Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста "пернатые друзья"

     Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста

    Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
    Снится ночью пауку
    Чудо - юдо на суку.
    Длинный клюв и два крыла…
    Прилетит – плохи дела.
    А кого паук боится?
    Угадали? Это… (Птица)
    Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре - викторине «Знатоки птиц». В викторине участвуют две команды. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
    Правила игры: я расскажу вам о правилах игры. На обсуждение ответа дается одна минута. Если команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. Итак, начинаем нашу викторину. 1 конкурс «Разминка». Вам поочередно надо быстро ответить на вопросы. 1. Какую птицу называют «белобока»? 2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) 3. Назови птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой? 4. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.) 5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.) 6. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). 7. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края. 8. Как мы можем помочь зимующим птицам? По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону. 2 конкурс «Перелётные и зимующие птицы» Разделите картинки с изображением птиц на зимующих птиц и перелётных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно). 3 конкурс «Чей клюв лучше» Сейчас мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. Назовите, чьи это клювы (клеста – клювом достаёт семена из еловых шишек; вороны – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; орла – острый загнутый клюв, это хищная птица; лебедя – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей). 4 конкурс: «Загадки о птицах». В этой категории каждой команде предлагается ответить по 3 загадки.
    1. Кто в лесу деревья лечит,
    Не жалея головы?
    Тяжела его работа-
    Целый день долбить стволы (Дятел).
    И в лесу, заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей бояться этих,
    Мыши прячутся, дрожа!
    Очень уж суровы
    Филины и ….(Совы)
    2 Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это…..
    (Снегири)
    На скале он строит дом.
    Разве жить не страшно в нем?
    Хоть кругом и красота,
    Но такая высота!
    Нет, хозяин не боится
    Со скалы крутой скатиться-
    Два огромных крыла
    У хозяина……. (Орла)
    3. Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели?
    Голосистее, нежней?
    Кто же это? (Соловей) Прокукует, подсчитаешь,
    Сколько жить тебе узнаешь!
    Птичка, серая подружка,
    А зовут ее... (Кукушка))
    Игра «Кормушка» Ход и правила игры. В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в ней мелкие одинаковые предметы. Малые обручи – «гнезда», «скворечники» , «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза. 5 Конкурс: «Кто как летает» По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам). Назовите, кто летит (утка, ласточка, сорока, цапля, ворона, гусь). 6 Конкурс «Узнай птицу по голосу» (Аудиозапись голосов птиц) 7 Конкурс «Из какой мы сказки?» Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится. 1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»). 2. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). 3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому, что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка) 4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»). 5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша). 6 . Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»). 8 Конкурс чтецов: За каждое рассказанное стихотворение или загадку о птице дается дополнительный жетон. Игра «Ловлю птиц на лету». Один из играющих - птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома. На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам. Игра повторяется. Правила:
    Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке
    Каждая группа занимает только свой дом.
    Тот, кто ошибется, выходит из игры.
    Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет место домов для птиц. (Подсчет жетонов. Вручение медальонов «Знатоки птиц»)
    Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботься о них зимой, и беречь природу – потому, что природа – это дом для птиц.

    Цели:

    • проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;
    • продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
    • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

    Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 8, грамзаписи с голосами птиц, призы для участников, диплом для победителя, грамоты для участников, жетоны-звёзды, изображения птиц, табло с заданиями, зашифрованное слово, репродукция картины.

    Подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.

    Ход игры

    Вступительное слово учителя. (включается грамзапись с голосами птиц)

    Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Красноярского края. Здесь в тайге и тундре, в горах и лесах обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

    Какую ещё пользу приносят птицы?

    (Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей; разносят семена…)

    Многие птицы на юг улетают,
    Многие зиму у нас коротают.
    Галка, ворона, снегирь, воробей.
    Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

    (дети называют зимующих и перелётных птиц)

    Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

    Отборочный тур.

    Викторина.

    Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

    Кого называют лесным доктором? (дятла)

    Как охотники называют глухарку? (капалуха)

    Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)

    (лесные вороны живут парами 200 лет)

    Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

    Когда отмечается Международный день птиц?

    Условия игры “Звездный Час”.

    Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура, 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

    Итак, объявляется начало 1 тура.

    1 тур.

    На табло изображены птицы.

    Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете.

    Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.

    Вопросы 1 тура.

    1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной?

    (2 – снегирь)

    1 ученик.

    Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.

    2 ученик.

    Ты Север знаешь и Сибирь,
    Ты грудь обжёг себе, снегирь.
    Каким холодным зимним днём
    Ты опалил её огнём?
    И стало красное пятно
    В твоём роду давным- давно…

    (А. А. Прокофьев)

    2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)

    В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

    3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)

    3 ученик.

    Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.

    4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)

    4 ученик.

    Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам.

    Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

    5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)

    5 ученик.

    Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

    Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

    6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)

    6 ученик.

    Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.

    Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

    (грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)

    7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)

    Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.

    8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)

    7 ученик.

    Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.

    Подводятся итоги 1 тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

    2 тур.

    На табло изображены птицы.

    1 2 3

    Вопросы 2 тура.

    1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст)

    Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

    2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи)

    Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 - 20 гнёзд.

    Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих.

    Подводятся итоги 2 тура, остаются в игре 4 участника.

    3 тур.

    (репродукция картины известного художника “Грачи прилетели”)

    (звучит тихая мелодия)

    Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю.

    Вопрос 3 тура.

    Кто из перечисленных художников написал эту картину? (2 – Саврасов)

    1

    Васнецов

    2

    Саврасов

    3

    Подводятся итоги 3 тура.

    Дополнительные вопросы, если дети набрали одинаковое количество жетонов

    Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух)

    Самая маленькая птичка хвойных лесов? (королёк)

    Какая птица имеет самый длинный язык - 8 – 10 см? (дятел)

    Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб)

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

    Почему так назвали птицу козодой? (имеют большой рот, но к стаду подлетают, чтобы охотиться на насекомых)

    Какая птица кричит кошкой? (иволга)

    Какая птица шипит, словно змея? (вертишейка)

    Финал игры.

    (2 участника будут вести борьбу за звание лучшего знатока природы и птиц)

    Загадка.

    Вертится, стрекочет,

    Весь день хлопочет.

    Задание на финал.

    Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов.

    (КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…

    Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока, слово победителю.

    Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.

    До новых встреч, юные любители природы!

    Татьяна Григорьева

    Цель : развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых .

    Задачи : уточнить и расширить знания детей о птицах Ростовской области ; формирование умений и навыков наблюдения за птицами .

    Предварительная работа : Беседы о птицах , наблюдение за птицами , чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах , рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

    Оборудование к викторине :

    разрезанные картинки снегиря и синицы, изображение кормушки и различных птиц , магнитная доска, карточки для игры «четвертый лишний» на каждого участника, фишки, медали.

    Ход викторины:

    Ведущая : Здравствуйте ребята! Вы знаете, какой сегодня праздник? Сегодня мы отмечаем День птиц !

    В викторине участвуют две команды Пташки и Ласточки.

    В игре несколько туров, в которых командам предлагается отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команде выдается жетон. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

    Викторина :

    Всё о птицах

    На кормушке.

    Птичьи загадки.

    Узнай и назови.

    Из какой мы сказки?

    Третий лишний.

    Собери по частицам.

    1 задание : Всё о птицах

    Вопросы :

    1. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

    2. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)

    3. Руки птицы . (Крылья.)

    4. Ноги утки. (Лапы.)

    5. Лесной доктор. (Дятел.)

    6. Какую птицу называют «лесным доктором» ? (дятел)

    7. Какая птица не вьёт гнездо ? (кукушка)

    8. В какое время птицы вьют гнезда ? (весна)

    9. Для чего нужны всем птицам хвосты ? (управление в полете)

    10. Какая птица не спит ночами ? (сова)

    11. Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)

    12. У какой птицы дом на скале ? (орел)

    2 задание : «На кормушке»

    Вед : Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру. На столе разложены картинки с изображением птиц , ваша задача поместить зимующих птиц на кормушку , а перелетных на дерево.

    3 задание : «Птичьи загадки»

    1. Кто в беретке ярко-красной,

    в черной курточке атласной? На меня он не глядит,

    все стучит, стучит, стучит.

    (дятел)

    2. Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (соловей)

    3. И в лесу, заметьте дети,

    Есть ночные сторожа.

    Сторожей боятся этих,

    Мыши прячутся, дрожа!

    Очень уж суровы филины и… (совы)

    4. В серой шубке перовой

    И в морозы он герой,

    Скачет, на лету резвится,

    Не орёл, а всё же птица . (Воробей)

    5. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

    Вот и весь репертуар.

    Оглашает крону клёна

    Своим пением (ворона)

    6. Угадайте, что за птичка

    Тёмненькая невеличка?

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два конца.

    (ласточка)

    7. Он прилетает каждый год

    Туда, где домик ждёт.

    (Скворец)

    8. Спинкой зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика. (Синица)

    9. Зимой на ветвях яблоки!

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это (снегири)

    4 задание : «Узнай и назови»

    В этом туре ребятам предоставляется возможность узнать птиц по фотографиям .

    5 задание : «Из какой мы сказки?»

    Птицы источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей, поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы посмотрим, как вы помните сказки.

    1. С какими птицами летала лягушка - путешественница? (с дикими утками)

    2. Какой птицей стал гадкий утенок , когда вырос? (лебедем)

    3. Какую птицу спасла Дюймовочка ? (ласточку)

    4. У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (у вороны)

    5. Какая птица , когда стучались в дверь, спрашивала : «Кто там? Кто там?» (Галчонок)

    6. Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши» (Каркуша)

    7. Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)

    8. Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок с яблоками» (ворона)

    ФИЗМИНУТКА : «Стая птиц летит на юг »

    Стая птиц летит на юг ,

    Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

    Чтоб скорее прилетать,

    Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

    В небе ясном солнце светит,

    Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

    А внизу леса, поля –

    Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

    Птички начали спускаться,

    На поляне все садятся.

    Предстоит им долгий путь,

    Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

    И опять пора в дорогу,

    Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» )

    Вот и юг. Ура! Ура!

    Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

    6 задание : «Третий лишний»

    Ведущий : «Перед вами лежат три карточки с изображением птиц , нужно догадаться и назвать лишнюю птицу из трех и объяснить , почему она лишняя»

    7 задание : «Собери по частям»

    Ведущий «Перед вами четыре части от одной картинки, собрав их в одну картину, вы увидите, какая птица изображена »

    Подведение итогов : подсчет жетонов, раздача медалей.








    Публикации по теме:

    Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц». Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста.

    КВН «Друзья птиц» для детей подготовительной группы Программное содержание: - Расширять представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важные роли в природе и для человека. - Побуждать.

    Открытая НОД детей подготовительной группы. Игра-викторина КВН «Хочу всё знать!» Открытая НОД детей подготовительной группы игра-викторина КВН «Хочу всё знать!». Подготовили и провели: педагог-психолог Кашаева К. В.

    «Что нам осень подарила?» Викторина для детей логопедической подготовительной группы «Что нам осень подарила?» Викторина для детей логопедической подготовительной группы (Открытое мероприятие для родителей). Образовательные.

    Игра – викторина для дошкольников «Знатоки птиц» Цель: обобщение знаний о птицах. Задачи: 1. Закреплять знания детей о птицах. 2. Формировать умение работать в коллективе. 3. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам. Сценка. Роли исполняют заранее подготовленные дети. Действующие лица: Автор, Сорока, Ворона, Дятел, Зяблик. Автор. Встретились однажды Сорока и Ворона. На сцене появляются сорока и Ворона. Сорока: Куда летишь, ворона? Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить. Сорока: Тебе же хорошо было на старой сосне. Ворона: Да я там нагрязнила. Сорока: Ну ты и на новом месте не уживёшься! Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик. Дятел: Здравствуй, Зяблик старый! Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой! Дятел: А ты как узнал, что я молодой? Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый? Дятел: По носу! Нос у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый! Герои сценки уходят за кулисы. Воспитатель: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей.) Да, говорить мы будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают. (Звучит запись голосов птиц.) - Сегодня, ребята, мы поиграем в КВН. КВН-соревнование в остроумии и знании. Нужно знания иметь прочные, быть весёлыми и находчивыми. Команды сформированы заранее. - Итак, у нас две команды «Синички» и «Снегири», в каждой команде свой капитан. - Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри. Первый конкурс «Загадочный». Каждой команде будут загадываться загадки. 1. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока А зовут её …….. 2. Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой Всё равно он будет мой. 3. Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. 4. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю Чик-чирик, не робей, Я бывалый … 5. Окраска сероватая Повадка вороватая Крикунья хрипловатая, Известная персона Это ж я … 6. Ну а я, не зная сна Ловлю мышей до поздна Даже шорох лёгкий слышу Не уйти, пожалуй, мышке. Второй конкурс «Вопрос-ответ». 1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде. 2.Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом. 3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. 4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси. 5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом. 6.Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля. 7.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда. 8.Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса. Третий конкурс «Пословицы и поговорки». Каждая команда называет пословицы и поговорки по очереди. Например: 1.Одна ласточка весны не делает. 2.Грач на горе, весна во дворе. 3.Всяк кулик болото знает. 4.Всякая птичка свои песенки поёт. 5.Ласточка день начинает, а соловей кончает. 6.Синичка невеличка, а птичка. 7.Болтлива, как сорока. 8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов». Капитаны получают картинки с птицами, самостоятельно отбирают, выполняют задания: Задание капитану «Синичек» - отобрать картинки с оседлыми птицами. Задание капитану «Снегирей» - отобрать картинки с перелётными птицами. - А пока капитаны выполняют задания, я расскажу интересную информацию об одной птице…Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали,т.е. получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? Конечно своим криком ку-ку, сама и подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское; в Чехии-кукачка, у болгар-куквица, у немцев-кукук, у испанцев-куко. Все эти народы обратили внимание на один и тот признак-крик птицы. Игра «Птичий язык». - А теперь поиграем! Воробей - чирикает, Кукушка -… Сорока - … Ворона - … Голубь - … Курица - … Утка - … Соловей - … - Итак, наши капитаны готовы, проверим их - правильно ли выполнили задание. Пятый конкурс «Птицы в сказках». 1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? 2. Какая птица в русских народных сказках горячей огня? 3. В одной из сказок Г.Х.Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Эльзы в птиц. 4. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота? 5. С какой птицей дружил Винни Пух? 6. В какую птицу превратился гадкий утёнок? 7. Какие птицы рассказали девочке Герде, где найти Кая? 8. Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорождённых? Шестой конкурс «Поменяй букву». Детям даются карточки со словами, выполняют задание - заменить в словах по одной букве, чтобы получились названия птиц. Палка (Г) Корона (В) Капля (Ц) Врач (Г) Седьмой конкурс «Из чего строят птицы гнёзда?» Дети перечисляют по очереди (земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья). Восьмой конкурс «Охрана птиц». - Что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки) - Наш КВН подошёл к концу и сейчас подведём итоги.

    Загадки

    1. Гребешок на голове

    Две ноги и шпоры две

    Он в один и тот же час

    Рано утром будит нас.

    2. Днём спит, ночью летает,
    Ухает, людей пугает.
    В темноте горят глаза –
    Всем мышам она гроза.

    3. Любит прыгать и летать,
    Хлеб и зёрнышки клевать,
    Вместо «Здравствуйте» привык
    Говорить всем «Чик-Чирик».

    (Воробьи)

    4. Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.
    (Сорока)

    5. Одежда белая, а ножки –

    Обуты в красные сапожки

    Из моды выйдут – вот беда!

    Ему не снять их никогда

    6. На шесте – дворец.

    Во дворце – певец.

    А зовут его… (Скворец)

    7. Всех прилетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    Взад-вперед по пашне вскачь.
    А зовется птица …

    8. В воде купался, а сух остался. (Гусь)

    9. Хоть я не молоток –
    По дереву стучу:
    В нем каждый уголок
    Обследовать хочу.
    Хожу я в шапке красной
    И акробат прекрасный.

    10. Это старый наш знакомый:
    Он живет на крыше дома –
    Длинноногий, длинноносый,
    Длинношеий, безголосый.
    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту.

    11. Серая птаха в лесу живет,
    Повсюду чудесным певцом слывет.

    (Соловей)

    12. Я птица самая большая,

    В степях, пустынях я живу

    На самом жарком континенте.

    Летать я больше не могу,

    Но если хищника увижу,

    Спасаюсь бегом (как экспресс),

    Вблизи – ногами защищаюсь,

    Смотри, ко мне ты, враг не лезь.

    Вопросы

    Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

    Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

    Какая птица носит название танца? (Чечетка)

    Какая птица имеет в качестве названия фамилия писателя? (Гоголь)

    Какой город может парить в воздухе? (Орел)

    Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)

    Какая птица носит название корабля? (Фрегат)

    Какие птицы носят ботанические названия? (Подорожник, чечевица)

    Какие птицы открывают весну? (Грачи)

    Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

    Какими гребешками никто не расчесывается (Петушиными)

    Какие птицы не умеют летать (Пингвины, страусы)

    Какая птица является символом мира (Голубь)

    Какие птицы являются символом верности и любви (Лебедь)

    Вопросы на развитие мышления

    Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом легче

    переносят холод. (Слой воздуха между перьями увеличивается,

    вследствие плохой теплопроводности задержав отдачу тепла телом

    В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем

    это можно объяснить? (При полете оперение птицы сжато и

    содержится мало воздуха)

    Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?

    {Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)

    Какие птичьи тайны открывает листопад?

    (Хорошо видны гнезда пернатых)

    Дышит ли цыпленок в яйце (Да)

    Угадай сказку или басню

    1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

    (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок)

    2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки

    («Гуси-лебеди»)

    3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости

    хитрой рыжей плутовки (И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

    4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы

    послужить неплохим, источником доходов для бабки с дедом

    («Курочка-ряба»)

    5. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя

    (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

    6. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть

    с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)