Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • 3 коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности. «Экономика и управление на предприятии». Порядок создания коммерческой организации

    3 коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности. «Экономика и управление на предприятии». Порядок создания коммерческой организации

    Юридические лица - субъекты предпринимательства. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В зависимости от организационно-правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

    В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

    Коммерческой считается организация, которая ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В соответствии с установленным законом и учредительными документами порядком коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками). Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Коммерческая организация - это юридическое лицо, имеющее основной целью получение прибыли (в противоположность некоммерческим). Могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, объединений (ассоциаций, союзов) юридических лиц, учреждений и в других предусмотренных законом формах.



    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование; под этим наименованием коммерческая организация регистрируется, вносится в государственный реестр юридических лиц и выступает в экономическом обороте.

    Фирменное наименование является способом индивидуализации коммерческой организации, коммерческая организация обладает исключительным правом на его использование.

    Действующим законодательством предусмотрены и другие способы индивидуализации коммерческих организаций: товарный знак, знак обслуживания, которые применяются для индивидуализации однородных товаров и услуг, а также для их рекламы. Товарные знаки и знаки обслуживания подлежат регистрации. Запрещается регистрация в качестве товарных знаков и знаков обслуживания обозначений, содержащих сведения, которые могут ввести потребителей в заблуждение.

    Права на фирменное наименование, товарный знак и знаки обслуживания являются неимущественными правами и принадлежат исключительно данной коммерческой организации. Коммерческая организация вправе требовать через арбитражный суд принудительного прекращения использования любым другим лицом тождественных и сходных форм индивидуализации, а также возмещения убытков, причиненных таким нарушением.



    Закон предусматривает различные виды коммерческих организаций, в частности они подразделяются на организации, являющиеся собственниками используемого ими имущества и не являющиеся таковыми. К первым относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, ко вторым - государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Коммерческие организации, являющиеся собственниками имущества, в свою очередь, подразделяются на "объединения лиц" и "объединения капиталов".

    "Объединением лиц" являются производственные кооперативы (артели); в этих коммерческих организациях основополагающим является личное участие в деятельности кооператива, это проявляется и в управлении кооперативом и в распределении прибыли. Каждый член кооператива независимо от величины его капитала имеет один голос на общем собрании, распределение прибыли также осуществляется исходя из личного трудового вклада.

    Некоторое личное участие в деятельности коммерческой организации предполагают также полное товарищество и товарищество на вере (для полных товарищей).

    При рассмотрении статуса юридического лица важное значение имеет вопрос о его правоспособности. Она может быть общей (универсальной) и специальной (целевой). Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. В настоящее время они могут заниматься любыми не запрещенными законодательством видами предпринимательской деятельности. Специальной правоспособностью обладают некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые предусмотрены их учредительными документами. Эти новации предусмотрены Гражданским кодексом РФ 1994 г.; в соответствии с ранее действовавшим законодательством коммерческие организации обладали специальной правоспособностью, могли заниматься только теми видами деятельности, которые были предусмотрены их учредительными документами. Однако учредители коммерческих организаций могут по своей инициативе ограничить правоспособность юридического лица посредством внесения соответствующих положений в учредительные документы. В этом случае деятельность юридического лица должна осуществляться с учетом установленных и ограничений.

    Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права: понятие и виды.

    Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками

    Основные признаки коммерческой организации:

    Цель деятельности - получение прибыли;

    Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;

    Распределение прибыли между участниками юридического лица.

    Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу: Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным; Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом; Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;

    Могут быть истцом и ответчиком в суде.

    Виды коммерческих организаций определены ч.2 ст. 50 ГК РФ: Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Участники коммерческой организации имеют право участвовать в управлении.

    Получать информацию об их деятельности.

    Получать прибыль, пропорционально вкладу.

    Получать имущество после ликвидации.

    Порядок создания коммерческой организации

    1. Определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей.

    (различные требования к компетенции и статусу учреждения в зависимости от организационно-правовой формы) Ограничение для гос. Служащих.

    2. Выбор организационно-правовой формы (за исключением ограничений) Аудиторы не ОАО.

    1. Численность и статус учреждения.



    2. Профиль деятельности.

    3. Источники капитала.

    4. Структура отношений как между учредителями так и между органами управлениями.

    5. Мера трудового и иного личного участия.

    6. Возможность контролировать иные коммерческие организации.

    7. Меры ответственности учредителей.

    3. Оформление учредительных документов.

    Учредительный договор (Хозяйственное товарищество) – документы которые заключают учредители юр. Лица в простой письменной форме, путём составления единого документа, с указанием в нем места и даты заключения договора, а там же срок его действия, подписанный участниками лично.

    Устав (АО, ООО, Производственный кооператив, гос. Муницип. Предприятие)- документы устанавливают правовой статус организации.

    4. Разработка наименования коммерческой организации – индивидуализация в хозяйственном обороте. Обязательное указание на организационно- правовую форму. Правовой режим объектов иностранных сообществ. Иногда употребление определенных слов (например Банк)

    5. Определение нахождения организации (указывается в учредительных документах)-размещение главного органа управления юридического лица постоянно действующего.

    6. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного паевого фонда (на момент гос. Регистрации для …..не менее чем на 50% - капитала, на 10% - паевой взнос в производственном кооперативе)

    7. Государственная регистрация юр. Лиц в установленном законе порядке.

    Постановка на учёт в налоговый орган, гос. Социальных фондах.

    Печати. Регистрация в органах статистики.

    Открытие расчетного счета.

    Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

    Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

    1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

    2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

    3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

    4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

    Виды и порядок проведения реорганизации коммерческой

    Организации

    Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

    Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

    Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

    Реорганизация- совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и гос. Органов направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юр. Лиц к другим юр. Лицам в порядке правопреемства, а так же совершение уполномоченными государственными органами актов гос. Регистрации создания и ликвидации юр. Лиц, изменение их учредительных документов. Регулируется ГК.

    Виды (формы):

    1. Слияние: При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

    2. Присоединение: При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

    3. Разделение: При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

    4. Выделение: При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

    5. Преобразование: При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

    6. В зависимости от субъекта принявшего решение о реорганизации юр. Лица:

    1. Добровольная (решение принимают учредители)

    2. Принудительная (в случаях, предусмотренных законом при нарушении публичности назначается внешний управляющий)

    Порядок проведения реорганизации:

    1. Согласие государственных органов (слияние, присоединение если сделка суммарных активов более 30 миллионов р.)

    2. Письменное уведомление кредиторов (могут потребовать досрочного погашения исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков)

    3. Обеспечение прав кредиторов (передаточный акт должен содержать сведения о правопреемстве, если передаточный акт не определяет правопреемника – солидарная ответственность)

    4. Принятие решения о реорганизации, утверждение передаточного акта

    5. Государственная регистрация вновь образованных юридических лиц.

    6. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

    1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

    2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

    Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

    Понятие юридического лица? Виды юридического лица? Коммерческие организации? Организационно-правовая форма юридического лица? Полное товарищество? Товарищество на вере? Крестьянское (фермерское) хозяйство? Хозяйственное партнерство? Общество с ограниченной ответственностью? Общество с дополнительной ответственностью? Акционерное общество? Типы акционерного общества? Производственный кооператив? Унитарные предприятия? Предпринимательские объединения? Холдинг? Дочернее общество

    Юридические лица как участники предпринимательской деятельности

    Гражданин имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность не только в индивидуальном порядке без образования юридического лица, но и путем создания юридического лица.

    К юридическим лицам относятся организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК).

    Юридические лица обладают имущественной обособленностью. Имущественный комплекс организации отделен (обособлен) от имущества других юридических лиц, граждан, в том числе являющихся участниками (учредителями) данной организации; Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

    Допускается различная степень обособления имущества. Оно может принадлежать организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий) владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом как собственник. Учет имущества, принадлежащего организации, осуществляется путем ведения бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс является основным источником информации о финансовом положении юридического лица. Имущество индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, не обособляется от его личного имущества.

    Как субъект предпринимательских отношений юридическое лицо участвует в обороте от собственного имени через свои органы. Система органов управления организацией зависит от организационно-правовой формы юридического лица, предусмотрена законом и учредительными документами. Лицо, выступающее от имени юридического лица, должно действовать в его интересах, добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица возместить убытки, причиненные им юридическому лицу, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 53 ГК).

    При создании организации ее учредители вправе выбрать ту организационно-правовую форму, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида предпринимательской деятельности и соответствует целям учредителей.

    В соответствии со ст. 50 ГК все юридические лица разделяются на два вида. Основанием разграничения служит цель осуществляемой организацией деятельности. Коммерческие юридические лица имеют основной целью деятельности извлечение прибыли. Некоммерческими организациями признаются юридические лица, не преследующие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

    Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, наделены универсальной правоспособностью. Они могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Унитарные предприятия и некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность данных юридических лиц признается специальной.

    Проектом ГК предполагается еще одно разграничение юридических лиц: на корпорации и унитарные организации (ст. 65.1 Проекта).

    К корпорациям относят организации, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. В числе корпораций - хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Унитарными коммерческими юридическими лицами являются государственные и муниципальные предприятия.

    Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций установлены в ГК; перечень их исчерпывающий.

    Под организационно-правовой формой юридического лица понимается совокупность легально закрепленных признаков, характеризующих порядок формирования и правовой режим имущества организации, способ ее индивидуализации, соотношение прав и обязанностей участников и хозяйствующего субъекта на используемое имущество, отличительные признаки внутреннего организационного устройства.

    Выбор организационно-правовой формы зависит от многих факторов:

    • целей и видов деятельности будущей организации;
    • состава учредителей, их влияния на деятельность организации, количества участников;
    • правового статуса участников, объема имущественных прав и обязанностей участников;
    • требований к минимальному размеру «стартового» капитала;
    • наличия или отсутствия ограничений на отчуждение доли в капитале;
    • системы управления;
    • особенностей налогообложения.

    Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.

    Р. Уотермен

    После изучения главы студенты должны ЗНАТЬ:

    Сущность терминов «предприятие как объект права», так и «субъект права»;

    Основные признаки, характеризующие организацию как юридическое лицо;

    Типы организаций по степени предпринимательской деятельности;

    Кто такой индивидуальный предприниматель;

    Какие организации объединяют отдельных граждан, а какие - капиталы;

    Виды унитарных предприятий;

    Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства;

    Различия между юридическим и неюридическим лицом;

    Основные формы объединений;

    Основные типы организационных структур;

    Характеристики акций;

    Достоинства и недостатки всех организационно-правовых форм хозяйственной деятельности;

    Достоинства и недостатки виртуальных организационных структур;

    Процедуры формирования уставного и складочного капитала.

    Определять форму предпринимательской деятельности;

    Объяснить сущность коммерческих организаций;

    Определить оптимальную для предпринимательской организации организационную структуру.

    В зависимости от контекста терминами «самоуправляющаяся организация» и «предпринимательская организация»;

    Подходами к формированию организационной структуры организации.

    По степени предпринимательской деятельности, в соответствии с Российским законодательством, организации разделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие. Прилагательное «коммерческая» означает, что организация является экономически (с денежной точки зрения) мотивированной социальной организацией, имеющей основную цель - получение прибыли. Юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками, являются некомерческими организациями.

    Еще по теме Глава 3 КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Коммерческие организации
    2. Н. Н. ТАРУСИНА ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
    3. 4. Правовой статус общественных объединений и коммерческих организаций как субъектов информационного права
    4. Глава 2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ - ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖФИРМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    5. 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОММЕРЧЕСКИХ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
    6. § 2. Развитие товарищеских организаций как условие расширения предпринимательской деятельности
    7. Тема 4. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    8. Предпринимательская деятельность основных субъектов предпринимательства
    9. 4.2. Планирование развития субъектов предпринимательской деятельности
    10. В. В. Бутнев ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
    11. Бут Н.Д., Паламарчук А.В.. Защита прокурором прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности: монография., 2011

    Коммерческая организация - юридическое лицо , преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками

    Основные признаки коммерческой организации

    Цель деятельности - получение прибыли;

    Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;

    Распределение прибыли между участниками юридического лица.

    Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:

    Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

    Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;

    Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;

    Могут быть истцом и ответчиком в суде.

    Коммерческие организации делятся на три крупные категории: организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц); организации, объединяющие капиталы и государственные унитарные предприятия (рис. 3.4). К первым относятся хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Гражданский кодекс четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

    В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками , как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

    Товариществом на вере , или коммандитным товариществом (ТВ или КТ), признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандиты ), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.



    В полном товариществе и товариществе на вере доли имущества не могут быть свободно переуступлены, все полноправные члены несут безусловную и солидарную ответственность по пассиву организации (отвечают всем своим имуществом).

    Хозяйственные товарищества (ХТ), как и хозяйственные общества (ХО), представляют собой коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и ХО проявляются, применительно к их более конкретным формам, в способах их образования и функционирования, в характеристиках их субъектов по степени материальной ответственности этих субъектов и т. д. В самом общем виде все эти различия можно трактовать в контексте соотношения партнерства корпораций.

    Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства длясовместной производственной или иной хозяйственной деятельности , основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов (рис. 3.5).

    Кооперативы и организации с участием рабочих в управлении и прибылях, послужившие распространению в смешанной экономике, имеют определенные преимущества перед компаниями предпринимательского типа в производительности труда, социальном климате и трудовых отношениях, распределении доходов. Привнесение в хозяйственную деятельность социалистических, по своей сути, принципов организации (участие рабочих в управлении, в прибылях и во владении акциями) рассматривается как средство преодоления трудностей, с которыми постоянно сталкиваются организации предпринимательского типа: бюрократизация управленческих структур в крупных корпорациях; слабая заинтересованность рабочих в успехе компании (ибо их вознаграждение все равно ограничено зарплатой); потери от забастовок и трудовых конфликтов; высокая текучесть рабочей силы, сопряженная в нынешних условиях с особенно высокими издержками из-за растущих затрат на подготовку рабочих для специфической деятельности именно в этой организации, и т. д.



    Но чисто самоуправляющиеся компании проигрывают предпринимательским по целому ряду позиций: в дополнение к слабой и, возможно, обратной реакции на рыночные сигналы в краткосрочном плане они склонны к «недоинвестированию», т. е. к проеданию своих прибылей; в долгосрочной перспективе они консервативны в рискованных проектах и внедрении технических новшеств.

    Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций (рис. 3.6). Акционерные общества делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

    Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью – которая одновременно относится и к организациям, объединяющих отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах ст оимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

    Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является по существу разновидностью ООО. Его особенности: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.


    К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий (табл. 3.1):

    1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

    2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) – во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

    Устав унитарного предприятия (УП) утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:

    Наименование предприятия с указанием собственника (для казенного – с указанием на то, что оно является казенным) и место нахождения;

    Порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;

    Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

    Уставный фонд УП полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию.

    Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов.

    Имущественные права унитарного предприятия представлены в табл. 3.2. Унитарное предприятие может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.

    4. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права.

    Законодательство о некоммерческих организациях. Основными нормативными актами, регулирующими правовое положение некоммерческих организаций, являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ), предусматривающие общие положения, распространяющиеся на все формы некоммерческих организаций. Наряду с ними существует перечень специальных федеральных законов, в которых присутствует дополнительная регламентация отдельных форм некоммерческих организаций.

    К их числу относятся: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в российской Федерации)» (в ред. от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях » (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ). Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей. Сравнительно недавно, 3 ноября 2006 г., принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

    Перечень федеральных законов, определяющих статус некоммерческих организаций, можно было бы продолжить. Но в этом нет необходимости. Важно другое: статус некоммерческих организаций как субъектов гражданского права определяется актами федерального уровня. По мнению авторов Концепции развития корпоративного законодательства, в настоящее время открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций привел к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций. Так, число зарегистрированных некоммерческих организаций уже превысило в три раза число созданных акционерных обществ.

    Понятие и признаки некоммерческой организации . В соответствии сп. 1 ст. 50 ГК некоммерческая организация - это юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

    Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальны х потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

    Законодатель указывает на два основных признака некоммерческих организаций. Первый - отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. Второй - полученная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

    В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности некоммерческой организации от неосновной. Многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от предпринимательской деятельности.

    В литературе указывается на неубедительность известного способа деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Отмечается, что проблема состоит не столько в выборе подходящих критериев разграничения, сколько в последовательном их применении к тем или иным видам юридических лиц. Примером такой непоследовательности законодателя является потребительский кооператив. Согласно п. 5 ст. 116 ГК доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

    Перечисленные недостатки понятия некоммерческой организации вынуждают ученых и практиков искать альтернативные конструкции их обособления, например, деление на предпринимательские (прибыльные) и непредпринимательские (бесприбыльные) организации.

    Организационно-правовые формы некоммерческой организации . Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 3 ст. 50 ГК). Это означает, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим.

    Гражданский кодекс РФ называет пять организационно-правовых форм некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения , объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Специальные законы заметно расширяют данный перечень организационно-правовых форм.

    Закон о некоммерческих организациях дополняет перечень тремя формами некоммерческих организаций: государственная корпорация , некоммерческое партнерство,автономная некоммерческая организация.

    Закон о потребительской кооперации называет в качестве самостоятельных форм некоммерческих организаций потребительские общества и потребительские союзы.

    Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» регламентирует деятельность нотариальных палат.

    Определяет статус общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и политических партий.

    Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускает создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет статус коллегий адвокатов, адвокатских палат субъектов Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

    Жилищный кодекс РФ регламентирует правовое положение товариществ собственников жилья.

    Специальные законы приняты в отношении торгово-промышленных палат, негосударственных пенсионных фондов, Центрального банка РФ (Банка России), объединений работодателей и др.

    Не всегда организационно-правовая форма отражает коммерческий или некоммерческий характер деятельности юридического лица. Например, форма некоммерческого партнерства представляется довольно близкой по своей природе к обществу с ограниченной ответственностью. При этом нельзя смешивать форму юридического лица и техническое название организации: биржа, коммерческий банк, центр и т. д. С этой точки зрения фондовая биржа не является организационно-правовой формой.

    Законодательство о некоммерческих организациях страдает противоречивостью в отношении организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

    Так, в силу п. 2 ст. 50 ГК некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений). В свою очередь, Закон об общественных объединениях (ст. 7) дифференцирует организационно-правовые формы общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

    Не случайно в концепции развития корпоративного законодательства недвусмысленно заявлено о необходимости установить в Гражданском кодексе исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Можно не соглашаться с таким предложением, но факты - упрямая вещь. В этой части регулирования обнаруживается беспорядок.

    Классификация некоммерческих организаций . Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным критериям:

    1. по форме собственности;

    2. правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества;

    3. наличию института членства;

    4. присутствию иностранного элемента;

    5. территориальной сфере деятельности . Коротко рассмотрим основные виды организаций.

    В зависимости от формы собственности некоммерческие организации делятся на публичные (государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные (все остальные).

    Согласно п. 2 ст. 48 ГК учредители (участники) некоммерческой организации, как и иных юридических лиц, могут иметь обязательственные права в отношении некоммерческой организации или вещные права на ее имущество либо не иметь каких-либо имущественных прав.

    Так, учреждения и Банк России не являются собственниками вверенного им имущества , право собственности сохраняется за их учредителями. Участники потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств приобретают обязательственные права в отношении самих некоммерческих организаций, утрачивая при этом право собственности на переданное имущество.Не имеют ни вещных, ни обязательственных прав учредителифондов и автономных некоммерческих организаций.

    Организационно-правовые формы потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), товариществ собственников жилья, иных организации подразумевают членство их участников (учредителей), тогда как, например, в фондах и автономных некоммерческих организациях такой институт исключен.

    Наличие (отсутствие) иностранного элемента и его размер позволяет выделять национальные некоммерческие организации, с иностранным участием, а также иностранные некоммерческие организации.

    В зависимости от территориальной сферы деятельности некоторые некоммерческие организации (например, общественные организации) можно подразделить на международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

    Правоспособность некоммерческих организаций . Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и, подчеркнем, соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

    Таким образом, по общему правилу объем специальной правоспособности каждой некоммерческой организации зависит от воли ее учредителей, которые определяют цели и виды деятельности некоммерческой организации. На практике при создании некоммерческой организации зачастую нет четкого представления обо всех будущих направлениях ее деятельности. По этой причине учредители стремятся указать максимальный перечень целей и видов деятельности, доходя порой до абсурда.

    Коммерческим организациям законодательство предоставляет широкие возможности в части выбора наиболее эффективного варианта поведения с точки зрения цели предпринимательской деятельности (получения прибыли). Такие возможности обеспечиваются наделением коммерческих организаций рядом свобод, и прежде всего широкой, практически неограниченной правоспособностью. Юридическим лицам, созданным не для получения прибыли, способность иметь любые права и принимать на себя любые обязанности не только не нужна, но может оказаться опасной, ибо создает потенциальные условия для уклонения их от целей, ради которых они образованы.

    Кроме того, некоммерческие организации не являются профессиональными участниками гражданского (добавим - предпринимательского) оборота. Выступление их в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено в первую очередь необходимостью материального обеспечения основной деятельности, не связ анной с осуществлением предпринимательства.

    Право некоммерческих организаций (как и коммерческих) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    Согласно п. 3 ст. 50 ГК некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением двух требований: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям.

    Доходы, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности, направляются на достижение целей, предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации. Надо согласиться с тем, что в современных условиях ни одно юридическое лицо не может существовать только на взносы учредителей и пожертвования. Полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль используется некоммерческой организацией на покрытие расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, ради которой она была образована.

    Развивая положения Гражданского кодекса РФ, Закон о некоммерческих организациях устанавливает, что предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и оказание услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24). Некоммерческие организации в интересах достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, вправе создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Закона).

    Законом могут предусматриваться ограничения видов деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации, в том числе по поводу осуществления предпринимательской деятельности (п. 1,2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

    Это правило корреспондирует с нормами п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК, устанавливающими, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все правовые ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций следует разделить на две основные группы: прямые и косвенные.

    Прямые ограничения предполагают наличие четких нормативных запретов. Например, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов), запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

    Косвенные ограничения , как правило, исключают возможность некоммерческих организаций совершать определенные действия (деятельность) посредством указания на исчерпывающий перечень иных субъектов соответствующих отношений. Так, некоммерческие организации не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК), стороной договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК) и простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК). Исключается деятельность некоммерческих организаций в качестве финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), а также кредитной организации (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) и пр.

    Некоммерческие организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и видам их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК, а в некоторых случаях могут послужить поводом для ее принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

    5. Российская Федерация, ее субъекты, муниицпальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления в предпринимательских правоотношениях.

    Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъектности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими прерогативами, льготами и т. п. в гражданском правоотношении по сравнению с другими «не властными» его участниками они не пользуются. Обновленное российское законодательство последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей, представляющей, защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, сказано в п. 1 ст. 24 ГК РФ, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -- гражданами и юридическими лицами.

    Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статуса юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Российская Федерация, любой ее субъект представлены многими структурными звеньями, начиная с президентов, глав администраций и др. Муниципальное образование, согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», есть городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.

    Так кто же вправе представлять их в общественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством? Действующим законодательством предусмотрены два варианта возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

    Во-первых, от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Президент РФ и палаты Федерального Собрания РФ могут действовать в гражданско-правовой сфере на основе соответствующих положений Конституции РФ, Правительство РФ -- на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и т. д.

    Никаких ограничений государственным органам и органам местного самоуправления для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не установлено. Важно лишь одно: они могут и должны действовать только в пределах предоставленной им компетенции. Данное обстоятельство дает повод утверждать, что эти органы обладают специальной правоспособностью. Сделки, заключенные ими с отступлением от установленной компетенции, могут быть признаны недействительными.

    Необходимо подчеркнуть важность для нормального функ-ционирования рыночных отношений и как пример для других участников гражданско-правовых отношений неуклонное выполнение Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованьями взятых на себя обязательств. Подлежат осуждению, в частности, попытки отдельных глав исполнительной власти субъектов Федерации, впервые избранных на эту должность, отказаться от погашения долгов, оставшихся еще от прежней администрации.

    Таким поведением субъекты Российской Федерации дискредитируют себя как участники гражданско-правовых отношений. Но дело не только в этом. Подобная позиция глав субъектов Российской Федерации может породить ситуацию, сопоставимую с несостоятельностью (банкротством) хозяйствующих субъектов. В Бюджетном кодексе РФ п. 1 ст. 112 «Превышение предельных объемов расходов на обслуживание государственного или муниципального долга» устанавливает: если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации расходы на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, установленного ст. 111 БК РФ, и при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации. Если в сходном положении оказывается муниципальное образование, то исполнение местного бюджета может быть передано под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

    Во-вторых, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Например, государство и муниципальные образования могут быть наследниками по закону и по завещанию. Завещать им свое имущество могут, естественно, и индивидуальные предприниматели. Также обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Так, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты. Подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному документу акта государственного органа или органа местного самоуправления. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. У них отчетливо выделяются по крайней мере три направления предпринимательской деятельности. Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.// Гражданин и право. 2002.№ 4.

    Первое -- участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это, прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т. е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителя и заключают с ним контракт, определяют предмет и цели деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.

    Два других вида -- казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

    Второе направление предпринимательской деятельности -- участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права -- «золотой акции» -- представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию. Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. - М.: Издательство БЕК, 2000. С. 5-39.

    Представители действуют на основании Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», постановлений Правительства РФ и иных органов власти, наделивших их полномочиями. Правительство РФ 21 мая 1996 г. приняло постановление № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности». Постановлением утверждены Примерный договор на представление интересов государства в указанных коммерческих организациях и Порядок заключения и регистрации этих договоров. Следует обратить внимание на требования к профессиональной подготовке и квалификации лиц, кото