Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Система управления делится на две подсистемы. Система управления и ее составляющие. Школа научного управления

    Система управления делится на две подсистемы. Система управления и ее составляющие. Школа научного управления

    Каждая социально-экономическая система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляющей и управляемой.

    Управляющая подсистема выполняет функции управления производством и включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы:

    Планирующий – определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства;

    Регулирующий – направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия;

    Учетный и контрольный – направлены на получение информации о состоянии управляющей системы.

    Управляющая подсистема (субъект управления) на основе информации, поступающей из окружающей систему среды и от внутренних подсистем и элементов сисетмы вырабатывает цель или набор целей, которую следует достичь и осуществляет соответствующее воздействие на управляющую подсистему.

    Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства и состоит из участков в составе определенных групп рабочих мест, цехов в составе основных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, функционирование которых взаимосвязано и взаимообусловлено.

    Управляемая подсистема (объект управления) воспринимает управляющее воздействие (сигнал команды управления), поступающее от субъекта управления, выполняет их и сообщает управляющей подсистеме о своих действиях, своем состоянии и состоянии среды.

    Объект управления - комплекс деятельности людей, выделенный из общественно-экономической среды либо в качестве звена социально-экономической системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма.

    Выделяют 3 вида объектов управления:

    · Производственные объекты управления (ПОУ) - звенья организации производства.

    · Структурные объекты управления (СОУ) - звенья системы управления.

    · Функциональные объекты управления (ФОУ) - воздействие на определенную функцию.

    По функциональному признаку управляемая подсистема делится на:

    1. Техническую, представляющую собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, с помощью которых могут решаться конкретные задачи. Непосредственно на предприятии технической подсистемой являются производственные мощности, при этом подвижность данной подсистемы определяется физическим и моральным износом оборудования, техническим прогрессом и финансовыми средствами, выделяемыми на обновление производства.

    2. Технологическую, представляющую ряд последовательно протекающих по определенным нормам и правилам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической данная подсистема под воздействием НТП изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, площади и труд людей.

    3. Организационную, заключающуюся в единстве технических и экономических процессов и выражающуюся в их упорядочении. Целью организации является обеспечение максимального производственного эффекта с минимальными затратами труда.

    4. Экономическую, в которую входят природные, трудовые, материально-вещественные и информационные ресурсы. Данная подсистема создается по сложной иерархической структуре, которая предусматривает сочетание централизованного управления с самостоятельностью отдельных элементов и наличие вертикальных связей по иерархии и горизонтальных между элементами одного уровня.

    Система управления должна отвечать ряду требований. Во первых , между элементами существуют причинно-следственные связи, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы реагируют на изменения, возникающие в одной из них, что возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму. Во-вторых, система управления является динамичной, т.е. обладает способностью изменять качественное состояние. В–третьих , управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, в случае воздействия на который, можно изменить течение процесса.

    Система управления строится на трех основных принципах:

    1. Принцип иерархичности – рассматривает большие и сложные системы как многоуровневые, которые требуют деления всей системы на элементы. Каждая ступень управляет нижестоящей и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

    2. Принцип необходимого разнообразия заключается в том, что управляющая система должна обладать не меньшей сложностью, чем управляемая. Т.е. невозможно спроектировать простую систему управления для сложной системы производства.

    3. Принцип обратной связи состоит в том, что управление может осуществляться только тогда, когда управляющая система будет получать информацию об эффекте достигнутом тем или иным действием управляемой системы о достижении или не достижении запланированного результата.

    Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

    Таким образом, существует три класса управления:

    · в неживой природе (технических системах);

    · в организмах (биологических системах);

    · в обществе (социальных системах).

    Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами системами машин – изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются естественные науки.

    Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы с различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения общественных наук.

    Социальное управление воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда.

    В широком смысле слова управление в социальных системах можно рассматривать как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, армией, больницей, предпринимательским союзом и т.д. В этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли: промышленные организации, банки, страховые и транспортные компании. Управление в этих организациях носит название менеджмент.

    С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. Однако до эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. В процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства (тресты, концерны, корпорации). Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда.

    В качестве объекта управления выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Каждое предприятие и отрасль имеют свои специфические особенности внутренних экономических отношений, которые необходимо учитывать, но в основу управления должны быть положены общие закономерности, отражающие сущность рыночной экономики.

    Система управления и ее составляющие

    Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру, развивать внутренние связи, совершенствоваться.

    Система управления – это совокупность элементов различной природы, образующая единое целое и предназначенная для реализации функции управления, - восприятия определенных проблем, формирование будущего состояния управляемой системы, выполнения набора действий (процессов, в результате которых вырабатываются решения), оптимизирующие деятельность управляемой системы. Система управления носит целостный характер. В ней созданы условия передачи, накопления и преобразования управляющей информации.

    Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.

    Для осуществления функции управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. В первую очередь это линейное управление: генеральный директор, его заместители, начальники цехов, мастера. Сюда также входят и функциональные организации: службы заводоуправления и цехов.

    В управляющей подсистеме выделяют следующие элементы:

    · планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства);

    · регулирующий (направлен на поддержание и совершенствования установленного режима работы предприятия);

    · контролирующий (получение информации о состоянии управляющей подсистемы).

    В управляемую подсистему входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе производственных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий.

    По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.

    Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, которые могут решать конкретные задачи. Не посредственно на предприятии техническая подсистема – это производственные мощности.

    Технологическая подсистема – это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической технологическая подсистема под воздействием НТП изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, производственные площади, труд людей.

    Организационная подсистема заключается в единстве технических и экономических процессов и выражается в их упорядочении. Целью организации является обеспечение наивысшего производственного эффекта с наименьшими затратами труда.

    Экономическую подсистему нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле ее представляют как подсистему общественного производства, т.е. совокупность производственных сил и производственных отношений. Основу ее составляет тип производственных отношений, который определяет характер связей между отдельными элементами подсистемы. В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производственные отношения, которые соответствуют данному способу производства.

    Социальную подсистему составляет единство социальных отношений, которые возникают в трудовом коллективе предприятия.

    Система управления отвечает ряду требований :

    · наличие между элементами причинно-следственных связей, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами;

    · система управления является динамичной, т.е. обладает способностью менять качественное состояние;

    · управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.

    Наука и практика управления

    менеджмент – область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления, поскольку он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. В методологию научного управления входят также необходимость систематического использования стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности труда.

    Организация управления

    менеджмент как организация управления предприятием, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы (капитал, сырье, материалы), для чего необходимо осуществлять различные виды деятельности, т.е. выполнять определенные функции. Функции закрепляются за конкретными подразделениями предприятия, деятельность которых осознанно направляется для достижения общей цели предприятия. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте как организационной деятельности. Организация может рассматриваться как орган управления (его субъект), т.е. тот, кто управляет, и как объект управления, поскольку ею управляет вышестоящая организация.

    Процесс принятия решений

    поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления и затрагивают как внутреннюю, так и (главным образом) внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а, следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

    Подводя итог всему сказанному, можно привести следующие определения менеджмента.

    Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. (А. Файоль)

    Менеджмент - это эффективное использование и ко­ординация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью. (Международный справочник по менеджменту)

    Управление – это особый вид деятельности, превра­щающий организованную толпу в эффективную целена­правленную группу. (П. Друкер)

    Управление представляет собой не что иное, как на­страивание других людей на труд. (Ли Якокка)

    Менеджмент – это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. (Р. Дафт)

    По мнению Г. Минцберга, и сами управленцы, и общество в целом воспринимают менеджмент скорее как науку или как профессию, которой можно обучиться в стенах университета. Тогда как менеджмент - это тончайшее искусство, овладеть которым без опыта невозможно. Только с опытом может прийти понимание бесконечных нюансов управленческого процесса, способность вписывать собственные знания в заданный контекст.

    Разделение труда

    Т.е. разделение всей работы на составляющие компоненты по горизонтали. Отсюда «горизонтальное разделение труда» - создание подразделений (отделы, службы), за которыми закрепляются только им присущие задачи, и которые добиваются только им присущих целей. Координация деятельности для достижения общих целей является следствием разделения труда по вертикали , что по сути представляет собою само управление.

    Управление

    Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В малых организациях четко выполненной линии управления нет. Здесь координация деятельности организации осуществляется совместно, чередуясь с неуправленческими функциями. В сложных организациях работа по управлению четко отделена от неуправленческой работы.

    Фазы жизненного цикла организации и их характеристика

    Рост (этап коллегиальности)

    Этап коллегиальности - период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства ). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

    Успешность развития организации на этом этапе зависит:

    От того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

    От того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

    От готовности членов организации реализовывать решения лидера;

    От того, насколько эффективно построена коллективная работа.

    Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями - тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нeм успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном , групповом , организационном .

    Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля.

    В целом стадия роста характеризуется:

    Увеличением числа сотрудников;

    Разделением труда и ростом специализации;

    Более формальными и обезличенными коммуникациями;

    Внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

    Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

    Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы комбинации знаний выходят за рамки индивидуального уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.

    Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

    Школа научного управления

    В к 19 в. в индустриальном обществе ощущалась потребность в научной организации производства, труда и управления, т. к. производственные процессы, построенные на основе «дедовских» принципов, уже не могли в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса того времени. Своеобразным откликом на эту общественную потребность стало возникновение и развитие школы «научного менеджмента», основателем которой явл-ся Фредерик Уинслоу Тейлор.

    Усилия учёных первой школы научного менеджмента были направлены на достижение главной цели - максимальное увеличение производительности труда на предприятиях, для чего была сформулирована строгая система принципов, позволяющих рационализировать организацию труда, производства и управления.

    Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов . Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

    Школа поведенческих наук

    Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг.

    Главной целью школы явл-ся оказание помощи работникам в осознании своих возможностей, раскрытия творческого потенциала, повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности использования её человеческих ресурсов.

    Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

    Американская модель

    Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, “богоизбранность ”, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

    Японская модель

    Японская модель формировалась под влиянием двух факторов:

    1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

    2. Последовательное сохранение национальных традиций.

    В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности. Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus - отцовский, pater - отец) - доктрина об “отеческом”, “благотворительном” отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

    Факторы прямого воздействия

    Окружение, в котором непосредственно оперирует организация, или среда задач (функциональная среда), воздействует на большинство ее повседневных функций, непосредственно связанных с основными видами деятельности.

    Потребители

    Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Также необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей и спрос.

    Потребителями организации выступают индивиды и организации, приобрета­ющие ее товары или услуги, что, в конечном итоге, и определяет успех фирмы на рынке. Потребителями услуг больниц являются пациенты, услуг учебных заведений - школьники и студенты, авиакомпаний - туристы и деловые люди. Многие компании ищут способы охватить рынок для подростков и молоде­жи, размещая маркетинговые послания в онлайновых сообществах.

    Сегодня потребители обладают большей властью благодаря развитию Ин­тернета, который несет с собой для менеджеров и угрозы, и возможности. Ны­нешние потребители могут непосредственно влиять на репутацию организа­ции и объемы продаж. Например, это можно сделать через сайты для жалоб. «В новой ин­формационной среде необходимо исходить из того, что всем известно абсолютно все».

    Конкуренты

    Действующие в одной и той же отрасли или сфере бизнеса и предлагающие свои товары или услуги одним и тем же группам потребителей организации являются конкурентами организации. Отраслевая конкуренция отличается определенной спецификой. Конкурентная борьба в отрасли звукозаписей но­сит принципиально иной характер, чем рыночное соперничество в металлур­гической или фармацевтической промышленности.

    Отраслевая конкурентная борьба легко перерастает в настоящие маркетин­говые или марочные войны. Бренды «Соке» и «Рерsi» неустанно сражаются за рынок прохладительных напитков.

    Влияние на организацию такого фактора, как конкуренция, невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго «не продержаться на плаву». Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

    Фирма «Харлей-Дэвидсон», которой в 1955 г. принадлежало почти 70% рынка мотоциклов, к 1970 г. сохранила за собой лишь 5%, а к 1983 г. - 3,7%. На роли премьеров этой сцены вышли японские фирмы «Хонда», «Ямаха», «Судзуки» и «Кавасаки». То, что казалось фирме «Харлей-Дэвидсон» зрелой отраслью, новички трансформировали в нечто совсем иное, перепроектировав мотоциклы и высоко эффективно использовав маркетинг, чтобы создать в результате новые имиджи и новые рынки.

    Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители - это не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

    Поставщики

    С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования ресурсов в товары и услуги. Основные разновидности ресурсов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

    Рынок труда

    Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в органи­зации. Любой организации требуются образованные и квалифицированные со­трудники. Состояние рынка труда во многом определяется деятельностью проф­союзов, профессиональных ассоциаций и наличием определенных классов работников.

    Можно выделить следующие непосредственно воздействую­щие на организацию факторы рынка труда: 1) растущая потребность в хорошо разбирающихся в информационных технологиях работниках; 2) необходимость непрерывных инвестиций в обучение и подготовку персонала, что позволяет соответствовать конкурентным требованиям глобальных рынков; 3) влияние международных торговых объединений, автоматизации труда, расположения производственных мощностей на распределение ра­бочей силы, что создает ее дефицит в одних областях и избыток в других.

    Планирование как функция менеджмента

    Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

    Функции делятся на общие и конкретные. Общими функциями являются:

    Планирование;

    Организация;

    Мотивация;

    Контроль.

    Конкретные функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса. К ним относятся: перспективное, текущее экономическое и социальное планирование; организация работы по стандартизации; экономический анализ; управление технической подготовкой производства; организация производства; маркетинг; управление персоналом; материально-техническое снабжение и др.

    В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.

    По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

    • где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
    • куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей;
    • как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

    ПЛАНИРОВАНИЕ – определение целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.

    Планирование как управленческая деятельность представляет собой процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации. При этом подразумевается, что желаемое состояние организации не наступит, если не выработать и не осуществить комплекс специальных мер.

    функция планирования заключается в разработке взаи­мосвязанных плановых заданий, направленных на достижение единой цели и определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программы работ или отдельных мероприятий на ближайшую и будущую перспективу. Функция планирования участвует во всех производственных и управленческих работах, функционально их обеспечивая. Вне осуществления данной фун­кции невозможна успешная производственно-хозяйственная дея­тельность.

    Особенностью планирования является необходимость непре­рывного пересмотра планов, так как в сложной и динамичной рыночной сфере никакой план не может быть окончательным.

    В процессе планирования разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном.

    Благодаря планированию обеспечивается увязка между отдельными структурными подразделениями в технологической последовательности: научные исследования и разработки; производство; сбыт.

    Предпосылкой планирования является прогнозирование - вы­явление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состоя­ний развития организации, бизнеса в будущем, а также альтерна­тивных путей этого развития и сроков их осуществления.

    Выделяют восемь этапов в процессе планирования.

    Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно организация хочет достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

    Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

    Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

    Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

    Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

    Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу1.

    Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

    Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

    План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования.

    План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер.

    Эффективность планирования как функции управления зависит от принципов , которыми руководствуются при составлении планов:

    o полнота планирования (должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации);

    o точность планирования (при составлении планов используются современные методы и средства, обеспечивающие точность прогнозов);

    o ясность планирования (цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки);

    o непрерывность планирования ;

    o экономичность планирования (расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым эффектом).

    29. Виды и методы планирования

    Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.

    Существует три способа планирования:

    1. От достигнутого уровня (наиболее простой способ, не нацеливает коллектив на поиск резервов повышения эффективности производства; консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений; при этом способе не уделяется должного внимания НТП).

    2. Оптимальное планирование (более прогрессивный способ; оно строится на системе научно обоснованных нормативов, ЭММ, совместном рассмотрении планов взаимосвязанных объектов; такое планирование часто связано с качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов; недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий).

    3. Адаптивное планирование (позволяет более гибко реагировать на изменения во внешней среде; акцент делается на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений; большое внимание уделяется самому процессу составления плана).

    В настоящее время сложилось несколько методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.

    Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т.е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организацииресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточнятьсяи корректироваться).В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

    Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.

    Составляются также оперативные бюджеты:

    Производства;

    Рабочей силы;

    Материальных запасов;

    Готовой продукции;

    Накладных, коммерческих, административных и иных расходов;

    Распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги);

    Поступления наличности и проч.

    Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода.

    Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов). Невозможность решить проблему дефицита принуждает организацию снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов). Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема -расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится.

    Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.

    Нормой называется периодически пересматривающаяся с учетом достижений НТР предельно допустимая затрата различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы.

    Под нормативом понимаются:

    Удельный расход элемента нормирования (ресурса) на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы;

    Удельная величина технологических отходов и потерь;

    Удельные размеры отчислений и платежей.

    К графическим необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализациейи контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них.Исходным моментом применения указанного метода является определениепродолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели.

    Работы связывают между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы;

    Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов - управляющего и управляемого . Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование.

    Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем , (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия , включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления . Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

    Под управляющей подсистемой системы управления понимают ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

    Под управляемой понимают ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

    В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

    Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

    В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

    К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления , которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, целиработников, их взаимоотношения и т.п.).

    Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

    Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом может быть отдельный человек, или группа людей, не связанных формально с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генерирует решения, регламентирующие функционирование объекта управления.

    От субъекта управления необходимо отличать субъекты управленческой деятельности - живых людей, в которых персонифицируются управленческие отношения - руководителей и сотрудников аппарата.

    Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

    Во-первых , они должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а следовательно и реализовать свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей.

    Более того, должны быть совместимыми друг с другом , чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

    Во-вторых , в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью . Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

    В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие , основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

    В-четвертых , как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна - в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая - в их своевременном и точном исполнении.

    Возможность субъекта управлять, обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.

    Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. Поэтому, возможность достижения ими своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей объекта управления, вытекающих из его потребностей.

    Перечисленные факторы должны обеспечить управляемость объекта, характеризуемую степенью контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к нему через управляемую.

    Управляемость проявляется как реакция подчиненного, управляемого объекта субъекта или системы управления в целом на управляющее воздействие. Она может иметь форму выполнения соответствующих требований, бездействия, противодействия, формальных действий, то есть характеризуется готовностью к выполнению требований руководства и сотрудничеству. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

    В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действиемеханизма управления , под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).

    Механизм управления должен соответствовать целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия на объект, и иметь возможности для совершенствования.

    Система управления должна быть эффективной , что предполагает: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

    Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета социально-психологических качеств участников, обеспечения оптимального размера подразделений.

    Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Признаки: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Бывают материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д.

    Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации.

    Любая система управления должна иметь четыре основных элемента: вход основной системы; выход основной системы; канал обратной связи; блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

    Подсистемы: структура управления; техника управления; процесс управления; методология управления. Методология включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.Процесс – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления. Структура – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала. Техника и технология включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

    Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.

    Основными элементы СУ: ц ель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании. Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели. Метод – способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива. Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации. Задача – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения. Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Организационные отношения – различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные. Функция – порученная человеку работа, услуга или обязанность. Технология – совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций. Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям. Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации. Функциональные структур – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании. Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов. Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.

    Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

    Система управления делится на две подсистемы: управляемую и управляющую.
    Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. Управляемая подсистема осуществляет различные функции управления. В нее входят цеха, участки, бригады.

    По функциональному признаку система управления подразделяется на подсистемы:

    • техническую (машины и оборудование);
    • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
    • организационную;
    • социальную (единство социальных отношений);
    • экономическую.

    Система управления включает:

    1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
    2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
    3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

    Субъект управления

    Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

    Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

    Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

    Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

    Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

    Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

    1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
    2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

    Требования к субъекту управления:

    1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
    2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
      • единство;
      • целостность;
      • организованность;
      • эмерджентность.
    3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
    4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
    5. субъект управления должен быть законопослушным;
    6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
    7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.

    В составе субъекта управления при рассмотрении аспекта элементов необходимо выделить следующие подсистемы:

    1. система целей управления;
    2. функциональная модель системы управления;
    3. структурная модель;
    4. информационная модель;
    5. модель коммуникаций (системы отношений);
    6. модель эффективности;
    7. механизм управления;
    8. операционная (технологическая) модель.

    Объект управления

    Объектом управления является социально-экономическая система и процессы, которые в ней протекают.

    Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время всё больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

    Процесс управления в организации

    Процесс управления — это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путём преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе системы.

    Процесс управления — это совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

    Все процессы управления делятся на две группы:

    1. постоянные процессы — представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей;
    2. периодические процессы — это активная форма управления, вызванная непредвиденными ситуациями и требующая выработки оперативных управленческих решений.

    Основные этапы процесса управления изображены на рисунке.

    Создание и этапы процесса управления определяют его элементы:

    Цель — каждый процесс управления осуществляется для достижения конкретного результата, цели. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и трансформироваться в конкретные задачи. Они являются ориентиром для конкретизации использования необходимых ресурсов.

    Ситуация — представляет собой состояние управляемой подсистемы.

    Проблема — это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

    Решение — представляет собой выбор наиболее эффективного воздействия на существующую ситуацию, выбор средств, методов, разработка конкретных управленческих процедур, осуществление процесса управления.

    Стадии процесса управления:

    1. постановка конкретной цели;
    2. информационное обеспечение;
    3. аналитическая деятельность — это совокупность операций, связанная с оценкой состояния управляемого объекта, поиском путей улучшения существующей ситуации;
    4. выбор вариантов действий;
    5. реализация решений;
    6. обратная связь — осуществляет сравнение полученного результата от реализации решения с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления.

    Механизм менеджмента

    Управление в организации осуществляется с помощью механизмов управления. Экономический механизм решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

    Механизм управления — это подсистема системы управления, назначение которой обеспечить свойство управляемости системы в целом.

    Составляющие:

    • методология (закономерности, принципы, политика, правила);
    • органы, принимающие решения;
    • исполнительные органы;
    • выбранная точка воздействия;
    • метод воздействия;
    • защитные механизмы, которые встраиваются в любую систему (саморегуляторы);
    • инструменты воздействия;
    • обратные связи;
    • центры ответственности и центры контроля;
    • формы проявления влияния.

    Экономический механизм менеджмента состоит из трёх уровней:

    1. внутрифирменное управление;
    2. управление производством;
    3. управление персоналом.

    Внутрифирменное управление :

    • маркетинг;
    • планирование;
    • организация;
    • контроль и учёт.

    Принципы внутрифирменного управления:

    • централизация в управлении;
    • децентрализация в управлении;
    • сочетание централизации и децентрализации;
    • ориентация на долгосрочные цели развития;
    • демократизация управления (участие работников в высшем звене управления).

    Управление производством :

    • проведение НИОКР;
    • обеспечение развития производства;
    • обеспечение сбыта;
    • выбор оптимальной организационной структуры управления.

    Управление персоналом :

    • принципы подбора и расстановки персонала;
    • условия найма и увольнения;
    • обучение и повышение квалификации;
    • оценка персонала и его деятельность;
    • формы оплаты труда;
    • взаимоотношения в коллективе;
    • вовлечение работников в управление на низовом уровне;
    • система мотивации труда работников;
    • организационная культура фирмы.

    Методы воздействия в менеджменте

    Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность различных способов и приёмов, используемых администрацией фирм для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности и удовлетворения их естественных потребностей.

    Главная цель методов менеджмента — обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Особенностью методов как инструментов практического управления является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

    Методы менеджмента могут быть:

    1. экономические;
    2. организационно-распорядительные;
    3. социально-психологические.

    Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. В их основе лежат экономические законы общества, рынка и принципы вознаграждения за результаты труда.

    Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управления ею, естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой.

    Организационно-распорядительные методы делятся на три группы:

    • организационно-стабилизирующие — устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм);
    • распорядительные — обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм;
    • дисциплинарные — предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

    Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы фирм и их персонала (роль и статус личности, группы людей, фирм, психологический климат, этика поведения и общения и т.д.). Они состоят из социальных и психологических и должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества.

    Функции управления

    Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений.

    По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

    1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
    2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

    К общим функциям управления относятся:

    • планирование;
    • организация;
    • координация;
    • мотивация;
    • контроль.

    Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

    Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

    Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

    Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

    Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

    По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

    Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

    Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

    Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

    Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.