Алюминий меняет профессию. Решение задач по физике. Онлайн-база готовых решений
Алюминий едва ли не самый распространённый в быту металл, при этом умеет быть незаметным. Зачастую для потребителей становится открытием, что гаджет содержит "крылатый металл" или то, что пешеходный мост может быть не только чугунным, но ещё и алюминиевым! С развитием технологий появляются алюминиевые сплавы, которые пользуются ещё большей популярностью в автопроме, транспортном машиностроении, авиастроении... И это лишь начало списка.
В небе и в космосе
Впервые алюминий "полетел" в 1900 году - в виде каркаса и винтов огромного дирижабля LZ-1 Фердинанда Цеппелина. Но мягкий чистый металл годился только для медлительных летательных аппаратов легче воздуха. По-настоящему "крылатый" алюминий был уже прочнее в пять раз, поскольку содержал в своём составе марганец, медь, магний, цинк в разных процентных соотношениях - небо и космос покоряли разновидности дюралюминия, сплава, изобретённого ещё в начале ХХ века немецким инженером Альфредом Вильмом.
Материал был перспективным, но имел и немало ограничений - требовал так называемого старения, то есть набирал заложенную в него прочность не сразу, а лишь со временем. Да и сварке не поддавался… И тем не менее покорение космоса началось именно с дюраля, из которого в том числе выполнен и шар знаменитого первого искусственного спутника Земли.
Гораздо позже, в разгар космической эпохи, начали появляться сплавы и материалы на основе алюминия с куда более замечательными свойствами. К примеру, дружба алюминия с литием позволила сделать детали самолётов и ракет значительно легче, не снижая прочности, а сплавы с титаном и никелем обладают свойством "криогенного упрочнения": в космическом холоде пластичность и прочность их только возрастают. Из тандема алюминия и скандия была выполнена обшивка космического челнока "Буран": алюминиево-магниевые пластины стали гораздо прочнее на разрыв, сохранив при этом гибкость и вдвое повысив температуру плавления.
Более современные материалы - не сплавы, а композиты. Но и в них основой чаще всего является алюминий. Один из современных и перспективных авиакосмических материалов называется "бороалюминиевый композит", где волокна бора прокатываются сэндвичем со слоями алюминиевой фольги, образуя под высокими давлениями и температурами крайне прочный и лёгкий материал. К примеру, лопатки турбин продвинутых авиационных двигателей представляют собой бороалюминиевые несущие стержни, одетые в титановую "рубашку".
В автопроме и на транспорте
Сегодня у новых моделей Range Rover и Jaguar доля алюминия в конструкции кузова составляет 81%. Первые же эксперименты с алюминиевыми кузовами принято приписывать компании Audi, презентовавшей A8 из лёгких сплавов в 1994 году. Однако ещё в начале ХХ века этот лёгкий металл на деревянном каркасе был фирменным стилем кузовов знаменитых британских спорткаров Morgan. Настоящее "алюминиевое вторжение" в автопром началось в 1970-е, когда заводы массово принялись использовать этот металл для блоков цилиндров двигателей и картеров коробок передач вместо привычного чугуна; чуть позже распространение получили легкосплавные колёса вместо штампованных стальных.
В наши дни ключевой тренд автопрома - электричество. И лёгкие сплавы на основе алюминия приобретают особую актуальность в кузовостроении: "энергосберегающий" металл делает электромобиль легче, а значит, увеличивает пробег на одном заряде батарей. Алюминиевые кузова использует марка Tesla - законодатель мод на рынке автомобилей будущего, и этим, собственно, всё сказано!
Отечественных автомобилей с алюминиевыми кузовами пока нет. Но нержавеющий и лёгкий материал уже начинает проникать в российскую транспортную сферу. Характерный пример - ультрасовременные скоростные трамваи "Витязь-М", чьи салоны полностью выполнены из алюминиевых сплавов, практически вечных и не нуждающихся в постоянной подкраске. Стоит отметить, что на создание одного трамвайного интерьера требуется до 1,7 тонны алюминия, который поставляет Красноярский алюминиевый завод "Русала".
"Потолок, стены, стойки - всё алюминиевое. И это не просто обшивка листами, детали сложные, совмещающие в себе и отделочные, и несущие элементы, и туннели для вентиляции и проводки, - рассказывает Виталий Деньгаев, гендиректор компании "Красноярские машиностроительные компоненты", где были созданы алюминиевые салоны "Витязя". - Плюс помимо эстетики мы получаем ещё и высочайшую безопасность: в отличие от пластиков и синтетики алюминиевый салон не выделяет вредных веществ, если возникло возгорание!"
С 17 марта этого года 13 трамваев "Витязь-М" начали ходить по Москве и к 5 апреля уже перевезли первую сотню тысяч пассажиров! Этот быстрый и бесшумный городской транспорт с салонами на 260 человек, с Wi-Fi, климат-контролем, местами для инвалидов и детских колясок и прочими элементами комфорта, рассчитан на срок службы в 30 лет, что вдвое больше, чем у составов прошлых моделей. В ближайшие три года столица получит 300 "Витязей", 100 из которых встанут на рельсы уже в этом сезоне.
В принтерах будущего
Элементарными любительскими 3D-принтерами, печатающими из пластиковой нити, уже никого не удивишь. Сегодня начинается эра полноценной серийной 3D-печати деталей из металла. Алюминиевый порошок - едва ли не самый распространённый материал для технологии, называемой AF (от Additive Fabrication, "аддитивное производство"). Additive по-английски - "добавка", и в этом глубокий смысл названия технологии: деталь производится не из болванки, от которой в процессе обработки отрезается лишний материал, а наоборот - добавлением материала в рабочую зону инструмента.
Металлический порошок выходит из дозатора AF-машины и послойно спекается лазером в единую прочную массу монолитного алюминия. Детали, которые делаются цельными по методу AF, поражают воображение своей пространственной сложностью; выполнить их классическими методами даже на самых современных металлообрабатывающих станках - невозможно! За счёт ажурной конструкции детали, созданные на машинах аддитивной печати из порошков алюминиевых сплавов, имеют прочность, как у монолита, будучи при этом в несколько раз легче. Производятся они безотходно и быстро - такие металлические "кружева" незаменимы в биомедицине, авиации и космонавтике, в точной механике, при изготовлении пресс-форм и так далее.
Ещё недавно все технологии, связанные с Additive Fabrication, были иностранными. Но сейчас активно развиваются отечественные аналоги. Например, в Уральском федеральном университете (УрФУ) готовится к запуску экспериментальная установка по производству металлических порошков для AF-3D-печати. Установка работает на принципе распыления расплавленного алюминия струёй инертного газа, такой метод позволит получать металлические порошки с любыми заданными параметрами размерности зерна.
В строительстве и освещении
Алюминий может быть также фасадным и кровельным материалом, срок службы которого не ограничивается парой лет и который крайне удобен для дизайнеров и монтажников! Для строительства разработаны особые патентованные сплавы и композиты с самыми разными свойствами - Alclad, Kal-Alloy, Kalzip, Dwall Iridium. Из алюминия можно штамповать детали, в которых кровельная плоскость составляет единое целое с несущими элементами. Это необходимо, к примеру, для создания раздвижных крыш стадионов.
Покрытые специальной разновидностью фторполимера, родственной тефлону, алюминиевые детали крыш выдерживают огромные нагрузки от ветра и осадков. А при сооружении кровель огромных размеров, где общая длина листа от края до края может достигать нескольких десятков метров, используют особую технологию, разработать которую также позволила пластичность алюминия. Чтобы избежать ненадёжного соединения множества небольших листов, на стройплощадку подвозят алюминиевую ленту шириной в несколько метров, свёрнутую в огромный рулон, и прямо на стройплощадке пропускают через специальную машину, делающую ровную ленту профилированной, а значит жёсткой. По специальным направляющим с роликами алюминиевый профиль подают на крышу здания. Эту технологию разработала британская Corus Group, один из мировых лидеров в области производства кровельных алюминиевых листов (ныне в составе Tata Steel).
В нашей же стране алюминиевая архитектура по-настоящему разворачивается только сейчас, с отставанием от мировых темпов, но бодро их нагоняя, - из последних примеров внедрения можно назвать крышу стадиона "Зенит-Арена" в Санкт-Петербурге, объекты казанской Универсиады, сочинский аэропорт, строящийся сейчас в Нижнем Новгороде уникальный легкосплавный мост и другие объекты.
Здание построено, кровля возведена, теперь нужен свет! И тут алюминий снова в тренде. Это не только "крылатый" металл, но ещё и "металл света". Сейчас в мире горят миллиарды LED-ламп и число их ежесекундно растёт. В каждой лампе установлен алюминиевый радиатор, отводящий лишнее тепло от кристаллов светодиодов, не дающий им перегреться. Но куда более важную роль алюминий играет при изготовлении основы самих светодиодов - лейкосапфира. Так называется искусственный кристалл из особо чистого оксида алюминия. Сейчас тонны сырья для кристаллов в основном завозятся из-за границы, однако недавно в Набережных Челнах при поддержке Ростеха запущена первая в стране линия по производству особо чистого оксида алюминия для выращивания монокристаллов лейкосапфиров. В Алюминиевой ассоциации убеждены, что в течение 2–3 лет наши предприятия смогут полностью заместить импорт в Россию особо чистого оксида алюминия, что резко стимулирует отечественное светодиодное производство.
В нашей жизни - повсюду…
…Просто мы не всегда об этом знаем! Практически все качественные гаджеты сделаны на основе алюминиевых сплавов: рамки и крышки смартфонов, планшетов, ноутбуков, корпуса "пауэрбанков" и многое другое. Спортивный инвентарь, детские коляски, кулинарная посуда, батареи отопления, мебельная фурнитура - список сфер, где задействован лёгкий металл, безграничен. Но почему мы не всегда об этом знаем? Дело в том, что алюминий и его сплавы в "голом виде", как та, всем известная, но безнадёжно устаревшая алюминиевая ложка, в наши дни почти не встречается. Сегодня бал правит технология анодирования, которая позволяет покрывать детали из алюминия и его сплавов прочной износостойкой плёнкой оксида. Анодирование не пачкает рук и может получить практически любой цвет и текстуру.
Одно из перспективнейших бытовых алюминиевых направлений - велосипедные рамы. Алюминиевая рама очень лёгкая, поэтому и поднимать велосипед, и ездить на нём очень удобно. Рама не ржавеет при повреждениях краски, легирующие добавки делают металл очень прочным, а технологии под названиями "баттинг" и "гидроформинг" позволяют производить трубы с переменной толщиной и с любыми изгибами, облегчая и усиливая раму именно там, где это нужно.
Миллионы велосипедов - огромный рынок! Однако пока рамы всех продаваемых и собираемых в нашей стране двухколёсников - импортные… "Впрочем, в этой сфере наметилась небольшая революция: инженеры "Русала" разработали особый новый сплав, идеально подходящий для велорам, и ведут работу по развитию производства рам в нашей стране, - рассказывает заместитель редактора журнала "Металлоснабжение и сбыт" Леонид Хазанов. - Проект поддерживают "Русал", как единственный российский производитель алюминия, расположенный в Набережных Челнах завод алюминиевых профилей "Татпроф", готовый делать трубы для рам, и отечественная компания - сборщик велосипедов "Веломоторс". Если задуманные масштабы производства будут реализованы, наши рамы должны стать дешевле китайских и при этом куда выше по качеству".
Россия - мировой алюминиевый лидер, входящий в первую тройку производителей этого металла. СССР начал строить алюминиевые заводы в начале тридцатых годов ХХ века, к середине десятилетия полностью избавившись от импорта. Однако по-настоящему в "алюминиевую эру" мы вступаем, как ни странно, только сейчас. Основной владелец "Русала" Олег Дерипаска неоднократно заявлял, что уровень потребления алюминия в России гораздо ниже общемирового и сегодня наконец настало время сломить этот тренд и приложить максимум усилий и средств для создания перерабатывающих мощностей на территории страны и вытеснить импортную продукцию, к качеству которой зачастую возникает масса вопросов.
Долгие годы инженеры-проектировщики избегали использования алюминия, поскольку в устаревших нормативных документах алюминиевые сплавы и композиты просто не фигурировали - сегодня же нормативы, ГОСТы и СНИПы пересматриваются и обновляются в духе времени. И практически все сферы промышленности ждут открытия для себя новых областей использования этого металла.
С середины XIX века сталь стала основным конструкционным материалом и остается таковым до сих пор, и это вопреки прогнозам, которые делались в середине прошлого века о том, что возможно снижение объемов мирового производства стали за счет замены ее другими материалами. Базой для таких прогнозов стало расширение технических и экономических возможностей по развитию производства цветных металлов, совершенствование технологий производства полимеров и интенсивное появление их новых видов, освоение производства таких принципиально новых материалов, как керамические, композитные и т.п.
Основными цветными металлами, которые могут конкурировать со сталью, являются алюминий, медь и цинк как основа конструкционных сплавов.
В 2007 г. их мировое производство составило соответственно 37, 16 и 11 млн.т, в то время как на начало 2000 года оно было (также соответственно) 20, 12 и 8 млн.т. Из этих цифр видно, что темпы роста их производства существенны. Ho надо иметь в виду, что медь, в основном, используют для изготовления проводников электрического тока, и в меньшей мере для производства конструкционных сплавов для изготовления отдельных деталей машин, механизмов, бытовых приборов и различной утвари, а цинк - преимущественно для получения антикоррозионных покрытий или для создания композитов с другими цветными металлами и сплавами на их основе.
Алюминий применяют достаточно широко в различных сферах промышленности и хозяйства, в том числе и в качестве конструкционного материала. Основное достоинство алюминия - снижение массы изделий. С учетом равной прочности и стойкости к ударным нагрузкам это снижение составляет примерно 50%.
Однако темпы замены стали алюминием невелики. Объясняется это рядом причин.
1. Энергоемкость производства первичного алюминия примерно в 10 раз выше, чем стали.
2. Несмотря на достаточно резкое падение цен на алюминий в последние 15-20 лет, он продолжает оставаться более дорогим материалом по сравнению со сталью.
3. При производстве первичного алюминия объемы вредных выделений значительно больше, а их опасность для человека и природы значительно выше, чем при производстве стали. Характерно то, что при увеличении объемов потребления в таких странах, как США, Япония, Франция, Германия, производство алюминия в этих странах сокращается. Точнее говоря, его переносят в другие страны.
Производство вторичного алюминия из лома и отходов производства требует затрат энергии в 10 раз меньше, чем первичного, но деформационные свойства вторичного алюминия значительно хуже, чем первичного.
4. He решена проблема полной утилизации лома и отходов алюминия, особенно при использовании его для изготовления тары и упаковки.
Еще одним материалом - конкурентом стали, в том числе и как конструкционного материала, являются пластмассы. Темпы роста производства пластмасс с 40-х по 80-е годы прошлого века опережали темпы роста производства стали, и к началу 90-х годов годовой объем мирового производства полимерных материалов достиг 90 млн.т. В последующие годы темпы роста объемов производства полимерных материалов снизились, но сам рост продолжался и продолжается.
При производстве и потреблении пластмасс также имеются негативные явления:
1. Производство пластмасс менее энергоемко, чем алюминия, но и оно требует затрат энергии в 2,5-3 раза больше, чем для производства стали,
2. В качестве исходного сырья при производстве пластмасс используют нефтепродукты и природный газ, дефицит которых ощущается все острее, а цена их растет очень быстро. Это обусловливает и повышение цен полимерных изделий.
3. Фактически отсутствуют промышленные технологии, позволяющие организовать не только рециркуляцию, но и экологически безопасную утилизацию изделий из пластмасс.
Темпы замены стали альтернативными материалами можно проследить на примере автомобильной промышленности (для заводов фирмы «Форд»).
B период с 1975 по 1985 г,г, доля рядовых, сталей, используемых, при изготовлении легковых автомобилей, снизилась с 60 до 50%, доля пластмасс повысилась с 4 до 9%, алюминия с 2 до 5%. Одновременно с этим повысилась доля высокопрочных сталей с 3 до 10%. Эти цифры подтверждаются и другими исследованиями. Однако основным является вывод, что главным конкурентом рядовых сталей являются высокопрочные стали,
На конференции по черной металлургии и рециркуляции, проходившей в 1995 г. в Дюссельдорфе (Германия), отмечены следующие причины широкого применения стали:
- имеет уникальное сочетание прочностных и вязкостных характеристик, устойчива к вибрации, воздействиям коррозии, тепла и холода (может быть применена при температурах от минус 200 до плюс 1000°С;
- свойства стали поддаются четкому контролю и управлению;
- отношение стоимости и эксплуатационных характеристик гораздо ниже, чем у ее заменителей;
- затраты энергии на производство из первичного сырья и готовой продукции (проката) гораздо ниже, чем у конкурентов;
- способность удовлетворять требованиям безопасности и окружающей среды;
- возможность подвергаться полной рециркуляции, а побочных продуктов плавки - рециркуляции на 80-100%.
Последний пункт начинает играть все более превалирующую роль, поскольку способствует сохранению ресурсов, сокращению отходов, улучшению экологии.
Роль стали в жизни человека эмоционально и очень точно сформулировал П. Марш; «Всё - от автомобиля до высотного здания - без стали просто не существовало бы. Даже изделия, которые содержат очень мало или не содержат вообще стали, например, мобильные телефоны, не могут быть произведены без инструмента, изготовленного из стали».
Из представленных материалов можно сделать вывод, что пока альтернативы стали в больших объемах нет и в ближайшее время не будет.
07.03.2019
Самая крупная перуанская металлургическая корпорация Aceros Arequipa оформила заказ у SMS group на оснащение из Германии для инновационной сталелитейной линии, её монтаж...
07.03.2019
На сегодняшний день обработка различных типов металлов под значительным давлением считается самым популярным и обоснованным в техническом плане способом создания...
07.03.2019
Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда осуществляется в соответствии со всеми стандартами СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда....
06.03.2019
Корпорация из Швейцарии Sider Alloys сделала заявление о том, что она собирается уже в следующем году восстановить деятельность единственного итальянского алюминиевого...
06.03.2019
Гофрированный картон, либо же сокращённо гофрокартон, используется с целью изготовления тары для упаковки, при этом многослойность такого материала гарантирует стойкость...
05.03.2019
Первого марта на территории сталепроволочной площадки номер два «БМЗ» управляющее предприятие «БМК» передало в использование инновационный агрегат, позволяющий...
05.03.2019
Важнейшим ультрасовременным способом изготовления продукции из железобетона считается использование виброформ. Виброформы являются одним из типов металлических форм, в...
05.03.2019
На сегодняшний день шнеками именуют рабочие элементы, которые применяются с целью комплектации разных машин и устройств. Главное предназначение подобных изделий –...
04.03.2019
На территории Мариупольского металлургического предприятия имени Ильича, принадлежащего Группе из Украины «Метинвест», передали в использование инновационный комплекс...
- Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
- Что такое оперативное время при нормировании
- Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
- Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
- Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
- Порядок применения дисциплинарных взысканий
- Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать