Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Профессия мультипликатор: художник или мечтатель?
  • Спар чья компания. История SPAR. SPAR в России
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций
  • Специальность "Зоотехния" (бакалавриат) Что делает зоотехник на практике
  • Вертикальная и горизонтальная интеграция - сущность, значение, различия Горизонтальная интеграция
  • Лёгкая промышленность России – состояние и перспективы развития
  • Весенний прилет птиц. Узнаем больше о перелетных и зимующих птицах. «Как птицы строят гнёзда»

    Весенний прилет птиц. Узнаем больше о перелетных и зимующих птицах. «Как птицы строят гнёзда»

    Булыгина Валентина Николаевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 12 «Солнышко»

    Проект «Перелётные птицы»

    Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
    Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, на примере –птиц, есть забота, о человеке, его будущем.
    Моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за друзей наших меньших.

    Цель проекта : Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

    Задачи проекта:

    – Дать детям новые знания о перелётных птицах, развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно-следственные связи.
    – Анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных.
    – Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить заботится о птицах.

    Прогнозируемые результаты:

    В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам. В ходе бесед, дети узнают много нового об их среде обитания, корме, гнездовании. Дети научатся самостоятельно составлять небольшие рассказы о птицах и их птенцах. Вместе с родителями проявят творческий подход в продуктивных видах деятельности. Ребята станут более внимательными, добрыми и заботливыми к птицам.

    Участники проекта : Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

    Первый этап проекта «Подготовительный»

    Подобрать наглядный материал, подобрать художественную литературу по теме для чтения, дидактические игры, загадки о птицах, информацию для бесед.

    Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

    Виды детской деятельности:

    Социально – коммуникативное развитие

    Создание игровых, обучающих ситуаций «Выбираем материал и инструменты для работы-постройки кормушки», «Прилетели-не прилетели», «Найди и опиши», «Весна пришла, игры принесла»

    Театрализованная деятельность: драматизация отрывка произведения
    В. Орлова «Ворона».

    Дидактические игры «Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?», «Чьё гнездо?», «Что за птица?», «Четвёртый лишний».

    Подвижные игры «Гуси- гуси», «Воробышки и автомобиль», «Совушка», «Голуби», «Гори-гори ясно», «Пчёлки и ласточка», «Перелёт птиц».

    Сюжетно-ролевые игры «Зоомагазин», «Доктор Айболит».

    Рассматривание плакатов, карточек «Перелётные и зимующие птицы».

    Коммуникация

    Беседы: «Как помочь птицам весной», «Кто, где зимует?», «Чего нельзя делать в лесу?»

    Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Новый дом для скворцов»

    Чтение художественной литературы:

    Русский фольклор . «Николенька-гусачок», «По дубочку постучишь – прилетает синий стриж», « Грачи – киричи», «Уж ты пташечка, ты залётная…», «Ласточка-ласточка».

    Сказки и рассказы о птицах : «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»
    «Финист – ясный сокол», «Кукушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка» и др., В. Бианки « Рассказы» и др

    Заучивание заклички, стихотворений о птицах:





    Милая певунья, ласточка родная,
    Ты домой вернулась из родного края.
    Над оконцем вьётся с песенкой живой:
    «Я весну да солнце принесла с собой».

    Птичка над моим окошком
    Гнёздышко для птичек вьёт,
    То соломку тащит в ножках,
    То пушок она несёт.

    Чтение загадок, пословиц и примет:

    Всех прилётных птиц черней,
    Враг личинок, друг полей,
    Взад-вперёд по пашням вскачь,
    А зовётся птица… (грач).

    Как лиса среди зверей,
    Зта птица всех хитрей,
    Прячется в зелёных кронах,
    А зовут её … (ворона)

    «Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

    Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

    Познавательное развитие

    НОД на тему «Как человек охраняет природу»

    Просмотр детского экологического журнала «Свирель»

    Экскурсия по территории детского сада «К встрече пернатых готовы?»

    Просмотр видеофильма: «Заклички птиц»

    Синички-сестрички, чечётки-тётки,
    Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
    Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
    С шёлковой травой, с жемчужной росой,
    С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

    Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость.

    Презентация «Птицы нашей Родины»

    Изобразительная деятельность (Продуктивная деятельность)

    Рисование «Перелётные птицы», раскрашивание картинок
    «Наши пернатые друзья»

    Аппликация «Сказочная птица»

    Конструирование птиц из бумаги способом оригами

    Лепка «Птицы на кормушке»
    Художественная литература:

    Беседа по содержанию рассказа В. Бианки «Подкидыш»

    Беседа с детьми по рассказу Д. Волгина «Пернатые Куршской
    косы» из журнала «Свирель»

    – В. Жуковский. «Жаворонок»

    – Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

    – В. Бианки «Мастера без топора»

    – В. Степанов «Птицы в стихах»

    – Н. Сладков «Птица чечевица».

    Работа с родителями

    Газета для родителей «Детям о птицах»

    Папка – передвижка «Охрана птиц»

    Консультации для родителей: «Ребенок и птицы: научим любить»,

    «О необходимости обучения детей правильному поведению в лесу»,

    «Чтобы дети были добрыми».

    Третий этап «Презентация»

    1. Презентация проекта «Перелётные птицы»
    2. Объявление конкурса детско-родительской поделки: «Наши пернатые друзья».

    1. Проведение экологического десанта «Юные экологи»
    2. Создание альбома «Всё о птицах».
    3. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по теме.

    Не разоряйте птичьего гнезда,

    Так счастлива в своём жилище птица.

    Она в гнезде спокойна и тогда,

    Когда над рощей буря злится. К. Кулиев

    Любите птиц! Оберегайте их!

    Здравствуйте, дорогие ребята! Рубрика «Проекты» продолжает свою работу для детей и родителей, помогая в поиске необходимой для уроков информации. Сегодняшняя тема – перелётные и зимующие птицы. Будем говорить, зачем, куда и какие пернатые улетают от нас, а также почему некоторые из них не спешат покидать дом.

    План урока:

    Виды птиц

    Всех пернатых подразделяют на три вида:

    • осёдлые – такие птахи проживают на одной территории постоянно, не меняя своё место пребывания, обычно это представители тропиков и субтропиков; в северных краях и центральной части России это те городские птицы, которые привыкли жить поблизости с человеком,
    • кочующие – они постоянно куда-нибудь переселяются, причём независимо от погоды и времени года, перелетают с одного местечка в другое, но в пределах своей территории обитания, делают они это, чтобы найти побольше корма,
    • перелётные – эти при смене времён года регулярно совершают продолжительные перелёты с севера на юг и обратно, к ним относится большинство проживающих в северном и умеренном поясах.

    Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку с нами.

    Кто и зачем улетает со своей родины?

    Среди перелётных птиц – ласточки, дикие гуси, скворцы, грачи и многие другие. При наступлении холодов они улетают туда, где тепло, возвращаясь обратно на свои родные места, которые оставили осенью.

    Зачем птицы покидают родные края?

    Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны,чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма.

    Чем питаются птицы летом?

    В основном насекомыми. Вся их живая добыча – жучки да червячки — с холодами либо умирают, либо ложатся спать, прячась глубоко в землю. Потому те, у кого в меню нет зерна или корешков от растений, вынуждены лететь в тёплые страны, где много насекомых.

    Среди жителей лесов и населённых пунктов половина пернатых – перелётные. Почти все, что живут на болотах и водоёмах, улетают туда, где потеплее. Так, аисты и цапли собираются в долгую дорогу, когда замерзают пруды и речки. Из-подо льда трудно достать лягушек и рыбок, а мелкие грызуны давно попрятались по своим норкам.

    Знаете ли вы?! Самым последним из всех улетает грач. Но он в числе первых, кто возвращается с зимовки в родные края, где-то в промежутке между 4 и 23 марта. Поэтому есть выражение: «Грачи весну открыли». После них следом прилетают домой скворцы и жаворонки.


    Откуда птицам знать, когда и куда лететь?

    При наступлении осени перелётные птицы собираются стаями, устраивая тренировки, чтобы потом на протяжении нескольких часов лететь, преодолевая громадные расстояния, при этом не сбиваясь с курса. Как они это делают?

    Перелётные пернатые могут определять дорогу без компаса. Учёные доказали, что они абсолютно точно определяют своё географическое месторасположение, перелетая каждый год на дальние расстояния, отлично ориентируясь во времени и пространстве.

    • Орнитологи считают, что ориентиром для них может служить солнце в полдень над горизонтом.
    • Некоторые специалисты уверены, что для своего пути пернатые используют магнитные линии, окружающие Землю, которые расположены в направлении от северного к южному полюсу.
    • Ещё существует версия, что птицы умеют пользоваться звёздами, определяя своё местоположение по созвездиям.

    Как бы то ни было, уже было проведено много экспериментов, когда птиц увозили на большие расстояния, а они раз за разом возвращались в свои родные гнёзда.

    Многие готовятся к перелёту заранее, когда ещё тепло. Заложенный природой инстинкт как колокольчик даёт им приказ лететь на юг, чтобы пережить зиму и вернуться обратно для вывода птенцов. Учёные называют это миграционным импульсом, который служит стартом для перелёта. Также пусковым механизмом, призывающим к полёту, является изменившаяся долгота дня. К началу осени световой день становится короче.

    Некоторые виды при перелёте развивают скорость до 100 километров в час, поднимаясь в высоту на 3 тысячи метров. Птичьи путешествия связаны с трудностями и опасностями. Чем меньше размером птаха, тем короче её путь за один перелёт. Птицы способны не останавливаться по 80 часов и больше! Они прерывают полёт, чтобы набраться сил и покормиться, поэтому дальние перелёты могут длиться до трёх месяцев.

    Знаете ли вы?! Перелётная птица кукушка улетает в Африку. Но в отличие от других пернатых, в стаях этих птиц никто ещё не наблюдал. Они странным образом исчезают по осени, причём старшие раньше, нежели молодые поколения. А летят они обычно ночами и, наверное, в одиночку.


    В какие страны летят перелётные птицы?

    Многие из них любят Африку. Туда прилетают пернатые даже из Арктики и Сибири. Большинство водоплавающих, например, утки и лебеди, зимуют в западной Европе. Из России дрозды и скворцы перемещаются на французский или испанский юг, а вот журавли – любители берегов реки под названием Нил. Среди марафонцев на дальние расстояния – ветреники из Восточной Сибири. Они облюбовали для зимовки берега Новой Зеландии.

    Однако есть среди перелётных птиц патриоты, которые перемещаются в пределах нашей страны поближе к тёплому отечественному югу. Среди них серая ворона и чёрный грач.

    Знаете ли вы?! Некоторые виды уток под названием «кряква» по пути к месту зимовки пересекают не одну страну. Они пролетают над Белоруссией, Украиной, через Германию и Голландию, по территории Дании и Великобритании, а также по северу Италии и, в конце концов, останавливаются на западе Европы.


    Кто остаётся с нами?

    Многие птицы никуда не летят и остаются с нами зимовать. К ним относятся те, которые кроме насекомых, могут клевать семена, зерно, ягоды и хлебные крошки. Среди таких зимующих птах — всем известные воробьи и сороки, голуби и вороны, снегири и синицы.

    Зимой в лесу можно услышать, как настойчиво стучит по стволу дятел. Он не боится холодов, а еду в виде личинок и вредных для дерева насекомых добывает из-под коры. Помимо того, что это санитар леса, он ещё делает доброе дело для других птиц и мелких зверушек, выдалбливая дупла — домики, в которых потом селятся новые жильцы.

    Не покидает свой край и глухарь, ведь у него в зимнем лесу полно еды – он питается сосновой хвоёй.

    Не останутся голодными тетерева и рябчики, для которых пищей служат ягоды и почки можжевельника, а также ольховые серёжки.

    Знаете ли вы?! Клёст не только хорошо чувствует себя зимой, питаясь еловыми орешками из шишек. Он умудряется ещё в холода вить себе гнёзда и заводить потомство.

    Как бы зимующие птицы не были приспособлены к зиме, наша с вами задача – им помочь выжить в холодное время. Устроить столовые для пернатых можно при помощи кормушек. Если туда каждый день насыпать зерно и хлебные крошки, птицы привыкнут к месту кормления и будут радовать вас своим появлением, прилетая на обед.

    Есть даже специальный день в году, когда когда кормушку или скворечник нужно повесить обязательно. Ведь в этот день все птицы отмечают свой праздник. Когда именно он отмечается? Узнайте об этом .

    Вот так вот кратко и интересно можно рассказать про пернатых друзей. А закончить проект предлагаю стихотворением в тему:

    Покормите птиц зимой.

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    На этом прощаюсь с пожеланиями новых открытий.

    Успехов вам в учебе!

    Евгения Климкович.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска детский сад общеразвивающего вида №136

    • Тип проекта: творческо-информационный.
    • Вид проекта: средней продолжительности.
    • Тип проекта: информационно-творческий.
    • Продолжительность проекта: 3 недели (30 марта - 14 апреля 2015г.) .
    • Участники проекта: дети подготовительной группы - 22 человека; воспитатели группы; родители.
    • Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа) .
    • Форма работы: индивидуальная, групповая.

    Актуальность:

    Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.

    С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира. В условиях Заполярья, когда весна приходит позже календарной весны, особенно трудно изучать основные признаки весны.

    Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.

    В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Планирование детской деятельности в режимных моментах, свободной деятельности, занятий в образовательных областях , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» в ходе реализации проекта помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

    Цель проекта:

    Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Просыпается весной природа…» .

    Задачи проекта:

    • Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.) , о труде людей весной.
    • Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.
    • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
    • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
    • Воспитывать любовь к природе.
    • Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.
    • Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности
    • Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
    • Познакомить с весенними праздниками, приметами.
    • Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
    • Разучить стихотворения русских поэтов о весне.

    Предполагаемые результаты:

    • Расширение представлений о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной.
    • Расширение и углубление знаний о жизни птиц и животных в весенний период.
    • Обогащение словаря детей.
    • Повышение уровня умений интонационной выразительности речи и темпа, умения передавать различные эмоции.

    Этапы проекта:

    1 этап – организационный.

    Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Признаки весны» , выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы.

    Интервьюирование детей на тему «Признаки весны»

    Беседа: «Весенние месяцы»

    Создание развивающей среды в групповом помещении для реализации проекта;

    2 этап –практический.

    Что было проведено:

    Образовательные области Виды детской деятельности

    Игровая деятельность Д/и «Времена года» , «Картинки из сюжета» , «Контрасты» .

    Физическое развитие П/и с правилами «Перелет птиц» , «Ручеек» , «Скворцы и кошка» .

    Физминутки «Лесная лужайка» , «Дерево» .

    Познавательное развитие Занятия «Птицы прилетели – весну принесли» , «Беседа о весне» .

    Работа с календарём погоды – развивать наблюдательность.

    Наблюдение за деревьями, за таянием снега, обратить внимание на более освещенные места.

    Наблюдение за посадками фасоли и лука.

    Упражнение «Кто весной к нам прилетит» - закреплять знания о перелетных птицах.

    Рассматривание книги «Времена года» .

    Д/у «Назови перелетных птиц» .

    Социально-коммуникативное развитие Занятие «О чем поют птицы весной» , «Первоцветы» .

    Беседа «Почему мы любим весну» , «Насекомые – польза и вред» . Пословицы и поговорки о весне.

    Ситуативный разговор с детьми: «Осторожно – сосульки/снег с крыши» .

    Д/и «Назови весенние месяцы» .

    Сл. /и «Назови ласково» , «Я знаю 5 признаков весны» .

    Речевое развитие Занятие «Весна идет» , «Птицы» , «Лес» , «Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки» », «Цветы» .

    Беседа «К нам весна пришла, радость принесла» , «Перелетные птицы» .

    Игры «Времена года» , «Загадки о весне» , «Пословицы и поговорки о весне» .

    Разучивание Ф.Тютчев «Весна недаром злится» .

    Чтение Я.Аким «Апрель» , Г.Скребицкий «Весна» , «На лесной полянке» , «Март, апрель, май» , А.Прокофьев «Веснянка» , А.Барто «Веревочка» .

    Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Левитана «Весна» , «Грачи прилетели» .

    Аппликация «Сосульки»

    Рисование: «Весенние цветы» , декоративное рисование «Завиток» , «В мире животных» .

    Слушание «Звуки живой природы» .

    3 этап – заключительный.

    Проведение итогового занятия «Беседа о весне» .

    Результаты проекта:

    • Знания детей о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной расширились.
    • Знания детей о жизни птиц и животных в весенний период расширились.
    • Словарь детей пополнился новыми словами.
    • Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.
    • Усовершенствование умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способности сочинять оригинальные рассказы, пересказа литературных произведений.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕСЕДА О ВЕСНЕ»

    Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

    Задачи:

    1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.) .
    2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички) ; развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.
    3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

    Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

    Планируемые результаты: сформированы представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы) ; умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

    Ход занятия

    Воспитатель: – Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

    1. Тает снежок, ожил лужок,

    День прибывает, когда это бывает? (весной)

    2. Была белая седая

    Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

    Воспитатель: - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

    Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель» .

    Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

    Дети слушают мелодию весенняя капель.

    Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

    Дети: О весне.

    Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

    Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

    Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

    Дети: – О весне.

    Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

    За дверью слышится карканье

    Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

    Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

    Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

    Дети: – Каркуша.

    Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

    Воспитатель подносит Каркушу к уху.

    Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

    Дети: – Поможем.

    Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

    Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

    Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

    Дети: – Весналёт и т.д.

    Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

    Дети по 3 человека встают в обручи

    Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

    На экране фото леса

    Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

    Дети находят признаки весны

    Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

    Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

    Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит. д.

    Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

    Дети: – Март.

    Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками.

    Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете? Правильно, апрель и май!

    За изменчивый характер апрель на Руси получил много народных прозвищ: капризник, обманщик, плут, лукавец; в апреле куда ни глянь - везде вода, а отсюда новые имена: водолей, снегогон, “месяц живой воды”.

    А почему апрель называют: “месяцем живой воды”?

    Ещё, в древней Руси этот месяц называли “цветнем”, потому что именно в апреле появились первые цветы-первоцветы.

    Может быть. Вы знаете какие-нибудь первые цветы? (ответы детей)

    Мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник.

    1. Один из первых цветов весны с необычным названием, но объяснение ему существует: если взять в руки, но не рвать листочки этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху твёрдый и холодный. Вот и назвали его мать - и - мачеха.
    2. Каждую весну встречаю я на своей полянке чудесное растение- гусиный лук. В каждом цветке у него шесть жёлтых лепесточков. Цветки собранны букетиком на не высоком стебельке. А рядом со стеблем поднимаются из земли один единственный длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковица, что остаётся зимовать. За эту луковицу и назвали гусиный лук луком. Ну, а почему гусиный лук назвали именно гусиным? Когда – то гусиного лука было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, которые они очень любили… Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка – гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же замечаю я высоко – высоко в небе стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою Родину.
    3. Медуница. В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок. Любят это растение шмели и пчёлы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань так и прозвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебле и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.
    4. Одуванчик:

    А я цветочек желтенький
    С зелёным стебельком,
    Раскроюсь утром ранним,
    Закроюсь вечерком.

    5) Фиалка:

    На солнечной опушке
    В траве стоит она
    Лиловенькие ушки
    Тихонько подняла.

    И тут поможет нам смекалка
    Все зовут цветок… (фиалка)

    6) Хохлатка: Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

    А теперь ваши глазки должны отдохнуть.

    Упражнение для глаз.

    Быстро – быстро поморгай,
    Потом глазкам отдых дай, (моргать 10 раз)
    Чтобы зоркими нам быть, нужно глазками крутить,
    Глазки влево, глазки вправо,

    Вверх и вниз, и всё сначала, (повернуть глаза влево, вправо, вверх вниз 10 раз)

    Зорче глазки чтоб глядели

    Разотрём их еле – еле (массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

    Нужно глазки открывать,

    Чудо чтоб не прозевать (широко открывать глаза, закрывать с интервалом в 30 секунд) .

    Воспитатель: Давайте послушаем сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему так назвали этот прекрасный цветок.

    Сказка о подснежнике (обыгрывают сказку) .

    Однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег, появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий – синий и очень тонкий. Родился он под снегом, вот его и назвали – Подснежник.

    Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

    Физкультминутка:

    Улыбаются все люди,
    Весна! Весна! Весна!
    Она везде она повсюду,
    Красна! Красна! Красна!

    По лугу, лесу и полянки,
    Идёт! Идёт! Идёт!
    На солнышке зовёт погреться,
    Скорей! Скорей! Скорей!

    И ручеёк бежит задорно,
    Звенит! Звенит! Звенит!
    По камушкам река широко,
    Журчит! Журчит! Журчит!

    И запахи кругом повсюду,
    Цветы! Цветы! Цветы!
    И всё живое сразу слышит,
    Весенний звон!

    Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

    Дети: – Грач.

    Воспитатель: – Правильно.

    Всех прилётных птиц черней,
    Чистит пашню от червей,
    Целый день на вскач
    А зовётся птица-грач.

    Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

    Дети: – Скворцы, ласточки ит. д.

    Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Прилетели птицы» .

    Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

    1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
    2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
    3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

    Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

    Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонка (из бумаги, приготовить заранее) .

    Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

    Каркуша, посмотри, какого для тебя жаворонка мы сделали. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

    Вот мы с вами и в детском саду.

    Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

    Дети: - Да.

    Воспитатель: - А как вы помогли?

    Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

    Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. На этом наше занятие окончено.

    Гранкина Татьяна Петровна
    Учебное заведение: МДОУ №75 "Тюльпан" г. Волжский Волгоградская область
    Краткое описание работы: Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.Через совместные праздники, проекты воспитанники детского сада постигают традиции национальной культуры, становятся участниками обрядов, игрищ, примеряют на себя роли народных персонажей.

    Дата публикации: 2017-06-19 Проект «Сороки — птицы летите, весну принесите» Гранкина Татьяна Петровна Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов. Через совместные праздники, проекты воспитанники детского сада постигают традиции национальной культуры, становятся участниками обрядов, игрищ, примеряют на себя роли народных персонажей.

    Просмотреть свитедельство о публикации

    Проект «Сороки — птицы летите, весну принесите»

    Тип проекта

    По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

    По содержанию : социально — педагогический.

    Участники проекта : дети, воспитатель группы, муз работник, родители.

    По времени проведения : средней продолжительности.

    По характеру контактов : в рамках ДОУ.

    Актуальность

    В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений.

    Зачастую забыты красивые народные традиции нашего народа. Но так важно сохранить народную культуру, не потерять её прелесть для будущих поколений. Так как наш детский сад №75 «Тюльпан» работает по программе

    «Воспитание маленького волжанина» под руководством автора Елены Сергеевны Евдокимовой. Одним из трех направлений этой программы является «История и культура поволжья»

    Поэтому и проводятся в детском саду совместные праздники, проекты, где воспитанники детского сада постигают традиции национальной культуры, становятся участниками обрядов, игрищ, примеряют на себя роли народных персонажей. Помогают этому красочные народные костюмы, специально созданная среда русского национального быта, музыкальный и художественно-творческий материал.

    Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.

    Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    Задачи проекта:

    1. Познакомить детей с русским календарным праздником, который отмечается в весеннее время года, 22 марта.

    2. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

    3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

    4. Расширять знания детей о перелетных птицах.

    5. Активизировать речь детей словами, взятыми из народной культуры.

    Методы и формы проекта:

    Методы:

    Для реализации проекта я использовала разные виды методов.

    Словесные: беседы, рассказ.

    Игровые: дидактические и подвижные игры.

    Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.

    Формы:

    Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, закличек, потешек, консультативная работа с родителями (ширма, создание буклетов) дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность,индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

    Этапы реализации проекта

    1 этап — подготовительный:

    — обсуждение проекта,

    — выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

    — подбор методической литературы, песен, танцев, игр, потешек.

    2 этап – основной: совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.

    — лепка «Грачи»

    — лепка из соленого теста «Жаворонушки»

    — аппликация «Птицы прилетели»

    — беседы с детьми на темы: «Весна-красна», «Прилет птиц» и др.

    — рассматривание иллюстраций о весне, о птицах.

    — заучивание песен, потешек, закличек о весне, о птицах.

    — совместное рисование родителей с детьми «Птицы летите,весну,принесите»

    — создание буклетов для родителей.

    — исполнение родителями красной книги птиц по Волгоградской области.

    — изготовление ширмы на тему «Весенние праздники»

    — выпечка родителями фигурок птичек из теста.

    3 этап – заключительный:

    — развлечение совместно с участием родителей

    — презентация проекта педагогам и родителям внутри ДОУ.

    Ожидаемые результаты:

    В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и их родителей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. В результате приобщения малышей к фольклору я на практике убедилась, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.

    Возможность тиражирования :

    Опыт моей работы можно представлять на открытых занятиях для педагогов ДОУ, как внутри своего детского сада, так и за его пределами.

    Тема: Праздник птиц «Жаворонушки»

    Цель: Донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в русских народных традициях. Приобщать через игру к фольклору, отражающего жизнь народа, его опыт, духовный мир и чувства наших предков.

    Оборудование: Три обруча и два руля для игры «Воробышки и автомобиль», мягкие модули для игры «Строим дом», две чашки с пшеном и конфеты для игры «Покорми птиц». Магнитофон с аудиокассетами народной музыки. Скворечники, сделанные руками пап и дедушек. Видео презентация со слайдами о весне и птицах.

    Предварительная работа:

    1. Заучивание с детьми закличек, стихов о птицах.

    2. Рассматривание картинок с изображением птиц.

    3. Загадывание загадок.

    4. Игры «Какая это птица», «Догони птичку».

    5. Работа с папами и дедушками по изготовлению кормушек и скворечников.

    6. Работа с мамами и бабушками по изготовлению фигурок, изображающих птиц « Жаворонушков» из теста.

    Ход развлечения.

    Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики.

    Ведущий: На Руси было несколько праздников, связанных со встречей весны. Один из них «Жаворонушки» и отмечается этот праздник 22 марта В этом месяце из теплых краев начинали возвращаться перелетные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну. Желая их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками и глазками из коринки или черемухи – «жаворонков». Их раздавали все членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста, приговаривать закличку.

    Ребята, давайте расскажем, какие мы знаем заклички.

    1 ребенок: Жаворонушки, перелетушки, прилетите к нам!

    Весну ясную, весну красную принесите нам!

    2 ребенок: Жаворонушки, мои матушки,

    Прилетите ко мне, принесите ко мне Весну красную

    3 ребенок: Жаворонки-жавороночки,

    Прилетайте к нам.

    Принесите нам лето теплое,

    Унесите от нас зиму холодную.

    Нам холодная зима наскучила,

    Руки-ноги отморозила!

    Ведущий: Заклички рассказали, птичек позвали

    Глядите, а вот и они, жаворонушки — перелетушки прилетели.

    (показ слайдов про птиц)

    Они хотят с нами поиграть. Давайте и мы с вами изобразим

    Птиц.

    ♫ Игра «Какая это птица».

    Ведущий: А наши ребятки выучили потешки про птичек.

    Ребенок: Летели две птички,

    Собой невелички.

    Как они летели,

    Все люди глядели.

    Как они садились –

    Все люди дивились.

    Ребенок: Прилетели птички,

    Птички-невилички,

    Весело скакали,

    Зернышки клевали.

    ♫ Пляска «Птички — невилички».

    Дети садятся на стулья.

    Ведущий: Ребята, пока мы с вами плясали, да по птичьи кричали,

    Мишенька – медведь проснулся.

    Медведь: Что за шум в моем лесу? Кто здесь веселиться?

    (мама Маши)

    Ведущий: Это мы с ребятами пришли, весну закликать,

    Солнышко в гости звать.

    Медведь: Ишь чего удумали, спать хочу, ступайте домой, а я пойду еще

    Чуть-чуть посплю, сон хороший досмотрю

    Ведущий: Мишка, мишка, хватит спать, пора с нами поиграть.

    ♫ Игра «Раз, два, три, ты нас Мишка догони».

    Ведущий: А теперь, Мишенька,

    Давай весну с нами закликать, птиц в гости приглашать.

    Крепко за руки беритесь, вокруг Мишки становитесь.

    Мы на луг пойдем, хоровод заведем.

    ♫ Хоровод «Мы на луг пойдем».

    Медведь: А песни петь вы умеете?

    Ведущий: Выходите, ребята, споем громко песенку

    ♫ Песня «Воробьи»

    Медведь: Молодцы, песенка хорошая. А к прилету птиц вы приготовились, домики- скворечники построили?

    Ведущий: Конечно, наши ребята вместе со своими папами и дедушками постарались. Посмотри и послушай, как они это делали.

    ♫ Песня «Мы плотники»

    Медведь: Да, очень хорошие скворечники. Ну вот беда, в моем лесу ни одного скворечника нет.

    Ведущий: Не расстраивайся, Миша, ребята тебе помогут. Дети зовите своих мам и пап. Вместе дружною семьей мы построим дом большой.

    ♫ Игра с семьями «Строим дом» (строим из модулей)

    Медведь: Замечательные домики построили для птичек. Я думаю моим птичкам понравится.

    Ведущий: Мишенька, а наши ребята еще играть умеют. Хочешь с нами поиграть. Игра называется «Воробышки и автомобиль». Тебе дадим руль, будешь изображать « автомобиль», а ребята-воробышки.

    ♫ Игра «Воробышки и автомобиль» (играют дети с родителями)

    Медведь: Ух, как я наигрался, даже проголодался.

    Птицы тоже есть хотят, желторотики пищат.

    (просмотр видео слайдов)

    ♫ Игра для родителей «Накорми птиц»

    Ведущий: Шире, шире, хоровод! Собирайся, народ.

    Будем весело плясать, народный праздник отмечать!

    . .

    Наш мир удивителен и многообразен, но мы часто проходим мимо многого, не замечая. Только тогда, когда мы научимся все замечать, жизнь наша наполнится чудесами, и мы будем любить все, что создано на земле и относится ко всему бережно. Главное, что должен научиться понимать ребенок: Быть добрым – это счастье! Поэтому надо как можно раньше приучать его любить животных, птиц, лес, поле, солнце, и синее небо. Весь мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, и именно в мире природы начинает он свое путешествие в познание.






    Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети и их родители Ожидаемые результаты: Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Сближение детей и родителей в процессе совместной работы. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


    Выполнение проекта: Загадки о зимующих птицах; Наблюдение за птицами на участке; Чтение и заучивание стихов про птиц; Игра «Собери птичку» из 2 – 3 частей; Занятие «Веточка рябины», лепка; Игра с персонажем «У кормушки»; Работа с родителями: Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, засушивание ягод рябины.