Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Государственное регулирование предпринимательской деятельности кратко. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности кратко. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы

    Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности стал­киваются частные интересы предпринимателей и публичные инте­ресы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не вхо­дить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно разными приемами и способами, которые будут рассмотрены далее.

    Следует сразу сказать, что замыслы законодателя и реальное их воплощение не всегда совпадают. Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

    Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности может быть прямым и косвенным. Прямое регулирование бо­лее свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов пред­принимательской деятельности. Прямое государственное регулиро­вание можно рассматривать по следующим направлениям:

    Установление требований, предъявляемых к предпринима­тельской деятельности;

    Введение запретов на те или иные проявления при ее осуществ­лении;

    Применение государством санкций и мер ответственности;

    Создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и лик­видация (например, унитарных предприятий);

    Заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

    Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением раз­личных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государст­венное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообло­жении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестиму- лирование осуществления деятельности.

    Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением.

    Одной из основных задач феде­рального антимонопольного органа является контроль за соблюде­нием требований антимонопольного законодательства хозяйствую­щими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государствен­ного санитарно-эпидемиологического надзора.

    Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйству­ющим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требо­вание о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние . Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Кон­кретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, раз­решения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законода­тельства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного пред­приятия) и др.

    Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов:

    Нормы, нормативы (например, амортизационных отчислений);

    Лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природ­ную среду);

    Размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей;

    Квоты (например, при экспорте товаров);

    Коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов);

    Резервы (например, установление сумм, резервируемых ком­мерческими банками);

    Размеры капиталов и фондов (например, установление мини­мального размера уставного капитала).

    Еще по теме 3. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности:

    1. ЛЕКЦИЯ 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
    2. Глава 5 Виды и формы предпринимательской деятельности
    3. Глава 5. Виды и формы предпринимательской деятельности
    4. лекция 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
    5. 11.1. Формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации
    6. Основные правовые формы предпринимательской деятельности в аудите
    7. 2.3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
    8. 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления7.1. Формы государственного управления и их классификация
    9. 2.4. Формы государственного регулирования рынка недвижимости

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

    Одним из направлений государственного регулирования рыночной экономики является государственная поддержка предпринимательства. Это вытекает из функций государства - создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред.Н.Г. Кузнецова, Ю.П. Лубнева. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2010. - С. 293

    Под правовым обеспечением экономики предпринимательской деятельности, прежде всего, мы понимаем формирование правовой среды, в рамках который протекает экономическая деятельность. За последние годы приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные институционально-правовые акты, как ГК РФ, АПК РФ, Таможенный кодекс, НК РФ (II часть, ряд глав), федеральные законы об АО, о производственных кооперативах, о конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

    Под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов (субъектов предпринимательской деятельности).

    Способы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны: государственный контроль, экономические рычаги воздействия, правовые механизмы поддержки предпринимательства. Так, к элементам правового режима предпринимательства относятся:

    1) гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования;

    2) свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения;

    3) самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью;

    4) ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях;

    5) государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя. К ним также относятся программы развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, и обязанности центральных, региональных и местных органов в этой сфере.

    Как отмечалось ранее, государством используются прямые и косвенные методы регулирования. К прямым правовым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. К косвенным методам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.

    Субъекты хозяйственной деятельности легитимируются посредством государственной регистрации. Цели государственной регистрации: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается без государственной регистрации.

    Еще одним из элементов правового регулирования экономики является порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности. Государственная регистрация и прекращение предпринимательской деятельности может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами.

    Одним из важнейших способов государственного регулирования предпринимательства является лицензирование т.е. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Понятие, порядок лицензирования и перечень видов деятельности, требующих лицензирования, закреплены в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

    К приоритетным, направлениям правового обеспечения относят:

    антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

    валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

    регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

    патентное законодательство;

    защиту прав потребителя;

    государственные контракты;

    экспорт товаров и технологий двойного назначения;

    государственное содействие частному предпринимательству.

    Необходимо отметить, что в системе таких регулирующих норм государственного воздействия на экономику "антимонопольное законодательство" имеет важнейшее значение. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / М.В. Новиков. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - С. 16. Основной целью антимонопольного регулирования является предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, таким образом, он нацелено на создание благоприятных условий для конкурентной среды и развитие предпринимательства.

    Самым опасным для рыночной экономики фактором является недобросовестная конкуренция. Конкуренция, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей.

    Недобросовестная конкуренция разрушает этот механизм и государство принимает на себя функцию контроля за соблюдением "правил игры", прежде всего в форме недопущения монополий, средствами правового регулирования. Это не позволяет экономическому господству концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблению монопольным положением и позволяет обеспечить открытость рынков. Для отечественной экономики, с ее высоким уровнем монополизации производства, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

    Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции РФ. Законодательной базой обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности служат, прежде всего, ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О естественных монополиях".

    Антимонопольная политика включает меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

    жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;

    дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

    поддержку конкуренции;

    поощрение диверсификации;

    антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

    Прямая поддержка предпринимательства включает в себя бюджетные субсидии и субвенции малому предпринимательству в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям, а так же субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры, налоговые льготы.

    Косвенная поддержка заключается в обязательном резервировании части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства, венчурное финансирование, а также административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные и др. центры).

    Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности возложено на Федеральную антимонопольную службу. Задачи, функции и полномочия закреплены в Законе "О защите конкуренции". Этот нормативный акт определяет и основные направления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и предусматривает санкции за нарушение требований. Немаловажную роль в антимонопольном регулировании играет ФЗ "О рекламе", где отображены положения о ненадлежащей рекламе и мерах по предотвращению недобросовестной конкуренции посредством ненадлежащей рекламы.

    Одним из важных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является политика ценообразования. Формы директивного государственного регулирования осуществляется путем установления: фиксированных цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных коэффициентов изменения цен; предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок; предельного уровня рентабельности; декларирования изменения цен.

    Признавая необходимость свободного рыночного ценообразования, законодательство предусматривает определенные механизмы регулирования цен на товары и услуги. Например, Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулировании цен (тарифов)" и одноименное Постановления Правительства РФ. Речь идет, прежде всего, о регулировании цен на продукцию естественных монополий. Конкретным примером может служить ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".

    Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать основными, существуют и иные направления и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, прежде всего, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д. Так, в условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является рынок, который воздействует на интересы предпринимателей, заставляя их улучшать качество товара.

    Правовое регулирование качества товаров, работ, услуг в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Принцип свободы договора при определении требований к качеству претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены в специальном законодательстве, обеспечивающем надлежащее качество товаров, работ и услуг.

    К таким нормативным актам относятся, например, ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов, ФЗ "Об обращении лекарственных средствах". Однако, основную роль в регулировании данных отношений играет ФЗ "О техническом регулировании". Данный закон регулирует отношения, возникающие:

    при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

    при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

    Формой правового регулирования предпринимательской деятельности являются и стандартизация и подтверждение соответствия. Необходимо отметить также вопрос о защите прав потребителей. Основным источником является Закон РФ "О защите прав потребителей".

    Актуальными представляются и многочисленные нормативные акты, устанавливающие экологические требования к возведению зданий, сооружений и ведению хозяйственной деятельности предпринимателей, проведению экологической экспертизы. Особо можно обратить внимание на ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требования к деятельности предпринимателей, предусмотренные этим законом.

    Таким образом, государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. Реализация целей государственного регулирования рыночной экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов воздействия на субъекты хозяйствования. Различают прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

    Правовые методы следует рассматривать в качестве одного из основных средств государственного регулирования экономики, которая заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

    Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

    Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

    Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

    1) охрана окружающей среды;

    2) выравнивание экономического цикла;

    3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

    4) защита жизни и здоровья граждан;

    5) поддержка конкуренции на рынке;

    6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

    7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

    Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

    Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

    1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

    Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    Налогообложение;

    Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

    Выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

    2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

    Прогнозирование и планирование;

    Предоставление налоговых льгот;

    Льготное кредитование;

    Государственный (муниципальный) заказ и др.

    16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

    Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

    Налогового контроля;

    Валютного контроля;

    Бюджетного контроля;

    Банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

    Транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

    Государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

    Государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

    Таможенного контроля;

    Иммиграционного контроля;

    Лицензионного контроля;

    Контроля безопасности при использовании атомной энергии;

    Контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

    Санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

    Контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

    Оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

    Государственного метрологического контроля (надзора).

    Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:

    1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

    3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

    4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

    5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

    6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

    7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

    Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

    Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

    Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

    Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые , так и внеплановые проверки.

    В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года .

    Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

    Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

    1) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

    Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

    По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

    В акте указываются:

    1) дата, время и место составления акта;

    2) наименование органа государственного контроля (надзора);

    3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

    4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

    5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

    6) дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

    7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

    8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

    9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

    К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

    Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

    В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

    Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

    Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

    При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

    При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

    В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

    Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

    Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю.

    Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны :

    1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

    2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

    4) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

    5) не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    6) предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

    7) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

    8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    9) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

    16.3. Способы государственного регулирования ценообразования

    Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

    В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

    Под свободной (рыночной)ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ.

    Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    В настоящее время государственная ценовая политика определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

    В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

    Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

    Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

    В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т. д.

    Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

    Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» и др.

    Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

    Способами прямого регулирования ценообразованияявляется установление:

    1) фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

    2) предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

    3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

    4) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

    5) предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

    6) гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

    В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразованияследует назвать льготное кредитование, налоговые льготы бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

    Контрольные вопросы

    1. Обоснуйте необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    2. Перечислите задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    3. Какие вы знаете методы государственного регулирования предпринимательства?

    4. Охарактеризуйте сущность и порядок проведения государственного контроля.

    5. Какие вы знаете способы государственного регулирования ценообразования?

    Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

    Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателей, реализующих свое конституционное право.

    Режим осуществления предпринимательской деятельности - совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности.

    Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществления которых способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования.

    Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности:

    1) В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяют:

    a. Правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режимы);

    b. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

    2) В зависимости от содержания регулируемых отношений:

    a. Налоговый режим;

    b. Таможенный режим;

    c. Режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

    3) В зависимости от политики государства по отношению к субъектам рынка, в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности выделяют:

    a. Режим поддержки малого и среднего предпринимательства;

    b. Режим особого контроля за субъектами действующими в условиях естественной монополии;

    c. Режим особого контроля за обычными временными монополистами.

    Необходимость государственного воздействия на экономику определяется следующими задачами:

    1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и в социальном развитии;

    2. Формирование государственного бюджета;

    3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

    4. Обеспечение занятости населения;

    5. Обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

    6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита о монополизма;

    7. Соблюдение правопорядка во внешне экономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

    Основания государственного воздействия на предпринимательство:

    1. Экологические;

    2. Социальные;

    3. Экономические;

    4. Политические;

    5. Юридические.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. В целом государственное регулирование представляет собой реализацию всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.


    Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются:

    1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц;

    2. Акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, качающиеся конкретного объекта. Виды актов ненормативного характера:

    a. Акты позитивного регулирования. Применяются при отсутствии правонарушения и определяют конкретные права и обязанности конкретного лица (акты регистрации юридических и физических лиц, прав на недвижимость и сделок с ней; акты разрешения; акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий; государственном и муниципальном секторах экономики применяют акты директивного характера в отношении унитарных предприятий);

    b. Акты реагирования на правонарушения. Применяются через применение санкций и мер ответственности.

    Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

    1. В зависимости от уровня регулирования:

    a. Регулирование в масштабах все территории РФ;

    b. Регулирование в пределах территории соответствующего региона.

    2. В зависимости от отношений между государством (его организациями) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации и ординации) и формы собственности на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различаются:

    a. Регулирование в государственном секторе экономики;

    b. Общеправовое регулирование;

    3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

    a. Прямое;

    b. Косвенное.

    4. В зависимости от вида деятельности.

    5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем выделяют:

    a. Воздействие через правосубъектность;

    b. Воздействие в рамках конкретного правоотношения.

    Правовые средства государственного регулирования:

    1) Общие средства регулирования. Нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций;

    2) Специальные средства. Требования, устанавливающие количественные измерители (ограничители деятельности предпринимателя:

    a. Нормы, нормативы;

    b. Лимиты;

    c. Размеры ставок;

    Представляется, что под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.

    Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском (хозяйственном) праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным.

    Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства.

    Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промыш-ленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона).

    Как и направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.

    Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.

    Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

    Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот.

    Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам - правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.

    Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности - это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. «Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей».

    Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

    Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование - это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

    Что касается соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган:

    выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

    дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала.

    Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.