Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Что такое штендер? Что такое рекламный штендер? Для чего же всё таки нужны штендеры

    Что такое штендер? Что такое рекламный штендер? Для чего же всё таки нужны штендеры

    Штендер для рекламы представляет собой переносную конструкцию, имеющую средние размеры. Устанавливают его на улице, недалеко от компании, разместившей на конструкции свою информацию. У него есть и другие более распространенные названия – стойка раскладного типа, уличная стойка, напольная реклама. Обычная конструкция напоминает незамысловатый детский шалаш. Устойчивость штендеру обеспечивает наличие опорных точек в 4 местах. Уличные конструкции такого типа условно делят на несколько видов:

    • арочные;
    • прямоугольные;
    • стойки;
    • банковские;
    • нестандартные;
    • меловые;
    • информационные.

    Если же штендер устанавливают в помещении, то обычно он имеет форму стелы. На сайте http://unistframe.ru/catalog/shtendery/ представлен большой ассортимент таких конструкций по приемлемой цене.

    Как используют штендер для рекламы

    Штендер полюбился рекламодателям своей ценовой политикой и эффективностью. Несмотря на столь незамысловатую форму конструкции без проблем, получается, привлечь внимание большого количества людей. Эта рекламная вывеска может содержать информацию об услугах, актуальных предложениях и товарах. Ею удобно пользоваться, так как при необходимости можно убрать в течение пары минут. Конструкция легкая и довольно компактная, не занимает много места. Стандартные модели оснащены 1 или 2 поверхностями для рекламы. Изображение наносят пленками винилового типа или аппликациями.

    Для новых развивающихся компаний такой вид рекламы считается самым оптимальным. Можно донести информацию, не вкладывая больших денег. А для больших и известных предприятий конструкция является дополнительным средством рекламы или же временным. Штендер такой компанией будет использоваться до тех пор, пока не изготовят стационарный рекламный щит.

    Изготавливают штендер согласно стилю заказчика, чтобы конструкция вписалась в общую концепцию. Основная задача производителя – создать такую модель, которая будет вызывать ассоциации с компанией и соответственно привлекать внимание окружающих. Производят штендеры из материалов, позволяющих быстро менять информацию.

    Что касается того нужно ли разрешение на установку штендера. То, нет. Обычно конструкция с рекламой размещается около офиса заказчика, кафе, магазина, иногда в тех местах, где прямая вывеска, указывающая на определенное заведение, скрыта от глаз. Также их часто устанавливают в торговых залах или офисах. Это очень удобно, не приходится тратиться на дополнительные рекламные средства.

    Если вы думаете, что наружная реклама — это только рекламные щиты 3 на 6 метров, которые мы видим вдоль каждой проезжей части, вы ошибаетесь. Видов наружной рекламы существует множество, и штендеры — это один из них.

    Штендером называют рекламную стойку, размером обычно не превышающим 1,5 кв. м, которая устанавливается на улице, возле офиса компании, на входе/выходе у торговых центров и развлекательных комплексов или в другом людном месте для привлечения внимания к рекламной информации, размещенной на ней — обычно это призыв посетить то или иное место, информация о скидках и бонусах (которую можно, к слову, регулярно на штендере обновлять).

    Штендер , не смотря на свой небольшой размер — это эффективное средство рекламного воздействия, при грамотно разработанном дизайне и правильно составленном тексте рекламного сообщения, штендер может привлечь внимание большого количества прохожих, это проверенный факт!

    Изготавливается штендер обычно из простых материалов — пластика, металла, иногда используют даже дерево. Самым практичным материалом является металл, он обладает высокой прочностью, достаточно устойчив и запросто выдержит любые уличные нагрузки и непогоду в том числе. Иногда для изготовления штендеров используются такие материалы как оргалит, поликарбонат и оцинковку.

    В зависимости от конструкции штендеры могут быть нескольких видов .

      Стойки-штендеры позволяют менять их высоту в зависимости от потребностей заказчика, причем самому заказчику.

      Раскладушка-штендер отличаются отличной устойчивостью и с успехом перенесут все капризы погоды.

    Если вы решили заказать штендер для рекламирования своей компании, внимательно продумайте дизайн и текст рекламного сообщения на штендере . Доверяйте такие сложные работы только профессионалам своего дела, если не уверены, что справитесь с этой задачей самостоятельно. Помните, что вам понадобятся знания психологии, технологии рекламного дела и другие важные навыки. Планируйте рекламу своей компании грамотно и она будет максимально эффективной .

    Конструкция штендера

    Размер штендера варьируется около 0,6×1,35 м (стандартные размеры рекламного поля 0,6×1,0 м, 0,6×1,15 м, 0,75×1,2 м и 0,7×1,7 м).

    В разложенном виде штендер напоминает шалаш (домик). Это обеспечивает ему четыре точки опоры, чтобы противостоять ветру . В помещениях иногда используется аналог штендера - конструкция виде небольшой стелы.

    Обычно штендер - это выносная складная конструкция в форме арки или прямоугольника с информацией на одной или двух рекламных поверхностях. Каркас изготавливают из металла , поскольку штендер устанавливается на открытом воздухе, а металл, в отличие от дерева или пластика более прочен и устойчив к воздействиям внешней среды.

    Данные материалы различаются как по своей цене, так и по качеству.

    • Оргалит является самым дешёвым материалом, поскольку обладает рядом недостатков: он гигроскопичен (размокает под дождём), ломается даже при несильном ударе, падении или нажатии, после чего восстановлению не подлежит.
    • Тонкий пластик лучше всего подходит для установки внутри помещений. На улице при низких температурах становится ломким.
    • Оцинкованное железо - наиболее распространённый материал. При падении может деформироваться, после чего штендер теряет свою привлекательность. Работа с жестью связана с определёнными сложностями; итоговая стоимость такого штендера сопоставима со стоимостью штендера с полотном из поликарбоната.
    • Сотовый поликарбонат используется чаще других материалов. Он очень прочный при любых температурах, лёгкий и пластичный. Тем не менее, иногда его лёгкость оборачивается некоторыми проблемами в использовании штендера - сам штендер тоже получается лёгким, и, как следствие, неустойчивым. Кроме того, если рекламное полотно прикреплено к каркасу обычными саморезами или заклёпками со стандартным диаметром шляпки, то поликарбонат может быстро промяться в местах крепления и отделиться от каркаса.

    Нанесение изображения

    Поскольку штендер устанавливается с целью привлечения внимания, его стараются сделать максимально заметным и функционально значимым. Так, современные материалы позволяют оперативно менять содержание рекламной информации: например, курс валют с помощью сменных табличек или написанное мелом меню кафе .

    Дизайн макета будущего штендера продумывается в соответствии с местом его предполагаемого размещения, фирменным стилем рекламодателя, единообразием оформления соседних зданий, а также другими особенностями. Это необходимо, чтобы штендер выделялся и привлекал внимание прохожих и, в то же время, отличал фирму от других организаций, расположенных рядом.

    Текстовый штендер или штендер с монохромным рисунком изготавливается на режущем плоттере . Непосредственно на несущую поверхность далее изображение наносится методом последовательной аппликации .

    Изображение с использованием четырёх и более цветов лучше изготавливать на цветном принтере . Как правило, это имеет смысл только при необходимости использования фотографических изображений , поскольку для нормального восприятия рекламы не рекомендуют использовать более трёх цветов. Стоит правда добавить, что в современных условиях всё больше организаций, занимающихся изготовлением штендеров переходят на полноцветную печать. Она позволяет ускорить и удешевить процесс производства штендеров и не ставит никаких рамок на количество используемых цветов и оттенков.

    При изготовлении штендеров также используется цветная самоклеящаяся плёнка . Плёнка подходит для плоттерной резки и трафаретной печати, она плотно прилегает к поверхности. Обычно плёнка представлена шестьюдесятью цветовыми модификациями с глянцевой и матовой поверхностью.

    Регулирование

    В большинстве крупных городов мира установка штендеров, как и другой наружной рекламы, регулируется законодательством.

    Москва

    Выписка из Приложения № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 908-ПП «ПРАВИЛА установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (с изменениями на 16 октября 2007 года)»:

    Выписка из Постановления Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 900-ПП О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП:

    1.21. Пункт 2.4.3 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

    2.4.3. Для предприятий бытового обслуживания населения, расположенных в помещениях без выхода на основные пешеходные улицы допускается установка выносных щитовых конструкций (штендеров) с обязательной информацией, предназначенной для ознакомления потребителей с их услугами, на доступных для обозрения местах.

    Данные конструкции устанавливаются в пешеходных зонах и на тротуарах в пределах 5 метров от входа в предприятие на время работы предприятия. Информация не должна быть ориентирована на восприятие с проезжей части, мешать проходу пешеходов, не должна содержать торговых марок, наименований и знаков обслуживания других юридических лиц.

    Штендер (от нем. Ständer – стойка, штатив) – мобильная (переносная) рекламная конструкция небольших размеров (до 1,5 кв.м), которая устанавливается на улице в непосредственной близости от компании и является указателем.

    Известен штендер и под другими названиями: рекламная стойка, рекламная раскладушка, стоячий стенд, раскладная стойка, street-line , рекламный указатель, реклама напольная, стритлайн, стрит-лайн, шалаш, раскладушка, уличная рекламная стойка, рекламный штендер.

    Классический по внешнему виду напоминает шалаш (домик). Эта конструкция имеет четыре точки опоры, что позволяет ей противостоять ветру. Штендеры бывают в форме арки или прямоугольника с информацией на одной или двух рекламных поверхностях, и также в помещениях иногда используется аналог штендера – конструкция в виде небольшой стелы.

    Использование штендеров

    Штендер очень популярен и считается одним из недорогих, но весьма эффективных рекламных средств. Он хорошо привлекает внимание, информирует о товарах, услугах, спецпредложениях. Его легко переносить с места на место, убирать на ночь или на выходные дни. Для начинающих компаний этот дешевый вид рекламы часто является просто спасательным кругом. Для крупных компаний часто штендер выступает в роли или дополнительного рекламного средства, или в роли временного, пока идет изготовление стационарной конструкции.

    Обычно штендер изготавливается с соблюдением фирменного стиля и вписывается в место предполагаемого размещения так, чтобы он и идентифицировался, и ассоциировался с компанией, и привлекал прохожих.

    Штендеры изготавливают из современных материалов, которые позволяют оперативно менять содержание информации: меню (написанное мелом), курс валют (с помощью сменных табличек) и т.д.

    Обычно штендеры устанавливаются рядом с кафе, магазином, офисом, но особенно незаменима эта рекламная конструкция, когда проходящие мимо люди находятся и рядом, и вне прямой видимости вывески (за углом, в подвале, в цокольном этаже, в арке и т.д.).

    Часто штендеры используют и внутри торговых залов, в офисах, во время выездной торговли и т.д. Таким образом штендер служит в виде конструкции как для наружной, так и для интерьерной рекламы.

    Виды штендеров

    Выделяют следующие виды штендеров:

    – прямоугольные штендеры,

    – арочные штендеры,

    – штендеры-стойки,

    – штендеры для банка («обмен валюты»),

    – штендеры со сменной информацией (с кассой, с карманами, с плакатом),

    – меловые штендеры для кафе, ресторанов и магазинов,

    – нестандартные штендеры,

    – стационарные информационные стенды.

    Самая же распространенная конструкция – это классический штендеры на металлической трубчатой раме прямоугольной формы с закруглением верхних углов. Такая форма рамы позволяет в дальнейшем выбирать конфигурацию рекламной поверхности.

    Стандартные штендеры имеют одну или две рекламные поверхности. Изображение на них наносится с помощью аппликации самоклеющимися виниловыми пленками. Также используется полноцветная печать или другие комбинированные методы.

    Размер самого штендера обычно варьируется в пределах 0,6×1,35 м (1000х610мм., 1200х760мм, 1800х760мм), а стандартные размеры рекламного поля 0,6х1,0 м, 0,6х1,15 м, 0,75х1,2 м и 0,7х1,7 м. Стандартные размеры рекламного изображения:

    – «малютка» – 0,55 x 0,85 м,

    – прямоугольные 0,595 x 1,00 м,

    – арочные 0,595 x 1,18 м,

    И т.д.

    Бывают штендеры и нестандартной формы, например, в виде автомобиля для автосалона.

    Изготовление штендера

    Каркас этой рекламной конструкции изготавливают из металла. Связано это с тем, что штендер устанавливается на открытом воздухе, а металл, в отличие от дерева или пластика, более прочен и более устойчив к воздействиям внешней среды.

    Рекламное изображение (картинка или текст) наносится на основу штендера. В качестве нее могут выступать оцинкованный металл, тонкий пластик, сотовый поликарбонат, оргалит. Все эти материалы отличаются друг от друга как по цене, так и по качеству.

    Оргалит – это самый дешевый материал. Связано это с тем, что оргалит гигроскопичен и размокает под дождем. К тому же этот материал ломается даже при несильном ударе, падении или нажатии и восстановлению не подлежит.

    Тонкий пластик лучше всего подходит для штендеров, которые устанавливаются внутри помещений. На улице при низких температурах этот материал становится ломким.

    Оцинкованное железо является наиболее распространенным материалом для изготовления штендеров. Но упавшая конструкция может деформироваться и потерять привлекательность. Работа с этим материалом более сложная и стоимость такого штендера сопоставима со стоимостью поликарбонатного штендера.

    Сотовый поликарбонат используется значительно чаще других материалов. Это объясняется тем, что он не волнится, не ржавеет, легкий, пластичный и очень прочный при любых температурах. Однако, легкость такого штендера приводит к его неустойчивости. Нередко рекламное полотно из поликарбоната, прикрепленное к каркасу обычными саморезами или заклепками, быстро проминается в местах крепления и отделяется от каркаса.

    Обычно рамы штендеров изготавливают из стальных или алюминиевых труб, которые далее окрашиваются стойкой полимерной эмалью в самые различные цвета. В нижней части рамы штендера установливают ушко (проушину) для цепи или другого крепежа. Ножки рам для штендеров закрывают специальными пластиковыми заглушками. Для транспортировки рамы для штендеров упаковывают в плотную полиэтиленовую пленку и в картонные коробки и ящики, прокладывая между изделиями картоном во избежание истирания.

    Лицевые поверхности штендера, как известно, обычно делаются из оцинкованной стали или пластика ПВХ, но возможно изготовление штендеров из оргстекла или дерева, что очень удобно для написания на них специальными маркерами или мелом (например, при частой смене информации, цен, блюд и т.д.). Также при использовании лицевой плоскости из оцинкованной стали, для быстрой смены информации в качестве сменного носителя могут быть использованы листовые магнитные листы. К штендерам возможно крепление пластиковых карманов для листовок.


    Штендер с текстом или с монохромным рисунком изготавливается на режущем плоттере. Непосредственно на несущую поверхность далее изображение наносится методом последовательной аппликации. Изображение с использованием четырех и более цветов рекомендуется изготавливать на цветном принтере.

    Также при изготовлении штендеров используется цветная самоклеящаяся пленка. Она подходит и для плоттерной резки, и для трафаретной печати, плотно прилегает к поверхности. Обычно пленка представлена несколькими десятками цветовых модификаций с глянцевой и матовой поверхностью.

    Рекламное изображение штендера, напечатанное на виниловой пленке, рекомендуется ламинировать, особенно если штендер планируется размещать на улице. Ламинация защитит напечатанное изображение от воздействия внешних факторов: атмосферных осадков, реагентов, дорожной грязи, солнечного света и легких механических воздействий. К тому же при ламинации изображение получается более контрастным, насыщенным, более «глубоким».

    К штендеру комплектуется трос с замком (и ключами), как средство для защиты от воровства. С помощью такого троса можно прикрепить штендер за любой стационарный предмет или конструкцию (фонарный столб, забор и т.д.).

    Установка штендера

    Так просто установить штендер нельзя. Его установка регулируется законодательством в большинстве городов мира. Так, например, в Москве существует следующая Выписка из Приложения № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 908-ПП «Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (с изменениями на 16 октября 2007 года)»:

    «2.2.10.1. Выносные щитовые конструкции (штендеры) – временные объекты наружной рекламы, устанавливаемые в городе предприятиями в часы их работы.

    Штендеры должны быть двусторонними, не должны иметь собственного подсвета, площадь одной стороны не должна превышать 1,5 кв.м.

    Штендеры устанавливаются в пешеходных зонах и на тротуарах в пределах 5 м от входа в предприятие. Запрещается установка и эксплуатация штендеров, мешающих проходу пешеходов, при ширине тротуара менее 3 м, а также ориентированных на восприятие с проезжей части.

    Не допускается установка и эксплуатация более двух штендеров у входа в предприятие, а также использование штендеров в качестве дополнительного объекта наружной рекламы при наличии хорошо просматриваемых с тротуара вывески и витрин (за исключением предприятий общественного питания)…

    2.4.3. Для предприятий бытового обслуживания населения, расположенных в помещениях без выхода на основные пешеходные улицы допускается установка выносных щитовых конструкций (штендеров) с обязательной информацией, предназначенной для ознакомления потребителей с их услугами, на доступных для обозрения местах.

    Данные конструкции устанавливаются в пешеходных зонах и на тротуарах в пределах 5 метров от входа в предприятие на время работы предприятия. Информация не должна быть ориентирована на восприятие с проезжей части, мешать проходу пешеходов, не должна содержать торговых марок, наименований и знаков обслуживания других юридических лиц…»

    Стоимость штендера

    Стоимость штендера зависит размера, использованных материалов и технологий.

    Например,

    Штендер двухсторонний для обменного пункта на две валюты – 11 500 рублей.

    Штендер двухстронний для обменного пункта на четыре валюты – 12 500 рублей.

    Штендер двухстронний для меню с меловым полем – 4 200 рублей.

    Односторонний штендер – 2 499 рубля.

    Большой штендер – 5 999 рублей.

    Стоимость троса с замком – 350 рублей.

    Стоимость рамы для штендера – 699 руб (самовывоз).

    Аренда штендера – 2 399 рублей (до 7 календарных дней).

    Доставка штендера по Москве – от 750 рублей.

    При заказе партии штендеров изготовители предоставляют скидки.

    Некоторые компании бесплатно готовят макет для штендера и доставляют готовые изделия также бесплатно.

    Сроки разработки дизайна штендера обычно составляют 3-5 рабочих дней, изготовление – 7 рабочих дней.

    В непосредственной близости от компании-рекламодателя.

    Конструкция штендера

    Размер штендера варьируется около 0,6×1,35 м (стандартные размеры рекламного поля 0,6×1,0 м, 0,6×1,15 м, 0,75×1,2 м и 0,7×1,7 м).

    В разложенном виде штендер напоминает шалаш (домик). Это обеспечивает ему четыре точки опоры, чтобы противостоять ветру . В помещениях иногда используется аналог штендера - конструкция в виде небольшой стелы.

    Обычно штендер - это выносная складная конструкция в форме арки или прямоугольника с информацией на одной или двух рекламных поверхностях. Каркас изготавливают из металла , поскольку штендер устанавливается на открытом воздухе, а металл, в отличие от дерева или пластика более прочен и устойчив к воздействиям внешней среды.

    Рекламное изображение (картинка или текст) наносится на основу. Это могут быть оцинкованный металл, тонкий пластик, сотовый поликарбонат или оргалит .

    Данные материалы различаются как по своей цене, так и по качеству.

    • Оргалит является самым дешёвым материалом, поскольку обладает рядом недостатков: он гигроскопичен (размокает под дождём), ломается даже при несильном ударе, падении или нажатии, после чего восстановлению не подлежит.
    • Тонкий пластик лучше всего подходит для установки внутри помещений. На улице при низких температурах становится ломким.
    • Оцинкованное железо - наиболее распространённый материал. При падении может деформироваться, после чего штендер теряет свою привлекательность. Работа с жестью связана с определёнными сложностями; итоговая стоимость такого штендера сопоставима со стоимостью штендера с полотном из поликарбоната.
    • Сотовый поликарбонат используется чаще других материалов. Он очень прочный при любых температурах, лёгкий и пластичный. Тем не менее, иногда его лёгкость оборачивается некоторыми проблемами в использовании штендера - сам штендер тоже получается лёгким, и, как следствие, неустойчивым. Кроме того, если рекламное полотно прикреплено к каркасу обычными саморезами или заклёпками со стандартным диаметром шляпки, то поликарбонат может быстро промяться в местах крепления и отделиться от каркаса.

    Нанесение изображения

    Поскольку штендер устанавливается с целью привлечения внимания, его стараются сделать максимально заметным и функционально значимым. Так, современные материалы позволяют оперативно менять содержание рекламной информации: например, курс валют с помощью сменных табличек или написанное мелом меню кафе .

    Дизайн макета будущего штендера продумывается в соответствии с местом его предполагаемого размещения, фирменным стилем рекламодателя, единообразием оформления соседних зданий, а также другими особенностями. Это необходимо, чтобы штендер выделялся и привлекал внимание прохожих и, в то же время, отличал фирму от других организаций, расположенных рядом.

    Текстовый штендер или штендер с монохромным рисунком изготавливается на режущем плоттере . Непосредственно на несущую поверхность далее изображение наносится методом последовательной аппликации .

    Изображение с использованием четырёх и более цветов лучше изготавливать на цветном принтере . Как правило, это имеет смысл только при необходимости использования фотографических изображений , поскольку для нормального восприятия рекламы не рекомендуют использовать более трёх цветов. Стоит правда добавить, что в современных условиях всё больше организаций, занимающихся изготовлением штендеров переходят на полноцветную печать. Она позволяет ускорить и удешевить процесс производства штендеров и не ставит никаких рамок на количество используемых цветов и оттенков.

    При изготовлении штендеров также используется цветная самоклеящаяся плёнка . Плёнка подходит для плоттерной резки и трафаретной печати, она плотно прилегает к поверхности. Обычно плёнка представлена шестьюдесятью цветовыми модификациями с глянцевой и матовой поверхностью.

    Регулирование

    В большинстве крупных городов мира установка штендеров, как и другой наружной рекламы, регулируется законодательством.

    Москва

    Выписка из Приложения № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года N 908-ПП «Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (с изменениями на 16 октября 2007 года)»:

    Выписка из Постановления Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 900-ПП О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП:

    1.21. Пункт 2.4.3 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

    2.4.3. Для предприятий бытового обслуживания населения, расположенных в помещениях без выхода на основные пешеходные улицы допускается установка выносных щитовых конструкций (штендеров) с обязательной информацией, предназначенной для ознакомления потребителей с их услугами, на доступных для обозрения местах.

    Данные конструкции устанавливаются в пешеходных зонах и на тротуарах в пределах 5 метров от входа в предприятие на время работы предприятия. Информация не должна быть ориентирована на восприятие с проезжей части, мешать проходу пешеходов, не должна содержать торговых марок, наименований и знаков обслуживания других юридических лиц.

    Напишите отзыв о статье "Штендер"

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Штендер

    – Да уж десять.
    На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
    Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
    Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
    – Мавруша, скорее, голубушка!
    – Дайте наперсток оттуда, барышня.
    – Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
    – Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
    Наташа стала надевать платье.
    – Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
    – Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
    – Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
    – Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
    Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
    – Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
    – Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
    В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
    – Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
    – Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
    – Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
    – Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
    – Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
    В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
    Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
    Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

    Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
    В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
    Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
    Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
    – Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
    В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
    «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
    Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
    – Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.