Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Миф о красоте. Стереотипы против женщин. «Миф о красоте»: Чем опасно стремление к идеальной внешности

    Миф о красоте. Стереотипы против женщин. «Миф о красоте»: Чем опасно стремление к идеальной внешности

    Миф о красоте

    Гораздо сложнее убить призрак, чем реальность

    Вирджиния Вульф

    Введение


    Когда больше 10 лет назад эта книга была впервые опубликована, у меня появилась возможность познакомиться с тысячами реальных жизненных историй. В письмах и беседах женщины рассказывали мне о тех трудностях, через которые им пришлось пройти, чтобы в результате нелегкой внутренней борьбы избавиться от гнета того, что они называли «мифом о красоте». С точки зрения внешности между этими женщинами не было ничего общего. Молодые и не очень, они говорили о том, что боятся состариться; и худые, и полные рассказывали, сколько им пришлось пережить ради того, чтобы соответствовать идеалу стройности; представительницы разных рас, в том числе женщины с модельной внешностью, признавались, что всегда знали: идеал красоты - это высокая стройная блондинка с правильными чертами лица и безупречной кожей, иными словами, «совершенное» создание, которым, как они чувствовали, они не были.

    Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось написать книгу, которая обогатила мой жизненный опыт опытом других женщин, живущих в самых разных уголках нашей планеты, а точнее - в 17 странах мира. Но еще больше я признательна судьбе за то, что моя книга оказалась полезна читательницам. Я часто слышала от них: «Ваша книга помогла мне избавиться от расстройства пищевого поведения», «Теперь я совсем по-другому читаю женские журналы», «Я перестала ненавидеть свои ноги, которые раньше казались мне “гусиными лапками”». Многим женщинам моя книга помогла обрести внутреннюю силу и уверенность в себе, разглядеть и уничтожить свои собственные мифы о красоте.

    Эта книга не только нашла отклик у широкого круга читательниц самого разного происхождения и социального статуса, но и вызвала большой общественный резонанс. Женщины-телеведущие ополчились на меня за слова о том, что их зарплаты напрямую зависят от их внешних данных. Радиоведущие, придерживающиеся правых взглядов, утверждали, что раз я не могу соответствовать представлениям о том, как должна выглядеть женщина, то, наверное, со мной что-то не так. А журналисты, бравшие у меня интервью, намекали на то, что моя озабоченность проблемой анорексии есть не что иное, как следствие психологической драмы белой девушки из привилегированной семьи, которая не нашла своего места в жизни. На какую бы передачу я ни пришла, адресованные мне вопросы звучали почти враждебно, и не исключено, что причиной тому было воздействие транслируемой после передачи рекламы, оплаченной многомиллиардной индустрией красоты. Нередко комментаторы преднамеренно или случайно, но всегда безосновательно обвиняли меня в том, что я якобы призываю женщин не брить ноги и не пользоваться губной помадой. В действительности это не так, поскольку то, что я действительно отстаиваю в своей книге, так это право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы.

    Складывалось впечатление, что радиослушатели и телезрители (правда, в большей степени на публике, чем наедине с собой) считали: ставить под сомнение идеалы красоты не только неженственно, но и непатриотично, даже как-то не по-американски. В XXI в. читателю может быть трудно в это поверить, но тогда, в 1991 г., оспаривать идеал красоты казалось недопустимым. В те годы мы только приходили в себя после периода, который я назвала «жестокие восьмидесятые», когда в нашей культуре ярко выраженный консерватизм тесно переплетался с сильнейшим антифеминизмом, что делало обсуждение идеалов женственности признаком невоспитанности и даже эксцентричности. Только что закончился президентский срок Рональда Рейгана, поправка о равных правах так и не была ратифицирована, активность женского движения пошла на убыль, и женщинам открыто заявляли, что они не могут «получить все и сразу». Как очень точно подметила в своей книге «Обратная реакция» (Backlash) Сьюзен Фалуди, журнал Newsweek убеждал женщин в том, что у них значительно больше шансов погибнуть от рук террористов, чем выйти замуж на пике карьеры. Слово «феминизм» стало ругательством. Считалось, что женщины, недовольные представлениями о красоте, которые навязывались им обществом, сами далеки от совершенства: они толстые, некрасивые, неспособные удовлетворить мужчину, «нацисты в юбке» или даже - о ужас! -лесбиянки. Идеал того времени - стройная и при этом полногрудая женщина белой расы, что в природе встречается не часто, - воспринимался как вечный и неизменный не только средствами массовой информации, но и - нередко - читателями и телезрителями. И казалось бесспорно важным пытаться соответствовать этому идеалу.

    Когда в своих публичных выступлениях я говорила, например, об эпидемии расстройств пищевого поведения или об опасности силиконовых имплантатов груди, мне часто отвечали цитатами из «Пира» Платона, произнося что-нибудь вроде: «Женщины всегда страдали во имя красоты». Иными словами, в то время еще не сформировалось всеобщее понимание того, что идеалы красоты не просто падают с неба, что на самом деле они кем-то создаются, причем создаются с вполне определенной целью. Такой целью, как я пыталась объяснить, часто бывают деньги, а точнее - рост прибыли рекламодателей, которые платят деньги средствам массовой информации, а те, в свою очередь, и создают нужные идеалы. Я доказывала, что идеал красоты служит также и политическим целям. Чем более прочные позиции занимали женщины в политической жизни, тем сильнее давили на них идеалы красоты, главным образом для того, чтобы отвлечь их внимание и перенаправить их энергию в другое русло, остановив их движение вперед.

    А как обстоит дело сейчас, 10 лет спустя? Что представляет собой миф о красоте сегодня? Он несколько видоизменился, и потому на него можно посмотреть свежим взглядом.

    Радует то, что в наше время уже трудно найти 12-летнюю девочку, которая не понимала бы, что «идеалы» ложатся на девушек слишком тяжким бременем. Они противоестественны, и слепо, рабски следовать им не только вредно для здоровья, но и совсем не круто. Журнал American Girl, целевая аудитория которого-девятилетние девочки, учит относиться к своему телу с любовью и объясняет, что стремление выглядеть как Бритни Спирс не сделает счастливой. Средние школы приглашают специалистов читать лекции о расстройствах пищевого поведения и развешивают в коридорах плакаты на тему пагубного и разрушительного влияния мифов о красоте. Идеи, первоначально воспринимавшиеся как спорное мнение аутсайдеров, стали общепринятыми взглядами, и это, безусловно, признак эволюции сознания. Время пришло: девушки и женщины готовы сказать «нет» тому, что они расценивают как тиранию. Это явный прогресс.

    Однако, несмотря на эту недавно появившуюся тенденцию, я заметила, что идеал женской красоты становится все более сексуальным и девушки все более юного возраста ощущают необходимость соответствовать ему. Когда я была подростком, нашумевшие рекламные кампании Calvin Klein представляли в эротическом свете 16-летних моделей. В начале 1990-х гг. им на смену пришли 14-летние, а в конце века - 12-летние.

    Сейчас в рекламе GUESS Jeans снимаются уже девятилетние модели в провокационных и соблазнительных позах. А последние образцы модной одежды для семи- и восьмилетних девочек воссоздают наряды поп-звезд, которые одеваются как проститутки. И это называется прогрессом? Сомневаюсь.

    Многие из известных мне проектов для средних школ и колледжей, начиная от компакт-дисков, посвященных тому, как «хорошо выглядеть», до диссертаций на тему мифа об афроамериканской красоте, анализировали созданные СМИ идеалы женского образа и развенчивали их. Даже поп-культура откликнулась на озабоченность женщин этой проблемой: возьмем, к примеру, музыкальный видеоклип группы TLC к песне «Некрасивая» (Unpretty), в котором женщина готова пойти на операцию груди просто ради того, чтобы угодить своему бойфренду. Но потом она все-таки решает, что делать этого не стоит. И все же, несмотря на то что книга «Миф о красоте» помогла многим девушкам и женщинам критически оценить идеалы, создаваемые массовой культурой, это достижение может быть очень легко сведено на нет.

    В 1991 г., когда эта книга впервые увидела свет, операции по вживлению в грудь силиконовых имплантатов были обычным и весьма распространенным явлением. Влияние порнографии на массовую культуру привело к тому, что миллионы женщин стал волновать вопрос о размере и форме их груди. Если это кажется вам странным, подумайте, насколько сильно воздействуют на психику визуальные образы сексуального характера. Из-за влияния порнографии на моду миллионы женщин постоянно и повсюду видели «идеальную грудь» и, естественно, начинали беспокоиться по поводу своей собственной «неидеальной» груди. Отвечая на вызов нового идеала красоты, многие женщины стали записываться на операции по увеличению груди. Реклама силиконовых имплантатов создала новый рекламный рынок и превратилась в важную статью доходов для женских журналов, публиковавших, помимо рекламы, одну хвалебную статью об операциях на груди задругой. Когда книга «Миф о красоте» забила тревогу по поводу побочных эффектов воздействия на организм силикона и осложнений после самих операций, мало кто из женщин представлял себе степень и размеры грозившей им в результате подобного хирургического вмешательства опасности.

    Текущая страница: 1 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

    Миф о красоте

    Гораздо сложнее убить призрак, чем реальность

    Вирджиния Вульф

    Введение

    Когда больше 10 лет назад эта книга была впервые опубликована, у меня появилась возможность познакомиться с тысячами реальных жизненных историй. В письмах и беседах женщины рассказывали мне о тех трудностях, через которые им пришлось пройти, чтобы в результате нелегкой внутренней борьбы избавиться от гнета того, что они называли «мифом о красоте». С точки зрения внешности между этими женщинами не было ничего общего. Молодые и не очень, они говорили о том, что боятся состариться; и худые, и полные рассказывали, сколько им пришлось пережить ради того, чтобы соответствовать идеалу стройности; представительницы разных рас, в том числе женщины с модельной внешностью, признавались, что всегда знали: идеал красоты – это высокая стройная блондинка с правильными чертами лица и безупречной кожей, иными словами, «совершенное» создание, которым, как они чувствовали, они не были.

    Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось написать книгу, которая обогатила мой жизненный опыт опытом других женщин, живущих в самых разных уголках нашей планеты, а точнее – в 17 странах мира. Но еще больше я признательна судьбе за то, что моя книга оказалась полезна читательницам. Я часто слышала от них: «Ваша книга помогла мне избавиться от расстройства пищевого поведения», «Теперь я совсем по-другому читаю женские журналы», «Я перестала ненавидеть свои ноги, которые раньше казались мне “гусиными лапками”». Многим женщинам моя книга помогла обрести внутреннюю силу и уверенность в себе, разглядеть и уничтожить свои собственные мифы о красоте.

    Эта книга не только нашла отклик у широкого круга читательниц самого разного происхождения и социального статуса, но и вызвала большой общественный резонанс. Женщины-телеведущие ополчились на меня за слова о том, что их зарплаты напрямую зависят от их внешних данных. Радиоведущие, придерживающиеся правых взглядов, утверждали, что раз я не могу соответствовать представлениям о том, как должна выглядеть женщина, то, наверное, со мной что-то не так. А журналисты, бравшие у меня интервью, намекали на то, что моя озабоченность проблемой анорексии есть не что иное, как следствие психологической драмы белой девушки из привилегированной семьи, которая не нашла своего места в жизни. На какую бы передачу я ни пришла, адресованные мне вопросы звучали почти враждебно, и не исключено, что причиной тому было воздействие транслируемой после передачи рекламы, оплаченной многомиллиардной индустрией красоты. Нередко комментаторы преднамеренно или случайно, но всегда безосновательно обвиняли меня в том, что я якобы призываю женщин не брить ноги и не пользоваться губной помадой. В действительности это не так, поскольку то, что я действительно отстаиваю в своей книге, так это право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы.

    Складывалось впечатление, что радиослушатели и телезрители (правда, в большей степени на публике, чем наедине с собой) считали: ставить под сомнение идеалы красоты не только неженственно, но и непатриотично, даже как-то не по-американски. В XXI в. читателю может быть трудно в это поверить, но тогда, в 1991 г., оспаривать идеал красоты казалось недопустимым. В те годы мы только приходили в себя после периода, который я назвала «жестокие восьмидесятые», когда в нашей культуре ярко выраженный консерватизм тесно переплетался с сильнейшим антифеминизмом, что делало обсуждение идеалов женственности признаком невоспитанности и даже эксцентричности. Только что закончился президентский срок Рональда Рейгана, поправка о равных правах так и не была ратифицирована, активность женского движения пошла на убыль, и женщинам открыто заявляли, что они не могут «получить все и сразу». Как очень точно подметила в своей книге «Обратная реакция» (Backlash) Сьюзен Фалуди, журнал Newsweek убеждал женщин в том, что у них значительно больше шансов погибнуть от рук террористов, чем выйти замуж на пике карьеры. Слово «феминизм» стало ругательством. Считалось, что женщины, недовольные представлениями о красоте, которые навязывались им обществом, сами далеки от совершенства: они толстые, некрасивые, неспособные удовлетворить мужчину, «нацисты в юбке» или даже – о ужас! -лесбиянки. Идеал того времени – стройная и при этом полногрудая женщина белой расы, что в природе встречается не часто, – воспринимался как вечный и неизменный не только средствами массовой информации, но и – нередко – читателями и телезрителями. И казалось бесспорно важным пытаться соответствовать этому идеалу.

    Когда в своих публичных выступлениях я говорила, например, об эпидемии расстройств пищевого поведения или об опасности силиконовых имплантатов груди, мне часто отвечали цитатами из «Пира» Платона, произнося что-нибудь вроде: «Женщины всегда страдали во имя красоты». Иными словами, в то время еще не сформировалось всеобщее понимание того, что идеалы красоты не просто падают с неба, что на самом деле они кем-то создаются, причем создаются с вполне определенной целью. Такой целью, как я пыталась объяснить, часто бывают деньги, а точнее – рост прибыли рекламодателей, которые платят деньги средствам массовой информации, а те, в свою очередь, и создают нужные идеалы. Я доказывала, что идеал красоты служит также и политическим целям. Чем более прочные позиции занимали женщины в политической жизни, тем сильнее давили на них идеалы красоты, главным образом для того, чтобы отвлечь их внимание и перенаправить их энергию в другое русло, остановив их движение вперед.

    А как обстоит дело сейчас, 10 лет спустя? Что представляет собой миф о красоте сегодня? Он несколько видоизменился, и потому на него можно посмотреть свежим взглядом.

    Радует то, что в наше время уже трудно найти 12-летнюю девочку, которая не понимала бы, что «идеалы» ложатся на девушек слишком тяжким бременем. Они противоестественны, и слепо, рабски следовать им не только вредно для здоровья, но и совсем не круто. Журнал American Girl, целевая аудитория которого-девятилетние девочки, учит относиться к своему телу с любовью и объясняет, что стремление выглядеть как Бритни Спирс не сделает счастливой. Средние школы приглашают специалистов читать лекции о расстройствах пищевого поведения и развешивают в коридорах плакаты на тему пагубного и разрушительного влияния мифов о красоте. Идеи, первоначально воспринимавшиеся как спорное мнение аутсайдеров, стали общепринятыми взглядами, и это, безусловно, признак эволюции сознания. Время пришло: девушки и женщины готовы сказать «нет» тому, что они расценивают как тиранию. Это явный прогресс.

    Однако, несмотря на эту недавно появившуюся тенденцию, я заметила, что идеал женской красоты становится все более сексуальным и девушки все более юного возраста ощущают необходимость соответствовать ему. Когда я была подростком, нашумевшие рекламные кампании Calvin Klein представляли в эротическом свете 16-летних моделей. В начале 1990-х гг. им на смену пришли 14-летние, а в конце века – 12-летние.

    Сейчас в рекламе GUESS Jeans снимаются уже девятилетние модели в провокационных и соблазнительных позах. А последние образцы модной одежды для семи– и восьмилетних девочек воссоздают наряды поп-звезд, которые одеваются как проститутки. И это называется прогрессом? Сомневаюсь.

    Многие из известных мне проектов для средних школ и колледжей, начиная от компакт-дисков, посвященных тому, как «хорошо выглядеть», до диссертаций на тему мифа об афроамериканской красоте, анализировали созданные СМИ идеалы женского образа и развенчивали их. Даже поп-культура откликнулась на озабоченность женщин этой проблемой: возьмем, к примеру, музыкальный видеоклип группы TLC к песне «Некрасивая» (Unpretty), в котором женщина готова пойти на операцию груди просто ради того, чтобы угодить своему бойфренду. Но потом она все-таки решает, что делать этого не стоит. И все же, несмотря на то что книга «Миф о красоте» помогла многим девушкам и женщинам критически оценить идеалы, создаваемые массовой культурой, это достижение может быть очень легко сведено на нет.

    В 1991 г., когда эта книга впервые увидела свет, операции по вживлению в грудь силиконовых имплантатов были обычным и весьма распространенным явлением. Влияние порнографии на массовую культуру привело к тому, что миллионы женщин стал волновать вопрос о размере и форме их груди. Если это кажется вам странным, подумайте, насколько сильно воздействуют на психику визуальные образы сексуального характера. Из-за влияния порнографии на моду миллионы женщин постоянно и повсюду видели «идеальную грудь» и, естественно, начинали беспокоиться по поводу своей собственной «неидеальной» груди. Отвечая на вызов нового идеала красоты, многие женщины стали записываться на операции по увеличению груди. Реклама силиконовых имплантатов создала новый рекламный рынок и превратилась в важную статью доходов для женских журналов, публиковавших, помимо рекламы, одну хвалебную статью об операциях на груди задругой. Когда книга «Миф о красоте» забила тревогу по поводу побочных эффектов воздействия на организм силикона и осложнений после самих операций, мало кто из женщин представлял себе степень и размеры грозившей им в результате подобного хирургического вмешательства опасности.

    Сейчас, 10 лет спустя, все риски, связанные с вживлением силикона, документально подтверждены. У производителей имплантатов груди уже не раз возникали проблемы с законом, а с середины 1990-х в прессе появились тысячи статей, разоблачавших опасность подобных операций. К 2000 г. силикон почти исчез из широкой продажи. Неудивительно, что сегодня публикации на тему обеспокоенности женщин размером груди встречаются крайне редко. Почему? Потому что внимательное изучение вопроса привело к возбуждению уголовных дел и началу судебных расследований. Рекламодатели больше не оплачивают статьи на эту тему – те самые статьи, которые в свое время разжигали в женщинах эту озабоченность, создавая таким образом повышенный спрос на силиконовые имплантаты.

    Это если говорить о наполовину полном стакане.

    А теперь о стакане наполовину пустом. Влияние порнографии на восприятие женщинами своей сексуальности, которое только начинало распространяться, когда эта книга была впервые опубликована, в наше время стало всепоглощающим. Поэтому сегодня молодым девушкам очень трудно отделить образы, навязанные порнографией, от естественных порывов и представлений о том, как себя вести, выглядеть и двигаться во время секса. И это тоже называется прогрессом? Я так не думаю.

    Когда эта книга только вышла в свет, случаи заболевания булимией и анорексией считались маргинальным явлением, вызываемым личностным кризисом, нездоровым перфекционизмом, недостатком родительского внимания и заботы или иными формами индивидуальных психологических расстройств. Общество отказывалось брать на себя ответственность за возникновение этого явления, которое появилось в результате навязывания этим самым обществом идеалов красоты и требований соответствовать им. Но на самом деле от этих заболеваний больше всего страдали девушки из самых обычных семей, пытавшиеся просто-напросто вписаться в существующие рамки и удержать себя в неестественной «идеальной» форме. Наблюдая за тем, что происходит в школах и колледжах, я поняла, что расстройства пищевого поведения широко распространены среди девушек с немодельным типом конституции, которые при этом идеально сложены для своих природных данных, и в основе возникновения и распространения этих заболеваний лежит общественное давление. Американская национальная ассоциация по предотвращению расстройств пищевого поведения приводит статистику национальных институтов здравоохранения, согласно которой от анорексии страдают 1-2% американок, что составляет 1,5-3 млн женщин, и большинство из них приобрели это заболевание в юности. Национальные институты здравоохранения также подчеркивают, что показатель смертности от анорексии, составивший за прошедшее десятилетие 56%, в 12 раз превышает уровень смертности среди девушек в возрасте от 15 до 24 лет по любым другим причинам. Анорексия – главный «убийца» девушек-подростков. Из личного опыта наблюдения за женщинами я знаю, что расстройства пищевого поведения создают порочный круг. Голодание или искусственное вызывание рвоты быстро превращаются в привычку. Я знаю, что общественное мнение требовало от девушки быть настолько худой, что это порой приводило к нарушению менструального цикла, и что для того, чтобы не обмануть ожиданий социума, приходилось и в самом деле доводить себя до болезни. Нездоровое питание, служившее цели достижения нездорового идеала, было одной их главных причин возникновения болезни, которая совсем необязательно, как пыталось доказать общественное мнение того времени, являлась следствием невроза.

    Безусловно, сегодня знания об опасностях, которыми грозят строгие диеты и чрезмерные физические упражнения, всемерно распространяются. Информацию о расстройствах пищевого поведения и способах их лечения можно найти в любом книжном магазине, а также в средних школах, кабинетах врачей, спортивных клубах, колледжах и студенческих общежитиях. Вот это действительно прогресс.

    Но с другой стороны, сейчас эти недуги настолько распространены – во многом с подачи средств массовой информации, -что стали восприниматься обществом почти как норма жизни. Булимия стала типичным явлением не только в женских студенческих сообществах. Девушки из мира моды в своих интервью начали открыто говорить о своих режимах голодания. Журнал Glamour поместил на первой полосе статью о худых и амбициозных молодых девушках, которые обсуждали вопросы веса, и процитировал одну из них: «А что плохого в том, чтобы вызывать рвоту?» А в Интернете появились специализированные сайты для девушек, которые считают анорексическую внешность привлекательной и стремятся выглядеть соответствующе. И это определенно прогрессом не назовешь.

    В начале 1990-х, когда миф о красоте был впервые осмыслен и проанализирован, идеал красоты был достаточно жестким. Лица женщин постарше на обложках журналов просто не появлялись, в крайнем случае – после компьютерной обработки фотографии, чтобы они выглядели значительно моложе своих лет. Цветные женщины выступали в роли моделей крайне редко, исключение составляли такие, как Беверли Джонсон, – имеющие черты лица белой женщины.

    Сегодня миф о красоте отличается большим плюрализмом, можно даже сказать, что сейчас существует множество разновидностей мифа о красоте. Семнадцатилетняя афроамериканская темнокожая модель стала «лицом дня» по версии газеты The New York Times. В рекламе компании Benetton представлены молодые люди разной расовой и этнической принадлежности.

    Пятидесятилетняя Сибилл Шеперд продолжает оставаться лицом с обложки, а всеми обожаемая полная модель Эмми ведет собственную телепередачу «Модная скорая помощь». Цветные женщины могут свободно носить на работу традиционную национальную одежду и делать традиционную этническую прическу – им больше не нужно постоянно выпрямлять волосы, как в начале 1990-х. Даже кукла Барби стала выглядеть более реалистично и выпускается теперь в нескольких вариантах-с разным цветом кожи. Можно сказать, что сейчас у женщин появилось больше возможностей для того, чтобы быть самими собой.

    К тому же заметно развилась сфера защиты интересов потребителей. Сегодня производители антивозрастных кремов уже не дают невыполнимых обещаний, как это было 10 лет назад. Тогда косметические компании заявляли, что их омолаживающие кремы «уничтожают» признаки возрастных изменений, «реструктурируют» кожу на «клеточном» уровне, «обновляют» ткани изнутри, то есть якобы делают все то, что физически сделать невозможно, потому что ингредиенты этих кремов просто не могут проникнуть глубже слоя эпидермиса. Дело зашло так далеко, что в конце концов в ситуацию пришлось вмешаться Управлению по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов.

    В то же самое время Федеральная торговая комиссия всерьез взялась за назойливую рекламу диетических программ. Она предупредила рекламодателей, что те не должны вводить людей в заблуждение, обещая потерю веса раз и навсегда, если у них нет достаточного количества обоснованных исследовательских данных, подтверждающих заявленные результаты. Общество защиты прав потребителей добилось снятия с производства таблеток для снижения веса «Фен-фен», которые вызывали сердечные заболевания, в ряде случаев приводившие к летальному исходу.

    Действия Общества защиты прав потребителей и Федеральной торговой комиссии не только сэкономили женщинам деньги, но и избавили их от стресса, связанного с беспокойством по поводу своего возраста. Теперь движущей силой рекламы стали не производители кремов от морщин, а новые потребительские возможности женщин среднего возраста, представляющих собой наиболее быстро растущий сегмент платежеспособного населения США. Женские журналы, телевизионные программы и даже голливудские режиссеры вдруг обнаружили, что на свете существует огромное количество потрясающе харизматичных женщин старше 40 лет, которых вполне можно рекламировать. Вследствие «старения» ролевых моделей общества женщины теперь меньше переживают по поводу приближения своего 40-летнего или 50-летнего юбилея, уже не ассоциируют процесс старения с непременной утратой индивидуальности и сохраняют за собой право в любом возрасте оставаться энергичными и чувственными, достойными любви и высокого стиля жизни. Стремительно растет количество «нестандартных» полных моделей, которые занимают все более прочные позиции в мире моды и индустрии косметики. А представительницы монголоидной и негроидной рас входят в число наиболее востребованных «икон» моды и вызывают всеобщее восхищение.

    Но означает ли это, что теперь в мифе о красоте наконец возобладал плюрализм? Нет. Это далеко не так. Миф о красоте, как и многие другие представления о женственности, трансформируется и адаптируется к новым условиям, стремясь свести на нет все попытки женщин укрепить свое влияние в обществе. Кем Беттс призналась в рубрике «Стиль» газеты The New York Times, что она вытеснила известную актрису Рене Зеллвегер с обложки журнала Vogue, потому что та стала «слишком толстой», когда набрала вес для съемок в фильме «Дневник Бриджит Джонс», то есть приобрела формы обычной средней женщины. Газеты также высказывали предположение, что модель Элизабет Херли перестала быть лицом бренда Estee Lauder, потому что в свои 36 лет оказалась «слишком стара» для этого.

    При этом современная среднестатистическая модель в сравнении с «коллегами» из 1980-х и 1990-х отличается еще большей худобой.

    В процессе трансформации миф о красоте вовлек в сферу своего влияния и мужчин. Правда, применительно к последним его движущей силой являются скорее законы рыночной экономики, чем факторы социально-культурного плана. Как я и предсказывала, в прошлом десятилетии возник миф о мужской красоте. Выйдя за рамки гомосексуального сообщества, он распространился по всем газетным киоскам страны и озадачил живущих в пригороде отцов семейств новой для них проблемой – обеспокоенностью по поводу своих животиков, с которыми они раньше преспокойно жили и великолепно себя чувствовали. К тому же на полках ванных комнат обывателей из пригорода с зубной пастой теперь неизменно соседствует «Миноксидил»1
    Препарат от выпадения волос. – Прим. ред.

    В результате усиления влияния женщин на экономическую и социальную сферы жизни разрыв между полами продолжает сокращаться, и мужчины вытесняются с позиций ценителей сексуальной привлекательности и красоты. Неизбежным следствием этого стал повышенный спрос на «Виагру». Начали выходить журналы, посвященные мужской моде, мужскому здоровью и уходу за собой. Объем услуг эстетической хирургии для мужчин побил все прежние рекорды. Сегодня они составляют треть рынка клиентов, пользующихся косметическими процедурами, и 10% от числа студентов колледжей, страдающих от расстройств пищевого поведения. В наше время мужчины всех возрастов и уровней достатка (независимо от сексуальной ориентации) беспокоятся по поводу своей внешности значительно больше, чем каких-нибудь 10 лет назад. Но разве можно назвать прогрессом то, что представители обоих полов превращаются в товар и оцениваются как предметы?

    Один-единственный твердый вывод, который на данный момент можно сделать, это тот, что по прошествии 10 лет у женщин появилось немного больше свободы, чтобы делать то, к чему я призывала их в заключительной части книги «Миф о красоте», а именно: создавать свой собственный миф о красоте. Сегодня многие женщины чувствуют себя достаточно свободными и независимыми для того, чтобы одеваться нарядно или повседневно, пользоваться губной помадой или нет, наряжаться, выставляя свое тело напоказ, или носить спортивные майки, и даже... даже... иногда поправляться или худеть, не опасаясь, что при этом пострадает их женская самооценка или целостность их личности. Не так давно принимать подобные решения было куда сложнее и страшнее. В наше время трудно поверить, что еще десятилетие назад слишком многие из нас задавались вопросами: «Будут ли меня воспринимать на работе серьезно, если я буду выглядеть “слишком женственно”?», «Станут ли меня вообще слушать, если я буду выглядеть чересчур неприметно, как серая мышка?», «Буду ли я “плохой”, если наберу вес?», «Стану ли я “хорошей”, если избавлюсь от лишних килограммов?». Если женщины больше так не думают или по крайней мере знают, что думать так – в корне неверно, это свидетельствует о внутренней силе убеждения, укоренившегося в сознании многих женщин, и доказывает их способность меняться и позволять себе чуть больше свободы действий.

    У вас есть возможность еще больше укрепить и расширить границы этой свободы. И я надеюсь, что вы воспользуетесь этой книгой совершенно по-новому – так, как никто до вас еще не додумался сделать.

    Наоми Вульф Нью-Йорк, апрель 2002 г.

    Мы начинаем цикл публикаций, в которых знакомим читателей с книгой
    Наоми Вульф «Миф о красоте: как образы красоты используются против
    женщин» (Naomi Wolf, ‘The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against
    Women’). Наоми Вульф - американская феминистка так называемой
    «третьей волны», автор нескольких известных книг, среди которых «Миф о
    красоте» остается, пожалуй, самой громкой и влиятельной.
    В книге Вульф рассматривает стереотипные, нормативные представления о женской
    красоте в современном американском обществе как инструмент ограничения и
    угнетения женщин ради поддержания мужских властных институтов. Она сочетает
    экспрессивный полемический стиль с историческим и статистическим анализом.
    Книга, вышедшая в 1991 г., стала бестселлером, собрала широчайший спектр
    отзывов, от похвальных до критических, и вызвала бурные дискуссии в публичной
    сфере и в академических кругах. До сих пор она остается одним из значимых и
    постоянно цитируемых феминистических трудов.
    Наоми Вульф пишет о том, как формируются и используются нормативные рамки
    «красоты» в современном американском обществе, и опирается преимущественно на
    опыт белых гетеросексуальных женщин среднего класса, что несколько ограничивает
    ее исследование и аргументацию. Однако ее анализ и выводы, к которым она
    приходит, во многом применимы к другим современным западным обществам и
    культурам, которые благодаря активному культурному обмену перенимают образы и
    идеалы, распространяя в том числе и «миф о красоте». Многие проявления «мифа о
    красоте» заметны в современной России, поэтому мы считаем полезным
    познакомить русских читателей с книгой Наоми Вульф.
    Миф о красоте
    Миф о красоте утверждает, что качество, которое называется «красота»,
    существует, объективно и универсально. Женщины должны желать ее
    воплощать, а мужчины должны желать обладать женщинами, которые
    воплощают «красоту». Это воплощение обязательно для женщин, но не для
    мужчин; такая ситуация необходима и естественна из биологических, сексуальных
    и эволюционных соображений. Сильные мужчины сражаются за красивых женщин, а
    красивые женщины более успешны с репродуктивной точки зрения. Красота
    женщины соответствует ее плодородию, а поскольку система основана на
    сексуальном отборе, это неизбежно и неизменно.
    Все это неправда. «Красота» не универсальна, в каждой культуре, в каждой стране и
    эпохе красивыми считались совершенно разные типажи и физические
    характеристики. «Красота» не является механизмом эволюции, ее идеалы меняются
    куда быстрее, чем эволюционирует человечество как вид, и даже сам Дарвин не был
    уверен в своем предположении, что «красота» является результатом «сексуального
    отбора», отклонявшегося от естественного отбора. У высших приматов внешние
    характеристики никак не связаны с желанностью самки для самцов, и самки сами
    инициируют сексуальные отношения; во многих человеческих племенах и культурах,
    древних и современных, зрелые женщины выбирали молодых мужчин и имели
    многих любовников, и это юноши соревновались перед ними в красоте, с помощью
    нарядов и украшений и соблазнительных поз, чтобы быть выбранными.

    Миф о красоте в его нынешнем агрессивном виде - современное достижение,
    связанное с техническими достижениями - фотографией, печатью и т.д. - которые
    позволили широко распространять изображения человеческого тела. Наоми Вульф
    описывает его как реакцию на достижения феминистического движения. Начиная с
    1830-х и до сих пор, ответом на каждое достижение женщин в борьбе за свои права
    становилось - в числе прочего - ужесточение стандартов красоты, которые им
    предписывались. Они заменяли юридические и материальные ограничения, от
    которых женщины избавлялись, добившись права голосовать, иметь собственность,
    учиться, работать, принимать репродуктивные решения и заниматься сексом. Все
    юридические и материальные ограничения дополнялись идеалами и стереотипами
    «женского» поведения, «женского» мышления и «женской» красоты, которые всегда
    подавались как «естественные» и «вечные». Вульф перечисляет эти рамки, начиная
    с викторианской эпохи, когда новейшие «достижения» медицины представляли
    женщину якобы от природы одновременно истеричкой и ипохондриком, в то же время
    утверждая, что приличная женщина не может желать и испытывать удовольствия от
    секса; когда сформировалось принципиально новое представление о детстве,
    которое требовало постоянного присмотра матерей за детьми, что раньше не
    считалось необходимым; и когда «женской работой» стали механические,
    трудоемкие и малоосмысленные задачи, такие, как вышивание. Все это было
    «неотъемлемыми свойствами» женщины среднего класса, которая в других условиях
    могла бы претендовать на образование, а затем и на политическую и экономическую
    власть. Женщины низшего класса просто работали наравне с мужчинами своего же
    класса, но за значительно меньшие деньги.
    В послевоенные годы, на фоне многочисленных достижений женского движения,
    добившегося права голоса, образования и работы для женщин, идеалы и стереотипы
    изменились, превратившись в описанную Бетти Фридан «Загадку женственности» якобы природную и естественную любовь женщины к домашнему хозяйству и уходу
    за семьей. Новая «истинная женщина» снова получала список занимающих много
    времени, нескончаемых, самовозобновляющихся задач по уборке, готовке и
    воспитанию детей, за которыми ей некогда было осознавать и стремиться к
    собственным целям. И все же женщины преодолели и эти рамки.
    Новые границы «мифа о красоте» пролегли не по публичной сфере прав и свобод, не
    по дому и быту, а непосредственно по телу и душе женщины. Миф о красоте нового
    поколения - это мощнейший инструмент психологического воздействия,
    пользующийся всеми возможностями информационного века, чтобы сделать образ
    современного идеала женской красоты вездесущим и всепроникающим. Вульф
    пишет:
    Это не теория заговора… Общества все время изобретают чем-то полезные
    выдумки о самих себе, как делают это отдельные люди и целые семьи. Хенрик
    Ибсен называет их «необходимой ложью», а психолог Дэниэль Голман описывает
    их работу на социальном уровне как такую же, какую они проделывают в семьях:
    «Избежание конфликта за счет того, что от пугающего факта отвлекается
    внимание, или его значение подается в приемлемом формате». Цена этих
    социальных «слепых пятен», пишет он - разрушительные коллективные иллюзии.
    У женщин появилось так много возможностей, что они угрожают
    дестабилизировать институты, на которых держится культура мужского
    доминирования, и коллективная паническая реакция обоих полов привела к
    потребности в образах-противовесах.

    Чуть раньше Вульф говорит об истинном содержании мифа о красоте: он
    утверждает, что описывает близость, секс и любовь, что выражает восхищение
    женщинами. На самом деле он состоит из эмоциональной дистанции, финансов и
    подавления сексуальности. Миф о красоте - совсем не о женщинах. Он - о мужских
    институтах и институциональной силе. Миф исключает реальных женщин, их тела
    и их голоса, заменяя их образами искусственной и недостижимой «красоты». Для
    «необходимой лжи» нужно поддержание подсознательной неуверенности в себе и
    тревожности; тем более ее гарантирует экономическая необходимость. Экономика,
    которая зависит от рабского труда, нуждается в пропаганде образов рабства,
    которые его «оправдывают». Западная экономика на сегодняшний день полностью
    зависит от того, что женщинам постоянно платят мало. Стала совершенно
    необходима идеология, которая заставляет женщин чувствовать себя «ничего не
    стоящими» - в противовес тому, как феминизм начал учить их чувствовать себя
    стоящими многого. Для этого не нужен заговор, достаточно атмосферы.
    …Поведение, необходимое из экономических соображений, превращается в
    социальную добродетель. Как только стало невозможно определять основную
    социальную ценность женщины как достижение идеального домашнего уюта, миф
    о красоте переопределил ее как достижение идеальной красоты.
    Откуда миф о красоте берет силы? Почему он появляется раз за разом в ответ на
    активные действия женщин? Почему его действие так разрушительно? Вульф
    объясняет это, снова отсылая к истории мифа, к женственности викторианской -
    болезненной, эмоциональной и фригидной, и к женственности пятидесятых -
    ухоженной, бездумной и одомашненной: качества, которые в данный период
    называют красивыми в женщине, являются символами женского поведения,
    которое является желательным для данного периода. Миф о красоте на самом
    деле всегда предписывает поведение, а не внешний вид.
    В рамках мифа о красоте женщине предписывается набор поведенческих
    характеристик и действий, внутренне противоречивый, но обязательный для того,
    чтобы быть «хорошей», «настоящей», чтобы заслуживать любовь, счастье,
    профессиональный успех. Эти характеристики, а также механизмы распространения
    мифа, Вульф подробно анализирует далее в книге. Она нередко использует образ
    Железной Девы - символического воплощения мифа о красоте: Изначально
    Железная Дева - средневековый пыточный инструмент, гроб в форме женского
    тела, на котором рисовалось изображение прелестной улыбающейся девушки.
    Несчастную жертву медленно закрывали внутри; опускавшаяся крышка не давала
    ей двигаться, и она умирала либо от голода, либо, в более милосердном варианте,
    от металлических шипов в крышке гроба. Этот образ как нельзя более подходит к
    описанию мифа о красоте, который лишает женщин возможностей, запирает их в
    жестких рамках и нередко буквально приводит к насильственной или голодной
    смерти.
    Кроме того, миф о красоте способствует разъединению женщин, подрывает их
    активность в продолжающейся борьбе за свои права, за равное положение в мире.
    Неудивительно, что одновременно с новым расцветом мифа о красоте появился и
    постоянно сопровождающий Железную Деву образ Уродливой Феминистки. Он
    проводит черту между Настоящими Женщинами (которые стремятся быть
    красивыми) и Страшными Феминистками (которые красивыми быть не могут по
    определению). Это часть идеологического подрыва феминистических достижений
    женщин, и одновременно механизм их разъединения. Конкуренция между

    Женщинами включена в миф, чтобы помешать им объединяться. …Зрелость
    «некрасива», потому что женщины с возрастом получают больше власти, и
    потому, что нужно каждый раз разрывать связи между поколениями женщин: более
    старшие боятся более молодых, молодые боятся старых… А главное - женская
    идентичность должна быть основана на нашей «красоте», чтобы мы оставались
    уязвимыми для одобрения извне, чтобы жизненно важный и чувствительный орган
    самооценки мы носили открытым и ранимым.
    В своей книге Наоми Вульф разбирает механизмы конструирования мифа и его
    действие в разных сферах жизни. Начинает она с главы «Работа», в которой
    рассматривает применение мифа о красоте на рынке труда, включая «красоту» как
    профессиональную характеристику женщин, создание некомфортной рабочей
    обстановки для женщин, сексуальные домогательства на рабочем месте и т.д. В
    следующей главе, «Культура», анализируется роль женщины в культуре, а культуры
    - в жизни женщин, и то, как в этом участвует миф о красоте. Глава «Религия»
    проводит многочисленные параллели между мифом о красоте и религиозными
    постулатами, и использование религиозной символики для его поддержания и
    усиления. Глава «Секс» посвящена связи между мифической «красотой» и женской
    сексуальностью, которые в рамках мифа представляются взаимозаменяемыми и
    презентируются в массовой культуре с помощью гламурной порнографии, которая не
    только задает жесткие, подавляющие рамки для женской сексуальности и
    телесности, но и эротизирует насилие над женщинами. В главе «Голод» Вульф
    разбирает худобу как обязательный компонент «красоты» и анализирует физические
    и психологические последствия этого жесточайшего ограничения женской
    телесности, от анорексии до психологической подавленности, послушности и
    восприимчивости, свойственной голодным людям. И наконец, в главе «Насилие»
    анализируются формы насилия над женщинами, поддерживаемые мифом о красоте,
    от избиений и принуждения к сексу до насилия, причиняемого женщинами самим
    себе в погоне за «идеальной» внешностью - пластической хирургии.
    Работа
    Мужчины веками использовали женщин - и женскую «красоту» - как валюту, которой
    обменивались между собой. Неудивительно, что представления о красоте
    фактически включают ее в экономику в качестве денежного эквивалента: «девушка
    на миллион долларов», «дорого выглядеть», «твое лицо - твое богатство»… Красота
    была характеристикой женщины как товара. А когда женщина вышла на рынок труда
    в качестве субъекта, миф о красоте сделал красоту ее характеристикой как
    профессионала - характеристикой настолько произвольной и хрупкой, что она
    постоянно подрывает возможности женщины на рынке труда.
    Вульф приводит статистику, описывающую стремительный рост количества женщин
    на рынке труда, и проводит аналогию с приливом рабочей силы иммигрантов в
    разные периоды существования разных стран. Иммигрантов всегда боялись, потому
    что их рабочие качества обычно превосходили качества местного населения, и тем
    самым они занимали рабочие места и меняли экономику. Страх выражался в
    создании стереотипов, ограничивающих возможности иммигрантов, и в
    дискриминации. Вышедшие на рынок труда женщины так же опасны для статус кво,
    для существующей мужской рабочей силы и мужской экономики, как иммигранты -
    для местных. Но женщины - не меньшинство в количественном значении слова. И
    они умеют работать вдвое больше мужчин.

    В подтверждение этого Вульф также приводит статистику и результаты
    многочисленных исследований. Все они утверждают - женщины работают больше,
    лучше, эффективнее, даже при худших стартовых условиях добиваются более
    высоких результатов, чем мужчины. Современные женщины добиваются успехов в
    профессиональной сфере, несмотря на то, что дома их ждет «вторая смена» - то, что
    не считается за работу: домашнее хозяйство, включающее уборку, готовку, уход за
    детьми, стариками и больными. Им по-прежнему занимаются преимущественно
    женщины, даже в семьях, где работают оба партнера, и делают это бесплатно.
    Экономика индустриализированных стран рухнула бы, если бы женщины перестали
    выполнять эту работу бесплатно.
    Красота стала «третьей сменой», необходимой, чтобы мужчины смогли удержать
    первенство перед женщинами, обходящими их даже в условиях сочетания
    профессиональной
    и
    домашней
    рабочих
    смен.
    Раньше
    красота
    была профессиональнойхарактеристикой только для определенного узкого набора
    профессий, построенныхвокругдемонстрации красивой внешности: манекенщицы,
    актрисы, танцовщицы, эскорты-сопровождающие. Профессиональные красавицы не
    имели высокого статуса в обществе и не пользовались уважением. Однако чем
    больше влияния получают в обществе женщины в ходе феминистического развития,
    тем - парадоксальным образом - больше влияния и уважения достается
    профессиональным красавицам, и тем больше красота становится обязательной
    профессиональной характеристикой любой женщины, независимо от профессии.
    Пресловутая «презентабельная внешность» распространяется в сферы, в которых
    внешность не должна иметь значения - причем это правило относится только к
    женщинам.
    Наоми Вульф описывает три «необходимые лжи» красоты как профессиональной
    характеристики: 1. «Красота» определяется как легитимная и обязательная
    характеристика для получения женщиной власти и влияния. 2. Дискриминация
    первого пункта маскируется за утверждением, что любая женщина может добиться
    «красоты», если будет прикладывать достаточно много усилий. 3. Рабочей женщине
    навязали понимание красоты, которое подрывает образ мысли, развитый у нее
    женским движением. Таким образом, «красота» стала для работодателей
    легитимным средством для того, чтобы якобы проверять профессиональные
    качества женщины, упорство в достижении цели и так далее, на практике имея
    возможности постоянно «осаживать» ее из-за несоответствия идеалу. В то же время
    «красота» постоянно разрушает самооценку женщины и ее уверенность в себе как
    в профессионале. Современная работающая женщина сталкивается с тем, что для
    получения признания ей нужно совмещать функции профессионала в своем деле,
    профессиональной домохозяйки, жены и матери, и профессиональной красавицы, и
    во все три эти рабочие смены быть на высоте - иначе ее успех объявляется
    фальшивым.
    Для внедрения «красоты как профессиональной характеристики» сформировалась
    идеология женских журналов, в которых язык упорства и целеустремленности,
    необходимых в работе, применяется к бесконечной переделке собственного тела -
    «если будешь больше трудиться, сможешь стать как наша (нарисованная в
    фотошопе нежизнеспособная) модель». Идеология «профессиональной красоты»
    использует женские страхи и укоренившееся, навязанное чувство вины для того,
    чтобы
    подавить
    сопротивление
    «третьей
    смене».
    В
    конце
    концов,

    «профессиональная красота» становится обязательной характеристикой женского
    статуса в рабочей среде.
    Вульф описывает историю формирования «красоты как профессиональной
    характеристики» в США, перечисляя ключевые события и показательные судебные
    процессы, в ходе которых суд поддерживал двойные стандарты, применявшиеся к
    женщинам. Процессы демонстрируют то, насколько произвольна характеристика
    «красоты», никак и никем не определяемая, кроме «смотрящего», то есть
    работодателя. Они же иллюстрируют то, что «красота как профессиональная
    характеристика» загоняет женщину в тупик: если она выглядит недостаточно
    женственно, красиво, привлекательно, прикладывает недостаточно много усилий для
    создания «профессионально красивой» внешности - ее увольняют или не повышают;
    если она выглядит женственно и привлекательно, прикладывает у

      Оценил книгу

      Если вы считаете, что это - очередной опус из серии "как полюбить себя и поднять самооценку за двенадцать шагов", то проходите дальше. Эта книга бесконечно далека от советов безработных популярных психологов, которые зарабатывают деньги переложением житейской мудрости для чайников.

      Если вы боитесь слова "феминизм" - соберите волю в кулак и постарайтесь не слишком трястись. Эта книга не укусит вас, даже если вы не женщина. А если вы женщина, то у вас не отсохнут яичники и не поменяется ориентация от ее прочтения.

      Если у вас в сознании все еще копошатся наивные идеи о том, что любая женщина должна быть красивой, что современная Елена может обречь на падение современную Трою, и что что мужчины на полном серьезе могут быть безмозглыми безмолвными рабами красивых женщин (не считая случаев грамотного психологического подавления или договорного bdsm, к которым красота не имеет никакого отношения) - избавьтесь от этих идей. На самом деле они не реальнее флогистона.

      Эта книга посвящена распространенному в западной культуре и довольно опасному мифу о красоте, который стал ответом на результаты борьбы феминисток второй волны за права женщин. Едва женщины отбили право на профессиональную реализацию и собственную сексуальность, из ниоткуда появилось новое условие для того, чтобы на это претендовать: соответствие стандартам красоты. Эти стандарты заданы так, чтобы максимально противоречить естественному состоянию женского тела: жировая прослойка, волосы на теле, морщины, натуральная форма груди и ягодиц, седина признаны выходящими за рамки этого стандарта. Обладание любым из вышеперечисленных признаков начинает вменяться женщинам в вину (ведь кругом столько возможностей от этого избавиться), а настойчивое избавление от них становится важнейшей социальной функцией женщины. Ее профессиональная компетенция и либидо принимаются в рассмотрение лишь при условии, что она прошла первичную "стандартизацию" красоты.

      В то же время в обществе считается, что женщины подчиняются этой "стандартизации" совершенно добровольно, преследуя исключительно личные цели. Из-за этого им предъявляют новые обвинения: в тщеславии (в лучшем случае) или в провокации сексуальной агрессии в свой адрес. Сама по себе сексуальная агрессия также становится частью мифа о красоте, который тиражирует образы униженных, избитых, подчиняющихся женщин и придает этим изображениям эротический тон. Реальная же женская сексуальность по-прежнему остается темным лесом: СМИ и культура практически не пишут о том, как получает удовольствие женское тело, а фокусируются только на удовольствии мужском. Из-за этого женщины вместо того, чтобы связывать удовольствие с исследованиями своего тела и его желаний, ориентируются только на мужское тело и те стандарты, которые для него якобы невероятно важны.

      Миф о красоте ослабляет женщин, создавая им дополнительное препятствие на пути карьерного роста (которого нет у мужчин) и эротизируя слабость, пассивность и нездоровье. В социальном и политическом плане этот миф заменяет отжившие викторианский миф о женской фригидности и вреде интеллектуального развития и миф 50-х годов XX века о "женском предназначении".

      Для того, чтобы все эти слова казались не пустым звуком и не истерической теорией заговора, нужно посмотреть на факты, которые приводятся в книге: громкие случаи судебных процессов, которые признавали женщин виноватыми в сексуальных домогательствах на работе или в увольнении по причине "слишком старых и некрасивых лиц", статистика по смертям и увечьям в результате пластических операций, статистика по расстройствам пищевого поведения. Цифр, дат и имен в книге предостаточно.

      А теперь - о недостатках. Во-первых, данные этой книги уже сильно устарели. Она была написана двадцать пять лет назад, когда Америка еще была довольно дикой страной, а иски о сексуальных домогательствах еще не стали притчей во языцех для всего остального мира. Зато как приятно замечать, как с тех пор все изменилось - полуобморочные наркотические красотки Кевина Кляйна ушли в прошлое, и теперь на экранах и журнальных обложках все больше нормальных женщин, а крупные политики и общественные деятели вроде Саманты Пауэр уже могут позволить себе вершить судьбы мира без макияжа. Однако из-за этих устаревших данных книга и может показаться огромным преувеличением - хотя это просто новейшая история, которая еще недавно безраздельно владела умами большинства западных людей.

      Во-вторых, манера подачи Наоми Вульф - драматизирующая и популистская. Именно в таком стиле американские политтехнологи обращаются к избирателям. Здесь все - и повторения одной и той же мысли по два-три раза, и метафоры на грани фола (миф о красоте Вульф сравнивает ни много ни мало с Холокостом), и упования к какой-то метафизике типа "внутреннего света".

      В-третьих, Вульф держится за несколько идеализированное представление о женщинах как о людях, которым чужда жестокость. По мне так нежность и мягкость являются в той же мере "женскими" ценностями, как дом, семья и красивая внешность - то есть приписанными им извне. Несмотря на то, что за нейтрализацией человеческой агрессии будущее, отрицать наличие "темной стороны" в половине человечества - опасно, даже если и отрицать ее только потому, что многие социально приемлемые формы ее проявления были установлены патриархальной культурой.

      Однако, в общем и целом, эта книга полезна и интересна, потому что говорит не столько о внешности, сколько о том, какова в западной цивилизации роль женщины. Она показывает, как на самом деле абсурдно многое из того, что принято считать нормальным, но не предлагает взамен новую тоталитарную модель мешков из-под картошки в качестве выходных нарядов. Рисовать феминизм как нечто уродливое и скандальное из-за своего физического несовершенства было принято во все времена, но эта книга не заставляет бунтовать, жечь салоны красоты, выкидывать лучшие платья и повышать норму дневного рациона до пяти тысяч килокалорий. Несмотря на то, что небритые подмышки по-прежнему остаются политическим высказыванием (с), Наоми Вульф не призывает это политическое высказывание делать. Для тех, кто любит простые квинтэссенции, можно сказать так: внешний вид женщины не является ее политической или моральной обязанностью перед кем-либо. И порой кружевные трусики - это всего лишь кружевные трусики.

      Оценил книгу

      Меня всегда смешат (и немного расстраивают) ситуации, когда женщины начинают ругать феминизм и открещиваться от него всеми возможными способами. Не беря в расчёт совсем уж крайние современные проявления (а до идиотизма и абсурда можно довести любую разумную идею), феминизм дал женщинам самое главное - возможность выбора, возможность самой решать, кто ты и что ты, а не быть беспомощной игрушкой в руках сначала отца, а потом мужа. Но даже сегодня, в XXI веке, равенство получилось условным - в гражданских правах, но не в общественном мнении. Мир всё так же недружелюбен. Приобретение новых прав и обязанностей не избавило от старых, в том числе обязанности быть красивой безделушкой, только теперь уже в соответствии с чётко заданными модой параметрами. Ни грамма больше.

      Прорва фирм, производящих декоративную и уходовую косметику, озолотившиеся пластические хирурги, тысячи версий диет и всесильных пилюль, миллиарды страниц глянцевых изданий - вот он, миф о красоте во всей красе. Желание быть привлекательной естественно. Но когда привлекательность определяется жёстко заданными стандартами, затягивается в корсет строгих правил, когда появляется страх быть "не такой", быть несексуальной, некрасивой - вот это уже ненормально. Ненормально калечить своё тело, потому что "мужчины любят большую грудь", ненормально есть салатный лист на ужин и доводить желудок до гастрита. Но люди так устроены, что им нужно внешнее одобрение - кому-то больше, кому-то меньше. А со всех сторон на тебя, такую несовершенную, томно взирают стройные красавицы, приправленные фотошопом. Мускулистые мачо тоже не сходят с обложек, да только мы здесь в разных условиях - мужчин индустрия красоты отнюдь не прессует. А уж скольких я встречала экземпляров в помятых рубашках, с неаккуратной стрижкой и пивным животиком, которые со знанием дела рассуждали о женской красоте...

      Текст очень спорный.
      И во большинству пунктов я с ним согласна
      Моя соседка похудела, чтобы... устроиться в магазин. Не для здоровья, а для того, чтобы на нее смотрели и покупали лишние коробочки с кремом.
      Я была в шоке. На хрен изводить себя до скелетного состояния?
      Автор - феминистка и в книге очень много слов, направленых против мужчин как явления. Мужчины - такие злые, хотят из женщины сделать сидячую, лежачую и молчащую игрушку для секса. Запереть женщин дома и втюхивать им разные краски с аммиаком, помады и туши на основе вредных веществ
      Но женщины отстояли свое право на свое же тело (мозг в тело тоже входит).Хотя мозг мужчины и женщины различается - достаточно посмотреть один матч по дартс, чтобы понять как. Женщины работают в офисе? Ладно, только пусть они будут асексуальными, как модели на подиуме. Пусть голодают, чтобы продавать косметику. Я понимаю, что на тоненькую девочку на подиуме ткани уходит гораздо меньше, чем на ту, которая ходит по улице.
      Людям впаривают вещи, которые им не нужны. Это двигает экономику. Пластические операции по изменению тела...сколько на них уходит денег? Сколько женщина тратит на пудру и помаду?
      И мужчины тоже не избежали этой моды. Им тоже нужно быть красивыми по стандарту. Посмотрите на ТВ - какие мужчины и какие женщины ведут передачи?
      главное, имхо, в красоте - пропорции и гармония, а это не покупается, а создается. Я занимаюсь гимнастикой - дома, у телика, у меня нет помады и туши, лака для ногтей и волосы уже начали седеть, а я и не думаю покупать краску. Я лучше чего-нибудь вкусное куплю или приятное.
      Я не знаю, смогла бы я сжечь свой лифчик... это очень удобное изобретение при моих габаритах.

    Сегодня многие женщины чувствуют себя достаточно свободными и независимыми для того, чтобы одеваться нарядно или повседневно, пользоваться губной помадой или нет, наряжаться, выставляя свое тело напоказ, или носить спортивные майки, и даже… даже… иногда поправляться или худеть, не опасаясь, что при этом пострадает их женская самооценка или целостность их личности. Не так давно принимать подобные решения было куда сложнее и страшнее. В наше время трудно поверить, что еще десятилетие назад слишком многие из нас задавались вопросами: «Будут ли меня воспринимать на работе серьезно, если я буду выглядеть “слишком женственно”?», «Станут ли меня вообще слушать, если я буду выглядеть чересчур неприметно, как серая мышка?», «Буду ли я “плохой”, если наберу вес?», «Стану ли я “хорошей”, если избавлюсь от лишних килограммов?». Если женщины больше так не думают или по крайней мере знают, что думать так - в корне неверно, это свидетельствует о внутренней силе убеждения, укоренившегося в сознании многих женщин, и доказывает их способность меняться и позволять себе чуть больше свободы действий.

    О чем книга «Миф о красоте: Стереотипы против женщин»

    Культовое произведение американской писательницы и журналистки Наоми Вульф. В нем автор рассказывает о том, откуда берутся стереотипные представления о женской красоте и почему они ограничивают свободу женщин не меньше, чем патриархальное «домашнее рабство». Физическое совершенство становится для женщин навязчивой идеей, а несоответствие ему - источником страданий. Но даже достигнув идеала, женщина все равно проигрывает, поскольку приносит в жертву общепринятому стандарту внешности свою природную красоту, здоровье, энергию, сексуальность, а порой и жизнь. Автор утверждает, что в современном мире женщина сама способна решать, как она хочет жить и выглядеть, без оглядки на диктат безжалостного «мифа о красоте». Несомненно, книга может оказаться увлекательной и полезной и для мужчин, ведь в процессе своей трансформации миф все больше вовлекает и их в сферу своего влияния, навязывая уже им подчас жесткие и бессмысленные правила.

    Почему книга «Миф о красоте» достойна прочтения

    Книга «Миф о красоте», переведенная на десятки языков, стала бестселлером во многих странах мира. На сегодняшний день это самое громкое, цитируемое и обсуждаемое феминистское произведение.

    Для кого эта книга

    Эта книга для любой современной женщины, а также для мужчин, которые хотят больше понимать женщин.

    Кто автор

    Наоми Вульф окончила Йельский университет и Новый колледж Оксфордского университета, где она обучалась, получив международную стипендию Родса. Автор мировых бестселлеров «Промискуитет» (Promiscuities), «Игра с огнем» (Fire with Fire) и «Недоразумения» (Misconceptions). Ее эссе публиковались во многих печатных изданиях. Живет с семьей в Нью-Йорке.