Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Жизнь трутня в пчелиной семье
  • Торговые связи китая с другими странами. Роль китая в мировой экономике. Китай и страны Азии

    Торговые связи китая с другими странами. Роль китая в мировой экономике. Китай и страны Азии

    Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На середину 1998 г. в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл.6

    Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

    [Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

    В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

    Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - .более 45%7. В первом полугодии 1998 г. общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Африке, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г. возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д.3

    Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положительное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам занимает второе место после Японии.

    Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о преступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

    Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япония выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание китайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продукции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: островное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, несмотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год9.

    Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же время выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

    Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Германия, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

    Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя малыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяжения и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономической и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных специалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять центральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуникационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции10.

    В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР11. На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего произойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю

    Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны, и приток иностранных капиталов с каждым годом растет: с 1980 по 2000 г. он вырос почти в 4,5 раза. К 2006 г. в Поднебесной числилось почти 400 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - более 600 млрд долл.

    Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь, Сингапур, Индонезия, т.е. страны, где проживает больше всего китайцев. Предприниматели Тайваня, Сянгана, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов остальных стран мира. В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга в геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

    Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% ежегодно. Если в 1979 г. во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г. (на июль) - более 45%, в июле 2003 г. - около 50%. В связи с экономическим и финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в конце XX в. Китай активно осваивал рынки в Европе, Африке, Латинской Америке, в США. За это время экспорт КНР в страны Евросоюза вырос более чем на 25%, в Африку - на 45%, в Латинскую Америку - на 38%, в США - почти на 20%. Дефицит торгового баланса США с КНР в 2005 г. составил около 150 млрд долл. Защита торговых интересов страны - характерная черта пекинских лидеров. На конец 2006 г. по золотовалютным запасам Китай превзошел Японию и почти в 2 раза - Россию. Надо особо отметить, что КНР предпочитает покупать золото, а в последнее время - евро, не надеясь на прочность доллара.

    Что касается внешнеэкономических связей Китая и России, то огромный китайский рынок осваивается в первую очередь представителями нашего военно-промышленного комплекса. В КНР мы

    Демографическая политика

    В основе промышленно-экономической стратегии Китая лежит концепция ресурсосбержения. Но для того чтобы выйти на уровень материального достатка среднеразвитых стран Европы, о чем объявило китайское руководство, КНР потребуются природные ресурсы еще одной планеты «по имени Земля». Отсюда и выдвижение тезиса «демографического империализма». Авторы этого тезиса У. Гогуан и Ван Чжаоцзюнь в книге «Китай после Дэн Сяопина: десять сущностных проблем» пишут, что любой стране мира будет угрожать крах, если хотя бы 10% китайцев устремятся за пределы своей страны. Этот тезис уже реализуется в Сибири и на нашем Дальнем Востоке.

    Даже если Пекину удастся ужесточить демографическую политику «одна семья - один ребенок», то к 2015 г. численность населения КНР возрастет как минимум на 300 млн человек. Примерно на 125-140 млн человек увеличится армия наемных работников.

    КНР преодолевает немало серьезных проблем. В частности, по неофициальным данным, почти 1/4 взрослого городского населения - безработные, а это почти 250 млн человек. Такое сложное социальное явление порождает, как правило, настроения эмиграции. Она есть и в Китае: официальная и нелегальная. Китайцы чрезвычайно трудолюбивы, быстро адаптируются в новой обстановке, легко приспосабливаются даже к экстремальным условиям, неприхотливы в еде, легко переносят жару и холод и т.п. Вот эта уверенность в своих силах, способность жить везде и является одной из немаловажных причин готовности безработного жителя Поднебесной к эмиграции.

    По данным экспертов, на территории Российской Федерации, особенно на Дальнем Востоке и в Забайкалье, нелегально проживает около 2 млн китайцев. Они занимаются торговлей, земледелием, заводят семьи и получают вид на жительство. Если называть вещи своими именами, идет тихая, ползучая китаизация приграничных земель России, особенно Приморья. Всего же китайцы с помощью официальных и неофициальных каналов «осваивают» 72 страны мира.

    К концу XX в. демографическая нагрузка на китайские части российско-китайских речных бассейнов превышала российскую в 17 раз. Немалая часть китайцев (по российским стандартам) вовлечена в различные формы проникновения на юг Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, а также на территории Казахстана и Киргизии, куда также активно проникают китайские казахи и киргизы. Не сняли китайцы и своих претензий в отношении Горно-Бадахшанской области в Таджикистане.

    Политика «демографического империализма», т.е. усиливающиеся миграционные процессы из Китая, могут повлиять и на умы среднеазиатских республик.

    Если учесть, что население Средней Азии удваивается через каждые 23-25 лет, а его расселение жестко ограничено пустынями и высокогорными территориями, то не исключено, что внимание узбеков, казахов, киргизов, как и китайцев, может быть привлечено к жизненным пространствам Алтая, Сибири. Пока же в Средней Азии идет борьба за перераспределение сфер национального влияния и пересмотр нарезанных в начале 1920-х гг. границ. Так, Ферганская долина после ликвидации СССР превратилась в объект острых территориальных разногласий между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.

    Сейчас таких территориальных споров между тремя бывшими советскими республиками более десятка. Они принесли уже кровь и трагедии для тысяч людей. Эти военные конфликты «выдавливают» в основном русское население (но не только русское) в Россию. Но в этно-территориальные конфликты, происходящие в Средней Азии, Казахстане, Киргизии, могут вмешаться не только этнические казахи и киргизы Китая, но и уйгуры, монголы, тибетцы, проживающие на северо-западе КНР, во Внутренней Монголии. Что касается Внешней Монголии, то территория ей не нужна, жизненного пространства населению хватает, но подпирает с юга могучий сосед - Китай. Куда пойдет его экспансия? В Улан-Баторе этого не знают, как не знают и в Москве.

    Сущность геополитики Китая

    На протяжении столетий геополитика Китая носила двойственный характер. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, «Срединное царство» принадлежало к Rimland, «береговой зоне» Тихого океана, а с другой - Китай никогда не был талассократическим государством, так как всегда ориентировался на континентальные архетипы. Само историческое название Китая - «Срединное царство» - говорит о его теллурократических устремлениях.

    С начала XIX в. Поднебесная постепенно превращается в полуколонию Запада (преимущественно Великобритании). Поэтому вплоть до 3 октября 1949 г. (победа народа под руководством коммунистов над Гоминьданом) геополитика Китая была в своей основе атлантистская. Китай выступал в качестве евразийской береговой базы Запада. После победы над Гоминьданом и провозглашения Китайской Народной Республики в течение десяти лет Китай шел в русле просоветской - евразийской по сути - политики. Затем КНР исповедовала идеологию автаркии - опоры на собственные силы.

    После смерти Мао Цзедуна КНР с конца 1970-х гг. вновь стала входить в русло атлантистской геополитики. Это было обусловлено прагматической философией Дэн Сяопина (отца китайских реформ) и его сторонников. Больше дивидендов получал Китай от контактов с Западом, нежели с СССР, а теперь с Россией: во-первых, на Западе - деньги, кредиты, технологии, необходимые для индустриального развития КНР: во-вторых, пекинское руководство смотрело в XXI в. - население Китая к середине будущего тысячелетия перевалит за 1,5 млрд человек, значит, нужны новые территории, а они есть только на Севере и Дальнем Востоке. Следовательно, дружба с СССР, а сейчас с Россией связывает свободу геополитических действий Китая в Монголии, Забайкалье, в Казахстане и на Дальнем Востоке. Отсюда можно сделать вполне обоснованный вывод, что Китай опасен для России и как геополитическая база атлантизма, и как огромный инкубатор по производству людских ресурсов (общеизвестно, что Китай - страна самой высокой в мире демографической плотности).

    Вашингтон очень хочет сделать Пекин своим союзником. В свое время была опубликована статья К. Либерталя «Стал ли Китай нашим союзником?», где, в частности, говорится, что американские отношения с Китаем значительно улучшились по сравнению с теми временами, когда администрация Буша вступила в Белый дом, объявивши Китай «стратегическим конкурентом». Ныне, по мнению автора, признаки серьезного сотрудничества налицо повсюду. Например, Китай сотрудничает с США в глобальных усилиях борьбы с терроризмом.

    Однако не все так оптимистично, как утверждает американский журналист. Что мешает укреплению отношений Китая с США? А прежде всего авантюристическая политика Вашингтона в Персидском заливе (Пекин страшится повышения цен на нефть), а также отношения США и КНДР. Кроме того, китайские военные «весьма подозрительны к недавнему наращиванию военной мощи в соседствующих с КНР районах, усилению военных контактов США с Тайванем и продаже ему оружия» 1 .

    Создается впечатление, что главная целевая установка Китая на настоящем этапе - избежать ввязывания в какое бы то ни было подобие «холодной войны» с США, выигрывать время как для всемирного укрепления собственной экономики, так и для формирования надежного геополитического тыла: преимущественно в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

    Показательно, что после демонстрации укрепления китайско-американских связей одним из основных направлений дипломатической активности Китая были страны АСЕАН. Тут при действенном участии КНР разворачиваются работы по внушительным проектам строительства Трансазиатского газопровода, Паназиатской железной дороги, по Программе освоения зоны р. Меконг. Китай подписал соглашения о сотрудничестве в финансовой сфере с Малайзией, о предоставлении кредитов Индонезии.

    Объем торговли Китая со странами АСЕАН растет ежегодно. Предполагается завершить в 10-летний срок процесс формирования совместной зоны свободной торговли Китая и АСЕАН. В речах официальных лиц, уже муссируется идея о создании «азиатской валюты» наподобие евро, основой для чего послужил бы, разумеется, китайский юань.

    Вопросы субрегионального экономического сотрудничества в бассейне р. Меконг активно обсуждались и осенью 2003 г. Не замаячила ли впереди перспектива формирования чего-то подобного «Восточно-Азиатскому СЭВу» - масштабному экономическому союзу, который помог бы обеспечить Востоку экономическую базу в противостоянии хищническому натиску Запада? «Антитеррористическая война», развернутая Соединенными Штатами, их авантюрная ближневосточная политика, агрессивный курс по отношению к мифической «оси зла» как нельзя лучше благоприятствуют вызреванию такой тенденции.

    «Восточно-Азиатский СЭВ» (или нечто в этом духе) явился бы надежным геополитическим тылом Китая, послужил бы ему страховкой на случай опасных боев при вовлечении в мировую глобализацию, руководимую Соединенными Штатами.

    Китай – одна из наиболее старых торговых держав мира. Еще в древности существовал Великий шелковый путь, связывавший Поднебесную империю со странами Средиземноморья. В средние века на смену ему пришел другой – морской (муссонный) путь, проходивший вдоль южного побережья Азии. Из Китая вывозили шелк, фарфор, бумагу, самоцветы, изделия из железа. Морская торговля процветала в Китае и в раннее новое время, и в период Великих географических открытий. Но затем Китай перешел к политике «закрытых дверей», которая продолжалась до середины XIX в. и так называемых «опиумных войн». А перед образованием КНР в 1949 г. внешнеэкономические связи страны наглядно отражали состояние ее экономики. Китай вывозил традиционные продукты своего сельского хозяйства – шелк, хлопок, чай, соевые бобы и некоторые виды горнорудного сырья, ввозил же продовольствие и различные промышленные изделия. Да и в новом Китае, в периоды «большого скачка» и «культурной революции», когда господствовала концепция «опоры на собственные силы», внешние экономические связи играли второстепенную роль.

    Таблица 41

    ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИТАЯ, млрд долл.

    Но после начала экономических реформ и перехода к политике «открытых дверей» ситуация коренным образом изменилась. Внешнеэкономические связи приобрели очень большое значение и стали одной из важнейших предпосылок бурного экономического подъема. Они превратились в мощный рычаг перестройки китайской экономики, перевода ее на рельсы рыночных отношений и ускорения ее врастания в международные экономические отношения. Из всех известных форм таких отношений для Китая наибольшее значение имеют две – внешняя торговля и привлечение иностранного капитала.

    Внешняя торговля – это тот вид внешних экономических связей, в котором Китай добился наиболее впечатляющих успехов. Достаточно сказать, что после начала экономических реформ по темпам годового прироста внешняя торговля значительно опередила даже очень высокие в Китае темпы прироста ВВП. В результате экономика страны, которая еще два-три десятилетия назад считалась одной из самых закрытых в мире, стала одной из самых открытых: еще в 1979 г. в сфере внешней торговли формировалось менее 10 % ВВП, но в 1990 г. – 30 %, а в 2005 г. – уже 64 % (по другим данным – 37 %). Таких результатов в Китае добились в значительной степени при помощи децентрализации внешнеэкономической деятельности, которую теперь ведут наряду с государственными почти 7000 других предприятий. Большое значение имело также рациональное сочетание двух моделей экономического развития – импортозамещающей (основной) и экспортоориентированной (вспомогательной).



    Представление о динамике внешней торговли Китая дает таблица 41.

    Такие высокие темпы развития внешней торговли привели к заметному изменению положения Китая в мировой «табели о рангах». Так, доля страны в мировом внешнеторговом обороте увеличилась с 0,75 % в 1978 г., когда начинались реформы, до 7,5 % в 2006 г. А в мировом экспорте эта доля (10,7 %) еще больше. По объему экспорта Китай, обогнав США и Германию, в 2008 г. вышел на первое место в мире, а по объему импорта уступает только США. Обращает на себя внимание и стабильно активный торговый баланс страны, к тому же с постоянно растущим превышением экспорта над импортом. Это один из важнейших источников доходов, обеспечивающий примерно 4 / 5 всех валютных поступлений. Благодаря ему страна вышла на первое место в мире по такому важному показателю, как золотовалютные резервы (в конце 2006 г. – 1200 млрд долл.).

    По сравнению с началом 1980-х гг. сильно изменилась и товарная структура внешней торговли КНР. Основное направление этой перестройки заключалось в облагораживании экспорта, т. е. в увеличении в нем доли готовых промышленных изделий по сравнению с продукцией первичной переработки и сырьем. Еще в конце 1970-х гг. готовая промышленная продукция, с одной стороны, и сырье с полуфабрикатами – с другой, соотносились в структуре экспорта, как 50: 50. А в конце 1990-х гг. – уже как 85: 15. При этом в экспорте Китая заметно уменьшилась доля продовольствия, сельскохозяйственного сырья и продукции горнодобывающей промышленности, а доля продукции машиностроения увеличилась. Доля продукции легкой промышленности, уступившей первое место машиностроению, в целом осталась без изменений.

    Китай – традиционный поставщик на внешние рынки таких изделий легкой промышленности, как хлопчатобумажные и шелковые ткани, трикотаж, одежда, галантерея, обувь, игрушки, спортивные и туристские товары, изделия из пластмасс и фарфора. К экспортной продукции машиностроения и электроники относятся станки, морские суда, различные виды вооружения, но все же преобладают в ней изделия бытовой электроники (например, Китай обеспечивает 1 /з мирового экспорта радиоприемников). Как и изделия легкой промышленности, они пользуются большим спросом на мировом рынке. Наряду с этим сохраняется и экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В нем преобладают овощи, фрукты, рыба и морепродукты, а также хлопок. Китай продолжает экспортировать уголь, черные и цветные металлы, цемент.

    Индустриализация и модернизация китайской экономики обусловили и характер ее импорта, в котором преобладают машины, оборудование, транспортные средства (автомобили, самолеты), промышленная электроника. Основная цель форсированного импорта промышленного оборудования заключается в скорейшем повышении технологического уровня китайской промышленности, качества ее продукции. Это очень важно, потому что до сих пор многие изделия с маркой made in China особенно высоким качеством не отличаются. А еще потому, что такой импорт может помочь повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке. Китаю приходится импортировать также нефть и нефтепродукты, железные руды и, кроме того, прокат черных металлов, химикаты. Можно добавить, что Китай является крупным импортером вооружений.

    Географическое распределение внешней торговли КНР отражает две противоположные по своей сути тенденции – к концентрации и деконцентрации (диверсификации). В самом деле, страна торгует более чем со 180 государствами мира, но только десяток из них относится к числу ее главных торговых партнеров. Во-первых, это некоторые из ее соседей – Япония, Республика Корея, Тайвань, Малайзия, Таиланд (не говоря уже о Сянгане), развитию торговых связей с которыми во многом способствует и транспортно-географическое положение. Для торговли Китая с этими странами характерна и конкуренция, и кооперирование. Финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г. привел к резкому уменьшению китайского экспорта в страны субрегиона, но затем он снова вырос. Более того, в 2001 г. было принято важное решение о создании в течение десяти лет свободной торговой зоны между Китаем и странами АСЕАН. Во-вторых, это США, в торговле с которыми Китай (он экспортирует в США текстиль, продукцию художественно-прикладных промыслов, одежду, обувь, но также некоторые изделия машиностроения и электроники) постоянно имеет положительное сальдо торгового оборота. В-третьих, это страны Европейского союза, прежде всего Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция и Италия. И в-четвертых, это Россия. Однако объем торговли между двумя странами до конца 1990-х гг. оставался на низком уровне, не соответствующем ни потребностям, ни возможностям обеих стран: но уже в 2006 г. экспорт из России в Китай достиг 16 млрд долл. (третье место после Нидерландов и Германии). В экспорте Китая преобладают изделия из кожи, одежда, обувь, трикотаж, а в импорте – машины и оборудование, минеральные удобрения и черные металлы. Кстати, большое место в этом товарообороте занимает приграничная торговля между северными провинциями Китая и районами российского Дальнего Востока. В конце 2001 г. Китай был принят в ВТО.

    Вторая важная форма внешних экономических связей Китая связана с валютно-финансовой сферой и выражается прежде всего в импорте капитала, который широко используется для ускорения экономического и социального развития страны. Эта сфера внешних экономических связей КНР по темпам роста опережает даже внешнюю торговлю. Достаточно сказать, что еще в начале 1990-х гг. импорт капитала находился на уровне 10 млрд долл., в 2006 г. достиг 70 млрд долл. – это третье место в мире и первое среди развивающихся стран. Что же касается общего объема накопленных в стране иностранных капиталовложений, то уже к началу XXI в. он достиг 500 млрд, а к 2006 г. – 1трлн долл. Этот показатель сравним с ВВП Республики Корея и существенно превышает ВВП Ирана, Индонезии, Австралии, Тайваня.

    Китай использует различные каналы привлечения средств из-за границы. Большое значение имеют займы и кредиты, которые страна получает от иностранных правительств и международных финансовых организаций, среди которых – Всемирный банк и Международный валютный фонд. Однако еще более важными для Китая стали прямые инвестиции, по объему привлечения которых он уступает только США. Хотя свои капиталы инвестируют в Китае более 100 государств, к числу главных инвесторов относятся всего несколько стран и территорий. До 1997 г. внеконкурентное первое место среди них занимал Гонконг, а последующие места приходились на долю Тайваня, США, Японии, Сингапура. Более 4 / 5 всех этих инвестиций оседали в Восточной экономической зоне Китая и были связаны со свободными экономическими зонами разных типов. Добавим, что в 1990-х гг. и сам Китай также начал вывозить капитал – в форме кредитов и прямых инвестиций (в 2006 г. – 16 млрд долл.).

    ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ

    К другим формам внешних экономических связей можно отнести производственное сотрудничество.

    В конце 1990-х гг. в стране имелось около 300 тыс. совместных предприятий с участием иностранного капитала, доля которых во внешней торговле, по одним оценкам, составляла 1 / 4 , а по другим, даже Можно упомянуть также о научно-технических связях, которые пока выражаются главным образом в закупке Китаем технической документации и ноу-хау в странах Запада. Если же иметь в виду и сферу услуг, то Китай начал получать все большие доходы от международного туризма (в 2006 г. 50 млн международных туристских прибытий). Он предоставляет также трудовые услуги: на работу в другие страны ежегодно выезжают десятки и даже сотни миллионов китайцев.

    Сохранение своих территорий - это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете - Китай, Россия, США - на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

    История международных отношений Китая

    В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

    На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении - китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

    До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

    «Новая» внешняя политика

    В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

    Геополитика

    В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

    Принципы внешней политики

    Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

    Принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

    Принцип ненападения;

    Принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

    Принцип равноправия в отношениях;

    Принцип мира со всеми государствами планеты.

    Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

    Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

    Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

    Китай и США: партнерство и противостояние

    У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат - G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

    Китай и Япония: сложные соседские отношения

    Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

    Китай и Россия: дружба и сотрудничество

    Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай - большие друзья, политические и экономические партнеры.

    Китай и Индия: стратегическое партнерство

    Эти две крупнейшие связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

    Китай и Южная Америка

    Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

    Китай и Африка

    Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая - многополярность мира.

    Китай и страны Азии

    Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

    Китай и Северная Корея

    Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед - КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

    Территориальные конфликты

    Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.


    Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей Китая. Увеличение иностранного капитала оказывает большое влияние на внешнюю торговлю. На долю совместных предприятий приходится около 30% экспорта и более 40% импорта Китая.

    С ростом уровня экономического развития страны меняется роль Китая на мировом рынке и товарная структура внешней торговли. Китай по-прежнему остается крупнейшим экспортером сырья в мире (уголь, черные и цветные металлы, хлопок, шелк и др.). Однако увеличивается доля готовой продукции (более 80% экспорта) и сокращается доля сырья и сельскохозяйственных товаров.

    Китай является экспортером трудоемкой продукции (3/4 экспорта), благодаря возможности использования дешевой рабочей силы. Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (дешевые, из натурального сырья). Значителен экспорт товаров широкого потребления: игрушки, обувь, спортивные товары. Важное место в структуре экспорта принадлежит машинно-техническому оборудованию (25% стоимости экспорта). Это станки для небольших ремонтных мастерских, швейные машины, а в последнее время и несложная электронная аппаратура (магнитофоны, видео и т.п.).

    В импорте Китая преобладает продукция машиностроения (оборудование, станки, электроника), транспортных средств (автомобили, самолеты). Растет ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов.

    Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Япония, США, ФРГ, Гонконг (Сянган). Причем Сянган является важной реэкспортной базой КНР. Во внешней торговле с развивающимися странами важны связи с государствами Юго-Восточной Азии, где проживает много китайцев.

    Быстро развивается торговля с Россией, которая занимает 7-е место среди партнеров Китая (по импорту в 1994 г. - 4-е место вслед за Новой Зеландией, США и ФРГ). В то же время КНР - второй зарубежный торговый партнер России после ФРГ. Наиболее активно взаимная торговля развивается в приграничных областях (на Дальнем Востоке). У России покупают машины, лес и металл, в Россию продают текстиль, одежду, продовольствие.

    Структура внешней торговли до образования КНР отражала состояние экономики. Экспортировалась преимущественно продукция сельского хозяйства (соевые бобы, растительные масла, шелк-сырец, хлопок, чай, щетина, скот) и горнодобывающей промышленности (уголь, железная руда, цветные металлы). Импорт состоял на 1/3 из продовольствия (рис, пшеница, мука, рыба), поскольку сельское хозяйство старого Китая не обеспечивало потребностей населения в продуктах питания. В сильнейшей степени Китай зависел от поставок многих видов промышленной продукции: машин и оборудования, металлов, нефтепродуктов, лесоматериалов, хлопка и т. п. Хозяйство приморской зоны с “открытыми” для иностранного капитала портами было ориентировано на международные экономические связи: здесь перерабатывалось импортное сырье и производилась экспортная продукция. Благодаря внешнему фактору уровень развития этого региона был существенно выше, чем внутренних районов страны. В то же время эта территория оказалась оторванной от остальных районов, выключенных не только из международного, но и из внутринационального разделения труда.

    После провозглашения КНР, в 50-е годы расширялись внешнеэкономические отношения с СССР и странами Восточной Европы. В 60-70-е годы масштабы внешнеэкономических связей были сравнительно небольшими, но с 80-х годов начали расти темпами, заметно опережающими рост ВВП.

    Активное развитие различных форм внешнеэкономических связей Китая в 80-90-е годы обусловлено формированием “открытой экономики”. Включение Китая в мировое хозяйство рассматривается как непременное условие успешного осуществления реформы всей хозяйственной системы.

    Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей. Ее объем составляет около 264 млрд. долл. (в 1995 г.), т. е. около 2,5% мирового внешнеторгового оборота, и выводит Китай на 10-е место в мире по этому показателю (в 1978 г. - лишь 32-е место). За годы реформы (с 1978 г.) среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота составили 16%, что в 2 раза выше, чем темпы прироста оборота мировой торговли. Однако еще сильно отставание КНР от развитых стран по внешнеторговому обороту в расчете на душу населения.

    О том, что внешняя торговля становится важным фактором развития страны, свидетельствует рост “экспортное™” ее хозяйства. По оценкам МБРР, объем экспорта КНР составляет около 16% (1995 г.) стоимости ВВП Китая (в 1980 г. - около 7%), а это превышает аналогичные показатели США и других крупных по территории и численности населения стран мира.

    Быстрое развитие внешней торговли связано прежде всего с ее децентрализацией. Если до реформы она была полностью монополизирована государством (экспорт и импорт осуществляли 12 государственных компаний), то в середине 90-х годов внешнюю торговлю ведут более 3600 компаний. Право выхода на внешний рынок есть у отдельных провинций, некоторых крупных предприятий, внешнеэкономических компаний, специальных экономических зон (СЭЗ). Девальвация юаня, способствующая повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке, также оказала благоприятноевоздействие на динамику внешней торговли. Рост внешнеторгового оборота связан и с быстрым развитием с середины 80-х годов такой формы, как беспошлинная переработка импортных материалов, на которую приходится 40% всего экспорта Китая. Ускоренное наращивание импорта во многом стало следствием дефицита средств производства на внутреннем рынке из-за резкого увеличения инвестиций в основные фонды, мероприятий по либерализации режима ввоза ряда товаров. Большое влияние оказывает и увеличение объема иностранногопредпринимательского капитала, которое влечет за собой большие закупки оборудования, а также снижение ставок импортных таможенных пошлин.

    Главной чертой динамики структуры экспорта являются увеличение удельного веса готовой продукции и сокращение доли сырьевых товаров. На отовую промышленную продукцию приходится в середине 90-х годов более 80% всего объема экспорта (против 20% в конце 70-х годов), а на продукцию первичной степени обработки - соответственно менее 20% (80% в конце 70-х). На мировом рынке Китай занял нишу экспортера трудоемкой продукции (3/4 всех экспортных товаров). Благодаря относительно более низким сравнительным издержкам из-за возможности использования достаточно дешевой рабочей силы эта китайская продукция наиболее конкурентоспособна на внешнем рынке.

    Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (около 30% всей стоимости), пользующиеся спросом, главным образом, в результате своей дешевизны и использования натуральных волокон. Экспансия Китая на рынках готовой одежды США и некоторых других стран потребовала введения строгих квот на ввоз этой продукции. Выделяется Китай экспортом и других товаров широкого потребления: игрушек, обуви, галантерейных изделий, спортивных и туристских товаров. Второе место по объемам экспорта занимает группа “машинно-техническое оборудование” (25% стоимости), причем экспорт продукции по этим статьям растет опережающими темпами. Все большей известностью на мировом рынке пользуется массовая сравнительно несложная продукция электронной промышленности Китая: магнитофоны, видеомагнитофоны и т. п.

    Сокращение удельного веса сырья в структуре китайского экспорта определяется в первую очередь ростом его себестоимости и увеличением спроса на внутреннем рынке на такие виды продукции, как нефть, уголь, черные и цветные металлы, цемент, шелк-сырец. Тем не менее Китай по-прежнему остается их традиционным экспортером.

    В импорте КНР выделяются закупки машинно-технической и электронной продукции, транспортных средств (всего около половины стоимости), что связано с потребностями растущей экономики. Китай активно закупает автомобили, самолеты, текстильное оборудование, металлообрабатывающие станки. Вследствие опережающего развития производства наиболее рентабельных видов продукции внутреннее производство не обеспечивает потребностей в сырье и материалах. Растет ввоз в страну промышленного сырья, полуфабрикатов, проката черных металлов, нефти и нефтепродуктов, железной руды. Важной статьей импорта остаются необходимые для повышения эффективности китайского сельскогохозяйства минеральные удобрения и пестициды, хотя объемы их ввоза сокращаются.

    География внешней торговли КНР отличается высоким уровнем ее концентрации. Китай торгует более чем со 180 странами, но половина внешнеторгового оборота приходится на трех партнеров: Японию, Сянган и США (соответственно 20, 16 и 14%). Большую роль в распределении экспорта и импорта играет фактор близости торгового партнера: внешнеторговый оборот со странами - соседями первого порядка, включая тех, с которыми КНР связывают удобныеморские пути, составляет преобладающую часть. В целом за годы реформ у Китая сложились определенные группы торговых партнеров, на которых приходится более 2/3 взаимной торговли. Это страны АТР (Япония, Сянган, Тайвань, Республика Корея, Сингапур), США, страны ЕС (главным образом ФРГ) и Россия.

    Крупнейший торговый партнер КНР - Япония, причем ввоз японской продукции в страну существенно превышает вывоз из КНР. Из Японии ввозятся прокат и сталь, машины и оборудование. Особенно велика роль импорта бытовой электротехники, автомобилей и электроники. Основу экспорта КНР в Японию составляет топливо (нефть и уголь), значительно меньшая доля приходится на продукты питания, ткани, одежду.

    Выгодна для КНР торговля с Сянганом и Аомынем. Торговый баланс с Сянганом, начиная с 1952 г., всегда имел положительное сальдо. Китай вывозит туда преимущественно текстиль и одежду, продукты питания, а также такой специфический продукт, как питьевая вода. Ввозятся машины и транспортное оборудование, электроника и средства связи. Существенна роль Сянгана как реэкспортной базы КНР.

    Удельный вес третьего по значению торгового партнера КНР - США - снижается, что связано с постоянным пересмотром конгрессом США режима наибольшего благоприятствования (из-за “нарушений в Китае прав человека”). В торговле с ними Китай имеет положительное сальдо, так как успешно конкурирует с товарами широкого потребления из других стран на американском рынке.

    Особое место во внешней торговле Китая занимает Россия, товарооборот с которой в последнее десятилетие рос очень высокими темпами. Взаимный товарооборот в 1995 г. 5,5 млрд. долл. Россия занимает 7-е место среди партнеров Китая, в то же время КНР - второй торговый партнер России после ФРГ. Спецификой взаимных связей КНР и России является высокий удельный вес приграничной торговли, в которую наиболее активно втянуты Амурская область. Приморский край (РФ) и провинция Хэйлунцзян (КНР). В структуре китайского экспорта преобладают текстильные изделия, одежда и продовольствие, а в структуре импорта - машины, леси металл.

    Перспективы развития внешней торговли Китая связаны с вступлением его в ГАТТ, что обусловит низкие пошлины на экспорт и импорт продукции. По оценкам, к концу 90-х годов внешнеторговый оборот КНР составит до 400 млрд. долл.

    Самой динамичной формой внешнеэкономических связей с начала 90-х годов является привлечение иностранных инвестиций, по объему которых (38 млрд. долл.) Китай занимал второе место в мире. К началу 1996 г. в стране было зарегистрировано почти 200 тыс. предприятий с участием иностранного капитала с общим объемом заявленных капиталовложений около 390 млрд. долл. Реально функционирует свыше 50 тыс. совместных предприятий с общим числом занятых более 5 млн. человек и капиталом в 135 млрд. долл. Совместные предприятия играют важную роль во внешней торговле: на них приходится около 30% экспорта и более 40% импорта, однако в промышленном производстве их доля пока невелика (лишь 12% в 1995 г.). Совместные предприятия создаются в разных сферах экономики: материальном производстве, инфраструктуре, торговле, гостиничном хозяйстве и т. д., причем круг их становится все более широким. Акцент в китайской политике по привлечению иностранного капитала постепенно перемещается с территориального на отраслевой, предусматривающий поощрение предприятий высоких технологий, приоритетных с точки зрения национальной экономики отраслей.

    Среди инвесторов из 117 стран и регионов мира ведущее место занимают вкладчики из Сянгана (более половины всех прямых иностранных инвестиций в 1995 г.), Тайваня (около 10%), а также Японии, США и Сингапура. Основная часть всех инвестиций концентрируется в приморских районах страны - более 80%, причем его подавляющая часть - в провинции Гуандун, городах центрального подчинения Шанхае и Пекине.

    В середине 90-х годов активизировалось инвестирование Китая за рубежом. Первой китайской транснациональной корпорацией стал металлургический комбинат “Шоуган”, имеющий филиалы в 15 странах мира. Всего, по официальным данным, насчитывается около 5 тыс. предприятий с участием китайского капитала за рубежом.

    Китай широко привлекает иностранные правительственные займы, большая часть которых направляется на строительство крупных и средних объектов в области транспорта, энергетики, добыт и переработки сырья, лесного и водного хозяйства. Среди основных стран-кредиторов - Япония, ФРГ, Великобритания и др.

    В КНР сформирована целая система открытых территорий, отличающихся по степени открытости, особенностям налогового режима, территориальному охвату. Эти территории созданы для стимулирования притока капитала из-за рубежа и отличаются льготным налоговым режимом. Наибольший уровень открытости характерен для 5 “специальных экономических зон”: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (все в провинции Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь) и провинция Хайнань. Первые были образованы в 1980 г., последняя - в 1988 г. Все они представляют собой замкнутые ареалы, относительно лучше обеспеченные инфраструктурой. Иностранные компании и совместные предприятия могут свободно, без уплаты пошлины ввозить туда промышленное сырье и полуфабрикаты, а после обработки беспрепятственно вывозить готовую продукцию на внешние рынки. Подоходный налог для иностранных предпринимателей составляет всего 5%.

    Быстро наращивается экономический потенциал новой зоны развития Пудун в Шанхае (образована в 1990 г.), имеющей большое значение для стимулирования развития Шанхайского экономического района. Основные торговые партнеры зоны - Япония, США, страны ЕС, Сянган.

    В открытую систему также входят образованные в 1984 г. 14 открытых приморских городов, более 30 районов технико-экономического развития как в этих, так и в городах внутренних районов страны, 27 зон развития высоких технологий, созданных во внутренних провинциях в 1988-1991 гг., 3 района тайванских инвестиций в провинции Фуцзянь, 5 районов приграничного экономического сотрудничества в провинциях Северо-Восточного Китая и в автономном районе Внутренняя Монголия (все они были созданы в 1992 г.).

    Среди образованных ранее (в 1985-1988 гг.) в приморской полосе - 7 открытых приморских экономических районов, включающих 41 город провинциального подчинения и 218 уездов и мелких городов.

    В течение 1992-1993 гг. структура открытых районов пополнилась 5 открытыми городами вдоль р. Янцзы, 13 открытыми приграничными городами и уездами, а также 18 открытыми внутренними центрами провинций и автономных районов. Таким образом, сложилась многоуровневая открытая система: приморская полоса открытых районов, СЭЗ, открытых городов, районов тайванских инвестиций - полоса открытых районов и городов вдоль р. Янцзы - приграничная полоса районов экономического сотрудничества и открытых городов и уездов - открытые внутренние центры и зоны развития высоких технологий. Эта система характеризует диффузию внешней открытости с юга на север, с востока на запад, из приморских вовнутренние районы страны.

    Большое значение для экономики Китая имеет рынок туристских услуг. Достопримечательности Пекина и Сиани, Шанхая и Гуанчжоу, Великая стена и храмовые комплексы, обилие сохранившихся и заботливо поддерживаемых памятников одной из древнейших цивилизаций Земли (но не только это) и достаточно необычная жизнь современного Китая - все это притягивает неуклонно растущий поток иностранных туристов.