Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Как составлять проекты детском саду. Методические рекомендацииПедагогический проект: разработка, осуществление, результат

    Как составлять проекты детском саду. Методические рекомендацииПедагогический проект: разработка, осуществление, результат

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Д.Д.Яфарова с.Татарский Канадей

    ПРОЕКТ

    «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    Старшая группа

    Воспитатель: Санжапова Г.Р.

    2014 – 2015 уч. г.

    Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

    Тип проекта: информационно-творческий.

    Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

    Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

    Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

    Цель : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

    Задачи:

    Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

    Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

    Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

    Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный.

    Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

    Создание необходимых условий для реализации проекта.

    Перспективное планирование проекта.

    Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

    II этап – основной (практический).

    Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

    III этап – заключительный.

    Оформление результата проекта в виде презентации.

    Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц» .

    Проведение акции «Птичья столовая»

    Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

    Совместно с ребенком сделать кормушку.

    Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

    2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

    3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

    4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в дошкольную группу.

    5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

    Содержание работы в процессе реализации проекта.

    I. Игровая деятельность:

    Дидактические игры.

    Сюжетно-ролевые игры.

    Театрализация.

    Подвижные игры.

    Упражнения на дыхание.

    Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

    II. Познавательная деятельность:

    Формирование целостной картины

    III. Беседы.

    IV. Решение проблемной ситуации .

    V. Наблюдение за птицами зимой.

    VI. Труд. VII. Коммункация.

    VIII.Творческое рассказывание.

    IX. Художественное творчество:

    Рисование.

    Лепка из пластилина.

    Аппликация.

    X. Музыка.

    XI. Работа с родителями.

    Ожидаемый результат.

    Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

    Улучшение предметно-развивающей среды.

    Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

    Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


    « Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

    Э.Н. Голованова


    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный

    Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

    II этап – основной (практический)

    Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

    Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

    Игровая деятельность Дидактические игры:

    «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».

    Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

    «Разрезные картинки»

    Подвижные игры

    «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

    Познавательная деятельность:

    Формирование целостной картины мира.

    Тема: «Зимующие птицы»

    Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

    ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

    Беседы:

    «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

    Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

    Наблюдение за птицами зимой:

    Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

    Труд:

    изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

    Коммуникация :

    Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

    Художественное творчество :

    Рисование «Снегири».

    Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

    Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»:

    Цель: учить лепить птиц из целого куска.

    Аппликация «Синичка».

    Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания. Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой

    Работа с родителями:

    Консультации для родителей:

    «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

    III этап - заключительный

    Оформление результата проекта в виде презентации. Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц». Проведение акции с родителями «Птичья столовая»

    Результаты реализации проекта.

    Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


    Документальное оформление проекта.

    Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области"
    В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

    Примерное оформление проекта.

    Введение. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. В чём заключается инновация данного проекта? Краткое содержание проекта, перечень вопросов, которые ставят перед собой участники проекта.
    1.1.Раздел. «Основная часть проекта».
    Постановка цели и задач, актуальность. Определение времени работы над проектом (краткосрочный, долгосрочный), определение типа проекта:
    Проекты бывают:
    а) исследовательские;
    б) творческие;
    в) игровые;
    г) информационные проекты;
    д) практико-ориентированные.
    1.2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий обучающегося и педагога. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает своё видение решения задачи.
    Участники проекта делятся на группы от 2 до 5 человек в зависимости от количества обучающихся в группе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. чётко прописываются задачи, поставленные перед каждой группой и сроки их выполнения. Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
    Задачи или задание.
    Сроки выполнения.
    Способы решения.
    Ответственный за выполнение. Или группа.
    Контроль.
    1.3. Составление сметы: какие ресурсы педагогические, ученические, материальные будут задействованы для осуществления данного проекта. Это может быть просто перечень.
    1.4. Определение заказчика данного проекта: для кого?
    1.5. Поиск информации. Указать источники.
    1.6. Планируемый результат. Что приобретут учащиеся. Что приобретёт педагог?
    2. Раздел.
    2.1. Результат работы – продукт. Описание результата работы: сценарий, доклад, презентация и тд.
    Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).
    2.2. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.
    При защите обучающиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Обучающиеся с интересом смотрят работы других и с помощью педагога учатся оценивать их.
    Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.
    3. Заключительная часть проекта.
    Провести рефлексию. Диагностика. Предполагаемые вопросы: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.

    Консультация для воспитателей детского сада

    Проектная деятельность в детском саду.
    Проектный метод в деятельности ДОУ.
    Готовые проекты в детском саду

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

    Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

    Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

    • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
    • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
    • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

    • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
    • комплексные блочно-тематические занятия;
    • интеграция:
      − частичная интеграция;
      − полная интеграция;
    • метод проектов:
      − форма организации образовательного пространства;
      − метод развития творческого познавательного мышления.

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
    2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    4. Составление плана-схемы проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
    7. Домашние задания для сам. выполнения.
    8. Презентация проекта, открытое занятие.

    Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • в каких источниках можно найти информацию;
    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются:

    1. по составу участников;
    2. по целевой установке;
    3. по тематике;
    4. по срокам реализации.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
    • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
    • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
    • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
    • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
    • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

    Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    2. развитие познавательных способностей;
    3. развитие творческого воображения;
    4. развитие творческого мышления;
    5. развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
    Этапы
    проекта
    Деятельность педагога Деятельность детей
    1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу (нежёстко).
    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.
    2 этап 4. Помогает в решении задачи.
    5. Помогает спланировать деятельность
    6. Организует деятельность.
    5. Объединение детей в рабочие группы.
    6. Распределение амплуа.
    3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
    8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
    7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
    4 этап 9. Подготовка к презентации.
    10.Презентация.
    8. Продукт деятельности готовят к презентации.
    9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

    Консультации по темам:

    • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
    • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
    • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

    Семинары-практикумы:

    • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
    • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
    • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
    • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
    • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

    Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

    1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
    2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
    3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
    4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
    5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
    6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
    7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
    8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
    9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

    Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

    Младший дошкольный возраст

    Задачи обучения:

    1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
    2. приобщать детей к процессу познания;
    3. формировать различные представления;
    4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
    5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

    Совершенствование психических процессов:

    1. формирование эмоциональной заинтересованности;
    2. знакомство с предметами и действиями с ними;
    3. развитие мышления и воображения;
    4. речевое развитие.
    1. осознание поставленной цели;
    2. овладение различными способами решения поставленных задач;
    3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
    4. поиск различных средств достижения цели.

    Линии развития личности.

    Физическое развитие:

    • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
    • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

    социальное развитие:

    • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

    познавательное развитие:

    • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
    • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
    • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

    эстетическое развитие:

    • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
    • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

    Старший дошкольный возраст.

    Задачи обучения:

    1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
    2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
    3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
    4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

    Формирование предпосылок учебной деятельности:

    1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
    2. потребности в создании собственной картины мира;
    3. навыков коммуникативного общения.

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

    1. выявить проблему;
    2. самостоятельно искать нужное решение;
    3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
    4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

    Линии развития личности.

    Социальное развитие:

    • развитие самопознания и положительной самооценки;
    • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
    • высокий уровень коммуникативной компетентности;
    • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

    Физическое развитие:

    • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
    • формирование потребности в здоровом образе жизни;
    • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

    Познавательное развитие:

    • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
    • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

    Эстетическое развитие:

    • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
    • овладение различными видами худ. деятельности;
    • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
    Тематика блока Название проекта Продукт детской деятельности
    Наследие «Эхо столетий» «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
    «Защитники Отечества» Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
    Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
    Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
    «Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
    Дидактические игры
    «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
    Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
    Макет «У Лукоморья»
    Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».
    Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»
    Альбом рисунков «Моя семья»
    Выставка семейных реликвий.
    «Я в мире людей» Проекты в детском саду:
    1) «Мои друзья»
    2) «У нас в Нескучном саду»
    3) «День защиты детей»
    4) «Сказки о любви»
    5) «Весёлый этикет»
    Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
    Театральные этюды, выпуск газет и журналов
    Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
    Карнавал. Разработка детского кодекса.
    Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
    Школа «Маркиза этикета»
    «Мир вокруг нас» «Четыре стихии»
    «Времена года»
    «Мир животных и птиц»
    «Уральские самоцветы»
    Картотека опытов.
    Составление коллажей
    Детская книга «Это опасная стихия»
    Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
    Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
    Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»
    «Весёлая астрономия»
    «Жалобная книга природы»
    «В стране чисел и фигур»
    «Полезные вещи»
    «От кареты до ракеты»
    Викторина «Через тернии к звёздам»
    Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
    Сочинение «Звёздных сказок».
    Сочинение сказок от имени природных объектов.
    «Лесная газета».
    Выпуск журнала «Экологический светофор города»
    Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
    Математическое шоу «Алиса в стране математики».
    Энциклопедия «Из истории вещей»
    «Приключения вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.
    Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
    Детские проспекты по видам техники (транспорт).
    «Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).
    «Ты и твоё здоровье» «Я и моё тело»
    «Окошки в мир. Органы чувств»
    «Твоё питание и здоровье»
    «Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
    «Живительные силы»
    «Про витамины и здоровье»
    «Как мы дышим» (приключение Кислородинки)
    Дневник «Я расту»
    Проект «Страна Айболития»
    «Польза и вред» (проекты по органам чувств)
    Мини проекты «Для чего нужна пища?»
    Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
    Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
    «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
    Планшет «Вред-польза»
    «За чистый воздух» (плакат)
    Детская книга закаливания

    Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

    Разделы программы Виды детской деятельности
    Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
    Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
    Настольно-печатная игра «Моя квартира».
    Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
    Права и обязанности в семье.
    Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
    Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».
    Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
    Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
    Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
    Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
    Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
    Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
    Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
    Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
    Мир, в котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
    Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
    Природа Коллажи «Домашние любимцы».
    Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
    Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
    Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»
    Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
    Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
    Худ. литература Пословицы и поговорки о семье.
    Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
    Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
    Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».
    ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
    Выпуск семейных газет.
    Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
    Выставки «Семейное хобби».
    Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
    Совместное посещение семьями театров.

    Алгоритм разработки проекта

    Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы
    Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
    Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
    Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.
    Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)
    Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
    Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

    Дошкольное образование - важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс - внедрить проекты в детском саду.

    Для чего нужны проекты в детских садах

    Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения - дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия - сложение и вычитание.

    Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

    Типы и виды проектов по ФГОС ДО

    Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

    Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

    1. По доминирующему принципу.
    2. По характеру содержания и информативности.
    3. По роли ребенка в проекте.
    4. По особенностям проводимых контактов.
    5. По количеству участвующих в проекте людей.
    6. По сроку действия.

    В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

    1. Исследовательско-творческие.
    2. Ролевые с элементами игры.
    3. Информационно-практико-ориентированные.
    4. Творческие.

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

    Большое значение имеют следующие виды проектов:

    • исследовательские;
    • индивидуальные;
    • групповые;
    • межгрупповые;
    • комплексные;
    • творческие.

    Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

    Документы, необходимые для реализации проекта

    Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

    1. Составить цель проекта.
    2. Разработать план достижения цели.
    3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    4. Составить план-схему проекта.
    5. Собрать необходимый материал.
    6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
    7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
    8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

    При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

    1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
    2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели.
    3. Выполнение проекта - практическая часть.
    4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

    Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

    В детских садах существует разделение на следующие группы:

    • ясельная - от 1,5 до 2 лет;
    • младшая - от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
    • средняя - от 4 до 5 лет;
    • старшая - от 5 до 6 лет;
    • подготовительная - от 6 до 7 лет.

    Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

    Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям - не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям - не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

    С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

    Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

    В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

    В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе - это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

    Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

    Образцы проектов по ФГОС

    Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

    • пояснительная записка;
    • паспорт проекта;
    • циклограмма его реализации;
    • этапы работы над ним;
    • итоги;
    • отзывы участников.

    Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

    В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть .

    Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

    Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй - 11, а третий - 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

    Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Федеральные государственные требования в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов, работающих с дошкольниками, на решение образовательных задач не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей в развивающей среде, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

    Вместе с тем, необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс с учетом интеграции всех образовательных областей.

    На мой взгляд, оптимально решать данные задачи позволяет метод проектов. Метод проектов представляет собой в основном самостоятельную деятельность участников проекта, ориентированную не только на усвоение фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Как отмечает главный редактор журнала “Детский сад будущего – галерея творческих проектов” В.И.Реброва в своей статье “Проектность в современной жизни”, в ходе проведения проекта меняется и позиция педагога: из “передатчика” знаний он превращается в активного участника совместной деятельности. Он выступает в роли координатора, организуя работу детей, поскольку дошкольникам трудно самостоятельно спланировать свою деятельность по решению задач проекта.

    Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, является технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей. На мой взгляд, в этом и выражается его основное преимущество.

    Мною разработан и апробирован образовательный, тематический проект средней продолжительности (приблизительно 2 месяца), который называется “Превращения капельки”.

    Целью проекта является формирование у детей представлений о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей.

    Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

    Этапы проекта Действия детей Действия педагогов Действия родителей
    Подготовительный Наблюдение за осадками.

    Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

    Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

    Подбор худ.литературы по теме.

    Подбор энциклопедий, карт, схем.

    Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

    Составление картотеки опытов с водой.

    Подготовка оборудования для опытов с водой

    Подготовка оборудования для опытов с водой.

    Подготовка фотографий природных явлений.

    Деятельный Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

    СРИ “Отважные мореплаватели”.

    Наблюдение за осадками.

    Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

    Экспериментирование, опыты.

    Игры с водой.

    Составление дневников наблюдений.

    Рисование, аппликация.

    Организация опытов, экспериментов.

    Дидактические, развивающие игры.

    Интегрирование проектной деятельности в НОД (ФЭМП – измерение объема воды; коммуникация – занятие путешествие “Остров Грамматики”: ФЦКМ - занятие-экспериментирование “Круговорот воды в природе”

    Подготовка рассказов детей об уникальных природных объектах
    Завершающий Развлечение “Веселая вода”.

    Презентация страниц альбома о воде.

    Организация фотовыставки.

    Составление схемы “Круговорот воды в природе”.

    Развлечение “Веселая вода”

    Осознание необходимости быть для ребенка источником энциклопедических знаний.

    Уметь отвечать на детские вопросы, в т.ч. на основе принципов природосообразности и наукосообразности.

    Системная “паутинка” к проекту представлена на рисунке 1 .

    В качестве примера я представляю конспект совместной деятельности воспитателя с детьми “Вы слыхали о воде?”. Это мероприятие проводится на деятельном этапе проекта. Ко времени проведения данного мероприятия, дети уже познакомились со свойствами воды, узнали, в каком виде вода встречается в природе.

    Цель мероприятия: опытным путем познакомить детей со свойствами и агрегатными состояниями воды.

    • Формировать представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот.
    • Расширять представления о роли воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
    • Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.
    • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).
    • Подвести детей к выводу, что в природе все взаимосвязано.
    • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, связанных с водой и способах поведения в них.
    • Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем может произойти пожар.
    • Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
    • В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.
    • Развивать исследовательскую проектную деятельность.
    • Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
    • Формировать представления о себе, как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
    • Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
    • Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знании.
    • Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, вкус.
    • Совершенствовать речь как средство общения.
    • Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
    • Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, словаря.
    • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения
    • Упражнять в звуковом анализе слова

    Оборудование:

    Для воспитателя: термос со снегом, свеча, столовая металлическая ложка, стекло (зеркало), проектор, ноутбук.

    Для детей: стаканы разного объема и формы, тарелка, ложки, соль, сахар, стаканы с водой и молоком, камушки, кубик, цветные полоски, фишки.

    Демонстрационный материал: кукла Капитошка – символ проекта; письмо от Капельки; ребус; набор картинок для воспроизведения алгоритма опыта, схема “Круговорот воды в природе”.

    Воспитатель обращает внимание детей на письмо, принесенное Капитошкой, предлагает прочесть.

    Рисунок 2

    “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала волосы, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

    Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

    Проводится игра “Где спряталась вода”. Игра проводится с использованием Активного метода обучения “Автобусная остановка”. Дети по желанию делятся на три команды.

    Воспитатель предлагает командам выбрать одно из предлагаемых названий – Ледяная, Водяная, Парная. Затем педагог читает стихи:

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    Ледником в горах зовется.
    Мы привыкли, что вода
    Наша спутница всегда!
    Без нее нам не умыться,
    Не наесться, не напиться,
    Смею вам я доложить:
    Без нее нам не прожить.

    Задание командам – выбрать картинки, где вода соответственно в твердом, жидком и газообразном состоянии. Команды подходят к столам (“автобусным остановкам”), на которых разложены картинки (рисунки 3-8). Выбирают нужные картинки и переходят к другой “остановке”. Побывав на всех остановках, выбрав нужные картинки, представители команд объясняют свой выбор.

    Рисунок 3

    Рисунок 4

    Рисунок 5

    Рисунок 6

    Рисунок 7

    Рисунок 8

    Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

    Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

    Дети подходят к столам, где приготовлено оборудование для проведения опыты, на определение свойств воды.

    Задача педагога убедить детей выбрать разные свойства и не повторять опыты, показанные другими детьми.

    Опыт №1: “Вода не имеет формы”

    Дать детям два стакана и посуду различной формы. В одном стакане – вода, в другом – кубик. Переложить кубик в посуду другой формы. Кубик сохранил форму куба. Перелить воду в другую посуду, вода принимает форму этой посуды. Сто можно сказать о форме воды? Вода не имеет формы. Она принимает форму посуды. Кубик сохраняет свою форму в любой посуде.

    Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

    Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

    Опыт №3: “Вода не имеет цвета”

    Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? Бесцветная.

    Опыт №4: “У воды нет вкуса. Вода – растворитель”

    Дать детям три стакана с питьевой водой, емкости с сахаром и солью, чайные ложки. Попробовать воду. В одном стакане растворить соль, в другом – сахар. Опять попробовать. В одном стакане вода стала сладкой, в другом – соленой, в третьем - безвкусной.

    Опыт №5: “У воды нет запаха”

    Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт № 6: “Вода прозрачная”

    Дать детям два стакана. Один с водой, другой – с молоком и два камушка. Один камушек опустить в воду, другой – в молоко. В стакане с водой камень видно, а в стакане с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная.

    Опыт №8: “Три состояния воды”” (проводит воспитатель)

    Перед проведение опыта используется Активный метод обучения “Инфо-угадайка”.

    На листе ватмана рисуется капля воды.

    Вопрос детям: - Ребята! Как каплю воды превратить в лед? Ответы детей, полученные при апробации метода (Пометить в морозилку, отнести на вершину горы, где всегда ледники).Ответы зарисовываются детьми в пустом секторе между каплей и льдом.

    Ребята! А как лед превратить в воду? (Воду – в пар? Пар – в воду?)

    На пламени свечи нагревам снег. Вывод: в тепле снег превращается в воду.

    Продолжаем нагревать воду. Вода превращается в пар. Вывод: При сильном нагревании вода испаряется, превращаясь в пар. Над паром устанавливаем прохладное зеркало. Пар, касаясь зеркала, охлаждается и превращается в воду. Вывод: при охлаждении пар превращается в воду.

    Вода имеет три состояния твердое – снег, лед; жидкое – вода; газообразное – пар.

    Подвести детей в выводу, что паринка, снежинка и капелька это разные состояния воды.

    Если заметны признаки усталости детей – проводится игра на релаксацию “Снежная королева”.

    Цель игры: развивать умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

    Оборудование: палочка-сосулька, картинка-солнышко.

    Педагог или ребенок превращается в “снежную королеву” и начинает постепенно “замораживать” всех детей.

    Ребята! Предлагаю вам превратиться в капли воды, а снежная королева будет пытаться вас заморозить, превратить в лед. Выходите на ковер. У вас замерзает правая рука, шея и т.д. Дети превращаются в ледяную скульптуру.

    А теперь – выглянуло солнышко, и вы медленно таете – левая нога, туловище….. вы растаяли, превратились в лужицу…. Дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

    После игры дети снова превращаются в “ученых” и возвращаются в лабораторию.

    Ребята! Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

    Как нам сообщить Капельке об этом? Давайте отправим фото опытов!

    Воспитатель демонстрирует презентацию “Опыты с водой”.

    Но как узнать адрес? В письме есть ребус. (Рисунок 9). Попробуем его разгадать! Это - зашифрованный адрес. Только не почтовый, а электронный!

    Рисунок 9

    Это электронный адрес. Нужно воспользоваться компьютером!

    Связь такая компьютер – спутник – капелька! Отправим и будем ждать ответ!

    Предложить детям самостоятельно организовать игру “Суша-вода”.

    (Совместная деятельность воспитателя с детьми переходит в самостоятельную деятельность детей).

    Считалка.

    Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан,
    Я летаю и бегу,
    И стеклянной быть могу.

    Играющие становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

    Данный проект апробирован в ДОУ № 113 Санкт-Петербурга. (Приложение 1).

    Проект интегрирован с образовательными областями - познание (формирование целостной картины мира), безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, социализация.

    Можно отметить познавательный интерес детей на протяжении всего проекта, высокую заинтересованность родителей и желание помочь детям и педагогам, что говорит о нужности и значимости проекта.

    Использованная литература

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
    2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
    3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для практических работников ДОУ. Автор-составитель Л.С.Киселева. - М.: АРКТИ, 2004.
    4. Скоролупова О.А. Вода. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2010.
    5. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2011
    6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
    7. Дошкольное воспитание: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Журнал для руководителей, специалистов и педагогов ДОУ. № 1/2011.