Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Классификация нововведений в организации. Типы педагогических нововведений. Уровень реализации в инфраструктуре объекта

    Классификация нововведений в организации. Типы педагогических нововведений. Уровень реализации в инфраструктуре объекта

    Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, как правило, преследуют цель долгосрочной эффективности функционирования на рынке. Для достижения данной глобальной цели реализуются следующие специфические задачи:

    • увеличение рыночной доли;
    • выход на новые целевые рынки;
    • создание имиджа гибкой инновативной компании;
    • продление или, наоборот, сокращение жизненного цикла товаров основного ассортимента;
    • диверсификация деятельности .

    Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

    Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

    Рассмотрим существующие классификаторы типов и видов инноваций.

    Классификация инноваций по П. Дойлю основывается на возможности моделирования инновационных подходов к концепции продукта, новых способов ведения коммерческой деятельности, расширения маркетинговой среды за счет новых рынков . В число таких способов входят:

    • новые способы ведения коммерческой деятельности, которые представляют собой новаторские подходы к поставкам уже давно существующих продуктов и обслуживанию как "лояльных", так и новых потребителей;
    • новые старые продукты, представляющие собой новые способы применения знакомых потребителям продуктов;
    • новые рынки, которые представляют новые группы потребителей продуктов.

    Существует также классификатор инноваций по следующим признакам :

    • значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
    • направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
    • место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
    • глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
    • разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
    • масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
    • место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
    • характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
    • степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
    • время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
    • причина возникновения (реактивные, стратегические);
    • область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

    По значимости различают базисные инновации , которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации , обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации , направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

    По направлениям воздействия па процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

    Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

    • регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
    • изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
    • адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
    • новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
    • новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;
    • новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
    • новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет се функциональный принцип;
    • радикальные (базовые);
    • улучшающие;
    • модификационные (частные).

    По масштабам распространения могут быть выделены: локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации , ставшие основой для новой отрасли; глобальные инновации , которые находят применение во всех отраслях.

    По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

    По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными на основе нового способа, примененного

    к открытым явлениям. По типу новизны для рынка инновации делятся также па следующие виды:

    • новые для отрасли в мире;
    • новые для отрасли в стране;
    • новые для данного предприятия (группы предприятий).

    По причинам возникновения инновации можно подразделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

    По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

    По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

    • инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
    • инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
    • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

    Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

    В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе "подрывных" инноваций.

    Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки.

    Как источник идеи для инновации могут выступать:

    • открытие, научная идея, научная теория, явление;
    • изобретение, ряд изобретений, лицензии;
    • рационализаторские предложения;
    • прочие ситуации.

    Вид новшества :

    • продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
    • технологии, метода, способа;
    • материала, вещества;
    • живых организмов, растений;
    • постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
    • информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.);
    • услуги;
    • прочих решений.

    По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

    • научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
    • технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
    • технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
    • информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
    • маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брендов товаров и организаций;
    • логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте;
    • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
    • социально-экономические, правовые, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

    По областям применения в сферах обслуживания :

    • образование;
    • питание;
    • спорт и молодежь;
    • культура;
    • здравоохранение;
    • правовое обслуживание и охрана;
    • туризм;
    • торговля;
    • финансовое обслуживание и др.

    Но уровню новизны инновационные товары и услуги подразделяют на обладающие признаками:

    • мировой новизны;
    • отечественной новизны;
    • отраслевой новизны;
    • новые для фирмы;
    • расширения имеющейся гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;
    • обновленных товаров и услуг;
    • товаров и услуг с измененным позиционированием;
    • с сокращенными издержками (производственные инновации). Масштабы распространения инноваций;
    • транснациональные;
    • народно-хозяйственные и федеральные;
    • региональные;
    • муниципальные;
    • в рамках объединений и ассоциаций;
    • в рамках организации;
    • в рамках подразделения.

    Широта воздействия инноваций:

    • глобальная, мировая;
    • народно-хозяйственная, национальная;
    • отраслевая;
    • локальная.

    Темпы осуществления инноваций;

    • быстрые, нарастающие;
    • замедленные, равномерные;
    • медленные, затухающие.

    Стадии жизненного цикла инноваций , с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

    • исследования;
    • разработки;
    • промышленное производство;
    • маркетинг;
    • логистика;
    • диффузия;
    • рутинизация;
    • сервисная поддержка.

    По преемственности выделяют следующие инновации:

    • открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
    • закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;
    • замещающие;
    • отменяющие;
    • ретровведения.

    Рассмотрим классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе "подрывных" инноваций .

    По концепции К. Кристенсена предполагается развитие инновационных стратегий и инновационного бизнеса периодической сменой "подрывных" и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг. "Подрывные инновации" - инновации, при которых старые продукты и технологии сменяются на новые и конкурентоспособные. Примерами "подрывных инноваций" являются телефон

    (заменил телеграф), пароходы (заменили парусные суда), полупроводники (заменили электровакуумные приборы), цифровые камеры (заменили пленочные), электронная почта ("подорвала" традиционную почту). "Подрывные инновации", стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

    Так, Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и "псевдоинновации" - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

    Российский исследователь К). В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

    • базисные (иногда их еще называют радикальными) - такие нововведения, которые базируются на научных открытиях или крупных изобретениях и направлены на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений;
    • улучшающие (используется также название приростные) - нововведения, направленные на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов;
    • микроинновации }} улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
    • псевдоинновации (рационализирующие инновации) - деятельность, результатом которой является частичное улучшение характеристик (иногда второстепенных), существующих, в том числе и в значительной степени устаревших видов продукции, поколений техники и технологий.

    Так, Г. Менш и К). В. Яковец проводят классификацию на основе рассмотрения исключительно технологических нововведений, по степени радикальности инновации и уровню ее новизны, поэтому оба данных подхода носят ограниченный характер. П. Н. Завлин и А. В. Васильев предлагают классификацию инноваций, представленную в табл. 2.1 .

    Так, В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения (табл. 2.2). С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

    • 1) инновации на "входе" в предприятие;
    • 2) инновации на "выходе" из предприятия;
    • 3) инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

    По целевому изменению инновации подразделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

    Таблица 2.2

    Классификация инноваций по В. В. Горшкову и Е. А. Кретовой

    Классификационный признак

    Вил инновации

    1. Структурная характеристика инновации

    1.1. Инновации на "входе" в предприятие

    1.1. Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов

    1.2. Инновации на "выходе" из предприятия

    1.2. Целевые качественные или количественные изменения

    1.3. Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов

    1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей но качеству, количеству, организации и способу обеспечения

    2. Целевые изменения

    2.1. Технологические

    2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования. реконструкция производственных здании и их оснащение, реализация мероприятии по охране окружающей среды

    2.2. Производственные

    2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц

    2.3. Экономические

    2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат

    2.4. Торговые

    2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.

    2.5. Социальные

    2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями

    Окончание табл. 2.2

    Источник : Горшков В. В., Кретова Е. А. Инновационные риски. СПб. : Изд-во СП6ГИЭА, 1996.

    По мнению Э. А. Уткина, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей (табл. 2.3).

    Таблица 2.3

    Классификация инноваций по Э. А. Уткину, Г. И. Морозовой,

    Н. И. Морозовой

    Классификацион ный признак

    Вид инновации

    1. Причина возникновения

    1.1. Реактивные

    1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка; реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

    1.2. Стратегические

    1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

    2. Предмет и сфера приложения

    2.1. Продуктовые

    2.1. Новые продукты и услуги

    2.2. Рыночные

    2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

    2.3. Иииовации- процессы

    2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы

    3. Характер удовлетворяемых потребностей

    3.1. Ориентирование на существующие потребности

    3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

    3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей

    3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

    Источник : Уткин Э. А., Морозова Г. И. Морозова Н. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 2010.

    С. Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации, с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности (табл. 2.4).

    Таблица 2.4

    Классификация инноваций по С. Д. Ильенковой

    Иннова́ция , нововведе́ние - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком . Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

    Иннова́ция - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях .

    Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике .

    Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы . Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 3

      ✪ Видео тур по онкологической клинике ИННОВАЦИЯ

      ✪ Vandy Vape PHOBIA RDA. Двуспиральная инновация. ❄️⛄☃️❄️

      ✪ Лечение лимфомы в клинике ИННОВАЦИЯ

      Субтитры

    Общее определение инноваций

    «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях .

    Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

    Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

    Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни , удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

    Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

    • используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности ; и/или
    • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
    • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
    • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

    Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

    При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение », обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

    Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития » (1911).

    В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

    Виды инноваций

    • Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
    • Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
    • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
    • Организационные - совершенствование системы менеджмента .
    • Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

    Эффективность инновационной деятельности

    В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП , США - 2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия - 1,04 % . Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности . Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS) . Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

    Согласно опросу консалтинговой компании StrategyOne (англ.) русск. , большинство менеджеров ведущих мировых компаний включили Китай в пятёрку самых инновационных стран . При этом в «Индексе верховенства закона» за 2015 год Китай занимает 71 место, рядом с Украиной (70), Кыргызстаном (74), Россией (75) .

    Инновации в США

    Инновационные предприятия в США сосредоточены в основном в Силиконовой долине, 128 дороге, Северной Каролине, городе Остин в Техасе. Первые инновационные предприятия в Силиконовой долине возникли в 60-е годы. К 1970 году в Силиконовой долине насчитывалось около 3000 инновационных фирм, в основном в области электроники. Из них 70% имело менее 10 сотрудников, а 85% - менее 100. В Силиконовой долине находится 33% наиболее крупных технологических предприятий США. При численности населения в 1% от численности страны, в Силиконовой долине сосредоточено 11% общего числа занятых в технологических компаниях страны в целом.

    Инновации в России и Китае

    Решением Правительства РФ в феврале 1994 года образован . Общий объем поддержки Фонда составил в 90-х годах 134 млрд. руб.

    Также в России поддержкой инновационной деятельности занимается Российский фонд технологического развития .

    Инновационную деятельность в России осложняет то, что наукоемкий бизнес среди всех видов предпринимательства является наиболее сложным и наиболее рискованным; высока криминализация общества; у предпринимателей отсутствуют начальные средства; ставки по кредитам высоки .

    Центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных или государственных инновационных инкубаторов (например, Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий , Международный инкубатор технологий , Государственный венчурный фонд Самарской области ) или ускорителях по образу и подобию модели IdeaLab или Y-Сombinator.

    России также нужна стратегия, основанная на создании глобальных инновационных сетей.

    См. также

    • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
    • P2M - Японская методология управления инновационными проектами и программами

    Примечания

    1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
    2. См. также статью «Технологические уклады ».
    3. Базилевич В. Д. 12. 1. 2 Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економічних учень: У 2 ч.. - 3-е издание. - К. : Знання, 2006. - Т. 2. - С. 320. - 575 с. - ISBN 966-346-150-0 .
    4. Милославский И. Новизна с последствиями
    5. Шаблон:ЧК
    6. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского - издание второе исправленное. - М., 2010. - С. 31. - 107 с.
    7. Расходы на НИОКР (в % от ВВП). Данные Всемирного банка за 2008 год.
    8. Innovation Union Scoreboard
    9. Измерение эффективности инновационной деятельности
    10. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
    11. «Milk without the cow» , The Economist, Oct 20th 2016

    Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. В данной работе будут рассмотрены понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Реферат

    Тема: «Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений»

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Уровни новшеств в образовании 5

    2. Типы инновационных подходов к обучению 7

    3. Типы педагогических нововведений 9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА

    ВВЕДЕНИЕ

    Инновации (англ. «Innovation» - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

    В нашем контексте мы будем рассматривать не только термин инновации, но и педагогическую инноватику как науку. Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80 г. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и ее методология находятся в стадии научной разработки и построения.

    По определению С. Д. Полякова: «педагогическая инноватика - это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» .

    Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Р. Юсуфбековой, она трактует ее как: «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» [Цит. по 3: с. 12].

    Таким образом, современный процесс образования предполагает создавать педагогические новшества, с целью удовлетворения запросов общества.

    Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

    В своей статье «Инновации в системе образования» Ю. З. Хуснутдинова отмечает, что: «появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата» .

    Таким образом, в данной работе будут рассмотрены уровни новшеств в образовании, типы инновационных подходов к обучению, а также типы педагогических нововведений.

    1. Уровни новшеств в образовании

    Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

    Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

    «Инновация и нововведение - тождественные понятия. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

    Нововведение (инновация) - внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным.

    Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования» .

    К уровням новшества в образовании относят:

    1. Усовершенствование.

    2. Рационализация.

    3. Модернизация.

    4. Эвристическое решение.

    5. Педагогическое изобретение.

    6. Педагогическое открытие.

    7. Инновация.

    «Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности (новые способы создания групп).

    Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач (иной способ составления расписания).

    Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12).

    Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач (методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова).

    Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования (система погружения М. П. Щетинина).

    Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика, компетентностный подход, дистанционное обучение).

    Инновация - целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений» .

    Деятельность, направленная на осуществления инноваций и инновационных процессов, получила название инновационной деятельности, а изучая инновационную деятельность важно отметить педагогический ин новационный подход к обучению.

    Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. Далее мы рассмотрим основные типы инновационных подходов в образовательной системе.

    2. Типы инновационных подходов к обучению

    Согласно исследованиям М. В. Кларина: «инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

    1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

    2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

    Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

    Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

    Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

    Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они развиваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей, как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» .

    3. Типы педагогических нововведений

    Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но и создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

    Поляков С. Д. так писал о нововведениях педагога: «путь нововведения, рожденного как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами» .

    Обратимся к трудам А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, современного исследователя и реализатора инновационных концепций и технологий. В своей статье « Педагогическая инноватика - рычаг образования» он рассматривает типы педагогических нововведений: «п едагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

    1. «По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.

    2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

    3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

    4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

    5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

    6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

    7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

    8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

    9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

    10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

    В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением» .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе мы рассмотрели основные понятия и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

    Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, п едагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, для внедрения требуют новых форм, методик, педагогических технологий от современного педагога. Кроме этого требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

    Рассмотрев типы и подтипы педагогических нововведений можно отметить, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

    Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Галеева И. Ш. «Педагогическая инноватика». Презентация. / 900igr.net // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 900igr.net /prezentatsii/pedagogika/Pedagogicheskie-innovatsii/001Pedagogicheskaja-innovatik a.html

    2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

    3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

    4. Хуснутдинова Ю. З. «Инновации в системе образования». Scienceforum.ru Подписи к слайдам:

    Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений г. Нерюнгри, 2017 г.

    Новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным. Новшество

    Изменение одного или более элементов образовательного процесса. Приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности Усовершенствование

    Установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач. Рационализация

    Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы Модернизация

    Отыскание способа решения известных педагогических проблем. Создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач. Эвристическое решение

    Новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования Педагогическое изобретение

    Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента Педагогическое открытие

    Целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений Инновация

    Инновации Инновационная деятельность Инновационный подход введение и использование педагогических инноваций Инновационные процессы

    Инновации-модернизации Модернизируют учебный процесс. Направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Типы инновационных подходов Инновации-трансформации Преобразуют традиционный учебный процесс. Направлены на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД ПОДХОД

    Типы педагогических нововведений

    Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

    Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений


    МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Нижегородский филиал

    Факультет Экономики и управления

    Курсовая работа по инновационному менеджменту

    на тему № 21: «Основы классификации нововведений по их типу.

    Виды стратегий нововведений»

    Выполнил:

    студент 5 курса,

    группы МЗП 04/2

    Строителев А. М.

    Проверил:

    Тимоненков В.И.

    г. Нижний Новгород


    Введение

    1. Сущность и классификация нововведений

    1.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией

    1.2 Классификации нововведений

    2. Виды стратегий нововведений

    2.1 Понятия и роль инновационных стратегий

    2.2Стратегии нововведений в зависимости от среды предприятия

    2.3 Классификация инновационных стратегий на основе видов конкурентного поведения

    3. Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений в организации на примере УФПС Нижегородской области

    3.1 Характеристика деятельности Управления Федеральной Почтовой связи Нижегородской области

    3.2 Новая технология по выплате пенсий и пособий

    3.3 Комплекс инновационных продуктов Нижегородского УФПС

    Заключение

    Список литературы


    Введение

    "Лучшее - враг хорошего", - любят говорить консерваторы. Те, кто дуют на воду, обжегшись на молоке, и те, кто, достигнув первых результатов, пожинают плоды и на этом успокаиваются. Но предпринимательство немыслимо без нововедений, без рискованных прогулок в неизвестное. А для этого требуется смелость - только тогда есть шанс открыть что-то новое.

    Мы живем среди изменений и вынуждены меняться сами. Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.

    Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг или слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

    Сегодня отечественные товаропроизводители серьезно борются между собой за каждого потребителя. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

    С начала реформирования экономики России прошло уже много лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты относительно быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически на всех адаптировавшихся к рынку предприятиях созданы отделы коммерции и маркетинга; введены новые системы управленческого учета. Однако, как показывает практика, для создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы предприятия может стать его инновационная активность.

    По созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности руководство страны также предпринимает различные шаги. Производственные организации тоже пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Все это говорит об актуальности темы нововведений в настоящее время.

    Главная цель данной работы показать, какое множество нововведений существует и что нововведение является одной из важнейших составных частей управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. А выбор и наличие правильно выбранной стратегии нововведения могут на порядок повысить конкурентоспособность компании.

    Для реализации поставленной цели данной работы были поставлены следующие задачи:

    Изучить понятие нововведения

    Рассмотреть классификацию и виды стратегий нововведений

    На примере Управления Федеральной Почтовой Связи Нижегородской области рассмотреть опыт внедрения нововведений


    1. Сущность и классификация нововведений

    1.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией

    В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.

    По мнению Кулагина А.С. существенные отличия состоят в следующем:

    Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке товара с новыми свойствами либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне;

    Инновация, как мы уже говорили, направлена на получение экономической выгоды, что чаще всего не свойственно открытию, которое по своей сущности является "бескорыстным" актом;

    Изобретение может быть сделано изобретателем одиночкой, инновация требует коллективного комплексного труда специалистов разного профиля, в том числе и специалистов производственной компании;

    Инновация есть результат целенаправленного использования результатов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д., а открытие или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;

    Инновация не есть новая техника, поскольку новый продукт может быть выпущен с помощью действующей (неизмененной) технологии;

    Наконец, инновация не есть внедрение, но не потому, что это термин советского времени, и не потому, что внедрение, как многие отмечают, носит оттенок насильственного действия, а потому, что внедрение (опять же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.

    Анализ различных определений нововведений приводит к выводу, что специфическое содержание составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

    Э.А.Уткин в своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

    Нововведение – это результат практического или научно-технического освоения новшества.

    Нововведение есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.

    Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними.

    Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

    Многие исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.

    Пригожин А.Н. так же разделяет понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по его мнению, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

    Понятия "новшество" и "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия.Новшество - это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе. А также в нормативных и методических документах, отчетах о маркетинговых исследованиях и т. д.

    Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.

    Существуют следующие типы нововведений:

    по уровню новизны:

    • - новые;
    • - усовершенствованные;
    • - требующие капитальных вложений;
    • - базисные;
    • - улучшающие;
    • - псевдоинновации;
    • - радикальные;
    • - ординарные.

    От сферы применения:

    • - по услугам;
    • - технологические;
    • - организационные;
    • - экономические;
    • - общественные;
    • - технические;
    • - социальные;
    • - правовые;
    • - политические.

    От области применения:

    • - медицинские (связаны с изменениями, вносимыми в лечебно-диагностический процесс, в предоставление сестринских услуг, в уровень оказания медицинской (сестринской помощи), во взаимоотношения медицинского персонала с пациентами);
    • - технологические (затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции);
    • - организационно-управленческие (связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими).

    По степени новизны:

    • - радикальные (определяют повторные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений медицинских услуг и медицинских технологий);
    • - имитирующие (имитирующие радикальную новацию путем улучшения её потребительских свойств).

    По масштабам распространения:

    • - глобальные - данные изменения происходят однажды, формируются и реализуются длительное время, требуют значительных экономических, физических и моральных затрат от руководителей; такие изменения вызывают у медицинского персонала негативную реакцию и, в связи с этим, встречают неприятие той или иной инновационной идеи; кроме того, они составляют основу революционных преобразований в сестринском деле);
    • - локальные - такого типа нововведения в любом лечебно-профилактическом учреждении происходят и должны осуществляться постоянно. Изменения в методах работы (внедрение нового метода диагностики), в рутинных, бумажных делах (использование ПЭВМ, специальных бланков требований, производственных актов и т.п.). Изменение состава, структуры и качества людских ресурсов (их численность, квалификация, профессиональная пригодность и т.п.); кроме того, они не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества, что уменьшает отрицательное восприятие нововведений персоналом.

    По степени прогрессивности, характер инноваций;

    • - прогрессивный, когда инновация является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы; например, использование современных асептических средств для обработки рук персонала и операционного поля;
    • - регрессивный, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, выступают тормозом общественного развития; например, использование во многих лечебных учреждениях устаревших дезинфицирующих средств (хлорная известь, хлорамин и др.).

    По конечной ориентации:

    • - производственные, когда инновации ориентированы на средства и способы производства;
    • - потребительские, изменения, вносимые в услуги, удовлетворяющие потребности человека.

    По импульсу возникновения инновации обозначают:

    • - потребности производства (законы прибыли);
    • - потребности человека;
    • - развитие науки.

    Таким образом, видно, что инновации достаточно многообразны и различны по содержанию. В связи с внедрением нововведений в лечебно-профилактических учреждениях возникают проблемы психологического характера, которые трудно поддаются корректировке.

    Если обобщить приведенную классификацию инноваций, что было сделано Н.А. Ильиной, мы получим следующие типы нововведений:

    • - предметно-целевые, направленные на внедрение новой услуги, с психологической точки зрения они в наибольшей степени характеризуются ожиданием усложнения работы;
    • - технико-технологические - новые средства производства и новые медицинские технологии, от такого рода инноваций сотрудники лечебного учреждения негативного ожидают меньше всего;
    • - организационно-управленческие - разработка и применение новых организационных структур и методов управления сестринским или врачебным персоналом, например, внедрение бригад врачей и медицинских сестер общей практики;
    • - социально-экономические - социальная разработка и применение новых экономичных механизмов функционирования ЛПУ.

    Последние два типа нововведений вызывают наибольшее число негативных ожиданий и последствий. Чаще всего оканчивающихся неудачей, причинами которой могут быть: стремление любой организации к стабильности; не спрогнозированное влияние изменений в одной структуре на изменения в другой; влияние нововведений не только на формальную структуру организации, но и на неформальную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников на отношение к нововведениям.