Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление стоимостью проекта на основе затрат
  • Использование тематических выставок в группе детского сада для социального развития дошкольников
  • Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Распилить я попросил
  • Система управления знаниями в корпорации «Росатом
  • Презентация по основам светской этики "Что такое светская этика" (4 класс). О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» консультация по орксэ (3 класс) на тему Что входит в модуль основы светской этики

    Презентация по основам светской этики

    Экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

    С 1 апреля 2011г в 19 регионах России начался эксперимент по введению в школах нового предмета - «Духовно-нравственное воспитание» (ДНВ). В рамках этого предмета для изучения в 4-м и 5-м классах предлагается учебный курс, состоящий из шести основных «содержательных модулей»:

    · Основы православной культуры

    · Основы исламской культуры

    · Основы буддийской культуры

    · Основы иудейской культуры

    · Основы мировых религиозных культур

    · Основы светской этики.

    Каждому из этих модулей посвящено отдельное учебное пособие, выпущенное издательством «Просвещение» массовым тиражом и красочно иллюстрированное. Особняком стоят учебные пособия «Книга для учителя» и «Книга для родителей», разъясняющие в историческом и содержательном плане смысл предлагаемого учебного курса.

    Каждое из пособий даёт своё определение культуры и религии, но нигде не определяется, что такое «религиозная культура». Любая культура укоренена в религии. Это признают все, кроме анонимных авторов «Основ светской этики». Поэтому лучше было бы говорить не о «религиозной культуре», а о культурной традиции, свойственной той или иной религии и конкретной стране.

    Учебные пособия, посвящённые изложению основ православия, ислама, буддизма и иудаизма, дают немало полезной и интересной информации. Оптимальным вариантом знакомства детей с различными религиозными учениями было бы изучение ими основ мировых религий. Этому соответствует лучшее и наиболее объективное из предлагаемых учебных пособий - «Основы мировых религиозных культур». Оно знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями. Это, безусловно, содействовало бы воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта. Что касается «Основ светской этики», то это пособие, полное фактических ошибок и явных нелепостей (трактовка стыда, предпочтение «разумного эгоизма» альтруизму, утверждение о том, что «моральные нормы (правила) нигде не записаны» и т.п.), просто неприемлемо для изучения в его нынешнем виде, к тому же, у рецензируемого модуля не указано авторство.

    Немало полезных сведений о религиях мира, религии и обществе, религиозной ситуации в России содержит «Книга для учителей». В основном это добротный справочный материал. Особенно информативны прилагаемые к разным разделам глоссарии. Однако книга не лишена и грубых ошибок: заявление, что «религия - это идеология» (стр. 24), утверждение (в духе советского атеизма), что специфика религии в том, что она мистифицирует земные корни частных, исторически изменчивых интересов (стр. 25), или сформулированное в том же атеистическом духе обвинение: «Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы» (стр. 28). А какие религии иначе относятся к обрядам? По-видимому, обрядовую практику всех религий автор(ы) считает криминальной. На стр. 17 академик Павлов назван «глубоко верующим» человеком. Между тем Павлов открыто называл себя неверующим. Но при советской власти он защищал право верующих исповедовать православие. Следует отметить и другие «ляпы». Оскорбительно для одной из христианских конфессий утверждение о том, что протестантская этика «со временем… оказалась ненужной» (стр. 16). Архаично традиционное (хотя и с оговорками) противопоставление науки и религии (стр. 18). К сожалению, таких примеров можно привести много. Стоит ли навязывать учителям подобные примитивные и не соответствующие реальности представления?

    Эксперимент по введению в школьную программу «духовно- нравственного воспитания», т.е. изучения одной из религий, охватывает пока 4-й и 5-й классы и рассчитан на два года. А что будет потом? Российская академия образования планирует через два года распространить его на всех школьников - с 1 по 11 классы.

    Экспертная оценка оригинала-макета учебника

    «Основы светской этики» 4-5 кл. (авторский коллектив)»

    Общая оценка:

    Предлагаемый текст модуля «Основы светской этики» не может быть рекомендован в качестве учебника, а сам подход к определению названия предмета, его места в общем курсе, содержательных акцентов и организация работы над ним вызывают недоумение и огромную обеспокоенность за судьбу и качество российского образования, российской школы.

    Вопрос о введении данного курса не обсуждался ни публично (не говоря уже о референдуме или серьезных социологических опросах), ни в научной и педагогической среде. Последнее привело к откровенным нелепостям в его структуре и содержании, к дилетантизму как в философско-этическом, так и в педагогическом отношении. Нелепо само сочетание модулей, в ряду которых раздел по этике совершенно неуместен. Этика может преподаваться в школе как самостоятельный предмет, но не как искусственный придаток к религиозным модулям, призванный создать иллюзию политкорректности. Уже в самом названии «Светская этика» проявляет себя непрофессионализм и своего рода угодничество тех, кто стоит за ним. Иными словами, неприемлемо как название, так и само присутствие данного раздела в предлагаемом курсе.

    Само содержание модуля «Светская этика» нельзя исправить и довести до приемлемого состояния никаким редактированием. В нем много теоретических недостатков, но в первую очередь он неприемлем по тому содержащемуся в нем духовно-идеологическому посылу, выражающему желание превратить людей в исполнителей некоторых общественных норм, а по набору доминирующих ценностей - в роту марширующих солдат. Никакая философская этика, никакая мораль не может санкционировать такой подход. Данный текст, в сущности, не имеет ничего общего с этикой как областью философии и создает превратный образ морали как духовно-практического явления. Философия нацелена на формирование способности критически мыслить, подвергать рациональному анализу в том числе и утверждения, относящиеся к области морали, на сомнение в общепринятых словесных морализирующих формах. Предлагаемый текст, наоборот, ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение. Если вспомнить формулу недавнего прошлого о подчинении личных интересов общественным, то курс «светской этики» по сути дела оборачивается курсом «советской этикой».

    1. Название учебного предмета и соответственного учебника представляется неудачным, если не сказать недопустимым, по ряду оснований:

    Термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции. Это синоним этики как области философского знания, подчеркивающий ее отличие от религиозной этики, состоящее в том, что она объясняет мораль без апелляции к божественному откровению и вмешательству. Как пишет академик А.А. Гусейнов, «Словосочетание «светская этика» не имеет в исследовательской литературе широкого хождения и терминологического статуса. Его нет, в частности, в российских, английских, немецких философских и специализированных этических словарях. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда - светской этикой. В Германии школьный предмет, предлагаемый в качестве альтернативы теологии, также не именуется светской этикой, а просто этикой. Еще один показательный пример: Тэнзин Гьяцо (Далай-лама XIV), написавший книгу о нерелигиозном понимании современных нравственных проблем, назвал ее «Этика для нового тысячелетия», сочтя определение «светская» излишним. Мне неизвестны учебники, курсы лекций, иные систематизации под названием «светская этика» В западной литературе для обозначения нерелигиозной нравственной практики и нерелигиозного подхода к проблемам нравственного воспитания чаще принято употреблять термин «светский гуманизм» в сопоставлении и по аналогии с «религиозным гуманизмом». Однако, и в этом случае светский гуманизм, как правило, считается эквивалентом гуманизма». Могу к этому добавить, что и курс этики, созданный в свое время будущим Папой кардиналом К. Войтылой («Основания этики», Люблин, 1983), именовался именно этикой, а не религиозной или светской этикой. Просто Этикой.

    Термин «светская этика» не имеет также никакой традиции в России. С тех пор, как термин «этика» вошел в русскую философскую лексику (а это случилось во второй половине XIX века, а не в XVIII веке, как написано в тексте урока 30, если же в тексте имеется в виду не этика, а нравственность, то она возникает намного ранее), он употреблялся без уточняющего определения «светская». В том числе и в русской религиозной философии не употребляется термин «светская этика». Вот одни из первых обозначений:

    К.Д. Кавелин «Задачи этики», 1885;

    Б.Н. Чичерин «Наука и религия о началах этики», 1879; «О началах этики» 1897;

    Н.И. Кареев «Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике» 1905 (3-е изд.);

    П.А.Кропоткин «Этика: Происхождение и развитие нравственности», 1922;

    Э.Л. Радлов «Этика», 1922.

    Еще один важный аргумент заключается в том, что в истории мысли нет однозначного соответствия между определенным типом объяснения морали в этике и тем, какие нормы и ценности в ней утверждаются. Все этические теории - как светские, так и религиозные - сходятся в том, что мораль нацелена на гармонизацию отношений между людьми и возвышение человеческой личности. Так же совпадают в основном и формулируемые ими высшие моральные требования. Как пишет А.А. Гусейнов, «Все они исходят из ценности индивидуально-ответственного поведения и заботливого, уважительного отношения к ближнему. Основное отличие состоит в том, что философская (научная) этика ориентирована на автономию воли личности и высокую степень достижимости нравственного совершенства человека и общества, в то время как религиозная этика осуществление нравственного идеала переносит в потусторонний мир, а необходимые для этого человеческие усилия связывает с божественной благодатью». Иными словами, этические системы различаются, в первую очередь, по способу обоснования морали, но не по нормативно-ценностному содержанию, которое и является основным содержанием учебного курса. Поэтому выделять его содержательно по признаку «светскости» нет никаких оснований. Если вы попытаетесь сравнить отдельные модули учебного курса, то ни в одном не найдете таких моральных суждений, формулировок таких моральных норм, которые не могли бы стать предметом этического рассмотрения и не утверждались бы в нерелигиозной морали.

    Озвученные в недавнее время интерпретации светской этики как внецерковной, но не нерелигиозной противоречат историко-философской традиции и искажают образ современной этической мысли. Они только подчеркивают и так существующее противоречие между конституционно закрепленным отделением церкви от государства и введением в обязательную школьную программу основ религиозной культуры.

    Данный раздел мог бы называться «Этика», «Основы этики»…

    Мне трудно судить, почему при определении названия и содержания школьного предмета совершенно не принималась во внимание позиция ведущих специалистов в данной области, а также то, почему к данному предмету предъявлялись требования и ограничения, выражающие самые примитивные представления об этике и морали. Самым непонятным, странным и возмутительным - если это правда - является запрет на употребление слова «гуманизм». Последствия этого, на мой взгляд, недопустимого и ничем не оправданного подхода имеют исключительно негативный и неустранимый с помощью отдельного редактирования характер.

    2. Иллюстрации вызывают серьезные возражения - они носят явно тенденциозный и ограниченный характер, местами просто противоречат содержанию идей (например, урок о специфике морали проиллюстрирован изображениями Государственной думы). Кроме того, они представляют светскую этику как совершенно оторванную от истории культуры, от тех разнообразных сюжетов, которые становились предметом философско-этических размышлений. Иллюстрации носят однообразный характер - много раз повторяются сцены благотворительности, военной службы и спорта. Это создает ощущение доминирования соревновательности и воинственности. Непонятно, почему основной изобразительный ряд, главным образом, сводится лишь к реалиям российской жизни - это его существенно обедняет.

    Оформление общей обложки учебного курса также вызывает возражения: во-первых, мировые религии не связаны непосредственно с этническими признаками, в то время как фотография четырех детей совершенно определенно призвана символизировать четыре религии через внешне узнаваемые черты. Понятно, что нерелигиозная часть курса не нашла для себя никакого образа. Думаю, предлагаемое оформление обложки не отвечает идеям терпимости и культурного многообразия, визуально навязывает идею существования только четырех возможностей выбора и лишь религиозного характера. Не говоря уже о просто ошибочном связывании вероисповедания с внешними национальными чертами.

    3. Учебник основан на ознакомлении учащихся с основными этическими понятиями, что, на мой взгляд, делает его тяжелым для восприятия.

    4. К сожалению, непонятен аврально-скандальный способ подготовки текста, который привел к тому, что в текстах не чувствуется личностного присутствия автора. Разговор о морали, в результате, получается формальным, лишенным искренности.

    Постраничные замечания

    1. (стр. 5). Абзац неудачен по содержанию - светская этика не вписывается в предлагаемый ряд. В данном учебнике - совершенно оправданно − под словом «этика» понимается область философского знания о морали. Вряд ли можно утверждать, что этика в этом смысле занимает особое место в духовных традициях России. Скорее, автор подразумевает нравственное содержание духовных традиций. Собственно говоря, в данной формулировке становится очевидной вся абсурдность, алогичность и нелепость нахождения этики в предлагаемом ряду. Обращаю ваше внимание, что первый урок в двух модулях - по буддизму и иудаизму - имеет лучшую редакцию.

    2. (стр. 6. абзац 2). Союз «и» не подходит по смыслу. Термин «нравственность» можно поставить в скобки.

    3−4. (стр. 7). Этика как философское знание о морали, в первую очередь, является размышлением о морали, о ее нормах, запретах, о том, что ценно для счастливой человеческой жизни. Подобно тому, как философия в целом критична по отношению к обыденному сознанию, этика может быть критичной по отношению к принятым, общераспространенным моральным представлениям и даже к морали в целом. Она может учить человека способности мыслить о морали, предохраняет его от морального самообмана. Но она сама по себе не может сделать человека моральным. Для нее существенным вопросом является, что есть «лучше», что есть «благо» для человека. В тексте учебника этот вопрос полностью снят, неоднократно повторяется, что этика и мораль (стр. 7, 11) помогают человеку стать лучше, тогда как моральные ценности и этика определяют то, что есть это «лучше».

    3. (стр. 7). Неверная формулировка: навязывается мысль, что одни люди моральные, а другие - лгущие, грубые и т.п. Но мораль, в первую очередь, касается отношения человека к самому себе, к своим поступкам, мыслям, чувствам, к собственной способности творить и добро и зло. Вообще само разделение людей на добрых и злых является неверным.

    5. (стр. 8). Термин культура не греческого, а латинского происхождения. (Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234−149 до н.э.), который назывался De agri cultura).

    6. Фраза «культура не существует в единственном числе в отличие от природы» (стр. 8) неудачна. Природа также разнообразна. (У стоиков речь идет о другом).

    7, 10. (стр. 9, 10). Дается неудачное определение морали («совокупность требований, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла») - мораль сводится в нем к нормам. (Мораль в этике понимается как гораздо более богатое явление, включающее и нормы, и ценности, и качества характера и т.д.) Определение странно выстроено стилистически - нормы и правила не могут быть «с точки зрения» (это же определение на стр. 10).

    8. Совершенно неприемлемое сведение положительного и отрицательного в морали к тому, что помогает или мешает жить, делает жизнь хуже или лучше. По своей неверности и примитивности данный тезис просто не подлежит обсуждению.

    9. (стр. 9). Не могу согласиться с тезисом, что моральные нормы поведения создавались для того, чтобы «передавать знания о добре и зле следующим поколениям».

    10. (стр. 10). Неудачная иллюстрация.

    11. (стр. 11). Утверждение, что следуя моральным нормам человек делает жизнь окружающих его людей и свою жизнь лучше, повторяющиеся в других местах «оправдания» морали ее полезностью, превращение ее в средство улучшения жизни − все это сводит обоснование морали к утилитарным аргументам. О вторичности понятий «лучшей жизни и лучшего человека» по отношению к моральным ценностям уже было сказано. Похоже, что авторы просто игнорируют одну из несомненных истин как научной, так и религиозной этики о том, что добро имеет самоценный смысл, содержит свою награду в себе.

    12. (стр. 11). Складывается впечатление, что автор (в сущности отсутствующий, размытый, коллективный) не рискует доверить индивиду решение о моральных вопросах. Поэтому, считает возможным употребить теоретически и педагогически криминальное словосочетание «следить за моралью».

    13. (стр. 11). Безнаказанность также очень пугает воображаемого автора. Он скорее допустит, что каждому из нас ведомо, что есть благо для другого и благо вообще - потому каждый должен помогать другому стать лучше. Поэтому ученику предлагается наказывать другого, осудить его (оговорка, что «осудить - не главное» ничуть не меняет дела - ведь осудить надо).

    14, 15. (стр. 12−13). Неудачные определения добра и зла. Неприемлемое сведение добра к поступкам. Стр. 14 - примеры с рабством и крепостным правом неудачны для иллюстрации изменения представлений о добре и зле. (Христианская заповедь «не убий» существовала и в период крепостничества). Кроме того, существует различие между нравами, социальной практикой и представлениями о добре и зле.

    16. (стр. 14). Складывается неверное представление, что люди становились более нравственными (это уже проблема) в результате того, что задумывались, как сделать жизнь лучше.

    17, 18. (стр. 16−17). Добродетель и порок - качества характера, проявляющиеся в поступках. (Неверно - «по которым ее оценивают другие люди»). С. 16−17 - неудачные иллюстрации. В современной культуре есть личности, действительно олицетворяющие достойные дела. Например, Альберт Швейцер, мать Тереза. Можно вспомнить русского врача Гааза, прозванного «святым доктором». Возможны иллюстрации к художественным произведениям, сказкам и т.п. Не стоит подменять моральные качества человека его профессиональными достижениями и исполнением конституционного долга - это разные вещи. А подобная подмена постоянно навязывается через иллюстрации.

    19. (стр. 17). Пороки - не действия, а качества характера (на этой странице, как и на многих других, видно отсутствие единого автора).

    20. (стр. 19). Во-первых, хочется спросить - а надо жить, как хочется кому? Во-вторых, жить по-своему не проще. Проще быть абсолютным конформистом.

    21. (стр. 20). Добродетель у Аристотеля - выбор не варианта, а просто - поступка в конкретных обстоятельствах. Пороки НЕ являются избытком или недостатком добродетели у Аристотеля. (Избыток добродетели невозможен).

    22. (стр. 21). Ошибка - у Аристотеля (и вообще по смыслу и логике) не двуличие, а вздорность.

    23. (стр. 21). Избытка дружелюбия не может быть, избыток добродетели невозможен, по Аристотелю.

    Стр. 43. Неверно. Золотое правило не направлено на предвидение последствий поступков.

    Стр. 62. Неприемлема большая часть текста. Анекдотично выглядит ряд: иудаизм - ислам - православие - буддизм - светская этика - в качестве элементов духовной традиции России. Может идти речь лишь о нравственном содержании этой духовной традиции, светская этика как философское знание, - не вписывается в этот ряд. Нравственная основа духовной традиции формировалась задолго до возникновения мировых религий и существовала в разных, не только религиозных формах. (Как уже говорилось, термин «этика» используется в русской философии со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли).

    Старший научный сотрудник Института философии РАН,

    Повторение пройденного материала.
    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

    Вспомните тему первого урока.

    Игра-интервью:

    • Каких героев России вы знаете?
    • В чем их заслуги перед отечеством?
    • Каких русских писателей, художников, композиторов вы знаете, чем они знамениты?
    • Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины?
    • Кто это, в чем их заслуги?

    Прочитай пословицы и закончи их

    Подумай над значением пословиц

    Что нового ты узнал на уроке?

    Что такое духовный мир человека?

    Духовный мир человека – это знания, информация, которая содержится в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми.

    Что такое культурные традиции?

    Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

    Для чего они существуют?

    Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

    Назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

    Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

    Основные понятия

    В Древней Греции все науки назывались философией .

    «Фило » — любовь, «София » — мудрость. Получается, что философия – любовь к мудрости.

    Аристотель считал, что этика – часть философии .

    Этика изучает мораль.

    Мораль — это привычки, обычаи, правила поведения. Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».

    Слова «мораль» и «нравственность» синонимы.

    Люди бывают разные

    В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

    Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

    Выбор

    • Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей стало как можно больше?
    • Надо ли наградить человека, сделавшего добро?
    • Как наградить?
    • Как сделать жизнь людей лучше?

    Выбор

    В повседневной жизни мы часто оказываемся в ситуации выбора того или иного поступка, действия, стиля поведения.

    Как вам поступить:

    Ответы на эти и многие другие подобные вопросы далеко не всегда даются нам легко и просто.

    Как поступить? Каждый день человек сталкивается с необходимостью выбора.

    Чтобы принять правильное решение, а главное – сделать свой нравственный выбор, о котором потом не пришлось бы жалеть, нужно иметь чёткие представления о нравственных ценностях, или, как их именовали древние греки, об «этических добродетелях».

    Нравственный выбор

    Кроме того, надо обладать такими качествами, как ответственность и воля, ведь в конечном счёте твой поступок – это всегда выбор между добром и злом.

    И ещё нужно иметь в виду, что нравственный выбор должен быть свободным в своём проявлении, так как даже самый прекрасный поступок, совершённый по принуждению, не имеет нравственной ценности.

    Ну, честным надо быть, добрым, трудолюбивым, в общем, человеком надо оставаться…

    Светская этика предполагает

    Светская этика предполагает, что человек сам может определить,

    • что такое добро, а что такое зло,
    • что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим,
    • что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

    Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

    Закрепление изученного

    • Что такое этика?
    • Что значит «светская этика» и что она предполагает?
    • Кто был основателем науки «Этика»?
    • Что означает слово «мораль»?
    • Что помогает понять светская этика?

    Проверка знаний

    Работа в парах

    Пройдите тест по материалам урока, чтобы проверить себя (см. Дополнительный материал к уроку).

    Творческое задание

    Подберите синонимы к словами Родина, Россия, Отечество, патриот, флаг, президент, духовные ценности.

    Ответы оформите в виде таблицы.

    Беседа дома

    • Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика ?
    • Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика ?

    Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.

    Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».

    Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.

    Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, "умными очами". Как говорили в старину, "Отверзь умные очи". Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».

    Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».

    Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва

    Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?

    – Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, <…> особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия <…> для первачков еще как бы далеки.

    – Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?

    – Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще <…> такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают. <…>

    Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все. <…>

    Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.

    Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва

    – Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?

    – Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. <…> Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат? <…>

    …как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.

    Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва

    – Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?

    – Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае. <…>

    Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.

    Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва

    Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека. <…>

    …они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого. <…>

    В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно. <…>

    …вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.

    Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва

    Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?

    – В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. <…> У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание. <…>

    Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.

    <…> вообще четвертые классы маловаты <…> для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.

    – Развитие каких качеств в детях предполагает этот предмет <основы светской этики>?

    – То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.

    – Родители, да?

    – Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? <…> Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.

    – Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?

    – Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. <…> Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? <…> только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.

    Материал подготовила Катерина Кожевина

    материалы

    Систему ЕГЭ одобряют 23%, не одобряют 64% россиян. 30% опрошенных уверены, что с введением ЕГЭ стало легче поступить в вузы, 39% придерживаются обратного мнения. При этом 71% россиян считают, что объективнее оценивает знания прежняя система вступительных экзаменов в вузах, 15% – что нынешняя

    ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

    Проект текстового оригинала
    учебного пособия для учащихся

    Москва


    2009
    Россия – наша Родина

    Вы узнаете

    Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение

    Чем богато наше Отечество.

    Что такое традиции и для чего они существуют.

    Основные понятия

    Россия. Отечество. Родина. Духовные традиции.

    Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

    История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Ты и твои сверстники – младшее поколение. Твои родители – старшее поколение. Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

    В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства. Так исторически развивалась наша страна.

    Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.

    Мы любовно называем нашу страну родиной, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.

    Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.

    Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России.

    Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

    Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомните, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.

    Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

    Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.

    Вопросы и задания

    Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых вашей семье.

    Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

    Важные понятия

    Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

    Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

    Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

    Что такое светская этика

    Вы узнаете

    Что изучает наука этика.

    Что такое философия.

    Что такое светская этика.

    Основные понятия

    Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Добро. Зло.

    Этика - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Слово этика придумал около 2500 лет назад Аристотель. Он жил в Древней Греции и был философом. Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости. В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что этика есть часть философии и учит тому, как правильно себя вести и сделать счастливым себя и других людей. С тех пор этика есть часть философии.

    Этика изучает Этика изучает мораль и нравственность. Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово нравственность. Поэтому часто слова мораль и нравственность можно использовать одинаково.

    Этика не просто изучает, как люди себя ведут и почему они так поступают. Ведь люди могут поступать не только хорошо, но и плохо. Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми? В жизни людей всегда было много бед и страданий. И сегодня в мире существуют бедность, насилие, войны, некоторые люди лгут, крадут, обижают друг друга, мучают животных. Но есть много хороших людей. Они дружат, любят других, помогают и заботятся о них. Этика старается понять, почему одни люди совершают хорошие и добрые поступки, а другие делают плохо другим или себе? Этика учит Этика учит тому, что нужно делать, чтобы хороших людей было больше. И как их заслуженно вознаградить. Но мало самому быть добрым. Надо еще и бороться со злом. Трудно дружить с плохим человеком. Тот, кто совершил плохой поступок, должен быть наказан. Поэтому этика изучает, как это сделать правильно, чтобы наказание было заслуженным? Можно сказать, что главная задача этики, это ответить на вопросы, как сделать жизнь людей лучше?

    Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика. Светская этика возникла раньше многих современных религий Светская этика возникла раньше многих современных религий , которые включили в себя некоторые идеи светской этики. Но и светская этика использует отдельные этические мысли, существующие в религиях.

    Слово «светское» означает нерелигиозное Слово «светское» означает нерелигиозное. (Определение религии?) Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих. (А религии так не считают?)

    Можно сказать, что светская этика изучает вопросы о том, как самостоятельно совершать поступки и строить отношения с другими людьми с точки зрения человеческих представлений о добре и зле (а в религии нечеловеческие представления? Зачем вообще упоминание о религии тут). Это нелегко, и люди иногда ошибаются в своих поступках и оценках, но постепенно, помогая друг другу, люди учатся быть лучше. И хорошая жизнь людей зависит от них самих.

    Вопросы и задания

    Что изучает наука этика.

    Кто придумал это слово?

    Что такое философия?

    С помощью родителей дай свое определение понятий «нравственность», «мораль».

    Основные понятия

    Этика – это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

    Философия (от греч. фило- любовь и софия- мудрость) - «юбовь к мудрости.

    Мораль – привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», отсюда произошло слово нравственность.

    Культура и мораль

    Вы узнаете

    Что означает слово «культура».

    Как возникла мораль.

    Чем отличается природа от культуры

    Основные понятия

    Культура Мораль (нравственность)

    Культура в переводе с латинского языка означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это вторая природа. Культура – это вторая природа.Далекие предки людей предки людей (не люди шили одежду????) стали строить дома, шить одежду, добывать и готовить пищу, создавать разные орудия и инструменты. Постепенно у людей появилось сознание (т.е. дома строили бессознательно), возник язык, с помощью которого они смогли общаться и передавать свои знания детям. Чтобы облегчить свою жизнь, люди стали объединяться (значит сначала они жили поодиночке?). Так появилось общество. Пытаясь понять мир и объяснить, как возник человек, люди создали религию. С течением времени (сначала религия, потом понимание красоты?) они стали понимать красоту, так возникло искусство. Все это – части культуры, среды обитания, созданной человеком.

    Создавая материальные и духовные ценности, люди поняли, что если делать всё сообща, помогая, а не мешая друг другу, то результаты будут гораздо лучше. Строить дома, охотиться, выращивать зерно и печь хлеб, воспитывать детей – все это нужно было делать сообща (значит опять сначала были атомы и даже не стаи высших приматов?). Так возникли представления о долге и обязанностях человека. (Как «так»? у обезьян тоже есть совместная деятельность. Значит, и этика у них есть?)

    Кроме того, люди узнали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то это облегчает совместную жизнь. А если отлынивать от работы, ссориться, обманывать друг друга или красть чужое, то это делает жизнь людей хуже. Так постепенно возникают идеи о хорошем и плохом, о добре и зле.

    В результате люди стали поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Для того, чтобы передавать знания о добре и зле последующим поколениям, люди стали создавать моральные нормы (правила) поведения. Для того чтобы хороших людей стало больше, они стали воспитывать детей, приучая их к хорошему поведению. Так возникает мораль (нравственность) как важнейшая часть культуры.

    Как было сказано ранее, культура – это вторая природа. Главное отличие природы от культуры в том, что природа может существовать и без человека. Культура же создается трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, возделывать, ухаживать за ней. (Человек ухаживает за культурой?)

    Мораль не только создана людьми, но так же, как и культура, нуждается в постоянной заботе о ней. Кроме того, в отличие от природы, нет одной культуры. Каждый народ в разное время создавал собственную культуру. Эти культуры существуют вместе и обогащают друг друга. (если культуры обогащают друг друга, значит, они единосущны. Радикально иное не может быть воспринято) Мораль (нравственность) так же делают людей лучше (если нет одной культуры, то нет и одной морали. И как же тогда можно говорить что мораль делает лучше, если представление о лучше-хуже постулируются как разные?). Поэтому очень важно изучать культуру и мораль не только своей страны и народа, но и других стран и народов. (разве можно взять чужую мораль? Мораль, а не кухню чужой культуры? Если есть переход этических сюжетов – значит, и отчуждения в этой области между этими к культурами и ранее не было).

    Вопросы и задания

    Приведи пример совместной работы с родителями, друзьями или одноклассниками.

    Как ты думаешь, какие были бы результаты, если работал бы ты один?

    Важные понятия

    Культура (от лат. K???ultura –возделывание, воспитание, образование) исторически определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

    Мораль (от лат. moralis – нравственный) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.


    Особенности морали

    Вы узнаете

    Что культура бывает духовной и материальной.

    Мораль есть особый вид духовной культуры.

    Основные понятия

    Культура. Материальная культура. Духовная культура. Мораль.

    Культура включает в себя не только предметы человеческого труда (материальную культуру), но и представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовную культуру). Иногда духовную культуру называют духовно-практической, потому что от мыслей и знаний людей зависит, как они поступают. Существует много разных видов духовной культуры. Так, например, политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Религиозная культура рассказывает людям о высшем существе (боге), о традициях поклонения ему и общения с ним, о тех правилах, по которым должен жить человек, если он верит в бБога. И есть мораль, как совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

    В чем же особенность морали как вида духовно-практической культуры? Чем она отличается от других ее видов?

    1. Моральные нормы не являются писанными. Это не значит, что моральные правила нигде нельзя прочитать. Есть много источников, из которых можно узнать о них. Это религиозные книги, труды ученых, литературные произведения и фильмы, герои которых говорят о морали. Моральные нормы можно найти и в законах. Большинство законов государства, в том числе и российского, основаны на моральных нормах (например, «не убий», «не укради»). Есть родители и учителя, которые говорят нам, как стать добрыми. Иначе в большинстве других видов духовно- практической культуры. Так, например, законы государства должны быть обязательно записанными, чтобы человек мог знать и исполнять их. Религиозные нормы поведения записаны в священных книгах (только в религиях Книги) (т.е. учения о том, как верить в бога). Но нет единого свода (списка) моральных норм, обязательного для всех. Человек должен сам, изучая разные культуры (без этого не станет добрым? Значит крестьянин, который ничего не знал о верованиях чужеземцев, не был добрым?), читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живет, слушая родителей и учителей, научиться быть добрым. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек научается самостоятельно выбирать моральные нормы. Это не означает, что они могут быть любыми. Человек должен научиться выбирать только такие нормы, следуя которым жизнь окружающих его людей, а значит и его жизнь становится лучше (как это определить, если общей морали и культуры нет?).

    2. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Милиционер – это человек на службе государства, который следит за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже. Нарушая правила дорожного движения, например, переходя улицу на красный свет, человек создает угрозу жизни себе и другим. Делать этого нельзя, и закон это запрещает. Милиционер – это человек на страже закона, и он может наказать за нарушение закона. В морали ничего подобного нет. В области морали нет «моральных организаций», как и нет особых «моральных стражей». Но это не означает, что нет никого, кто бы «следил» за моралью. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание людей. О хорошем, добром поведении заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых это так же и те люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек. Это означает, что от каждого человека в значительной степени зависит, каковы те моральные правила и нормы, по которым живут он сам и окружающие его люди. Именно от него зависит, какова мораль в том обществе, в котором он живет. Если люди будут равнодушными, будут проходить мимо, не обращая внимания на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное - не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

    Вопросы и задания

    Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

    Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны.

    Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

    Важные понятия

    Материальная культура – предметы человеческого труда.

    Духовная культура - представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

    Мораль - совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.


    ч. 1

    Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

    Светская этика в школе

    Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

    Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

    Курс светской этики

    Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

    Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме - «Россия - наша Родина».

    Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

    1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
    2. Семья - исток нравственных отношений.
    3. Семейные ценности и ценности родства.
    4. Семейные праздники - форма исторической памяти.
    5. Нравственность в культурах народов мира.
    6. Русский богатырь - образец нравственности.
    7. Кодекс чести дворянина.
    8. Леди и джентльмен.
    9. Государство и мораль гражданина.
    10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
    11. Моральный кодекс защитника Отечества.
    12. Интеллигентность.
    13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
    14. Нравственность в наше время.
    15. Творческие задания для учеников.
    16. Подведение итогов.

    Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

    Вторая половина курса

    Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

    1. Понятие добра и зла.
    2. Что такое долг и совесть?
    3. Достоинство и честь в современном мире.
    4. Что такое счастье и в чем заключается смысл жизни?
    5. Высшие нравственные ценности.
    6. Идеалы
    7. Моральные принципы.
    8. Как создается моральный кодекс в школе.
    9. Этикет и моральные нормы.
    10. Диалог: «Школьная форма - за и против». Этикет соответствующих нарядов.
    11. Является ли образование нравственной нормой?
    12. Методы нравственного самосовершенствования.

    Заключительный этап курса

    Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

    Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

    • «Что такое православие и как я его понимаю?».
    • «Как я понимаю ислам/буддизм/иудаизм?» (на выбор).
    • «Что такое светская этика?».
    • «В чем состоит значение религии для человека и общества?».
    • «Памятники духовной культуры в моем городе/селе».
    • «Мое отношение к миру/людям/России» (на выбор).
    • «Герои России».
    • «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства».

    Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

    Проблема

    В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

    В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

    С 90-х до сегодня

    Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или "религиозный".

    Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

    Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать - что можно, а что нельзя.

    Этика

    Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

    Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

    1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
    2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
    3. Этика - это основная парадигма философствования.

    Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой - обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль - ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

    И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика - это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

    Вопрос нравственности

    Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет - соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

    Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.