Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Как правильно оформляется проект в начальной школе. Требования к оформлению проекта

    Как правильно оформляется проект в начальной школе. Требования к оформлению проекта

    Подготовка

    Первое - выберите тему из области технологий повышения эффективности на производстве и в жизни, которая вам наиболее близка.

    - САМОЕ главное - как выбрать тему? И у Сименса этот вопрос считается проходным! Традиционно - Руководитель дает тему! Так тогда в чем роль учащегося? Просто исполнитель, соглашающийся с выбором Руководителя?

    Поставленная вами проблема должна быть освещена в теме исследования. Тему необходимо обозначить таким образом, чтобы в ней было отражено и соотнесено то, что уже было достигнуто наукой, и то, что предлагается рассмотреть в исследовании.

    - Очень сложная задача: в теме сопрячь то, что достигнуто и то, что нужно исследовать!

    Внимательное наблюдение за окружающей средой обязательно поможет вам в подготовке материалов.

    - Все верно, наблюдение поможет, но КУДА направить свой взор? Какой ПРЕДМЕТ наблюдать, Как его выбрать?

    Второе - найдите себе научного руководителя, который сможет помочь вам с определением тематики, подбором литературы, формулировкой основных положений работы и т.п.

    Третье - подберите необходимую литературу и внимательно изучите ее. Обсудите с руководителем тему и начинайте исследовать.

    - Вот с этого и можно начинать! С обзора литературы: сначала - актуальные темы для Мира, кто пишет, как пишет, о чем пишет; ВОТ ТУТ и можно искать себе Руководителя! Тоже есть сложности, но уже можно как то планировать Свою Работу. Да и работа для старшеклассников мб более привычная!

    Написание работы

    Описание проблемы: опишите в своем проекте проблему, укажите объект исследования. В данном разделе вы можете дать краткий ответ на вопросы: что будет рассматриваться; методы, при помощи которых проблема или гипотеза будет рассматриваться; результат, которого вы стремитесь добиться.

    - Я бы предложил наоборот: выбирать Объект, Предмет и в нем Проблему! А также - что немаловажно! - Причину проблемы!

    Цель проекта: опишите цель проекта или его цели (если их несколько). Ставя перед собой цель, вы определяете результат, который намерены получить.

    Анализ ранее проведенных исследований: опишите в работе ранее проводившиеся исследования по выбранной вами тематике, а также выявите их сильные и слабые места.

    Решение: изложите суть решения, предложите ряд действий, посредством которых вы сможете добиться результата.

    Методы и инструменты реализации: опишите способы и средства, при помощи которых вы сможете реализовать проект.

    Планы и сроки реализации проекта: в данном разделе вы должны изложить, какими средствами и в какие сроки может быть реализован проект.

    Выводы:
    . опишите результат, которого вы добились (при этом сделайте акцент на тех результатах, которые получены впервые);
    . прокомментируйте значение вашего проекта для науки;
    . прокомментируйте значение вашего проекта для практики (какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов);
    . расскажите, какие вопросы остались невыясненными, можно ли продолжать исследования в данной области.

    Библиография: когда ваша работа будет оцениваться экспертными советами, внимание будет уделено не только сути проекта и его результатам, но также и литературе, которую вы использовали при написании работы.

    Планирование проекта - это непрерывный, уточняемый на протяжении всего жизненного цикла процесс, в ходе которого определяется лучший способ достижения поставленных целей и задач с учётом текущей и меняющейся ситуации. Грамотный план проекта, учитывающий специфику продукта, особенности и тенденции рынка, предпочтения потребителей, риски и другие факторы, позволяет избежать неэффективных трат ещё на стадии замысла и разработки. Такое планирование не всегда обеспечивает положительные результаты, но даже отрицательные выводы приносят большую пользу.

    Первая задача написания плана – дать непосредственный толчок к запуску проектного процесса. План проекта должен убедить принимающих решения лиц в том, что замысел рентабелен, что его реализация будет соответствовать ожиданиям, срокам, бюджету и т. д. Если разработка будет неубедительна ещё на уровне плана, проект может не выйти за пределы начального этапа. И наоборот – успешный план сразу формирует репутацию руководителя проекта и даёт прочные основания для запуска реализации процесса.

    Составление плана проекта происходит по стандартной общей схеме, но содержание документа всегда уникально, поскольку уникально сочетание характеристик продукта и условий его внедрения. План исполнения проекта включает руководство к действию для всей проектной группы и даёт указание:

    • по объёму работ,
    • по приоритету,
    • по выбору методик управления,
    • по нормам качества,
    • по форме поддержания связи с заинтересованными лицами,
    • по критериям измерения производительности и др.
    1. Предыстория проекта.
    2. Задачи и цели.
    3. Масштаб.
    4. Границы (ограничения).
    5. Предположения (допущения).
    6. Влияния и зависимости.
    7. Риски и проблемы.
    8. Стратегии и методики.
    9. Средства и способы контроля времени, ресурсов, качества, масштаба.
    10. Коммуникации.
    11. График поставок.
    12. Производительность и её измерение.
    13. Реализация выгод.

    Стандартизированная схема упрощает движение по документу, который при реализации крупных замыслов может занимать сотни листов. Упростить процесс работы с планом позволяет и логический, согласованный, структурированный порядок расположения этапов планирования проекта. Если, например, не задокументировать элементы, которые входят в масштаб, может обнаружиться, что среди участников проекта нет единого понимания, кто и что выпускает. А если не оговорить уровень качества, может оказаться, что достаточное для производителя качество может быть недостаточным для клиента.

    Отсутствие должной детализации приводит к ошибкам, но и избыток деталей с многочисленными повторениями мешает пониманию содержания проекта. Поэтому план защиты проекта обычно тестируется на слушателях, не имеющих предварительных знаний о проекте, с привлечением представителей широкой аудитории. Добавленная в план проекта предыстория поможет вписать программу реализации в общий контекст, а глоссарий, расшифровка аббревиатур и технических сокращений позволит легко разобраться в сути проекта любому человеку без привлечения сторонних информационных источников.

    Планирование предметной области

    Предметной областью здесь называется совокупность продукции и услуг, которые должны производиться в результате завершения проекта. Планирование проекта в части предметной области включает следующие процедуры:

    • Анализ состояния на текущий момент.
    • Уточнение базовых характеристик проекта.
    • Подтверждение критериев успеха и проблем проекта.
    • Анализ допущений и ограничений, которые были приняты на первоначальной стадии проекта.
    • Определение критериев результатов проекта на промежуточном и финальном этапах.
    • Выстраивание структурной декомпозиции данной области.

    В процессе проектной жизни элементы, из которых составляется данная область, могут претерпевать изменения. Цели работы и характеристики могут уточняться как при достижении промежуточных результатов, так ещё и на стадии разработки проекта.

    Планирование проектного времени

    Основные понятия этого параметра: сроки выполнения, продолжительность работ, ключевые даты и др. Согласованная работа участников организовывается на основе календарных планов – проектно-технических документов, которые определяют перечень работ проекта, взаимосвязь между ними, последовательность, сроки, исполнителей и ресурсы. Во время работы над проектом на весь жизненный цикл составляется расписание работ для этапов и уровней управления.

    Структурная декомпозиция работ (СДР)

    СДР – графическое отображение иерархии проектных работ – первый этап календарного планирования проекта. По сути, СДР – это разделение проекта на такие части, которые нужны и достаточны для планирования и эффективного контроля. Составление иерархической структуры предполагает соблюдения следующих правил:

    1. Исполнение работ верхнего уровня достигается путём исполнения работ нижнего уровня.
    2. Родительский процесс может иметь несколько дочерних работ, выполнение которых автоматически завершает родительский процесс. Но для дочерней работы существует только одна родительская.
    3. Декомпозиция родительского процесса на дочерние работы производится по единому критерию: либо по привлекаемым ресурсам, либо по видам деятельности, либо по этапам жизненного цикла и др.
    4. На каждом уровне должны быть собраны равнозначные дочерние работы. Критериями для выявления их однородности могут, например, выступать объём и время выполненных работ.
    5. При построении структуры в целом нужно применять разные критерии декомпозиции на разных иерархических уровнях.
    6. Последовательность для критериев декомпозиции выбирается так, чтобы максимально большая часть взаимодействий и зависимостей между работами оказалась на нижних уровнях иерархической структуры. Работы высших уровней – автономны.
    7. Декомпозиция работ считается завершённой, если работы нижнего уровня понятны менеджеру и участникам проекта, ясны способы достижения конечного результата и его показатели, однозначно распределена ответственность за выполнение работ.

    На основе СДР создаётся список работ проекта. А далее определяется последовательность их выполнения, взаимосвязи с помощью организационно-технологических моделей и продолжительность работ.

    Продолжительность работ

    Продолжительность работ определяется на основе нормативов, на основе личного опыта (когда существует пример аналогичных работ), на основе расчётных методов планирования проектов. К таким методам относится, например, метод событийного анализа PERT, применяемый при неопределённости в оценке продолжительности операций. Существуют, однако, различные способы управления проектным временем.

    • PERT . Метод рассматривается как средневзвешенная трёх видов прогнозов: оптимистичного, ожидаемого и пессимистичного. После установления продолжительности по каждому прогнозу (с применением формулы и/или с привлечением экспертов) рассчитывается вероятность каждого из прогнозов. А затем значения каждого из прогнозов и их вероятности перемножаются, а величины складываются.
    • Сетевая диаграмма . Сетевой диаграммой называется отображение работ и зависимостей между ними в графическом виде. Чаще она представлена в виде графика, вершинами которого становятся проектные работы, а их последовательность и взаимосвязь демонстрируется соединительными стрелками.
    • Диаграммы Ганта . Это горизонтальная диаграмма с отображением проектных работ в виде отрезков, ориентированных по календарю. Длина отрезка соответствует продолжительности работы, а стрелки между отрезками – взаимосвязь и последовательность работ.

    Помимо этого, в каждом проекте обеспечивается оптимизация работ по критерию времени, утверждаются календарные планы. Общая цель методов при планировании проектного времени – сокращение продолжительности проекта без потери качества его составляющих.

    Трудовые ресурсы проекта

    В этой части планирования сначала определяется объём доступных ресурсов. Это делается путём составления перечня исполнителей, доступности и возможности их участия в проекте.

    Затем на каждую работу проекта назначаются исполнители с определением зоны их ответственности. Нередко в календарном плане на уровне распределения трудовых ресурсов возникают противоречия. Тогда производится анализ противоречий и их устранение.

    Стоимость проекта

    В планировании стоимости проекта можно выделить несколько этапов:

    1. На первом этапе определяется стоимость использования ресурсов, каждой проектной работы и проекта в целом. Стоимостью проекта здесь становится совокупность стоимостей ресурсов и выполнения работ. В число учитываемых факторов входят стоимости оборудования (в том числе, – взятого в аренду), труд штатных сотрудников и нанятых по контракту, материалы, перевозки, семинары, конференции, стоимость обучения и др.
    2. Второй этап предполагает составление, согласование и утверждение сметы проекта. Смета проекта здесь – это документ, в котором содержится обоснование и расчёт общей стоимости проекта. Производится он, как правило, на основе величины необходимых ресурсов, объёмов работ и др.
    3. Третий этап включает составление бюджета, его согласование и утверждение. Бюджет вводит ограничения на ресурсы и составляется в виде:
    • столбчатых диаграмм затрат и кумулятивных затрат,
    • линейных диаграмм кумулятивных затрат, распределённых во времени,
    • круговых диаграмм расходов,
    • календарных графиков и планов,
    • матриц распределения расходов.

    При этом управление бюджетными рисками рассматривается в отдельном разделе проектного планирования.

    Планирование рисков

    В этом разделе описываются процессы, которые связаны с определением, анализом, оценкой рисков и разработкой мер реагирования на них. Риски характеризуются 3-мя параметрами:

    • рисковым событием,
    • вероятностью наступления рискового события,
    • размером потерь, в случае реализации фактора риска.

    Простой метод планирования рисков реализовывается с соблюдением следующей последовательности действий:

    1. Идентификация рисков. Для этого привлекаются не только эксперты, но и все, кто поможет обнаружить потенциальные уязвимости проекта.
    2. Определение вероятности реализации риска. Измерение производится в процентах, долях, баллах и других единицах.
    3. Классификация рисков на предмет значимости каждого конкретного риска для проекта и его места в иерархии. Приоритетными считаются те, которые имеют высокую вероятность и значение для проекта в целом.
    4. Планирование мер по снижению вероятности наступления каждого отдельного риска с указанием ответственных за это сотрудников.
    5. Планирование мер по ликвидации отрицательных последствий в случае реализации риска с назначением ответственных лиц.

    План при создании проекта необходимо писать независимо от того, в каком области работает предприятие: от производственных проектов и сферы IT-технологий и до озеленения и работ по благоустройству города. Однако само проектное планирование не «подвешено в воздухе», поскольку его предваряет проектная инициация, а завершает –переход к непосредственному исполнению проекта.

    В данном разделе мы подробно рассмотрим примерный план творческого проекта по технологии, ИЗО и музыке для учащихся школы, который поможет грамотно выполнить проектную работу и осуществить правильное оформление индивидуального или группового творческого проекта.


    Также определим, что должно обязательно содержаться в каждом пункте плана творческой работы школьника для четкого разбиения текста проектной работы на разделы.

    Основными пунктами плана выполнения проектной работы в школе является оформление титульного листа, содержания проекта, введения, теоретическая и технологическая части, экономическое и экологическое обоснование, оценка изделия и его реклама, заключение, литература и приложения.

    Ниже мы представим план выполнения творческого проекта (работы) по технологии (труду) для 1, 2, 3, 4 класса начальной школы и 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов. Также данный план подходит для творческих проектов по музыке, ИЗО и другим предметам.

    План творческого проекта

    1. Титульный лист проекта

    Образец оформления титульного листа творческого проекта (работы):

    Образец оформления содержания творческого проекта (работы):

    3. Введение проекта

    Образец оформления введения творческого проекта (работы):

    Согласно плана творческого проекта во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.

    Во введении также дается характеристика основных источников информации. В этой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения.

    4. Историческая справка по проблеме проекта

    Теоретическая историческая справка-информация об изготовляемом предмете, проблеме проекта.

    5. Технологическая часть проекта


    Описание технологической части творческого проекта (работы).

    • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
    • Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
    • Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
    • Техника безопасности при выполнении работ.
    • Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
    • Технология изготовления изделия, графические материалы.

    В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта , необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта , в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

    6. Экономическое обоснование проекта, расчеты

    В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

    7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)

    Особое внимание в плане творческого проекта по технологии , да и по другим предметам, необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

    Экологическая оценка творческого проекта (работы) включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.

    8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта

    9. Оценка проекта (изделия). Реклама

    10. Заключение проекта


    Образец оформления заключения творческого проекта (работы):

    В заключении творческого проекта записывают краткие выводы по результатам выполненного проекта, а также проводят оценку полноты решения поставленных задач.

    В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

    11. Список литературы проекта

    Образец оформления списка литературы творческого проекта (работы):

    После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

    12. Приложения проекта

    Образец оформления приложений творческого проекта (работы):

    (эскизы, схемы, технологическая документация).

    Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть проектной работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

    При наличии в творческом проекте или творческой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

    Дети приходят в школу неподготовленными к самостоятельной работе, и задача педагога – разбудить в каждом из них исследователя, это позволит им получать знания, анализируя их и применяя для решения поставленных задач.

    В формировании исследовательского навыка, поднятии интереса детей к учебному процессу одними из самых интересных и продуктивных способов стимулировать и развивать их творческую деятельность являются школьные проекты. Главное качество, которое должно характеризовать любой проект – это его востребованность в повседневной жизни. Опыт педагогической деятельности показывает, что детские школьные проекты, насыщенные абстрактной информацией, как правило, редко имеют такой успех, каким обладают те работы, в которых содержится полезная повседневная информация.

    Цель такого проекта – развивать в ребенке навык в поиске необходимой для создания проекта информации, который формируется на развивающемся фундаменте позитивных отношений в семье. Отсюда и необходимость работы во внеурочное время, более удобное для реализации поставленных целей. Считается, что наилучший эффект дает совместная деятельность родителей и педагога в этом направлении: ребенок видит результаты своего труда и положительную реакцию на нее в семье. Лучшей связки в стимулировании подростка и пожелать нельзя!

    В современных условиях развития Интернета и его доступности для детей, начиная с младших школьников, оформление школьного проекта не составляет особой трудности. Главное требование на этом самом важном, самостоятельном этапе для ребенка должно быть знание, что он сможет сделать намеченное и успешно защитить свой проект. Чтобы проект легко воспринимался, необходимо оформить его наглядный ряд в виде иллюстраций, схем, чертежей, диаграмм, макетов, компьютерных презентаций и других средств. Здесь необходимо понимать, что выбор инструментов из всего вышеперечисленного должен облегчать усвоение информации, а не создавать дополнительные трудности.

    При подготовке к реализации проекта, как такового, следует оценить возможности детей применительно к их возрасту, который имеет свои специфические особенности. Проект может носить

    индивидуальный, парный или групповой характер.

    Соответственно, и виды проектов могут быть

    межгрупповыми, творческими, индивидуальными, исследовательскими.

    Педагог обязан также рассчитать время на его реализацию и направление (вектор) усилий школьника. Методы и приемы берутся те же, что и в обычных исследованиях, но с учетом на возраст они должны быть упрощены. В самом начале проекта должен стоять и конечный результат, вариантов здесь множество:

    выполнить книжку с иллюстрациями; составить карту школьной территории; осуществить выпуск школьной стенгазеты; производство презентации; очистка территории учебного заведения от мусора; проведение выставки работ начинающих художников; составление памятки действий при пожаре.

    Разумеется, уникального рецепта здесь быть не может, однако всю работу в этом направлении можно разделить на несколько основных пунктов. Ряд исследователей считают, что в их число входят:

    поиск проблемы (темы для проекта) , работа по планированию, сбор необходимой информации, деятельность по созданию продукта и его презентация

    при условии, что весь процесс найдет свое отражение в соответствующем портфолио. Причем вопрос о том, как оформить школьный проект точно так же не имеет единого рецепта. Однако целесообразнее всего, разумеется, сделать его в виде цифровой презентации, поскольку, в отличие от традиционного портфолио, она занимает небольшое место и может быть всегда рядом с исследователем, в виде файла, сохраненного на флеш-карте.

    Как видно, весь процесс работы по созданию школьного проекта подразумевает наличие четырех основных этапов:

    подготовительного, ориентировочного, организационного и продуктивного.

    Всегда важно заинтересовать ученика, сделать так, чтобы он заразился какой-либо идеей и отчетливо видел перспективы своего труда. Это может быть сколь угодно широкое поле для деятельности, но рекомендуется максимально конкретизировать задачу: узкая тема – плодотворная работа. Затем следует определить цели и поставить задачи. Наиболее трудоемкий, требующий от ребенка максимальной самостоятельности – это этап организации. Это может быть поиск и сбор необходимой информации в Интернете или в реальной жизни, самостоятельное изучение предмета исследования через чтение книги, просмотр видеоматериала, собственные наблюдения, в зависимости от поставленной задачи. Именно этот этап должен стать краеугольным для формирования творческих навыков, необходимых в дальнейшей работе.

    Вот как примерно выглядит образец школьного проекта, имеющий полноценную полезность и значимость не только для выполнившего его ученика, но и для школы в целом – «Мой удобный и безопасный путь в школу».

    Тема: микрорайон, в котором мы живем.

    Предмет изучения: соблюдение правил дорожного движения.

    Возраст учащегося: 7-8 лет.

    Продолжительность реализации проекта: 1 неделя.

    Аннотация: Для формирования среди учащихся младших классов основ безопасности движения важно уметь нацеливать детей на поиск оптимального маршрута из дома в школу и обратно (это могут быть разные маршруты!) при максимальном использовании творческого процесса. Во время работы над проектом его участники могут досконально изучить территорию микрорайона проживания и правила безопасности при переходе через дорогу. Главная ценность работы – схема (карта, план) движения. Она может быть выполнена как на бумажном (традиционный ватман) носителе, так и в цифровом исполнении (один файл или презентация) .

    Маршрут может быть один или несколько. В случае, если проект является групповым, то каждый его участник может дополнять общую схему своим персональным маршрутом. Таким образом, ценность полученного результата повышается, применительно к учебному заведению.

    Примерные вопросы для реализации проекта:

    Как можно выбрать самый безопасный маршрут в мою школу? В каком месте на территории города (поселка, села) находится школа? Где находится дом проживания ученика? Как можно пройти до школы от дома проживания? При этом надо ли перейти через дорогу? Где лучше всего переходить через дорогу? Что представляет собой проезжая часть? Как следует переходить проезжую часть при наличии светофора или без него?

    Работа над проектом:

    Информирование родителей и их мотивация, анкетирование, выполнение буклета для родителей, их согласие для работы детей в Интернете.

    1-е занятие: вводная презентация с беседой по обсуждению плана работы, ее проектированию и оценка будущего результата, а также значимость конечного продукта и выработка сценария защиты завершенного проекта.

    2-е занятие: совместная с родителями и инспектором ГИБДД работа по выбору оптимального маршрута. Здесь же возможно проведение ознакомительной лекции с участием инспектора ГИБДД по обозначению дорожных знаков. Затем ребенок должен самостоятельно проанализировать всю полученную информацию и подготовить результативную часть. Работа по созданию маршрута движения.

    3-е занятие: открытый урок с защитой проекта.

    Чем большее количество участников будет задействовано в проекте, чем больший резонанс вызовет его защита, тем выше вероятность, что он станет началом для дальнейшего творчества ребенка. Выполнить эти условия – задача педагога.

    Для многих людей загородный дом является чем-то наподобие заветной мечты – перспектива отдохнуть от городской суеты в уютном уголке кажется достаточно радужной. Более того, хочется не просто приобрести уже готовое строение с обустроенным приусадебным участком, а создать усадьбу своей мечты, в которой будут правильно воплощены все пожелания относительно дизайна и планировки. Остается только одно – перенести свои задумки на бумагу, а уже затем, составив проект дома и определив его месторасположение на участке, воплощать в жизнь (заниматься непосредственно строительством дома). Если в отношении второго момента, по определению, не может быть никаких сомнений относительно необходимости сторонней помощи – даже в том случае, если вы будете профессиональным строителем, самостоятельно возвести правильный особняк вы не сможете, а вот затраты на составление архитектора можно исключить. Каким образом проектирование и строительство можно удешевить? Да очень просто – выполнить самому его работу вполне возможно, даже не имея каких-либо специальных навыков создания проекта частного дома. Осуществить проектирование дома (нарисовать его на бумаге схематически), на самом деле, не так уж и сложно!

    Что нужно учитывать при самостоятельном составлении проекта собственного дома?

    Самое главное заключается в том, чтобы разработанный вами проект строительства дома создавался опираясь на следующие принципы:

      Множественная функциональность – то есть, возведенный дом по этому проекту будет удобен и практичен во всех отношениях. Проект дома своими руками должен быть не хуже архитекторского;

      Простота конструкции – сделать проект дома несложно будет только в том случае, если он не будет предполагать каких-либо изысков. Создание какого-то особо сложного проекта, реализация которого потребует огромного количества творческих изысков, человеку, не имеющему специального образования, крайне не рекомендуется, ибо можно не учесть некоторые принципиально важные вещи;

      Эстетичность – конечно же, загородный дом должен выглядеть красиво и радовать взор своих хозяев. Проект надежного дома должен быть еще и эффектным!

    Запомните – в том случае, если проект будет создан с учетом этих принципов, то он и в жизни будет очень неплох. Опять –таки, речь идет о достаточно примитивном самостоятельном строении – коттедж премиум-класса любитель не спроектирует. Проектированием домов такого уровня заниматься должен только архитектор – новички здесь очень часто делают ошибки.

    Геологическая разведка участка дома

    С чего начинается «работа над проектом дома своими руками»? В первую очередь, при работе над проектом дома самостоятельно, необходимо провести геологическую разведку участка – оценить характер местности, почвы и узнать уровень стояния грунтовых вод. Лучшее время года для этого – весна, тогда их уровень находится максимально высоко и есть возможность с максимальной достоверностью определить этот показатель. Сделать это очень важно исходя из того, что именно данный показатель имеет наибольшее значение при закладке фундамента частного дома.

    Для определения глубины залегания грунтовых вод рекомендуем обратиться к специалисту

    Начало проектирования дома

    Для наглядного примера наша редакция использовала программу бесплатную демо-версию программы «Визикон». Но все действия вполне можно выполнить и на обычном листе бумаги. Для примера был выбран простой проект двухэтажного дома 10 м х 10 м

    Для проектирования домов необходимо будет «вооружиться» обычным тетрадным листом в клеточку и карандашом, задав при этом соответствующий масштаб. Рациональнее всего в данной ситуации будет поступить следующим образом – десять метров участка условно обозначить двумя клеточками. Таким образом, один миллиметр на линейке будет равняться 1 метру в реальной жизни – соотношение один к тысяче.

    Шаг 1: наносим контур дома на тетрадный лист с помощью линейки и карандаша в масштабе 1:1000, т.е. 1 мм на бумаге будет равен 1 метру

    Нанесение на бумагу контура самого участка, а также будущих строений. В данном случае все работы необходимо осуществлять в строгом соответствии с правильным масштабом – старательно перемеряя каждый метр на земле и нанося его на бумагу в соответствии размеров один к тысяче, вы обеспечиваете надежность и эстетичность возводимого здания. Нарисовать проект таким способом можно очень быстро. Обязательно надо учитывать не только контуры участка, отданного под проектирование и строительство, но и все расположенные объекты на участке, которые находились там еще до его планируемого возведения, и при этом их перенести не представляется никакой возможности. После этого можно будет приступить к проектированию самого здания – для упрощения задания, предположим, что проектируемый дом будет состоять из четырех комнат, кухни и двух санузлов (стандартное жилье для семьи из нескольких человек).

    Подвальное помещение / фундамент

    Несколько слов относительно проектирования подвального помещения. Необходимо отметить, что далеко не всегда в нем есть необходимость. Например, в том случае, если грунтовые воды стоят высоко, то это будет очень дорогим удовольствием – намного проще будет в проект включить еще одну комнату — как дополнительное помещение.

    Проект первого этажа

    Наносим на эскиз тамбур и прихожую – а уже из нее будут переходы в кухню и другие комнаты. Располагать помещения необходимо с учетом следующих моментов:

      Санузел и кухню следует размещать в непосредственной близости друг к другу – благодаря этому расположению намного проще будет проводить коммуникации;

      Очень неплохо, если составленный проект подразумевает отсутствие проходных комнат – это неотъемлемый элемент комфорта;

      На первом этаже надо учитывать наличие всех вспомогательных конструкций и помещений – их расположение будет очень важно не только для обеспечения функциональной пригодности дома, но и для комфортного перемещения жильцов.

    Шаг 2: чертим все комнаты и помещения первого этажа с необходимым размером

    После этого располагаем и планируем все двери нашего дома

    Шаг 3: проектируем двери на первом этаже

    Затем окна с учетом желаемой освещенности комнат и вашего бюджета

    Шаг 4: проектируем окна на первом этаже

    В итоге получаем такой первый этаж:

    Вот такая получилась 3D модель первого этажа

    Прорисовываем второй этаж

    Здесь уже все будет намного легче – ведь помещения в доме могут располагаться идентично (самое главное, не менять взаимное расположение санузлов — для того чтобы не усложнять проведение коммуникаций). Вполне достаточно будет спроектировать место расположения входной двери (многие архитекторы рекомендуют делать два входа на второй этаж — дома и с улицы) и окон.

    Шаг 5: Аналогично планируем помещения второго этажа. Не забываем про коммуникации — располагаем санузлы и ванную друг под другом

    Шаг 6: располагаем двери

    Шаг 7: чертим окна второго этажа

    Получили вот такую 3D модель второго этажа

    Проектирование мансарды и крыши

    Решили создать проект дома сами – не нужно будет пытаться нарисовать какую-то слишком «заумную» крышу с большим количеством изгибов. Запомните – крыша является одним из самых важных структурных компонентов в доме, и пытаться создавать дополнительную эстетичность, поставив под вопрос надежность, уж точно не стоит. Это все приведет к тому, что местах изгибов возникнут течи. Рисуете проект – будьте добры, исповедуйте принципы минимализма в архитектуре.

    Для проектирования подобной крыши без архитектора не обойтись

    Зависимость проектировки дома с изоляцией

    Есть одно очень важное правило – все вспомогательные помещения необходимо строить с северной стороны. Несмотря на то, что теплоизоляция, выполняемая при помощи строительных материалов, имеет первостепенное значение, взаимное расположение комнат также нельзя выпускать из виду – хотя бы из-за экономии расхода энергии на обогрев дома.

    Утверждение проекта для начала строительства

    Необходимость корректировки проекта. Даже в том случае, если вы сами смогли изобразить на бумаге дом своей мечты, необходимо будет перед началом строительства дома все-таки проконсультироваться со специалистами – мнение грамотного прораба или же архитектора лишним не будет. Как минимум, необходимо будет согласовать следующие моменты:

      Проведение электрики;

      Проведение собственной канализации;

      Проведение водоснабжения;

    Необходимо понимать, что все указанные выше вопросы не являются художественной или архитектурной частью проекта. Это все — самые рутинные вопросы, грамотный подход к решению которых обеспечивается только профессионалами своего дела. В крайнем случае, любой недосмотр при самостоятельном составлении проекта дома, который допустил человек, не имеющий профильного образования, может быть подкорректирован грамотным прорабом, который практическую сторону любой идеи понимает намного лучше. Хотя даже в том случае, если проект составляется профессиональными архитекторами, то также не исключаются чисто практические недочеты.

    Самостоятельная работа над проектом дома и ее преимущества

    Проект своего дома вы можете создавать сами – для того, чтобы разработать чертежи взаимного расположения тех или иных помещений, а также определиться с местом дома на участке, не потребуется специальных знаний. Грамотный и ответственный подход к делу обеспечит вам успех мероприятия. Однако в плане проведения коммуникаций надо будет обязательно проконсультироваться с профессионалами. Таким образом можно будет правильно спланировать дом, который прослужит вам верой и правдой.

    Читайте про следующие этапы строительства:

    Смотрите также видео о том, как сделать проект дома самостоятельно

    Читайте про предыдущие этапы строительства:

    Проектирование дома самостоятельно: создаем проект дома

    3.5 (70%) 2 votes