Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Оклад по тарифной сетке.  Российский бухгалтер. Тарифная система оплаты труда

    Оклад по тарифной сетке.  Российский бухгалтер. Тарифная система оплаты труда

    Единая тарифная сетка

    В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

    Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

    Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

    До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

    Таблица 1 - Единая тарифная сетка

    Разряды оплаты труда

    Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ

    Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.

    Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

    В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

    Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

    За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

    Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

    Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

    Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

    Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

    Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

    Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

    После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

    Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

    При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

    Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС

    Тарифные коэффициенты

    Процент повышения

    Тарифные коэффициенты

    Процент повышения

    Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

    Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

    Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда

    Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.

    Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.

    В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

    · низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

    · недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

    · недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

    Любое предприятие, вне зависимости от формы хозяйствования, оплачивает труд своих работников неодинаково, о чем указано в штатном расписании, а вот соотношение объемов окладов сотрудников на предприятии закреплено в тарифной сетке.

    Это один из способов расчета заработной платы на предприятии, который формируется на основании локальных или законодательных актов, именно она определяет коэффициент для умножения МРОТ в зависимости от квалификации специалиста и прочих сопутствующих.

    При формировании тарифной сетки учитывается:

    • Интенсивность трудовой нагрузки;
    • Вредность и опасность производства;
    • Длительность рабочего времени и стажа сотрудника на одной должности;
    • Отрасль производства, так как для каждого вида производства используются свои коэффициенты;
    • Квалификация сотрудника;
    • Особенности климатических условий.

    Важно: за основу в тарифной сетке всегда используется стоимость часа работы сотрудника.

    Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.

    Различия между тарифной системой и рассмотрены в этом видео:

    Важно: ставки и повышенные оклады могут не зависеть от категорий. Тарифная сетка формируется согласно разрядам, обычно в ее формировании используются 6 разрядов, такая система применяется в основном для бюджетных учреждений.

    Если предприятие занимается производством и достаточно сложное используется большее количество разрядов до 23, но при этом применяются те же коэффициенты, что в бюджетной сфере.

    От используемых коэффициентов зависит размер зарплаты каждого сотрудника.

    Применение тарифной сетки в организациях

    Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.

    ТК РФ Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

    Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
    Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
    Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
    Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
    Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
    Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
    Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
    Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

    Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.

    Важно: справочник предназначен для определения и присвоения разряда каждому сотруднику.

    Конечно, на предприятии руководство имеет право разработать свой тарифно-квалификационный справочник с учетом особенностей деятельности организации.

    Важно: при этом не должно происходить ущемление гарантий и прав работника, в частности труд не должен оплачиваться ниже минимальной зарплаты.

    Классификация по новым стандартам

    Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:

    • Отраслевые;
    • Государственные и коммерческие организации;
    • Деление внутри предприятия.

    К примеру, в тарификации выплат для медицинских работников принимают участие их категории, базовый оклад и размер минимальной зарплаты.

    Кроме этого тарифы основываются на:

    • Централизованном акте, установленном властями;
    • Договорной основе – коллективный договор.

    При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.


    Разряды оплаты и коэффициенты.

    Коэффициенты разрядов и ставки для оплаты

    Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.

    К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:

    1 1 1 100
    2 1,04 1 144
    3 1,09 1 199
    4 1,142 1 256,2
    5 1,268 1 394,8
    6 1,407 1 547,7
    7 1,546 1 700,6
    8 1,699 1 868,9
    9 1,866 2 052,6
    10 2,047 2 251,7
    11 2,242 2 466,2
    12 2,423 2 665,3
    13 2,618 2 879,8
    14 2,813 3 094,3
    15 3,036 3 339,6
    16 3,259 3 584,9
    17 3,510 3 861
    18 4,500 4 950

    Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.

    Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.

    Если специальность не указана в тарифном межотраслевом справочнике, то такому специалисту начисление оклада происходит согласно единому тарифно-квалификационному справочнику.

    Примеры расчетов оплаты

    Если используется повременная оплата, то происходит простое умножение количества отработанных часов на ставку за час.

    Сотрудник отработал за месяц 150 часов, его ставка в час 134 рубля, отсюда следует, что он заработал:

    150 * 134 = 20 100 рублей за месяц.

    Так как он выполнил план, то согласно коллективному договору ему полагается премия в размере 20% от заработка, то есть:

    • 20 100 * 0,2 = 4 020 рублей премия. вы узнаете, по каким правилам начисляется ежемесячная премия сотрудникам.
    • 20 100 + 4 020 = 24 120 рублей заработок.

    Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.

    Важно: если сотрудник не выполнил план, то работодатель вправе его лишить надбавки.

    Заключение

    Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.

    Как построить эффективную систему оплаты труда на предприятии – смотрите тут:

    Новая редакция Ст. 143 ТК РФ

    Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

    Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

    Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

    Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

    Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

    Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

    Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

    Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

    Комментарий к Статье 143 ТК РФ

    Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

    Согласно статье 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

    Тарифные ставки;

    Оклады (должностные оклады);

    Тарифную сетку;

    Тарифные коэффициенты.

    Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки. Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

    Тарифная ставка 1-го разряда, определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

    При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд - величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

    Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов. Например, если тарифная ставка первого разряда составляет 1100 рублей (на сегодняшний день - это минимальный размер оплаты труда), то, зная тарифный коэффициент, скажем, десятого разряда (допустим - 2,047), несложно вычислить тарифную ставку десятого разряда, умножив тарифную ставку первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент - 2251,7 рубля.

    Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке - на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

    Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). В ней содержится 18 разрядов. Ранее соотношение тарифных разрядов этой тарифной сетки было установлено 1:10,07, т.е. оплата труда по высшему XVIII разряду превышала оплату труда по первому (низшему) разряду в 10,07 раза. Однако с 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5.

    Размер тарифной ставки I разряда устанавливается Правительством РФ и не может быть ниже минимальной оплаты труда. При повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) Правительство РФ издает соответствующее постановление о повышении тарифных ставок ЕТС.

    Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда. Эти коэффициенты увеличиваются при увеличении тарифного разряда (от 1 до 4,5). В настоящее время тарифные коэффициенты для расчета оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлены Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

    Разряды оплаты труда в ЕТС отражают сложность выполняемых работ. Зависимость заработной платы от условий труда обеспечивается различного рода доплатами и компенсациями (за работу с тяжелыми или вредными условиями труда в тяжелых климатических условиях, в ночное время и т.п.).

    Тарификация различных работ, профессий, специальностей в зависимости от их сложности осуществляется на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым должен соответствовать работник, т.е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости от ее сложности. В настоящее время действует Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТС), порядок утверждения которого обозначен в Постановлении Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787.

    ЕТС устанавливает тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в виде характеристики работ (что включает в себя данная работа) и необходимых знаний работника ("должен знать").

    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был утвержден Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Данный квалификационный справочник содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Должностные обязанности" перечисляются трудовые функции, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел "Должен знать" включает в себя требования, предъявляемые к знаниям, необходимым работнику для выполнения своих должностных обязанностей. Раздел "Требования к квалификации" предусматривает минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения данной работы (уровень и профиль образования, стаж работы).

    Тарификация рабочих производится по восьми разрядам (с I по VIII). Однако согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14 октября 1992 г. N 785 руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам. Так, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами РФ, месячные ставки и оклады могут устанавливаться, исходя из IX и X разрядов ЕТС, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда РФ (сейчас - Министерством здравоохранения и социального развития РФ), исходя из XI и XII разрядов Единой тарифной сетки.

    С ростом квалификации (разряда) работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации. Аттестация работников бюджетной сферы производится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. NN 27, 8/196. В соответствии с этими Основными положениями на каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Руководители учреждений, организаций, предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. Результаты аттестации после их утверждения руководителем вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по ETC.

    Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

    Другой комментарий к Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. В ст. 143 ТК РФ дано легальное определение понятия "тарифная система оплаты труда" и ее элементов, которое ранее было закреплено в ст. 129 ТК, закреплен порядок тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также порядок установления тарифной системы работодателем.

    Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах, коллективных договорах и соглашениях правил, предназначенных для отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и его природно-климатической среды. Она позволяет осуществить дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его количества и качества, квалификации работника и сложности выполняемой работы, т.е. реализовать требования ст. 132 ТК РФ.

    2. В соответствии со ст. 143 ТК РФ в структуру тарифной системы входят тарифные ставки (оклады, должностные оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Для практического применения тарифной системы необходимы также и тарифно-квалификационные справочники.

    Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. В зависимости от избранной единицы времени различают часовую, дневную и месячную тарифные ставки. Тарифная ставка устанавливается в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, а также его экономической и социальной значимости. Основной расчетной величиной является тарифная ставка первого разряда, которая определяет минимальную оплату наиболее простого труда. Месячная тарифная ставка первого разряда не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда.

    Оклад - это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим, а также тем рабочим, труд которых не поддается нормированию. Размер месячного оклада не может быть менее установленного минимального размера оплаты труда.

    Для определения размера тарифной ставки второго и последующих разрядов применяется тарифная сетка. Она устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и квалификации работников. Параметрами тарифной сетки являются: число тарифных разрядов, тарифные коэффициенты, диапазон тарифной сетки. Первый разряд соответствует наиболее простым работам, последний - наиболее сложным.

    Самой распространенной по числу разрядов является 6-разрядная тарифная сетка. В более сложных производствах используется 7-разрядная (нефте- и газодобыча, прокатное и трубное производство черной металлургии, железнодорожный транспорт и т.д.) и 8-разрядная (слесарные, слесарно-сборочные и сварочные работы, доменное и сталеплавильное производство, судостроение и судоремонт и т.д.) сетка.

    3. Тарификация работ представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

    Присвоение работникам тарифных разрядов производится с целью оценки квалификации работника и сложности выполняемой им работы, а квалификационных разрядов - с целью оценки уровня профессиональной подготовки работника.

    Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляется на основании тарифно-квалификационных справочников. К тарифно-квалификационным справочникам относятся тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Порядок утверждения справочников установлен Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г.) "О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", а Порядок применения справочников - Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (БНА. 2004. N 14).

    Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

    До недавнего времени тарифно-квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке, носили обязательный характер. В настоящее время они являются рекомендательными.

    Применяемый в настоящее время Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а (БМТ РФ. 1992. N 7 - 8) этот справочник применяется во всех организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а необходимые изменения и дополнения в него вносит Министерство труда и социального развития РФ.

    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 21 августа 1998 г. N 37. Он содержит два раздела: общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (должности руководителей, специалистов и других служащих), и квалификационные характеристики работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности руководящих и инженерно-технических работников конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности работников редакционно-издательских подразделений). Каждая квалификационная характеристика содержит три раздела: "должностные обязанности", "должен знать", "требования к квалификации".

    4. Основным принципом тарифного регулирования оплаты труда является то, что разработка всех условий оплаты труда, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям, осуществляется на локальном уровне. Тарифная система оплаты труда вводится в организации (за исключением финансируемых за счет бюджета) на основании коллективного договора, соглашений, действие которых распространяется на данную организацию, а также локальных нормативных актов. При этом должны соблюдаться государственные гарантии по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней).

    5. В связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу (Закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.).

    • Вверх

    1 . Тарифная ставка - это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной квалификации за единицу времени.

    Тарифные ставки устанавливаются на предприятиях в зависимости .

    От сложности, интенсивности; условий труда и его значимости в виде фиксированных величин. Размер заработной платы работников определяет именно та­рифная ставка (у рабочих-повременщиков - при определении размера оплаты за отработанное время; у рабочих-сдельщиков - при определении сдельных расценок).

    Тарифная ставка первого разряда является исходной величиной формирования тарифной оплаты труда и представляет собой уровень минимальной оплаты наиболее простого труда. Она не может быть ниже МРОТ, установленного законодательно. Тарифные ставки второго и последующих разрядов рассчитыва­ются путем умножения тарифной ставки I разряда на соответ­ствующий тарифный коэффициент-

    2. Различают три вида тарифных ставок в зависимости от едини цы времени :

    часовые тарифные ставки - используются на работах, по кото­рым установлены нормы времени;

    дневные тарифные ставки - применяются на работах, норми­рование которых проводится по нормам выработки;

    месячные тарифные ставки или оклады - применяются для ра­бочих-повременщиков, обслуживающих основное производство. Особое значение в организации заработной платы имеют часо­вые тарифные. ставки, так как в соответствии с ТК РФ уста­новление некоторых доплат к основной заработной плате про­изводится на их основе (доплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время и др.).

    3. Факторы, влияющие на размер тарифных ставок : \ финансовое состояние предприятия;

    Эффективность коллективно-договорного регулирования опла­ты труда на федеральном, областном, отраслевом, местном уровнях;

    условия труда, отражающие влияние совокупности факторов производственной среды на работоспособность человека. По­вышенная оплата труда в тяжелых, вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях устанавливается путем увеличения та­рифных ставок и через введение доплат к тарифной заработ­ной плате;

    интенсивность труда. На многих предприятиях практикуется установление дифференциации в заработной плате в зависимо­сти от формы оплаты труда (тарифные ставки рабочих-сдельщиков выше ставок рабочих-повременщиков).

    Вопрос 49. Тарифные сетки

      Понятие тарифной сетки

      Параметры тарифных сеток

      Виды и принципы построения тарифных сеток

    1 . Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работ­ников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные сетки являются неотъемлемой частью организации заработной платы на предприятии.

    Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тариф­ные ставки второго и последующих разрядов выше ставки пер­вого разряда, при этом тарифный коэффициент первого разря­да всегда равен единице.

    Тарифные разряды характеризуют тот или иной уровень сложно­ сти труда или квалификации работников. Первый разряд при­сваивается рабочим, имеющим низший уровень квалификации, выполняющим наиболее простые работы. Последним разрядом тарифицируются работники высшего уровня квалификации, вы­полняющие наиболее сложные работы.

    2. Парамет рами тарифных сеток являются :

      количество тарифных разрядов;

      тарифные коэффициенты;

      диапазон тарифной сетки, т. е. соотношение тарифных коэф­фициентов первого и последнего разрядов сетки;

      абсолютное возрастание тарифных коэффициентов - показы­вает разницу между тарифными коэффициентами смежных разрядов сетки;

      относительное возрастание тарифных коэффициентов - отра­жает, на сколько процентов увеличивается заработная плата работника при переходе от разряда к разряду.

    3. В действующей практике тарификации для большинства работ и профессий рабочих применяется шестиразрядный диапазон (легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и др.). Рабочие, занятые в добыче нефти и газа, в прокатном и трубном производствах черной металлургии, на ремонте оборудования электростанций и сетей, тарифици­руются исходя из семи разрядов. Наименьший по удельному ве­су контингент рабочих занят в производствах, для которых ха­рактерна самая высокая сложность труда, соответствующая восьмому разряду (слесарно-сборочные, сварочные работы, производство изделий народных художественных промыслов, доменное и сталеплавильное производства и др.).

    Пример шестиразрядной сетки представлен в табл. 5.

    Таблица 5

    Шестиразрядная тарифная сетка

    Тарифные разряды

    Тарифные коэффициенты

    В зависимости от характера изменения тарифных коэффиииен тов от разряда к разряду различают несколько видов тарифных сеток.

      тарифные сетки с равномерным нарастанием тарифных коэф­фициентов;

      тарифные сетки с возрастающей прогрессией тарифных коэф­фициентов;

      тарифные сетки с убывающей прогрессией тарифных коэффици­ентов;

    Тарифные сетки со смешанным характером их изменения (сочетание равномерности с прогрессией либо регрессией и т. п.).

    Построение тарифных сеток на предприятиях должно осуществ­ ляться исходя из следующих принципов :

      тарифные сетки с увеличенным диапазоном и с возрастающей прогрессией тарифных коэффициентов, как правило, усиливают заинтересованность рабочих в повышении квалификации, вы­полнении сложных и ответственных работ - устанавливаются для высших разрядов;

      характер построения сетки обусловлен профессионально-квали­фикационным балансом кадров предприятия. Например, при ус­тойчивом дефиците высококвалифицированных рабочих их материальное стимулирование обеспечивается усилением про­грессии тарифных коэффициентов высших разрядов тарифной сетки. Нехватка малоквалифицированных рабочих и их высо­кая текучесть могут в определенной мере сдерживаться посред

    ством увеличения прогрессии тарифных коэффициентов на­чальных разрядов сетки;

    Выбор параметров тарифной сетки во многом определяется финансовыми возможностями предприятия. Так, нарастающая прогрессия тарифных коэффициентов в тарифной сетке явля­ется более экономичной, чем равномерное их изменение.

    В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся, например, количеством разрядов. В коммерческих организациях нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут разработать собственную тарифную сетку. Работодатель-частник вправе самостоятельно установить количество разрядов в тарифной сетке компании, размер тарифов и коэффициентов. При разработке тарифных сеток нужно учитывать следующее: никто не должен получать зарплату ниже действующего минимального размера оплаты труда (МРОТ), а максимальный размер оплаты не ограничивается. К СВЕДЕНИЮ С 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен на уровне 7500 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”»).

    Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам

    Она делится так:

    1. Повременная тарифная система - в расчет берется отработанное человеком время по факту.
    2. Сдельная тарифная система - учитывается, сколько сотрудник произвел продукции (оказал услуг).

    К элементам данной системы относятся тарифные показатели:

    • Сетку;
    • Разряды;
    • Коэффициенты;
    • Ставки;

    Тарифная сетка - шкала, которая связывает разряды с коэффициентами. Например, для бюджетников применяются тарифы для 18 разрядов.

    На размер тарифа и заработка влияет квалификация и сложность труда.Базой расчета считается ставка I разряда. Она устанавливает размер зарплаты за отчетное время.

    ЕТКС - единый тарифно-квалификационный и ЕКС - единый справочник должностей администрации созданы для тарификации и разрядного деления персонала.

    Тарифная сетка по разрядам на 2018 год

    • Главная
    • Учет расчетов с персоналом

    Важно

    На практике такая форма оплаты сочетает правила и нормы, согласно которым любая должность организации имеет ставку по тарифу (оклад). На его величину влияют тяжесть, сложность, интенсивность и иные условия работы.


    В данной статье мы рассмотрим что входит в тарифную форму оплаты труда работников. Ключевые составляющие тарифной системы оплаты труда Тарифная система - самая распространенная модель оплаты.

    Расчет оклада по мрот категории и разряду

    ЕТС - единой тарифной сетке. Она действовала на основе Постановления № 785 от 14.10.1992. Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тарифные коэфф-ты 1,00 1,36 1,59 1,73 1,82 2,00 2,27 2,54 2,91 продолжение: Разряды оплаты труда 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные коэфф-ты 3,27 3,68 4,18 4,73 5,32 6,00 6,68 7,41 8,23 Каждый сотрудник, согласно ЕТС, имеет свой коэффициент оплаты.


    Размер оклада (тарифа) I разряда должен равняться или превышать МРОТ (см. → таблица МРОТ по годам). Максимальный же размер этого показателя неограничен и зависит исключительно от финансов работодателя. Ставки персонала высших разрядов равны произведению ставки I уровня на коэффициент мастерства. Сейчас труд оплачивается по-новому (НСОТ), это закреплено Постановлением № 583 от 05.08.2008. Принцип оплаты бюджетникам основан на данных ЕТКС и ЕКС, госгарантий, перечней доплат и поощрений.

    Тарифная ставка заработной платы. минимальная тарифная ставка

    Тарифная ставка - фиксированны размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Тарифная ставка первого разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени.

    Внимание

    Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка представляет собой шкалу соотношений в оплате труда работников различной квалификации.


    Тарифный разряд отражает сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд характеризует уровень его профессиональной подготовки.

    Что такое тарифная ставка

    При создании собственной ТС специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:

    • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
    • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
    • промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).

    В результате формируется таблица, которая позволяет тарифицировать работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании. Тарифные коэффициенты единой тарифной сетки 2018 В случае если создать сетку самим трудно, можно «позаимствовать» образцы в отраслевых соглашениях на период до 2018 года - документах, созданных объединениями профильных работодателей и прошедших согласование в соответствующих профсоюзах.

    Тарифная система оплаты труда в коммерческой и бюджетной сфере

    Дневные тарифные ставки применяются, когда работа имеет статус поденной, при этом количество рабочих часов в каждом таком дне одинаковое, но отличается от обычной нормы, установленной ТК РФ. Месячные тарифные ставки действуют при постоянном соблюдении нормирования рабочего времени: стабильном графике, твердых выходных. В таких условиях работник «закроет» месяц независимо от того, сколько часов было отработано им по факту: отработав месячную норму, он зарабатывает свою ставку. Функции тарифной ставки Применение для начисления в денежной форме вознаграждения за выполнение трудовых функций – тарифная система оплаты – имеет ряд преимуществ перед другими формами оплаты.

    Что такое тарифная сетка

    Документ довольно подробно разъясняет тот уровень знаний и навыка, который необходим для выполнения работ различной сложности. В каком случае применяется часовая тарифная ставка рабочих На некоторых предприятиях для оплаты работы сотрудников введена почасовая оплата.

    Такая система наиболее удобна при учёте сменного характера работ. Если компания до недавнего времени применяла другую систему оплаты труда, то руководитель обязан проинформировать всех работников о произошедших изменениях за месяц до введения нового режима. При почасовом расчёте зарплаты необходимо придерживаться правила сорокачасовой рабочей недели. В случае сокращения общего количества часов норму закрепляют дополнительным соглашением к трудовому контракту и письменным согласием работника. В противном случае такое изменение трудового режима может стать поводом для судебного разбирательства.

    Тарифная система оплаты труда работников: виды, доплаты, примеры расчета

    Тогда первоначальная формула для 2-го разряда будет иметь вид: Х / 1 × 100 – 100 = 12 Х / 1 × 100 = 12 + 100 = 112 Х / 1 = 112 / 100 = 1,12 Х = 1,12 × 1 = 1,12 - тарифный коэффициент для 2-го разряда. Находим тарифный коэффициент для 3-го разряда таким же образом, применив формулу: Х / 1,12 × 100 – 100 = 12 Х / 1,12 × 100 = 112 Х / 1,12 = 1,12 Х = 1,12 × 1,12 = 1,25.

    Аналогично определяем тарифные коэффициенты для разрядов 4–6. Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда находим по формуле (1):

    • для 2-го разряда - 0,12 (1,12 – 1);
    • для 3-го разряда - 0,13 (1,25 – 1,12).

    Таким же способом рассчитываем абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для остальных разрядов (4–6). Таблица 3.

    Мрот тарифная сетка

    Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб. 2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой.

    Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.

    Чем отличается тарифная ставка от оклада Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения.