Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Сечение выработки в проходке. Типовые сечения и определение размеров поперечного сечения горно-разведочных выработок. Поперечное сечение проектируемой выработки

    Сечение выработки в проходке. Типовые сечения и определение размеров поперечного сечения горно-разведочных выработок. Поперечное сечение проектируемой выработки

    Все суды делятся на четыре вида:
    - конституционные суды,
    - арбитражные суды,
    - военный суды,
    - суды общей юрисдикции.

    Суды общей юрисдикции

    Самые распространенные суды – это суды общей юрисдикции, которые отправляют правосудие по , уголовным и административным . Сегодня в каждом районе города, а равно в каждом сельском территориальном образовании есть мировой судья и федеральный районный, окружной или областной суд. Мировые судьи рассматривают «простые» дела, срок наказания за которые не превышает трех лет заключения, все административные споры, а также часть . К ведению мировых судей относятся и имущественные, наследственные споры, иски о расторжении брака и определении сумм на содержание детей и/или инвалидов, престарелых и пр.

    Следующий «по старшинству» за мировыми судьями суд – федеральный суд общей юрисдикции. Эти суды рассматривают все иски и дела, включая тяжкие и особо тяжкие дела. Этот судебный орган весьма объемен, имеет аппаратную и исполнительную части, внутреннюю иерархию. Так, районные суды городским, городские – окружным, окружные – краевым, краевые – республиканским. Высшим органом является Верховный суд Российской Федерации, который рассматривает дела в порядке апелляции и кассации.

    Апелляция - проверка вышестоящим судом законности уже вступившего в законную силу решения по имеющимся в деле документам.

    Военные суды также относятся к разряду судов общей юрисдикции, но стоят особняком ввиду особенности положения лиц, участвующих в процессе (а суд рассматривает дела в отношении военнослужащих), и вопросов, с ними связанных. Заседания таких судов практически никогда не бывают открытыми, а вынесенным решением виновное лицо может быть оправлено под трибунал.

    Первое звено военного суда – суды гарнизонов и флотилий, они подчинены судам соединений, далее – армий, групп войск (это второе звено, где дела могут быть пересмотрены в порядке кассации и апелляции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам). Высший судебный орган – военная коллегия Верховного Суда России.

    Кассация - проверка вышестоящим судом законности еще не вступившего в силу решения нижестоящего суда. Допускает представление новых доказательств.

    Арбитражные суды

    Экономические споры между юридическими лицами призван рассматривать Арбитражный суд. Он также имеет разветвленную структуру, которая подчинена принципу территориальности. Такие суды бывают окружными, апелляционными. Особняком стоит высший судебный орган – Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

    Конституционный суд

    Конституционный суд в России один и он един, состоит из 13 судей, избираемых в особом порядке. Конституционный суд не рассматривает частные споры. Он является органом конституционного контроля, в его ведении находятся лишь вопросы законодательного характера, а потому решения этого суда исполняются наряду с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Только решением Конституционного суда может быть опротестован, отменен или пересмотрен принятый нормативный акт.

    В соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ [Текст] // СЗ РФ. 1997. №1. систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: «Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные ссуды и специализированные суды». Как видно, система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеральному устройству, административно-территориальному и военно-административному делению России. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции, в теории предложено использовать термин «судебное звено». Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно и тоже место в судебной системе, иными словами, они являются судами одного и того же звена судебной системы. Федеративное устройство и административно-территориальное деление России имеет три звена: Федерация, субъект и район. Соответственно мы имеем три судебных звена системы федеральных судов общей юрисдикции: районный (городской) суд, суд субъекта РФ и Верховный суд РФ. В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального законодательства, суды подразделяются на суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.Суды первой инстанции рассматривают и разрешают граждански, уголовные дела по существу. Суды апелляционной инстанции (районные суды) пересматривают решения мировых судей на основе нового судебного разбирательства с вынесением нового решения по существу. Суды кассационной инстанции проверяют законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой инстанции, вступивших в законную силу.

    Конституция РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юстиция. Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание «иных дел», что должно быть истолковано, как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции. В приведенной статье Конституции РФ сформулирована другая важная функция Верховного Суда: осуществлять надзор за деятельностью нижестоящих судов. Это положение давно вызывает споры среди специалистов, многие из которых усматривают в надзоре скрытое нарушение независимости судов. Однако для таких подозрений нет достаточных оснований, поскольку Верховный Суд как высшая судебная инстанция надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляя естественный для любого такого органа пересмотр судебных дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.

    Средним звеном судов общей юрисдикции являются суды, функционирующие на уровне территорий субъектов Федерации. Наименование этих судов соответствует правовому статусу субъекта - Верховные суды республик, краевые, областные, окружные, городские (только в Москве и Санкт-Петербурге). Суды субъектов РФ - краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации. Место этих судов в судебной системе общей юрисдикции определено федеративным устройством Российской Федерации Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. М.: «Былина», 2002. с.36.. Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам они уполномочены осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь, суды субъектов федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации.

    Военные суды входят в судебную систему российской Федерации, являются федеральными судами, осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Они действуют на основе Закона РСФСР о судоустройстве 1981 г., федерального закона 1994 г. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

    Районный суд - федеральный суд общей юрисдикции. Районные суды образуются в каждом районе или городе Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. с. 154.. Один суд может быть создан на район и город. Районный суд может быть создан на территории, не совпадающей с пределами административного района. К районным судам по правовому положению приравнивается городские, межмуниципальные, окружные суды. Народные суды (районные, городские, межмуниципальные) являются низовым звеном судебной системы судов.

    Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

    Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

    “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

    Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции . В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

    Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

      • гарнизонных военных судов;
      • окружных (флотских) военных судов;
      • Военной коллегии - одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Высшее звено судов общей юрисдикции

    Высшее звено - это Верховный суд РФ.

    Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации "):

      1. Пленум ();
      2. Президиум (высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
      3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
      4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами ; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
      5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
      6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. - то же));
      7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

    Подробнее

    Пленум Верховного суда РФ - общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Пленум осуществляет следующие полномочия:

      1. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
      2. утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;
      3. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;
      4. рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;
      5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;
      6. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

    Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

    Апелляционная коллегия (ст. 17

      • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
      • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
      • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

    Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

      1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами ;
      2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
      3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
      4. обобщают судебную практику;

    Военная коллегия

    Среднее звено судов общей юрисдикции

    Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

    В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

      • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
      • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
      • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

    Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):

      1. президиума суда;
      2. судебной коллегии по гражданским делам;
      3. судебной коллегии по уголовным делам.

    Подробнее

      • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
      • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
      • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

    Военные суды

    Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

    Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

    Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации "):

      • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (в Законе не обозначено );
      • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
      • гарнизонные военные суды (основное звено).

    Подробнее

    Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

    Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

      1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом , и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
      2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
      3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
      4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

    Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

    Подведомственность: понятие и содержание

    Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

    Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

    Виды подведомственности:

    исключительная

    Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

    множественная

    Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

    Разновидности множественной подведомственности:

      1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
      2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
      3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
      4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований . При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

    Подсудность: понятие и содержание

    Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы .

    Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

    Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

    Виды подсудности:

    родовая (предметная) подсудность

    Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

    Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

  • альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  • исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  • договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.
  • подсудность по связи дел

    Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

    Понятие “суды общей юрисдикции” введено Законом о судебной системе в целях их отграничения от конституционных и арбитражных судов . Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов , рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит в соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан ; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности , предупреждение преступлений и иных правонарушений , воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

    Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ , и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи , чьи полномочия и порядок назначение пока законом не определены.

    Среднее звено военных судов составляют окружные (флотские) суды. Низшее звено образуют гарнизонные военные суды.

    Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

    Районный (городской) суд, его компетенция

    Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, судебных заседаний, делопроизводителей. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением консультантов и судебных исполнителей, которые назначаются по его представлению.

    Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив.

    Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей , подсудимых, потерпевших .

    В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ , постановлений Пленума Верховного Суда РФ , следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики .

    При районных (городских) судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик , управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.

    Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административным делам в части имущественных взысканий. Кроме того, в предусмотренных законом случаях судебные приставы исполняют решения арбитражных судов , некоторых исполнительных органов. Деятельность судебного пристава регламентируется Законами РФ “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве ” и Гражданско-процессуальным кодексом. В соответствии с законом судебный пристав действует на основании судебного решения, выданного ему судьей. Требования судебного пристава по исполнению судебных решений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления судебному приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти , которые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлечения к ответственности лиц, оказавших судебному приставу сопротивление. Судебный пристав вправе применять принудительные меры для исполнения судебного решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.

    Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа и их компетенция

    Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, президиум.

    Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

    Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.

    Областной и другой равный ему суд состоит из судей, народных и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.

    Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы.

    Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти . Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.

    Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ . При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления .

    Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Судебная коллегия по уголовным делам. Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия. Президиум и Пленум.

    Судебная коллегия но уголовным делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Генерального прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора судебная коллегия по уголовным делам проверяет приговоры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также кассационные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и других равных им судов.

    Судебная коллегия но гражданским делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые она приняла к своему производству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражданским делам судов второго звена, не вступивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции судебная коллегия проверяет решения по гражданским делам всех нижестоящих судов обшей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и других равных им судов.

    Военная коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела военнослужащих , имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше. В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов, не вступивших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную силу приговоров и определений всех нижестоящих военных судов.

    Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам, Военной коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

    Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия . С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Генерального прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. Пленум утверждает судебные составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный совет при Верховном Суде РФ.

    Верховный Суд РФ состоит из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.

    Гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе судьи Верховного Суда и двух народных заседателей или трех судей. В кассационном порядке дела проверяются в составе трех профессиональных судей. В порядке надзора дела в коллегиях рассматриваются тремя судьями, а в Президиуме - большинством его членов.

    Все судьи Верховного Суда РФ, как носители судебной власти , независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана.

    Судебный департамент является новым структурным образованием Верховного Суда РФ, созданным в соответствии с Законом “О судебной системе РФ”. Задачей Судебного департамента является осуществление организационного обеспечения деятельности судов. Ранее эта функция принадлежала подразделениям Министерства юстиции РФ и его местным органам. Главное содержание организационного обеспечения деятельности судов составляет финансирование судов, их кадровое и ресурсное обеспечение. Судебному департаменту, находящемуся в настоящее время в процессе становления, передаются из Министерства юстиции РФ соответствующие штаты и финансирование судов.

    Предполагается организовать судебные департаменты при областных и других равных им судах.

    Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ по согласованию с Советом судей Российской Федерации. Работники Судебного департамента являются государственными служащими , им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента определяется федеральным законом.

    Основная организационная работа в Верховном Суде РФ возлагается на председателя и его заместителей.

    Председатель Верховного Суда РФ является прежде всего судьей. Он вправе председательствовать в судебном разбирательстве по уголовным и гражданским делам, вносить протесты в порядке надзора и приостанавливать исполнение опротестованных решений.

    В организационные полномочия Председателя Верховного Суда РФ входит организация работы по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики , созыв Пленумов Верховного Суда и внесение на рассмотрение Президиума вопросов, требующих его решения. Председатель Верховного Суда РФ обеспечивает своевременную подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на Пленуме или Президиуме, председательствует на заседаниях Пленума и Президиума, распределяет обязанности между своими заместителями, организует работу по подбору кадров, установлению международных связей с судебными органами других стран.

    Заместители Председателя Верховного Суда РФ также осуществляют прежде всего судебную деятельность: участвуют в рассмотрении дел, вносят протесты в порядке надзора. Три заместителя Председателя Верховного Суда РФ являются председателями соответственно Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии. Каждый из них организует работу возглавляемой им коллегии по рассмотрению дел, анализирует результаты обобщения судебной практики, принимает меры по повышению квалификации судей. При отсутствии Председателя Верховного Суда РФ его обязанности исполняет первый заместитель Председателя.

    На аппарат Верховного Суда РФ возлагается обязанность обеспечения деятельности суда. Аппарат Верховного Суда РФ состоит из отделов: обобщения судебной практики, проверки судебных решений в порядке надзора, работы с законодательством и кодификации, контроля исполнения судебных решений, международно-правового, хранения судебных документов, управлений делами, планово-финансового, хозяйственного, секретариата Президиума.

    Наиболее многочисленная группа сотрудников аппарата Верховного Суда РФ - консультанты, занимающиеся изучением поступающих в Верховный Суд РФ жалоб на приговоры, решения, вступившие в законную силу. На основе изучения жалоб и истребованных в Верховный Суд дел консультанты готовят проекты протестов, заключения и справки, которые докладывают Председателю или его заместителям.

    В число секретарей, работающих в Верховном Суде РФ, входят секретари судебного заседания, секретари судебного состава, секретарь Президиума. Секретари судебного заседания готовят к рассмотрению по первой инстанции уголовные и гражданские дела, рассылают повестки, извещают стороны о дне заседания. Их основная задача - вести протокол судебного заседания, правильно отражая действия и решения суда, действия участников процесса. Секретари судебных составов занимаются подготовкой к кассационному рассмотрению уголовных и гражданских дел и рассмотрению протестов в порядке надзора. Секретарь Президиума готовит к рассмотрению уголовные и гражданские дела, поступившие в Президиум.

    При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Это совещательный орган, занимающийся разработкой научно обоснованных рекомендаций по разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих в судебной практике. В задачи совета входит обсуждение проектов постановлений Пленума о применении законодательства по материалам судебной практики; представлений по вопросам, подлежащим разъяснению в законодательном порядке; инструкций, методических писем и других документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ. В Научно-консультативный совет входят члены суда, работники других правоохранительных органов , видные научные работники. Состав совета утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на пять лет. В составе Научно-консультативного совета действуют две секции: по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам.

    Печатным органом Верховного Суда РФ является журнал “Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации”. В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения коллегий, обзоры и комментарии судебной практики.

    Военные суды

    Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ .

    Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

    • нарушенных и (или) оспариваемых прав , свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина , юридических лиц и их объединений;
    • нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления ;
    • нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации , федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Возглавляет гарнизонный военный суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизонного военного суда, помимо непосредственного участия в рассмотрении дел, организует деятельность суда, распределяет обязанности между судьями, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления . Заместитель председателя гарнизонного военного суда также участвует в рассмотрении дел и замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия.

    Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

    В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь . В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры , определения и поставновления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора окружные (флотские) военные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а также определений окружного (флотского) военного суда, принятых им во второй инстанции.

    В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные и присяжные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президентом РФ, а присяжные и народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе:

    • гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей;
    • уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судьи и народных заседателей.

    В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

    Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного военного суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) военного суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет их численность.

    Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда действуют в качестве судов первой и кассационной инстанций.

    Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом.

    Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют работу соответствующей судебной коллегии или судебного состава, замешают председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, но правом принесения протестов не обладают.

    Военная коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

    В первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

    • дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ , Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти , в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
    • уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

    В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры, определения и постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законную силу.

    В порядке надзора Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения всех военных судов, вступившие в законную силу. Приговоры, определения и постановления самой Военной коллегии, не вступившие в силу, могут быть отменены или изменены кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения и постановления Военной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.

    Военная коллегия состоит из судей, присяжных и народных заседателей.

    Дела рассматриваются ей в следующем составе:

    • в первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией из трех судей, а уголовные дела - коллегией, состоящей из трех судей, либо судей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судей и народных заседателей;
    • дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
    • дела по протестам на решения, приговоры, определения военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

    Возглавляет Военную коллегию председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания . Он имеет право приносить протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) судов на решения, определения и приговоры военных судов, вступившие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ - на решения, приговоры и определения Военной коллегии, вступившие в законную силу. Он же руководит работой Военной коллегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Военной коллегии имеет заместителя, который осуществляет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением принесения протестов.

    В аппаратах военных судов установлены должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных и ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категории, специалистов. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также и воинские звания. При военных судах учреждена также должность администратора суда. Администратор военного суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует охрану здания и другого имущества военного суда, работу средств связи. Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Судебного департамента.

    Финансирование военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение военных судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями и охраной производится соответствующими подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

    Статус судей военных судов определяется прежде всего Конституцией РФ , Законами РФ «О судебной системе» и «О статусе судей в Российской Федерации». Однако, учитывая то, что судьи военных судов состоят на военной службе, на них распространяется действие Закона «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положения Закона «О военных судах РФ». Судьи военного суда не могут быть переведены в другой суд без их согласия, они могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Судьям, достигшим этого предельного возраста, срок военной службы может быть продлен на срок до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.