Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Методическая разработка музыкально-логопедического занятия «Перелетные птицы. Интегрированное логопедическое занятие «Перелётные птицы

    Методическая разработка музыкально-логопедического занятия «Перелетные птицы. Интегрированное логопедическое занятие «Перелётные птицы
    ПО ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

    (старшая группа компенсирующей направленности)

    Учитель-логопед Горбенко Н.В. МДОУ ЦРР – детский сад № 28 г.о. Жуковский

    Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные:

    расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

    коррекционно-развивающие:

    развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование мн.ч. им. существительных в им. пад., закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, слоговой анализ слов, звуковой анализ слов с использованием знаковой символики гласных звуков, практическое употребление предлогов «в», «на», «с», «к», «от», «за», «из» в речи, образование названий детенышей птиц с помощью суффикса –онок-, развитие внимания, памяти, мышления, речевого дыхания, общей и мелкой моторики, координация слова и движения;

    коррекционно-воспитательные:

    воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

    Оборудование: предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», скворечник, цифры 2 и 5, схемы с условными обозначениями гласных звуков, мяч, игра «Собери птичку» по числу детей.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре. Звучит тихая музыка. Логопед вместе с детьми читают стихотворение и выполняют в такт словам движения.

    Слякоть, непогодушка, (подняли руки вверх, помахивания руками)

    Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево - вправо)

    Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)

    Песенку запел. (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)

    Ветка чуть качается, (руки вверх, имитация дуновения ветра)

    Дождик не кончается, (помахивания руками перед собой)

    С нами старый скворушка (руки в стороны)

    До весны прощается. (прощальные движения руками)

    Логопед: А теперь мы с вами отправимся на волшебную полянку. Сделаем глубокий вдох ртом и на выдохе произнесем волшебное слово «ФУУУУХ», растягивая выдох как можно дольше, (упражнение повторяется 3 раза, последний раз с закрытыми глазами), открываем глазки. Ребята, где же мы с вами оказались? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).

    Дети: В лесу.

    Дети садятся на свои места.

    2. Беседа о перелетных птицах.

    Логопед: Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу? Вы помните, чьи голоса вы слышали?

    Логопед: Да, ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. А что птицы делают осенью?

    Дети: Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.

    Логопед: Правильно, ребята. Еще в октябре начинают улетать в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

    Дети: Зимующие.

    Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?

    Дети: Перелетные.

    Перед детьми на столе разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, сорока, ворона, утка, жаворонок, дятел, журавль, лебедь, кукушка, сова, соловей, дрозд, аист, цапля. Дети по одному выходят к столу и раскладывают на две группы зимующих и перелетных птиц. Картинки с перелетными птицами логопед вывешивает на доску.

    Логопед: Кого ты выбрал?

    Дети: «Я выбрал ласточку» и т.д.

    3. Игра «Назови части тела птицы».

    Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

    У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

    У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.

    У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

    4. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 2, 5)

    Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.

    Дети: «Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек».

    Дети: «Улетело 2 лебедя, а потом еще 5 лебедей» и т.д.

    5. Игра “Один- много” с перекидыванием мяча.

    Дети встают в круг, логопед называет слово-название птицы в ед.ч. им. пад., ребенок называет слово во мн.ч. им пад.


    Кукушка – кукушки, журавль - журавли,
    скворец - скворцы, соловей - соловьи,

    жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,

    утка - утки,
    ласточка – ласточки,

    дрозд - дрозды, аист – аисты,

    цапля – цапли.

    6.. Игра “У кого кто ” с перекидыванием мяча.

    Логопед: Ребята, а теперь мы должны назвать птенца птицы.
    У кукушки – кукушонок

    У журавля - журавленок

    У скворца - скворчонок
    У лебедя - лебеденок

    У утки - утенок

    У аиста – аистенок

    У дрозда – дрозденок

    7. Загадки о перелетных птицах.

    Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки о птицах.

    Это старый наш знакомый: Прилетает к нам с теплом, Кто на елке, на суку

    Он живёт на крыше дома - Путь проделав длинный. Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?»
    Длинноногий, длинноносый, Лепит домик под окном (кукушка)
    Длинношеий, безголосый. Из травы и глины.
    Он летает на охоту (ласточка)
    За лягушками к болоту.
    (аист)

    На одной ноге стоит, Хочет – прямо полетит,

    В воду пристально глядит, Хочет – в воздухе висит,

    Тычет клювом наугад – Камнем падает с высот.

    Ищет в речке лягушат. И в полях поет, поет.

    (цапля) (жаворонок)

    8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

    Птичек стая.

    Пой-ка, подпевай-ка!

    Десять птичек – стайка!

    Эта птичка – соловей.

    Эта птичка – воробей.

    Эта птичка совушка –

    сонная головушка.

    Эта птичка – свиристель.

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка скворушка –

    серенькое перышко.

    Это зяблик, это стриж,

    Это развеселый чиж,

    Ну, а это злой орлан…

    Птички, птички, по домам!

    (пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети зажимают по одному пальцу сначала правой, затем левой руки. На последние слова имитируют улетающих птиц)

    9. Употребление предложно-падежных конструкций.

    Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она находится. Отвечаем полными предложениями! Работа с предлогами «в», «на», «с», «за», «к», «от», «из». Логопед перемещает скворца около скворечника, дети употребляют различные предложно-падежные конструкции.

    Логопед: Куда залетел скворец?

    Дети: «Скворец залетел в скворечник».

    Логопед: Откуда вылетел скворец?

    Дети: «Скворец вылетел из скворечника».

    Логопед: Где сидит скворец?

    Дети: «Скворец сидит на скворечнике».

    Логопед: Откуда слетел скворец?

    Дети: «Скворец слетел со скворечника».

    Логопед: Куда спрятался скворец?

    Дети: «Скворец спрятался за скворечник».

    Логопед: От чего отлетел скворец?

    Дети: «Скворец отлетел от скворечника».

    Логопед: К чему подлетел скворец?

    Дети: «Скворец подлетел к скворечнику».

    10. Звуко-слоговой анализ слов с использованием знаковой символики.

    Логопед: Ребята, давайте поможем перелетным птицам благополучно долететь в теплые края. Для этого вам нужно прохлопать название птицы по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий птиц. Гласные звуки обозначены на доске условными обозначениями. Для каждой птицы мы должны с вами найти нужную схему.

    Логопед показывает на доске схемы и произносит названия птиц с утрированным произношением гласных звуков. Дети выделяют гласные звуки из слов-названий птиц и находят на доске нужную схему.

    Утка аист дрозд кукушка журавль

    11. Игра «Собери птичку».

    Логопед: Ребята, и последнее для вас задание. Вы должны будете из различных геометрических фигур собрать птичку (голова туловище

    2 крыла хвост)

    Самостоятельная работа детей.

    12. Подведение итога занятия.

    Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.

    Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали? Какие задания вам больше всего понравились?

    Ольга Земцова
    Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

    Лексическая тема : Перелётные птицы .

    Логопедическая тема : Формирование грамматического строя речи. Совершенствование связной речи.

    Коррекционно- образовательные цели :

    1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах .

    2. Расширение словарного запаса по лексической теме,

    3. Совершенствование грамматического строя речи :

    Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

    Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище) .

    Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

    - Развитие функции словообразования :(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)

    Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)

    4. Развитие связной речи.

    Коррекционно- развивающие цели :

    1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

    2. Развитие общей и мелкой моторики.

    3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

    4. Воспитание любви к животному миру.

    5. Вызвать интерес к занятиям .

    Оборудование :

    МУЗЫКА. Ход занятия .

    Логопед . Ребята, сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Приветствие.

    Логопед . Упражнение " Настроение". предлагает

    Логопед предлагает подойти к столу. Перед вами тучки и солнышко выдерите ту картинку которая подходит вашему настроению. (Отмечает, какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия .

    Логопед . Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта . (Берёт в руки зажженную свечу.)

    Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас всё занятие . Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

    Дети. Удачного дня.

    Логопед . Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

    Пришла весна перелётные птицы возвращаются в наша края.

    Ребята, к нам на занятие прилетела птичка , а вот какая угадайте.

    Труд людей он уважает

    Гусениц уничтожает!

    Есть на дереве дворец

    В нем живёт с семьёй.

    Как вы думаете кто?

    Дети : Я думаю скворец.

    Логопед . Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

    Дети. Эти птички называются перелётные .

    Логопед . Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц . Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

    Эта птица никогда

    Для птенцов не вьет гнезда.

    Дети. Я думаю это кукушка.

    Маленький певец лесной

    Лучше всех поёт весной. (соловей)

    Всех перелетных птиц черней ,

    Чистит пашню от червей. (грач)

    - Птица белая как снег .

    Птица , что красивей всех

    Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

    Прилетает к нам с теплом.

    Путь проделав длинный,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (ласточка)

    Он твердит одно га-га

    Кто обидел? Где? Когда?

    Никого я не боюсь.

    Ну конечно это (гусь)

    - Этот старый наш знакомый :

    он живёт на крыше дома-

    Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту за лягушками

    К болоту. (аист)

    Логопед . Назовём перелётных птиц .

    Дети. Это - соловей, аист, лебедь, кукушка.

    Логопед . А теперь внимательно посмотрите на экран. Игра " Найди лишнюю птицу . "

    Какая птица оказалось лишняя и почему?

    Дети. Лишняя сорока - она зимующая птичка, а остальные перелётные .

    Логопед . Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный,. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос,не поднимая плечи.

    Дети. Дуют.

    Логопед . Ребята мы хорошо с вами дули, что все картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать.

    Логопед . Вам нужно собрать картинки (гуся, аиста, утки)

    Дети. Я буду собирать гуся.

    Логопед . Это чья голова?

    Дети. Это гусиная голова.

    Логопед . Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный.

    Голова (чья) птичья, утиная, гусиная.

    Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное.

    Логопед . Ребята, все картинки собрали правильно. На наши работы прилетели посмотреть другие птицы . Давайте посчитаем каких птиц больше . Игра с мячом “Сосчитай – ка”

    Логопед показывает картинки птиц , а дети называют птиц с числительными 1 ,2.

    Дети. Одна ласточка, две ласточки.

    Одна утка, две утки, пять уток.

    Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

    Одна птица , две птицы , пять птиц .

    Один аист, два аиста, пять аистов.

    Один гусь, два гуся, пять гусей.

    Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

    Пальчиковая гимнастика “Уточка”

    Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,

    Шла серая по крутому. переваливаясь .)

    Вела детей за собою,

    И малого , и большого, (загибают безымянный палец; большой

    И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)

    И самого любимого. (загибают указательный палец.)

    Физминутка.

    Логопед . Ребята, посмотрите каких красивых птиц нарисовал художник . Но вот беда он забыл нарисовать некоторые части тела птицы . Давайте посмотрим и дорисуем то, чего не хватает каждой птице .

    Дети. У этой птицы нет ног ,она безногая. Я нарисую длинные ноги и она станет длинноногая. (бескрылая-крылатая, бесхвостая- длиннохвостая)

    дети выполняют задание под музыку

    Логопед . Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом?

    Дети. Лесной певец - соловей. (запись трелей соловья.)

    Составим рассказ по схеме о соловье.

    1. Зимующая или перелётная птица ?

    2. Почему их так называют?

    3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

    4. Чем питается?

    5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

    Дети. Соловей -это перелётная птичка . Соловей маленький. серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла,длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище -гнездо.

    Логопед . Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой весны.

    Выберете картинку вашего настроения. (тучка- солнышко)

    Наше занятие закончено . Сейчас вспомним какое задание ему понравилось дольше всего.

    Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"

    Задачи:

    Закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

    Задачи:

    Закреплять представления детей о перелетных птицах.

    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

    Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

    Активизация словаря по теме.

    Формирование грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

    Развитие внимания, памяти, мышления.

    Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

    1. Организационный момент.

    Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

    2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

    Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

    Аист какой? – Длинноклювый.

    У Аиста красный клюв – красноклювый.

    У Грача черные глаза – черноглазый.

    У Лебедя длинная шея – длинношеий.

    У журавля широкие крылья – ширококрылый.

    У Цапли длинные ноги – длинноногая.

    У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

    3. игра «Назови что это»

    Светит, греет… (солнце).

    Тает, темнеет… (снег).

    Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

    Капают, тают… (сосульки).

    Пробиваются, распускаются… (подснежники).

    Набухают, лопаются… (почки).

    Распускаются, зеленеют… (листочки).

    Чирикают, прыгают… (воробьи).

    Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

    4 . Физкультминутка.

    «Ласточки летели» Координация речи с движением.

    5. Игра «Четвертый лишний?»

    На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

    Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

    Ворона, воробей, голубь, скворец .

    Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

    Сорока, грач , снегирь, синица.

    Лебедь, цапля, голубь , аист.

    6. ИГРА «У кого – кто?»

    Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

    Которую я назову.

    У кукушки – кукушата, у ласточки - ...,

    У скворца – ..., у журавля - ...,

    У стрижа – ..., у лебедей – ...,

    У уток – ..., у гусей - ...,

    У грача – ...

    7. ИГРА «Кто за кем прилетел?»

    Сначала прилетели грачи, за грачами – скворцы, за скворцами –

    Ласточки, за ласточками – журавли.

    ***, возьми грача.

    ***, возьми скворца.

    ***, возьми ласточку.

    ***, возьми журавля.

    ***, повтори, кто за кем прилетел.

    ***, повтори

    Валентина Ряднина
    «Перелетные птицы. Осень». Конспект подгруппового логопедического занятия

    МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик»

    6636160 с. Кожевниково Томской области ул. Октябрьская 57 т. 8(38244) 22634

    Тема : «Перелетные птицы . Осень »

    Конспект подгруппового логопедического занятия

    по развитию лексико-грамматического строя

    с использованием здоровьесберегающих технологий

    в старшей группе для детей с ОНР

    –учитель- логопед .

    Тема : «Перелетные птицы »

    Цель : Развитие лексико-грамматического строя речи у детей на лексической теме «Перелетные птицы »

    Задачи :

    Коррекционно-обучающиее :

    Закреплять знания детей о птицах нашего края ;

    Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;

    Формировать умение детей отличать птиц от других животных ;

    Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

    Развивать и обогащать словарный запас детей;

    Формировать грамматически правильную речь у детей.

    Коррекционно - развивающие :

    Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

    Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;

    Развивать темп и ритм речи;

    Коррекционно - воспитательные :

    Формировать положительную установку на участие в занятии ;

    Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;

    Формировать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

    Закреплять умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

    Словарная работа : перелетные , зимующие, кочующие, насекомоядные, оседлые

    Материалы и оборудования

    1. Презентация, мультимедийное оборудование.

    2. Зеркало.

    3. Птички на ниточках.

    4. Перья разной формы, цвета, размера, ножницы, стаканчики с водой;

    5 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц .

    5. Птичка- игрушка

    Предварительная работа :

    Чтение книги Л. Н. Толстого «Умная галка» , беседы по иллюстрациям птиц нашего края и прослушиванием щебета птиц нашего края . Изучение темы «Жилища птиц и животных » .

    Планируемые результаты :

    Ребенок сформировал длительную воздушную струю.

    Развита мелкая моторика.

    Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

    Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

    У ребенка формируется заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

    У ребенка закрепляется умение бережного отношения ко всему живому, природе.

    У ребенка сформировано отличительные особенности птиц и животных

    У ребенка развито представление о причинах перелетов птиц .

    У ребенка развита грамматически правильная речь

    Этапы Цели Ход занятия Действия детей

    I. Организационный момент «Круг радости»

    Организовать детей на познавательную деятельность. –Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам . А поможет мне в этом – этот «волшебная птичка» .

    –Я приглашаю всех вас в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки эту «волшебную птичку» .

    Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.

    Кто скажет, что это за птичка? Дети передают друг другу птичку и произносят добрые пожелания

    II. Беседа по картине «Осень »

    (Слайд 2) Ребята, какое время года изображено на картине?

    Вот и наступила осень . Какие изменения произошли в природе?

    Почему стало мало птиц ?

    Каких птиц вы знаете ?

    Куда улетают птицы осенью ?

    Как называются птицы , которые улетели на юг?

    Каких вы знаете перелетных птиц ?

    -Осень Дети : (перечисляют признаки осени ) .

    Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

    Дети : (перечисляют птиц ) .

    Дети : на юг.

    Дети : перелетные птицы .

    Дети : перечисляют…

    III. Ш Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

    Посмотрите на этих птиц , какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная.

    Вот ласточка : клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

    А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

    Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв?

    И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий. (Покажем нашим язычком, всех птичек)

    Дети выполняют упражнение перед зеркалом

    «Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

    Упражнение «Лопатка»

    (повторяем 3 раза) --длинный острый, похож на иголку. Иголочка» (повтор упр. 3 раза)

    Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)

    Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

    IV. Дыхательная гимнастика

    (слайд 4)

    Мы с вами знаем, зачем собрались птицы на этой полянке .

    Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках ) . Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. Дети выполняют дыхательную гимнастику

    V. самомассаж лица

    (слайд 5) Ручки растираем и разогреваем, Потирание ладоней, хлопки.

    И лицо теплом своим нежно умываем. Ладонями проводить по лицу сверху – вниз.

    Грабельки сгребают все плохие мысли. Граблеобразные движения пальцами от

    середины лба к вискам

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирать ушные раковины по краю снизу

    вверх и наоборот

    Их вперёд сгибаем, Нагибание ушных раковин вперед .

    Тянем вниз за мочки, Оттягивать уши вниз за мочки.

    А потом уходим пальцами на щёчки, Пальцы перебегают на щёки .

    Щёчки разминаем, чтобы улыбались, Губки разминаем, чтобы улыбались

    Как утята к утке клювики потянем, Вытягивание обеих губ вперёд.

    Разомнём их мягко, не задев ногтями, Большими и указательными пальцами

    разминаем обе губы.

    Уголками губ мы щёчки поднимаем, Средние пальцы рук – в уголках рта и по

    очереди поднимать то правый, то левый угол рта

    А потом от носа мы к губам стекаем. Спиралевидные движения средних пальцев

    рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам

    Губки пожуем мы, Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот.

    Шарики надуем, Надувание щёк и похлопывание по ним так, чтоб губы удерживали воздух.

    И губами вправо – влево потанцуем. Указательные пальцы укладываются на губы // друг другу и двигаются навстречу или врозь друг другу.

    Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит. Кулачком стучать по верхней губе, затем по нижней губе, язык перемещать под губами то вверх то вниз.

    Тянем подбородок и его щипаем,

    А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами

    VI. Вхождение в тему

    (слайд 6, 7,8) -С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

    Скоро белые метели

    Снег подымут от земли.

    Улетают, улетели, улетели журавли.

    Не слыхать кукушки в роще,

    И скворечник опустел,

    Аист крыльями полощет –

    Улетает, улетел.

    Лист качается узорный,

    В синей луже на воде.

    Ходят грач с грачихой черные

    В огороде, по гряде.

    Осыпаясь, пожелтели

    Солнца редкие лучи,

    Улетают, улетели, улетели и грачи.

    Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

    Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.

    Они улетают в конце августа.

    А почему они так рано улетают, как вы думаете?

    Да, эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

    А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ? (слайд 8) Дети : о перелетных .

    Пропадают многие насекомые

    Ласточка, камышевка, скворец, жаворонок, мухоловка.

    VII. Сообщение темы и цели занятия . Так о ком мы сегодня поведем речь?

    А о каких птицах мы будем говорить ?

    О птицах

    О перелетных

    VIII. Мотивация к познавательной деятельности (слайд 9) А чем же птица отличается от животного? - перья у птицы , а у животного шерсть.

    Клюв у птицы , а у животного пасть с зубами

    У птицы 2 лапы , а у животного 4

    У птиц есть крылья и они почти все летают, а у животных нет и они не летают

    IХ. Образование притяжательных прилагательных

    (слайд 10)

    Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (слайд «Небесные прятки» ) Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль» )

    Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

    Чей хвост виден за синим облаком?

    Какая птица спряталась за розовым облаком?

    Чей клюв вы видите?

    Чье крыло вы видите за голубым облаком?

    А теперь скажите какие из них насекомоядные?

    Молодцы! Помашем птицам , до свидания птицы ! До весны!

    Дети изображают бинокль и рассматривают облака на слайде 10.

    Это хвост ласточки – ласточкин хвост

    Это клюв аиста – аистиный клюв

    Крыло журавля – журавлиное крыло

    Насекомоядная ласточка

    Х. Открытие нового

    (Слайд 11, 12) В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

    И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц (слайд 12)

    Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания, до радостной встречи весной!»

    Гусь, утка, лебедь, пеликан

    ХI. Развитие внимания

    (слайд 12) Игра «Прилетели птицы » ,

    (если это не птицы - хлопаем в ладоши )

    Прилетели птицы :

    Голуби, синицы,

    Мухи и стрижи…

    Что не правильно?

    Воспитатель : А мухи – это кто?

    Вы правы. Ну что ж продолжим.

    Прилетели птицы :

    Аисты, вороны,

    Галки, макароны.

    Прилетели птицы :

    Голуби, куницы.

    А куницы - это кто?

    Прилетели птицы :

    Голуби, синицы,

    Чибисы, чижи,

    Галочки, стрижи,

    Аисты, кукушки…

    Даже совки – сплюшки…

    что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки (это птицы )

    Дети хлопают.

    Дети : мухи.

    Дети : насекомые

    Дети хлопают.

    Дети хлопают.

    Животные

    Дети хлопают.

    XII. Физминутка

    (Слайд 14) Птичья зарядка Дети выполняют

    XIII. Открытие нового

    (Слайд 14) А вы знаете как летят птицы . Когда улетают в теплые края?

    -Вот смотрите : журавли летят клином- впереди вожак- самый сильный журавль.

    Утки, гуси и лебеди летят вереницей.

    Ласточки, грачи, скворцы летят стаей.

    XIV. Эксперимент Развитие речевого дыхания, внимания

    (слайд 16-17)

    Ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

    Чем различаются перья?

    Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

    Что случится, если сейчас подует ветерок? Возьмите по 1 перышку и подуйте на него.

    Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

    Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

    Перья защищают птицу от воды и сырости .

    Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

    Для чего им нужны маленькие перышки?

    Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

    Часто можно встретить очень красивых птиц . (слайд 17)

    У большинства птиц ярко окрашены только самцы.

    Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

    Посмотрите, какие красивые бывают птицы . Дети : цветом, размером, формой.

    Дети показывают

    Дети дуют на перышки

    Дети : перья летят, они легкие.

    Дети мокают перо в стакан и смотрят.

    Дети : нет, вода скатилась капельками.

    Дети : чтобы летать.

    Дети : для тепла.

    Дети : перья разные по цвету.

    Они украшают птиц .

    ХV. Физминутка. Игра «Птицелов »

    (слайд 18) Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

    В лесу, во лесочке,

    На зеленом дубочке,

    Птички весело поют.

    Ой! Птицелов идет !

    Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

    Играющий становится птицеловом .

    Правила игры : Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

    Дети весело играют

    XVI. Образование прилагательных

    (Слайд 19) - Не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать.

    Как они называются?

    Каких вы знаете зимующих птиц ?

    Предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

    Перед вами карточки , на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц - к снежинке , а где солнышко – перелетных .

    Дети : зимующие, оседлые.

    Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

    Дети раскладывают карточки

    XVII. Экологическое воспитание

    (слайд 20) А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

    Как можно проявить о них заботу зимой?

    Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

    Действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

    Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

    Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки.

    И я предлагаю, чтобы и вы с родителями изготовили кормушки для птиц , и мы развесим их на деревья перед вашими окнами , а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам -Птицам холодно , голодно

    Хлеб, зерно, сало, семечки

    Да, мы поговорим с папой, чтобы вместе с ним сделать кормушку для птиц .

    ХIV Рефлексия

    (слайд 21) - Каких вы запомнили перелетных птиц ?

    Чем птицы отличаются от других животных?

    Для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

    Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

    Дети : …

    Дети : …

    Дети : …

    ХV Ритуал прощания

    «Солнечные лучики» А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постойте с закрытыми глазами и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, который согреет зимой и наших зимующих птичек.

    Дети встали в круг, закрыли глаза и тихо постояли.

    ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

    Учитель-логопед

    Ерышева О.Н.

    Цели:

      Обучающие:

    Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.

    Работать над слоговой структурой слов, обозначающих перелётных птиц.

    Составлять описательные рассказы с опорой на схему.

      Коррекционные:

    Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы».

    - Рас ширя ть активный словарь по теме «Перелётные птицы».

    - Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами.

    - Работать над грамматическим строем речи:

    Родительный падеж ед.и мн.числа;

    Согласование числительных с существительными.

    Учить выделять «4-й лишний» с объяснением.

    3. Развивающие:

    Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;

    Развивать общую и мелкую моторику.

    4. Воспитывающие:

    Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, доброму отношению к природе и птицам.

    Оборудование: костюмы лягушки, аиста; шапочки грача, жаворонка, сороки, жаворонка; разрезные картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа о ласточке; запись с голосами птиц.

    1. Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

    Какое сейчас время года?(Сейчас время года весна).

    Какое время года было перед весною?(Перед весною была зима)

    Какое время наступит после весны?(После весны наступит лето).

    Какая часть весны сейчас?(Сейчас середина весны)

    Логопед . Ребята, перед началом занятия скажем наш девиз:

    Кто хочет разговаривать,

    Тот должен выговаривать.

    Всё правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Если снег повсюду тает,

    День становится длинней.

    Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит.

    Если птицам не до сна,

    Если стал теплее вечер,

    Значит, к нам пришла…(весна)

    Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

    (отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

    1. Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

    2.Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)

    3. Что весной бежит, журчит, поёт?(ручьи)

    4. Что с крыши свисает, капает, тает?(сосульки)

    5.Что весной темнеет?(снег)

    Что весной, капает, звенит, поёт?(капель)

    Давайте представим, что мы попали в весенний лес .

    Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

    (включается запись со звуками леса, пением птиц).

    - Ну, что чудо произошло? –Да!

    Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

    Это птицы!

    Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

    Как называются эти птицы?(перелётные)

    Логопед . Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. ( Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они летят стаями и кричат. Птицы то же рады весне.)

    Логопед. . Почему они называются перелётными?

    Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

    Логопед . А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко » и узнаем какие птицы прилетают весной.

    1.В деревянный свой дворец

    Прилетел весной …(скворец)

    2.Песен звонких не жалей

    Нам весною …(соловей).

    3.Клином печальным в небесной дали

    С криком печальным летят…(журавли)

    4. Пёстры грудка, хвост, макушка

    В лесу и в часах кукует..(кукушка).

    5.С буквы «А»начинается

    Имя птицы…(аиста).

    6.По весне к нам с юга мчится

    Чёрная как ворон птица.

    Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Для деревьев наших врач,

    Ест букашек разных…(Грач).

    Логопед . Назовите, ребята, каких перелётных птиц вы знаете?(грач, соловей, кукушка, ласточка, дикие утки, скворцы…

    Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

    Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

    С юга птицы прилетели!

    Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

    Серенькое перышко.

    Жаворонок, соловей

    Торопитесь, кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж –

    Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

    Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

    Логопед . «4-лишний» -Какая птица лишняя?(Соловей, аист, кукушка, сорока)

    Дети . Лишняя сорока – она зимующая птица.

    Ворона, воробей, голубь, грач

    Дети. Лишняя птица грач–это перелётная птица.

    Логопед. Рассказ о птицах.(Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинается строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнёзд.)

    Грач

    Грач – птица большая. Она похожа на ворону. У неё большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Он поедает жуков, личинок, червей. Грач делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

    Поиграем в игру «Почини предложение» ( подобрать нужный по смыслу предлог(из, в, к, над, на, по)

    Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач подлетел (к) гнезду. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по)земле. Грач сидит (под)деревом.

    2) Детки домик смастерили

    И на дерево прибили.

    Поселился в нём певец.

    А зовут его?... (Скворец )

    Скворец

    Скворцы прилетают вслед за грачами. Птица небольшого размера, перья чёрного цвета с белыми пятнышками. Клюв мощный, на голове чёрный хохолок. Питается червями, гусеницами, бабочками. Они охраняют леса и сада от вредителей. Скворец живёт в скворечнике.( летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.)

    Игра « Подбери словечко»

    Логопед.

    - Как назвать скворца ласково ?(Скворушка )

    - Кто у скворца птенец, птенцы?( Скворчонок, скворчата )

    - Как называется их мама?( Скворчиха)

    - Какой домик строят люди для скворцов весной ?(Скворечник)

    Логопед .

    3) Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Кто же это…(соловей) Назовём соловья ласково(соловушка).

    Соловей

    Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Эта маленькая, серенькая птичка, очень красиво поёт. Его жилище – гнездо. Питается насекомыми и семечками. Прочитать. В народе есть примета : «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

    4) Длинноногий, длинношеий,

    Длинноклювый, телом серый

    А затылок, голый, красный

    Бродит по болотам грязным,

    Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(Журавль)

    Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

    Образование родственных слов . Птенцы у журавля – журавлята, журавлёнок, мать журавлят – журавлиха, стая журавлей – журавлиная, ласково назовём - журавлик, журавушка.

    Сюрпризный момент.(стук по стеклу, как птичка клювом)

    Ребята, как- будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла.

    Голубь бросил к нам в оконце о кого-то письмецо.

    Видно он заторопился, очень быстро удалился,

    Почты много набралось, он не всю её разнёс.

    Что ж вам прочитаю, от кого оно узнаю.

    «Здравствуйте, мои маленькие друзья!

    Хочу услышать рассказ о птичке, которая весной возвращается к вам из тёплых стран.

    А пока высылаю ребус с фотографией этой птички.

    (Ла 100 чка).

    Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц, ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых.

    Логопед . Давайте попробуем составить рассказ по картинкам о ласточке. (Дети переворачивают подснежники и составляют предложения).

    Ласточка – красивая перелётная птица.

    У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно-синим гастуком. Хвост и крылья длинные, острые.

    Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

    Враг ласточки – кошка. Ласточки дружно защищаются от врагов.

    Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

    Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.

    Игра «Птицы улетели».

    Ласточка – ласточки – нет ласточек

    Журавль – журавли – нет журавлей.

    Скворец – скворцы – нет скворцов.

    Соловей – соловьи – нет соловьёв

    Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков

    Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»

    К ороткий хвост – длинный хвост

    Чёрный клюв – белый клюв

    Тонкая шея – толстая шея

    Острый клюв – тупой клюв

    - Впиши буквы в фигурки в соответствии с образцом. Прочитай название птиц и соедини с образцом. (на парте).

    Индивидуально(собрать разрезные картинки перелётных птиц)

    -Упражнение «Закончи предложение »

    Мне очень понравились все ваши рассказы и стихи. Но остались ещё некоторые вопросы. Попробуем ответить на них ответить на них.

    Весной птицы строят гнёзда, потому что…(дети повторяют фразу и договаривают её до конца) они выводят в них птенцов.

    Первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… насекомые прячутся и им нечем питаться.

    Осенью последними улетают лебеди, утки и гуси, потому что…водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.

    Все люди любят слушать соловья, потому что … он замечательно поёт.

    Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что … птицы их уничтожают.

    Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…(она не вьёт себе гнезда).

    Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу(украшают нашу природу, замечательно поют и т.д.)

    Логопед . А теперь наша театральная страничка «Встречи в весеннем лесу»

    Аист и лягушка

    Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.

    - Я! – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

    -Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

    -Да, у меня только две ноги, но они длинные!

    - А я квакать умею, а ты нет!

    - А я летаю, а ты только прыгаешь!

    - Летаешь, а нырять не можешь!

    - А у меня есть клюв!

    - Подумаешь, клюв! На что он нужен?

    - А вот на что!

    (рассердился аист и проглотил Лягушку).

    Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

    (С.Михалков).

    Чья проталина

    (Под музыкальное сопровождение выходят сорока, грач, жаворонок)

    Сорока: Тра-та-та! Никак проталина? Моя, моя! Моя проталина, раз я первая её увидела!

    Грач : Здрасьте, уже явилась! И прямо на мою проталину! Некрасиво!

    Сорока: Это почему же она твоя? Я первая её увидела!

    Грач: Ты увидела, а я к ней издалека летел! Тёплые страны покинул. Где проталина – там и мы, грачи! Моя проталина!

    Жаворонок: А я родился на ней!

    Логопед : Не ссорьтесь друзья, проталина, как проталина. А зачем она вам?

    Сорока. А семена? А ростки зелёные?

    Грач . Посидеть, походить, размяться! Носом в земле порыться.

    Жаворонок. А петь-то над проталиной как хорошо! Сколько в поле проталин, столько и жаворонков над ними и все поют! Нет ничего лучше нашей проталины!

    Логопед: А что вы тогда спорите, раз она ваша? Жаворонок хочет петь – пусть поёт, грач хочет ходить – пусть ходит.

    Итог занятия:

    Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

    Что вам понравилось на нашем занятии?