Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Управление оу на основе современных управленческих технологий. Современные технологии управления школой. Диагностика эффективности командоформирования

    Управление оу на основе современных управленческих технологий. Современные технологии управления школой. Диагностика эффективности командоформирования

    Кафедра Менеджмент в образовании

    Учебное пособие по дисциплине
    «Основы технологий образовательного менеджмента»

    Для системы профессиональной переподготовки и повышения
    квалификации по программе «Менеджмент в образовании»

    Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2017

    Один из наиболее популярных подходов – ресурсный, определяющий группировку технологий в зависимости от тех ресурсов, с которыми данная технология «работает» (таблица 1). В рамках данного подхода определены, скорее, не конкретные технологии, а их группы.

    В группе поведенческих технологий представлены как классические инструменты – стимулирование и мотивация, ротация, оценка персонала и др., так и довольно экзотические – манипулирование сознанием, нейролингвистическое программирование и им подобные. Все они так или иначе связаны с «преобразованием» человеческих ресурсов и нацеливанием их на организационные задачи.

    Таблица 1.

    Классификация технологий по ресурсам

    Технологии

    Базовый ресурс

    Характеристика

    Поведенческие

    Люди

    Процедуры и действия, связанные с набором, аттестацией, мотивацией, расстановкой и организацией работы персонала организации

    Финансовые

    Финансы

    Действия и операции, связанные с получением, преобразованием, приумножением и расходованием денежных средств организации

    Информационные

    Информация

    Эти технологии включают в себя все, что связано с обработкой информации: от компьютеров и программных средств до специфичных приемов структурирования и распределения информации

    Производственные

    Сырье, материалы

    Действия и операции, непосредственно связанные с преобразованием материальных и сырьевых ресурсов

    В рамках финансовых технологий используются разнообразные инструменты, такие как бюджетирование, сметные расчеты, производные финансовые инструменты (работа с ценными бумагами, деривативами и т.д.)

    Информационные технологии . В современном производстве товаров и услуг информационные технологии все чаще становятся основой других технологий и бизнес-процессов. Скажем, сейчас управление человеческими ресурсами трудно представить без баз данных и разнообразных кадровых программных продуктов, управление финансами – без специальных финансовых (бухгалтерских и расчетных) программ. Современные производственные технологии используют программы управления запасами и продажами, распределения ресурсов, учета продукции. Образовательные технологии (от отбора и структурирования контента до непосредственного взаимодействия с учащимися) в большинстве своем реализуются с использованием информационных технологий. Без информационных технологий невозможна эффективная маркетинговая, инновационная или социальная деятельность организации.

    С информационными технологиями связывают также возникновение совершенно немыслимых ранее видов бизнеса и услуг – электронная коммерция, интернет-банкинг, интернет-реклама, дистанционное обучение и т.д.

    Сами по себе информационные сети становятся важнейшим источником информационных ресурсов.

    Если говорить о сфере образования, то в ней в качестве производственной технологии выступает технология основного процессе, то есть образовательная технология. Только в качестве сырья и материалов выступают исходные уровни образованности, обученности, развитости и воспитанности, которые в ходе применения образовательных технологий преобразуются, улучшаются и повышаются (при условии, разумеется, надлежащего качества «сырья» и надлежащей реализации самих технологий).

    В рамках данного подхода управленческие технологии (их группы) классифицируются в зависимости от приоритетных задач, на решение которых они направлены. В литературе выделено множество таких технологий, мы кратко (а в следующих двух курсах модуля – более подробно) охарактеризуем те, которые наиболее применимы в управлении образовательными организациями.

    Стратегическое планирование . Как мы увидим далее, стратегический менеджмент и стратегическое планирование часто рассматривают как подход, концепцию, модель и т.д. менеджмента. Мы же здесь обратим внимание именно на технологические аспекты данного понятия.

    Стратегическое планирование – это комплексный процесс, направленный на определения того, чем бизнес должен стать в перспективе и как лучше достичь этого состояния. В процессе стратегического планирования оценивается потенциал бизнеса и увязываются бизнес-цели, действия и ресурсы, необходимые для их достижения. Стратегическое планирование – это систематический процесс постановки наиболее важных вопросов, стоящих перед управленческой командой и поиска оптимальных ответов, которые впоследствии ложатся в основу принимаемых решений.

    Таким образом, философия стратегического планирования базируется на ряде постулатов:

    · мы живем, пока движемся и развиваемся; двигаясь, нужно понимать – куда, развиваясь, нужно понимать – зачем; и нужно как можно более четко и полно описать образ нашего будущего состояния;

    · будущее неопределенно, правильная стратегия помогает снизить эту неопределенность;

    · решающую роль на пути к будущему играет отслеживание, анализ и учет всего, что на нас влияет;

    · на пути к будущему нас подстерегают угрозы, но и нам предоставляются возможности: угроз стараемся избегать, возможности - использовать;

    · правильно сформулированные и доступные всему персоналу видение, миссия и цели и есть то будущее, к которому мы придем.

    Соответственно, цель стратегического планирования как технологии состоит в определении возможного будущего состояния нашей организации (бизнеса) и оптимальных путей достижения этого состояния.

    Что касается алгоритма реализации данной технологии, т.е. типичных действий и операций, которые предпринимает менеджмент в рамках ее реализации (применительно к сфере образования), то он более подробно рассматривается в курсе «Стратегии развития образовательных организаций».

    Маркетинговое управление. Создание технологий маркетингового управления – это выдающийся прорыв в теории менеджмента, который часто связывают с именем американского ученого и бизнесмена Филиппа Котлера. Эволюция идей маркетинга привела к тому, что маркетинг как таковой (наряду со стратегическим менеджментом) рассматривается сейчас тоже как некая модель и концепция менеджмента.

    Маркетинговое управление представляет собой такое управление, которое позволяет достичь финансовых и социальных целей организации за счет своей полной ориентации на потребителя, на все более полное удовлетворение его нужд и потребностей. Американская ассоциация маркетинга под маркетинговым управлением понимает процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации. Такая деятельность организаций осуществляется в определенной среде, элементы которой вступают во взаимодействие друг с другом.

    Философия современного маркетинга базируется на понимании и манипулировании человеческими желаниями и нуждами. Современный маркетинг не идет за нуждами людей, он формирует их желания, помогая (или понуждая) сориентироваться в океане товаров, продуктов, услуг. Другая, не менее важная идея современного маркетинга – рынок есть поле битвы, иногда довольно жестокой и безжалостной, а маркетинг, как считает еще один выдающийся гуру современного менеджмента Джек Траут – это стратегия, тактика и инструмент (оружие) войны за сознание потребителя. При этом потребитель, как приз победителю – тоже ценность, которую нужно беречь, лелеять и о которой нужно заботиться. А иначе – не будет потребителя, не будет и компаний… Для образования такое понимание маркетинга имеет далеко идущие последствия. Поскольку государство пока плохо справляется с ролью главного заказчика образовательной системы, то образовательным учреждениям приходится вступать на упомянутое поле и начинать воевать, используя маркетинговые технологии.

    Отсюда цель маркетингового управления как технологии – получение лучших, чем у конкурентов, результатов (финансовых и имиджевых) путем завоевания потребителей, формирования и полного удовлетворения их нужд, интересов и потребностей.

    Также, как и в случае со стратегическим планированием, алгоритм этой технологии мы рассмотрим отдельно, в курсе «Маркетинг образовательных услуг».

    К другим управленческим технологиям этой группы, которые могут быть применены в образовательных учреждениях, относятся:

    · управление по целям (Management by Objectives);

    · управление взаимоотношениями с потребителями (CRM );

    · сбалансированная система показателей (ССП, BSC );

    · управление знаниями (Knowledge Management) .

    Тема 3. Характеристика основных технологий образовательного менеджмента

    Управление по целям .

    Основные принципы технологии «Управления по целям» (Management by Objectives, MBO – так далее и будем указывать) сформулированы Питером Друкером в его книге «The Practice of Management» («Практика менеджмента») в 1954 году.

    Основная философская идея МВО (что сближает его со стратегическим планированием), сформулированная Энтони Райем (Anthony Raia ) заключается в том, что эта технология концентрирует внимание на попытках предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом. МВО - это философия ориентации на результат, где выделяется значение достижений и результатов. Усилия обычно сосредоточиваются на изменении и повышении эффективности как сотрудников, так и организации, в целом.

    Вытекающая отсюда главная цель МВО как технологии заключается в ориентации всего персонала организации на достижение определенных результатов за счет принятия и понимания организационных целей каждым сотрудником.

    Суть МВО заключается в проработке и реализации «сквозной» системы стоящих перед организацией и работником целей и задач. Важной частью МВО является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов

    Общий алгоритм МВО выглядит следующим образом:

    1)определение целей организации (см. курс «», курс «Образовательный менеджмент » и курс «Стратегии развития образовательной организации »), ассоциируемых с целью деятельности высшего руководства;

    2)декомпозиция целей до первого уровня структуры организации, т.е. уровня функциональных заместителей, ответственных за конкретные направления (производство, маркетинг, финансы и т.д.)

    3)декомпозиция того, что получилось на предыдущем этапе, до следующего уровня структуры – руководителей подразделений, отделов и т.д. в соответствующих блоках.

    4)декомпозиция до уровня конкретных сотрудников. Таким образом, цели всей организации переводятся на уровень конкретных действий конкретных работников.

    В процессе реализации МВО-технологии должны соблюдаться определенные условия:

    · все формулировки целей должны соответствовать требованиям SMART (см. курс «Профессиональные навыки менеджера »);

    · Сверху вниз устанавливаются цели для всех уровней компании, причем цели даже на самых нижних уровнях должны соответствовать целям и стратегии организации в целом;

    · оптимальное количество целей для каждого субъекта (сотрудника, подразделения) – 3-7;

    · сотрудники должны быть вовлечены в процесс постановки целей и определения направления действий, необходимых для их достижения, в этом случае они будут более мотивированы на выполнение своих обязанностей;

    · в развитие предыдущего пункта: цели для сотрудника формируются в совместном с ним диалоге – работник должен принять цели организации и понять, как его работа позволит ей их достичь;

    · сотрудник/подразделение должен быть обеспечен соответствующими ресурсами для достижения поставленных задач;

    · должна регулярно проводиться оценка результатов деятельности, во время которой оценивается достигнутое и ставятся следующие цели;

    · Для оценки достижения целей определяются ключевые показатели эффективности (KPI). Это понятие используется также в системе сбалансированных показателей , поэтому уделим ему чуть больше внимания, когда будем рассматривать эту технологию.

    Как работает данная технология применительно, скажем, к средней общеобразовательной школе.

    1.Постановка целей организации . Руководством школы организуется серия мероприятий (педсоветов, круглых столов, семинаров и т.д.), на которых обсуждается актуальное состояние школы и внешнего окружения, формулируются проблемы и пути их решения. Затем формулируются (или выносятся на обсуждение) проекты целей. Например (применительно к следующему учебному году, цели не структурированы по разделам, просто набор из разных сфер деятельности школы):

    2)довести качество знаний по школе в среднем до 61%;

    3)подготовить 2-х медалистов;

    4)довести количество призеров районных олимпиад до 5 уч-ся;

    5)довести уровень поступления выпускников 11 класса в вузы и учреждения СПО не ниже до 65%;

    6)довести количество занимающихся в спортивно-оздоровительных секциях до 90%;

    7)довести количество педагогов, прошедших повышение квалификации до 100%;

    8)повысить обеспеченность образовательного процесса современными техническими средствами обучения и пособиями до 60%;

    2.Декомпозиция первого уровня . Указанные выше цели распределяются (с возможной конкретизацией) по блокам:

    · учебная работа – заместителю по учебной работе – цели 1, 2, 3, 5;

    · воспитательная работа – зам. по воспитательной работе – цель 6;

    · методическая работа – руководителю методической комиссии или зам. по методической (научно-методической) работе - цели 7,8 и т.д.

    Не следует забывать, что процесс декомпозиции должен происходить открыто, с участием самих педагогов. Второй вариант: в школе принимается схема, по которой высшие цели обсуждаются и формулируются (утверждаются) коллегиально, но затем, опять по взаимно согласованному механизму, доводятся вниз по иерархии.

    3.Декомпозиция уровня педагога (возможно, пропустили в данном примере еще какие-то уровни). Какие-то цели транслируются в неизменном виде: скажем цель 6, так, как она сформулирована, доводится до преподавателя физкультуры. А цели 2,3,4 конкретизируются, например:

    · учителю математики ___ класса обеспечить уровень качества знаний по предмету не ниже 69%;

    · учителю географии ___ подготовить 1 участника и призера районной олимпиады;

    · учителю литературы ___ довести уровень использования компьютерной техники на уроках до 50% (от общего числа уроков)…

    Необходимо также напомнить, что каждая цель должна быть обеспечена ресурсами. Так, поставив учителю литературы указанную выше цель, руководство должно позаботиться о том, чтобы этот учитель мог реально воспользоваться компьютером, в том числе в домашних условиях (подготовка в этом случае часто важнее, чем исполнение), чтобы компьютер работал без сбоев и зависаний и т.д.

    Понятно, что вся работа над постановкой целей пройдет впустую, если исполнение не контролировать, не отмечать исполнение или контролировать не то, что зафиксировано. Если мы с классного руководителя будем спрашивать за успеваемость по математике, а в его личной системе целей этого не было, то могут возникнуть всяческие коллизии. Вывод такой – МВО очень хорошо дисциплинирует не только рядовых исполнителей, но и руководство, побуждая его тщательно продумывать формулировки и умело распределять цели.

    Технология управления взаимоотношениями с потребителями (Customer Relationship Management – CRM ) уже достаточно давно реализуется маркетингово-ориентированным бизнесом. Но для образовательной сферы (что удивительно) эта технология является относительно новой и непривычной.

    CRM – это технология, предполагающая управление проактивными взаимоотношениями с покупателями наших товаров и потребителями наших услуг. В данном случае термин «проактивные» означает - упреждающие, превентивные, опережающие.

    Центром ценностной системы CRM является потребитель, ядром идеологии – ориентация всех процессов организации на выстраивание и поддержание таких отношений с потребителем, чтобы он как можно дольше оставался лояльным организации и как можно чаще обращался к ней за товарами, продуктами и услугами.

    Главное предназначение CRM применительно к образовательной сфере – выстраивание соответствующей этой философии стратегии взаимодействия с потребителями образовательных услуг: обучающимися, родителями, организациями-заказчиками обучающих программ и курсов, а также субъектами рынка труда, принимающих на работу выпускников профессиональных учебных заведений. В частности, эту технологию используют для оптимизации маркетинга, повышения уровня продаж образовательных программ, улучшения взаимодействия (обслуживания) с потребителями путём сохранения информации о них и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения управленческих процессов и последующего анализа результатов.

    CRM – модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является потребитель, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания потребителей. Эта поддержка включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании.

    Основные принципы использования CRM технологии в образовательных организациях (собственно, эти принципы и отражают типовой алгоритм реализации данной технологии):

    1.Наличие единого хранилища информации, куда собираются сведения о взаимодействии с потребителями – «клиентской» базы. Структура такой базы может отличаться в зависимости от типа образовательного учреждения: в детском саду и школе большая часть базы посвящена, видимо, родителям; в колледжах, вузах и учреждениях дополнительного образования – самим студентам и работодателям.

    2.Использование многих каналов взаимодействия: непосредственно в организации, телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, чаты, социальные сети.

    3.Анализ собранной информации о потребителях и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений – например, сегментация (группировка) по разным основаниям, прогноз потребности в тех или иных услугах, отношение к образовательной организации в целом, к отдельным администраторам и педагогам.

    4.Доступность информации. При взаимодействии с конкретным потребителем сотруднику доступна вся необходимая информация о взаимоотношениях с ним и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).

    5.Клиентоориентированность персонала. Это означает, что любой сотрудник, от уборщицы до директора, должен понимать, что воспитанник, ученик, студент, родители, представители организаций-заказчиков образовательных программ, работодатели – главный фактор их существования и главный источник их благосостояния, и неважно, кто финансирует обучение: бюджет, сами обучающиеся или организации. К сожалению, часто можно видеть, особенно в бюджетных учреждениях, примеры отношения к обучающимся, родителям, как к существам низшего сорта…

    В системах CRM , которые используются бизнесом, есть блок «постпродажное обслуживание». Применительно к образовательной сфере это означает, что нужно поддерживать отношения с выпускниками образовательного учреждения. Для большинства ОУ это очень мощный фактор продвижения на образовательном рынке, повышения конкурентоспособности, повышения престижа и улучшения имиджа; дополнительный канал привлечения потребителей платных услуг, а то и прямого привлечения финансовых средств (эндаументы, см. курс ОФХД) и прямой помощи в совершенствовании инфраструктуры.

    Что касается форм «постпродажного обслуживания», то это чаще всего разнообразные общества, клубы и ассоциации выпускников. И задача ОУ, использующего CRM технологию – постоянно поддерживать взаимоотношения с ними, приглашать на внутренние мероприятия, информировать о событиях, проводить совместные акции и т.д.

    Сбалансированная система показателей .

    В данном разделе дана лишь общая характеристика этой управленческой технологии, более детально она описана в элективном курсе «ССП для образовательной организации».

    Сбалансированная система показателей (ССП), Balanced Scorecard (BSC ) – методика общей оценки деятельности предприятия, предназначенная для анализа эффективности работы компании по достижению стратегических целей. Концепция ССП была разработана на основе результатов исследования, проведенного в начале 1990-х годов Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном и в итоге стала одной из самых крупных инноваций в менеджменте второй половины ХХ века.

    На уровне оперативного управления в организации контроль за осуществлением стратегической деятельности происходит посредством ключевых показателей исполнения – КПИ (Key Performance Indicators - KPI ). В русскоязычной литературе, правда, закрепился другой перевод – ключевые показатели эффективности (КПЭ), что не совсем точно. Тем не менее, в данном случае это одно и то же.

    КПИ – это измерители возможностей достижения той или иной цели организации. Также КПИ являются индикаторами уровня эффективности как организационных процессов в целом, так и работы каждого сотрудника в частности. В таком контексте ССП является неотъемлемым инструментом не только стратегического планирования, но и оперативного управления.

    Сбалансированная система показателей в современном виде включает в себя 5 блоков, каждый из которых имеет уникальный набор КПИ, отражающих эффективность в реализации стратегических целей организации, в которой действует ССП. При этом, учитывая специфику образовательной сферы, акценты в системе показателей расставлены немного по иному, чем в организациях производственно-коммерческой сферы.

    1. Финансовый блок . Является традиционной частью практически любой модели оценки эффективности управления. Преимущественное значение имеет в коммерческих (производственных, торговых и т.д.) организациях. Отражает динамику изменения наиболее значимых для организации финансовых показателей и групп показателей: рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность. Финансовый блок системы описывает материальную сторону достижения стратегических целей с помощью различных финансовых показателей: прибыльность, стоимость для акционеров и других. И если для коммерческих организаций выработана группа универсальных показателей финансового блока, то определение КПИ для учебных заведений – это достаточно сложный процесс. Прежде всего имеет смысл вводить финансовые КПИ в тех ОО, где велика доля платных услуг (или они преобладают, как в большинстве частных ОО). Типичные КПИ финансового блока характеризуют общий доход, доход от реализации платных образовательных услуг, эффективность маркетинга (отношение затрат на маркетинг и продвижение платных услуг к доходу от их реализации), эффективность использования площадей (отношение дохода к площади – общей, учебной и т.д.), удельную эффективность образовательного процесса (отношение дохода к числу обучающихся) и т.д. Более полный перечень показателей и их сущность рассматриваются в элективном курсе «ССП для образовательной организации».

    Для образовательного учреждения, получающего большую часть финансирования от государства (муниципалитета), необходимо очень четко следить и грамотно управлять входящими и исходящими денежными потоками. Также желателен налаженный механизм непрерывного мониторинга и учета доходов и расходов. На отражение качества работы механизма мониторинга направлены такие показатели:

    · коэффициенты соотношения плановых и фактических расходов (отношение общей суммы фактических расходов за период к общей сумме плановых расходов за аналогичный период);

    · коэффициент фактического и планового финансирования (отношение общей суммы доходов за период к сумме доходов, которые планировалось получить за аналогичный период).

    Эти показатели можно назвать базовыми для финансовой составляющей СПП, модифицированной для государственного образовательного учреждения.

    2. Блок потребительской оценки . Показатели этого блока помогают оценить пока результаты функционирования организации в целевом сегменте рынка. Блок обычно включает в себя несколько базовых показателей: удовлетворение потребностей клиентов, сохранение и расширение клиентской базы, объем и доля целевой сферы рынка. Кроме того, сюда включаются специфические показатели ценности предложений, получаемых потребителем целевого сегмента от данной организации. Это факторы, которые являются важнейшими для сохранения лояльности потребителя услуг. В образовательной организации объектом данного блока являются соответствующие группы потребителей образовательных услуг – абитуриенты, обучающиеся, родители, организации-заказчики обучения, работодатели. К типовым показателям клиентского блока для ОО можно отнести: количество принятых на образовательные программы, долю ОО на рынке образовательных услуг (страны, региона); качество абитуриентов (средний показатель ГИА, ЕГЭ, доля поступивших по итогам олимпиад); уровень удовлетворенности обучающихся (с градацией по уровням и типам образовательных программ), показатель лояльности обучающихся (разница между долей тех, кто рекомендовал бы поступление в учреждение и тех, кто не делал бы этого), этот же показатель применим к оценке лояльности родителей, работодателей, организаций-заказчиков обучения; и другие.

    3. Блок внутренних бизнес-процессов . Показатели данного направления осуществляют оценку основных процессов, от успешного функционирования которых зависит удовлетворенность потребителей, а также достижение финансовых целей. К основным процессам образовательной организации обычно относят собственно образование (учебно-воспитательная работа), исследования и разработки (научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа). Иногда к ним относят методическую (учебно-методическую) работу, хотя, строго говоря, она является обеспечивающим процессом по отношению к указанным выше. Как правило, в этом блоке определяются количественные и качественные параметры: количество образовательных программ (по уровням, типам и формам), сохранность контингента; показатели качества подготовки (в зависимости от типа ОО: средняя оценка по ГИА, ЕГЭ, итоговой аттестации, доля дипломов с отличием и т.д.); удельный показатель объема НИОКР (отношение средств, выделенных на НИОКР к общему количеству педагогов и научных работников); доля образовательных программ, прошедших общественно-профессиональную и/или международную аккредитацию; показатель востребованности – доля выпускников, трудоустроившихся по специальности и т.д.

    Заметим, что в систему КПИ не включаются показатели, связанные с соответствием лицензионным и аккредитационным требованиям, ФГОС, СНиП, требованиям СЭС, Минздрава и т.д., поскольку они есть условия нормального функционирования ОО, которые мы обязаны выполнять, если хотим существовать.

    4. Инновационный блок . Данная составляющая рассматривает инновационные процессы как неотъемлемую часть функционирования образовательной организации. Индикаторы этого блока показывают, например, уровень оснащенности современными средствами обучения, степень использования инновационных моделей и методик обучения (компетентностная модель, модульное обучение, практикоориентированное обучение, развивающее обучение и т.д.), степень инновационной активности педагогов и научных работников, количество и востребованность образовательных программ, ориентированных на инновационные отрасли производства и сферы услуг и т.д.

    5. Блок развития персонала . Данный блок определяет действия, которые необходимо осуществить, чтобы обеспечить рост и совершенствование организации в долгосрочной перспективе.

    Указанные выше блоки ССП обычно обнаруживают значительный разрыв в существующих возможностях людей, систем и процедур по сравнению с теми, которые требуются для опережающего развития. Ликвидации этого пробела способствуют прежде всего вложения в переобучение и повышение квалификации персонала, постоянное совершенствование механизмов вовлечения в управление, стимулирования и мотивации, формирование и развитие организационной культуры.

    В этом же блоке могут быть показатели уровня отработки и качества так называемых связующих процессов: взаимной коммуникации, доведения и передачи информации, оперативной обработки данных, а также уровней коллегиальности принятия решений, конфликтности.

    Процесс реализации технологии ССП (алгоритм технологии) начинается с определения конкретных стратегических целей на основе принятой стратегии.

    Для каждой конкретной цели выбираются показатели, характеризующие каждый раздел системы. По этим показателям составляется стратегическая карта ССП верхнего уровня (см. рис. 4), представляющая собой модель, которая демонстрирует то, как посредством стратегии происходит объединение блоковых целей.


    Рис. 4. Фрагмент стратегической карты ССП (с примерами балансирования целей)

    Разработанная система показателей является некой общей моделью бизнеса, в создание которой каждый внес свой вклад. Таким образом, каждый участник создания ССП принимает на себя определенную ответственность за ее реализацию, а сама система и, как следствие, работа в команде становится организационной базой для управления практически всеми бизнес-процессами в организации.

    Стратегическая карта ССП должна наглядно иллюстрировать, что цели всех 5 блоков связаны между собой причинно-следственными связями.

    Приведенные в стратегическое соответствие цели всех блоков и есть основной инструмент создания стратегической карты ССП: архитектура причинно-следственных связей, пронизывающая все блоки ССП, является структурой, на основе которой строится стратегическая карта ССП.

    На основе ССП организации разрабатываются и ССП подразделений.

    Таким образом, необходимо составить стратегическую карту для каждого подразделения соответственно приоритетным показателям ССП. Для выполнения этой задачи используется транслирование стратегических целей ССП «сверху вниз» на каждый уровень управления предприятием, которое называется каскадированием.

    Одним из решающих вопросов на данном этапе является мотивация персонала, чтобы каждый сотрудник понимал, какой вклад он вносит в реализацию стратегии, и какое вознаграждение он за это получает (необходимо учитывать как материальный, так и нематериальный аспект).

    Особенность построения ССП в образовательном учреждении заключается в том, что полученные результаты от ее функционирования практически полностью зависят от руководства образовательного учреждения, и этот человеческий фактор во многом обуславливает успех или провал внедрения ССП в качестве технологии управления.

    ССП должна иметь тесную связь с процессом согласования целей развития образовательного учреждения. Данная связь призвана обеспечить понимание каждым сотрудником своей роли в учреждении и выступить мотиватором для более эффективной работы педагогического и административного персонала.

    В целом же, благодаря специфике деятельности образовательных учреждений, построение сбалансированной системы показателей для них может оказаться более сложной задачей, нежели внедрение ССП в коммерческой организации. Это во многом связано с тем, что образовательные учреждения реализуют нематериальный продукт и при этом несут ответственность за результат своей работы перед обучающимися и другими потребителями, педагогами и сотрудниками (персонал), контрагентами (работники на контрактной основе, поставщики), перед государством как источником финансирования (государственные ОО), перед обществом в целом.

    Управление знаниями .

    Управление знаниями (Knowledge Management ) – одна из самых «модных» и популярных управленческих технологий, которая тесно связана с такими понятиями, как «обучающаяся организация», «экономика, основанная на знаниях», «инженерия знаний» и т.д.

    На рубеже 1980-1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных концептуальных подхода к «управлению знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия: скандинавский, американский и японский. В 1986 году Карл Вииг вводит понятие управления знаниям. Развитие этой концепции продолжается до сих пор. В 1990 г. Питер Сенге представляет концепцию обучающейся организации, т.е. такой, которая способна к непрерывному самосовершенствованию через самообучение. Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносят японские ученые И. Нонаки и Х. Такэути, которые ввели понятие «спираль знаний», характеризующее процесс взаимодействия различных видов знаний при создании новых знаний в организации (см. ниже).

    Управление знаниями можно охарактеризовать как систему взаимосвязанных процессов, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные интеллектуальные активы организации, необходимые для ее успеха; а также как систему действий, преобразующих все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.

    Главная философско-мировоззренческая идея состоит в том, что знания или интеллектуальные активы, становясь достоянием всех сотрудников, превращаются в определяющий фактор успешности современной организации во всех смыслах. Это хорошо иллюстрируется старой притчей про обмен идеями: если вы с партнёром обменяетесь предметами, то у вас так и останется по одному предмету, а если вы обменяетесь идеями, то у вас будет по две идеи.

    Знания не только представляют собой ценность сами по себе, они порождают мультипликативный эффект по отношению к другим организационным процессам, воздействуя на уровень их. Иными словами, сейчас фактором конкурентного преимущества становится не рыночная позиция, а знания как активы. При этом центральным звеном технологии управления знаниями является не создание знаний, а их движение и использование в организации.

    Как уже было отмечено, японский исследователь И. Нонака разработал «спираль знаний», объясняющую, каким образом при создании новых знаний в организации взаимодействуют явные и неявные знания, проходя через процессы их преобразования (рис. 5):

    · социализация (превращение неявных знаний в неявные);

    · экстернализация (превращение неявных знаний в явные);

    · комбинация (обращение явных знаний в явные);

    · интернализация (превращение явных знаний в неявные).


    Рис. 5. Спираль знаний

    В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного сотрудника другому, например, с помощью наблюдения за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование – это передача явных, кодифицированных (формализованных) знаний от одного человека другому при помощи различных средств и технологий, а интернализация – это превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

    Основное внимание в этом подходе уделяется неформализованному знанию – предчувствиям, пониманию, догадкам, эмоциям. Такие знания помогают организации решать многие важные задачи, дают возможность увидеть её как живой организм, а не как бюрократическую машину для обработки входящих и исходящих.

    Говоря о технике реализации и применения технологии управления знаниями, нужно отметить, что для каждой организации характерна своя модель, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, культуру организации. Однако, независимо от этого, нужно обеспечивать выполнение следующих принципов и правил. Рассмотрим их на примере образовательного учреждения.

    1. Обеспечение эффективного функционирования спирали знаний . Для этого Нонака и Такеучи ввели модель, в которой управление проходит путь «из центра - вверх – вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Они в данном случае являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой слишком идеалистические теории руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать. В вузе это чаще всего деканы, заведующие кафедрами, руководители учебно-методических структур, в колледжах – руководители отделений и методических комиссий, в школах - заместители директора и руководители методических служб. Они «переводят» на язык, понятный (в управленческом смысле, разумеется) сотрудникам-исполнителям те идеи и концепции, которые рождаются в умах руководителей-стратегов.

    2. Создание новых знаний . В ОО (если не трогать НИР) новое знание создается в процессе анализа политико-экономических факторов, тенденций развития профессионально-трудовой сферы, исследования и анализа рынка труда, возможностей освоения новых сегментов образовательного рынка, мирового опыта и опыта партнёров и конкурентов, возможностей применения различных технологий в образовательном процессе и т.д. Это новое знание может быть формализовано в аналитических отчетах, обобщениях, рекомендациях и т.д.

    3. Использование имеющихся знаний при принятии решений . Анализируя полученные знания, руководство принимает решения, скажем, о создании новых кафедр и профилей, внедрении новой дополнительной услуги или программы, внедрении ИКТ в учебный процесс, реализации программы дистанционного обучения и т.д.

    4. Воплощение знаний в продуктах и услугах . В процессе реализации принятых решений новые знания становятся основой для создания новых образовательных программ и технологий, расширения спектра методических приемов, создания, наполнения и актуализации образовательного контента (формализованного в УМК и иной документации). Другими словами, знания превращаются в компетенции персонала, которые, при надлежащей «обработке» могут стать конкурентным преимуществом образовательной организации. Особенно важен этот переход в условиях появления новых профессий и специальностей, находящихся на острие научно-технического прогресса и смены технологических укладов.

    5. Передача существующих знаний из одной части организации в другую . Очень важный момент, который в традиционных структурах вызывает много вопросов, и даже сопротивление, и для педагогических коллективов это тоже характерно. Тем не менее, это одно из важнейших правил эффективной реализации данной технологии. Важно, чтобы каждый сотрудник мотивирован на понимание того факта, что, работая на общий успех и общие достижения, он должен вкладывать в это свой интеллектуальный потенциал. А собранные вместе и правильно структурированные интеллектуальные потенциалы и возможности отдельных сотрудников составляют то, что мы назвали ранее интеллектуальным активом организации.

    6. Обеспечение доступа к необходимым знаниям, а также защита знаний . Правило, вытекающее из предыдущего. Сейчас на рынке существует множество программных продуктов, позволяющих более или менее адекватно структурировать знания и выстроить системы доступа к общеорганизационным знаниям. Как правило, это специализированные базы данных, построенные по принципу интернет-поисковиков, когда каждый, задав даже не очень точно сформулированный вопрос, но указав хотя бы направление, может найти нужную информацию. Важно также обеспечить постоянную актуализацию таких баз, правильную классификацию и структурирование знаний, сформировать понятные всем модели отображения и использования информации.

    Таким образом, с точки зрения менеджмента знаний, суть современной организации (в том числе образовательной) заключается в раскрытии потенциала создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания услуг, предлагаемых ОО на образовательном рынке. Иными словами, управление знаниями – это технология XXI века, которая позволяет образовательным организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на образовательном рынке и рынке труда.

    Тема 4. Проектирование и эффективность технологий менеджмента

    Разработка конкретной, подходящей к данной организации и данному руководителю технологии управления предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий и ресурсов обеспечения процесса перевода управляемого объекта в желаемое состояние.

    Эффективная работа руководящего органа управления требует расчленения процесса управления на действия, и адекватного комбинирования действий. Каждое действие увязывается с предыдущими и его выполнение увязывается с выполнением других действий. Как уже отмечалось, понятие «технология управления» тесно связано с процессом алгоритмизации действий и операций в рамках тех или иных функций менеджмента.

    В качестве алгоритма процесса управления выступает регламент, определяющий содержание и последовательность действий в каком-либо процессе. Это правила последовательного осуществления определенных, связанных друг с другом действий, на которые этот процесс может быть разложен, и которые должны быть реализованы для достижения желаемой цели. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке действий, приводящих к решению управленческих задач.

    Схематически технология управления может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры (рис. 6).


    Рис. 6. Процессы реализации управленческой технологии

    Крайне важные аспекты управленческой технологии – это исследование и описание эффективных направлений и путей реализации процессов управления при помощи соответствующих процедур. Но, к сожалению, процессы менеджмента настолько вариативны и ситуативны, что четко и полно описать и однозначно сформулировать в словах алгоритмы функционирования систем управления и определить всю совокупность методов выполнения и упорядочения организационных преобразований и взаимодействий, практически никогда не удается. Тем не менее, стремиться к этому надо.

    В настоящее время существует несколько подходов к формированию управленческой технологии. Так как она определяется структурой управленческих работ, то соответственно ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность менеджмента организации.

    Наиболее разработанным и простым является традиционный функциональный подход, в основе которого лежит понимание управления как процесса реализации функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля. Здесь технологию управления можно определить как регламентацию процедур и способов работы с информацией в рамках каждой функции. Например, создается пооперационный порядок разработки учебных, рабочих, календарно-тематических и поурочных планов, УМК и т.д. Также детально, до уровня отдельных действий, прописываются, скажем, регламенты контроля исполнения как самих планов, так и поручений руководства. Используя функциональный подход, разрабатываются отдельные процедуры и алгоритмы для, например, разработки и утверждения новых программ, организации и проведения олимпиад и конкурсов и т.д.

    В быстро меняющихся условиях окружающей среды приемлемым будет ситуационный подход, суть которого заключается в обосновании алгоритма технологии на базе учета факторов и параметров определённой ситуации или проблемы. Другими словами, состав и последовательность управленческих действий будет уникальной в каждой конкретной ситуации (или для типовой ситуации, если они повторяются). Типичными примерами реализации ситуационного подхода являются технологии антикризисного управления. Схема управленческой технологии в данном случае выглядит так (рис. 7).


    Рис. 7. Ситуационный подход к проектированию управленческой технологии

    Эффективность управленческой технологии управления, как и любого другого процесса или действия, оценивается соотношением полученного результата и затрат всех ресурсов. Каких-то четко «оцифрованных» показателей эффективности технологий менеджмента не существует, поскольку в каждом конкретном случае сочетание целей и ресурсов уникально. Так, например, если конечной целью организации в определенном периоде буде элементарное выживание с надеждой на будущее, то менеджеры, видимо, приложат все усилия (т.е. потратят собственные эмоциональные и интеллектуальные ресурсы), потратят деньги и время и т.д. для достижения этой цели. Тем не менее, существуют некие обобщенные критерии, по которым, применяя свои показатели в их рамках, можно оценить эффективность технологий управления:

    · простота (технология управления не должна быть излишне сложной, содержать много промежуточных этапов и операций, должна быть понятной людям);

    · гибкость (адаптация к изменяющимся условиям – нужно уметь вовремя исправить или скорректировать, допустим, какое-то положение или регламент, чего наши люди очень не любят делать…);

    · надежность (наличие запаса прочности, дублирующего механизма, в том числе с точки зрения людей и ресурсов);

    · экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной; особенно это касается бездумных затрат ИКТ, например, на внедрение электронного документооборота при сохранении бумажного);

    · удобство эксплуатации (технология может оказаться бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется работать).

    Завершая курс, напомним, что в рамках любой технологии, в том числе управленческой, особое место занимают средства (или техника) управления.

    Обычно под средствами управления (что практически совпадает с пониманием термина «средства обучения») подразумевают совокупность материальных средств, позволяющих повысить качество и эффективность принимаемых решений: снизить трудоемкость работ, ускорить передачу информации и уменьшить сроки исполнения, оптимизировать коммуникации и т.д. И, так же, как и в образовательных процессах, к средствам управленческих технологий относят разнообразную оргтехнику, средства связи, компьютерную технику и системы, программное обеспечение, презентационное оборудование и т.д.

    Литература

    1. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. – М.: ИНФРА-М, 2002.

    2. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. – М., СПб., Киев: ИД Вильямс, 2004

    3. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе. – Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2008.

    4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

    5. Кудинов А., Сорокин М., Голышева Е. CRM . Практика эффективного бизнеса. – М.: 1С-Паблишинг, 2012.

    6. Молино П. Технологии CRM : экспресс-курс. – М.: Фаир-Пресс, 2004.

    7. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011.

    8. Сахарова О.В. Управление: технологии, методы и функции // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1; URL: https://www.science-education.ru/

    9. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

    10. Современные технологии управления. Электронный журнал.


    Под стратегическим управлением школой понимается составляющая практики внутришкольного управления; деятельность различных субъектов управления, нацеленная на - решение наиболее актуальных для долгосрочного успеха школы стратегических задач, - подготовку, принятие и реализацию стратегических управленческих решений и опирающаяся при этом на особое, стратегическое управленческое мышление, специфические способы работы, которые основаны на применении концепции и инструментария стратегического менеджмента как одной из ключевых парадигм современного управления. (по Моисееву А.М.) Стратегическое управление ОУ


    Основополагающие нормативные документы Российской Федерации в сфере образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Документ вступит в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений). Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р). Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. NQ 2227-р). Приоритетный национальный проект «Образование» на годы. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена 3 апреля 2012 года).


    Основополагающие нормативные документы Российской Федерации в сфере образования Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы». Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы // Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г р. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // Утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г р.


    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы


    Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р); Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. Пр- 212); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. 537); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г р); Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г р); Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г р;


    Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы План действий по модернизации общего образования на годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»); Федеральная целевая программа развития образования на годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. 61); Федеральная целевая программа «Русский язык» на годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. 492 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на годы); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 602 «Об обеспечении межнационального согласия».


    Цели, задачи и инструменты государственной программы РФ «Развитие образования» Целями Государственной программы являются: обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.


    Цели, задачи и инструменты государственной программы РФ «Развитие образования» Первая задача – формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития РФ; Вторая задача – развитие инфраструктуры и организационно- экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; Третья задача – модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; Четвертая задача – создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; Пятая задача обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.


    Основными инструментами реализации Государственной программы являются: дифференцированное финансирование государственных заданий образовательных организаций, в том числе обеспечивающее поддержку наиболее сложных категорий учащихся и обучающих их педагогов; поддержка региональных систем образования в обмен на обязательства по модернизации; конкурсная поддержка региональных и межрегиональных проектов и программ, программ развития и инициативных проектов образовательных организаций, общественных организаций; конкурсная поддержка лучших практик и проектов их распространения; конкурсная поддержка совместных инициатив организаций образования, а также совместных проектов с компаниями, зарубежными партнерами; стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных организаций и инновационных сетей.


    Подпрограммы государственной программы РФ «Развитие образования» и федеральные целевые программы Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»; Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»; Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»; Подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику»; Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования» Федеральная целевая программа «Русский язык» на годы; Федеральная целевая программа развития образования на годы.


    План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // Утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г р.


    I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. II. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. III. Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. IV. Изменения в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. V. Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту


    1. Основные направления Обеспечение достижения российскими школьниками новых образовательных результатов включает в себя: введение федеральных государственных образовательных стандартов; формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников; разработку методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников; программу подготовки и переподготовки современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования). Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя: разработку и внедрение системы оценки качества общего образования;


    1. Основные направления разработку и реализацию региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях. введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя: разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования; разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций общего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации общего образования; информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.


    2. Ожидаемые результаты Обеспечение достижения новых образовательных результатов предусматривает: обеспечение обучения всех школьников по новым федеральным государственным образовательным стандартам; повышение качества подготовки российских школьников, которое оценивается в том числе по результатам их участия в международных сопоставительных исследованиях. обеспечение равного доступа к качественному образованию предусматривает: введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности их деятельности; сокращение отставания от среднероссийского уровня образовательных результатов выпускников школ, работающих в сложных социальных условиях. введение эффективного контракта в общем образовании предусматривает обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе.


    Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере общего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту Мероприятия Сроки реализации Показатели Программа подготовки и переподготовки современных педагогических кадров: удельный вес численности обучающихся по модернизированным программам среднего профессионального педагогического образования и высшего профессионального педагогического образования, а также по модернизированным программам переподготовки и повышения квалификации педагогических работников разработка программы подготовки и переподготовки современных педагогических кадров пилотная апробация программы подготовки и переподготовки современных педагогических кадров р еализация программы подготовки и переподготовки современных педагогических кадров


    Содержание понятия «управление» Управление = целенаправленная деятельность человека Упорядочение Регулирование взаимодействия Регулирование взаимодействия Создание условий для развития Создание условий для развития Объектов и процессов Природа Общества Техника


    Стратегическое планирование Обеспечивает выживаемость организации в перспективе Предпосылки Безгранич- ный рост возмож- ностей производ- ства Углубляю щаяся диффере- нциация потребно- стей Резкое усиление конкурен- ции за ресурсы Интерна- ционали- зация деловой жизни Измене- ние роли человека в производ- стве Развитие творчес- тва Необходимость преодоления Непредсказуемость путей развития организации ее будущего


    Стратегический план ВидыЭлементы Предложения о характере будущих изменений окружающей среды Миссия и важнейшие цели организации Общая стратегия Суммативный план, который дает представление об основных направлениях деятельности организации, прибыльности, темпа роста Экономический план, который конкретизирует суммарный план применительно к подразделениям План действия по созданию конкурентных преимуществ Фундаментальный план, который содержит разработку отдельных функций организации Функциональные стратегии Стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств


    Стратегическое управление Управление на основе предвидения изменений Управление решением стратегических задач = = Управление реализацией стратегических планов Действие с учетом ситуации, обеспечивающее реализацию стратегии = Деятельность, направленная на обеспечение фирме прочной позиции в конкурентной борьбе и практическую выживаемость

    Выходные данные сборника:

    ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

    Корчинская Татьяна Ивановна

    к. п. н., заведующая кафедрой МИЭ СПбУУиЭ, г. Магадан,

    Управленческая деятельность в различных сферах профессионального труда, несмотря на различия в объектах и субъектах управления, имеет много сходного. Подобное заключение следует из того, что в любой социальной системе центральным звеном выступает конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками.

    Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой - совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы, и управленческих функций .

    Управление современным образовательным учреждением - это научно обоснованное воздействие на коллектив педагогов, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла, профессиональное осуществление каждого из которых имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности учреждения.

    Управление современным образовательным учреждением складывается из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; эффективного контроля и проверки исполнения.

    Управленческая деятельность по своему содержанию сложная и многоплановая. Современная социально-экономическая ситуация предъявляет множество требований как к самому субъекту управления - менеджеру, так и к объекту управления - отдельной личности, группе, организации. Среди менеджеров образования специалисты выделяют три группы (уровня).

    К первой группе (высший уровень) относится административный персонал образовательных учреждений и органов управления образованием.

    Вторую группу (средний уровень) составляют руководители методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования.

    Третью ступеньку этой иерархии занимает педагог как организатор управления учебно-познавательной деятельностью детей.

    Осуществлять руководство педагогической деятельностью, педагогическим процессом - наиболее сложное из управленческих занятий, так как руководитель выступает, с одной стороны, как исследователь людских ресурсов организации, с другой - генератор передового педагогического опыта работы и руководства, достижений науки и практики.

    В современных условиях к управлению педагогическим коллективом предъявляются строгие требования и, прежде всего, направленность на социальный аспект, а именно проявление лояльности к работающим; создание атмосферы, способствующей раскрытию способностей; использование методов, обеспечивающих удовлетворенность работой .

    Методы управления - это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. В.И. Мухин отмечает, что существуют несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации они делятся на три группы.

    Первую группу составляют экономические методы управления , основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира - природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива и общества.

    Вторую группу составляют социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей - добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.

    Третья группа представлена организационно-распорядительными методами управления , основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными).

    Основой административных методов управления являются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

    Управление современными организациями многими исследователями в области теории управления рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей организации - это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий (процессный подход). Каждое из этих взаимосвязанных действий само по себе является процессом и называется функцией управления.

    В настоящее время получил широкое распространение подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции, которые применимы ко всем организациям. Согласно этому подходу процесс управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл .

    Ни одно из действий в организационных системах не начинается без соответствующего решения руководителя, так как эти действия несут не только материальную, но и юридическую нагрузку. Поэтому управленческому решению в деятельности руководителя и в процессе управления вообще принадлежит особое место.

    Решения принимаются при наличии какой-либо проблематичной ситуации и выполняют ряд функций: направляющую (целеполагание), обеспечивающую (определение путей и средств достижения), координирующую и организационную (определение порядка и режима деятельности), стимулирующую (меры поощрения).

    Управленческие решения различаются по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.

    Так можно выделить следующие условные группы:

    1. Перспективные решения (определяющие пути развития дошкольного учреждения на относительно длительный период). К ним относятся нормативно-организационные, связанные с регламентацией всего распорядка текущей деятельности ОУ (правила внутреннего распорядка, Устав ОУ, графики работы сотрудников, должностные инструкции и т. д.).

    2. Текущие решения (на достижение ближайших целей). К этой группе относятся оперативно-распорядительные решения, принимающиеся при наличии каких-либо отклонений от нормы (распоряжения, приказы), а также хозяйственно-распорядительные решения, касающиеся финансовых и материальных проблем.

    В выработке управленческого решения можно выделить четыре этапа:

    1. Выявление проблем и определение цели. Каждое действие должно основываться на знании обстановки.

    2. Четкое изложение сформулированной цели и задач решения, условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге появляется письменное изложение основных позиций решения, которое может быть изменено.

    3. Доведение до сведения исполнителей, обнародование решения, мотивировка в необходимости его исполнения.

    4. Окончательная устная и письменная корректировка решения, придание ему официального значения посредством «перевода» в приказ, распоряжение и т. д. Организация его исполнения.

    Решения в современных условиях, особенно творческого, перспективного характера, не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

    B. C. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправ­ленности и организованности управляемых процессов.

    Т. И. Шамова дает следующее определение управленческих функций - это виды деятельности, которые осу­ществляет управляющий. Каждая функция представляет собой процесс, так как состоит из серии взаимосвязанных действий .

    М. М. Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще управленческими действиями (это планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.) и конкретные функции, когда управлен­ческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.

    В настоящее время ряд ученых считают, что состав и последовательность функций, из которых слагается процесс управления один и тот же для всех самоуправляемых систем. Отмечая при этом, что пропуск одной из них ведет к деформации всего процесса управления и снижает его результативность. Охарактеризуем кратко основные функции управления.

    Функция планирования отвечает на три следующие вопроса:

    · на каком уровне развития находится учреждение в конкретный момент;

    · в каком направлении учреждению следует развиваться в ближайшем будущем;

    · каким образом это будет происходить.

    Целью планирования является разработка рационального плана на основе выработанного решения.

    План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность по достижению цели и управление этой деятельностью.

    Организация деятельности - это одна из функций управления, предназначенная для создания реальной системы людских и технических, финансовых, материальных и других ресурсов, дающая возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения общих целей.

    Сущность функции мотивации состоит в том, чтобы члены организации добросовестно выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

    Особое положение занимает среди функций управления контроль , по результатам которого должна производиться коррекция и решения, и плана, и системы целевых организаций, созданных для достижения цели образовательного учреждения.

    Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой с помощью информации . Информация необходима для принятия решения, реализации принятого решения, т. е. планирования, организации, мотивации и контроля.

    Коммуникация (процесс обмена информацией) является связывающей функцией управления. Управление современным учреждением предполагает создание множества линий коммуникации, пронизывающих учреждение, как по вертикали, так и по горизонтали.

    Следует отметить, что в настоящее время существуют различные точки зрения на функциональный состав управления, что обусловлено сложностью самой управленческой деятельности, поэтому целесообразно существование каждого из подходов к определению функционального состава.

    Функциональный подход к управлению позволяет практикам целостно представлять свою деятельность в виде управленческого цикла.

    Однако, существует целый ряд причин, вследствие которых при применении системного и функционального подхода в управлении возникают значительные затруднения. К ним относят: жесткую алгоритмизацию управления; эффективное решение лишь однотипных проблем; акцентуация управленческих усилий на организационных аспектах в ущерб содержательным.

    Список литературы:

    1.Афанасьев В. Г.Общество: системность, познание, управление. М:ЮНИТИ, 2007. – 432 с.

    2.Гудушуари Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. М.: Дело, 2008. – 250 с.

    3.Кузьмин В. П. Место системного подхода в современном познании и марксистской методологии. М:Политиздат, 1980. – 312 с.

    4.Поташник М. М Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995.

    Алевтина Зимарева
    Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательной организации

    Конкурс "Педагогический дебют - 2016"

    В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Развитие системы дошкольного образования определяется тем , насколько эффективно осуществляется в ней управление и как происходит внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений новейших научно-педагогических достижений в области управления .

    Практика показывает, что многие проблемы современной системы дошкольного образования вызваны недостаточным уровнем персональной компетентности руководителей образовательных учреждений и отсутствием технологии ее развития .

    А без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива.

    Каковы же составляющие технологии управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательной организации ?

    На мой взгляд, успешное функционирование и практическое управление работой ДОУ неразрывно связано с составлением организационно - распорядительных , кадровых, финансово - хозяйственных, методических и других документов. Единый порядок в организации и ведении делопроизводства, внедрение новых информационных технологий в работе с документами являются необходимыми в рациональной организации документационного обеспечения управленческой деятельности .

    Одной из важных составляющих технологии управленческой деятельности современного руководителя является грамотное планирование и принятие решений. Важным является умение руководителя мобилизовать на реализацию принятого решения педагогический коллектив, вызывать его положительную мотивацию, контролировать и доводить до конца принятое решение.

    Как и в других образовательных организациях , коллектив педагогов нашего детского сада неоднороден : одни стремятся к творчеству и не хотят работать по шаблону, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы. Учитывая это, я стараюсь проектировать методическую работу в детском саду, включающую деятельность по созданию , внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.

    Одной из важных особенностей развития дошкольной образовательной системы являются инновационные механизмы развития.

    В ситуации перехода образовательного учреждения в инновационный режим, важное значение приобретает выбор направлений и руководство инновационной деятельностью , отбор инновационного содержания образования , выбор и апробация современных педагогических технологий , позволяющих их реализовать.

    Хочется подчеркнуть важность аналитической функции руководителя , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения , уровня профессионального мастерства воспитателей.

    Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива. Очень важно - создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Немаловажным условием успешности этой команды является слаженность и единство требований.

    Среди педагогов нашего детского сада воспитатели и специалисты с различным образовательным и квалификационным уровнем. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Необходимо найти подход к каждому из них, донести информацию о всех преобразованиях в дошкольном образовании , помочь перестроить работу с учетом новых требований.

    Работать с людьми трудно, особенно с женщинами, и здесь обязательно умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

    Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому необходимы нетрадиционные методы обучения коллектива, это такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, дискуссии, круглые столы, деловые игры, на мой взгляд, они дают наибольший результат.

    Из практики я заметила, что задания, данные перед семинаром, тематическим педсоветом подталкивают к повышению уровня знаний и умений даже пассивных педагогов. Таким образом , современному руководителю очень важно прогнозировать, видеть «на несколько шагов вперед» , если нужно, эффективно пользоваться методами убеждения, поощрять деловые дискуссии и руководить ими , использовать методы суггестивного воздействия на коллектив, на человека, систематически анализировать стиль общения с педагогами, воспитанниками, родителями, гибко изменять стиль управления в зависимости от ситуации.

    На мой взгляд, современный руководитель , обладающий технологией управления современной дошкольной организацией – это специалист , эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своей дошкольной организации , владеющий новыми информационными технологиями , коммуникативный человек, умеющий слушать и слышать других. От его управленческой компетенции и профессионализма зависит успешное развитие дошкольной организации .

    Публикации по теме:

    Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста Сегодня перед ДОУ государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, стремящееся к поиску.

    За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в образовательной (учебной) деятельности» стало привычным в педагогической.

    Из опыта работы музыкального руководителя «Дополнительное образование в условиях современного детского сада» … Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.

    Консультация для воспитателей «Технология организации театрализованных игр» Технология организации театрализованных игр Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления.

    Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии.

    Один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, отдельного гражданина. Управление таким взаимодействием должно носить государственно-общественный характер, который проявляется в различных формах и при активном участии обучающихся как основных потребителей образовательных услуг. Школа-зеркало общества


    «Образовательные учреждения должны стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей деятельности, содержащие полную и объективную информацию». «Создаваемые в школах общественные управляющие советы должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы».


    Цель ГОУО – обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц. Задачи ГОУО - способствовать: вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики; повышению эффективности государственной политики в области образования; удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса; реализации прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием. ГОУШ налаживает ДИАЛОГ государства и общества


    Проблемный вопрос: недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием; «Об утверждении Концепции развития государственно- общественного управления образованием в Санкт-Петербурге» от авторитарность большей части руководителей образовательных учреждений недостаточная заинтересованность представителе й общественности в управлении и развитии образовательных учреждений;


    Работникам учреждений образования, обучающимся и их родителям предоставлено право на участие в управлении школой. Закон РФ «Об образовании» развить институты управления школой, призванных взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать органом стратегического управления школой. Задача школы Особенности управления ГБОУ СОШ 385


    Новое руководство школы (директор) Задача: провести позитивные преобразования Требования общества Образовательные потребности Профессио- нальные потребности Возможности Решение о Создании ПР школы Формирование творческой группы Работа над ПР ГОУШ формирует общественный заказ школе




    Программа развития школы на годы: Программа развития школы на годы: «От общеобразовательной школы к школе информационно-технологического профиля с расширенным изучением английского языка» Информатика и ИКТ Система дополнительного образования по английскому языку на основе проекта Кембриджского университета с ежегодным тестированием и получением соответствующего сертификата уровней владения иностранным языком Английский язык 9 класс – элективные курсы и дополнительные занятия по информатики 8 класс – Дополнительные (факультативные) занятия 7 класс – дополнительные занятия по информатики с целью привлечь учащихся и выявить их возможности


    ГБОУ СОШ 385 Санкт-Петербурга Материально-техническая база Учитель Уроки Кружки, секции Доп. образ. Дистанц образов Традиции Ученик Служба сопровождения Электронный документооборот «От общеобразовательной школы к школе информационно-технологического профиля с расширенным изучением английского языка» «От общеобразовательной школы к школе информационно-технологического профиля с расширенным изучением английского языка» Родители Школа образовывает общество Нормативно – правовая база



    Результат Представители Родительского комитета (зарождение Попеч. совета) Публичные слушания Программа Развития Обращение к депутату Адресная инвестиционная программа, приобретение немонтируемого оборудования Новый компьютерный класс Обращение к администрации Участие ПС в информатиз ации школы Попечительски й совет Проект «Школа школа ИКТ-насыщенной образовательной среды» Победа в Конкурсном отборе ОУ, адресная программа по оснащению кабинетов начальной школы


    «Я в открытом мире» - интеграционная программа иностранного языка в системе внеурочной деятельности младшего школьника средней общеобразовательной школы Система дополнительного образования по английскому языку на основе проекта Кембриджского университета с ежегодным тестированием и получением соответствующего сертификата уровней владения иностранным языком Дополнительная программа по английскому языку Оксфорд Кембридж Дополнительная программа по английскому языку Оксфорд Кембридж Мониторинг родительского мнения Участие в конкурсе Инновационных образовательных программ ПНПО


    Социальны й заказ родителей Внеурочная деятельность ИОП "Я в открытом мире" ФГОС Английский язык Программа Развития ОУ Информаци онные технологии Компетентн остный подход Стратегия развития системы образования школа СПб 2020» Международн ый проект «Cambridge English for School» Коммуника тивное общение Модернизация региональных систем общего образования Интерактивное оборудование Государственно -общественного управления обр. в условиях реализации ФГОС Ученик – ЛИЧНОСТЬ Государство





    Средство обеспечения информационной открытости, прозрачности деятельности школы. Форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах ее функционирования. показать общественности, органам представительной власти о результатах, потенциале и условиях функционирования школы, проблемах и направлениях развития.






    Управление школой Родители Ответственное взаимодействие педагогический коллек тив Учащиеся 1.Повысится удовлетворенность учащихся и родителей как основных заказчиков образовательных услуг 2.Поднимется престиж и статус образовательного учреждения в обществе. Как и чем обеспечить ГОУ школы, чтоб управление школой было эффективное, открытое, и как следствие, повысилось качество образования?


    Цель проекта Обеспечение государственно-общественного управления образованием в условиях реализации ФГОС Задачи проекта 1.Вовлечь общественность в формирование и реализацию образовательной политики образовательных учреждений; 2.Сохранить разумный баланс государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанности, права, полномочия и ответственность на всех уровнях управления в сфере общего образования


    Задачи проекта 3.Усовершенствовать работу школьных Советов в условиях реализации ФГОС 4.Разработать модель обеспечения государственно- общественного управления образовательным учреждением в реализации публичности, открытости, доступности системы образования 5.Разработать нормативные и локальные акты, регламентирующие деятельность государственно- общественного управления в рамках эксперимента.


    Модель обеспечения ГОУШ в условиях реализации ФГОС Нормативно-правовое обеспечение Пакет документов: рекомендации, положения, регламентирующие деятельность ОУ в соответствии с ГОУО и ФГОС Организационное обеспечение координационный совет, группы по введению и реализации ГОУО и ФГОС Кадровое обеспечение директор, заместитель по ОЭР, члены педагогического коллектив Информационное обеспечение сайт, публичные слушания, публичный доклад, круглые столы, семинары, публикации Материально-техническое обеспечение Стенд, памятки, брошюры про ГОУШ, компьютерное обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Корректировка плана финансово- хозяйственной деятельности с учетом реализации проекта, план внебюджетной деят-ти с учетом реализации проекта




    Функции и задачи Координационного совета (КС) 1.Осуществление анализа современного состояния Государственно- общественного управления школой (ГОУШ). 2.Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, органов ГОУШ по подготовке и введению ФГОС. 3.Информирование участников образовательного процесса и общественности по внедрению модели обеспечения ГОУШ, по ключевым позициям введения ФГОС. 4.Мониторинг деятельности образовательного учреждения, выявляющий удовлетворенность основных заказчиков качеством образовательных услуг. 5.Внедрение новых форм работы с родителями в образовательном и в воспитательном пространстве школы. 6.Разработка плана мероприятий, направленных на повышение единства и целостности воспитательного процесса в семье и школе. 7.Создание дистанционной формы взаимодействия участников ГОУШ. 8.Разработка проектов локальных актов, регламентирующих деятельность органов ГОУШ.




    Результаты Проекта «Школа 385 – школа ИКТ- насыщенной образовательной среды» рублей – на покупку учебно-лабораторного оборудования. Школа приобрела – 2 лингафонных кабинета (компьютерные, по 16 ПК) и 2 микроскопа рублей на покупку компьютерного оборудования для начальной школы. Было приобретено: 13 ПК, 13 интерактивных досок с короткофокусными проекторами, 10 колонок, 4 документ-камеры, 4 интерактивных планшета, 4 системы голосования, 1 мобильный компьютерный класс рублей на приобретение оборудования для организации дистанционного обучения. Оборудование, приобретенное школой в г.г. в целях реализации программы развития (информатизация школы)










    Рублей на приобретение оборудования для организации дистанционного обучения: 1 специализированный программно-технический комплекс для ученика и 2 специализированных рабочих мест педагога, виртуальный компьютерный комплекс по математики, физики, микроскоп, комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений, конструктор ПервоРобот. Дистанционное обучение







    Технология управления ОУ Оснащение школы компьютерной и интерактивной техникой Модернизация кабинетов Химии и Физики Оборудование для организации Дистанционного обучения Качество знаний повысилось Аккредитация Реализация всех образовательных программ в соответствии с ФГОС Попечительский совет Координационный совет