Инна Новодунский, славянин, ученик апостола Андрея, особо почитаемый в Крыму, в Форосе.
    Цвет имени: коричневый, красный.

    Упражнение «Комплименты»
    Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.
    Ведущий: Сейчас мы будем делать комплименты друг другу. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга, а те, кто находятся во внутреннем круге будут благодарить. Через минуту участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.
    Это упражнение повышает самооценку участников и актуализирует их личностные ресурсы.

    Коллаж «То, что я люблю!»
    Коллаж «То, что я люблю!» – это созданная вами картина, на которой изображено все, что вы любите и хотите в той реальности, о которой мечтаете. Такая картина помогает быстрее достичь желаемого, на ней хорошо видно, к чему нужно стремиться. Как же сделать свой коллаж таким, чтобы ваши желания исполнялись быстро и в точности так, как вы хотите?
    Для начала необходимо составить список всего, что вы любите, чтобы определиться, что будет изображено на будущем коллаже. В этот список нужно включать только действительно важное и позитивное для вас.
    Когда ваш список желаний наконец-то готов, приступайте к поиску подходящих изображений. Их можно найти в журналах, рекламных буклетах, а также подобрать в Интернете и распечатать на цветном принтере. К подбору картинок подходите ответственно, ведь от того насколько точно вы изобразите свои желания на коллаже, зависит их исполнение. И вот, коллаж ваших желаний полностью готов! Повесьте его на самое видное место, лучше около кровати, чтобы засыпая и просыпаясь, вы могли представлять себе исполнение ваших желаний. Помните, желания исполняются, если этого очень захотеть!

    Упражнение «Спасибо, что ты есть»
    Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга - внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу.
    Задача участников - посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть», а участнику в ответ нужно улыбнуться.
    Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем - из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

    Рефлексия:
    Что вы получили от тренинга? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнений? Какое у вас настроение? Оправдались ли ваши ожидания?
    Спасибо всем участникам! До новых встреч!