Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Игра для детей вавилонская башня. Упражнение «Зачем мне нужна эта группа?». Упражнения на командообразование

    Игра для детей вавилонская башня. Упражнение «Зачем мне нужна эта группа?». Упражнения на командообразование

    Цель: сплочение коллектива

    Задачи:

    1. Развитие умений работы в группе
    2. Развитие навыков невербальной коммуникации
    3. Развитие творческих и логических способностей

    Участники: ученики 4-7 классов

    Материал для проведения: пачки макарон спагетти, ножницы, скотч маленького размера

    1. Разминка.

    Беседа с детьми по вопросам: «Вы знаете что такое «Вавилонская башня?», «Почему она так называется?»
    Психолог рассказывает детям краткое содержание легенды о Вавилонской башне.

    Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли. Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение.

    Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

    Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи.

    2. Упражнение «Вавилонская Башня».

    Психолог дает установку ученикам сесть за парту кто с кем хочет, то есть по симпатиям. После этого психолог рассаживает детей таким образом, чтобы симпатии не учитывались, и образует несколько команд, равные по количеству участников в каждой команде. Каждой команде выдается материал - один на всю команду (1 пачка макарон спагетти, 1 скотч и ножницы).

    Задача: построить самую высокую и устойчивую башню.

    Условие: во время постройки участники не разговаривают, обмениваются лишь жестами. Все обсуждения происходят до начало игры в течение 5 - 7 минут.
    Время строительства - 30 минут.

    Психолог следит, чтобы правила игры не нарушались.
    Побеждает та команда, которая достигла поставленной задачи.

    3. Подведение итогов.

    Каждому участнику дается листок бумаги и ручка, и задаются следующие вопросы:

    Кто был лидеров в твоей команде? За кем все шли?

    Кто был менее активным в твоей команде? Кто принес меньше всего «пользы» команде?

    Кто предложил больше всего идей команде? Кто был инициатором идей?

    По письменному опросу детей можно сделать вывод об активности каждого участника.

    После окончания дети делятся с психологом - что сложнее всего было в задании, чем понравилось задание и какой можно вынести опыт из него.

    Это упражнение может иметь несколько целей и, соответственно, применяться в разных тренингах. С одной столоны, оно будет очень полезно и информативно на тренинге по проект-менеджменту. Сего помощью участники смогут рассмотреть различные уровни планирования, выработать умения эффективно планировать работу группы, разрабатывать стратегию, тактику и оперативное управление. В таком ключе упражнение описано, например, в книге Елены Валерьевны Ивановой «Тренинг управления изменениями в организации»39. С другой стороны, упражнение позволяет легко выявить лидера группы, отследить его эффективность и стиль решения поставленных задач. С третьей стороны, и это для нас является наиболее интересным, данное упражнение идеально вписывается в тренинг по командообразованию. Упражнение способствует выработке навыков работы в команде, делегирования и распределения обязанностей, также оно отражает стиль поведения каждо- ю члена команды.

    Для Проведения упражнения потребуется около одного часа и три пачки бумаги по сто листов формата А4 в каждой Перед началом упражнения вся группа делится на три под группы. Подгруппы формируются по принципу «С кем я меньше всего общался и взаимодействовал». Каждой подгруппе выдается пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Представьте, что вы оказались в древнем городе Вавилоне. Вы приехали из разных краев земли, чтобы решить одну очень важную, но вместе с тем и очень сложную задачу. Вам нужно построить Вавилонскую башню - башню которая будет выше всех других сооружений в мире. Ну и конечно же, как вы помните, в процессе строительства вы не можете разговаривать друг с другом. Победит та команда, которая построит из имеющихся материалов (бумаги) самую высокую башню, причем эта башня в завершенном виде должна простоять не менее одной минуты».

    Сначала участникам дается 20 минут на то, чтобы они обсудили план своих действий, попробовали найти варианты наиболее устойчивых бумажных конструкций. Что-то делать из бумаги при этом можно, но перед началом строительства никаких заготовок быть не должно, то есть все листы приводятся в первоначальный вид. Далее в течение 20 минут команды молча строят свои башни. По сигналу ведущего работа пре-

    ашается, и башни проходят испытание временем. Из тех сооружений, которые смогли простоять одну минуту, выби-

    ется сам0е высокое. Команде-победителю присваивается звание лучших градостроителей в мире.

    «Продвинутым» командам можно предложить более сложный вариант игры - участникам запрещается разговаривать не только в процессе строительства, но и на подготовительном этапе во время планирования и выработки стратегии.

    После бурных аплодисментов в честь победившей команды ведущему нужно провести обсуждение командной работы. Важно затронуть следующие вопросы: ?

    Насколько комфортно и уверенно чувствовали себя участники во время строительства, какие чувства у них возникали? ?

    Удалось ли на подготовительном этапе прийти к обшей стратегии решения задачи, распределить обязанности, спланировать работу? ?

    Получилось ли реализовать выбранную стратегию? ?

    Как были распределены роли в команде? ?

    Какие выводы можно сделать из проделанной работы, можно ли что-то перенести в свою практическую деятельность, в реальное взаимодействие внутри команды?

    Тренинг на сплочение «Наше общее житие»

    Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

    «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом техникуме, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

    Задачи тренинга:

    1. формирование благоприятного психологического климата в группе;

    2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

    4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

    5. развитие умения работать в команде;

    6. сплочение группы.

    Это тренинговое занятие было проведено в общежитии техникума. В нем приняли участие 18 человек.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг на сплочение «Наше общее житие»

    Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

    «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом техникуме, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

    Задачи тренинга:

    1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
    2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
    3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
    4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
    5. развитие умения работать в команде;
    6. сплочение группы.

    Фазы тренинга:

    1. Вводная фаза

    Цель фазы: Знакомство с ведущим, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

    «Правила группы»

    Время : 2 минуты.

    Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.

    1. Проявлять активность.
    2. Слушать друг друга, не перебивая.
    3. Говорить только от своего лица.
    4. Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
    5. Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
    6. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения
    7. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

    Необходимые материалы: лист с правилами.

    2. Фаза контакта

    Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

    Упражнение «Веселый счет»

    Цель : снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

    Ход упражнения : Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

    : упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

    Обсуждение : почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

    Время : 5-7 минут.

    3. Фаза лабилизации

    Цель фазы : Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

    Название упражнений : «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»

    Упражнение «Вавилонская башня»

    Время : 15 минут.

    Ресурсы : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

    Ход упражнения : Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

    Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

    Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

    Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

    Упражнение «Поиск сходства»

    Цель : Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

    Время : 20 минут.

    Ресурсы : карточки с изображением животных, листы бумаги.

    Ход упражнения : Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

    Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

    Психологический смысл упражнения : Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

    Обсуждение : Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

    Упражнение «Построимся»

    Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

    Время : 10 минут.

    Ход упражнения : «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.

    Психологический смысл упражнения : Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

    Обсуждение : Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

    Время : 20-25 минут.

    4. Фаза обучения

    Цель фазы : Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

    Название упражнений : «Кто быстрее», «Дом»

    Упражнение «Кто быстрее?»

    Цель : сплочение коллектива.

    Время : 10 минут.

    Ход упражнения : Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

    1. квадрат;
    2. треугольник;
    3. ромб;
    4. букву;
    5. птичий косяк.

    Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе.

    Обсуждение : Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

    Упражнение «Дом»

    Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения.

    Время : 15 минут.

    Ресурсы : стулья.

    Ход упражнения : участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

    Психологический смысл упражнения : Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

    Обсуждение : Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

    Время : 30 минут.

    5.Заключительная фаза

    Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

    Название упражнений : «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»

    Упражнение «Говорящие руки»

    Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

    Время : 5-7 минут.

    Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

    Варианты инструкций образующимся парам:

    1. Поздороваться с помощью рук.
    2. Побороться руками.
    3. Помириться руками.
    4. Выразить поддержку с помощью рук.
    5. Пожалеть руками.
    6. Выразить радость.
    7. Пожелать удачи.
    8. Попрощаться руками.

    Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

    Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

    Время : 10-15 минут.

    Упражнение «Построение круга»

    Время : 10 минут.

    Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

    Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

    Психологический смысл упражнения : Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

    Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

    Упражнение «Подарок»

    Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Время : 3-5 минут.

    Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

    Необходимые материалы : Карточки с изображением животных.

    Общее время: 80 минут.

    Диагностика психологической атмосферы в группе

    Участникам выдаются бланки для заполнения.

    Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак * (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

    1 2 3 4 5 6 7 8

    1. Дружелюбие – Враждебность
    2. Согласие – Несогласие
    3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
    4. Продуктивность – Непродуктивность
    5. Теплота – Холодность
    6. Сотрудничество – Несогласованность
    7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
    8. Увлеченность – Равнодушие
    9. Занимательность – Скука
    10. Успешность – Безуспешность

    Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

    Задачи тренинга:

    1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
    2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
    3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
    4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
    5. развитие умения работать в команде;
    6. сплочение группы.

    Фазы тренинга:

    1. Вводная фаза

    • Цель фазы: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
    • Название упражнений: «Смысл моего имени», «Правила группы»
    • Время: 5 минут.
    • Необходимые материалы: Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

    2. Фаза контакта

    • Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
    • Название упражнений: «Веселый счет» («Поворот в прыжках»)
    • Время: 5-7 минут.

    3. Фаза лабилизации

    • Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.
    • Название упражнений: «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»
    • Время: 20-25 минут.
    • Необходимые материалы: Картинки с изображением животных, бланки для диагностики по количеству участников, ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.

    4. Фаза обучения

    • Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.
    • Название упражнений: «Кто быстрее», «Паззлы», «Дом»
    • Время: 30 минут.
    • Необходимые материалы: Карточки с изображением животных, паззлы.

    5.Заключительная фаза

    • Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
    • Название упражнений: «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»
    • Время: 10-15 минут.
    • Необходимые материалы: Карточки с изображением животных.
    • Общее время: 80 минут.

    1. Упражнение «Смысл моего имени»

    Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Время: 5 минут.

    Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

    Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

    2. «Правила группы»

    Время: 2 минуты.

    Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

    • Проявлять активность.
    • Слушать друг друга, не перебивая.
    • Говорить только от своего лица.
    • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
    • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
    • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения
    • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

    3. Упражнение «Веселый счет»

    Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

    Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

    Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

    4. Упражнение «Поворот в прыжках»

    Цель: активизация группы, сплочение. Время: 2-3 минуты.

    Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

    Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

    Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

    5. Упражнение «Вавилонская башня»

    Время: 15 минут. Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

    Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

    Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения. Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

    6. Упражнение «Поиск сходства»

    Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Время: 20 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

    Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

    Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

    Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

    7. Упражнение «Построимся»

    Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Время: 10 минут.

    Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде. Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

    Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

    8. Диагностика психологической атмосферы в группе

    Участникам выдаются бланки для заполнения. Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

    __________________________________________________________1 2 3 4 5 6 7 8
    1. Дружелюбие – Враждебность
    2. Согласие – Несогласие
    3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
    4. Продуктивность – Непродуктивность
    5. Теплота – Холодность
    6. Сотрудничество – Несогласованность
    7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
    8. Увлеченность – Равнодушие
    9. Занимательность – Скука
    10. Успешность – Безуспешность

    9. Упражнение «Паззлы»

    Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе. Время: 10-15 минут. Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

    Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

    Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

    Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

    10. Упражнение «Кто быстрее?»

    Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

    Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

    • квадрат;
    • треугольник;
    • ромб;
    • букву;
    • птичий косяк.

    Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

    11. Упражнение «Дом»

    Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных.

    Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

    Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

    12. Упражнение «Говорящие руки»

    Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Время: 5-7 минут.

    Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

    Варианты инструкций образующимся парам:

    1. Поздороваться с помощью рук.
    2. Побороться руками.
    3. Помириться руками.
    4. Выразить поддержку с помощью рук.
    5. Пожалеть руками.
    6. Выразить радость.
    7. Пожелать удачи.
    8. Попрощаться руками.

    Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

    Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

    13. Упражнение «Построение круга»

    Время: 10 минут.

    Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

    Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

    Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

    Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

    14. Упражнение «Подарок»

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут.

    Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

    Лариса Разумкина
    Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива

    Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи тренинга :

    формирование благоприятного психологического климата в коллективе ;

    нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    осознание каждым участником своей роли, функций в коллективе ;

    развитие умения работать в команде;

    сплочение коллектив педагогов .

    «Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

    Упражнение «Здороваемся локтями»

    Цель

    Все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

    После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.

    Упражнение «Ассоциации»

    Цель : Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

    Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условия игры : «Вы достали из мешочка какой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Привожу пример. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».

    Упражнение «Счёт до десяти»

    Цель : сплочение группы , формирование доверия

    Ход упражнения : По сигналу «начали» участники закрывают глаза, опускают головы вниз и пытаются посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать нужно всем вместе. Кто-то скажет «один» , другой человек скажет «два» , третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило : слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре» , счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

    Обсуждение :

    Что с вами происходило?

    Если не получилось, то почему?

    Какую стратегию вы выбрали?

    Упражнение «Вавилонская башня»

    Ход упражнения : Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание : кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга , он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание : «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг» , «В башне всего 6 окон» и т. д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

    Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут) .

    Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

    Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

    Упражнение «Слон, жираф и крокодил»

    Участники стоят в кругу. Ведущий в центре круга. На счет 1-2-3 указывает на любого и говорит «слон» , изображает хобот, двое соседей- приставляют уши; «крокодил» -открывает пасть, соседи- приставляют плавники, «жираф» - вытягивает руки, соседи – делают пятна. Кто замешкался – становится ведущим.

    Упражнение «Маленькие радости»

    Напишите 3 маленькие радости, которые испытали в недавном прошлом

    Обсуждение : - Что удивило в «радостях» человека, чье письмо вам досталось?

    Увидели ли вы общее с собственными радостями?

    Какие чувства вызвало у вас упражнение?

    (Целеполагание : важно позволять себе маленькие и большие радости время от времени, не испытывая чувства вины. Актуально для многих педагогов .)

    Упражнение «Карета»

    Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников : кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека :

    крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

    двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими) ;

    сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

    седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

    лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

    кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

    Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы» ).

    После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей» , которые они выбрали.

    Примечание : если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

    Упражнение «Маленькие зелененькие человечки» . "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своим коллективом на природу . Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь все мы! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку : нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу : "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать : "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

    1. Каковы Ваши впечатления от тренинга ? ___

    2. В чем оправдались / не оправдались Ваши ожидания от тренинга ?

    Оправдались___

    Не оправдались ___

    3. Какое упражнение / задание понравилось больше всего?

    Рефлексия :

    Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге ?

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Как будете использовать эти знания?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?