Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Мистер Селфридж. Костюмы. Селфридж, гарри

    Мистер Селфридж. Костюмы. Селфридж, гарри

    Сегодня трудно поверить, что универмаг, ставший символом люксового шопинга в Лондоне, был построен в самой непрестижной части с сомнительными перспективами коммерческого успеха.

    1. Размер имеет значение

    Универмаг Гарри Гордона Селфриджа впервые открыл двери перед покупателями 15 марта 1909 года. Изначально в его названии присутствовал апостроф - Selfridge`s, указывающий на то, что магазин является личным бизнесом мистера Селфриджа. Этот универмаг был самым молодым в обойме престижных лондонских торговых центров и единственным, построенным специально для этих нужд, - остальные открывались на имеющихся или расширенных и адаптированных под торговлю площадках. На сегодняшний день Selfridges – второй по размеру торговых площадей универмаг в Соединенном королевстве, больше него только Harrods.

    1. Мне бы в небо

    Через четыре месяца после открытия магазина Selfridge`s французский авиатор Луи Блерио впервые в истории перелетел Ла-Манш. Гарри Селфридж разумно посчитал, что не может быть лучшего аттракциона для его магазина, как выставить самолет Блерио на показ публике. Расчет предпринимателя оправдался - за четыре дня экспозиции универмаг посетили 150 000 человек.

    1. Танцы на крыше

    С первых дней работы магазина крыша Selfridges стала одной из самых модных площадок лондонской богемы. Известно, что летом 1913-го года благотворительный бал Мориса Мове и Флоренс Уолтон собрал на крыше универмага 2 000 человек. Во время Лондонского Блица крыша Selfridges была сильно повреждена при бомбежках, и после войны на протяжении семидесяти лет площадка была закрыта для посещений. Вторая жизнь террасы началась в 2009 году, когда французский шеф-повар, обладатель звезды Michelin Пьер Коффманн рискнул открыть на ней поп-ап ресторан с видом на Оксфорд-стрит. С тех пор популярность и шик вечеринок на крыше Selfridges год от года набирает обороты.

    1. Шопинг с сейсмографом

    В тридцатых годах Гарри Селфридж предпринял новую удачную попытку привлечь внимание посетителей, установив в холле универмага настоящий сейсмограф. Аппарат простоял в торговом центре несколько лет, и некоторым покупателям довелось своими глазами видеть регистрацию его датчиками подземных толчков на другом конце света. Сейчас этот сейсмограф выставлен в экспозиции Британского музея.

    1. Повелительница Времени

    В 1931-м году на фасаде над входом в здание были установлены часы с украшением в виде крылатой женщины. Четырехметровая бронзовая скульптура с эмалевым покрытием The Queen of Time была создана известным британским мастером Джилбертом Бэйсом по случаю двадцатилетия бренда Selfridge`s.

    1. Люксовый бункер

    Фундамент и коммуникации Selfridges уходят на 60 метров под землю, поэтому неудивительно, что во время Второй Мировой войны подземные площади универмага использовались в оборонных целях. Американцы, пользуясь близостью Selfridges к своему посольству, устроили там бункер и проложили защищенную линию телеграфной связи. В подвалах универмага в годы войны неоднократно встречались Уинстон Черчилль и Дуайт Эйзенхауэр.

    1. Потерянный апостроф

    К началу Первой Мировой войны Гарри Селфридж стал одним из самых богатых лондонских предпринимателей, однако в начале тридцатых годов потерпел крах, став жертвой собственной расточительности, сластолюбия и самоуверенности. В 1936-м году он был вынужден признать себя банкротом, задолжав партнерам по бизнесу астрономическую сумму в 150 000 фунтов. У него было только два выхода – найти деньги и отказаться от поста президента компании и потерять право на торговое имя. Селфридж подал в отставку и последние десять лет жизни довольствовался пенсией в 6 000 фунтов в год, а универмаг, по решению совета директоров, в 1939-м году лишился именного апострофа в знак того, что основатель компании более не имеет на него никаких прав. Говорят, что престарелого Селфриджа неоднократно видели стоящим на Оксфорд-стрит напротив входа в универмаг и грустно разглядывающим изменившуюся вывеску.

    1. Запоминающийся номер

    Никто не знает, при каких обстоятельствах (но явно не за «спасибо») Гарри Селфридж смог получить у Главного управления почты и телеграфа Лондона лучший из возможных телефонных номеров. На протяжении нескольких лет было достаточно набрать “1”, чтобы оператор соединил абонента с Selfridges.

    1. «Наследница» Selfridge

    Дочерняя компания Miss Selfridge появилась в Лондоне через много лет после смерти основателя компании. Руководство универмага в 60-х годах решило привлечь внимание молодежной и прогрессивной аудитории к своему бренду, основав новую марку. Miss Selfridge находился в здании универмага, но имел собственный вход с Duke Street; в нем, в частности, была собственная кофейня и фирменный магазин Пьера Кардена.

    1. Рай для шопоголика

    Сегодня Selfridges претендует на статус универмага с самым большим обувным отделом во всем мире, в котором одновременно продается более 4000 пар обуви. Кроме того универмаг считается законодателем современного стандарта мерчендайзинга парфюмерии и декоративной косметики: раньше универмаги прятали такие отделы в глубине торговых залов, и именно Selfridge первым выставил товары для женской привлекательности на первую линию торговой галереи.

    Несмотря на раннее утро, Оксфорд-стрит кишела людьми, и с каждой минутой их становилось все больше. Они прибывали в кебах, пешком, в комфортных личных экипажах и модных таксомоторах. Никогда прежде чопорный Лондон не видел такого смешения классов: фабричные девушки, сбившись группками, рассматривали наряды дам, вылезавших из экипажей; рабочие отпускали плоские шуточки в сторону модисток. Казалось, этим утром (а на календаре - 15 марта 1909 года) на Оксфорд-стрит намечается невероятное представление, которое никто не хочет пропустить. Постепенно толпа, исчислявшаяся уже тысячами, собралась вокруг огромного девятиэтажного здания, выполненного в стиле боз-ар и украшенного внушительными ионическими колоннами. Большинство присутствовавших поражал уже сам факт существования этого здания: год назад на месте гиганта был лишь пустой котлован, да и он казался близок к тому, чтобы стать хранилищем для английских ливней. Эта часть Оксфорд-стрит всегда слыла нелюдимой и непопулярной. Но только не сегодня. Сегодня здание с начищенной табличкой Selfridges над главным входом привлекло, похоже, всех жителей столицы.

    Полицейским приходилось контролировать толпу, подбиравшуюся ближе к витринам. Людей легко понять. В новом магазине имелось два десятка витрин. Причем двенадцать из них были защищены от улицы самыми большими стеклами в мире, сделанными по спецзаказу. Но даже не размеры привлекали зрителей, а тайна: все витрины были задрапированы бледно-розовыми шелковыми занавесями. Ровно в девять занавеси одновременно упали. Толпа зашевелилась, раздались возгласы, кто-то захлопал в ладоши. Каждая витрина представляла собой отдельную сценку: в одной витрине юноша-манекен, одетый по последней моде, дарил девушке розу. В другой - дама-манекен сидела за рулем настоящего автомобиля, на заднем сиденье которого стояли нарядные коробки с покупками. Возникла давка: рассмотрев одну витрину, люди спешили к другой. Но давка эта не сравнилась с той, которая началась, когда перед покупателями распахнулись двери магазина. В первый день Selfridges посетили 90 тысяч человек! И этот день навсегда изменил мир торговли.


    Начальная школа жизни


    Когда Роберт Оливер Селфридж решил присоединиться к Союзной армии северян в 1861 году, его младшему сыну Гарри было три года. Конечно, малыш не запомнил своего отца. Его запомнили два старших брата Гарри, но они вскоре скончались один за другим. Миссис Селфридж сосредоточила всю свою любовь на единственном близком человеке - младшем сыне. Гражданская война окончилась, мужья возвращались - кто-то искалеченным, кто-то помятым. А кому-то пришли похоронки. Однако о Роберте так и не было известий. Миссис Селфридж пришлось нелегко. До войны она была уважаемой дамой: ее муж владел небольшим магазином в предместье Чикаго. А кто она нынче? Оставшись с Гарри на руках, миссис Селфридж даже не могла получить вдовью пенсию: факт гибели ее мужа так не подтвердили.

    В двенадцатилетнем возрасте Гарри выпустил собственную газету для мальчиков и продал в ней местной стоматологии страницу рекламы

    Миссис Селфридж выпутывалась как могла. Одно время разрисовывала открытки на продажу. Затем ей удалось устроиться учительницей в школу, а позже получить должность директрисы. Миссис Селфридж была женщиной с характером. Она не скрывала от сына своей любви и не скупилась на ласку, но Гарри не знал, что такое баловство. Мать требовала от него не только дисциплины, но и внешнего лоска. Она проверяла ногти Гарри на предмет наличия грязи два раза в день, в то время как соседские дети довольствовались разом в неделю. Одежда мальчика всегда была выстирана и выглажена, а манеры - безукоризненны. При этом он не казался забитым маменькиным сынком и мог постоять за себя в уличной драке. До драк, правда, доходило редко: Гарри мог договориться с кем угодно и о чем угодно.


    Селфридж годами наблюдал, как тяжело достаются деньги, и мечтал помогать матери. Его интересовали все виды заработка. Так, в двенадцатилетнем возрасте Гарри с приятелем открыли газету для мальчиков. Ну и ладно бы - кто не открывал в детстве газету! Но Селфриджу удалось продать местной стоматологии страницу рекламы. Вскоре газета закрылась, а стоматологи так и не заплатили Гарри 75 центов. Тогда мальчик пришел и в счет этой суммы удалил себе больной зуб. Удивительное здравомыслие для подростка! К 18 годам Гарри попробовал самые разные поприща: он доставлял газеты, работал младшим продавцом в галантерее, счетоводом в банке...

    Гарри обладал приятной наружностью. Женщин особенно завораживали глаза Селфриджа - редкого пронзительно-голубого цвета. Он мог долго смотреть на даму через комнату не мигая, отчего та стыдливо краснела. На самом же деле из-за близорукости Гарри ее вовсе не видел. К двадцати годам Селфридж стал украшением любой компании. То, что он не любил пить, компенсировалось умением рассказывать анекдоты и увлечением покером. Но случайные карточные победы радовали Гарри недолго. Ему все время хотелось чего-то большего.


    Шопинг до и после


    Представь себе на минуту, что ты живешь на рубеже XIX-XX веков. Конечно, лестно воображать себя австрийским бароном, перемежающим охоту на кабанов с охотой на женщин. Но давай будем реалистами: с большой вероятностью ты принадлежишь к так называемому среднему классу. А значит, у тебя не так много ярких впечатлений, разве что посещение паба и стоматология без анестезии. А еще редко, крайне редко ты делаешь покупки. Ты не любишь делать покупки. Почему? Все просто. Ты приходишь в торговые ряды, заходишь в лавку, там тебя встречает суровый, неприветливый продавец. Ему не важно, комфортно ли тебе. Ему важно, чтобы ты оставил в его кассе свои денежки, взял товар и проваливал. И, кстати, товар он тебе тоже не слишком стремится демонстрировать, особенно если одет ты неказисто. Поэтому ты должен четко знать, за чем пришел. Здесь нет витрин, нет выбора. Ты просто говоришь: «Белую сорочку». Продавец, кряхтя, лезет куда-то под потолок по лестнице, достает сорочку, забирает у тебя деньги. Ты покидаешь лавку с чувством собственной ничтожности и твердым желанием не возвращаться сюда, пока на сорочке не протрутся дыры. Таков был шопинг среднего класса на рубеже веков.

    Теперь сравним это с нашими буднями, точнее, выходными. Проснувшись и позавтракав, вся семья погружается в машину и едет в торговый центр. Там младших детей запихивают в аквариум с шарами, старших сдают выпускнику театрального в костюме клоуна, а мама и папа отправляются по магазинам. Причем в магазинах можно увидеть весь товар, его можно потрогать, понюхать, примерить. И после всех манипуляций - не купить. А если продавец посмеет тяжко вздохнуть, складывая так и не подошедший тебе костюм пчелы (Индия, ручная работа), ты еще и возмутишься: мол, что за обслуживание! Совершив покупки, вся семья устраивается в креслах прямо здесь, в магазине, пьет кофе и ест мороженое. А потом отправляется в кинотеатр, который находится в этом же торговом центре. Таков шопинг среднего класса в начале XXI века.

    Соблазн, ажиотаж, мотивация


    Владелец самого крупного универмага в Чикаго Маршалл Филд был человеком старой закалки и строгих правил. Едва ли кто-то видел улыбку на его лице и уж тем более слышал его смех. Сдержанность - вот кредо Филда. Подчиненные побаивались Филда, хотя вряд ли он кого-то отчитывал. Одного его ледяного взгляда было достаточно, чтобы понять: все кончено. Филда окружали такие же истуканы-менеджеры, поэтому он весьма удивился, когда в один из приемных дней к нему в кабинет пожаловал невысокий юноша, с лица которого не сходила широкая улыбка. Представившись Гарри Селфриджем, юноша с порога начал рассказывать о том, что он думает о магазине и как его можно улучшить. До сих пор неясно, почему Филд нанял на работу собственного антипода. Вероятно, потому, что все же одно качество у них было общим: Филд сразу увидел, что этот малый готов жить работой, как и он. Филд еще не знал, что проведет в компании Селфриджа с его неуемной энергией следующие двадцать пять лет.

    Поначалу Гарри занимал скромную должность работника склада. Он занимался отчетностью о приходе товаров и распределением его по отделам магазина. Но склад оказался тесен для Гарри. Он постоянно приставал к Филду с предложениями по улучшению того или иного и в итоге очутился во главе отдела, который мы сегодня назвали бы рекламным. Самое сонное место в Marshall & Co. Филд не верил в рекламу. Он продавал товар, все об этом знали - так какой смысл трещать об этом на каждом углу? Гарри был иного мнения. Он ошарашил Чикаго рекламой на всю полосу Chicago Times - прежде ни один магазин в Америке не позволял себе такой наглости. Продажи выросли, и Филд решил перевести резвого подчиненного непосредственно в торговые залы. Тут уж Гарри развернул настоящую революционную деятельность!


    Табличка обновлялась каждый день, вызывая у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!

    Он значительно уменьшил высоту прилавков, чтобы люди невысокого роста (а таких много) чувствовали себя комфортно, выбирая товар. Сам товар отныне лежал не в глухих ящиках, а под стеклом, чтобы его сразу было видно и у посетителя магазина появился соблазн купить. Впервые в истории торговли витрины магазина оставались подсвеченными на ночь, после чего в английский язык вошло понятие window shopping - рассматривание вит­рин с мыслью приобрести что-то в будущем. Наконец, Селфридж затеял муштру персонала. Он строго следил за тем, что сам называл «сервис с улыбкой». Гарри внушал подчиненным, что обращаться с покупателем следует как с дорогим гостем, независимо от того, собирается он что-то покупать или нет. Также Селфридж чувствовал важность ажиотажа: впервые в истории у входа в магазин появилась надпись «До конца рождественской распродажи осталось... дней», которая обновлялась ежедневно и вызывала у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!



    Однажды утром, придя на службу, персонал обнаружил, что во всех внутренних помещениях висят таблички непривычного содержания: «Делай вещи лучше, чем их делали прежде», «Выслушивай обе стороны конфликта», «Будь вежливым, подавай пример, предугадывай просьбы». Нам, современным и циничным, такие мотивации не кажутся чем-то особенным, понятие «тимбилдинг» давно вошло в наш словарь. Но для американцев XIX века мотивация была неведомым удовольствием. Самое приятное, что мог прежде прочитать американский рабочий на табличке, - это «Опоздание - штраф из зарплаты». А потому, как ни странно, таблички работали.

    И если уж Гарри так носился с продавцами, можешь представить себе, на какие высоты он возводил покупателей. Именно ему приписывают самую знаменитую в торговле фразу: «Клиент всегда прав». Чуть позже эту фразу, уже в измененной модификации «Клиент никогда не ошибается», подхватил отельер Цезарь Ритц, а следом и весь мир. Селфридж хотел, чтобы люди приходили в магазин не для того, чтобы купить и уйти, а чтобы купить и остаться. А потом, скорее всего, купить еще. И еще. В рамках этой идеологии он открыл на первом этаже Marshall & Co чайную. Сенсация! В Чикаго не существовало мест, которые дамы могли бы посещать в одиночестве. У их мужей была работа, клубы, бордели и рестораны. Женам же приходилось довольствоваться домом и церковной скамьей. Конечно, иногда они посещали магазин. И нет ничего неприличного в том, чтобы, приобретя пару перчаток, выпить с подругой чаю. Здесь же, при магазине. Расчет Селфриджа оказался верен: в чайной кипела жизнь с утра до вечера, это место превратилось в подобие женского клуба. Филд был ошарашен переменами, происходившими в его магазине, но цифры говорили сами за себя. А потому Гарри получал все больше власти.


    Личное дело


    В 1887 году Селфридж становится главным менеджером магазина. Ему 38 лет, он полон идей и амбиций. Он заражает окружающих своей энергией. Некий Гомер Бакли, работавший под началом Селфриджа, вспоминал позже: «Он мог неожиданно появиться у твоего стола, присесть, поговорить десять минут о том о сем, причем никогда - свысока. В результате ты целую неделю на подъеме! Никогда не встречал человека, способного так вдохновить своих работников». Каждое утро Гарри лично совершал обход магазина. Иногда он обнаруживал - о ужас! - пыль на прилавке. Тогда вместо того, чтобы отчитать провинившегося, он просто выводил пальцем на пыли свои инициалы - HGS. Через минуту после его ухода прилавок уже сиял.

    Вместо того чтобы отчитать виновного, он выводил на пыли свои инициалы - HGS. Через минуту после его ухода прилавок уже сиял

    Но человек не может жить только работой. Не мог и Селфридж. О его ранних любовных похождениях известно немного, разве что он был завсегдатаем двух знаменитых чикагских клубов для джентльменов: «Дом зеркал» и «Арена». А когда на гастроли в город пожаловала Айседора Дункан, Селфридж лично сопроводил ее в отдел женского белья и спонсировал покупку танцовщицей самых модных моделей, чем спровоцировал живописные сплетни. Когда Селфридж в 34 года решил остепениться, об этом знал весь город. К тому времени репутация «мальчика Филда» была уже столь велика, что обеспечила ему широкую известность.


    Избранницей Гарри стала 30-летняя наследница известного чикагского рода предпринимателей Розалия Бекингем. Едва ли Рози была невинной дебютанткой - и по возрасту, и по жизненному опыту. Она отличалась той же предприимчивостью, что и ее жених. Например, до свадьбы она успела завершить проект по строительству целого жилого района. Так что молодоженам было о чем поговорить. Брак получился счастливым даже несмотря на то, что с Селфриджами на постоянной основе проживала мать Гарри. Она уже давно оставила работу и могла почивать на лаврах, заботливо подложенных любящим сыном. В последовавшие за свадьбой годы у Гарри и Рози родилось пятеро детей: четыре девочки (старшая умерла во младенчестве) и мальчик. Высокая зарплата, жена-соратница, восхищение пуб­лики, кратковременные интрижки - казалось, что 45-летний Селфридж достиг пика. Но ему все еще хотелось большего.


    Женщины Селфриджа

    Гарри умел органично сочетать преданность жене с преданностью другим женщинам. Вот лишь некоторые из его пассий.

    Актриса
    Гэби Дэслис
    Актриса
    Марсель Роджерс
    Балерина
    Анна Павлова
    Сестры Роуз
    и Дженни Долли
    Танцовщица
    Айседора Дункан

    Горечь расставания


    Известие об увольнении Гарри Гордона Селфриджа из Marshall & Co потрясло всех, но только не близких ему людей. Гарри уже давно вел переговоры с Филдом о том, чтобы переименовать магазин в Marshall & Selfridge, но старик упорствовал. Также он не хотел открывать филиалы в Нью-Йорке и Лондоне, в то время как Гарри грезил о расширении бизнеса. Кризис был неминуем. «Вы можете уйти хоть завтра», - заявил старший партнер младшему партнеру (Селфридж владел 13 процентами акций магазина) после очередного тяжелого разговора. Расставание далось Селфриджу нелегко. Впопыхах он купил другой магазин в Чикаго, но это не помогло. «Мне крайне тяжело соревноваться со своими же людьми, с которыми я провел столько счастливых, захватывающих лет. Я пытался подавить это чувство, но оно только возрастало», - откровенно заявил Селфридж журналистам и продал новый бизнес. Теперь он стал одним из богатейших людей Чикаго.

    Лишенный серьезного дела, Гарри выращивал цветы в дачном доме (и речь не о детях, а о настоящих цветах, которые Селфридж обожал). Влиятельные знакомые предложили ему обычную стезю бизнесменов в отставке - политику. Но Гарри отказался: «Не хочу делать из себя посмешище». Не порадовало его и вступление в чикагскую масонскую ложу. Пятидесятилетие неумолимо надвигалось, но Селфридж чувствовал, как его переполняет энергия молодости. Он и выглядел моложе своих лет. Дело было не только в первоклассных костюмах (Гарри слыл пижоном в том, что касалось одежды), но и в отличной физической форме, которую Селфриджу удавалось поддерживать без занятий спортом. «Размышления - лучшая физическая нагрузка», - утверждал Гарри. Правда, теперь думать было не о чем, разве что о детях и орхидеях. Когда скука стала совсем невыносимой, Гарри купил билет первого класса. В Лондон.


    Рай потребителя на Оксфорд-стрит


    Есть такой праздник - Всемирный день защиты прав потребителя. Отмечается он 15 марта, в день открытия Selfridges на Окс­форд-стрит. В этот день в 1909 году предприимчивый американец перевернул жизнь среднестатистического англичанина. Великолепие магазина Селфриджа одновременно ошарашивало и располагало к себе. Весь первый этаж был открытым, не разделенным перегородками. Получалось, что покупатель, привыкший к тесноте магазинов, попадал в помещение площадью 24 тысячи квадратных метра, залитое светом, музыкой живого оркестра и волнующими запахами (Селфридж, большой любитель духов, проследил за тем, чтобы все отделы его магазина благоухали). На верхние этажи магазина покупателей доставляли шесть лифтов, причем в каждом было по красавице лифтерше, одетой в кокетливые брюки-панталоны и красные сапоги-казаки.


    Красота являлась важным требованием, которое предъявлял Селфридж к своим работницам (что до работников, то, будучи маленького роста, он никогда не нанимал слишком высоких). Красота была в Selfridges повсюду. По словам самого Гарри, «магазин, в который вы ходите каждый день, должен быть так же хорош, так же благороден, как церковь или музей». Признаться, Selfridges выглядел куда привлекательнее музея или церкви. Тот, кто приходил сюда, как правило, оставался надолго: в магазине имелась гардеробная, парикмахерская, салон для бритья, ресторан, курительная комната, библиотека, детская комната и комната тишины - помещение с приглушенным светом и комфортными диванами. Гарри позаботился и о том, чтобы магазину был присвоен телефонный номер «1», который в состоянии запомнить самые рассеянные покупатели. Как позже выразится писатель Макс Айткин, также известный как барон Бивербрук, «Гордон Селфридж стал пионером в искусстве изнеживания».


    Красота была важным требованием, которое Селфридж предъявлял к своим продавщицам. А еще низкорослый Гарри не нанимал высоких работников

    В первую неделю работы универмаг Selfridges посетило больше миллиона покупателей. И его успех рос. Это было особенно важно для Гарри, который вложил все личные сбережения в свое детище. Тем временем другие его дети, биологические, прибыли в Лондон вместе с его женой и матерью. (Кстати, Селфридж был первоклассным менеджером не только в магазине, но и дома. Его подход к воспитанию был диковинным даже для американских нравов: дети ели за одним столом с родителями и поддерживали взрослую беседу.) Селфридж по-прежнему считал рекламу одним из главных приоритетов бизнеса. Он рьяно дружил с прессой и настойчиво искал возможности упоминания магазина. Так, ему удалось заманить в Selfridges первого человека, перелетевшего через Ла-Манш, - француза Луи Блерио. Гарри караулил летчика неподалеку от места посадки, чтобы затем выскочить из кустов и уговорить его посетить универмаг. В результате легендарный самолет и его хозяин три дня провели в Selfridges, а газеты пестрили сочиненным самим Гарри заголовком: «Кале - Дувр - Селфридж».

    В 1918 году от гриппа скончалась Рози. Селфридж искренне горевал о жене. Но жизнь продолжалась. Роман с теннисисткой Сюзанн Ленглен он совмещал с романом с декораторшей Сири Уилком, позже вышедшей замуж за Сомерсета Моэма. Про отношения Гарри с балериной Анной Павловой шутили: «У Селфриджа a deux с королевой pas de deux». Если у Гарри появлялось свободное от магазина и дам время, он мог провести его с близкими по духу и состояниям приятелями, Томасом Липтоном и Томасом Дьюаром, которых Гарри прозвал Том Чай и Том Виски. Но времени обычно было в обрез. В шикарном кабинете Селфриджа, заставленном свежими цветами, не имелось стульев для посетителей, чтобы не засиживались. Часы Гарри всегда спешили на пять минут, чтобы, как он говорил, «у него было пять минут в запасе». А на стене красовалась табличка: «Нет большего веселья, чем работа».


    Конец смены


    Любая идиллия рано или поздно кончается. В случае Селфриджа - скорее поздно. Великая депрессия выявила многочисленные бреши в бизнесе Гарри. Его собственный совет директоров стал задаваться вопросами: разумно ли тратить такие деньги на рекламу и закупку качественных товаров? Ответы почти всегда были отрицательными. Селфридж и себе ни в чем не отказывал. «6 ящиков шампанского, 12 ящиков виски, 6 индеек, 4 свиных окорока, 12 батонов хлеба, 2 ящика сигар» - таков список покупок Селфриджа. На понедельник. Список в точности повторялся в четверг и субботу.

    Кроме того, под конец жизни у Селфриджа появилась пагубная страсть. Имя ей - сестры Долли. Близняшки Роуз и Дженни Долли прославились исполнением легкомысленных песенок в еще более легкомысленных нарядах, но жили они, конечно, на деньги Селфриджа. И как жили! Vogue рапортовал из Канн: «В комнате для баккара сестры Долли наделали шума... На них были потрясающие бриллианты... Сестры кричали через стол, вдыхали дым сотни сигарет и выигрывали и проигрывали сотни тысяч фунтов... Толпа замерла в восхищении». Видимо, завидев сестер, Селфридж тоже замирал в восхищении. Выигрыши сестры оставляют себе, проигрыши оплачивает их пожилой меценат.


    «6 ящиков шампанского, 12 ящиков виски, 6 индеек, 4 свиных окорока, 2 ящика сигар» - список покупок Гарри. И это только на понедельник

    К началу Второй мировой все было кончено. Селфридж - человек, не магазин - был объявлен банкротом. Совет директоров магазина выразил ему вотум недоверия и отстранил от дел. Оставшиеся шесть лет Гарри прожил незаметно. Кто-то видел его едущим на автобусе, кто-то - гуляющим по неблагополучным кварталам Лондона. Пресса не трогала бывшего плейбоя, не зря Гарри годами умасливал журналистов. Скончался Селфридж в своей квартире в районе Патни. Ему было 89 лет.

    Но дело Селфриджа не просто живет, а процветает. Магазин на Оксфорд-стрит наплодил филиалов по всему миру. Нововведения, придуманные больше века назад американцем, уже давно расползлись по всем магазинам. Про Гарри в 2013 году сняли сериал Mr. Selfridge (сейчас идет второй сезон, поинтересуйся). Возможно, судьба короля шопинга должна навести нас на мысль, что за удовольствия придется платить. Но если в момент расплаты нам будет по 89 лет, то, пожалуй, ничего. Переживем.

    (Персонажи и прототипы.)

    Я сейчас смотрю сериал, который сделало BBC, "Mr. Selfridge"
    Почему именно его?
    Я много раз писал, что люблю производственные романы и производственные фильмы.
    Это производственный фильм. Он рассказывает о Гарри Селфридже, реальном человеке, который приехал из Америки и произвел в поствикторианской Англии революцию в торговом деле.
    Он основал огромный универмаг, который был в какой-то степени прообразом шопинг моллов, т.е. мест, где приходили не только за покупками, а чтобы просто провести время, где под одном крышей было много разных сервисов.
    Например, рестораны. Кроме того, там впервые в Англии товары стали выкладываться свободно на легко доступные прилавки, а не прятались от покупателя и выдавались только бдительными продавцами для ознакомления, как это было до того.
    Ну и наконец, он первым в Англии внедрил формулу: "Клиент всегда прав." Потом его первый огромный универмаг превратился в процветающую сеть магазинов, а потом... он разорился и умер в бедности.
    Хоть основанная им сеть существует до сих пор. Но с 1941-го года она ему уже не принадлежит, а он умер 6 лет спустя, в 1947-м году.
    Я посмотрел только три серии но вопросов к постановщикам сериала уже накопилось много.
    Сначала тот вопрос, который я поставил в заголовок.
    Вот Гарри Гордон Селфридж:

    в фильме,и в реальности.

    Реальный Селфридж, типичный англосакс, даже киплинговского облика из "Несите бремя белых".
    Бороды у него кстати нет.

    Его кинематографический двойник по внешности - типичный еврей, да еще с бородой.

    Я понимаю, что торговля у обычного зрителя ассоциируется сугубо с евреями, всем известно, что евреи даже родную мать продадут, если им заплатят.
    (хоть мне неизвестен ни один случай продаж родной матери сыновьями-евреями, но раз народ говорит...)
    Тем не менее, речь ведь идет о реальном и достаточно известном человеке, там еврейским происхождением и не пахло, да и в торговле англосаксы ни в чем евреям не уступали.
    Почему же именно Джереми Пивен был приглашен на роль Гарри Гордона Селфриджа?
    Кстати, мягкий знак семья Пивен потеряла уже в Америке, фамилия тех, кто приехала в Америку с Украины конечно была "Пивень". Это петух по-украински, если кто не знает.
    Вот и Джереми Пивен, происхождения которого не вызывает сомнения, он конечно еврей из Нью-Йорка:
    ВИКИ:
    Piven was born in Manhattan, New York City. He raised in a Reconstructionist Jewish household
    играет свою, роль прохаживаясь петухом, среди красавиц-курочек и покрывая тех из них, которые ему приглянулись.
    Наверно он знает, что значит его фамилия.
    В реальности Гарри Селфридж при жизни жены ходоком не был и не петушился. Да и жена бы ему быстро хвост повыдергала.
    Он пустился во все тяжкие уже после ее неожиданной смерти во время эпидемии Испанки в 1919-м году. Тогда от этого вирусного гриппа, вернее от осложнений, грипп переходил в тяжелейшее воспаление легких, а антибиотиков еще не было, умерло 50 миллионов человек.
    Умирали все, и богатые и бедные. Роза была богатой, но смерть ее не пощадила.
    То, что реальный Гарри и его кинематографический двойник мягко говоря мало похожи мы уже выяснили. Но еще меньше похожа реальная Роза Селфридж, на ее кинематографический облик.

    Розали Селфридж:

    в фильме

    в реальности.

    В фильме она похожа на наивную простушку из деревеньки "Америка". У нее лицо девушки из арканзасской или, если хотите, тамбовской глубинки. И выглядит она если не идиоткой, то весьма наивной женщиной.
    Ничего подобного!
    Именно эта по фильму наивная простушка и была финансовым фундаментом дела Гарри Селфриджа.
    Брак этот был мезальянсом. Он был нищим, правда в отличие от его кинематографического образа, красивым, стройным блондином. Ну и неглупым, хоть из школы он ушел и даже среднего образования не получил, но голова на плечах у него была, он делал неплохую карьеру в торговле. Но в Англию он привез 400 тысяч фунтов, это по тем временам огромная сумма, примерно равная сегодняшним сорока миллионам долларов.
    И на эти деньги он начал свой бизнес в Лондоне. Об этом в фильме почему-то не говорится, там показывают, что он удачно нашел инвесторов, а у него самого денег было очень мало.
    Чушь, у него было много денег. Но эти деньги были не его, а жены. Потому что именно Роза была из очень богатой чикагской семьи. Более того, те деньги которые ей достались она многократно приумножила.
    Она была застройщиком, купила большой кусок земли в Чикаго и поделив его на участки выстроила там шикарные дома для чикагской богемы. Ну той, у которой деньги были.
    Ее дома были модными и за них платили хорошие деньги. На этом она очень хорошо заработала, но сами понимаете, что она была отличным бизнесменом поднять такое строительство, а потом удачно все продать, очень непросто.
    И у ее мужа все шло хорошо в общем, только тогда, когда она была жива.
    Ее реальный портрет подтверждает, что реальная Роза не имеет ничего общего с Розой фильма.
    Вот такой была реальная Роза Селфридж.
    Зачем авторам фильма понадобилось из нее сделать дурочку и чуть ли не коммунистку, кинематографическая Роза например, ездит в метро, как простые люди и вообще не хочет отрываться от народа, убей меня, не пойму.
    Т.е. эти два персонажа фильма абсолютно не соответствуют их реальным прототипам.

    Кстати, одну из дочек назвали Розой, в честь мамы. Красотка, в папу пошла. Генри рядом с дочкой.

    Ну а остальное примерно соответствует действительности. Остановимся на женщинах главного героя.
    Как я уже говорил, после смерти жены, Гарри пустился во все тяжкие. Женщины, женщины, женщины. Мне понятно, что именно они его разорили, если бы он чуть умерил свой пыл, ему бы с лихвой хватило того, что давали ему его магазины до конца дней. Увы, он не умерял пыла пока не пустил на ветер все, что имел. Вот это уже по-нашему, по-русски, он не жидился, еврей бы так не поступил.
    Тем более, не стоило поручать роль такого ходока еврею Пивену.
    Но у него была специализация, он был неравнодушен в основном к балеринам и танцовщицам. Кстати, о русских, одна из тех, кто помог ему избавиться от лишних денег, была знаменитая Анна Павлова.

    Анна Павлова в следующих сериях появляется вот такой.
    Но я еще эти серии не видел.

    Еще одна пассия Гарри, не менее известная танцовщица, знаменитая Айседора Дункан. Кстати, Дункан по-моему, особой красотой и молодостью не блистала, когда встретила Гарри Селфриджа, но, зато как танцевала!
    Тем не менее, в первых трех сериях показана другая ветренница, тоже танцовщица по имени Эллен Лов.



    И этот персонаж как раз в реальной жизни не существовал. Вот здесь, в этом видео и говорится, что персонаж этот вымышленный, но называется имя той, кто мог быть частично прообразом Эллен Лов: Габи Деслиc.

    Я его расслышал и погуглил. Интересная девушка во всех смыслах. В том числе и красивая.
    Вот посмотрите.

    На этой фотографии все достаточно строго:

    а вот на этой..., по тем временам это была почти порнография.

    Кстати, артистка, которая играет Эллен Лов действительно чем-то похожа на Габи Деслиc.
    Т.е. в этом случае попали авторы фильма.

    Несмотря на то, что создатели фильма Гарри и Розу показали абсолютно не такими, какими они были в реальности, я буду продолжать его смотреть ну и Вам осторожно рекомендую.

    Клиент всегда прав! Гарри Гордон Селфридж

    Мы все не раз слышали, а подчас и сами произносим фразу «Клиент всегда прав». Но мало кто знает, кто был автором знаменитого афоризма. Гарри Гордон Селфридж – британский предприниматель, основатель универмагов Selfridges&Co – вывел эту формулу еще сто лет назад. Сегодня с ней пытаются спорить, но в свое время цитата произвела среди бизнесменов настоящий фурор!

    Большие универсальные магазины – культурное наследие промышленной революции. В XIX столетии их появление стало откровением для модниц. В наши дни те классические универмаги, что сохранились, едва ли можно назвать очень прибыльными предприятиями. Например, рентабельность Galeries Lafayette сейчас не превышает 5%. Историческим универмагам сложно выдерживать конкуренцию со специализированными магазинами. Но сегодня имя по-прежнему работает на них: тысячи людей каждый день приходят в лондонский Selfridges и нью-йоркский Saks Fifth Avenue. Не обязательно за покупками – для того чтобы соприкоснуться с легендой.

    Крылатое выражение
    До того как открыть собственное дело, Харри Гордон Селфридж трудился в большой американской торговой компании, возглавляемой Маршаллом Филдом. Однажды, еще работая на Филда, Селфридж закупил в Бомбее персидские ковры и услышал от кого-то из продавцов: «Покупатель всегда прав». Именно он и распространил эту сентенцию на Западе.

    Первый магазин на Оксфорд-стрит в Лондоне открылся в 1909 году. Селфридж хорошо знал, что такое реклама: в первый же год здесь демонстрировался моноплан Блериота, успешно перелетевший из Франции в Англию. В 1925 году посетители Selfridges имели возможность посмотреть первый телевизор, в 1932 году на третьем этаже появился сейсмограф Милна-Шоу. На крыше здания Гордон устроил теннисный корт, чтобы звезды Уимблдона обучали публику.

    Удивлять и завлекать покупателей Selfridges продолжает и по сей день. Подтверждение тому – футуристичный универмаг в Бирмингеме, построенный пять лет назад. Прошлой осенью в историческом здании на Оксфорд-стрит открылся Wonder room («Комната чудес»)– крупнейший в мире торговый зал площадью 5700 кв. м. Все его пространство предназначено для ювелирных украшений, часов и эксклюзивных подарков.
    О современном уровне обслуживания в Selfridges можно судить по тому, что этим летом внучка английской королевы, принцесса Беатрис, устроилась в магазин на должность консультанта по подбору гардероба для VIP-клиентов. Правда, работает Беатрис бесплатно и только на время каникул: осенью 19-летняя принцесса вернется в университет...

    Чудеса да и только
    Суть Selfridges – в контрастах и экстраординарности, в противопоставлении высокого и низкого, быстрого и медленного, интимного и анонимного», – говорит Аланна Уэстон, креативный директор универмага. В уникальной Wonder Room колье с бриллиантами за 311 000 фунтов соседствует с забавным пультом дистанционного управления мужчиной/женщиной всего за 6 фунтов. Для любителей шика и вечной классики – бутики известных фирм, для тех, кто ценит нестандартный подход и хулиганские эксперименты, – свои магазинчики. Многие из брендов даже создали отдельные вещи специально для Selfridges&Co. Кроме самостоятельных бутиков в Wonder Room есть и бутик, объединяющий более десяти дизайнерских имен на стенде с... солнцезащитными очками: 1300 пар самых разных форм и моделей. Там же можно найти интереснейшие альбомы и книги по искусству, причудливые сувениры, забавные пластиковые игрушки и даже велосипеды, причем не простые –дизайнерские. Не золотые, конечно, но все равно любопытно. Повезет в Wonder Room и любителям часов – на их суд представлено 35 брендов. В общем, незабываемые впечатления гарантированы. А по окончании удачного шопинга можно заглянуть в Wonder Bar («Чудо-бар»), что по соседству с бутиками, где специальная машина предлагает более 270 видов отличнейших вин. Гордон Селфридж, открывший чудо-магазин Selfridges&Co в 1909 году, безусловно остался бы доволен сегодняшними находками своих последователей. «Сто лет назад все было направлено на то, чтобы заставить покупателя как можно дольше оставаться в магазине», – говорит Линди Вудхэд, написавшая книгу «Шопинг, соблазнение и мистер Селфридж». Что ж, и спустя десятки лет уходить из Selfridges&Co совсем не хочется.

    Selfridges&Co – новейшая история
    «Мы давно усвоили, что главное – фокусироваться на ожиданиях клиентов, на опыте, который они обязательно оценят», - рассказывает Уэстон, которая гордится своим умением делать сюрпризы. Один из последних – фантазийный «дворец» с инсталляцией французского художественного дуэта Dadadandy.
    Несмотря на многолетнюю историю, складывается ощущение, что это культовое место полностью отражает современность. Молодые пары разных этнических групп приходят сюда за грандиозным шоппингом, который является истинным удовольствием. И наполненные корзины свидетельствуют о том, что созерцание обязательно завершается покупками.

    Кого еще можно встретить в Selfridges? Восторженные парочки, рассматривающие одежду в отделах известных марок, утонченных девушек с бокалом шампанского в баре Moët, серьезных мужчин, разгуливающих в новом отделе мужской одежды площадью 9 290 квадратных метров, не забывающих посетить отдел сигар, зажигалок и элитного алкоголя. Или группы совсем юных девочек, жужжащих, словно пчелы, в отделе обуви, в котором цены, как и, впрочем, во всем магазине, разнятся от непомерно высоких до вполне разумных.

    Если вам нужны супербрэнды, добро пожаловать сюда! Но и марок средней цены в этом магазине предостаточно. Если вы ищете деликатесы, гурме-отдел в Selfridges удовлетворит даже самых взыскательных клиентов. А еще Уэстон любит рассказывать о секции «Красоты жизни» («Living Beauty»), где представлены малоизвестные марки разных стран мира

    В Лондоне сейчас явственно ощущается интернациональность, и Selfridges – не исключение. Среди персонала – представители самых разнообразных этнических групп, и некоторые из них носят хиджаб – как и часть покупателей, которую они обслуживают.

    Аланна Уэстон подчеркивает также, насколько меняет ситуацию бурное развитие туризма: за последнее десятилетие поток гостей из европейских стран увеличил продажи Selfridges на 22%. «Они не едут к нам для того, чтобы посмотреть Биг Бен, – улыбается Уэстон, упоминая об одной из самых знаменитых лондонских достопримечательностей. – Сегодня мы имеем дел с шоппинг-путешественниками и fashion-туристами. Они могут приехать, скажем, из Копенгагена на выходные только за покупками. Также приезжает много ирландцев и французов». Для fashion-туристов Selfridges стал настоящей меккой: одна лишь витрина этого магазина легко может конкурировать с главными достопримечательностями столицы Туманного Альбиона.

    Трансформация Selfridges в эпицентр моды началась тогда, когда магнат ритейла Витторио Радиче в 90-х годах создал концепцию «букета» брэндов: это произошло не без помощи талантливейшего байера Сюзанны Тайд Фратер, которая сейчас работает в Harrods. Эти двое перевернули всю существующую структуру, выбрав принципиально новый подход к бизнесу. А Уэстон и генеральному директору магазина Полу Келли спустя десяток лет лишь осталось придать этому месту необходимый лоск.

    В настоящее время гордость и радость креативного директора – этаж мужской одежды, где проходит промо-акция «Покупай как мужчина». А что же означает этот слоган? Уэстон давно заметила, что покупательское поведение представителей сильного пола за последние годы заметно изменилось. Да, они по-прежнему конкретны и знают, что хотят, но уже предпочитают чуть дольше задержаться в торговом зале и насладиться процессом. И в концепции обслуживания этого «нового мужчины», как и во многих других сферах своего бизнеса, Selfridges, как всегда, воплощает суть стиля жизни современного Лондона.

    По материалам журналов «Всемирный Следопыт», «Hello!» и «Fashion-Time».

    «Русская Школа Управления»
    http://www.mini-mba.ru/about/subscribe/1334513851/

    Вчера на канале ITV стартовал третий сезон "Mr. Selfridge" , и с любезного разрешения la_gatta_ciara я публикую два ее прошлогодних поста: о костюмах и декорациях в сериале.
    И даже тем, кто его не смотрит, может быть интересно увидеть прекрасную работу художников по воссозданию эпохи на экране.

    Предупреждение: в тексте могут встретиться упоминания некоторых сюжетных поворотов. Поскольку сериал я не смотрю и о происходящем узнаю из вторых рук, не могу оценить серьезность спойлеров, но, кажется, ничего конкретного там нет. Впрочем, автор предупреждает об этом перед каждым таким абзацем, так что вы сможете его пропустить.



    Итак, теперь поговорим о костюмах сериала.


    Для начала хочу вам представить художника по костюмам Джеймса Киста . Если вы давно читаете мой ЖЖ (или любите британскую костюмную драму), то наверняка знакомы с его работой - сериалом «Дом сестер Эллиотт» . Также он делал костюмы к сериалу о прерафаэлитах «Отчаянные романтики» и т.д.

    Джеймс - художник опытный, поэтому неудивительно, что он точно расставил акценты в характерах персонажей, раскрыв их через цвета и фактуры.

    Гарри Селфридж. Деловой стиль начала века.

    Начать, конечно, нужно с самого Гарри Селфриджа, и тут нам поможет интервью художника по костюмам, данное британскому выпуску журнала GQ.

    Джеймс Кист: "Сценарий основан на книге Линди Вудхэд «Шопинг, соблазнение и мистер Селфридж», которая рассказывает историю универмага. Там опубликовано много фотографий реального Гарри Гордона Селфриджа. Книга включает в себя информацию о том, как и почему он носил определенные вещи, что и было моей отправной точкой".

    Настоящий Гарри Селфридж

    Экранный Гарри

    "Но вы должны принять во внимание, что мы одевали не Селфриджа, мы одевали актера по имени Джереми Пивен и его внешность не является точной копией внешности Селфриджа. Мы делали то, что хорошо работает на Джереми, что помогает ему рассказывать историю. Реальный стиль мистера Селфриджа был очень формальным; он всегда носил визитки и в вечернее время - фраки. Я следовал этому, но иногда пытался немного смягчить персонаж. Есть эпизоды, когда вы можете увидеть его как человека, а не как "магазинного босса".

    "Несмотря на то, что он - американец, одет он очень хорошо, по-британски. На самом деле, очень богатые американцы много копировали того, что носили в Европе в то время".



    Мода 1912 г.

    Разнообразить мужскую одежду того времени очень сложно, цвет в костюме использовался осторожно. Но Кист сделал это виртуозно:

    Клетка чудесного жилета повторяется в галстуке.

    Тут бархатный кант на лацканах и галстук одного зеленого цвета. Приятная мелочь))

    "Все костюмы Селфриджа были сделаны с нуля в мастерских в Северном Лондоне, но из оригинальных тканей, - продолжает свой рассказ художник по костюмам".


    "Это включало: полосатые брюки, жилеты с двойной грудью, рубашки с крахмальным воротничком, галстуки и несколько пальто различных форм, чтобы показать разное время - все основано на стиле короля Эдуарда".

    Английский король Эдуард VII



    Гарри Селфридж с дочерью

    "Вы не можете использовать старинные вещи для съемок, потому что если чему-то 100 лет, то это и выглядит на 100 лет. А вы хотите, чтобы все выглядело современно, остро и свежо. Я нашел эти фантастически сочные шелка для жилетов Гарри, которые красиво работают на камеру и выглядят так, словно сшиты из самого дорогого шелка".

    "Я всегда тяготел к этой эпохе, - делится исполнитель роли Селфриджа актер Джереми Пивен. - Я люблю каждый день сниматься в костюме. Это действительно интересно, но довольно сложно. Мы пытаемся все сделать правильно, у меня даже есть большие, золотые карманные часы!"

    Продолжает художник по костюмам: "Я собрал коллекцию старинных драгоценностей, покупая их на аукционах, в благотворительных магазинах и на eBay. В моей коллекции около 40 карманных часов и у меня есть те, которые были очень похожи на часы, что он носил на самом деле".

    Анри Леклер. Творческая натура. (спойлеры!)

    Любимец многих телезрительниц, загадочно-романтичный француз Анри Леклер переживает во 2-м сезоне личную драму. Костюм актера меняется соответственно: сначала мы видим Анри опустившимся, в заношенной одежде, небритым.

    После приглашения возобновить работу в магазине, Анри постепенно возвращает себе былой лоск. Отправной точкой в этом служит подарок Агнес - модная рубашка из голубой ткани с белым воротничком (про такие рубашки я писала в посте про крахмальные воротнички и булавки)

    В костюм Анри возвращаются цвет и интересные фактуры, подчеркивающие сложную, художественную натуру бывшего главы оформительского отдела. Кстати, бархат - это очень французская ткань. Когда-то Наполеон даже запретил ввоз английского сукна во Францию и обязал весь двор патриотично одеваться в бархат и лионские шелка, дабы поддержать местных производителей. Так что, пиджаки Анри еще и отражают его национальность.

    Ну и во времена испытаний из костюма персонажа снова уходит цвет...

    Агнес Таулер. Английская роза. (спойлер!)

    Прошло время. Агнес вернулась из столицы моды Парижа, где стажировалась в качестве декоратора в магазине "Галерея Лафайет". Теперь она больше не похожа на маленькую, испуганную птичку. Агнес расцвела в буквальном смысле этого слова: в каждом ее наряде вы увидите распустившиеся цветы.

    "В Великобритании мы не имеем столько денег, как в Америке, чтобы снимать сериалы, - говорит Джеймс Кист, - к тому же, в основном мы снимали в магазине, где много черного цвета, потому что такова была дневная униформа персонала, и я захотел ввести некоторые цвета".

    Богатые дамы. Роскошь в деталях.

    "Я сосредоточился на деталях, чтобы показать различия между классами - чем богаче персонаж, тем четче детали костюма".

    "Для богатых дам я использовал кружева, цветы, бисер, шелк и атлас. Шерстяные, хлопчатобумажные ткани и лен - для всех остальных. Большинство костюмов были сшиты, но вся отделка - старинная, она была куплена мною на аукционах и eBay".
    Несмотря на то, что со времени действия первого сезона прошло лишь 5 лет, к 1914 году женская мода достаточно сильно изменилась. Даже силуэт стал другим".

    Костюмы 1-го сезона

    Если в 1909 году платья словно соскальзывали волной вдоль тела, "растекаясь лужицей" внизу, то в 1914-м году они имели завышенную талию, юбки были заужены книзу, и напоминали по силуэту сигару. Ходить в таких юбках было сложно, поэтому они значительно укоротились.

    1914 г. Обратите внимание, как тщательно проработан низ платья, привлекая внимание на изящную ножку.

    Женский туалет для визитов стал напоминать современный деловой костюм, строящийся по принципу: жакет, юбка, блузка.

    Леди Мэй в костюме

    Роуз в костюмах.

    Роуз. Хранительница очага.

    И пара слов о стиле Роуз. Создатели сериала сделали главных персонажей более привлекательными, чем их прототипы.

    Розали, настоящая жена Селфриджа.

    Так выглядела жена Селфриджа приблизительно в 1910-х гг.

    А это прелестная Фрэнсис О’Коннор в роли Роуз.

    Для того, чтобы подчернуть мягкость, женственность характера персонажа, художник по костюмам часто одевает Роуз в белый (молочный или цвет слоновой кости) цвет. Ангельский цвет, который ассоциируется у нас с чистотой.

    Идеально сюда вписалась популярная в те годы белая кружевная блузка. Поскольку уже было изобретено дешевое машинное кружево, подобную блузку могла себе приобрести каждая барышня.

    Согласитесь, как жена Селфриджа (и американка), она могла бы одеваться более богато и вычурно. Но создатели сериала хотели нам продемонстрировать другие качества Роуз: скромность и изящество.

    Ну вот и закончилась наша экскурсия по костюмам персонажей сериала "Мистер Селфридж". Возможно, вы еще хотели услышать про стиль леди Мэй, но тут рассказывать особенно нечего: ярко, дорого, броско. Зато значительно лучше, чем в прошлом сезоне.

    Кому мало моего рассказа, можно посмотреть ролик:

    И последнее, почти анекдот.
    В одном интервью Джереми Пивен рассказал, как один раз к нему в магазине "Селфриджес" (куда он любит ходить за покупками, поскольку, сам актер - большой модник) подскочила взволнованная дама и начала предъявлять претензии по поводу сделанного ей в салоне магазина маникюра, закончив речь словами: "Разберитесь уже со своим персоналом!" Пивен страшно горд тем, что у публики стала стираться грань между ним и настоящим Селфриджем))

    Теперь предлагаю вам заглянуть на съемочную площадку сериала и посмотреть, как создавался волшебный мир магазина "Селфриджес" 1910-х гг. Мне попалась подборка фотографий с пояснениями художника-постановщика сериала Сони Клаус, я перевела текст, так что - смотрим и читаем!


    Актер Джереми Пивен (Г. Селфридж)

    Но сначала немного о самой Соне Клаус. Она больше известна как художник-декоратор режиссера Ридли Скотта, в ее резюме числятся: "Гладиатор", "Царство небесное", "Люди Икс: Первый класс", "Прометей", "Советник" и др. Исполнительный продюсер сериала Кейт Льюис сказала: "Соня была декоратором Ридли Скотта в течение многих лет, и ее внимание к деталям и дизайну феноменально. Чтобы показать, как это было бы в 1914 году, Соня в сотрудничестве с нашим ведущим режиссером Энтони Бирном сделала магазин еще более роскошным и элегантным".

    1. Магазин

    В бархатном пиджаке - режиссер Энтони Бирн, он снимал сериал "Вверх и вниз по лестнице".

    Поиск перчаток для отдела аксессуаров был облегчен благодаря щедрому подарку от британской компании Dent and Sons (основанной в 1777): 180 пар женских кожаных перчаток и подставок для их демонстрации. Остальные перчатки, купленные на аукционах для 1-го сезона, были сложены попарно и теперь снимались в таком виде.

    Так этот отдел выглядел в 20-х гг. ХХ века .

    Клаус и ее команда оформила парфюмерный отдел Selfridge , вспоминая духи, которыми пользовались их матери и бабушки: Yardly, Guerlin, Floris, Shalimar, Caron, Penhaligon"s и другие. Дизайнеры удивились щедрости парфюмерных компаний, которые пошли им навстречу и предоставили для съемок много ценных флаконов из своих архивов. Французский дом "Карон" даже одолжил им большую урну из хрусталя и 24-каратного золота. Раньше покупатели часто использовали свои собственные парфюмерные флаконы, в которые продавцы наливали духи прямо на прилавке.

    Особенно обрадовалась Клаус большой бутылке с парфюмом от Penhaligon"s : "Увидев такую, вы просто не захотите покупать маленькую. Сразу думаешь: хочу одну из тех !"

    Клаус внесла существенные изменения в ресторан Palm Court , добавив бар с шампанским при входе и построив открытую террасу. Но больше всего она гордится полукруглыми кабинками для сидений, которые она установила, потому что с другой стороны стены находится женский отдел мод, и кажется, что это - раздевалки для дам. Она объясняет: "На самом деле, я хитро маскирую тот факт, что они были другой стороной кабинок в Palm Court !"

    Магазинный этаж Selfridges постоянно менялся (демонтировался), чтобы сниматься в качестве других отделов магазина. На первом этаже был Palm Court и отдел дамских мод.

    2. Клуб "Дельфинс"

    Для колористического решения и текстиля Клаус обратилась к эдвардианскому периоду и ощущению "выцветшего величия", который она пыталась передать через павлиний сине-зеленоватый цвет, цвет мака и терракоты с золотом и зеленью. Она объясняет: "При создании эпохи всегда очень важно сохранить ощущение подлинности. Поэтому нужно изучать картины. Трудно ориентироваться на фотографии, поскольку большинство из них - черно-белые. Моими источниками вдохновения были Тулуз-Лотрек и британские художники конца 19 века Альма Тадема и Фредерик Лейтон, потому что они использовали популярные тогда цвета, и это дает убедительности нашей воссоздаваемой эпохе".

    Тулуз-Лотрек Анри. Обучение танцу в Мулен Руж.

    Lawrence Alma-Tadema. Ask Me No More.

    Music Lesson by Lord Frederic Leighton

    Клаус знала, как сделать "Дельфинс" таинственнее и загадочнее. Был ли клуб "Дельфинс" на первом этаже? На втором этаже? В подвале? "Когда вы идете внутри, вы дезориентированы как профессиональный игрок, вы уже ни в чем не уверены... там много комнат и извилистых коридоров, пространство похоже на садок для кроликов. Важно было получить ощущение путанности: вы, возможно, идете вверх, но опускаетесь вниз, возможно, вы уже в другом здании и снова идете вниз".

    Клаус хотела сделать клуб таким же таинственным, как и сам характер Дельфин. Кто такая Дельфин? Клаус шутит: "Раньше она делала фальшивые паспорта и мошенничала с деньгами... Она не может просто открыть ночной клуб и иметь пару мужей. О, нет, нет, она гораздо более интереснее, чем все это"

    3. Дом Селфриджа

    Для второго сезона дом Селфриджа перестроили: ведь прошло пять лет и Гарри не мог отставать от стилей и моды того времени, поскольку он сам торговал предметами декора.

    Клаус внесла много изменений в дом Гарри; она добавила огромный камин, чтобы изменить расположение столовой, которая теперь может обслуживаться прямиком из кухни. Она поменяла обои, освещение, мебель и полностью переделала спальню Роуз, добавив гардеробную.

    Клаус часто использует ткани, купленные в путешествиях и те, которые она забрала с других проектов: например, покрывало Роуз сшито из куска ткани, которое Соня сохранила после своей работы в качестве декоратора в фильме "Гладиатор". Когда съемки закончились, покрывало было выброшено, Клаус спасла его от мусорного контейнера и хранила в течение многих лет. В сериале использовалась еще одна интересная ткань из коллекции Клаус: лоскут красивого шелка, который она купила для фильма "Лара Крофт" с Анджелиной Джоли. Когда этой тканью, которую художник хранила более десяти лет, декорировали кровать Роуз, Клаус вздыхала: "О, это было моей мечтой, сохранить ее для своего дома", на что драпировщик Майк пошутил: "Не берите в голову, может быть это и есть - дом вашей мечты!"

    Видео, где художник проводит прекрасную экскурсию по съемочной площадке:

    С улицы, это здание - заброшенная ковровая фабрика, но внутри - дом Гарри Селфриджа и знаковый магазин.
    Художник-постановщик Соня Клаус любезно взяла нас в турне по съемочной площадке и рассказала, как создавался великолепный фон для шоу. Она объяснила, что действие 2-го сезона сериала происходит в 1914 году - через 5 лет после того, когда мы в последний раз видели Гарри. Соня говорит: "Люди хотят видеть каждый дюйм декораций, подчеркивающий, что Гарри стал миллионером". Поэтому Соня и ее команда дизайнеров внесли изменения в столовую и гостиную.
    Джереми Пивен: "У нас на съемочной площадке сейчас чувствуется женское влияние. Все выглядит более богатым и красивым. Я предполагаю, что тут во многом нужна была женская рука". В то время как нас впечатляет дом Селфриджа, реальная радость приходит, когда вы входите через вращающиеся двери в магазин Selfridges . Они массивные!
    Аманда Аббингтон (мисс Мардл ): "Каждый день вы словно находитесь в магазине игрушек, потому что играете с этим замечательным реквизитом. Вы переноситесь в 1914-1915 гг, и это замечательно!"
    В сериале снимаются как настоящие предметы, которые покупатели могли бы увидеть в Selfridges , так и воссозданные местными дизайнерами - вплоть до мельчайших пуховок.
    Соня рассказывает о чайном салоне, который в те годы был местом для отдыха.
    Исполнительный продюсер Шерри Гулд: "Это потрясающе. Я имею в виду, что художник является абсолютным гением, а ее команда - сказочники, они действительно подняли уровень сериала".