Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Высокоточная система автофокусировки

    Высокоточная система автофокусировки

    Весьма недешевая модель фотоаппарата Pentax 645Z была разработана на основе легендарной камеры PENTAX 645D, которая завоевала достаточно много престижных наград и признание опытных фотографов. Помимо влаго- и пылезащитной конструкции, новое устройство имеет матрицу последнего поколения, а также скоростной графический процессор, что в совокупности дает высочайшее качество изображения.

    Обзор Pentax 645Z и отзывы об этом устройстве наверняка будут интересны фотографам. Вся интересная информация по поводу данного аппарата предоставлена в статье. Кроме того, у читателей есть шанс просмотреть несколько тестовых снимков, сделанных при помощи Pentax 645Z. Примеры, признанные лучшими, присутствуют в статье. Вместе с этим можно узнать некоторые особенности устройства, чтобы понять, за что его так любят новички и уважают профессионалы.

    Технические характеристики

    Обзор камеры Pentax 645z следует начать с технических характеристик, которые являются наиболее важными моментами. Для удобства восприятия информацию мы поместили в таблицу.

    Эффективное количество точек, Мп 51,4
    Встроенная вспышка Отсутствует
    Автоспуск, с 2,1
    Масса, г

    корпус - 1470;

    с картами памяти и аккумулятором - 1550

    Хранение информации Пара слотов для карт памяти (раздельная запись, дублирование информации, копирование с одной карты на другую)
    ЖК-дисплей 3,2 дюйма; разрешение 1037 тыс. точек
    Экспонометрия Точечный, многосегментный, а также центрально-взвешенный замер
    Экспозамер RGB-сенсор на 86 000 точек
    Питание 14 Вт, аккумулятор D-LI90 (литий-ионный)
    Интерфейсы Внешнее питание, USB 3.0, HDMI, а также внешний микрофон

    Именно эти характеристики Pentax 645Z интересуют покупателей чаще всего. Этой информации вполне достаточно, чтобы отдать предпочтение именно этой модели, но все же на другие ее особенности тоже стоит обратить внимание.

    Комплектация

    Pentax 645Z представляет собой "тушку" с "китовым" объективом, в комплекте с которой идут:

    • крепежный ремень;
    • зарядное устройство;
    • аккумулятор;
    • резиновый наглазник;
    • диск с софтом от излюбленного бренда Silkypix;
    • подробное руководство пользователя.

    Матрица

    Профессиональные фотографы, которые отдали своему любимому делу несколько лет жизни, точно знают, подойдет ли им для работы данное устройство. Новичкам же определиться сложнее, ведь не хочется отдавать большую сумму денег за аппарат, о преимуществах которого мало известно. Обзор Pentax 645Z даст ответы на все вопросы.

    В первую очередь необходимо рассмотреть матрицу. Поскольку фотоаппарат максимально минимизирует цифровой шум матрицы, ее чувствительность составляет ISO 204800. Исходя из этого, можно сказать, что устройство имеет возможности делать снимки в наиболее сложных условиях, при низком уровне освещения, что является главной особенностью в репортажной съемке.

    Аппарат оснащен высокопроизводительным модулем автофокуса SAFOX 11 AF, который отличается наличием 27 фокусировочных датчиков (25 из них являются крестообразными). Тройка центральных датчиков отвечает за работу системы автофокуса.

    Уникальная система автофокусировки под названием SAFOX 11 AF великолепно выполняет свои функции даже в условиях плохого освещения. Сам диапазон распознавания яркости колеблется от -3EV (в данном случае сфокусироваться вручную практически невозможно, если оценивать изображение глазом) до +18 EV (идеально при температуре 23 градуса и чувствительность ISO 100). Именно эти нюансы многие специалисты считают уникальными особенностями для среднеформатного устройства и выдающимися для зеркальной фототехники любого формата.

    Режим Live View

    Обзор Pentax 645z включает в себя и предоставление краткой информации о режиме Live View. Устройство оборудовано КМОП-матрицей нового поколения, которая отличается возможностью высокоскоростного считывания данных. Благодаря этому в рассматриваемом устройстве реализован уникальный режим визирования по дисплею. Это дает возможность владельцу Pentax 645Z вести съемку с необычных ракурсов и достаточно эффективно использовать ручную фокусировку, быстро увеличивая изображение и применяя функцию предоставления глубины резкости.

    Монитор

    ЖК-монитор, диагональ которого составляет 3.2 дюйма, а разрешение - 1 037 000 пикселей, отличается наличием широких углов обзора и соотношением сторон 3:2. Уникальный механизм регулировки угла наклона в Pentax 645Z позволяет владельцу вести съемку с любого ракурса. Делать это можно без проблем, даже если поднять камеру высоко над головой или же, наоборот, опустить ее на землю.

    Жидкокристаллический монитор имеет защищенную пластиной от закаленного стекла матрицу. Сверху на нее нанесено антибликовое покрытие, которое уменьшает бликование, если съемка ведется при ярком внешнем свете.

    Еще одной особенностью конструкции дисплея, которую обязательно нужно упомянуть в кратком обзоре Pentax 645Z, является отсутствие стандартной воздушной прослойки между жидкокристаллической матрицей и защитным стеклом. Благодаря этому полностью исключается возникновение переотражений от матрицы.

    Видеозапись и интервальная съемка

    Pentax 645Z (фото представлено в статье) записывает видеоролики в хорошем качестве с разрешением 1920 х 1080 пикселей. При этом частота кадров может быть 60р/50р/30р/25р/24р, а формат - MPEG-4. Камера оборудована достаточно большим сенсором, позволяющим снимать эффектные ролики с минимальной глубиной резкости, а также красивым размытым фоном.

    Все это обеспечивается прекрасной оптикой "Пентакс" среднего формата. Чтобы снимать видеоролики профессионального уровня, можно обратиться к полному набору настроек экспозиции. Кроме того, для опытных фотографов тут предусмотрена возможность подключения внешнего микрофона, а также удобное управление уровнем звукозаписи.

    Выносливость

    Корпус фотоаппарата Pentax 645Z и самого жидкокристаллического монитора создан из достаточно прочного и легкого магниевого сплава. Шасси производитель решил сделать из литого сплава под давлением на основе алюминия. Благодаря этому обеспечивается отличая прочность, а также температурная стабильность всей конструкции.

    Экспозиция

    Фотокамера Pentax 645Z, объективы для которой можно приобрести в любом специализированном магазине по приемлемой стоимости, оборудована инновационной интеллектуальной системой замера экспозиции, созданной на основе 86000-пиксельного датчика. Если проанализировать сюжет в кадре и идентифицировать главный объект съемки на задний план, то можно заметить, как система с максимально высокой точностью определит идеальную экспозицию. Сделать это можно даже при крайне сложном по контрасту и освещению сюжете. Кроме того, все данные, получаемые с RGB-датчика, применяются для функционирования системы автоматической фокусировки и, конечно же, для максимальной точности определения баланса белого. Хороший пример фото, сделанного с помощью данной камеры, можно увидеть ниже.

    Дистанционное управление

    Характеристики и обзор Pentax 645Z позволяют узнать множество интересных нюансов об особенностях современного устройства, поэтому без внимания не стоит оставлять и дистанционное управление. Установив в устройство опциональную карту памяти от "Пентакс", легко можно превратить свой планшет, ноутбук или смартфон в уникальную систему дистанционного управления всем процессом съемки. Разработанная специалистами программа управления дает возможность просматривать изображение, где объект находится в движении, на экране своего мобильного компьютера. Кроме того, с помощью данной функции можно управлять спуском затвора, а также загружать снимки с карты памяти фотокамеры в подключенное устройство.

    Функции и режимы

    Помимо всех вышеперечисленных особенностей фотокамеры, необходимо рассмотреть еще несколько основных функций и режимов. Они обязательно пригодятся как новичкам, так и опытным фотографам, и проявят себя только с лучшей стороны. К их числу относятся:

    1. Hyper Program. Уникальная функция дает возможность человеку максимально быстро переключиться из программного в режим диафрагмы или же приоритета выдержки. Делается это простым поворотом дисков. При однократном нажатии на зеленую кнопку режим управления экспозицией тут же переключается в программный.
    2. Hyper Manual. При ручном режиме нажимается зеленая кнопка управления, и камера самостоятельно устанавливает наиболее оптимальные значения диафрагмы и выдержки для основного объекта фото- или видеосъемки.
    3. Приоритет чувствительности. Находясь в уникальном режиме приоритета чувствительности, устройство выбирает самые подходящие значения выдержки и диафрагмы для заранее выбранного пользователем значения чувствительности. При этом следует помнить, что последняя легко может быть оперативно изменена при помощи управляющего диска, расположенного на задней панели.
    4. Приоритет выдержки и диафрагмы. Благодаря данному режиму фотограф имеет прекрасный шанс воспользоваться уникальной функцией цифровых камер - автоматическим определением уровня чувствительности в любую секунду. Режим приоритета выдержки и диафрагмы позволяет камере самостоятельно выбирать самое подходящее значение ISO специально для значений выдержки и диафрагмы, которые были заданны пользователем. Данный режим позволяет человеку без особых усилий проводить эксперименты с достаточно широким диапазоном настроек съемки.

    Другие отличительные черты

    Не меньшего внимания заслуживают дополнительные моменты, благодаря которым можно уж точно определиться, стоит ли приобретать камеру:

    • наличие гибкой системы управления балансом белого, прекрасной возможности подстройки совершенно любого пресета по стандартному цветовому кругу;
    • уникальный режим мультизонной автоматической настройки баланса белого, что необходимо для работы с несколькими источниками света;
    • всеми любимая функция Custom Image, которая дает возможность достаточно оперативно подбирать стиль изображения, полностью соответствующий сюжету съемки, с использованием хорошего набора настроек насыщенности, контраста, цветового баланса, а также резкости;
    • присутствие пары слотов для карт памяти (оба с поддержкой ультраскоростных носителей информации, относящихся к классу UHS-1);
    • удобное расположение кнопки блокировки некоторых органов управления устройством с целью предотвращения случайного изменения определенных настроек;
    • возможность записи данных имени владельца фотоаппарата и данных о правообладателе в EXIF;
    • мгновенное обнаружение фальсификации изображения при использовании прилагаемого ПО (программное обеспечение);
    • русифицированное ПО Digital Camera Utility 5 от "Пентакс", которое включает в себя и RAW-конвертер.

    Преимущества Pentax 645Z Kit

    Фотокамера по праву считается надежным инструментом для любителей работать не только в спокойной атмосфере, но и в экстремальных условиях. Данное устройство является высококачественной флагманской камерой среднего формата. Достойная наследница всем известной модели "Пентакс 645D" практически не отличается от своей предшественницы, хотя и имеет гораздо больше восторженных отзывов покупателей.

    Корпус и все внешние элементы устройства изготовлены из прочного материала, который способен защитить внутренние детали от проникновения влаги и пыли. На сегодняшний день такие модели встречаются достаточно редко, поэтому мало кто из покупателей верит, что приобретенная камера прослужит им длительное время, если брать ее в путешествия. На самом же деле, как утверждают фотографы, тщательно протестировавшие устройство, работать с ней можно даже в ураган, снимая улицы города, или в шторм, фиксируя кадры морских чудес.

    Аппарат отличается наличием обновленной системы автоматической фокусировки. Кроме того, создатель наделил его мощным процессором Prime III, который уже успел полюбиться множеству фотографов. Вместе с этим устройство вызывает восторженные эмоции у покупателей благодаря разрешению матрицы в 51 Мп, а также максимальной чувствительности в ISO 204800.

    Одним из наиболее ярких отличительных особенностей фотоаппарата от его предшественника и современных аналогов является возможность осуществлять видеосъемку в высоком разрешении Full HD. Вместе с этим следует обратить внимание на достаточно хорошую оперативность работы, которая способна удивить даже тех профессионалов, которые опробовали чуть ли не каждую дорогостоящую модель.

    В комплекте с камерой обязательно присутствует объектив, поэтому докупать его дополнительно нет необходимости, как это часто бывает с другими моделями. В самом устройстве предусмотрены два слота для карт памяти. Кроме того, фотоаппарат всегда получает в свой адрес положительные отзывы по поводу поворотного дисплея в 3.2 дюйма, серийной съемки (3 кадра в секунду), а также благодаря типу матрицы КМОП.

    Фото, сделанное при помощи камеры "Пентак"с, всегда получается ярким и качественным. Один из таких примеров предоставлен ниже.

    Еще одна модификация устройства, имеющая множество сходных черт со своим предшественником. Найти обзор Pentax 645Z Body на русском языке не так уж и сложно, ведь данная модель находится в продаже уже несколько лет, поэтому разные российские фотографы уже успели составить и предоставить новичкам свои мнения по поводу нее. Со своей предшественницей камера схожа по габаритным размерам, размещению кнопок управления, некоторым функциям, а также внешнему виду. Хотя, несмотря на все это, имеются и некоторые отличительные черты. Главным из них является наклонный дисплей, который ранее не использовался в продукции "Пентакс". По какой-то причине создатели решили попробовать вместить его именно в среднеформатные камеры, в чем были абсолютно правы.

    Увеличенный дисплей Pentax 645Z Body, а также его наклонная конструкция хорошо повлияли на расположение кнопок управления. Особенно это касается клавиш, которые были установлены под дисплеем предшествующего аппарата.

    Как правило, большое количество кнопок и различных физических органов управления принято считать одним из признаков высокого класса камеры. Хотя, если судить по субъективным ощущениям, нельзя утверждать, что отсутствие кнопок выбора режима протяжки, цветопередачи, баланса белого, а также режима работы вспышки сильно влияет на удобство использования камеры. Вместе с этим стоит обратить внимание на то, что среднеформатное устройство от "Пентакс" приблизилось по управлению к К-5 и К-3. При этом меню фотокамер можно назвать идентичным, что дает возможность привыкнуть к старшему аппарату за считанные минуты, даже если ранее использовались зеркальные фотоаппараты "Пентакс" начального уровня.

    Спереди на устройстве находятся: байонет объектива, приемник для ИК-сигналов пульта ДУ и лицевой диск управления. На противоположной стороне создатели разместили видоискатель, по бокам от которого есть диск выбора режима фокусировки, а также диск переключения режимов видео и фото.

    Важным отличием от классического зеркального фотоаппарата является тот факт, что сверху на устройстве среднего формата гораздо больше места, поэтому туда легко можно вместить несколько функциональных элементов, которые не будут мешать друг другу. Именно в этом месте размещены микрофоны, кнопки съемки RAW, так называемый "горячий башмак", а также настройки временной блокировки, брекетинга и регулирования зоны фокусировки. А немного ближе к тыльной части создатели поместили селектор режимов работы, который, в свою очередь, дополнили рычагом выбора режима экспозамера. Там же присутствуют маленькие клавиши для управления чувствительностью.

    В этом сезоне “в лучших домах” Москвы и Санкт-Петербурга модно тестировать Pentax 645Z. Дошла очередь и до нашей мастерской.

    Для начала хочется отметить, что сам факт тестирования новой фототехники подобного уровня всегда открывает второе творческое дыхание: снова было неожиданно приятно повозиться в студии исключительно для души, вспомнить что когда-то эта работа была любимым хобби и поснимать картинок исключительно для собственного портфолио. И конечно же, хочется выразить благодарность: мамам, папам и компании Pentax за предоставленную возможность. :))

    На тест камера приехала совершенно спонтанно и всего на несколько дней. На этот период не оказалось запланированных съёмок, поэтому мы решили снимать “предметку” в спокойных “тепличных” условиях своей студии. Соответственно, не стали делать и никаких “искусственных” для данных условий тестов, вроде оценки шумов на высоких ISO, замеров скорости автофокуса и т.д. Для этого надо тестировать аппарат в реальных условиях, оценивая и общее удобство работы с камерой.

    Общие впечатления

    Я отношусь к тому типу фотографов, для которых сам процесс фотосъемки является второстепенным фактором, в приоритете всегда конечный результат. Другими словами, я готова терпеть любые неудобства ради наличия возможности впоследствии иметь качественные фотографии. Под качеством я понимаю безупречную техничность и эстетическое удовольствие от изображения, насколько бы обобщенным не был бы этот термин. Поэтому первыми будут впечатления именно от получившихся фотографий.


    Итак, камера Pentax 645Z – это среднеформатная камера, цифровой которую делает великолепная 51,4-мегапиксельная матрица от Sony. Такая же матрица используется в аналогичных по “мегапиксельности” цифрозадниках Hasselblad и Phase One, но структура изображения при сильном увеличении, на мой взгляд, больше похожа на “хассель”, чем на “фазик”.

    Разница между “узкой” зеркалкой и средним форматом колоссальна, собственно, как и между 35-мм пленкой и слайдом. Заключается она не только в размере фотографий, но и в точности и полноте цветопередачи, количестве тональных переходов, величине динамического диапазона, в контрастах и самой структуре изображения.

    Есть мнение, что эта разница обычному зрителю не видна и я даже соглашусь с таким утверждением. Более того, этот момент как раз стал причиной моего возврата со среднего формата на “узкий”. В силу определённой специфики направлений работы, мой Заказчик эту разницу не понимает и не готов платить больше. Но профессионалы видят: я сама вижу и рыдаю, рыдаю каждый день. -))

    У 645Z отличная среднеформатная картинка. Цвета практически не требуют коррекции, в том числе и по части насыщенности. Так же почти не требуется повышение контраста.

    90-миллиметровый “макрик” хорошо держит контровый свет, за счет чего контровые блики получаются «острыми» и «звонкими».

    Тени в RAW-конвертере совершенно спокойно тянутся на 2 ступени. В целом камера тянет подъем без каких-либо заметных шумов и на все 4, но это экстремально само по себе.

    Размер изображения в 6192х8256 пикселей обеспечивает отличную детализацию, но гарантирует несколько дополнительных часов, проведенных за медитативной чисткой в Photoshop. По крайней мере, два часа, потраченные мной в тщетной попытке сделать из старых часов новые, наполнили душу радостью осознания, что пока нет необходимости делать это каждый день после каждого заказа. Но, в любом случае, возможности камеры впечатляют.

    Для чистоты эксперимента по оценке “дружелюбности к пользователю” изучать инструкцию к камере не стали совсем. Эргономика действительно напоминает обычную “зеркалку”: много кнопок, на которые вынесено всё что нужно, информация наглядно выводится на два дисплея. Присутствует и пятикнопочный джойстик, обученный, помимо прочего, переключать активную точку фокусировки, которых тут аж 27. Правда иногда при работе точками фокусировки мне всё же удавалось включать какие-то совсем неожиданные функции, но спишем это на отсутствие привычки и некоторую общую криворукость.

    В целом, подготовка камеры к работе и сама съемка никаких вопросов не вызвала и без инструкции, всё организовано вполне очевидно для фотографа, знакомого с современной техникой.

    Некоторые особенности камеры

    Очень понравилась работа режима LiveView. Картинка на дисплее камеры не “тормозит”, изображение прекрасного качества даже в условиях низкой освещенности сцены одним лишь “пилотным” светом. Увеличиваешь нужную область изображения, включаешь режим предпросмотра ГРИП (Focus Peaking в терминологии Pentax) и проверяешь фокусировку. Даже с сильно закрытой диафрагмой картинка на дисплее не темнеет, всё прекрасно видно.

    Сам экран большой, яркий, с хорошими углами обзора и вполне качественной цветопередачей. То, что он оснащён механизмом поворота, оказалось весьма удобным даже в студии, если камера стоит на штативе ниже уровня глаз.

    Второе отверстие на левом торце для крепления штативной площадки в портретной ориентации камеры тоже весьма удобная особенность.

    Сам аппарат внушает уважение размерами и благородным черным цветом:)) Тяжел: полтора килограмма без оптики. Но во мне самой 48 кг, всё что с “зеркалом” – тяжело, а после запретов терапевта нагрузок на плечевой пояс вообще стараюсь камеру со штатива не снимать, поэтому брутальный ассистент – незаменимая вещь в женском фотографическом хозяйстве.

    Заключение

    К сожалению, за столь короткий тест не все возможности удалось оценить и “распробовать”, хочется погонять камеру на более динамичных проектах с людьми.

    Но уже сейчас могу сказать, что в целом 645Z это очень приятный аппарат с отличным результатом.

    Впрочем, есть и ощутимый минус: каким-либо штатным образом, “из коробки”, нельзя снимать прямо в компьютер, что является нашим стандартным методом работы в студии. Вроде бы есть способы, но по утверждению представителя Pentax, своего полностью рабочего софта всё ещё нет, а Capture One эту камеру не поддерживает, что вполне ожидаемо. Говорят, спасает вайфайная SD-карта, но у нас под рукой ее не оказалось.

    В завершение хочется осветить финансовый аспект: эта увесистая коробочка без оптики стоит 400 000 рублей. Много или мало? Смотря с чем сравнивать. Для среднего формата эта цена совсем не велика, но лично я не слишком готова спонсировать фотографический технический прогресс, если очередное фотографическое приобретение не имеет четкой корреляции с ярко выраженным увеличением доходов.

    Увы, жестокие реалии бизнеса требуют смирять свои эстетические порывы. Надеюсь так будет не всегда и однажды в моей творческой биографии наступит время, когда я смогу делать просто “красиво” не высчитывая прибыль и себестоимость.

    Фотограф: Лена Волкова

    Те, кто читает меня давно и внимательно знают, что года 3-4 назад я «пересел» на средний формат. Думаю, что для любого развивающегося фотографа такой "переезд" является плановым, причины его многообразны, их описание не предусмотрено сегодняшней темой, однако о выборе камеры именно для моих нужд написать можно. Я собирал свой комплект с нуля и не имел пленочного среднеформатного опыта, поэтому не был привязан к определенной марке. Я очень хотел выбрать универсальную камеру, одинаково хорошо работающую и в "поле" и в студии! И я нашел ее! Дальше будет пост о моей любви и о той, которая может придти ей на смену, а всем, кто хотел бы найти в нем "джинсу"- поверьте ее нет! Я не получил ни копейки за пост и даже не взял бы, если б предложили!

    Фотография, сделанная на тесте. Модель- Сажаева Валентина. Стиль, грим- Светлана Корбан. Время постобработки- 2 минуты.

    Самое большое смущение вызывали во мне камеры со сменным задником, система охлаждения которых в природных условиях превращается в пылесос со всеми вытекающими последствиями. И тут громом среди ясного неба грянул анонс Pentax 645D - первой среднеформатной камеры с пыле-влагозащищенным корпусом. Я начал много читать о ней, и чем больше изучал, тем больше она мне нравилась! ISO до 1600, 1 кадр в секунду, 2 SD-карты, многие вещи выглядели очень революционными, а самое главное цена в 10 килодолларов за тушку, что примерно в 2,5 раза дешевле аналогичного 40-мегапиксельного конкурента Hesselblad H2D. Дальше раздумывать долго не стал и прикупил себе это чудо, которым до сих пор с удовольствием пользуюсь! Постфактум самой приятной неожиданностью оказалась возможность купить парк шикарной автофокусной оптики, изготовленной для именитого пленочного предшественника Pentax 645N. И сейчас в моем кофре кроме штатной линзы SMC D FA 645 55mm f/2.8 вот такой шикарный комплект:

    smc PENTAX-A 645 45 mm F2.8
    smc PENTAX-A 645 75 mm F2.8
    smc PENTAX-FA 645 75 mm F2.8
    smc PENTAX-FA 645 Macro 120 mm F4.0
    smc PENTAX-FA 645 150 mm F2.8
    smc PENTAX-A 645 200 mm F4.0
    smc PENTAX-A 645 300 mm F4.0
    smc PENTAX-FA 645 400 mm F5.6

    Еще я прикупил пару винтажных линз для Pentax 67, про которые можно написать кучу восторженных отзывов, однако ручной фокус делает их крайне недружелюбными в употреблении.

    SMC Pentax 67 / SMC Takumar / Super Takumar 6x7 300mm F4
    SMC Pentax 67 / SMC Pentax-6x7 45mm F4

    Я очень люблю свою камеру, однако всё это лирическое предисловие было написано не для того чтобы рассказать о ней, а для того чтобы попытаться проанализировать камеру пришедшую на смену ей, это Pentax 645Z, которую любезно предоставила мне для теста компания Ricoh Imaging и магазин Интеллект-фото .
    Мне не ставилось никаких задач в этом тесте, однако в моей голове неустанно вертелась мысль- настолько ли интереснее новое чудо от Пентакса моей проверенной в боях старушки, чтобы мне захотелось сменить ее. Результатом этого теста для меня лично должен был послужить ответ именно на этот вопрос. Давайте посмотрим, что же из всего этого получилось. Я не буду приводить «сухие» данные по камерам, которые вам проще нагуглить, а буду описывать лишь моменты, важные именно для меня.

    Еще раз подчеркну, что цифровой 645 Pentax как был, так и остался единственной в мире пылевлагозащищенной среднеформатной камерой в мире. Я дважды забирался с ней на вершины выше 5500м в Гималаях, снимал в морозы около -15ºC, снимал под непрекращающимися дождями в Патагонии, в снегах антарктических островов, в пыльных пустынях, в морских брызгах во время яхтенных походов. И нигде, абсолютно ни одного раза камера меня не подвела. В одном из последних фототуров я плохо закрепил камеру на штативе и она упала на брусчатку с высоты около полутора метров, разбился лишь верхний ЖК-дисплей, а камера сохранила полную работоспособность. Пентакс говорит о том, что пылевлагозащищенность еще улучшилась. У меня не было возможности это проверить, но почему-то я верю. Что касается эргономики, камера также прекрасно лежит в руке, практически не отличаясь весом от полноформатных аналогов, поменялось расположение некоторых кнопок, ну никакой проблемы лично для меня это не вызвало. Ко всему этому добавились приятные ништяки. В частности открывающийся экран с возможностью LiveView. Это действительно важно, поскольку мне очень часто приходилось ложиться на землю для низкого ракурса или снимать с вытянутых рук вслепую, теперь эти задачи сильно облегчается. В этом вопросе новая камера, безусловно, шагнула вперёд, что приятно. Еще один важный вопрос, который следовало бы рассмотреть в этом разделе - это удары большого зеркала при спуске затвора. По ощущениям они стали меньше, но ощущения способны обманывать. Для 645D законом при съемке с рук на средних фокусных расстояниях является выдержка 1\250 секунды, на меньшей выдержке часто получаешь смазку, в которой виноваты не ручки фотографа-алкоголика, а именно ударяющее зеркало. Так вот я провел маленький эксперимент, на каждой камере сделал по 6 кадров с рук с интервалом в пару секунд, используя линзу smc PENTAX-FA 645 Macro 120 mm F4.0 на приоритете выдержки 1\125 секунды. Результаты были примерно одинаковы, даже 645Z справилась чуть хуже, но примерно в половине кадров смазка. Т.е. в этом вопросе прогресса не наблюдается, а жаль ведь экономия одной фотографической ступени очень важна, хотя для 645Z с ее ISO не так сильно, но об этом попозже.

    Теперь что касается матрицы . Изменения принципиальные, физический размер матрицы остался тот же, однако матрица CCD (или ПЗС) технологии заменена на CMOS, которые считались похуже в плане цветопередачи, и этот вопрос беспокоил меня сильно. Оценить разницу могу лишь визуально, какими-то спец-приборами пользоваться не обучен. Я сделал 2 кадра с абсолютно одинаковым светом, одинаковыми настройками камер 645D и 645Z с одинаковым объективом Pentax 90mm f/2.8 D FA 645 Macro ED AW SR - совершенно замечательным объективом, о котором расскажу отдельно, и вот что увидел. Равы сконвертированы с идентичными настройками в родном конвертере DCU 5. Не углубляясь в тоновую разницу, причины которой могут быть разными, на мой взгляд синий цвет (других в кадре по сути нет) глубже и интереснее в 645D. Однако невооруженным взглядом заметны намного более плавные и детализированные тональные переходы в 645Z? как ни крути, а пиксели, которых почти на 30 процентов больше, делают свое «белое» дело! Наверное это более важная вещь, поскольку насыщенностью можно поиграться и дотянуть без ущерба до желаемой в конвертере или фотошопе, а вот мягкости в градинах для 645D взять неоткуда. Так же легко заметить какую фееричную резкость показывает линза на новом Пентаксе, а в старом ее чуточку не хватает. Думаю снова дело в пикселях. Я буду приводить здесь фото-примеры в удобном для всех размере, а кто захочет посмотреть джипеги побольше, качайте . Кто захочет размер еще больше или покрутить RAW, пишите- вышлю!

    645Z

    645D

    Теперь главное - динамический диапазон матрицы .
    В студии замечательного екатеринбургского фотографа Василия Фетисова мы провели интересный эксперимент. Взяли черный и белый лист бумаги, померили разницу между ними в стандартном освещении, получилось 7,5 ступеней. Затем положили их на пол, разделили высокой перегородкой, чтобы освещать только белый, и добавляли света сначала по ступени, потом по половинке, исследуя на кадрах наличие деталей в противоположных концах ДД. Результатом исследования стало то, что 645Z держит около 13 ступеней, 645D на пол-ступени меньше. Замечательный результат для обеих матриц. Разница минимальная.

    Технология CCD не позволяла дать возможность видеосъемке, с которой CMOS прекрасно справляется, FULL HD конечно маловатое разрешение для сегодняшних реалий, но я представляю какую красоту можно снимать на малых ГРИПах изумительных фиксов Pentax + замечательные встроенные цветовые профили могут позволить избежать и дополнительной цветокоррекции на постпродакшене. В общем и целом я отдал бы преимущество, хоть и не столь значительное новой матрице.

    Далее скорость . Здесь уже разница глобальная. Моя старушка позволяет делать серию примерно из 6-7 RAW со скорострельность 1 кадр в секунду, затем задумывается и следующие кадры делает с интервалом секунд 5-7. Даже если ты снимаешь медленнее, например кадр через 3-4 секунды, все равно где-то после 10-12 кадров буфер забивается, освобождения его стоит ожидать как минимум пол-минуты. Понятно, что для студии хотелось бы большей скорости работы, а в съемке пейзажа вроде бы все должно устраивать. Но нет, бывают моменты, когда свет, либо туман, либо радуга длятся какие-то секунды, а хочется снять панорамный снимок. Широкоугольной оптикой я практически не пользуюсь по принципиальным соображением, значит нередко бывает нужно сделать 2-ухрядную панораму, а буфер закончился, а свет уходит… Не скажу, что часто, но пару раз такие ситуации у меня случались. И еще самое неприятное в скорости матрицы 645D - это время просмотра первого кадра, придется подождать секунды 3-4, пока его вам соблаговолят вывести на экран, а если съемка в постоянно-меняющихся световых условиях? Да, можно следить за шкалой экспозиции в видоискателе, но всегда хочется визуального контроля. Теперь что касается этих вопросов в 645Z, а их попросту нет, этих вопросов! Камера может работать абсолютно как репортажная, снимая до 3 кадров в секунду, я практически не увидел разницы с Canon 5D Mark III. Серия в максимальном JPG просто никогда не заканчивается. Серия в RAW снимает на максимальной скорости кадров 7, а затем переходит на скорость кадр в секунду и тоже по сути не заканчивается. Я использую всегда самые быстрые карты, здесь работала SanDisk 280 Mbps. Показ отснятого кадра мгновенен. И это революционный прорыв. Сколько бы я себя не уговаривал, что меня устраивает неспешная работа по пейзажу и по портрету в студии, скорость D-шки меня подбешивает. Z-ка думаю здесь впереди планеты всей (среди среднеформатников конечно же).

    Теперь поговорим про ISO . Когда я покупал 645D, чувствительность среднеформатной матрицы до 1600 была абсолютно революционной! Все «тепличные» конкуренты работали на 100-200, а на 400 отчаянно шумели. Моя старушка тоже шумит на 1600, и сильно шумит, но на 800 ISO результаты абсолютно удовлетворительны! Да, этого мало для того, чтобы снимать звездное небо, но совершенно достаточно для всех моих остальных нужд. Что же 645Z? здесь анонсированные данные звучат сладко как в сказке - максимальное значение 204800. Просто космос! Что же по факту? Эти испытания я смог провести первыми и они меня поразили стрелой амура! Абсолютно никаких артефактов на 3200 ISO, практически никаких проблем на 6400 с включенным встроенным шумодавом в среднем значении. Господь явил Чудо! Мне никогда в жизни не понадобятся значения выше, если я только я не вступлю в секту фотографов Тьмы! Здесь 645Z уложил предшественника на обе лопатки! И возвращаясь к теме шлепанья зеркала, с таким рабочим ISO она становится неактуальной!

    Режиссер Игнат Кунилов. Репортаж со съемок. ISO 3200

    Тот же кадр. кроп 100%.

    Вместе с камерой мне прислали на тест новый объектив HD Pentax DFA 645 Macro 90mm f2.8 ED AW SR . У меня не было возможности потестировать его по прямому назначению - съемке предметного макро, поэтому я использовал его в виде штатного портретника. Фокус слишком длинный, чтобы снимать в полный рост, однако для средних и крупных планов совершенно шикарен. Резкость и разрешающая способность просто запредельная, я первый раз видел идеальную фотографию при трех, а то и четырехкратном увеличении в фотошопе, так же отличная пластика, красивое боке, меня все порадовало в нем, кроме скорости фокусировки, я пробовал работать в разных режимах и FULL и LIMIT, но по ощущениям мой старый добрый smc PENTAX-FA 645 Macro 120 mm F4.0 все-таки побыстрее. Тем не менее перфекционистам, у которых завалялась лишняя пятерка баксов, отчаянно рекомендую.

    100% кроп кадра.

    300% кроп заглавного кадра.

    Теперь хочу остановиться на том, что лично для меня очень важно и о чем я почему-то не пишут в обзорах. Я совершенно не принадлежу к многочисленной группе фотографов-ретушеров, которые любят по пол-дня посидеть над обработкой одного кадра. Я считаю, что нет ничего более приятного для фотографа, чем сразу получить картинку, полностью отражающую тот момент, который ты запечатлел и так как ты это увидел и почувствовал. Инженеры Pentax, по моему мнению, максимально приблизились к решению этой задачи, выведя на отдельную кнопку камеры предустановленные профили картинки, да еще и с возможностью их гибкой регулировки. Я в своей работе оперирую тремя из них: Пейзаж, Портрет и Слайд, и они меня вдохновляют! Скептики скажут, что никакие профили не оказывают влияния на снимаемый RAW-файл и будут правы, но лишь отчасти. Если для конвертации в tiff использовать родной конвертер PENTAX Digital Camera Utility, то он знает какой профиль был прикручен к кадру и по умолчанию его активирует. Для меня это и есть та вожделенная кнопка «шедевр», которую все пытаются найти в постобработке. Я пробовал придти к аналогичным результатам в Лайтруме и в общем-то приходил, но с несоизмеримо большими временными затратами. Теперь я пользуюсь Лайтрумом лишь в одном случае, когда мне нужно сужать динамический диапазон, вытаскивать потерянные детали в светах и тенях, DCU с этим справляется хуже, но когда все проэкспонировано точно, когда ты хочешь получить на выходе сочные родные фирменные пентаксовские цвета, все можно сделать штатными средствами очень красиво и главное быстро! За это Пентаксу мой отдельный поклон до мать-Сырой земли!

    Прикручен профиль "Портрет", мне немного нехватает в нем контраста и насыщенности.

    Прикручен профиль "Слайд", контраста ИМХО многовато

    Простая склейка в фотошопе предыдущих фотографии с прозрачностью 50% и градиентом снизу. Здесь меня все устраивает.

    Мне не хватило времени, чтобы протестировать новый улучшенный автофокус 645Z, я по многолетней привычке пользуюсь только центральной точкой, она достаточно быстрая и в 645D, поэтому глобальной разницы я не почувствовал, однако увеличение точек фокусировки, особенно крестообразных - всегда большой плюс. К сожалению, весенний Екатеринбург не вдохновляет на пейзажную съемку, и я не смог оценить принципиально новый подход к экспозамера, который анонсирован в 645Z, хотя в силу специфики своих фотопристрастий мне это было бы очень интересно. Мне не показалось, что произошли какие-то изменения по количеству кадров на одной батарее, но и не считаю нужным здесь что-то править, энергоэффективность 645D меня вполне устраивала. Еще из приятного - увеличен ресурс затвора камеры с 50 000 до 100 000 кадров, добавлен USB 3.0 интерфейс, поддержка высокоскоростных SD-карт, чего мне очень не хватает в 645D.
    здесь

    Буду рад ответить на все ваши вопросы в комментариях! А сегодня улетаю на свой традиционный тур по Кикладам . Пожелайте удачи!

    Камера для теста была любезно предоставлена компанией Пентар.

    Сразу скажу, что не буду мучать вас цифрами, а поделюсь честным мнением о камере как о рабочем инструменте профессионала.

    В компактном кофре находилась сама камера и три объектива: 150 мм, 90 мм Макро и широкоугольник 25 мм.




    Pentax DA 25 мм F/4.0 Pentax 150 мм F/2,8

    Там же я нашел инструкцию по эксплуатации и установочный диск, а так же набор фильтров к объективу 25мм.

    Первым делом я подробно изучил инструкцию, ведь рабочий инструмент надо знать очень хорошо.

    Конечно же, меня интересовала работа камеры в студийных условиях. Раньше я уже тестировал PENTAX645D и меня не устроил динамический диапазон (ДД) её матрицы. В этой же камере стоит совсем другой КМОП-сенсор 43.8 мм x 32.8 мм емкостью 51.4 млн. эффективных пикселей от компании SONY. Точно такой же сенсор стоит на камере SONY A7, только меньшим размером.

    Первое, что приятно удивило - вес камеры. Для такого мощного инструмента, она оказалась приятно нетяжелой.

    Я проверил работу камеры в сложных светотеневых условиях освещения, и плавный переход от светлого к темному меня приятно удивил. С ДД оказался полный порядок и это самое главное, так как в своей работе я люблю расставлять сложные световые акценты, предпочитаю работать на интересных светотеневых переходах с сохранением объема и расставляя акценты пятнами света и тени.

    В студии я откорректировал видоискатель под своё не очень хорошее зрение, и в дальнейшем работал уже без очков. Видоискатель оказался довольно светлым, в нем присутствует вся информация, необходимая фотографу для контроля съёмочного процесса.

    Очень удобно управлять камерой с компьютера при съемке предметки. Для этого я использовал опциональную карту памяти FLU CARD for PENTAX (она вставляется в слот карт памяти), с помощью которой можно превратить ваш планшет, смартфон или ноутбук в систему дистанционного управления процессом съемки.

    Программа управления позволяет просматривать подвижное изображение (Live View) на экране мобильного компьютера, управлять спуском затвора и загружать в устройство снимки с карты памяти камеры. Работая в студии для передачи данных на компьютер, настройки баланса белого, выбора точки фокусировки, и прочих, фотограф может воспользоваться программным обеспечением IMAGE Transmitter 2, позволяющим управлять камерой с помощью соединения по USB-кабелю.

    Скорости USB 3.0 оказались великолепными!

    На камере очень легко выставить точный баланс белого по серой карте.

    При модельной съемке камера позволяет снимать со скоростью 3 кадра в секунду, и тут же просматривать результат на тридцатидюймовом калиброванном мониторе, при подключенном кабеле USB 3.0.

    Автофокус работает безукоризненно. При съёмке животных очень пригодился следящий автофокус: на фотосессии очень активного жеребца в условиях темной конюшни, не было ни одного "промаха" и все кадры оказались абсолютно резкими.


    Pentax 150 мм F/2,8. Автор Светлана Петрова.
    Flickr

    Очень порадовала эргономика камеры, все кнопки находятся под нужными пальцами и легко нащупываются вслепую. На третий день работы с Pentax 645z я уже уверенно был с ней на "ты".

    Меню логично и понятно. Вообще, в этой камере уйма наворотов, которыми в студии я не пользуюсь и невостребованные кнопки и функции можно заблокировать, что очень удобно.

    При модельной съемке я чаще всего использовал 150 мм объектив, который не является цифровым, но на диафрагмах от 8 до 13 ведет себя вполне адекватно, а вот на открытых диафрагмах я советовал бы пользоваться цифровыми объективами.

    Всю предметку снимал на объектив 90 мм Макро, вот он уже цифровой и нареканий не вызвал, за исключением цены:).




    Смотреть в исходном размере на Flickr

    При модельной съемке я хотел детальной проработки в светах и тенях, камера и здесь оправдала мои ожидания.

    Все объективы прекрасно держали контровой свет, даже когда источник светил прямо на камеру. Ни одной боковой засветки я так и не увидел.

    Камеру синхронизировал с вспышками по радиосигналу на выдержке 1/100 сек, всё срабатывало безупречно.

    Специально для теста камеры снимал электробритву, где в фактуре присутствовали металл, пластик и резина. Камера с достоинством передала все световые нюансы, которые я расставил по поверхности объекта.


    Автор Игорь Сахаров
    Смотреть в исходном размере на Flickr

    Когда снимал щенка таксы, то хотел детально проработать шерсть собаки и показать объем и фактуру белой ткани. И здесь проблем не возникло. Удалось избежать даже муара на ткани.


    Pentax 150 мм F/2,8. Автор Игорь Сахаров.
    Смотреть в исходном размере на Flickr

    Макрообъектив я протестировал на съемке натюрморта с чесноком, где старался передать объем и фактуру. Также мне понравилось красивое боке.

    Pentax MACRO 90 мм F/2.8 ED AW SR. Автор Игорь Сахаров
    Смотреть в исходном размере на Flickr

    Также понравилось:

    Два слота для SD карт памяти с поддержкой ультраскоростных носителей информации UHS - 1 класс

    Запись в EXIF-данные имени фотографа, и информации о правообладателе; обнаружение фальсификации изображения с помощью прилагаемого программного обеспечения.

    Русифицированное программное обеспечение PENTAX Digital Camera Utility 5, включающее RAW-конвертер.

    Конвертировать можно и в обычном фотошопе, ведь RAW пишется в формате DNG.

    Помимо студии, потестировал камеру и на природе, снимая пейзажи. С этой камерой мне так понравилось работать, что чуть не ушел в пейзажные фотографы:). С объективом 25 мм и откидным дисплеем я получил максимум удобства.

    ЖК-дисплей не бликует на солнце и довольно правдиво показывает картинку.

    Замер у камеры справился со всеми сложными условиями освещения, а для "эстетов" есть и встроенный режим HDR, при котором камера снимает выставленную эксповилку из трех кадров за одну секунду и склеивает их в один файл.

    Pentax DA 25 мм F/4.0. Автор Игорь Сахаров

    Очень понравился большой диапазон светочувствительности. Ведь не секрет, что большинство среднеформатных камер уже при 200 ISO начинают отчаяяно шуметь, а здесь и на 1600 ISO я увидел очень приятную картинку.

    Удивила хорошая влаго- и пылезащищенность. Во время съемки на пляже Финского залива спокойно размещал камеру в песке для наиболее удачного нижнего ракурса, а потом попал под сильный ливень в парке. И тут проблем не возникло.

    Pentax DA 25 мм F/4.0. Автор Игорь Сахаров


    Pentax MACRO 90 мм F/2.8 ED AW SR. Автор Игорь Сахаров

    Pentax DA 25 мм F/4.0. Автор Игорь Сахаров

    Да и цена приятно поразила. Трудно встретить цифровую среднеформатную камеру за такие деньги - в России на данный момент это меньше 400 тысяч рублей. Для сравнения можно посмотреть на цены "одноклассников", которые имеют ту же матрицу - цена цифрового задника Phase One IQ 250 - около 1 300 000 руб. и это цена за задник без камеры, а цена Hasselblad H5D-50c - около1 100 000 руб!

    По функционалу эта камера напоминает многие профессиональные узкоформатные камеры, так что переход на неё будет легким и привычным для большинства фотографов. Главное преимущество - среднеформатный размер. А это уже совсем другой динамический диапазон, глубина и пластика кадра.

    В своей профессиональной работе я всегда выбираю технику, которая не мешает мне делать свое дело. Ту, что безукоризненно работает, и не отвлекает своими недостатками. После тестов этой камеры захотелось произнести: "я хочу её" :). А за свою карьеру я подержал в руках немало среднеформатной цифровой техники.

    Пожалуй, единственным недостатком этой камеры, лично для меня стало то, что её нельзя закрепить на карданную камеру (в отличии от цифровых задников).

    Думаю, что камера отлично подойдет студийным, модным, пейзажным и свадебным фотографам. Это универсальный, сильный и качественный инструмент тех, кто ищет в фотографиях больше глубины и пластики, кто хочет делать качественный продукт с максимальным удобством для себя.

    Желающие могут посмотреть обработанные TIFF по ссылке , RAW-ы можно скачать (по-отдельности или общим архивом).
    Фотографии исключительно для ознакомительных целей, не для коммерческого использования, с обязательным указанием источника. Авторские права защищены.

    Pentax 645Z — весьма недешёвый фотоаппарат, но только если его стоимость сравнивать с ценами на малоформатные камеры. Напомним, малый формат — это то, что мы привыкли считать очень даже крупным и вежливо именовать полным кадром. 8 500 долларов за камеру неискушённого пользователя могут повергнуть в шок. Но ведь это средний формат — уже другая лига. Конкурентов у Pentax 645Z немало, но все они значительно дороже. Например, за внешне схожую Leica S2 на базе ПЗС-сенсора просят 23 000 у.е., Hasselblad H5D-50c тянет на 27 500, задник IQ250 стартует с отметки в 35 000 долларов. Казалось бы, столь огромной разницы в стоимости уже достаточно, чтобы вольготно себя чувствовать в элитном сегменте. Но Pentax пытается завоевать своего покупателя не только ценой, поэтому 645Z имеет в рукаве ещё много козырей. Конечно, большинство из этих особенностей для малого формата — норма, но для среднеформатных камер они в диковинку.

    Отметим лишь некоторые из них: полноценный режим Live View, наклонный дисплей, возможность записи видео, наличие HDMI-порта, встроенный микрофон, возможность подключения внешнего микрофона, закалённое стекло защиты дисплея, 27 точек фокусировки (тогда как у основных конкурентов 1 или 3), скорострельность 3 кадра в секунду, минимальная выдержка 1/4000 секунды, наличие оптики со встроенной стабилизацией и два слота памяти. В нагрузку ко всему — корпус, который защищён от попадания влаги/брызг и пыли, чего ни один конкурент обеспечить не может. Сразу стоит отметить, что производитель позиционирует Pentax 645Z не только как студийную камеру, но и как фотоаппарат для съёмки пейзажей, торжеств (постановочные свадебные фото) и даже некоторых репортажных сцен. В общем, устройство весьма универсальное, не тепличное.

    ⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

    Pentax 645Z
    Сенсор изображения КМОП-матрица с первичным цветовым фильтром, без сглаживающего фильтра, размером 44x33мм, 52,99 Мп
    Эффективное количество точек, Мп 51,4
    Формат сохранения изображения Фотокадр : RAW 14 бит (PEF/DNG), JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.3)
    Видео: MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG(AVI) для режима интервальной видеосъемки
    Байонет объектива 645AF2
    Размер кадра в пикселях Фотокадр : 8256x6192, 6912x5184, 5376x4032, 1920x1440
    Видео : 1920x1080, 1280x720
    Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте ISO 100-204 800 — автоустановка, ручная установка с шагом 1, 1/2 или 1/3 EV
    Диапазон выдержек В автоматическом режиме: 1/4000 — 30 с,
    В ручном режиме: 1/4000 — 30 с (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV),
    Выдержка от руки (bulb)
    Экспозамер RGB-сенсор замера на 86 000 точек
    Экспонометрия Многосегментный, центрально-взвешенный и точечный замер
    Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
    Встроенная вспышка Нет
    Автоспуск, с 2, 10
    Устройство хранения информации 2 слота карт памяти: дублирование информации, раздельная запись JPEG/RAW/видео, копирование данных с карты на карту
    Карта памяти: SD, SDHC, SDXC (совместима со стандартом USH-1), Eye-Fi card, FLU card
    ЖК-дисплей Матрица с диагональю 3,2 дюйма и разрешением 1 037 тыс. точек
    Видоискатель Покрытие кадра: 98%
    Увеличение: 0.62x (с объективом D FA645 55mm F2.8, установленным на бесконечность); 0.85x (с объективом FA645 75mm F2.8, установленным на бесконечность)
    Интерфейсы HDMI, USB 3.0, внешний микрофон, внешнее питание
    Питание Литий-ионный аккумулятор D-lI90, 14 Вт·ч
    Габариты (ШхВхД), мм 156x117x123
    Масса, г 1470 (только корпус)
    1550 (с аккумулятором и картами памяти)

    ⇡ Комплект поставки

    На тестирование была предоставлена «тушка» с «китовым» объективом SMC Pentax-DFA 645 1:2.8 55 mm, а также мягкий крепёжный ремень, резиновый наглазник, аккумулятор, зарядное устройство, руководство пользователя и диск с излюбленным софтом производителя Silkypix. В общем, полноценный комплект к нам в руки не попал, поэтому коробочкой полюбоваться не довелось. Ну да и бог с ней.

    ⇡ Внешний вид

    Масса тушки Pentax 645Z около полутора килограмм — примерно как у «квадратных» флагманских полнокадровых зеркалок Canon и Nikon. Но тут нет второй рукоятки и дублирующих элементов, а сам корпус напоминает классический среднеформатный плёночный «кубик», к которому приделали удобную рукоятку, шахтный видоискатель заменили обычным, ну и добавили пару экранов. В общем, складывается ощущение, что камера построена вокруг этого «кубика». Корпус камеры, как и в случае предшественника, выполнен из магниевого сплава, а шасси — из прессованного алюминия. 645-я является всепогодной камерой, и в подтверждение тому пресс-релизы рапортуют о 76 резиновых уплотнителях. В последнее время о качестве сборки даже бюджетных зеркалок уже и говорить как-то неинтересно, ведь производство чрезвычайно сильно автоматизировано, поэтому человеческий фактор постепенно исключается. А относительно 645Z можно и вовсе ограничиться одним словом — безупречно.

    Внешне 645Z довольно сильно напоминает предшественницу, 645D, которая была представлена ещё в 2010 году. Собственно, существенное сходство есть и со среднеформатными плёночными камерами Pentax, которым и вовсе сто лет в обед. Габариты 645D и 645Z схожи практически до миллиметра, есть масса общих черт и в плане размещения органов управления, но имеются и различия. Основное — это наклонный дисплей, который в Pentax всё же решились использовать даже в камере среднего формата. Да, при неспешной работе в студии со штатива наклонный дисплей нужен редко, но производитель позиционирует свое творение как всепогодный фотоаппарат, который можно использовать в поле. И вот именно в поле при съёмке с нижних ракурсов наклонный экран может оказаться весьма кстати, да и угловой видоискатель устанавливать не придётся. Подобной фишки нет даже у топовых полнокадровых камер, однако не потому, что Canon и Nikon не могут это сделать — они просто не хотят рисковать положением в плотно завоёванном сегменте, да и со скоростью фокусировки в режиме Live View у данных производителей дела обстоят не очень хорошо.

    Увеличенный дисплей, да ещё и с наклонной конструкцией, естественно, повлиял на расположение клавиш управления — в особенности тех, которые были установлены под дисплеем в 645D. Но они не переехали — их просто пустили под нож, перенеся их функции на кнопки навигации, которые ранее не были многофункциональными. Хорошо это или плохо — судить сложно. Традиционно большее количество клавиш и прочих физических органов управления считалось признаком более высокого класса устройства. Однако, по субъективным ощущениям, нельзя сказать, что отсутствие выделенных клавиш выбора режима протяжки, баланса белого, режима цветопередачи и режима работы вспышки столь уж сильно влияет на удобство. К тому же теперь среднеформатный Pentax по способу управления стал гораздо ближе к K-5 или к K-3 и даже к бюджетному K-500. Меню у этих камер также практически идентичное, и это позволяет за считаные минуты привыкнуть к старшей камере даже после использования зеркалки Pentax начального уровня.

    Спереди располагаются байонет объектива, лицевой диск управления, а также приёмник ИК-сигналов пульта ДУ.

    С тыла находится видоискатель, левее которого разместился диск выбора режима фокусировки, а правее — диск переключения между режимом фото и видео. Да-да, режимом видео в среднеформатной камере, тогда как Nikon в своём неоретроаппарате Df от данной фишки отказалась. К слову, в случае 646D на этом месте был трёхпозиционный диск выбора зоны фокусировки. Но в новинке режимов пять против трёх у предшественника, поэтому данная функция на отдельном диске была бы не особо удобной в работе. В правой части тыльной стороны находится основной диск управления, клавиша блокировки экспозиции, привычная «пентаксистам» зелёная клавиша, кнопка автофокуса, объединённые в схематический круг многофункциональные клавиши навигации с кнопкой ввода по центру, а также клавиша переключения точки фокуса или слота памяти, кнопка видеозаписи/перехода в режим LiveView, клавиши перехода в режим просмотра, смены режима отображения информации и входа в основное меню.

    Сверху на среднеформатнике куда больше места, чем на классической зеркалке, так что и всевозможных функциональных элементов сюда можно уместить больше. Тут находятся микрофоны, «горячий башмак», клавиши съёмки в RAW, настройки брекетинга, смены режима выбора зоны фокусировки и временной блокировки. Ближе к тыльной части, левее видоискателя, находится селектор режимов работы, дополненный рычажком выбора режима экспозамера. Селектор отличается от того, что был установлен у предшественника, к тому же теперь на нём предусмотрено три пользовательских режима вместо одного. Правее видоискателя разместился огромный дополнительный сегментный дисплей с изумрудной подсветкой, клавиша включения этой самой подсветки, кнопка спуска затвора с рычажком питания, крайнее положение которого подпружинено — оно отвечает за просмотр глубины резкости. Тут же ютятся крохотные клавиши коррекции экспозиции и управления чувствительностью, которые чётко попадают под конец и начало первой фаланги указательного пальца. Это решение на практике оказалось весьма удобным.

    Снизу находится лишь отсек установки аккумулятора, а также площадка установки на штатив при горизонтальной ориентации.

    Большую часть левой боковой поверхности занимает вторая площадка установки на штатив — для вертикального положения. Также тут находятся разъём подключения синхрокабеля, крышка пары отсеков SD и резиновая заглушка, скрывающая порты HDMI и USB 3.0, вместе с разъёмами подключения внешнего микрофона и питания. Правая боковая поверхность тоже не пустует: тут находится скрытый резиновой заглушкой разъём подключения проводного пульта ДУ, а также рычажок поднятия зеркала. Последний позволяет заранее поднять зеркало — иногда это может быть полезно, так как оно огромно, весит немало и даёт ощутимую вибрацию .