Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Николай иванович новиков произведения. Новиков, николай иванович

    Николай иванович новиков произведения. Новиков, николай иванович

    Николай Иванович Новиков - русский журналист, издатель, просветитель, философ - родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.

    Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.

    В 1767 г. молодого человека избирают в комиссию депутатов, которые должны были составить проект императорского «Нового Уложения». Пропустив через свои руки сотню документов, он приобрел немало познаний о русских реалиях, что существенно повлияло на формирование его взглядов как просветителя.

    Уйдя в отставку, в 1769 г. Новиков приступает к выпуску сатирического журнала «Трутень», публикуя обличительные материалы и вступая в полемику с журналом «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина II . В итоге он вынужден был в апреле 1770 г. закрыть «Трутень». Но уже в 1772 г. под его началом выходит сатирический журнал «Живописец», который удостоился звания лучшего периодического издания XVIII ст.

    Еще одним важным направлением деятельности Новикова было отстаивание национальных основ культуры, противостояние слепому поклонению дворян перед всем иностранным. Поэтому параллельно с журналами он выпускал исторические издания. Так, в 1772 г. выходит его «Опыт исторического словаря о российских писателях», на протяжении 1773-1775 гг. – 10-томный свод исторических документов «Древняя российская Вивлиофика». На протяжении 1777 г. Новиков издает 22 номера еженедельника «Санкт-Петербургские ученые ведомости», которые считаются первым русским журналом критической библиографии. После его закрытия в сентябре 1777 г. Новиков приступает к изданию первого в стране философского журнала «Утренний свет». Издание было благотворительным, прибыль с него шла на создание и содержание первоначальных народных училищ в Санкт-Петербурге.

    В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо , Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.

    В самом расцвете издательской деятельности Новикову пришлось ее оборвать. Тучи над ним начали сгущаться еще в 1784 г., когда ему предъявили претензии за перепечатку ряда учебников, которую он предпринял по приказу Московского главнокомандующего для пополнения резерва недорогой учебной литературы. В 1785 г. издания Новикова были включены в опись, их рассматривал на предмет благонадежности архиепископ.

    Назначенный главнокомандующим Москвы в 1790 г. князь Прозоровский написал на Новикова немало доносов, по его же приказу издателя арестовали. Следствие еще не было закончено, когда 10 мая 1792 г. Екатерина II издала указ отправить Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость, а в августе ею был подписан указ о его заключении там на 15 лет. Обвинения, предъявленные Новикову, с тем же успехом могли бы быть предъявлены очень многим, поэтому на самом деле, скорее всего, он пострадал за слишком ретивую и самостоятельную общественную деятельность.

    Николаю Ивановичу довелось провести в крепости 4,5 года, претерпевая огромные лишения. В первый же день восшествия на престол император Павел I дал Новикову волю с условием, что он не будет заниматься прежней деятельностью. Несколько лет заточения превратили энергичного мужчину в морально и физически сломленного. Перестав заниматься какой-либо общественной деятельностью, он до 12 августа (31 июля по ст. ст.) 1818 г., т.е. до самой смерти, жил в своем поместье.

    Введение

    Николай Иванович Новиков сыграл огромную роль в истории русского просвещения, которую нельзя оставить без внимания: "Новиков был одной из тех великих личностей в истории, которые творят чудеса на сцене, по необходимости погруженной во тьму, - одним из тех проводников тайных идей, чей подвиг становится известным лишь в минуту торжества этих идей" (Герцен, 1956). Этот человек стал легендой еще при жизни: его хвалили и ругали, ему подражали и писали на него доносы, он был обласкан властью и заключен в Шлиссельбургскую крепость, его называли героем и незаслуженно наказанным, одни считали и считают Н.И. Новикова убежденным масоном, другие решительно отвергают его преданность масонским идеям. "Всякий образованный человек знал его", он был человеком, в котором "жило страстное стремление к добру и свету, и в характере которого лежал запас такой энергии, какая редко встречается". Новиков верил в абсолютную "божественную истину" и считал человека "истинным и великим орудием" милосердия Бога. Он старался при помощи образования и науки, издания книг и журналов улучшить нравственное состояние общества, этой цели служила и его благотворительная деятельность - "бесплатная аптека, раздача хлеба крестьянам, денежная помощь неимущим", он ставил превыше всего "общественное дело", которое ведет "к истинному благу отечества", никогда не действовал в одиночку, а всегда окружал себя близкими по духу друзьями

    Краткая биография Н.И. Новикова

    Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 года в родовом поместье отца своего, отставного статского советника Ивана Васильевича, в селе Авдотьине Коломенского уезда Московской губернии. Отец Новикова служил при императоре Петре I во флоте, а затем, при Анне Иоанновне, в чине капитана перешел в статскую службу; при императрице Елизавете Петровне он вышел в отставку статским советником. У Ивана Васильевича было порядочное состояние: 700 душ крестьян, частью в Калужской, частью в Московской губерниях, и деревянный дом в Москве у Серпуховских ворот. После его смерти состояние это перешло к жене, а от нее к детям, которых у Ивана Васильевича, кроме сына Николая, было еще трое: сын Алексей, моложе Николая Ивановича, и две дочери.

    О детских годах Николая Ивановича имеется немного сведений. Известно только, что он рос в благочестивой семье и сам был религиозен с раннего возраста; известно также и о том, что грамоте учил его сельский дьячок, который, конечно, не мог передать ему никаких сведений, кроме уменья читать, да, может быть, с грехом пополам писать. Однако родители Новикова сознавали потребность в большем образовании для своего сына и в 1758 году отвезли его в Москву, где с 12 января 1755 года существовал уже университет, а совместно и одновременно с ним была основана дворянская гимназия. В эту-то гимназию, во французский класс, как значится по спискам, и отдан был Николай Иванович. Пробыл он там три года. Преподавание в этой гимназии велось в то время крайне плохо. Учился он, по-видимому, плохо, потому что после трехлетнего пребывания в гимназии был исключен из нее "за леность" и "нехождение в классы", как значится в "Московских ведомостях" того времени. О плохих успехах Новикова свидетельствует также и то, что после трехлетнего пребывания во французском классе он совершенно не усвоил себе этого языка и впоследствии говорил о себе как о человеке, совершенно невежественном в иностранных языках.

    Итак, в 16 лет Новиков поневоле окончил курс образования и поступил, по обычаю большинства молодых дворян, на военную службу. Отец его за два года перед тем умер. Новиков вступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк в январе 1762 года, как раз при воцарении Петра III. Служба при этом государе была тяжелой, и Новикову пришлось волей-неволей посвящать все свое время трудным и непривычным для него занятиям.

    Однако обстоятельства изменяются скоро в благоприятную для него сторону. 28 июня 1762 года произошел государственный переворот. Екатерина была провозглашена императрицей. Измайловскому полку, начальник которого, граф Разумовский, многие офицеры и даже две роты солдат были посвящены в заговор, - суждено было сыграть видную роль в этом перевороте. Новиков стоял на часах у подъемного моста, перекинутого через ров, окружавший казармы, когда туда приехала Екатерина в сопровождении Алексея Григорьевича Орлова. Измайловцы первые приняли присягу Екатерине и получили за это много наград. Новиков был произведен в унтер-офицеры.

    В 1767 году, когда начали отправлять в Москву молодых гвардейцев для занятия письмоводством в комиссии депутатов для составления нового Уложения, Новиков был взят в числе прочих как человек, выделявшийся образованностью среди своих товарищей. В комиссии он вел дневные записки по 7-му ее отделению и журналы общего собрания депутатов. Последние Новиков читал при докладах самой императрице, которая таким образом лично его узнала.

    Участие Новикова в занятиях комиссии имело, вероятно, большое влияние на его последующую деятельность. Тут перед ним открывались разнообразные вопросы русской жизни, высказывались различные мнения участников комиссии; он знакомился с русским судоустройством, с положением и бесправием крестьян; словом, перед ним развернулась полная картина русской жизни, со всеми ее темными сторонами и невежеством не только низших, но и высших классов. Мысль его невольно должна была сосредоточиться на двух вещах: на необходимости просвещения и борьбы с дикостью и невежеством средствами сатиры, для которой русское общество давало обильный материал.

    Окончив работать в комиссии, Новиков вернулся в Петербург. К этому времени в нем уже, вероятно, созрело решение посвятить свои силы литературе и отечественному просвещению. В 1768 году, будучи произведен в прапорщики лейб-гвардии Измайловского полка, он вышел в отставку поручиком армии.

    Еще раньше, по достижении совершеннолетия, Николаю Ивановичу и брату его Алексею, за выделом матери и сестер, досталось около 400 душ: 250 в Мещовском уезде Калужской губернии, небольшая деревня в Дмитровском уезде Московской губернии и 130 душ в Коломенском, а вместе с тем Авдотьино и дом в Москве.

    Можно, условно разделить просветительскую деятельность на два периода: первый продолжался от 1769 до 1779 года. В течение его Новиков занимается изданием в Петербурге сатирических журналов, а также собиранием и изданием материалов по отечественной истории и литературе. К этому же периоду относится начало издания журнала "Утренний свет", религиозно-нравственное направление которого свидетельствует о вступлении Новикова на путь масонства.

    Ко второму периоду, длившемуся от 1779 до 1791 года, относится типографская и издательская деятельность его в Москве .

    НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - российский об-щественный дея-тель, про-све-ти-тель, пуб-ли-цист, из-да-тель.

    Дво-ря-нин. Учил-ся в дво-рян-ской гим-на-зии при Московском университете (1756-1759 годы, в 1760 году от-чис-лен за дли-тель-ную са-мо-воль-ную от-луч-ку). Слу-жил в пол-ках - лейб-гвардии Из-май-лов-ском (1762-1768 годы; ко-ман-ди-ро-ван для ра-бо-ты в Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/1769 годы, про-то-ко-лист) и Му-ром-ском пе-хот-ном (1768-1769 годы), вы-шел в от-став-ку в чи-не по-ру-чи-ка. В 1770-1773 годы чис-лил-ся пе-ре-во-дчи-ком в Кол-ле-гии иностранных дел. До 1779 года жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге .

    В ка-че-ст-ве из-да-те-ля эпи-зо-ди-че-ски высту-пал с 1766 года. Пер-вое круп-ное пред-при-ятие Н.И. Новикова - са-ти-рический еже-не-дель-ник «Тру-тень» (1769-1770 годы), в котором он вёл по-ле-ми-ку с журналом «Вся-кая вся-чи-на» и её не-глас-ным ре-дак-то-ром - императрицей Ека-те-ри-ной II, от-стаи-вая не-об-хо-ди-мость как зло-бо-днев-ной са-ти-ры на «ли-ца», так и ра-зо-бла-че-ния «об-ще-ст-вен-ных по-ро-ков» (чи-нов-ничь-е-го про-из-во-ла, про-винциального не-ве-же-ст-ва, не-со-вер-шен-ст-ва за-ко-нов и пр.). Другие са-ти-рические жур-на-лы Н.И. Новикова так-же бы-ли об-ра-ще-ны к со-ци-аль-но ост-рой про-бле-ма-ти-ке - «Пус-то-ме-ля» (1770 год); «Жи-во-пи-сец» (1772-1773 годы), где, в ча-ст-но-сти, впер-вые от-кры-то по-став-лен во-прос о жес-то-ком об-ра-ще-нии по-ме-щи-ков с кре-сть-я-на-ми.

    В журнале «Ко-ше-лёк» (1774 год) Н.И. Новиков пуб-ли-ко-вал ма-те-риа-лы, по-свя-щён-ные об-ли-че-нию гал-ло-ма-нии в русском об-ще-ст-ве и за-щи-те нациаональной са-мо-быт-но-сти русской куль-ту-ры. Зна-чительная часть ма-те-риа-лов в этих жур-на-лах при-над-ле-жа-ла Н.И. Новикову, од-на-ко его ав-тор-ст-во в ря-де слу-ча-ев ос-па-ри-ва-ет-ся ис-сле-до-ва-те-ля-ми (напр., «Пи-сем к Фа-ла-лею» и ан-ти-кре-по-ст-ни-че-ско-го «От-рыв-ка пу-те-ше-ст-вия в ***И*** Т***»). Од-но-вре-мен-но Н.И. Новиков опуб-ли-ко-вал со-став-лен-ный им пер-вый в Рос-сии био-биб-лио-гра-фический спра-воч-ник «Опыт ис-то-ри-че-ско-го сло-ва-ря о рос-сий-ских пи-са-те-лях» (1772 год, вклю-чал све-де-ния о 315 русских пи-са-те-лях XI-XVIII веков).

    В 1773 году Н.И. Новиков совместно с кни-го-про-дав-цем К.В. Мил-ле-ром уч-ре-дил «Об-ще-ст-во, ста-раю-щее-ся о на-пе-ча-та-нии книг»; оно вы-пус-ка-ло гл. обр. пе-ре-дан-ные «Об-ще-ст-ву…» императрицей Ека-те-ри-ной II пе-ре-во-ды, ко-то-рые бы-ли вы-пол-не-ны чле-на-ми «Со-б-ра-ния, ста-раю-ще-го-ся о пе-ре-во-де ино-стран-ных книг». С це-лью по-пу-ля-ри-за-ции зна-ний о российской ис-то-рии Н.И. Новиков при фи-нан-со-вой под-держ-ке импертрицы Ека-те-ри-ны II и при уча-стии Н.Н. Бан-тыш-Ка-мен-ско-го, В.В. Кре-сти-ни-на, Г.Ф. Мил-ле-ра , кн. М.М. Щер-ба-то-ва и др. из-дал «Древ-нюю Рос-сий-скую вив-лио-фи-ку» (ч. 1-10, 1773-1775 годы; 2-е, рас-ши-рен-ное, изд.: ч. 1-20, 1788-1791 годы). С той же це-лью на-чал пуб-ли-ка-цию журналу «По-ве-ст-во-ва-тель древ-но-стей рос-сий-ских» (1776 год, вы-шел один но-мер), впер-вые из-дал цен-ные ис-то-рические па-мят-ни-ки («Сло-во по-хваль-ное ве-ли-ко-му го-су-да-рю Бо-ри-су Фё-до-ро-ви-чу Го-ду-но-ву...» К. Фид-ле-ра, «Кни-га Боль-шо-му чер-те-жу», оба 1773 год; «Ис-то-рия о не-вин-ном за-то-че-нии ближ-не-го боя-ри-на А.С. Мат-вее-ва», 1776 год, «Бар-хат-ная кни-га», 1787 год, и пр.). Вы-пус-тил в свет ис-то-рические со-чи-не-ния - «Крат-кая по-весть о быв-ших в Рос-сии са-мо-зван-цах» кн. М.М. Щер-ба-то-ва (1774 год), «Скиф-ская ис-то-рия» А.И. Лыз-ло-ва (1776 год) и др.

    С середиы 1770-х годов дея-тель-ность Н.И. Новикова в зна-чительной сте-пе-ни бы-ла свя-за-на с ма-сон-ст-вом. Член не-сколь-ких лож. Из-да-вал ма-сон-ские жур-на-лы, в т. ч. «Ут-рен-ний свет» (1777-1780 годы, вы-хо-дил в Санкт-Пе-тер-бур-ге, с мая 1779 года в Мо-ск-ве; его про-дол-же-ние - журнал «Мо-с-ков-ское еже-ме-сяч-ное из-да-ние», 1781 год). В них дек-ла-ри-ро-вал от-каз от са-ти-ры в поль-зу фи-ло-соф-ст-во-ва-ния и нра-во-уче-ния, про-па-ган-ди-ро-вал «ста-рин-ные зна-ния, скры-тые под гие-рог-ли-фи-че-ским язы-ком», по-ме-щал со-чи-не-ния, на-прав-лен-ные про-тив без-бо-жия и «воль-но-мыс-лия». Часть средств от про-да-жи вы-пус-кае-мых им жур-на-лов на-прав-лял на со-дер-жа-ние двух на-чаль-ных учи-лищ для де-во-чек и маль-чи-ков из бед-ных се-мей (от-кры-ты в 1777-1778 годы в Санкт-Пе-тер-бур-ге). В 1779 году по пред-ло-же-нию М.М. Хе-раско-ва на 10 лет арен-до-вал ти-по-гра-фию Московского университета и по-лу-чил пра-во на из-да-ние газеты «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» (фак-ти-че-ски ею за-ни-ма-лись на-ня-тые Н.И. Новиковым ре-дак-то-ры С.Б. Сы-рей-щи-ков и П.В. Ива-нов; сам Н.И. Новиков ре-дак-ти-ро-вал толь-ко «При-бав-ле-ние к "Мо-с-ков-ским ве-до-мо-стям"», 1783-1784 годы). В том же го-ду Н.В. Новиков по-зна-ко-мил-ся с И.Г. Швар-цем, ко-то-рый в рам-ках ма-сон-ской дея-тель-но-сти при-влёк Н.И. Новиков гл. обр. к ор-га-ни-за-ции вос-пи-та-ния юно-ше-ст-ва и сбо-ру для это-го ма-те-ри-аль-ных по-жерт-во-ва-ний (с 1780 года Н.И. Новиков - член ло-жи «Гар-мо-ния»).

    Н.И. Новиков уча-ст-во-вал в ор-га-ни-за-ции Учи-тель-ской (Пе-да-го-ги-че-ской) (1779-1786 годы) и Пе-ре-во-дче-ской (Фи-ло-ло-ги-че-ской) (1782-1786 годы) се-ми-на-рий, Со-б-ра-ния уни-вер-си-тет-ских пи-том-цев (1781-1789 годы) и «Дру-же-ско-го учё-но-го об-ще-ст-ва» (1782-1786 годы) при Московском университете. Пуб-ли-ко-вал учеб-ни-ки и учеб-ные по-со-бия по иностранному языку, ариф-ме-ти-ке, гео-гра-фии и пр. В ка-че-ст-ве при-ло-же-ния к газете «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» из-да-вал пер-вый в Рос-сии жур-нал для де-тей «Дет-ское чте-ние для серд-ца и ра-зу-ма» (1785-1789 годы). В начале 1780-х годов во-шёл в ло-жу «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са», под-чи-няв-шую-ся бер-лин-ско-му ор-де-ну ро-зен-крей-це-ров, ко-то-рый идео-ло-ги-че-ски про-ти-во-сто-ял про-све-ти-тель-ско-му ра-цио-на-лиз-му. За-ни-мал вы-со-кие по-сты в ма-сон-ской ие-рар-хии. В 1784 году, по-сле смер-ти Швар-ца, вме-сте с кн. Н.Н. Тру-бец-ким и П.А. Та-ти-ще-вым Н.И. Новиков стал чле-ном-ос-но-ва-те-лем Ди-рек-то-рии «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са» московских ро-зен-крей-це-ров. В том же го-ду ини-ции-ро-вал соз-да-ние в Мо-ск-ве Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. По мне-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, в чис-ле др. московских ма-со-нов пы-тал-ся ус-та-но-вить свя-зи с вел. кн. Пав-лом Пет-ро-ви-чем (бу-дущим императором Пав-лом I). Пе-рио-ди-че-ски осу-ще-ст-в-лял фи-лан-тро-пич. ак-ции, вы-зы-вав-шие у вла-стей по-доз-ре-ния в на-ме-ре-нии ма-со-нов при-влечь к се-бе и про-сто-на-ро-дье (са-мая круп-ная - скуп-ка зер-на на сред-ст-ва Г.М. По-хо-дя-ши-на и др. и раз-да-ча его го-ло-даю-щим кре-сть-я-нам в 1787 году). Со-дей-ст-во-вал от-кры-тию в Мо-ск-ве учи-ли-ща для раз-но-чин-цев, боль-ни-цы для ти-по-граф-ских ра-бо-чих и ап-те-ки для бед-ных. В с. Ав-доть-и-но вы-стро-ил для сво-их кре-сть-ян ка-мен-ные до-ма, в конце 1780-х годов там же - ко-ло-коль-ню при церк-ви в честь ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Тих-вин-ская».

    Кон-флик-ты с вла-стью у Н.И. Новикова на-ча-лись в 1784 года, ко-гда об-на-ру-жи-лось, что он опуб-ли-ко-вал два учеб-ни-ка, пра-во на из-да-ние ко-то-рых при-над-ле-жа-ло од-но-му из пе-тербургской ти-по-гра-фов. Они бы-ли кон-фи-ско-ва-ны, а день-ги за про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры взы-ска-ны с Н.И. Новиковм. В 1786 году по ука-за-нию имп. Ека-те-ри-ны II со-став-ле-на опись всех книг, из-дан-ных Н.И. Новиковым (6 книг на ма-сон-скую те-ма-ти-ку за-пре-ще-но про-да-вать), а ми-тро-по-лит Мо-с-ков-ский Пла-тон (Лев-шин) ис-пы-тал Н.И. Новиков «в за-ко-не на-шем» (пра-во-сла-вии). Хо-тя Н.И. Новиков был при-знан доб-ро-по-ря-доч-ным хри-стиа-ни-ном, он ос-тал-ся под по-доз-ре-ни-ем у им-пе-рат-ри-цы. В 1788 году Ека-те-ри-на II за-пре-ти-ла про-дле-вать Н.И. Новиков срок арен-ды уни-вер-си-тет-ской ти-по-гра-фии. С 1790 года Н.И. Новиков на-хо-дил-ся под по-сто-ян-ным по-ли-цей-ским на-блю-де-ни-ем. Вес-ной 1792 года аре-сто-ван и дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург. Об-ви-нял-ся в об-ма-не ря-до-вых ма-со-нов в це-лях лич-но-го обо-га-ще-ния, в от-ступ-ни-че-ст-ве от пра-во-сла-вия, из-мен-ни-че-ских свя-зях с Прус-си-ей че-рез ор-ден ро-зен-крей-це-ров, ор-га-ни-за-ции за-го-во-ра про-тив им-пе-рат-ри-цы и по-пыт-ках при-влечь к не-му на-след-ни-ка пре-сто-ла. Доп-ра-ши-вал-ся так-же о по-лу-че-нии зо-лота с по-мо-щью фи-ло-соф-ско-го кам-ня.

    Ука-зом 1(12) августа 1792 года Ека-те-ри-на II, убе-ж-дён-ная, что Н.И. Новиков дей-ст-ви-тель-но яв-ля-ет-ся гла-вой тай-но-го ма-сон-ско-го за-го-во-ра в Рос-сии, при-зна-ла его ви-нов-ным по всем пунк-там и дос-той-ным смерт-ной каз-ни, ко-то-рую за-ме-ни-ла на 15 лет за-клю-че-ния в Шлис-сель-бург-ской кре-по-сти. В но-ябре 1796 года, по-сле всту-п-ле-ния на пре-стол императора Пав-ла I, Н. ос-во-бо-ж-дён, все об-ви-не-ния с не-го сня-ты. По-след-ние го-ды жиз-ни Н.И. Новиков про-вёл в Ав-доть-и-не. Пы-тал-ся на-ла-дить су-кон-ное про-изводство, а так-же, по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, в 1805 году вновь арен-до-вать ти-по-гра-фию Московского университета. За-ни-мал-ся при-ват-ным изу-че-ни-ем мис-тических со-чи-не-ний со сво-им со-рат-ни-ком по ма-сон-ской дея-тель-но-сти С.И. Га-ма-ле-ей. По-сле смер-ти Н.И. Новиков его ра-зо-рив-ше-му-ся се-мей-ст-ву по рас-по-ря-же-нию императора Алек-сан-д-ра I бы-ла ока-за-на по-мощь.

    К началу 1790-х годов Н.И.Новиковым из-да-но свыше 900 на-име-но-ва-ний книг - около 1/4 пе-чат-ной про-дук-ции Рос-сии то-го вре-ме-ни (пре-обла-да-ла ори-ги-наль-ная и пе-ре-вод-ная бел-лет-ри-сти-ка, зна-чительная часть со-став-ля-ли бо-го-слов-ские и ма-сон-ские со-чи-не-ния, а так-же ис-то-рическая, учеб-ная, спра-воч-ная, фи-ло-соф-ская, юри-дическая, пе-да-го-гичекая, эко-но-мическая ли-те-ра-ту-ра). Под на-ча-лом Н.И.Новиков бы-ла раз-вёр-ну-та книж-ная тор-гов-ля во мно-гих го-ро-дах Рос-сии, в Мо-ск-ве от-кры-та биб-лио-те-ка-чи-таль-ня. Н.И. Новикову ус-та-нов-лен бюст в г. Брон-ницы (2003 год; скульп-тор М.Г. Саль-ман).

    Сочинения:

    Из-бран-ные со-чи-не-ния / Под-го-тов-ка тек-ста, вступ. ст. и ком-мен-та-рии Г. П. Ма-ко-го-нен-ко. М.; Л., 1951;

    Са-ти-ри-че-ские жур-на-лы Н. И. Но-ви-ко-ва / Вступ. ст. и ком-мен-та-рии П. Н. Бер-ко-ва. М.; Л., 1951;

    Из-бран-ное. М., 1983;

    Смею-щий-ся Де-мок-рит. М., 1985;

    Пись-ма Н. И. Но-ви-ко-ва. М., 1994.

    Дополнительная литература:

    Лон-ги-нов М.Н. Но-ви-ков и мо-с-ков-ские мар-ти-ни-сты. М., 1867. СПб., 2000;

    Не-зе-ле-нов А.И. Н.И. Но-ви-ков, из-да-тель жур-на-лов 1769-1785 гг. СПб., 1875;

    Бо-го-лю-бов В.Н. Н.И. Но-ви-ков и его вре-мя. М., 1916;

    Вер-над-ский Г.В. Но-ви-ков. П., 1918; Се-мен-ни-ков В. П. Кни-го-из-да-тель-ская дея-тель-ность Н. И. Но-ви-ко-ва и Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. П., 1921;

    Ма-ко-го-нен-ко Г.П.Н. Но-ви-ков и рус-ское про-све-ще-ние XVIII в. М.; Л., 1952;

    Бу-дяк Л.М. Но-ви-ков в Мо-ск-ве и Под-мос-ко-вье. М., 1970;

    Ли-хот-кин Г.А. Ок-ле-ве-тан-ный Ко-ло-ви-он. Л., 1972;

    Дер-бов Л.А. Об-ще-ст-вен-но-по-ли-ти-че-ские и ис-то-ри-че-ские взгля-ды Н. И. Но-ви-ко-ва. Са-ра-тов, 1974;

    Н. И. Но-ви-ков и об-ще-ст-вен-но-ли-те-ра-тур-ное дви-же-ние его вре-ме-ни. Л., 1976;

    Мар-ты-нов И.Ф. Кни-го-из-да-тель Н. Но-ви-ков. М., 1981;

    Не-кра-сов С.М. Апо-стол до-б-ра: По-ве-ст-во-вание о Н. И. Но-ви-ко-ве. М., 1994;

    Но-ви-ков и рус-ское ма-сон-ст-во. М., 1996.

    – знаменитый общественный деятель прошлого века; род. 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда Московской губернии) в семье достаточного помещика, несколько лет обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. Новиков поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у подъемного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведет в унтер-офицеры. Уже во время службы своей в полку Новиков обнаруживал "вкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768). В 1767 г. Новиков был в числе молодых людей, которым в комиссии депутатов для сочинения проекта нового уложения поручено было ведение протоколов; поручение это императрица считала делом высокой важности и предписала "к держанию протокола определить особливых дворян со способностями". Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей, а также и в большой комиссии. Участие в работах комиссии несомненно ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности. При докладах о работах комиссии Новиков сделался лично известен Екатерине. В 1768 г. Новиков вышел в отставку и вслед за тем стал издавать еженедельный сатирический журнал "Трутень" (1769-70; 3-е изд. П. А. Ефремова, СПб., 1865). Он вступил в борьбу с господствовавшей тогда в русском обществе галломанией, которая из всей франц. просветительной философии XVIII в. усвоила один лишь вольтеровский смех, превратив его в безразборчивое зубоскальство. Журналы Новикова дают яркие изображения львов и львиц тогдашнего большого света, щеголей и щеголих, петиметров и кокеток. "Трутень" проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, напр. против придворных. По вопросу о содержании сатиры "Трутень" вступил в полемику со "Всякой Всячиной" (см. соотв. статью), органом самой императрицы; в полемике этой принимали участие и др. журналы, разделившиеся на два лагеря. "Всякая Всячина" проповедовала умеренность, снисходительность к слабостям, осуждая "всякое задевание особ". "Трутень" стоял за смелые, открытые обличения. Борьба, однако, была неравная, "Трутень" сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и совсем прекратился, не по воле издателя. В 1772 г. Новиков выступил с новым сатирическим журналом - "Живописцем", лучшим периодическим изданием прошлого века (семь изданий, в том числе два в текущем столетии; последнее издание П. А. Ефремова, СПб., 1864). Такой успех журнала сам Новиков объяснял тем, что он пришелся по вкусу мещан, ибо, - добавлял он, - у нас те только книги четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые этим простосердечным людям, по незнанию ими чужестранных языков, нравятся. "Живописец" проводил те же идеи, что и "Трутень": в ряде статей, из которых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались Радищеву, он сильно и горячо ратовал против крепостного права. Скоро "Живописец" вынужден был изменить тон, заменив живую сатиру на современные нравы серьезными статьями отвлеченного содержания, а затем и совершенно прекратился (1773). Новая попытка в том же направлении была сделана Новиковым по более узкой программе: в 1774 г. он стал издавать "Кошелек" (переиздан А. Н. Афанасьевым в 1856 г.), журнал, специально направленный против галломании. Его нападки против нравов светского общества возбудили сильное неудовольствие в придворных сферах, и журнал прекратился на девятом номере, причем издатель, как гласит предание, подвергся и личным преследованиям. Противовес модному франц. воспитанию Новиков пытался найти в добродетелях предков, в нравственной высоте и силе старых русских начал. Вот почему Новиков одновременно с сатирическими журналами выпустил целый ряд исторических изданий, которые должны были содействовать укреплению национального самосознания и дать "начертание нравов и обычаев наших предков", чтобы мы познали "великость духа их, украшенного простотою". Таковы: "Древняя Российская Вивлиофика, или собрание разных древних сочинений, яко то: Российские посольства в другие государства, редкие грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей и многие сочинения древних Российских стихотворцев" (издание ежемесячное, 1773-75; 2 изд., 1788-91; нов. изд. Мышкин, 1894); "Древняя Российская Идрография" (т. I, 1773; описание моск. государства, составленное при Федоре Алексеевиче); "Повествователь древностей Российских, или собрание достопамятных записок по Истории и Географии Российской" (ч. 1, 1776; материалы из него вошли потом во 2-е изд. Вивлиофики); "История о невинном заточении боярина А. С. Матвеева" (М., 1776; 2-е изд., 1795); "Скифская история из разных иностранных историков, паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными трудами сложенная и написанная лета 1692" (1776; 2-е изд, М., 1787; как и "Идрография", издана с целью "обличения несправедливого мнения тех людей, котооые думали и писали, что до времени Петра Россия не имела никаких книг, кроме церковных"), Новиков знал о необходимости в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при пользовании несколькими списками (напр. Идрографии); но его издание актов и летописей, напеч. в "Вивлиофике", и в свое время признавалось неисправным. Это, однако, не умаляет исторического значения "Вивлиофики", поныне представляющего значительный научный интерес. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым разрешен Новикову императрицей в 1773 г. Новиков и сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, кн. Щербатов, Бантыш-Каменский и др., а равно и Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями. Отношения императрицы к Новикову за этот период его деятельности, несомненно, отличались благосклонностью. Но мнению А. И. Незеленова, на Новикова подействовала мысль "Всякой Всячины", что лучше исправлять нравы изображением добрых примеров, чем сатирой, - отсюда его исторические издания; императрица, в свою очередь, в своих комедиях начала бичевать (хотя и слабее "Трутня") галломанию и жестокое обращение с крепостными и, до известной степени, прониклась любовью к русской старине. В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, "яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно"; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Вел. и тех людей, именно писателей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносит в свой "Опыт исторического словаря о российских писателях", появившийся в 1772 г. (см. Библиография). Исход из этих колебаний и противоречий Новиков нашел в масонстве. Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья еще в 1775 г. зазывали его в масонство, но Новиков долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Новикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трех "степеней" до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашел "истинное" масонство в системе Рейхеля, в которой "было все обращено на нравственность и самопознание". В 1777 г. Новиков выпустил 22 №№ "Санкт-Петербургских Ученых Ведомостей" (2 изд. А. Н. Неустроева, СПб., 1873), выходивших еженедельно и примыкавших еще к первому периоду его деятельности. Это был журнал ученой и литературной критики, поставивший себе целью, с одной стороны, сблизить русскую литературу и науку с ученым миром Запада, с другой - выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических. Нравоучительный элемент в "Ведомостях" весьма слаб, но он становится господствующим в "Утреннем Свете" (1777-80), ежемесячном журнале, который Новиков, прекратив "Ведомости", стал издавать с сентября 1777 г., сначала в Петербурге, а с апреля 1779 г. - в Москве. Здесь явились "Нощи" Юнга, "Мнения" Паскаля, но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиэтистов и мистиков. "Утренний Свет" издавался Новиковым при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьев и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований. Уже в ноябре 1777 года Новиковым открыто было Училище при црк. Владимирской Божией Матери на 30 или 40 чел., с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при црк. Благовещения на Васильевском острове). Оба эти училища существовали еще в 1782 г. (в пользу их издавались следовавшие за "Утренним Светом" "Московское Издание" и "Вечерняя Заря"); дальнейшая судьба их неизвестна. В 1779 г. Херасков, который был куратором Моск. унив. и также масоном, предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание "Московских Ведомостей". Новиков переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период его деятельности. В Москве Новикова встретил кружок масонов, людей, преданных тем же интересам нравственности и самопознания (В. И. Лопухин, С. И. Гамалея, И. Е. Шварц, кн. Трубецкой и Черкасский, И. П. Тургенев, несколько профессоров университета, княгиня В. А. Трубецкая). В этом кружке теоретическая мысль Новикова окончательно окунулась в масонство, не остановившись и перед розенкрейцерством с его алхимическими бреднями. Но этот мистический туман не остановил и не помешал просветительной деятельности Новикова, нашедшей большую опору в И. Е. Шварце (см.), с которым Новиков "сделался на всю жизнь, до самой смерти Шварца, неразлучным". Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько вышло из нее в 24 года ее существования до поступления в руки Новикова. Наряду с издательством книг, Новиков поднял и значение "Московских Ведомостей" (см. соотв. статью), к которым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; число подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 г. Новиков издавал продолжение "Утреннего Света", под названием "Московского ежемесячного издания" (см. соотв. статью); затем следовали в 1782 г. "Вечерняя Заря" (см. соотв. статью), в 1784-85 гг. "Покоящийся Трудолюбец", в котором Новиков возобновил свою борьбу с крепостным правом. Своей издательской деятельностью он хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясь пропагандой своих мистических воззрений. На 448 названий книг, изданных Новиковым, насчитывается 290 книг светского содержания, и затем значительное число книг духовного содержания, не касающихся масонства. Считая книгопечатание "наивеличайшим из всех изобретений" и общественную самодеятельность надежнейшим орудием к распространению просвещения, Новиков еще в "Живописце" 1773 г. высказал мысль об учреждении "Общества, старающегося о напечатании книг". Мысль эта, восполненная идеей Шварца о подготовлении, при посредстве университетских сил, надежных учителей, была осуществлена в "Дружеском Ученом О6ществе" (см. соотв. статью), которое затем слилось с Типографической компанией, учрежденной в 1784 г. со складочным капиталом в 57500 р. и с поступившим от Новикова запасом книг на 320000 р. по продажной цене. Ежегодный доход Компании превышал 40000 р., достигая в иные годы 80000 р.; после закрытая Компании в 1791 г., несмотря на обширный сбыт изданных ею книг, их оставалось еще без малого на 700000 р., не считая 16856 книг сожженных (как зловредные) и 7158 книг, переданных в университет и Заиконоспасскую акад. С целью удешевления книг Новиков вступил в сношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, заводил комиссионеров, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но даже и в деревнях. В Москве, где до тех пор существовали только две книжных лавки, с оборотом в 10000 р., при Новикове и под его влиянием число их возросло до 20, и книг продавали они ежегодно тысяч на двести. Он же учредил в Москве первую библиотеку для чтения. В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надобно было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях свое патриотическое призвание. Люди, близкие к тому времени и к самому Новикову, утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению. Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей, типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, по замечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем еще не знакомо было русское просвещенное общество: общественное мнение. Наряду с книгоиздательскими предприятиями Новикова шла и педагогическо-благотворительная деятельность его кружка. Последняя достигла наибольшего развития в голодный 1787 г., когда Новиков в широких размерах оказывал помощь голодающим. Средства к этому доставил гвардейский офицер Григорий Максимович Походяшин, сын верхотурского ямщика и уральского горнозаводчика, который отдал в распоряжение Новикова все свое громадное состояние и, умирая в бедности, услаждал свои последние минуты тем, что с умилением смотрел на портрет Новикова, указавшего ему истинный путь жизни. Стремясь и умея соединять людей для совместного труда, Новиков пробудил самостоятельность русского общества. В этом был источник его успеха, но в этом же, по условиям времени, была и причина его гибели.

    Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего заявила к нему претензии (в 1784 г.) комиссия народных училищ за перепечатку некоторых учебников, ею изданных. Новиков делал это по распоряжению московского главнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже было достаточно учебных книг по дешевой цене; но Чернышев тем временем умер, и Новикову пришлось выдать комиссии вознаграждение. Напечатанная Новиковым "ругательная" история иезуитов, которым покровительствовала императрица, была запрещена. В 1785 г. было повелено составить изданиям Новикова опись и передать их на рассмотрение московского архиеп. Платона, который должен был также испытать в вере самого Новикова. В своем донесении (янв. 1786 г.) архиеп. Платон разделил издания Новикова на три разряда: одни он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других, мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные франц. энциклопедистами, он считал зловредными. О вере Новикова Платон писал: "Молю всещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как H." В марте 1786 г. Новикову была вновь разрешена торговля книгами, но часть их была опечатана. Отзыв Платона не рассеял недоверия Екатерины к Новикову. Еще задолго до истечения срока контракта Новикова на аренду университетской типографии императрица не один раз повторяла распоряжение, чтобы типографию больше Новикову не отдавать. Потеря университетской типографии (1789) была для Новикова весьма чувствительна, хотя в распоряжении его и остались типографии Компании. В 1790 г. в Москву назначен был главнокомандующим кн. Прозоровский, человек невежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством. Он посылал на Новикова доносы, вызвавшие отправление в Москву гр. Безбородко для производства негласного дознания; но Безбородко не нашел никаких поводов к преследованию Новикова. В 1791 г. Новиков должен был, однако, прекратить существование Типографической компании. В апреле 1792 г. Прозоровскому послан был указ расследовать, не печатает ли Новиков, в противность закону, книг церковной печати. Прозоровский послал для ареста Новикова, который серьезно больной жил в Авдотьине, гусарскую команду, так перепугавшую детей Новикова, что они всю жизнь после того страдали нервными припадками. Не находя доказательств против Новикова, Прозоровский просил о присылке знаменитого следователя того времени Шешковского и представлял о неудобствах передачи дела Новикова обыкновенному суду. Еще до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 г. повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский. Наконец, 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т. е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "обнаруженные и собственно им признанные преступления", "хотя он и не открыл еще сокровенных своих замыслов". Из напеч. во II т. "Сборника Историч. Общества" вопросных пунктов, какие поставлены были Новикову, и его ответов видно, что Новиков обвинялся в "гнусном расколе", в корыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше, ни после), в сношениях с герц. брауншвейгским и др. иностранцами (сношения эти касались исключительно масонства и никакого политического значения не имели), в сношениях с вел. кн. Павлом Петровичем (сношения масонов с великим князем ограничились поднесением ему нескольких книг, которые он сам пожелал иметь). Все эти обвинения указ 1 августа относит не к одному Новикову, а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Новиков, хотя он даже не считался главой московских масонов. Собственно против одного Новикова выставлено было обвинение в нарушении данной им в 1786 г. подписки не торговать книгами, признанными зловредными; но в этом не было "государственного" преступления, да и не менее виноваты были книгопродавцы, знавшие, что берут у Новикова запрещенные книги и даже сами их у него выпрашивавшие. Даже кн. Прозоровский был поражен исходом дела Новикова: "Я не понимаю конца сего дела, - писал он Шешковскому, - как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники". Еще Карамзин, выразивший сочувствие к судьбе Новикова в своей оде к Милости, искал причины осуждения Новикова не в официально выставленных против него обвинениях и, между прочим, на первом месте поставил раздачу Новиковым хлеба голодающим, которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им при этом средств. Всего вероятнее, что Новиков пострадал за всю свою, слишком, по тогдашним понятиям, самостоятельную общественную деятельность. Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял д-р Багрянский (см. соотв. статью). Имп. Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Новиков был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818) прожил почти безвыездно в своем Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об их просвещении и т. п. В Авдотьине до сих пор сохранилась благодарная о нем память (ср. об этом ст. Ярцева в "Историч. Вестн.", 1894 г., № 11).

    Ср. Лонгинов, "Новиков и московские мартинисты" (М., 1867); Незеленов, "Ник. Ив. Новиков, издатель журналов 1769-85 гг." (СПб., 1875); его же, "Новиков в Шлиссельбургской крепости" ("Историч. Вестн.", 1882 г., № 12); ст. Якушкина в сборнике общества любителей российской словесности "Почин" на 1895 г. (М., 1895); Ключевский, "Воспоминание о Новикове и его времени" ("Русская Мысль", 1895 г., № 1); Пыпин, "Времена Екатерины II" ("Вестн. Европы", 1895 г., № 7); В. Н. Сторожев в "Книговедении".

    Жизнь и деятельность Н.И. Новикова

    2. Издательская деятельность Н.И. Новикова

    Н.И. Новиков является одним из основателей российской журналистики. В 60-х гг. XVIII века в Петербурге начали выходить в свет сатирические журналы, первым из которых стал журнал "Всякая всячина", издание которого приписывали самой императрице. Из 16 сатирических журналов, вышедших до 1775 г., четыре принадлежали Н.И. Новикову: "Трутень" (1769-1770 гг.), "Пустомеля" (1770 г.), "Живописец" (1772-1773 гг.) и "Кошелек" (1774 г.). "Сатира екатерининского века была средством новой России против старой России… Все молодое, свежее и прогрессирующее бросилось теперь изобличать и исправлять старину. Молодежь была вполне убеждена, что наступила пора нравственного обновления общества, и что средствами насмешки можно совершать социальные преобразования. Однако сатира не удовлетворила стремлений преобразователей. Мало было осмеять порок, - надо было и указать обществу путь, который освободил бы его от этих пороков и привел бы к светлому будущему" (Мезиер, 1906).

    Новиковские журналы рассматривали российскую действительность со всей серьезностью, они выступали против невежества и лени помещиков, против грубости их нравов и ненависти к наукам, против злоупотреблений в суде и администрации, против слепого подражания всему иностранному. По мнению Н.И. Новикова, у просвещенного народа необходимо перенимать достижения науки, "художество, промыслы, гуманность", а не подчиняться веяниям европейской моды, превращаясь лишь в "ходячие карикатуры", которые не могли принести никакой пользы себе и Отечеству.

    Особый интерес представляет полемика "Трутня" со "Всякой Всячиной", начавшаяся из-за нравственных вопросов: человеколюбия, снисхождения, милосердия. По словам Н. Добролюбова, "Новиков был первый и, может быть, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражавшую порок сильный и господствующий" (Сатирические журналы…, 1951). Большинство сатирических журналов были занимательным развлечением для читателей, а главной целью новиковских журналов стала не просто констатация "слабостей человеческих", а попытка воспитать в России "новую породу людей", независимую от испорченности и заблуждений отцов.

    Именно поэтому в его журналах поднимались острые вопросы, направленные на обличение упадка нравственности, всех форм унижения человека, проявлений социальной несправедливости, в том числе и крепостного права.

    Результатом длительной дискуссии Н.И. Новикова с Екатериной II можно считать и появление комедий императрицы, обличающих "галломанию и жестокое обращение с крепостными", и издание Н.И. Новиковым "Древней Российской Вивлиофики" и "Древней Российской Идрографии", которыми он поддержал идею "Всякой Всячины" исправлять нравы представлением хороших примеров.

    В спорах "Трутня" и "Всякой Всячины" впервые в России столкнулись интересы официальной власти и общественного мнения формировавшейся русской интеллигенции. Пытаясь изменить отношение соотечественников к родной стране, "научить их уважать свою народность и любить отечественную историю", показать все преимущества старого над новомодным,

    Н.И. Новиков обратил свое внимание на русскую старину. "Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземских народов, но гораздо полезнее иметь сведение о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранных; но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными" (Новиков, 1951). В допетровской России, по его мнению, существовало много добрых и светлых сторон: тихая сельская жизнь, "доброе и заботливое отношение к слабым, отсутствие вражды и резкой разделенности общества на породы и классы".

    Рассматривая нравы и обычаи старины, он приходит к выводу, что "предки наши были во сто раз добродетельнее нас, и земля наша не носила на себе исчадий, не имеющих склонности к добродеянию и не любящих своего отечества" (Незеленов, 1875). Древние российские государи "предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно", для избежания этого предсказания необходимо укреплять национальное самосознание, изучая "великость духа предков, украшенного простотой".Н.И. Новиков не был ретроградом, он восхищался тем прогрессивным, что происходило в российской жизни, он поддерживал нововведения, принесенные петровской эпохой, но при этом не мог отказаться от того положительного, что было в прошлом. Надеясь принести наибольшую пользу своему Отечеству, он принял решение издавать книги для знакомства русского общества с историей и литературой: "истина, зародившаяся в одной голове, посредством книги родит столько же правомыслящих голов, сколько у этой книги читателей" (Мезиер, 1906). Одним из первых выходит в свет "Опыт исторического словаря о Российских писателях". Желание "спасти от забвения людей, прославившихся в России" стало отправной точкой издательской деятельности Н.И. Новикова.

    Вольномыслие в печати при Екатерине II

    Не будет преувеличением сказать, что Николай Иванович Новиков - совесть восемнадцатого столетия. Просветитель, издатель, мыслитель, филантроп, он первым с присущей ему обескураживающей прямотой обнажил режущую глаза правду...

    Герои Отечественной войны 1812 года

    В «Современнике», 1836, № 2) были напечатаны её мемуары (впоследствие вошедшие в её «Записки»). Пушкин глубоко заинтересовался личностью Дуровой, писал о ней хвалебные...

    Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 года в родовом поместье отца своего, отставного статского советника Ивана Васильевича, в селе Авдотьине Коломенского уезда Московской губернии. Отец Новикова служил при императоре Петре I во флоте...

    Жизнь и деятельность Н.И. Новикова

    Н.И. Новиков не создал собственной философской системы, но ему близки были идеи масонства, ведь не случайно он являлся одним из идейных руководителей московского ордена розенкрейцеров. В середине XVIII столетия в России...

    Культурнопросветительная деятельность декабристов в Сибири

    Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу...

    Начало освободительного движения в Индии. Образование независимого государства

    Вовлечение Индии вслед за метрополией в Первую мировую войну обозначило новый этап в политической жизни Индостана. В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А...

    Политический портрет Д.А. Кунаева

    Становление личности ДА. Кунаева, его развитие происхо-дило в условиях сталинской эпохи, жестко централизованной административной системы, что обусловило политическую соци-ализацию будущего лидера Казахстана. Судьба Д...

    Полководческая деятельность Потёмкина Г.А.

    Некоторые считали, что Григорий Потемкин сделал для России на юге больше, чем Петр I на севере. Его уважали и награждали монархи Пруссии, Австрии, Швеции, Дании, Польши...

    Правление Екатерины II

    Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан при Алексее Михайловиче...

    Правление Екатерины II. Политические аспекты

    2.3.1. Генеральное межевание. В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной...

    Правление Ивана Даниловича Калиты

    Князь Иван Калита показал себя упорным в достижении поставленных целей, жестким и хитрым политиком. Правление Ивана Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси. Князь часто ездил в Орду...

    Предпринимательство в России в XVI-XVII веках

    Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой деятельности купцов, ремесленников и крестьян...

    Роль ведущих деятелей Италии в ее объединении

    Поражение революционного движения 1821-1831 годов оказало существенное влияние на новое поколение политиков, взошедших на политическую сцену. Дело в том...

    У войны неженское лицо: фронтовички Великой Отечественной

    подвиг женщина отечественная война Гнилой белорусской зимой сорок четвертого года в одной из неудачных атак на полесскую деревушку Холм была убита батальонный санинструктор Зинаида Самсонова...

    Экономическая мысль в России в XIX веке

    Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс...