Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Основы полиграфии. Обзор печатных технологий

    Основы полиграфии. Обзор печатных технологий

    полиграфия верстка гравирование шрифт

    Полиграфия - это совокупность технологических средств для печатного размножения текстов и графики.

    Полиграфия - отрасль промышленности, в которую входит предприятие, изготавливающее печатную продукцию.

    Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции. Термином полиграфия обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатаньем, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическая промышленность.

    Печатание - это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал.

    Печатная форма - это носитель графической информации (тексты, изображение), предназначенной для полиграфического размножения, т.е. любая типография, производство полиграфической продукции любым способом печати оперирует понятием «печатная форма». Т.е. прежде, чем нанести краску куда-то, в первую очередь краска наносится на печатную форму, а с нее переносится на запечатываемый материал.

    Печатающие элементы - это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска с последующей ее передачей на запечатываемый материал.

    Пробельные элементы - это участки, не принимающие на себя краску, в результате чего поверхность запечатываемого материала, соответствующая этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

    Способы печати полиграфической продукции:

    Офсетная печать - классический способ изготовления полиграфической продукции, особо популярный в производстве полноцветных малоформатных листовых материалов и многостраничных иллюстрированных изданий. Офсетный способ печати отличается высокой степенью цветопередачи и точностью воспроизведения мелких элементов изображения. Способ офсетной печати позволяет работать с бумагой различной плотности и фактуры, использовать металлизированные краски и порошки (для эффекта металлического блеска или «бриллиантового» мерцания), гибридное лакирование и т.п. Офсетный способ печати «выдаёт» отменную продукцию, но экономически не выгоден для небольших тиражей. Оптимальный объём тиража для офсетной печати - не менее 500 экземпляров, с увеличением тиража себестоимость печатного листа уменьшается.

    Цифровая печать - самый оперативный способ изготовления полноцветной высококачественной полиграфии. Отсутствие предпечатного периода (процесс печати полностью управляется компьютером) позволяет в течение часа произвести необходимую партию буклетов, листовок, наклеек или брошюр. В отличие от офсетной печати, цифровая печать позволяет персонифицировать данные и ввести нумерацию, распечатать пробный вариант и внести необходимые корректировки, в любое время вмешаться в процесс печати и изменить первоначальные «установки». Цифровую печать нередко называют печатью ограниченных форматов и малых тиражей. Действительно, этот способ рентабелен при небольших тиражах (до 300 копий с одного оригинала). Но эти тиражи могут выгодно отличаться высоким художественным исполнением: именно цифровым способом печатаются визитные карточки и фирменные бланки, наградные грамоты и дипломы, пригласительные билеты и афиши, особо привлекательные за счёт присутствия в их дизайне разнообразных декоративно-оформительских элементов.

    Трафаретная печать (шелкография) - самый древний способ печати, известный человечеству, в котором изображение создаётся путём продавливания краски через трафарет. С помощью трафаретной печати можно нанести любое изображение на любую поверхность - бумагу, ткань, стекло, пластик, металл или дерево. Ассортимент изделий с рисунками, выполненными методом шелкографии, более чем велик - футболки, бейсболки и др. одежда, зажигалки, авторучки, кружки и прочая «сувенирка», упаковка, наклейки, этикетки и другая рекламная продукция. Цветовая палитра в трафаретной печати не менее широка, чем в офсете, но цвета получаются более яркими, насыщенными и объёмными. Есть у трафаретной печати существенный минус - трудоёмкий технологический процесс, который не оправдывается при печати небольших тиражей.

    В этой статье мы обсудим базовые концепции и терминологию, касающуюся веб-типографии, включая её отличия от печатной типографии, как говорится «на пальцах ».

    Типография это искусство упорядочивания символов в разборчивый, эстетичный и соответствующий стандартам вид. В печатных продуктах читатель не может изменить этот вид после того, как текст однажды был напечатан.

    Однако, в сети интернет дело обстоит совсем не так, и пользователь может увеличивать/уменьшать стандартный размер шрифтов , которыми набран текст, изменяя установленные дизайнером настройки, или, например, изменять цвет текста, чтобы сделать его более контрастным. Исходя из этого, можно подумать, что эффективная типография в среде интернета невозможна.

    Напротив, она возможна, и даже более того — во многих случаях, возможности предлагаемые интернетом превосходят возможности традиционной типографии! И не потому, что у веб-дизайнера имеются более продвинутые средства по управлению параметрами текста и его позиционированием, но по причине того, что пользователи интернета имеют возможность настроить параметры отображения шрифтов «под себя ».

    Это, разумеется, не значит, что вы, как дизайнер, можете забыть про свои обязанности по эффективному и эстетичному представлению и позиционированию текста — большинство правил традиционной типографии применимы также и в интернете. Но в рамках данной статьи мы разберем специфику веб-типографии (в сравнении с традиционной печатной).

    1. Что означает «веб-шрифты»?

    Сервисы, наподобие FontDeck упрощают скачивание большого количества шрифтов.


    Раньше считалось, что если вы хотите чтобы ваши шрифты верно отображались на любом компьютере, то необходимо придерживаться использования горстки типовых шрифтов, общих для всех компьютеров и браузеров. Ваш выбор был ограничен шрифтами Helvetica (или Arial на PC), Georgia, Times, Verdana или несколькими версиями Courier . Ах да, чуть не забыл Comic Sans !

    Этот очень ограниченный набор шрифтов, привел к однообразию и похожести всех сайтов в интернете, лишая веб-дизайнеров возможности выбирать из широкого спектра доступных начертаний текста.

    Но, благодаря таким сервисам, как Typekit , Google Web Fonts и FontDeck , несколько лет назад все кардинально изменилось.

    Впервые, веб-дизайнерам стало доступно все многообразие шрифтов и веб-дизайн шагнул на новую ступеньку в своем развитии.


    Но как правильно выбрать шрифт из свалившегося на голову разнообразия? Вот некоторые ориентиры и правила…

    Не переусердствуйте с разнообразием . Выберите один базовый шрифт для основного текста, и один — для заголовков. Не стоит использовать на своем сайте десятки шрифтов только потому, что есть эта возможность.

    Используйте шрифты по их назначению . Не нужно использовать шрифты, предназначенные для заголовков в качестве шрифтов основного текста: они отлично смотрятся в заголовке, но непременно вызовут трудности при чтении набранных таким шрифтом длинных отрывков текста.

    Выбирайте подходящие шрифты . Убедитесь, что вы выбрали шрифты, которые подходят для целей, в которых вы собираетесь их использовать. Шрифт для исходного кода скрипта может отлично подойти для оформления теста письма, но этот же шрифт может произвести плохое впечатление на посетителей, к примеру, корпоративного веб-сайта, который оформлен таким начертанием.

    2. Понятия «leading», «tracking» и «kerning»


    Понятие «leading » связано с направляющими горизонтальными линиями, относительно которых располагается текст, и идет еще из тех времен, когда текст печатался с помощью печатающих прессов.

    Хорошая типография характеризуется плавностью, она практически незаметна и не отвлекает, способствуя легкому чтению представленного содержания. В книгопечатании есть много способов управления шрифтами, отдельными строками, словами и символами, оптимальным образом настраивающих их взаимодействие друг с другом.

    Эти возможности, помимо всего прочего, включают в себя управление параметрами «leading » (расстояние меду линиями), «tracking » (пространство между группами символов или слов) и «kerning » (пространство между любыми двумя определенными символами).

    Все типографические свойства лучше всего задавать в относительных единицах, таких как, к примеру, em, чтобы предусмотреть случай, когда пользователь будет изменять настройки отображения, исходя из своих предпочтений.

    В веб-дизайне, предусмотрены инструменты для управления параметрами «tracking » и «leading », а вот «kerning » настроить напрямую через CSS нельзя. Чтобы задать «leading », используйте CSS-свойство line-height .

    Для задания «tracking », используйте свойство letter-spacing . Также, вы можете отредактировать значение пространства между словами, используя свойство word-spacing, позволяющее сделать ваш текст более «воздушным » без увеличения значения «tracking » до критических величин.

    Использование тега

    Если вы хотите изменить параметр «kerning » для отдельных групп символов, то лучшим решением будет «оборачивание » их в тег . Затем вы сможете применить к этому тегу CSS-свойства для управления величиной кернинга. Используйте данный прием умеренно, потому что при частом использовании вы будете тратить на это очень много драгоценного времени и сил!

    Как и в случае с kerning , правила работы с leading и tracking из печатной типографии, почти полностью применимы для веб-типографии. Подумайте также над использованием сетки для выравнивания базовых линий ваших шрифтов, чтобы придать им четкость и улучшить визуальное восприятие дизайна.

    3. Ширина колонок


    Правилом хорошего тона при задании ширины колонки является ограничение в 80 символов. То есть если столбец шире этой величины, то он будет восприниматься уже не столь хорошо.

    Ширина колонки может очень сильно повлиять на её читаемость. В печатной типографии, столбцы обычно устанавливаются шириной от 45 до 75 символов (что соответствует примерно значению от 9 до 15 слов). Это ширина считается идеальной, позволяя читателю легко перемещать взгляд со строки на строку без потери внимания.

    Такие же общие правила применимы и для веб-сайтов, поэтому устанавливайте ширину колонок не более 80 символов. Ширину колонок можно устанавливать в единицах em , для чего нужно использовать такой CSS-код: width:80em ;

    4. Выравнивание в типографии


    Этот текст имеет ровную границу слева и рваную справа. Также как и в печатной, в веб-типографии вы можете задать для вашего текста как рваную границу справа, так и ровную. Используя свойство text-align , можно выбрать значение left для установки рваной правой границы и значение right , для рваной левой. Значение justify даст возможность выровнять текст с обеих сторон по ровным границам.

    Существуют три вида типографской печати: высокая, глубокая и плоская .

    Высокая печать - это просто. Возьмите любой штемпель и убедитесь в этом сами - краска наносится на выступающие элементы формы. Восходит к первопечатнику И. Федорову. Применяется для печати текстов и сплошных (нерастрированных) изображений (книги, бланки и т.п.). Интенсивность цвета никак не регулируется.

    Глубокая печать . Происходит от гравюры. Краска счищается с формы и остается лишь в углублениях. Интенсивность цвета зависит от толщины слоя прозрачной краски, в свою очередь зависящей от глубины углублений. Применялась для печати цветных высококачественных художественных изданий (альбомов и т.п.), сейчас заглохла из-за сложностей в технологии. Где-то я читал, что глубокую печать пытаются возродить на основе современных материалов и технологий, так что она может опять стать актуальной (иначе я бы не стал о ней рассказывать).

    Плоская печать - самый актуальный на сегодняшний день вид печати. Происходит от литографии. Маслянистая краска прилипает к гидрофобным участкам предварительно увлажненной печатной формы. Интенсивность цвета регулируется размером растровых точек, образующих изображение. В современных машинах краска наносится на бумагу не непосредственно с формы, а с промежуточного офсетного вала, поэтому такой процесс называется офсетной печатью. Ниже я, как мог, изобразил принципиальную схему офсетной машины.

    Печатная форма представляет собой металлическую (обычно алюминиевую) пластину со светочувствительным слоем. После эспонирования и проявки засвеченные участки становятся гидрофильными (смачиваются водой), а незасвеченные - гидрофобными (не смачиваются водой). Форму натягивают на формный вал печатной машины, с одной стороны она соприкасается с системой подачи и раскатки краски, с другой - с офсетным валом.

    Где то там еще есть система увлажнения, которая смачивает форму перед соприкосновением с краской. Вода остается на гидрофильных участках, и маслянистая краска к ним не липнет. В результате на бумаге эти элементы изображения остаются белыми. На гидрофобных участках краска остается, и на бумаге эти места заполняются соответствующим цветом. Ваш конечный продукт, дизайнеры, это печатная форма. А вовсе не изображение на экране.

    У вас может возникнуть вопрос: а на фига вообще нужен этот офсетный вал? Отвечаю: офсетный вал нужен для уменьшения износа форм. Бумага, оказывается, обладает нехилыми абразивными свойствами, и формы раньше приходилось делать прочными и дорогими, а резиновый вал позволяет применять дешевые материалы для форм (в последнее время все больше используют полиэстеровые).

    Далее. Как вы уже догадались, вся эта конструкция позволяет наносить только одну краску за один прогон. Как же делается многоцветная печать? Двумя путями. Первый - несколько прогонов. Некоторые даже так и поступают. Никогда не печатайте полноцвет у таких людей! Даже если вам расскажут об асе-печатнике, который все что угодно на всем подряд напечатать может. Я неоднократно пробовал. Качество ВСЕГДА ниже среднего, поскольку печатник почти до конца не видит результирующего цвета, а только смутно догадывается на основе усреднения своего богатого опыта. Второй путь - соединить вместе несколько нарисованых выше механизмов. Совокупность этих секций, объединенных общей станиной и общим бумагоподающим механизмом, называется многокрасочной машиной. На такой машине (минимум 4-х секционной) вы получаете полноцветное изображение за один прогон, и можно успеть отрегулировать машину до того момента, когда весь тираж уйдет в брак.

    Мне кажется, еще не поздно будет определиться наконец с понятиями цветности. Достопочтенные! Изображение, отпечатанное одной краской, называется одноцветным, а печать его - однокрасочной. Изображение, отпечатанное триадой , и только оно, называется полноцветным. Все остальные называются двух-,трех-, … и многоцветными.

    Что такое триада? Триада - это система красок, состоящая, как ни странно, из четырех цветов, и предназначенная специально для получения полноцветных изображений. Подробно я остановлюсь на этом в разделе «Основы цвета», а пока запомните, что эта система называется еще и CMYK («цмык» на профессиональной фене, ГПЖЧ на языке вымирающего советского стандарта), и состоит из следующих цветов:

    1. Cyan (циан) - краска ярко-голубого цвета
    2. Magenta (маджента) - пурпурно-розовая
    3. Yellow (желтый) - просто желтая
    4. Black (черный) - просто черная. Почему в аббревиатуре обозначается К? Не спрашивайте. Я не знаю.

    Любое полноцветное устройство печатает красками CMYK (или триадой) .

    Другие виды печати

    Бывают еще:

    Трафаретная печать - применяется в сувенирке и в наружке. Разновидностью ТП является шелкография, где густую краску продавливают через тонкую сетку (раньше - через шелк), частично залитую до полной непроходимости. Очень хороша для печати на разных недоступных для офсета поверхностях. Позволяет даже делать растровые изображения (в т.ч. полноцветные, например, печать на СD).

    Струйные принтеры (к ним относятся и т.н. «плоттеры», т.е. широкоформатные струйники). В них жидкая краска брызгается на бумагу мелкими каплями. Качество бывает неплохое, но удовольствие это не дешевое.

    Лазерные принтеры. Лазер электризует селеновый барабан в нужных местах, а красящий порошок липнет к наэлектризованным участкам. Потом переносится на бумагу и запекается. Бывают цветные. Но дорого.

    Электростатическая печать. Принцип примерно такой же, как в лазерном принтере, только в качестве промежуточного носителя выступает не селеновый барабан, а специальная бумага. Для больших форматов (наружка, например).

    Тампопечать. С глубокого клише краска переносится на резиновый тампон, а с тампона уже на запечатываемую поверхность. Такая вот разновидность офсетной печати. Основная область применения - сувенирка.

    Лекция 2: Обзор допечатных процессов

    Стадии допечатной подготовки я буду рассматривать ретроспективно, т.е. от последних к первым, дабы было понятно, для чего все делается именно так, а не иначе.

    Вывод пленок

    Помните, я говорил, что печатная форма изготавливается путем экспозиции светочувствительного слоя? Так вот, экспонируется она контактным способом через изображение на обычной (ну, почти обычной) фотопленке. Изображение на пленку наносится путем засвечивания ее лазером в агрегате, действующем подобно лазерному принтеру. Называется это устройство фотонабором , или имиджсеттером по-ненашенски. В последнее время получила распространение технология СТР (computer-to-plate), когда в имиджсеттере экспонируется не пленка, а непосредственно форма.

    Растрирование

    Как я уже упоминал, интенсивность цвета в печати регулируется размером растровых точек, составляющих изображение. Картинка с экрана вашего монитора превращается в растровые точки в растровом процессоре, RIPе. Raster Image Processor бывает программный и аппаратный, но это вас вряд ли коснется.

    В любом устройстве, печатающем регулярным растром, есть растровый процессор (RIP).

    Регулярным называется растр, имеющий четкую геометрическую структуру. На левой и средней картинках - примеры регулярного растра (обратите внимание на то, как из четырех основных цветов получаются любые другие), на правой - стохастический, или FM-растр, на примере струйного принтера. В последнем случае интенсивность цвета регулируется частотой появления одинаковых элементарных точек. FM-растр может применяться в офсете, у него масса достоинств - более четкое изображение, отсутствие назойливой регулярной структуры, необразование муара (структурной интерференции) при наложении цветов, но есть один недостаток - высокие требования к качеству бумаги и печати, т.к. растровые точки имеют минимальный размер и с трудом пропечатываются. Короче, дорогое удовольствие.

    В дальнейшем, говоря о растре, я буду подразумевать именно регулярный растр. К нему и вернемся.

    Основной параметр растра - его линеатура (количество точек на единицу длины), т.е.плотность. Чем выше линеатура, тем выше качество изображения. Измеряется она в lpi (lines per inch), т.е. в линиях на дюйм. «Линии» исторически пошли от линейного растра, где насыщенность тона регулировалась толщиной параллельных элементов-линий. «Дюймы» тоже сложились исторически, и сантиметрами в измерении растра никто не пользуется. Линеатура растра для газетной бумаги - 70–100 lpi, для мелованной бумаги - 150 (редко 180–200 lpi).

    Если вы приглядитесь, то на средней картинке увидите, что растровые решетки разных цветов расположены под углом друг к другу. Это делается для того, чтобы снизить вероятность появления муара - макроструктуры, образующейся от наложения двух и более прямоугольных решеток

    Стандартные углы цветов (от вертикали) - C=15, M=45, Y=0, K=75. Успокойтесь, во всех драйверах для выводных устройств углы уже вбиты. Менять их… не советую.

    Генерация растра производится имиджсеттером по определенной схеме. Исходя из числа возможных градаций интенсивности цвета (1 байт на канал = 256 градаций) растровая ячейка делится на 256=16х16 элементарных ячеек, каждая из которых может покрываться одним пятном при засветке лазером. Чтобы было понятнее, нарисую.

    Короче, отсутствие точки в ячейке означает 0% цвета, полностью заполненная ячейка - 100% цвет, наполовину - 50% цвет. Исходя из этого мы можем легко определить потребное нам разрешение имиджсеттера. Например, для мелованной бумаги: 150lpi x 16 = 2400dpi (точек на дюйм).

    Есть тут только одна непонятность, которая меня давно мучает: почему при физической возможности 256 градаций мы можем оперировать только 100? Или наоборот, если нам нужно только 100, зачем целый байт на канал? Если кто из вас узнает разгадку этой тайны, немедленно сообщите мне!!!

    Что еще сказать про растр? Вот: растр применяется для полутоновых изображений, где, кроме белого и черного, есть еще много градаций серого. Если растрировать, к примеру, текст, он от этого станет хуже.


    Поэтому черно-белые изображения, содержащие только 0% и 100% элементы (bitmap и векторные), не растрируются при выводе. Но о них - позже.

    Лекция 3: Аппаратное и программное обеспечение

    Сейчас я немного отойду от направления повествования «от конца к началу». Начнем сначала:

    Сканирование

    Все, с чем мы имеем дело между слайдами и фотоотпечатками, с одной стороны, и пленками (формами) - с другой, это - цифры. Сплошные тотальные цифры - в бинарном формате, в гексах, и даже в текстовом виде (ASCII). Если у вас есть изумительной красоты фотка, и вы хотите ее напечатать, придется сначала превратить ее в цифры. А с цифровым изображением потом можно делать что угодно - изменять размер, высветлять-утемнять, перекрашивать, и даже подрисовывать усы.

    Устройства для оцифровки (сканеры ) бывают, в общем, двух типов - планшетные и барабанные, а точнее - с ПЗС-матрицей и с фотоэлектронным умножителем (ФЭУ). В первом случае материальный носитель изображения поступательно движется относительно линейки с ма-аленькими такими светочувствительными элементами - «приборами с зарядовой связью», эти сенсоры замеряют свет, отраженный от оригинала (или пропущенный через оригинал, если он прозрачный), и полученные значения оседают в вашем компьютере в виде цифр. Во втором случае оригинал клеится скотчем на вращающийся стеклянный барабан, а пропущенный (отраженный) свет делится на три спектральных составляющих (синий, зеленый, красный), и значение каждой составляющей замеряется отдельно. Да, забыл сказать: барабан не только крутится, но и сдвигается понемногу - луч-то один, а площадь оригинала - немалая. Разрешение «барабанников» гораздо выше (5000–15000 dpi), и вообще они лучше по всем качественным характеристикам (кроме цены), и применяются в основном для сканирования слайдов с большим разгоном. Планшетные сканеры дешевле и удобнее в обращении, поэтому для обыденного сканирования в дизайн-бюро применяют именно их, а слайды отдают в препресс-бюро «на барабанник».

    Кроме разрешения, для сканеров очень важна еще одна характеристика - диапазон оптических плотностей (D). Оптические плотности измеряются в пределах от 0D (полное отражение, абсолютно прозрачное тело) до 4D (абсолютно черное или непрозрачное тело). Этот параметр особенно сильно влияет на «пробивание» слайдов в тенях. Минимально приемлемое значение для сканирования слайдов - 3,3D, хорошие планшетники достигают 3,7, а барабанники - 4D (т.е. если там хоть чего-то просвечивает, такой сканер это зафиксирует и покажет).

    Осталось только предупредить вас, что:

    • приличные производители сканеров всегда указывают диапазон плотностей;
    • разрешение 1200х2400 нужно понимать, как 1200х1200, т.к. второе значение достигается механической интерполяцией (полушагом механизма), а не реальным разрешением матрицы;
    • запредельное разрешение 9600 dpi у китайского сканера фирмы «Noname» за $150 - это всего лишь программная интерполяция, а реальное (оптическое) разрешение - 300–600 dpi. Не верьте хитрым китайцам! Разрешение планшетного сканера не может превышать количества ПЗС-ов в линейке, а это количество прямо коррелирует с ценой.

    Виды цифровых изображений

    Все изображения, с которыми вам придется иметь дело, делятся на векторные («штриховые») и пиксельные (их еще называют «растровыми» , но к растру как таковому они никакого отношения не имеют).

    Векторные объекты состоят из контура (пути, path, stroke) и заливки (fill). Контур представляет собой кривую (curve) Безье:

    Точки, образующие кривую, называются якорными точками (ankor points). Поведение кривой между двумя точками определяется тангенсами (видите, там по бокам усы такие торчат?). Контуру и заливке можно присваивать разные цвета, а контуру еще и задавать ширину.

    Векторные изображения за счет простоты описания имеют маленький вес и не теряют в качестве при любом масштабировании.

    Пиксельные изображения (в т.ч. и сканированные) представляют из себя прямоугольную матрицу, каждый элемент которой (пиксел) описывается значениями цветовых составляющих:

    Вес пиксельных картинок зависит от цветовой модели и количества пикселов в изображении. Растягивать такие картинки не рекомендуется (см. в центре и справа).

    Софт

    В выборе программ для верстки и графики основной критерий один - PostScript-совместимость. Что такое PostScript узнать не проблема, а пока запомните, что PS является главным и единственным стандартом в мире полиграфии, поэтому верстка в MS Word годится для печати так же, как фантик пригоден в качестве стодолларовой купюры.

    Мой джентльменский набор:
    QuarkXpress - для верстки
    Adobe Illustrator - для векторной графики
    Adobe Photoshop - для пиксельной.

    С последним уже давно никто не спорит, конкурентов у Шопа не осталось. Но почему Иллюстратор? А потому, что PS является собственностью Adobe, которая (который?) никому не продает право использовать его в качестве рабочего языка приложений. ВСЕ остальные приложения могут только генерить PS-файлы из своего собственного формата, а это бывает по меньшей мере неудобно, а по большей - некорректно. К пригодным для использования векторным приложениям относится также Macromedia Freehand , эта штука хорошо заточена под полиграфию, но я с ней давно не работал, поэтому ничего про нее сказать не могу. Прошу всех, кто ей пользуется, присылать свои отзывы, они будут опубликованы. Любителям Corel Draw настоятельно рекомендую сменить ориентацию, дабы не быть предметом насмешек и агрессии со стороны коллег.

    С программами верстки сложнее: тут нужно учитывать не только надежность и совместимость, но и региональные пристрастия. В Москве общий стандарт - Кварк, его принимают на вывод во всех препресс-конторах и подавляющем большинстве типографий. В Питере, насколько я слышал, любят Adobe PageMaker. Про последний я ни разу не слышал доброго слова, только матерные. У кого есть другая информация, присылайте, плиз!

    Еще вам понадобятся: Adobe Аcrobat (включая Distiller ), Adobe PS Driver (для пользователей РС), PS-шрифты (ParaType ), Adobe Type Manager для управления этими шрифтами. Для пользователей Масintosh еще нужна какая-нибудьпрограммка-перекодировщик (у Apple своя специфическая кодировка неанглийского текста). Если в сети у вас будут Мас и РС, то понадобится РС-МАСlan (для связи между платформами), или на один из РС нужно будет поставить NT Server (Win2000 Server) - они поддерживают протокол AppleTalk.

    Для проверки на вшивость вашей верстки очень хорош FlightCheck. Можно, конечно, все проверять вручную, но вы ж наверняка что-нибудь забудете, я ж вас знаю. Ну и, само собой, время экономится немалое.

    Тем, кто разорился на планшет, лучше не останавливаться и установить Painter (продвинутая рисовалка для художников, имитирует кучу реальных материалов и делает много всего другого), а тем, кто разорился на МАС и хейдельберговский сканер, будет удобно сканировать из программы Linocolor (она еще и классно делает цветоделение, но… только под профиль конкретной типографии, что вряд ли будет вам доступно).

    Не стремитесь хватать первыми последние версии программного продукта. По крайней мере, не используйте их для реальных заказов. Лучше всего о специфических свойствах «последнего писка» поспрошать ребят на выводе пленок - они первыми узнаЮт о всяких глюках.

    Производители издательского ПО в коммерческих целях стараются набить в свои программы как можно больше несвойственных им функций, из-за чего области применения отдельных приложений сильно расплываются. Иногда это удобно, но часто порождает соблазн сделать всю работу в одной программе. Прошу вас, сдерживайте себя! Помните: Кварк - для верстки, Иллюстратор… ну, и т.д.

    Только начинающим дизайнерам: при установке комплекта шрифтов, например, от ПараТайп у вас может создаться ощущение всемогущести, что с такой-то кучей шрифтов… и т.д. Умоляю вас, не используйте готовые шрифты для изготовления таких вещей, как фирменные логотипы. Этого не следует делать по нескольким причинам: а) этически это равносильно продаже заказчику снега зимой, и это позорное клеймо он будет долго носить на самом видном месте; б) при всей многочисленности разных акцидентных начертаний КАЖДОЕ из них уже засалено миллионами т.н. «дизайнеров», и вы рискуете присоединиться к их бездарной армии; в) изучайте шрифты, полюбите их, научитесь их самостоятельно строить, и призом за это вам будет скачок на два порядка вверх над вышеупомянутой серой толпой халтурщиков (простите за неуместное поучение, но уж очень наболело).

    Лекция 4: Основы цвета

    Две недели все думал, как же эту трясину структурировать. Лазил по сайтам на эту тему, пока не почувствовал, что перестаю понимать что-либо на эту тему. Все, хватит! Рассказываю коротко и без излишеств. Кому чего непонятно, пишите!

    RGB. Красный, зеленый, синий. Аддитивная модель.

    «Бог создал RGB…»

    Все современные системы цветопередачи ориентируются на специфику человеческого зрения (а на что ж им еще ориентироваться?). Вы все в школе проходили по биологии эдакие «колбочки» - цветные рецепторы в сетчатке нашего глаза. Эти колбочки делятся на три вида, каждый из которых охватывает свою часть спектра:

    Вот так, приблизительно.

    Преобладание в световом потоке какой-либо составляющей определяет его цветовой оттенок. Полное отсутствие всех составляющих (0, 0, 0) - это черный цвет, 100% всех составляющих (255, 255, 255) - белый цвет. Какой-либо отличный от черного цвет образуется добавлением энного количества составляющих, поэтому модель называется аддитивной . Реальные характеристики черного и белого (границы диапазона) зависят как от источника света, так и от приемника. Сканер, цифровая камера, монитор и, конечно же, человеческий глаз работают именно с этой моделью.

    CMYK. Краски-светофильтры. Субтрактивная модель.

    …а человек создал CMYK."

    В случае, когда надобно что-то напечатать, мы имеем дело с квазибелым потоком отраженного от бумаги света, и всего-то остается научиться этот свет регулировать, чтобы получать разные цветовые характеристики. Следовательно, нам нужно уметь избирательно удалять из этого потока отдельные составляющие R,G и В. В результате долгих и мучительных исследований были созданы краски С, М и Y, дополнительные к R, G, и В. Добавляя С, мы уменьшаем количество R, соответственно: больше М - меньше G, больше Y - меньше В. Такая система, основанная на вычитании цветов, называется субтрактивной .


    Получается, что CMY и RGB - это почти одно и то же! То же, да не совсем. Во-первых, охват цветов CMY горадо меньше, чем RGB, за счет несовершенства светофильтрующих качеств краски и отражающих свойств бумаги, во-вторых, 100% CMY дает не черный цвет, как можно было бы ожидать, а грязно-бурый. Если с первым мало что можно сделать, то для компенсации второго был введен черный цвет - К. Только поэтому нам придется говорить о такой вещи, как цветоделение , иначе эта тема не стоила бы и пары слов.

    Lab. Надо же на что-то опираться?

    Описанные выше системы очень сильно зависят от конкретного устройства-интерпретатора, так что, пустив все на волю волн, мы получили бы полный бардак в цветовом хозяйстве. Поэтому была создана аппаратно-независимая система исчисления цвета - Lab , привязанная к объективной цветовой характеристике - длине волны. Ee три параметра (канала): Lightness (светлота) и две специфические координаты для оттенков цвета a и b . Все пересчеты из модели в модель в пакетах-цветоделителях осуществляются через Lab.

    Другие модели

    Grayscale. Серая шкала, диапазон от черного до белого. Для передачи монохромных изображений. Все многоканальные изображения (Lab, CMYK, RGB) состоят из нескольких Grayscale-каналов.

    Bitmap. Битовая карта - 1 бит на пиксель. Либо черный, либо белый. Очень подходит для черно-белой графики - перо, тушь там и т.п. Самый легкий формат, но требует высокого разрешения - не менее 600 dpi. Выводится не растрируясь, используя все разрешение имиджсеттера.

    Duotone (дуплекс). Для создания (при печати в два цвета) эффекта тонирования монохромных изображений (вроде старых фотографий).

    Multichannel. Это даже не модель, а скорее формат для работы с плашечными цветами.

    Indexed Color. Попытка насколько возможно облегчить имиджевый файл, обойдясь 256-ю основными цветами. Применяется в основном в Web-дизайне. Для печати не годится.

    В Фотошопе все цветовые составляющие изображений представлены каналами (channels)

    Лекция 5: Калибровка в полиграфии

    Калибровкой, как вы уже наверняка знаете, называется приведение устройства к принятому стандарту. В нашем случае все устройства должны воспринимать/воспроизводить физический (в отличие от цифрового, что нам те цифры?) цвет в соответствии друг с другом. Что у нас там? Сканер, монитор, принтер (цветной), офсетная (или какая другая) печатная машина. Вроде, все.

    Калибровка сканера

    Со сканером проще всего. Производители пристойных сканеров в комплект поставки включают две эталонные таблички-мишени (прозрачную и непрозрачную) с образцами цветов, дискетку с соответствующими этим цветам значениями в аппаратно-независимой системе, замеренными высокоточным спектрофотометром, и, конечно, программку-калибратор, которая «отстреливает» мишени, сравнивает результаты с эталонными и вносит коррективы. Минусы здесь такие: если вам все эти прибамбасы не дали, тут уж ничего не поделаешь. Можно только попросить поюзать все это у более счастливого обладателя сходного сканера.

    Калибровка монитора

    Геморрой начинается именно здесь. К чему прикалибровывать монитор? К конечному (типографскому) отпечатку, ессно. Но для начала неплохо прикалибровать монитор к… монитору. То есть привести в соответствие поступающие на вход цифры и получающиеся на выходе цвета. Для этого нужен дядя Вася с калибрующим прибором, который обойдется где-то в $50. Можно, конечно, такой прибор купить, если есть лишние $1000. Что же касается приведения экранного изображения к реально напечатанному… По правилам, все делается так: вы покупаете спектрофотометр (кстати, в зависимости от модели им можно и монитор калибровать) для замера отпечатков, программу для построения профилей, едете в типографию, печатаете там свою тестовую таблицу, замеряете ее прибором и получаете готовый профиль, который потом подгружаете в Фотошоп. Это - лучший путь, если: а) у вас куча денег (придется заплатить за тестовый тираж); б) вы печатаетесь всегда в одной и той же типографии; в) эта типография пользуется современным (и очень дорогим, кстати) оборудованием и средствами контроля качества, и может гарантировать повторяемость результата. Ну, вы уже поняли, что это не для вас, правда? Ну ничего, можно проще.

    Надо опереться на что-то твердое. «Пантон Процесс» вы уже купили, конечно? Молодцы. Тогда открываете Шоп, создаете новый файл, устанавливаете модель CMYK и лепите табличку с несколькими основными цветами, взятыми из Пантона. Например, такую:


    Халявная, в общем, таблица, цветов лучше сделать побольше, хороших и разных. Серая шкала внизу задается чистым Black. Да, чуть не забыл: цвета берутся не «на глаз», а вводятся цифрами!!! И еще: не забудьте выставить в Color Settings/CMYK правильный стандарт красок - у нас в Европе это Euroscale (Eurostandard). Теперь лезем в ручную настройку монитора, находим там разделы RGB и Temperature и регулируем параметры так, чтобы экранные цвета как можно ближе соответствовали своим напечатанным аналогам. Дело это трудное, результат неизбежно будет компромиссным, но только от вас зависит, насколько этот компромисс будет близок к потребному идеалу, и этим будет определяться степень вашей невозмутимости при работе с монитором.

    Еще один вариант - он более удобен, но потребует некоторых затрат. Берете эту табличку (хорошо бы добавить в нее цветную картинку с критичными свойствами, например, фотографию с телесными цветами), выводите с нее пленки, а с пленок делаете сухую пробу (стоит где-то $30 за А4, о ней ниже). Эта проба - железный эталон для типографий, поэтому можете смело калиброваться по ней.

    Да, и еще: все вышесказанное относится к Фотошопу, именно в нем экранные цвета критичны. В программах верстки и векторного редактирования цвет можно задавать по Пантону и на экран особого внимания не обращать.

    Калибровка принтера

    Тут рассказывать особо нечего. Либо добывается готовый профиль устройства, либо - спектрофотометр с программой построения профилей цветоделения.

    Цветопроба

    Хотел вынести в отдельную главу, но, по-моему, эта тема уместна именно здесь. Цветопроба (я имею в виду именно «сухую пробу», или «хромалин») - эталонная имитация полиграфического отпечатка. Имитирует она работу идеальной печатной машины, и вы можете посмотреть на свое изделие, еще не испорченное типографией, но уже, возможно, испорченное вами. Также принимается типографией в качестве эталона для конечной продукции и является окончательным аргументом в разборках типа «кто нагадил». Поэтому цветопробу желательно делать всегда, когда есть такая возможность.

    Лекция 6: Работа с цветом

    Балансировка цвета

    Сбалансированное по цвету изображение - это изображение, где то, что должно быть черным - черное, то, что должно быть белым - белое, а то, что должно быть серым - серое, а не зеленоватое, красноватое или фиолетоватое.

    Баланс цвета в CMYK

    Представьте себе, что вы - скульптор, создающий фигуру по «исчезающей модели». И вот вы берете комок воска, делаете с него форму и заливаете в нее бронзу. Готово! А теперь вооружаетесь напильником, cварочным аппаратом и «болгаркой» и из невнятной формы куска бронзы наконец-то начинаете творить прекрасное! Приблизительно то же самое происходит, когда вы балансируете изображение в CMYK. Никогда так не делайте. В отличие от абстрактной модели RGB в CMYK заложены кроме цвета такие параметры, как генерация черного и предельная сумма красок. Вы знаете, что с ними происходит в процессе глобальных исправлений? То-то же. Я бы и не стал об этом упоминать, но во многих «серьезных» изданиях по полиграфическому цвету рекомендуется именно такой способ действий. Так прям и начинают: «Конвертируйте изображение в CMYK…»

    Баланс цвета в RGB

    Тут есть нехитрый фокус. Я в свое время открыл его для себя и до сих пор им пользуюсь, и другим советую. Открываете окно Curves, нажимаете на кнопку Auto, и все концы диапазонов во всех каналах сводятся друг к другу, сразу образуя черную и белую точки. Если на картинке есть еще и область, которая должна быть нейтрально серой, то вам повезло - тыкаете в нее серой (средней) пипеткой, и балансировка завершена. Этот халявный фокус проходит в 99 случаях с полиграф. отпечатками, в 80 - с фотоотпечатками, и в 50–60 - со слайдами. Времени он отнимает секунду, так что всегда можно его попробовать.

    Примечания:

    Этот метод годится только для изображений, реально имеющих черную и белую точки. Черная точка есть почти всегда, а вот с белой могут быть проблемы. В этом случае после сведения диапазонов поканально возвращаете «светлые» концы кривых в исходное положение (0, 0).

    Так как минимальные значения растра плохо пропечатываются (или совсем не), рекомендуется, еще до проведения операции, дважды щелкнуть по белой пипетке и выставить следующие значения CMYK: С5, М3, Y3.

    Общий принцип баланса в RGB: черный - 0, 0, 0, белый - 255, 255, 255, а любой уровень серого выражается тремя равными значениями. В «Основах цвета» я уже упоминал о дополнительности цмыковых и ргбэшных цветов. Этот факт дает чудесную возможность работать в RGB, одновременно мысля в CMYK. Итак, напоминаю: Маджента<-->Зеленый,Циан<-->Красный,Желтый<-->Синий. Если еще вспомнить, что добавления-убавления цвета в этих моделях происходят наоборот… Короче: открываем Curves, и работаем с цианом в окошке красного, с желтым в окошке синего и т.д. Причем, повторяю: эти цвета - абстрактны!

    КОРРЕКЦИЯ ТОНА

    Высветлять или утемнять различные участки тонового диапазона можно посредством общей кривой RGB. При этом надо учитывать, что в процессе меняется вместе с тоновой и цветовая контрастность картинки. Если это критично, лучше перевести изображение в модель Lab и попользоваться кривой Lightness, она оперирует только тоном и не трогает цвета.

    ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ В ФОТОШОПЕ

    Не хочу даже пытаться охватить здесь все возможные случаи коррекции цвета. Лучше расскажу о проблеме, которая давно достает пользователей фотошопа. Связана она с шоповскими таблицами цветоделения, а именно - при конвертации в CMYK темные, т.н. «глубокие» цвета (типа темно-синего,темно-красного и т.д.) безнадежно умирают, превращаясь в нечто невнятно-грязное.





    Видите? Вот и всегда так. Что можно сделать в таком случае? Во-первых, еще в RGB нажимаете Сtrl+Y (фотошоп при этом покажет результат цветоделения) и выделяете проблемный цвет инструментом Color Range. Во-вторых, не снимая селекции, производите цветоделение путем нажатия кнопки CMYK, достаете окно Curves и проделываете следующие манипуляции:

    1) в окне дополнительного (к проблемному) цвета «темный» конец кривой понижаете до 10–20%:


    2) «нужные» цвета поднимаете:


    3) для восполнения «темноты» можете добавить немного черного (помните, что по кроющей способности черный в три раза круче остальных цветов):


    Вот и все. Для успешного восстановления надо только постараться точно выделить проблемный цвет. Если же таковых несколько, можно выделить их поочередно, сохраняя селекции в виде альфа-каналов. Помните, все это производится перед самым цветоделением, не раньше, чем сделаны все операции в RGB!

    ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ

    Теперь - самое страшное. ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ.

    1. Звоним в типографию и узнаем там два нужных нам параметра печати - предельную сумму красок (total ink limit) и растискивание растровой точки (dot gain).

    2. В Фотошопе открываем окно настройки цвета (Color Settings), в меню CMYK выбираем Custom и вбиваем эти значения. Кроме этого, тип цветоделения выбираем GCR (если печатать будем не на газетной бумаге), генерацию черного оставляем Medium, сам черный ограничиваем 95%, UCA (добавление цветов в тенях) - 20–30%.

    3. Даем этим установкам имя (название той самой типографии, например) и сохраняем их в надежное место. Теперь для того, чтобы в любой момент настроиться под эту типографию, нужно только нажать на кнопку Load и загрузить готовые параметры.

    4. Берем файлы RGB и конвертируем их в CMYK.

    Использованны материлы из библиотеки НАДПРОФ

    ЕЕПолянский

    ОСНОВЫ

    ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО

    ПРОИЗВОДСТВА

    Допущено Государственным комитетом СССР

    по народному образованию в качестве учебника

    для студентов полиграфических специал ьностей

    высшхх учебных завед ений

    Издание 2-е, переработанное

    Москва «Книга» 1991

    ББК 37.8 П 54 УДК 655.1

    Рецензенты:

    А. А. ВИТТ, кандидат технических наук,

    С. Н. ГУНЬКО, кандиаат технических наук,

    Э. Т. ЛАЗАРЕНКО, кандидат технических наук.

    П ------ КБ

    002(01)^91

    JSBN -6

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Дисциплина «Основы полиграфического производства» для студентов специальности 2809 «Технология полиграфического производства» ставит своей основной задачей дать общее взаимосвя­занное представление о характеристике и конструкции издательской продукции, основных технологических процессах ее изготовления, полиграфическом оборудовании , издательско-полиграфической терми­нологии, а также элементарные сведения о редакционно-издательских процессах и истории развития полиграфии.

    Знание этой дисциплины способствует более эффективному изучению последующих специальных дисциплин и выбору направле­ния специализации студентов, а также позволяет обеспечить непрерывность их профессиональной подготовки.

    Основы полиграфического производства изучаются студентами на 1-ми 2-м семестрах. Поэтому для понимания изложенных в них основных теоретических положений достаточно знаний студентами физики, химии, вычислительной техники и других дисциплин в объеме средней школы .

    Второе издание учебника составлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы полиграфического производства» для специальности 2809, утвержденной в 1989г. Оно отличается от первого издания («Технология полиграфического производства» - Основы полиграфии, ч. 1, М.: Книга, 1980, ч. 2, М.: Книга, 1982) более широким отражением современной и перспективной полиграфической техники и технологии с использованием электронно-вычислительной техники, лазеров, электроники" и других технических достижений: резким сокращением, а в некоторых случаях и исключением устаревшей, но все еще широко применяемой в СССР технологии и оборудования; более современной методикой построения и изложения учебника; уменьшением его объема, а также уточнением некоторых терминов, стандартов и т. п.

    Автор выражает глубокую благодарность рецензентам - кандида­ту технических наук доценту, кандидату технических наук доценту, кандидату технических наук за ценные замечания, способствующие улучшению содержания учебника. Автор также благодарен профессорско-преподавательскому составу кафедры технологии изготовления печатных форм Московского полиграфического института за полезные советы, сделанные при подготовке настоящего издания.

    Раздел Первый

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОЛИГРАФИИ И ПРОДУКЦИИ ОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

    Глава1. Общие сведения о полиграфии

    1.1. Основные понятия

    1.2. Производственный процесс

    Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции .

    В издательско-полиграфической практике информацию (от лат. Informatio - разъяснение, изложение), представленную в виде текста, цифровых данных, таблиц, математических и других формул, называют текстовой информацией, а информацию в виде иллюстраций, графиков, диаграмм, орнаментов, чертежей, линеек, карт и других изображений - изобразительной информацией. В производственный процесс также входят: электроснабжение, ремонт оборудования, внутризаводское и внутрицеховое передвижение материалов, полуфабрикатов и готовой продукции , хранение их на складах и др. Эти составные части производственного процесса в настоящем учебнике не рассматриваются.

    Термином полиграфия (греч. poligraphia от polys-много и graph о - пишу) обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатанием, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическую промышленность .

    Печатание -это многократное получение идентичных отти­сков текста и изображений посредством переноса красочного слоя в большинстве случаев с печатной формы* на запечатываемый материал: бумагу, картон, полимерную пленку, жесть и т. д. К полигра­фическим процессам также относят способ получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала (например, тиснение на картоне, бумаге и т. п.).

    Печатная форма - это носитель графической информации (текста и изображений), предназначенной для полиграфического размножения. Она представляет собой (рис. 1.1.) обычно пластину

    Этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

    Нанесение краски в процессе печатания только на печатающие элементы формы обеспечивается благодаря их пространственному разделению или созданию различных физико-химических или других свойств печатающих и пробельных элементов. Для выполнения печатного процесса необходимо кроме печатной формы иметь запечатываемый материал (в большинстве случаев бумагу), печатную краску и печатное оборудование.

    Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из трех или четырех раздельных, но взаимосогласованных процессов:

    1) обработки текстовой и изобразительной информации-оригиналов, подлежащих полиграфическому воспроизведению (ориги­нал от лат. originalis - первоначальный, подлинник). В результате выполнения этого процесса получают негативы или диапозитивы на прозрачной пленке, содержащие информацию печатных форм;

    2) изготовления с негативов или диапозитивов комплекта печатных форм, необходимых для размножения информации;

    3) печатания тиража - получения с печатных форм определенно­
    го количества идентичных отпечатанных листов, тетрадей или газет,
    что и является собственно размножением информации;

    4) выполнения брошюровочных или брощюровочно-переплетных
    процессов (изготовление брошюр, журналов, книг из отдельных
    элементов) или же в некоторых случаях - отделочных процессов
    (лакирование отпечатанных листов и т. д.). На этой Стадии продукция
    приобретает удобный для использования информации вид. Первые два
    процесса часто называют допечатными процессами, третий и четвер­
    тый могут выполняться так же, как и единый процесс на
    специализированном оборудовании.

    современного полиграфического производства является комплексная механизация и автоматизация, широкое использование новейшего автоматического и электронного оборудования, применения поточных автоматизированных линий.

    Наиболее прогрессивной формой производства являются автома­тизированные процессы. Они позволяют значительно повысить производительность и улучшить условия труда, уменьшить числен­ность работающих, снизить ее себестоимость и улучшить качество продукции. Однако пока еще не всегда удается достичь полной автоматизации того или иного процесса. Кроме того, в некоторых случаях, например в мелкосерийном производстве, не всегда экономично применять дорогие и сложные автоматические системы.

    В настоящее время поточные линии - самый перспективный вид оборудования. Полиграфические процессы в большинстве своем многооперационны, поэтому их выполнение наиболее эффективно именно на поточных линиях. Поточные линии обеспечивают непрерывность процесса, строгую последовательность проведения всех операций и позволяют максимально сократить или полностью ликвидировать перерывы между ними. Однако поточные линии требуют четкой работы каждой составляющей ее машины или устройства. Перерыв в работе хотя бы одной машины нарушает нормальный ритм процесса.

    В зависимости от степени механизации и автоматизации в полиграфии используются, как правило, два вида линий:

    механизированные - линии, на которых все основные операции выполняются с помощью специальных механизмов или машин, а полуфабрикаты передаются транспортерами или другими транспортными средствами; непрерывная загрузка полуфабрикатов и выгрузка готовой продукции осуществляется рабочими;

    автоматические (автоматизированные) -линии, состоящие из соединенных между собой специальными транспортны­ми связями машин-автоматов, которые автоматически (без участия человека) выполняют по заданной программе все операции определенного технологического процесса.

    1.1.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

    Виды печати. Термином «печать» в полиграфическом производ­стве называют вид процесса или способ получения печатных оттисков. Но в широком значении под этим термином понимают печатную продукцию и прежде всего периодические издания (газеты и журналы). В полиграфическом производстве применяются три основных (классических) вида печати: плоская, высокая и глубокая. По общепринятой классификации они отличаются друг от друга принципом разделения печатающихся и пробельных элементов на печатных формах. На печатных формах плоской печати (рис. 1.2, а) печатающие / и пробельные 2 элементы практически расположены в одной плоскости и имеют различные физико-химические свойства: первые - олеофильны, вторые - гидрофильны. Перед получением каждого оттиска в процессе печатания сначала форма увлажняется определенным водным раствором 3 (реже спир­товым), который смачивает только гидрофильные пробельные элементы. Затем наносится печатная краска 4 (рис. 1.2, в), содержащая свободные жирные кислоты. Она прилипает только к олеофильным печатающим элементам. В связи с тем, что печатающие элементы находятся в одной плоскости, они покрываются равномерным по толщине слоем краски и поэтому все элементы оттиска (рис. 1.2, г) состоят из красочного слоя одинаковой толщины*.


    Рис.1.2. Схематическое изображение разреза фор-мы плоской печати и отти­ска с нее

    Ограниченное применение находят формы, не требующие увлажнения в процессе


    Рис. 1.4. Схематическое изображение разреза фор­ мы глубокой печати и от­ тиска с нее

    Печатающие элементы 1 углублены на различную или одинаковую величину. Они представляют собой независимо от характера изображения (текст, иллюстрации) отдельные ячейки очень малой площади, разделенные между собой тонкими перегородками - пробелами. Эти перегородки и другие пробельные элементы 2 возвышены и находятся на одном уровне.

    Печатная форма глубокой печати обычно изготавливается на цилиндре. В процессе печатания маловязкая краска 1 (рис. 1.5) сначала наносится в избыточном количестве на всю поверхность вращающейся формы 2. Затем специальный нож (ракель) 5, скользя по поверхности пробельных элементов формы (в том числе и перегородкам), удаляет полностью краску с пробельных и избыток

    . 1.5. Схема удаления избытка печатной краски с формы глубокой печати

    с печатающих элементов. Таким образом, краска остается только в ячейках (см. рис. 1.4, в). Ее толщина на оттиске (рис. 1.4, б) в зависимости от глубины ячеек формы может быть одинаковой или различной.

    Способы печати. Перенос красочного изображения с различных печатных форм на запечатываемый материал (бумагу) происходит обычно в результате давления. При этом печатная форма закрепляется на цилиндре, а другой цилиндр осуществляет давление (рис. 1.6, я). В процессе печатания под давлением краска может переходить через промежуточную упругоэластичную пластину.

    В первом случае (рис. 1.6, а) бумага / приводится непосредственно в контакт с печатной формой 2, и краска под давлением переходит с печатающих элементов на бумагу, образуя оттиск. При этом изображение| на форме должно быть обратным (зеркальным). Такая передача краски широко используется в высокой и глубокой и гораздо в меньшей мере в плоской печати. При этом способы печати более правильно было бы называть «прямая высокая», «прямая плоская», «прямая глубокая» печать. Но в практике обычно слово «прямая» опускают.

    Во втором случае (рис. 1.6, б) печатная форма 2 в процессе печатания соприкасается с упругоэластичной (резинотканевой) пластиной 3, которая принимает на себя краску с печатающих элементов формы, а затем передает ее на бумагу 7. При этом изображение на печатной форме должно быть "прямым (на резинотканевой пластине - обратным, на бумаге - прямым). Такой косвенный способ печати называется офсетным (от англ. offset).



    Рис. 1.6. Схематическое изображение передачи краски с печатной формы на бумагу

    Он используется прежде всего в плоской печати, реже - в высокой и еще реже в глубокой печати.

    1.1 .3. Издательства и полиграфические предприятия