Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Закон о социальном обслуживании граждан рф. Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживания. Чтобы понять, как это работает, вот пример

    Закон о социальном обслуживании граждан рф. Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживания. Чтобы понять, как это работает, вот пример

    Совсем недавно вступил в силу новый закон о социальном обслуживании населения. Мы уже рассказывали об этом (прочитать можно тут: http://goo.gl/cZw7KI). Но подробно разобраться – что же это за закон, чего там нового и как теперь жить в рамка этого нормативного акта? – без помощи квалифицированных юристов ох как не просто. Совсем недавно специалисты информационно-правового портала «Гарант» подготовили разбор закона. Мы с удовольствием длимся этой крайне полезной информацией.

    «25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.
    И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
    Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

    1. Введено понятие "получатель социальных услуг".
    С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы", вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг". Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.
    Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:
    - полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
    - наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
    - наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
    - невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
    - насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
    - отсутствие определенного места жительства;
    - отсутствие работы и средств к существованию;
    - наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
    Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
    До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.
    МНЕНИЕ

    "Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

    2. Определен поставщик социальных услуг.
    Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

    3. Расширен перечень видов социальных услуг
    Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные.
    После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:
    - социально-бытовые;
    - социально-медицинские;
    - социально-психологические;
    - социально-педагогические;
    - социально-трудовые;
    - социально-правовые;
    - услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
    - срочные социальные услуги.
    К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги. Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

    4. Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг.
    Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату. С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:
    - несовершеннолетние;
    - лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
    - лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.
    Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
    Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).
    Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Рассмотрим пример. Допустим, величина прожиточного минимума для пенсионеров составляла 6804 руб. Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.).
    Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

    5. Изменен порядок получения социальных услуг.
    С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения. Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах. Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.
    С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.
    Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года. Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы. Прежде составление таких программ не было предусмотрено.
    После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных. В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.
    МНЕНИЕ
    Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:
    "Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

    6. Определена организация социального обслуживания.
    Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот. Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.
    Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации. В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников. Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

    Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».
    По материалам ИПП «Гарант» http://www.garant.ru/article/604320/#ixzz3QXjQdTCj

    Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

    1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

    2. Представители детей-инвалидов

    3. Несовершеннолетние дети

    4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

    5. Инвалиды боевых действий

    Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

    1. Инвалидов и участников ВОВ

    2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

    3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

    4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

    5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

    6. Героев Советского Союза

    7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

    8. Героев Соц. Труда

    9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

    10. Инвалидов боевых действий

    1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

    2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

    3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

    4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

    Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

    Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

    Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

    Чтобы понять, как это работает, вот пример.

    Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

    Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

    Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

    Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

    Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
    (30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

    Это максимальный тариф на услуги в месяц.

    Как получить социальную услугу

    Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

    1. Подготовить документы

    — Паспорт
    — Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
    — Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
    — Выписку из домовой книги
    — Справку о доходах за последний год
    — Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
    — Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

    Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

    2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

    3. Подождать до 7 дней

    Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

    4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

    С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ)

    Согласно Федеральному закону № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются получателям в формах:

    Стационарного социального обслуживания;

    Полустационарного социального обслуживания

    Социального обслуживания на дому.

    Для получения социального обслуживания гражданину или его законному представителю необходимо подать заявление в письменном или электронном виде.

    Заявление можно подать по месту регистрации в:

    Орган социальной защиты населения по месту жительства (регистрации);

    Многофункциональный центр;

    Портал государственных и муниципальных услуг.

    Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:

    1 Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    2 Документ, подтверждающий место жительства в Московской области;

    3 Документы, подтверждающие доходы гражданина и членов семьи в денежной форме;

    4 Выписка из домовой книги;

    5 Выписка из финансового лицевого счета

    6 Справка медицинской организации о состоянии здоровья гражданина;

    7 Индивидуальная программа реабилитации инвалида (только для инвалидов и детей-инвалидов).

    В течение 5 рабочих дней с момента подачи гражданином заявления Комиссией по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании принимается одно из следующих решений:

    Признать нуждающимся в социальных услугах;

    Отказать в признании нуждающимся в социальных услугах.

    После признания гражданина нуждающимся в социальных услугах органом социальной защиты населения по месту жительства составляется и передается гражданину или его законному представителю в срок не более 10 рабочих дней с момента подачи заявления индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой указываются виды социальных услуг, а также рекомендуемые поставщики социальных услуг.

    Договор о предоставлении социальных услуг заключается в течение суток с момента обращения гражданина или его законного представителя к поставщику социальных услуг.

    1. Несовершеннолетним детям;

    4. Женщинам, находящимся в кризисной ситуации.

    1. Несовершеннолетним детям;

    2. Лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов;

    3. Законным представителям детей-инвалидов;

    4. Гражданам, чей среднедушевой доход ниже или равен установленной величине прожиточного минимума на душу населения, установленного в Московской области.

    1. Несовершеннолетним детям;

    2. Лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов;

    3. Одиноким инвалидам (одиноким супружеским парам), одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) из числа: инвалидов ВОВ или участников ВОВ, супругов погибших инвалидов или участников ВОВ, бывших несовершеннолетних узников фашизма, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, награждённых медалью «За оборону Москвы», Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, инвалидам боевых действий;

    4. Законным представителям детей-инвалидов;

    5. Гражданам, чей среднедушевой доход ниже или равен установленной величине прожиточного минимума на душу населения, установленного в Московской области.

    Стационарное социальное обслуживание:

    1. Ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, -не более 50% среднедушевого дохода получателя социальных услуг;

    Полустационарное социальное обслуживание:

    4. 30% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума; 5. для получателей, имеющих среднедушевой доход свыше трехкратной величины прожиточного минимума, устанавливается оплата в размере полной стоимости предоставленных социальных услуг.

    Социальное обслуживание на дому:

    1. 10 % стоимости предоставленных услуг - гражданам, являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, и приравненным к ним лицам;

    2. 10% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума;

    3. 20% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума;

    4. 30% стоимости предоставленных услуг - гражданам, имеющим среднедушевой доход от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума; для получателей, имеющих среднедушевой доход свыше трехкратной величины прожиточного минимума, устанавливается оплата в размере полной стоимости предоставленных социальных услуг.

    Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ.

    Последние изменения, внесенные в 442-закон «О социальном обслуживании»

    Новое законодательство гласит, что учреждения, которые обеспечивают граждан социальным обслуживанием, становятся поставщиками услуг. Однако теперь они не проверяют граждан, которые нуждаются в обслуживании. Теперь это контролирует уполномоченный орган, состоящий из комиссии экспертов.

    Изменения закона затрагивают и метод индивидуального подхода. Например, социальное сопровождение — это новый элемент в системе обслуживания. Он позволяет предоставлять гражданам необходимые виды обслуживания в следующих областях:

    • Медицинских;
    • Юридических;
    • Психологических;
    • Педагогических;
    • Социальной помощи, если она не относится к обслуживанию.

    Также определены основания, благодаря которым граждане признаются нуждающимися в услугах. Ниже рассмотрены изменения в следующих статьях закона:

    Статья 7

    В ней дополнена часть 1 закона. Чтобы определить оценку качества оказываемых услуг, создаются специальные условия в организациях по предоставлению обслуживания.

    Статья 8

    В ней описывается пункт 24.1 закона. Речь идет о проведении независимой оценки после оказанных услуг учреждениями по социальному обеспечению.

    Ст 13 442-ФЗ

    В этой статье был дополнен пункт 2 в новой редакции. В нем говорится о проведении независимой оценки качества оказываемых услуг сотрудниками в социальной сфере. Показатели определяются Федеральным органом исполнительной власти.

    Также дополнена часть 4 закона. В ней говорится, что независимо от органа, который предоставляет услуги, он должен обеспечивать во Всемирной паутине возможность письменно выражать мнение. Люди, которые воспользовались обслуживанием, могут написать комментарий или отзыв после успешного оказания сервиса.

    Ст 15 ФЗ-442

    Описываются критерии закона, на основании которых гражданин признается нуждающимся в социальном обеспечении. Чтобы признать его таковым, требуется проанализировать обстоятельства, которые способствуют ухудшению нормальных жизненных условий. Также он должен быть признан недееспособным. Гражданин не может:

    • Невозможное самостоятельное передвижение инвалидов (больше о социальной защите инвалидов в );
    • Обслуживаться;
    • Обеспечивать себя жизненными потребностями.

    Описывает методы составления индивидуальной программы. Индивидуальная программа — это документ, в котором указываются:

    • Виды сервисов;
    • Периодичность;
    • Объем;
    • Условия;
    • Сроки.

    Документ создается исходя из потребностей гражданина в социальных услугах. Список нужд пересматривается один раз в 36 месяцев. Но только на основании уже созданной индивидуальной программы. В последней редакции закона изменения не вносились.

    Перечисляется перечень сервисов, которые оказываются в срочном порядке.

    В соответствии с законом, спектр услуг следующий:

    • Необходимый набор продуктов или обеспечение бесплатной горячей едой;
    • Граждане обеспечиваются обувью, одеждой или иными предметами первой необходимости;
    • Помощь в получении жилого помещения;
    • Другие срочные услуги.

    В последней редакции изменения в статью не вносились.

    Ст 31 442

    Перечислены лица, которые могут получить социальные сервисы бесплатно. В этот список входят:

    • Несовершеннолетние дети;
    • Лица, которые пострадали в результате чрезвычайного происшествия или военных (международных) конфликтов.

    Чтобы проанализировать закон, изменения и дополнения, скачайте его по ссылке выше.